Перспективны план работы по ФЭМП
тест по математике на тему
Образовательная область "Познавательное развитие". Перспективный план работы с детьми II младшая группа, средняя группа, старшая группа, подготовительная группа.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
femp_perspekt._vse_gruppy.docx | 152.74 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА «ПРОГИМНАЗИЯ»
СОГЛАСОВАНО Зам. директора по УВР ___________ А.Ф. Берестовая « » августа 2015 г. | УТВЕРЖДЕНО Директор МБОУ НШ «Прогимназия» ______________ В.В. Горячева « » августа 2015 г. |
Перспективны план работы по ФЭМП
Образовательная область «Познавательное развитие»
Воспитатель: Гавришко Н.М.
Рассмотрено на заседании МО протокол от № _____ руководитель МО ______/______________ |
Сургут
II младшая группа ФЭМП
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
К четырехлетнему возрасту при успешном освоении Программы у ребенка сформированы умения и навыки, необходимые для осуществления различных видов детской деятельности. Изучение математики уже в дошкольном возрасте ведет к развитию логического мышления, ориентирует детей на понимание связей и отношений. Основой познания является сенсорное развитие, приобретаемое посредством опыта и наблюдений. В процессе чувственного познания формируются представления – образы предметов, их свойств, отношений. Формирование начальных математических знаний и умений у детей дошкольного возраста дает не только непосредственный практический результат (навыки счета, выполнение элементарных математических операций), но и широкий развивающий аспект. Основная цель программы – формировать элементарные математические представления у детей 3–4 лет, прививать интерес к математике, развивать математические способности. Исходя из основной цели, вытекают следующие задачи:
Развивающие: развитие познавательного интереса, логического мышления, внимания, памяти.
Образовательные: приобретение детьми дошкольного возраста знаний о множестве, числе, величине, форме, пространстве и времени как основ математического развития. Формирование навыков и умений в счете, вычислениях, измерениях, моделировании.
Воспитательные: умение проявлять волевые усилия в процессе решения математических задач, воспитание аккуратности и самостоятельности.
Эти задачи решаются комплексно, на каждом занятии.
Планируемые промежуточные результаты (интегративные качества) освоения данной программы*:
умеют группировать предметы по цвету, размеру, форме (отбирать все красные, все большие, все круглые предметы и т. д.);
могут составлять при помощи взрослого группы из однородных предметов и выделять один предмет из группы;
умеют находить в окружающей обстановке один и много одинаковых предметов;
правильно определяют количественное соотношение двух групп предметов; понимают конкретный смысл слов «больше», «меньше», «столько же»;
различают круг, квадрат, треугольник, предметы, имеющие углы и круглую форму;
понимают смысл обозначений: вверху – внизу, впереди – сзади, слева – справа, на, над – под, верхняя – нижняя (полоска);
понимают смысл слов «утро», «вечер», «день», «ночь».
* См.: От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. М.: Мозаика-Синтез, 2012. С. 117
ФЭМП
Месяц | Тема и цели занятия | Тема и цели | Тема и цели | Тема и цели | Обеспечение | Планируемые качеств | |||
Сентябрь | Адаптационный период | Занятие 1 | Занятие 2 | Художественное творчество: предлагать детям изображать простые предметы, рисовать прямые линии (короткие, длинные) в разных направлениях, перекрещивать их. Социализация: усложнять, обогащать предметно-игровую среду за счет увеличения количества игрушек | Умеет группировать предметы по цвету, | ||||
Формировать у детей основные компоненты готовности к успешному математическому развитию: социальный, психологический, эмоционально-волевой. Помочь каждому ребенку почувствовать удовлетворенность процессом обучения, не испытывать неуверенности и страха при выполнении заданий, не дать ему поддаться унынию, а вселить уверенность в успехе | Закреплять умения различать (шарик), куб | Закреплять умение различать контрастные предметы по размеру, используя при этом слова | |||||||
Продолжать развивать восприятие, | |||||||||
план | факт | план | факт | ||||||
Месяц | Тема и цели Занятие 3 | Тема и цели Занятие 4 | Обеспечение | Планируемые качеств | |||||
Октябрь | Закреплять умение различать количество предметов, используя при этом слова «один», «много», «мало». Познакомить «ни одного» | Учить отвечать на вопрос «сколь- ко?», определять совокупности Познакомить Учить сравнивать круги по размеру – большой, маленький Учить обследовать круги осязательно-двигательным путем | Художественное творчество: учить составлять из частей целостное изображение предмета; в рисунке закреплять понятие «части суток». Физическая культура: в подвижных играх закреплять | Умеет различать количество предметов, составлять из частей целостное изображение, знает геометрическую | |||||
план | факт | план | факт | ||||||
Тема и цели | Тема и цели | Обеспечение | Планируемые качеств | ||||||||||
Ноябрь | Учить сравнивать два предмета по длине Учить: – находить один и много предметов в специально созданной обстановке, отвечать на вопрос «сколько?», используя слова «один», «много»; – сравнивать два предмета по длине способами наложения и приложения. Продолжать показывать разные | Познакомить Учить различать круг и квадрат, указывать Закрепить умения: – находить один – различать Учить группировать однородные | Коммуникация: Физическая культура: формировать умения соблюдать элементарные правила, согласовывать движения, ориентироваться в пространстве. Социализация: учить собирать картинку из 4–6 частей («Наша посуда», «Игрушки» и др.) | Может различать круг | |||||||||
план | факт | план | факт | ||||||||||
Декабрь | Тема и цели | Тема и цели | Обеспечение | Планируемые качеств | |||||||||
Совершенствовать умение сравнивать два предмета по длине, результаты сравнения обозначать Закреплять умение различать и называть круг и квадрат. Совершенствовать умения: сравнивать два предмета | Учить: – сравнивать две разные группы предметов способом наложения, понимать выражения «помногу», «поровну»; – ориентироваться в расположении частей собственного тела, различать правую и левую руку Учить: сравнивать два предмета по длине, используя наложения; – активизировать употребление | Социализация: поощрять попытки детей Коммуникация: развивать умение различать и называть существенные детали Физическая культура: формировать умение строиться в колонну круг, находить свое место при построениях и перестроениях, | Может составлять при помощи взрослого группы из однородных предметов и выделять один предмет из группы. Умеет находить в окружающей обстановке один и много одинаковых предметов | ||||||||||
план | факт | план | факт | ||||||||||
