Отчёт по самообразованию на тему:«Формирование элементарных математических представлений, как средство развития умственных способностей у детей».
методическая разработка по теме
Отчёт по самообразованию на тему:«Формирование элементарных математических представлений, как средство развития умственных способностей у детей».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otchyot_po_samoobrazovaniyu.docx | 20.35 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
детский сад комбинированного вида №43
города Липецка.
Отчёт по самообразованию на тему:
«Формирование элементарных математических представлений, как средство развития умственных способностей у детей».
Воспитатель: Зубова Лариса Александровна.
Готовя отчёт по самообразованию на тему: «Формирование элементарных математических представлений, как средство развития умственных способностей у детей», я познакомилась с литературой, как: «Как научить ребёнка считать» под редакцией Е.Черенковой и пособием для воспитателей подготовительной группы: «Формирование математических представлений» под редакцией Е.А.Казинцевой, И.В. Померанцевой.
Знакомясь с содержанием первой книгой, отметила, что с помощью интересных и увлекательных игр и упражнений можно постепенно и в доступной форме знакомить детей с основными количественными понятиями («больше – меньше», выше – ниже» и т.п.), цифрами, числами, простейшими геометрическими фигурами.
Отмечены лучшие методики отечественных и зарубежных специалистов, которые помогут не только обучить ребят счёту, основным арифметическим приёмам и решению простейших задачек, но и привить интерес и вкус к учёбе.
В пособии «Формирование элементарных представлений» вниманию педагога представлены подробные конспекты занятий, направленные на формирование количественных, пространственных и временных понятий, представлений о форме и величине. А так же набор физкультминуток, загадок, пословиц с математическим содержанием.
Хотелось бы подробнее остановиться на этой теме и отметить следующее:
- Что включает в себя понятие «развитие математических способностей»;
- «Специфика развития математических способностей»;
- «Логическое мышление»».
Понятие «развитие математических способностей» является довольно сложным, комплексным и многоаспектным. Оно состоит из взаимосвязанных и взаимообусловленных представлений о пространстве, форме, величине, времени, количестве, их свойствах и отношениях, которые необходимы для формирования у ребёнка «житейских» и «научных» понятий.
Под математическим развитием дошкольников понимаются качественные изменения в познавательной деятельности ребёнка, которые происходят в результате формирования элементарных математических представлений и связанных с ними логических операций. Математическое развитие – значимый компонент в формировании «картины мира» ребёнка.
Формированию у ребёнка математических представлений способствует использование разнообразных дидактических игр. В игре ребёнок приобретает новые знания, умения, навыки. Игры, способствующие развитию восприятия, внимания, памяти, мышления, развитию творческих способностей, направлены на умственное развитие дошкольников в целом.
В начальной школе курс математики вовсе не прост. Зачастую дети испытывают разного рода затруднения при освоении школьной программы по математике. Возможно, одной из основных причин подобных трудностей является потеря интереса к математике как предмету.
Следовательно, одной из наиболее важных задач воспитателя и родителя – развивать у ребёнка интерес к математике в дошкольном возрасте. Приобщение к этому предмету в игровой и занимательной форме поможет ребёнку в дальнейшем быстрее и легче усваивать школьную программу.
Специфика развития математических способностей.
В связи с проблемой формирования и развития способностей следует указать, что целый ряд исследований психологов направлен на выявление структуры способностей школьников к различным видам деятельности. При этом способностями понимается комплекс индивидуально – психологических особенностей человека, отвечающих требованиям данной деятельности и являющиеся условием успешного выполнения. Таким образом, способности – сложное, интегральное, психическое образование, своеобразный синтез свойств, или, как их называют компонентов.
Общий закон образования способностей состоит том, что они формируются в процессе овладения и выполнения тех видов деятельности, для которых они необходимы.
Способности не есть нечто раз и навсегда предопределённое, они формируются и развиваются в процессе обучения, в процессе упражнения, овладения соответствующей деятельностью, поэтому нужно формировать, развивать, воспитывать, совершенствовать способности детей и нельзя заранее точно предвидеть как далеко может пойти это развитие.
Говоря о математических способностях как особенностях умственной деятельности, следует прежде всего указать на несколько распространённых среди педагогов заблуждений.
Во-первых, многие считают, что математические способности заключаются прежде всего в способности к быстрому и точному вычислению (в частности в уме). На самом деле вычислительные способности далеко не всегда связаны с формированием подлинно математических (творческих) способностей. Во-вторых, многие думают, что способные к математике школьники отличаются хорошей памятью на формулы, цифры, числа.
Однако, как указывает академик А.Н.Колмогоров, успех в математике меньше всего основан на способности быстро и прочно запоминать большое количество фактов, цифр, формул. Наконец, считают, что одним из показателей математических способностей является быстрота мыслительных процессов. Особенно быстрый темп работы сам по себе не имеет отношения к математическим особенностям. Ребёнок может работать медленно и неторопливо, но в то же время вдумчиво, творчески, успешно продвигаясь в усвоении математики.
В.А. Крутецкий в книге «Психология математических способностей дошкольников» различает девять способностей (компонентов математических способностей):
- Способность к формализации математического материала, к отделению формы от содержания, абстрагированию от конкретных количественных отношений и пространственных форм и оперированию формальными структурами, структурами отношений и связей4
- Способность обобщать математический материал, вычленять главное, отвлекаясь от несущественного, видеть общее во внешне различном;
- Способность к оперированию числовой и знаковой символикой;
- Способность к «последовательному, правильно расчленённому логическому рассуждению», связанному с потребностью в доказательствах, обосновании, выводах;
- Способность сокращать процесс рассуждения, мыслить свёрнутыми структурами;
- Способность к обратимости мыслительного процесса (к переходу с прямого на обратный ход мысли);
- Гибкость мышления, способность к перечислению от одной умственной операции к другой, свобода от сковывающего влияния шаблонов и трафаретов;
- Математическая память. Можно предположить, что её характерные способности также вытекают из особенностей математической науки, что это память на обобщения, формализованные структуры, логические схемы;
- Способность к пространственным представлениям, которая прямым образом связана с наличием такой отрасли математики как геометрия.
