Самообразование по теме : «Формирование и развитие элементарных математических представлений у дошкольников 4-5 лет посредством дидактических игр».
материал (средняя группа)
Тема: «Формирование и развитие элементарных математических представлений у дошкольников 4-5 лет посредством дидактических игр».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
samobrazovanie.docx | 21.99 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
Средняя общеобразовательная школа № 297 Пушкинского района Санкт-Петербурга
(дошкольное отделение)
ПЛАН ПО САМООБРАЗОВАНИЮ ПЕДАГОГА
Тема: «Формирование и развитие элементарных математических представлений у дошкольников 4-5лет посредством дидактических игр»
Воспитатель:
Евсеева И.В.
Санкт-Петербург
2018 г.
ВВЕДЕНИЕ
Огромную роль в умственном воспитании и в развитии интеллекта играет математика. Ее изучение способствует развитию памяти, речи, воображения, эмоций; формирует настойчивость, терпение, творческий потенциал личности. Основная цель занятий математикой – дать ребенку ощущение уверенности в своих силах, основанное на том, что мир упорядочен и потому постижим, а, следовательно, предсказуем для человека. Обучение математике детей дошкольного возраста немыслимо без использования дидактических игр. Их использование хорошо помогает восприятию материала и потому ребенок принимает активное участие в познавательном процессе.
Дидактическая игра требует усидчивости, серьезный настрой, использование мыслительного процесса. Игра – естественный способ развития ребенка.
Они интересны для детей, эмоционально захватывают их. А процесс решения, поиска ответа, основанный на интересе к задаче, невозможен без активной работы мысли. Этим положением и объясняется значение занимательных задач в умственном и всестороннем развитии детей. В ходе игр и упражнений с занимательным математическим материалом дети овладевают умением вести поиск решения самостоятельно.
Цель: создание условий для развития у детей дошкольного возраста элементарных математических представлений посредством дидактических игр.
Задачи:
- проанализировать психолого-педагогическую литературу по данной теме;
- изучить материалы в интернет источниках на данную тему;
- изготовить и составить подборку дидактических игр, заданий игрового содержания по развитию математических представлений у детей дошкольного возраста;
- использовать разработанный материал на занятиях математики с детьми;
- активно воздействовать на всестороннее развитие детей:
обогащать новыми представлениями и понятиями; закреплять знания; активизировать мыслительную деятельность.
Ожидаемый результат:
- активизация познавательного интереса дошкольников;
- развитие внимания, памяти, речи, воображения, логического мышления;
- формирование элементарных математических представлений.
Все дидактические игры можно разделить на три вида:
- игры с предметами;
- настольно-печатные;
- словесные игры.
В играх с предметами дети учатся сравнивать, устанавливать сходство и различие предметов. Ценность этих игр в том, что с их помощью дети знакомятся с признаками предметов: цветом, величиной, формой.
Словесные игры построены на словах и действиях играющих. В таких играх дети познают окружающий мир, углубляют приобретенные знания в новых связях, в новых обстоятельствах, также они направлены на развитие речи и правильной ориентировке в пространстве.
Настольно-печатные игры разнообразны по видам: парные картинки, лото, домино, мозаика, разрезные картинки и кубики. Задача этого вида игр – учить детей логическому мышлению, развивать у них умение из отдельных частей составлять целый предмет, устанавливать сходства и различия предметов, научить сравнивать и выделять признаки предметов.
Также при формировании элементарных математических способностей у дошкольников можно использовать игры на плоскостное моделирование, игры-головоломки, задачи-шутки.
Этапы работы.
1. Изучение литературы по теме.
В течение года изучить необходимую методическую литературу, а также статьи журналов, ознакомиться с материалами интернет источников.
- З.А.Михайлова «Игровые занимательные задачи для дошкольников», М.: Просвещение 1990.
- Практический курс математики для дошкольников. Методические рекомендации. — М.: Баласс, 2003 г. — 256 с.
- Т. А. Фалькович, Л. П. Барылкина «Формирование математических представлений»: Занятия для дошкольников в учреждениях дополнительного образования. — М.: ВАКО, 2005 г. — 208 с.
- «Сюжетно – дидактические игры с математическим содержанием» - А. А. Смоленцева.