Январь | Тема и цели Занятие 9 | Тема и цели Занятие 10 | Обеспечение | Планируемые качеств | ||
Учить: сравнивать два предмета, контрастных по ширине, используя приемы наложения и приложения; обозначать результаты сравнения словами «широкий – узкий», «шире – уже» Совершенствовать умения: сравнивать два предмета по ширине; сравнивать две равных группы предметов способом наложения; закреплять умение различать и называть круг и квадрат | Познакомить Закреплять | Художественное творчество: подводить детей к изображению предметов разной формы. Коммуникация: учить составлять небольшой рассказ или сказку с употреблением слов «вчера», «сегодня», «завтра». Социализация: учить использовать в играх строительный материал (кубы, бруски, пластины) | Умеет объединяться со сверстниками для игры в группу из 2–3 человек на основе личных симпатий, выбирать роль | |||
Подводить детей к простейшему анализу созданных построек. Совершенствовать конструктивные умения. Закреплять умение различать, называть и использовать основные строительные детали (кубики, кирпичики, пластины, цилиндры, трехгранные призмы), сооружать новые постройки, используя полученные ранее умения (накладывание, приставление, прикладывание), использовать в постройках детали разного цвета. | ||||||
план | факт | план | факт | |||
Февраль | Тема и цели Занятие 11 | Тема и цели Занятие 12 | Обеспечение | Планируемые качеств | ||
Совершенствовать Упражнять в умении определять пространственные направления от себя и обозначать их словами «впереди – сзади (позади)», «вверху – внизу», «справа (направо) – слева (налево)» Познакомить с приемами сравнения двух предметов по высоте; учить понимать слова «высокий – низкий», «выше – ниже». Совершенствовать навыки сравнения двух равных групп предметов способом приложения и пользоваться словами «помногу», «поровну», «одинаково», «столько – | Упражнять в сравнении: – двух предметов по высоте; – двух равных групп предметов способом наложения и приложения. Продолжать показывать разные способы обследования предметов, активно включать движения рук по предмету и его частям. Учить: сравнивать две неравные группы предметов способом наложения; – обозначать результаты сравнения словами «больше – меньше», «столько – сколько». Совершенствовать восприятие детей, включая все органы | Художественное творчество: учить составлять из частей целостное изображение предмета; в рисунке закреплять понятие «части суток». Физическая культура: закреплять понятия «вверху – внизу», «слева – справа». Коммуникация: учить составлять описание по картинке с использованием понятий «вверху», «внизу», «слева», «справа», «впереди», «сзади» | Умеет пользоваться и понимает смысл Обозначений: «вверху – внизу», «впереди – сзади», «слева – справа», «на», «над – под», «верхняя – нижняя» (полоска). | |||
план | факт | план | факт | |||
Март | Тема и цели Занятие 13 | Тема и цели Занятие 14 | Обеспечение | Планируемые качеств | ||
Учить: сравнивать две неравные группы предметов; обозначать результаты сравнения словами «больше – меньше», «столько – Закреплять: способы сравнения двух предметов по длине, ширине, высоте; обозначать результаты соответствующими словами | Закреплять умение различать и называть части суток: «день», «ночь» Формировать умение различать количество звуков на слух (много и один). Закреплять способы сравнения предметов. | Социализация: Коммуникация: помогать детям доброжелательно общаться друг с другом. Художественное творчество: предлагать детям лепить несложные предметы, состоящие из нескольких частей | Понимает смысл слов «утро», «вечер», «день», «ночь»; правильно | |||
Побуждать детей к созданию вариантов конструкций, добавляя другие детали (на столбики ворот ставить трехгранные призмы, рядом со столбами –кубики и др.); изменять постройки двумя способами: заменяя одни детали другими или надстраивая их в высоту, длину (низкая и высокая башенка, короткий и длинный поезд) | ||||||
план | факт | план | факт | |||
Апрель | Тема и цели Занятие 15 | Тема и цели Занятие 16 | Обеспечение | Планируемые качеств | ||
Учить воспроизводить заданное количество предметов и звуков по образцу в пределах трех (без счета и называния числа). Совершенствовать умение различать и называть знакомые геометрические фигуры: круг, квадрат, Упражнять: в умении сравнивать два предмета по размеру; обозначать результаты сравнение словами «большой», «маленький». Совершенствовать навыки установления тождества и различия предметов по их свойствам: величине, форме, цвету. Подсказывать | Учить различать определенное количество движений и называть их словами «один», «много». Совершенствовать умение составлять группу из отдельных предметов и выделять один предмет из группы. Развивать внимание и мышление Закреплять умение различать и называть части суток: «утро», «вечер». Развивать мышление: учить видеть закономерности в расположении предметов и воспроизводить их | Социализация: помогать детям объединяться для игры в группы по 2–3 человека на основе личных симпатий. Безопасность: расширять представления Художественное творчество: учить составлять из частей целостное изображение предмета; в рисунке закреплять понятие «части суток», | Различает круг, квадрат, треугольник, предметы, имеющие углы | |||
план | факт | план | факт | |||
Май | Тема и цели Занятие 17 | Тема и цели Занятие 18 | Обеспечение | Планируемые качеств | ||
Закреплять умение сравнивать две равные группы предметов способами наложения и приложения. Учить определять пространственное расположение предметов, используя предлоги на, под, в и т. д. Совершенствовать умение различать и называть геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник, куб. Развивать внимание, мышление, память, воображение | Обогащать чувственный опыт детей и умение фиксировать его в речи Совершенствовать умения ориентироваться в расположении частей своего тела и в соответствии с ними различать пространственные направления от себя; формировать умение ориентироваться в контрастных частях суток (день – ночь, утро – вечер) | Художественное творчество: выполнить аппликацию Коммуникация: развивать умение понимать обобщающие Физическая культура: формировать умение соблюдать элементарные правила, согласовывать движения, ориентироваться в пространстве | Умеет соотносить форму предметов | |||
Обогащать чувственный опыт детей и умение фиксировать его в речи. Совершенствовать восприятие детей, активно включая все органы чувств. Развивать образные представления | ||||||
план | факт | план | факт | |||
Месяц | Тема и цели занятия I-й недели | Тема и цели занятия II-й недели | Тема и цели занятия III-й недели | Тема и цели занятия IV-й недели | Обеспечение интеграции образования | Планируемые результаты развития интегративных качеств | |
Сентябрь | Тема:
| Адаптационный период | Занятие 1 | Занятие 2 | Занятие 3 | Познание: Формировать умение ориентироваться в пространстве и во времени; учить сравнивать предметы и группы предметов по величине, по цвету. Коммуникация: учить правильно употреблять в речи сравнительные прилагательные. | Умеет првильно употреблять слова, обозначающие результаты сравнения: поровну, столько же, больше, меньше и составлять с ними словосочетания. Умеет определять и правильно называть части суток; владеет умением определять положение предметов по отношению к себе. |
Цели: | Подготовить детей к организованным занятиям по Формированию Элементарных Математических Представлений (способы измерения величин, количественные представления, ориентировка в пространстве и во времени и т.п.). | Совершенствовать умение сравнивать две группы предметов, обозначать результаты сравнения словами: поровну, столько-сколько. Закреплять умение сравнивать два предмета по величине, обозначать рез0ультаты сравнения словами: большой- маленький, больше- меньше. Упражнять в определении пространственных направлений от себя и называть их словами: впереди, сзади, слева, справа. | Учить
Уточнять представления о равенстве и неравенстве двух групп предметов. Закреплять умение различать и называть части суток (утро, день, вечер, ночь) | Упражнять в умении различать и называть геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник. Совершенствовать умение сравнивать два предмета по длине и ширине, обозначать результаты сравнения словами: длинный- короткий, длиннее- короче, широкий- узкий, шире- уже. |
Средняя группа
Месяц | Тема и цели занятия I-й недели | Тема и цели занятия II-й недели | Тема и цели занятия III-й недели | Тема и цели занятия IV-й недели | Обеспечение интеграции образования | Планируемые результаты развития интегративных качеств | |
Октябрь | Тема:
| Занятие 1 | Занятие 2 | Занятие 3 | Занятие 4 | Познание: Учить определять пространственные направления, используя систему отсчёта. Чтение: Закреплять представления о составе числа 3 во время чтения сказки «Три медведя». Физическая культура: В двигательном режиме закреплять понятия «вверху -внизу», «слева – справа» | Эмоционально воспринимает сюжет сказки «Три медведя» и умеет интонационно выделять речь персонажей; владеет навыком правильного согласования числительных в роде и падеже; проявляет интерес к экспериментированию при определении пространственных направлений; умеет выполнять упражнения, ориентируясь в пространстве, и находить правую и левую стороны. |
Цели: | Продолжать учить Сравнивать две группы предметов по форме; Называть отдельные части своего тела, в том числе симметричные (правая или левая рука, нога и т.д.) Использовать систему отсчёта пространственны направлений «на себя» в разных жизненных ситуациях при выполнении заданий на ориентировку в пространстве. Закреплять умение различать и называть плоские геометрические фигуры: квадрат, круг, треугольник. Упражнять в сравнения двух предметов по высоте, обозначая словами высокий- низкий, выше- ниже. Помочь детям овладеть ориентировкой в окружающем «на себя». | Учить понимать значение итогового числа, полученного в результате счёта предметов в пределах 3, отвечать на вопрос «Сколько?». Упражнять в умении определять геометрические фигуры (шар, куб, квадрат, треугольник, круг) осязательно-двигательным путём. Закреплять умение различать левую и правую руку, определять пространственные направления и обозначать их словами: налево - направо, слева – справа. | Учить считать в пределах 3, используя следующие приёмы: при счёте правой рукой указывать на каждый предмет слева направо, называть числа по порядку, согласовывать их роде, числе и падеже. Упражнять в сравнении двух предметов по величине (длине, ширине, высоте). Расширять представления о частях суток и их последовательности. | Учить: Соотносить числительные с элементами множеств в пределах 3; Самостоятельно обозначать итоговое число; Осваивать собственное тело как точку отсчёта пространственных направлений («на себя»). Развивать умение определять пространственные направления в окружающем от себя, от другого человека, от других предметов, использовать это как систему отсчёта («от себя», «от другого человека», « от любых предметов»): вверху, внизу, впереди, сзади, слева, справа. |
Месяц | Тема и цели занятия I-й недели | Тема и цели занятия II-й недели | Тема и цели занятия III-й недели | Тема и цели занятия IV-й недели | Обеспечение интеграции образования | Планируемые результаты развития интегративных качеств | |
Ноябрь | Тема:
| Занятие 1 | Занятие 2 | Занятие 3 | Занятие 4 | Коммуникация: формировать умение давать полноценный ответна поставленный вопрос; учить правильно употреблять в речи числительные и составлять словосочетания с ними. Музыка: на примере музыкальных произведений закреплять понятия «быстро-медленно». | Владеет умением составлять короткие предложения с использованием числительных; умеет в игре со сверстниками использовать в речи считалочки; умеет петь и выполнять движения в соответствии с музыкальным темпом произведения (медленно, быстро) |
Цели: | Закреплять умение считать в пределах 3 Познакомить с порядковым значением числа. Учить отвечать на вопрос «Который по счёту?». Упражнять в умении находить одинаковые по длине, ширине, высоте предметы. Познакомить с прямоугольником на основе сравнения его с квадратом. | Показать образование числа 4 на основе сравнения двух групп предметов, выраженных числами 3 и 4. Учить считать в пределах 4. Расширять представления о прямоугольнике на основе его с треугольником. | Закреплять умение считать в пределах 4. Познакомить с порядковым значением числа. Учить отвечать на вопросы «Сколько?», «Который по счёту?», «На котором месте?». Упражнять в умении различать и называть геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник, прямоугольник. Раскрыть на конкретных примерах значение понятий: быстро, медленно. | Познакомить с образованием числа 5. Учить считать в пределах 5. Закреплять представления о последовательности частей суток. Развивать воображение, наблюдательность. |
Месяц | Тема и цели занятия I-й недели | Тема и цели занятия II-й недели | Тема и цели занятия III-й недели | Тема и цели занятия IV-й недели | Обеспечение интеграции образования | Планируемые результаты развития интегративных качеств | |
Декабрь | Тема:
| Продолжать учить считать в пределах 5. Познакомить с порядковым значением числа 5. Учить Сравнивать предметы по двум признакам величины (длине и ширине); Обозначать результаты сравнения словами: длиннее, шире, короче, уже,Совершенствовать умение определять пространственное направление от себя: вверху, внизу, слева, справа, впереди, сзади. | Закреплять умение счётной деятельности в пределах 5. Формировать: Представление о равенстве и неравенстве двух групп на основе счёта; Понятие числа Упражнять В различении и назывании знакомых геометрических фигур (куб, шар, квадрат, круг); Сравнение предметов, фигур по размерам, формам, разному количеству. Способствовать формированию представлений о количественных отношениях. | Формировать представление о порядковом значении числа (в пределах 5). Познакомить с цилиндром. Учить различать шар и цилиндр. Развивать умение сравнивать предметы по цвету, форме, величине, чётко выделять признак, по которому проводится сравнение. Побуждать детей повторять за воспитателем сказанное о свойствах, качествах предметов. | Упражнять в счёте и отсчёте предметов в пределах 5 по образцу. Продолжать уточнять представления о цилиндре. Развивать Представ ления о последовательности частей суток; Умение действовать с предметами, сравнивая из выражая словами отношения совокупностей. | Коммуникация: учить составлять рассказ – описание по каритине с использованием понятий «вверху, внизу, слева, справа, впереди, сзади». Физическая культура: Закреплять представления о порядковых числительных при построениях и перестроениях в подвижной игре. | Умеет использовать в речи прилагательные и составлять словосочетания с ними для обозначения результатов сравнения предметов (длиннее, шире, короче); умеет договариваться и согласовывать действия со сверстниками во время подвижных игр. |
Январь | Тема: | Занятие 1 | Занятие 2 | Занятие 3 | Занятие 4 | Коммуникация: Учить составлять небольшой рассказ или сказку с употреблением слов: вчера, сегодня, завтра; правильно употреблять в речи прилагательные в превосходной степени. Чтение: Формировать умение сравнивать предметы по форме и величине во время чтения сказки «Три медведя». | Владеет навыком самостоятельного обследования предметов (сенсорно – моторные действия). Умеет самостоятельно придумывать условные игры, используя понятия «далеко-близко»; проявляет инициативу в организации игры с группой сверстников. |
Цели: Цели: | Познакомить с пространственными отношениями, выражениями, словами: далеко – близко. Развивать внимание, память, мышление. Помочь детям усвоить необходимую информацию о предметно – пространственном окружении, о способах пространственной ориентации, научиться пользоваться ими в различных жизненных ситуациях. | Упражнять в счёте на слух в пределах 5. Уточнять представления о пространственных отношениях: далеко – близко. Учить:
| Закреплять полученные навыки при выполнении игровых упражнений и заданий. Развивать математические и логические способности, смекалку детей. Воспитывать интерес и увлечённость занятиями математикой. | Упражнять в счёте на ощупь в пределах 5. Объяснить значение слов: вчера, сегодня, завтра. Развивать умение сравнивать предметы по цвету, форме, величине и пространственному расположению. |
Февраль | Тема: | Занятие 1 | Занятие 2 | Занятие 3 | Занятие 4 | Художественное творчество: учить составлять из частей или на частях целостное изображение предмета; в рисунке закреплять понятие «части суток». Физическая культура: формировать умение двигаться в заданном направлении или со сменой направления; разучивание комплекса ритмической гимнастики из 5 упражнений. | Умеет составлять небольшой рассказ на тему: «Моя семья» с использованием слов: вчера, сегодня, завтра; Умеет в рисунке и аппликации передавать несложный сюжет, объединяя 3-4 предмета; выполняет команды» вперёд, назад, кругом, налево, направо» во время выполнения двигательных упражнений. |
Цели: Цели: | Закреплять представления о значении слов: вчера, сегодня, завтра. Учить:
| Учить считать различные движения в пределах 3; Учить сравнивать 4-5 предметов по ширине, раскладывать их в возрастающей последовательности. | Учить
Упражнять в умении составлять целостное изображение предмета на отдельных частях. | Учить воспроизводить заданное количество движений в пределах 5. Упражнять в умении называть и различать геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник, прямоугольник. Совершенствовать представления о частях суток и их последовательности |
Март | Тема: | Занятие 1 | Занятие 2 | Занятие 3 | Занятие 4 | Чтение: закреплять умение сравнивать предметы по величине во время чтения сказки»Три поросёнка» Художественное творчество: изготовление игрушек цилиндрической и круглой формы. | Умеет использовать в речи слова, обозначающие превосходную степень сравнения, слова с уменьшительно – ласкательными суффиксами. |
Цели: Цели: | Объяснить что результат счёта не зависит от величины предмета. Учить сравнивать предметы по размеру, обозначать результаты сравнения словами: самый большой, поменьше, ещё меньше самый маленький. | Учить сравнивать 3 предмета по высоте, обозначать результаты сравнения словами: самый высокий, ниже, самый низкий. | Показать независимость результата счёта от расстояния между предметами (в пределах 5) | Закреплять представление о том, что результат счёта не зависит от расстояния между предметами. Познакомить с цилиндром на основе сравнения его с шаром. |
Апрель | Тема: | Занятие 1 | Занятие 2 | Занятие 3 | Занятие 4 | Социализация: формировать навык ролевого поведения в дидактической игре «Магазин» Физическая культура: проводить спортивные и подвижные игры с обучением ориенти- рования в пространстве. | Владеет умением согласовывать действия с детьми и распределять роли для участия в игре «Магазин»;умеет выполнять определённое количество упражнений, делать остановку на счёт «четыре». |
Цели: Цели: | Упражнять в умении видеть равные группы предметов при разном их расположении ( в пределах 5) Продолжать знакомить с цилиндром на основе сравнения его с шаром и кубом. | Закреплять навыки количественного и порядкового счёта в пределах 5. Упражнять в умении устанавливать последовательность частей суток. | Учить соотносить форму предметов с геометрическими фигурами: шаром и кубом. Развивать умение сравнивать предметы по цвету, форме, величине. | Закреплять представление о том, что результат счёта не зависит от качественных признаков предмета. Совершенствовать умение ориентироваться в пространстве, обозначать пространственные отношения относительно себя соответствующими словами. |
Образовательная область: ПОЗНАНИЕ «Развитие элементарных математических представлений» | |||||||
Май | Тема: | Занятие 1. Количество и счёт. | Занятие 2. Величина | Занятие 3 | Занятие 4 | Художественное творчество: выполнить аппликацию с использованием геометрических фигур. Физическая культура: организовать спортивную игру на участке детского сада с использованием ориентиров; учить выполнять прыжки в длину, в высоту под счёт. | Умеет соотносить форму предметов мебели и посуды с геометрическими фигурами в лепке и аппликации; умеет соблюдать правила игры и планировать последовательность действий для достижения результата. |