Многие родители полагают, что главное при подготовке к школе – это познакомить ребёнка с цифрами и научить его писать, считать, складывать и вычитать (на деле это обычно выливается в попытку выучить наизусть результаты сложения и вычитания в пределах 10). Однако при обучении математике по учебникам современных развивающих систем (система Л.В.Занкова, система В.В.Давыдова и др.) эти умения очень недолго выручают ребёнка на уроках математики. Запас заученных знаний кончается очень быстро (через месяц-два), и несформированность собственного умения продуктивно мыслить очень быстро приводит к появлению «проблем с математикой».
В то же время ребёнок с развитым логическим мышлением всегда имеет больше шансов быть успешным в математике, даже если он не был заранее научен элементам школьной программы 9счёту, вычислениям и т.п.). Не случайно в последние годы во многих школах, работающих по развивающим программам, проводится собеседование с детьми, поступающими в первый класс, основным содержанием которого являются вопросы и задания логического, а не только арифметического характера. Закономерен ли такой подход к отбору детей для обучения? Да, закономерен, поскольку учебники математики этих систем построены таким образом, что уже на первых уроках ребёнок должен использовать умения сравнивать, классифицировать, анализировать и обобщать результаты своей деятельности.
Однако не следует думать, что развитое логическое мышление – природный дар, с наличием или отсутствием которого следует смириться. Существует большое количество исследований, подтверждающих, что развитием логического мышления можно и нужно заниматься (даже в тех случаях, когда природные задатки ребёнка в этой области весьма скромны). Прежде всего разберёмся в том, из чего складывается логическое мышление.
Логические приёмы умственных действий – сравнение, обобщение, анализ, синтез, классификация, систематизация – в литературе также называют логическими приёмами мышления. При организации специальной развивающей работы над формированием и развитием логических приёмов мышления наблюдается значительное повышение результативности этого процесса от исходного уровня развития ребёнка.
Для выработки определённых математических умений и навыков необходимо развивать логическое мышление дошкольников. В школе им понадобятся умения сравнивать, обобщать. Поэтому необходимо научить ребёнка решать проблемные ситуации, делать определённые выводы, приходить к логическому заключению.
Логические игры математического содержания воспитывают у детей познавательный интерес, способность к творческому поиску, желание и умение учиться. Необычная игровая ситуация с элементами для каждой занимательной задачи, всегда вызывает интерес у детей.
Занимательные задачи способствуют развитию у ребёнка умения быстро воспринимать познавательные задачи и находить для них верные решения. Дети начинают находить для правильного решения логической задачи необходимо сосредоточиться, они начинают осознавать, что такая занимательная задачка содержит в себе некий «подвох» и для её решения необходимо понять, в чём тут хитрость.
Логические задачки могут быть следующими:
- У двух сестёр по одному брату. Сколько детей в семье? (Ответ: 3).
Очевидно, что конструктивная деятельность ребёнка в процессе выполнения данных упражнений развивает не только математические способности и логическое мышление ребёнка, но и его внимание, воображение, тренирует моторику, глазомер, точность и т.д..
Логическое развитие ребёнка предполагает также формирование умения понимать и прослеживать причинно – следственной связи явлений и умения выстраивать простейшие умозаключения на основе причинно – следственной связи.
Таким образом, за два года до школы можно оказать значимое влияние на развитие математических способностей дошкольника. Даже если ребёнок не станет непременным победителем математических олимпиад, проблем с математикой у него в начальной школе не будет, а если их не будет в начальной школе, то есть все основания рассчитывать на их отсутствие и в дальнейшем.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Отчёт по самообразованию на тему: "Формирование элементарных математических представлений у дошкольников в рамках освоения программы Л.Г. Петерсон "Мир открытий"
Отчёт по самообразованию на тему: "Формирование элементарных математических представлений у дошкольников в рамках освоения программы Л.Г. Петерсон "Мир открытий"...
Применение интерактивных дидактических игр, как средство развития умственных способностей у детей с задержкой психического развития
На каждой ступени развития общества в условиях социальных, экономических и политических перемен становится важным, каким образом происходит обучение и воспитание детей в образовательном процессе. В на...
«Формирование элементарных математических представлений как средство развития умственных способностей у детей»
Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста имеет большую ценность для интенсивного умственного развития ребенка, его познавательных интересов и лю...
«Формирование элементарных математических представлений как средство развития умственных способностей у детей»
Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста имеет большую ценность для интенсивного умственного развития ребенка, его познавательных интересов и любознательност...
«Формирование элементарных математических представлений, как средство развития умственных способностей у детей»
Статья «Формирование элементарных математических представлений, как средство развития умственных способностей у детей» составлена в соответствии с ФГОС ДОО....
Отчёт по самообразованию. Тема "Рисование в нетрадиционных техниках как средство развития творческих способностей".
В данной презентации описана актуальность темы, показаны цели, задачи и этапы работы....
План работы по самообразованию на тему: «Музыкально-дидактические игры как средство развития музыкальных способностей у детей дошкольного возраста».
Актуальность проблемы всестороннего развития детей, а именно развитие ритмического слуха является неотъемлемой частью в развитии музыкальности детей. Оно помогает вызвать желание активно и с радостью ...