- Л. Г. Петерсон, Н. П. Холина «Игралочка». Практический курс математики для дошкольников. Методические рекомендации. - М. : Баласс, 2003 г. - 256 с.
- Смоленцева А. А., Суворова О. В. Математика в проблемных ситуациях для маленьких детей. СПб. : Детство-пресс, 2004.
- Журналы «Дошкольное воспитание», «Ребёнок в детском саду», «Детский сад. Всё для воспитателя».
- http://dohcolonoc.ru
- http://nsportal.ru
- http://www.edu.ru
- http://www.detskiysad.ru
- http://www.moi-detsad.ru.
2. Изготовление и составление картотеки дидактических игр по математическому развитию для детей 4-5 лет (в течение года).
3. Создание предметно-развивающей среды в группе (уголок познавательного развития по ФЭМП) (в течение года).
4. Работа с детьми.
- Мониторинг начальных знаний об элементарных математических представлениях.
- Использовать разработанный материал на занятиях математики и в режимных моментах с детьми.
5. Работа с родителями.
- Участие родителей в изготовлении раздаточного-счетного материала и демонстрационного материала (в течение года).
- Проведение индивидуальных консультаций и бесед.
- Проведение консультаций для родителей на данную тему.
6. Отчет воспитателя о проделанной работе за год (май, 2018 г.).
Отчет воспитателя о проделанной работе за год.
- В течение года была изучена вся запланированная методическая литература, а также статьи журналов, ознакомилась с материалами интернет источников.
.
- Изготовила дидактические игры по данной теме.
- «Собери картинку по цифрам», «Чего не хватает?», «Учимся считать на пальчиках», «Деревце», «Математические пазлы», «Разрезные картинки», «Машинки», «Божья коровка», «Сколько получилось?» «Часы».
- Создала картотеку словесных дидактических игр, загадок, физкультминуток, пальчиковых гимнастик.
- Создала уголок ФЭМП, в который вошли дидактические игры, счетный материал, цифры, схемы постройки из счетных палочек, математические знаки плоские и объемные геометрические материалы.
- В течение года активно использовала созданные игры на занятиях математики и в режимных моментах с детьми.
- Родители приняли участие в создании предметно-развивающей среды в группе: помогли в изготовлении раздаточного-счетного материала и демонстрационного материала.
В течение года провела индивидуальные консультации и беседы по формированию математических представлений через дидактическую игру. Изготовила папки-передвижки «Математика в повседневной жизни ребенка» и «Занимательная математика дома».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Формирование элементарных математических представлений у детей второй младшей группы посредством дидактических игр»
Во второй младшей группе закладываются основы математического развития у детей. Для того чтобы обеспечить активную работу детей на непосредственно образовательной деятельности широко используются игро...
«Формирование элементарных математических представлений у детей второй младшей группы посредством дидактических игр»
«Формирование элементарных математических представлений у детей второй младшей группы посредством дидактических игр»1. Игры путешествие во времени.2. Игры на ориентирование в пространстве.3....
Формирование элементарных математических представлений в совместной деятельности с детьми посредством дидактической игры
Формирование элементарных математических представлений в совместной деятельности с детьми посредством дидактической игры Развитие элементарных математических представлений - это ...
Формирование и развитие элементарных математических представлений у дошкольников 4-5 лет посредством дидактических игр
ПЛАН ПО САМООБРАЗОВАНИЮ ПЕДАГОГА Тема: «Формирование и развитие элементарных математических представлений у дошкольников 4-5 лет посредством дидактических игр» Воспита...
"«Развитие элементарных математических представлений у детей среднего дошкольного возраста посредством дидактических игр и упражнений»
Долгосрочный информационно-познавательный проект....
"Формирование элементарных математических представлений у дошкольников с нарушением интеллекта посредством дидактических игр".
Влияние игровых технологий - математический кейс - на формирование элементарных математических представлений у детей с нарушением интеллекта (умственная отсталость легкой степени)...
Публичное выступление на тему: «Формирование элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста посредством дидактического пособия «Пиши - стирай».
Дети нового поколения обычно коротают своё время сидя за играми в гаджетах. Круг их интересов изменился так радикально, что даже гениальным педагогам и любящим родителям трудно приспособитьс...