Цели: Цели: | Закреплять умение в счёте предметов. Упражнять в счёте на слух, на ощупь, а так же в счёте движений. | Закреплять умение сравнивать предметы по длине, ширине, высоте; умение раскладывать 3-4 предмета в ряд в порядке возрастания (убывания) их длины(ширины, высоты или величины в целом), ориентируясь на образец. | Упражнять в установлении признаков сходства и различия между кругом и шаром, квадратом и кубом. Узнавать и обозначать словом форму знакомых предметов, то есть называть какие предметы похожи на круг (тарелка, блюдце), прямоугольник (крышка стола, дверь, окно), шар ( мяч, арбуз), цилиндр (стакан, башня), треугольник. | Развивать ориентирование в пространстве на участке детского сада, сочетая с понятиями «далеко- близко» Формировать
|
Старшая группа
Сентябрь | Планируемые результаты развития интегративных качеств: проявляет любознательность, интерес к исследовательской деятельности (экспериментирование с песком и глиной), к конструированию домиков из геометрических фигур; ориентируется в окружающем пространстве, понимает смысл пространственных отношений (левая и правая стороны); активно и доброжелательно взаимодействует с педагогом и сверстниками в решении познавательных задач | |||||
Формирование элементарных математических представлений | Занятие 1 | Занятие 2 | Занятие 3 | Занятие 4 | Здоровье: в промежутках между занятиями проводить физкультминутки длительностью 1-3 минуты. Социализация: воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми; развивать стремление выражать свое отношение к окружающему миру, самостоятельно находить для этого различные речевые средства. Коммуникация: развивать умение поддерживать беседу, поощрять попытки высказывать свою точку зрения. | |
Выявить умения:
и числа на основе составленных пар;
Закреплять знание геометрических фигур. Учить:
| Познакомить с понятием «множество». Учить составлять множество из разных по качеству элементов. Выяснить, имеют ли дети представление о частях суток, их последовательность; устанавливать отношение между целым множеством и его частью. П р о д о л ж и т ь формировать представление о величине (длине, ширине, высоте) предметов. Формировать пространственно-временные представления: сначала, потом, до, после | Продолжить работу по ознакомлению с количественным составом чисел из единиц (в пределах 5). Формировать представление о том, что число не зависит от формы расположения предметов. Учить анализировать форму реальных предметов, находить предметы одинаковой и разной формы, называть их | Учить:
и называть его, фиксировать единицы чисел, объединять их, называя общим числом | |||
Сентябрь | Планируемые результаты развития интегративных качеств: проявляет любознательность, интерес к исследовательской деятельности (экспериментирование с песком и глиной), к конструированию домиков из геометрических фигур; ориентируется в окружающем пространстве, понимает смысл пространственных отношений (левая и правая стороны); активно и доброжелательно взаимодействует с педагогом и сверстниками в решении познавательных задач | |||||||||
Формирование элементарных математических представлений | Занятие 1 | Занятие 2 | Занятие 3 | Занятие 4 | Здоровье: в промежутках между занятиями проводить физкультминутки длительностью 1-3 минуты. Социализация: воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми; развивать стремление выражать свое отношение к окружающему миру, самостоятельно находить для этого различные речевые средства. Коммуникация: развивать умение поддерживать беседу, поощрять попытки высказывать свою точку зрения. | |||||
Выявить умения:
и числа на основе составленных пар;
Закреплять знание геометрических фигур. Учить:
| Познакомить с понятием «множество». Учить составлять множество из разных по качеству элементов. Выяснить, имеют ли дети представление о частях суток, их последовательность; устанавливать отношение между целым множеством и его частью. П р о д о л ж и т ь формировать представление о величине (длине, ширине, высоте) предметов. Формировать пространственно-временные представления: сначала, потом, до, после | Продолжить работу по ознакомлению с количественным составом чисел из единиц (в пределах 5). Формировать представление о том, что число не зависит от формы расположения предметов. Учить анализировать форму реальных предметов, находить предметы одинаковой и разной формы, называть их | Учить:
и называть его, фиксировать единицы чисел, объединять их, называя общим числом | |||||||
Октябрь | Планируемые результаты развития интегративных качеств: проявляет любознательность, интерес к исследовательской деятельности (изучение свойств воды), конструированию машин из геометрических фигур; считает до 9 на основе сравнения равных и неравных по численности групп предметов; активно и доброжелательно взаимодействует с педагогом и сверстниками в решении познавательных задач | |||||||||
Формирование элементарных математических представлений | Занятие 1 | Занятие 2 | Занятие 3 | Занятие 4 | Здоровье: в промежутках между занятиями проводить физкультминутки длительностью 1-3 минуты. Коммуникация: развивать умение поддерживать беседу, поощрять стремление высказывать свою точку зрения. Труд: воспитывать самостоятельность, желание участвовать в совместной трудовой деятельности, вырабатывать привычк | |||||
Учить считать до 6 на основе сравнения равных и неравных по численности групп предметов, выраженных числами 5 и 5, 5 и 6, 6 и 6. Уточнять представления о независимости чисел от пространственно- количественных признаков: величины, формы; расположения и направления счета (слева направо, справа налево). Знакомить с составом числа 6 | Учить считать до 7 на основе сравнения равных и неравных по численности групп предметов, выраженных числами 6 и 6, 6 и 7, 7 и 7. Уточнять представления о независимости чисел от пространственно- количественных признаков: величины, формы; расположения и направления счета (слева направо, справа налево). Знакомить с составом числа 7. Формировать умение отсчитывать предметы в пределах 7 | Учить считать до 8 на основе сравнения равных и неравных по численности групп предметов, выраженных числами 7 и 7, 7 и 8, 8 и 8. Уточнять представления о независимости чисел от пространственно- количественных признаков: величины, формы; расположения и направления счета (слева направо, справа налево). Знакомить с составом числа 8. Формировать умение отсчитывать предметы в пределах 8 | Учить считать до 9 на основе сравнения равных и неравных по численности групп предметов, выраженных числами 8 и 8, 8 и 9, 9 и 9. Уточнять представления о независимости чисел от пространственно- количественных признаков: величины, формы; расположения и направления счета (слева направо, справа налево). Знакомить с составом числа 9. Формировать умение отсчитывать предметы в пределах 9 |
Ноябрь | Планируемые результаты развития интегративных качеств: проявляет любознательность, интерес к исследовательской деятельности (экспериментирование с воздухом), к конструированию самолетов, вертолетов, ракет, космических станций; считать до 10 на основе сравнения равных и неравных по численности групп предметов; активно и доброжелательно взаимодействует с педагогом и сверстниками в решении познавательных задач | |||||
Формирование математических представлений | Занятие 1 | Занятие 2 | Занятие 3 | Занятие 4 | Здоровье: в промежутках между занятиями проводить физкультминутки длительностью 1-3 минуты. Социализация: воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми; развивать стремление выражать свое | |
Учить считать до 10 на основе сравнения равных и неравных по численности групп предметов, выраженных числами 9 и 9, 9 и 10, 10 и 10. Уточнять представления о независимости чисел от пространственно-коли- чественных признаков: величины, формы; расположения и направления счета | Формировать умения и навыки отсчитывания предметов в пределах 10 по образцу и заданному числу. Упражнять в счете по осязанию, на слух. Учить отвечать на вопрос «Сколько?» | Закреплять:
| Формировать представление о том, что некоторые предметы можно разделить на несколько равных частей: на две, на четыре |
Декабрь | Планируемые результаты развития интегративных качеств: проявляет любознательность, интерес к исследовательской деятельности (экспериментирование с песком и глиной), к конструированию домиков из геометрических фигур; ориентируется в окружающем пространстве, понимает смысл пространственных отношений (левая и правая стороны); активно и доброжелательно взаимодействует с педагогом и сверстниками в решении познавательных задач | |||||
Формирование элементарных математических представлений | Занятие 1 | Занятие 2 | Занятие 3 | Занятие 4 | Здоровье: в промежутках между занятиями проводить физкультминутки длительностью 1-3 минуты. Социализация: воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми; развивать стремление выражать свое отношение к окружающему миру, самостоятельно находить для этого различные речевые средства. Коммуникация: развивать умение поддерживать беседу, поощрять попытки высказывать свою точку зрения. | |
Познакомить с порядковым счетом до 6. Учить определять порядковое место того или иного предмета. Упражнять в делении цветной полоски бумаги на две равные части | Познакомить с порядковым счетом до 7. Учить:
| Познакомить с порядковым счетом до 8. Учить:
Формировать умение:
| Познакомить с порядковым счетом до 9. Учить:
|
Январь | Планируемые результаты развития интегративных качеств: проявляет любознательность, интерес к исследовательской деятельности (экспериментирование с песком и глиной), к конструированию домиков из геометрических фигур; ориентируется в окружающем пространстве, понимает смысл пространственных отношений (левая и правая стороны); активно и доброжелательно взаимодействует с педагогом и сверстниками в решении познавательных задач | |||||
Формирование элементарных математических представлений | Занятие 1 | Занятие 2 | Занятие 3 | Занятие 4 | Здоровье: в промежутках между занятиями проводить физкультминутки длительностью 1-3 минуты. Социализация: воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми; развивать стремление выражать свое отношение к окружающему миру, самостоятельно находить для этого различные речевые средства. Коммуникация: развивать умение поддерживать беседу, поощрять попытки высказывать свою точку зрения. | |
Познакомить с порядковым счетом до 10. Закреплять умение отвечать на вопрос: «Какой по счету?». Развивать умение пользоваться порядковыми числительными | Учить порядковому счету в пределах 10. Развивать понимание значения порядковых числительных и вопросов: «Сколько всего?», «Какой?», «Который по счету?». Упражнять в назывании дней недели и определении их порядка | Закреплять:
Упражнять в сравнении предметов по величине и цвету | Продолжать учить сравнивать предметы по величине (длине, ширине, высоте), раскладывать предметы (до 10) в порядке убывания или возрастания их размеров. Учить:
|
Февраль | Планируемые результаты развития интегративных качеств: проявляет любознательность, интерес к исследовательской деятельности (экспериментирование с песком и глиной), к конструированию домиков из геометрических фигур; ориентируется в окружающем пространстве, понимает смысл пространственных отношений (левая и правая стороны); активно и доброжелательно взаимодействует с педагогом и сверстниками в решении познавательных задач | |||||||||
Формирование элементарных математических представлений | Занятие 1 | Занятие 2 | Занятие 3 | Занятие 4 | Здоровье: в промежутках между занятиями проводить физкультминутки длительностью 1-3 минуты. Социализация: воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми; развивать стремление выражать свое отношение к окружающему миру, самостоятельно находить для этого различные речевые средства. Коммуникация: развивать умение поддерживать беседу, поощрять попытки высказывать свою точку зрения. | |||||
Упражнять в умении выявлять нарушение в закономерности расположения предметов («Разложи по порядку», «Построй по росту», «Найди место предмета» и т. д.). | Познакомить с элементарным способом измерения - опосредованным сравнением величины двух предметов с помощью третьего, равного одному из них. | Учить:
| Закреплять:
| |||||||
Март | Планируемые результаты развития интегративных качеств: проявляет любознательность, интерес к исследовательской деятельности (изучение свойств воды), конструированию машин из геометрических фигур; считает до 9 на основе сравнения равных и неравных по численности групп предметов; активно и доброжелательно взаимодействует с педагогом и сверстниками в решении познавательных задач | |||||||||
Формирование элементарных математических представлений | Занятие 1 | Занятие 2 | Занятие 3 | Занятие 4 | Здоровье: в промежутках между занятиями проводить физкультминутки длительностью 1-3 минуты. Коммуникация: развивать умение поддерживать беседу, поощрять стремление высказывать свою точку зрения. Труд: воспитывать самостоятельность, желание участвовать в совместной трудовой деятельности, вырабатывать привычк | |||||
Вспомнить, какие геометрические фигуры известны (треугольник, квадрат). Закреплять умение раскладывать в порядке убывания величины, сравнивать их по углам. Познакомить с новой геометрической фигурой – четырехугольником | Закреплять умение находить четырехугольник. Учить:
и прямоугольник являются четырехугольниками | Познакомить с новой геометрической фигурой - овалом. Учить:
| Закреплять умение:
|
Подготовительная группа
Месяц | Содержание организованной образовательной деятельности | ||||
1 | 2 | ||||
Сентябрь | Тема | Занятие 1 | Занятие 2 | Занятие 3 | Занятие 4 |
Цели | Формировать общие представления о действии сложения как объединении частей в единое целое, об отношении и зависимости части от целого. Закрепить представление о равенстве и неравенстве: воссоздавать равное Учить самостоятельности при выборе способа (приема) сопоставления групп предметов | Развивать общее представление о действии вычитания как части из целого, о взаимосвязях и взаимозависимостях целого и частей. Закрепить знания состава числа из двух меньших (в пределах 5) на конкретном материале | Повторить образование чисел второго пятка. Рассмотреть образование двух чисел (например, Закрепить понятия: об образовании последующего числа добавлением единицы к предыдущему; образовании предыдущего числа удалением единицы из последующего | Закрепить навыки количественного счета в пределах 10. Учить считать в любом направлении: слева направо, справа налево, сверху вниз, снизу вверх и независимо от формы расположения предметов | |
План | |||||
Факт |
1 | 2 | ||||
Сентябрь | Целевые ориентиры деятельности | ||||
Устанавливают: отношения часть – целое, равенство – неравенство, связи между целым и его частями; количественные отношения в пределах известных чисел; преобразовывают способы решения задач; оперируют числами и цифрами в пределах 10; удаляют из множества отдельные его части; используют счетные навыки; понимают закономерности построения числового ряда; называют числа в прямом и обратном порядке до 10, начиная с любого числа натурального ряда (познавательное развитие, речевое развитие); умеют действовать самостоятельно по простому правилу или образцу, заданному взрослым; интересуются новым, неизвестным в мире предметов (речевое развитие); стремятся к участию в познавательной деятельности, сохраняя активность на всем ее протяжении; в случаях затруднений обращаются с вопросами к взрослому; применяют самостоятельно усвоенные знания и способы деятельности для решения новых задач (речевое развитие, познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие) | |||||
Виды детской деятельности | |||||
Формулирование и решение проблемной ситуации, совместная со сверстниками игра (парная, в малой группе), самостоятельное использование приемов познания и формирования элементарных математических представлений: счет игрушек, выполнение заданий в тетрадях на печатной основе, в настольных играх математического содержания; участие в развивающих и дидактических играх математического содержания, наблюдение за действиями других детей и описывание их словами; рассказывание по картинке с математическим содержанием, составление устных высказываний, логических рассуждений, ответы на вопросы в беседе, слушание воспитателя, ответов других детей, самостоятельная работа в развивающих раскрасках познавательного и обучающего характера; участие в сюжетно-ролевых играх, связанных со счетом и геометрическим материалом («В магазине», «Почта», «Школа»); самостоятельная познавательная деятельность: упражнения в умении увеличивать и уменьшать каждое число на 1; упражнения в количественном счете в пределах 10 | |||||
Тема | Занятие 5 | Занятие 6 | Занятие 7 | Занятие 8 | |
Цели | Закрепить умение сопоставлять не только совокупности разных предметов, | Закрепить умение сравнивать предметы, отличающиеся каким-либо одним | Закрепить понятия | Формировать понятие числа при счете не только |
1 | 2 | ||||
Сентябрь | но и разбивать группы Упражнять в подсчете клеток в тетради, рисовании отрезков длиной в 5 клеток и т. д. Развивать координацию движений рук и глаз | признаком, устанавливать количественные соотношения между ними. Учить группировать предметы по 2–3 разным признакам | Учить находить способы, с помощью которых удобнее и быстрее считать предметы в зависимости от характера их расположения | бражений, но и звуков, Учить определять количество предметов по осязанию (на ощупь) | |
План | |||||
Факт | |||||
Целевые ориентиры деятельности | |||||
Используют счетные навыки, устанавливают количественные отношения в пределах известных чисел (познавательное развитие); классифицируют предметы по выделенному признаку; сравнивают их по определенному признаку, согласовывают способы совместного поиска и решения познавательных задач, умеют сотрудничать в познавательной деятельности, испытывают положительные эмоции от включения в данную деятельность и чувство удовлетворения от выполненной задачи; расширяют собственные познавательные интересы и потребности (познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие); умеют задавать вопросы, отвечать на них, используя соответствующую грамматическую форму; умеют действовать самостоятельно по простому правилу, заданному взрослым (речевое развитие) | |||||
Виды детской деятельности | |||||
Упражнения в умении: формировать множества и видеть их составные части, сравнивать предметы и группировать их по 2–3 разным признакам, устанавливать количественные соотношения между ними; игровая деятельность в счете звуков и движений; решение проблемной ситуации по поиску способов быстрого счета предметов; самостоятельная деятельность по решению познавательных задач; исследовательская и игровая деятельность по определению количества предметов по осязанию (на ощупь) | |||||
1 | 2 | ||||
Октябрь | Тема | Занятие 9 | Занятие 10 | Занятие 11 | Занятие 12 |
Цели | Формировать понятие о том, что число (количество предметов) не зависит Закрепить понятие о том, что число изменяется только в том случае, если к группе добавляются предметы или удаляются из нее | Познакомить со счетом в пределах 20, особенностью образования двузначных чисел (11–20). Закрепить: – знание о составе чисел из единиц первого пятка; – умение сопоставлять численность множеств предметов разного размера (длинных и коротких, широких и узких, красных и синих) | Упражнять в устном Закрепить знания | Формировать понятие числа (в пределах 20) не только реальных предметов и изображений, но и звуков, движений. Учить определять количество предметов по осязанию (на ощупь) | |
План | |||||
Факт | |||||
Целевые ориентиры деятельности | |||||
Соотносят цифру и количество предметов; устанавливают количественные отношения в пределах известных чисел; понимают закономерности построения числового ряда; считают до 10 и дальше (количественный, порядковый счет в пределах 20), понимают образование чисел второго десятка, используют счетные и вычислительные навыки (познавательное развитие); заданному взрослым, заинтересованно участвуют в образовательном процессе, планируют свои действия (социально-коммуникативное развитие); испытывают чувство удовлетворения от выполненной познавательной задачи; контролируют и исправляют собственную деятельность и действия партнера (социально-коммуникативное развитие) |
2 | |||||
Октябрь | Виды детской деятельности | ||||
Решение познавательных задач на определение особенностей образования двузначных чисел (11–20), упражнения: в умении уменьшать и увеличивать числа; в устном счете в пределах 20, в образовании двузначных чисел; участие в совместной со сверстниками игре (парная, в малой группе) на определение количества предметов по осязанию, в счете звуков и движений в пределах 20; познавательная деятельность по формированию понятия о том, что количество предметов не зависит от их расположения, расстояния между ними, цвета, формы, размера и направления счета | |||||
Тема | Занятие 13 | Занятие 14 | Занятие 15 | Занятие 16 | |
Цели | Формировать понятие о том, что количество предметов можно узнать не только сосчитав их, но и глядя на цифры. Учить: – соотносить цифру и количество предметов; – рисовать цифру в воздухе, обводить пальцем изображение цифры. Познакомить с цифрой 0 | Формировать умение Ознакомить с цифрами Обратить внимание на конфигурацию этих цифр. Учить сравнивать их начертание, устанавливать сходство и различие, рисовать их в воздухе, обводить пальцем изображение цифр | Формировать умение устанавливать соответствие между количеством предметов и цифрой. Ознакомить с цифрами 2 и 5. Обратить внимание на конфигурацию этих цифр. Учить сравнивать их начертание, устанавливать сходство и различие, рисовать их в воздухе, обводить пальцем изображение цифр | Формировать умение устанавливать соответствие между количеством предметов и цифрой. Ознакомить с цифрами 3 и 8. Обратить внимание на конфигурацию этих цифр. Учить сравнивать их начертание, устанавливать сходство и различие, рисовать их в воздухе, обводить пальцем изображение цифр | |
План | |||||
Факт | |||||
Целевые ориентиры деятельности | |||||
Оперируют числами и цифрами в пределах 10, соотносят цифру и количество предметов (познавательное развитие); умеют действовать самостоятельно по простому правилу или образцу, заданному взрослым; расширяют собственные познавательные интересы и потребности за счет познавательных вопросов; способны воспринимать и удерживать инструкцию к выполнению |
1 | 2 | ||||
Октябрь | познавательной и исследовательской задачи, к выбору способа ее выполнения, устанавливают причинно-следственные связи; испытывают удовлетворение от результатов самостоятельной познавательной деятельности, контролируют отрицательные проявления эмоций (познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, речевое развитие); способны использовать элементы планирования в познавательной деятельности, способы удержания в памяти заданного правила или образца, умение направлять свои действия, ориентируясь на заданные требования; радуются успехам сверстников (социально-коммуникативное развитие, художественно-эстетическое развитие) | ||||
Виды детской деятельности | |||||
Решение познавательных задач на соотношение цифры и количества предметов в пределах 10; упражнения в сравнении и рисовании цифр, игровая познавательная деятельность на установление соответствия между цифрой и количеством предметов, самостоятельное использование приемов познания и формирования элементарных математических представлений: счет предметов, выполнение заданий в тетрадях на печатной основе, в настольных играх математического содержания | |||||
Ноябрь | Тема | Занятие 17 | Занятие 18 | Занятие 19 | Занятие 20 |
Цели | Формировать умение устанавливать соответствие между количеством предметов и цифрой. Учить сравнивать их начертание, устанавливать сходство и различие, рисовать их в воздухе, обводить пальцем изображение цифр | Закрепить знание о количественном составе чисел Ознакомить с цифрами Обратить внимание на конфигурацию этих цифр | Познакомить с количественным составом числа 6. Закрепить представление о цифре 6 | Ознакомить с количественным составом числа 7 из единиц. Закрепить представление о цифре 7 | |
План | |||||
Факт | |||||
Целевые ориентиры деятельности | |||||
Используют счетные и вычислительные навыки, устанавливают количественные отношения в пределах известных чисел, оперируют числами и цифрами в пределах первого десятка, сравнивают их, испытывают потребность в новых знаниях, понимают |
1 | 2 | ||||
Ноябрь | закономерности построения числового ряда, стремятся к участию в познавательной деятельности, сохраняя активность на всем ее протяжении, задают познавательные вопросы; применяют усвоенные знания для решения новых задач (познавательное развитие); умеют действовать самостоятельно по образцу, заданному взрослым; согласовывают способы совместного поиска решения познавательных задач; умеют слушать взрослого и выполнять его инструкцию; замечают характерные особенности предметов, передают их средствами рисунка (социально-коммуникативное развитие, художественно-эстетическое развитие, речевое развитие) | ||||
Виды детской деятельности | |||||
Упражнения на закрепление количественного состава чисел в пределах 10; самостоятельная познавательная деятельность | |||||
Тема | Занятие 21 | Занятие 22 | Занятие 23 | Занятие 24 | |
Цели | Ознакомить с количественным составом числа 8 Закрепить представление о цифре 8 | Ознакомить с количественным составом числа 9 Закрепить представление о цифре 9 | Ознакомить с количественным составом числа 10 из единиц. Закрепить представление о цифрах 1, 0 | Закрепить: – навыки порядкового счета (в пределах 10); – понятие порядкового значения числа и порядковых отношений. Уточнить знание вопросов «сколько?», «какой?», | |
План | |||||
Факт | |||||
Целевые ориентиры деятельности | |||||
Понимают закономерности построения числового ряда; интересуются новым, неизвестным в окружающем мире предметов, устанавливают количественные отношения в пределах известных чисел; используют счетные и вычислительные навыки; |
1 | 2 | ||||
Ноябрь | охотно делятся информацией со сверстниками и взрослыми; преобразовывают способы решения задач (познавательное развитие); умеют сотрудничать на познавательном содержании; задают вопросы взрослому, используя разнообразные формулировки; способны самостоятельно действовать, испытывают удовлетворение от достигнутых результатов в самостоятельной познавательной деятельности, умеют контролировать отрицательные проявления эмоций (социально-коммуникативное развитие, речевое развитие) | ||||
Виды детской деятельности | |||||
Формулирование и решение проблемной ситуации, наблюдение за действиями других детей и составление устных высказываний; рассуждения с опорой на картинку математического содержания, самостоятельное использование приемов познания и формирования элементарных математических представлений: устный счет, выполнение заданий в тетрадях на печатной основе, в настольных играх математического содержания; упражнения на закрепление количественного состава чисел первого десятка; использование в совместной беседе вопросов «сколько?», «какой?», «который?» | |||||
Декабрь | Тема | Занятие 25 | Занятие 26 | Занятие 27 | Занятие 28 |
Цели | Закрепить представление о взаимном расположении предметов в ряду. Учить: пользоваться в речи предлогами и наречиями, обозначающими пространственно-временные отношения (перед, за, между, рядом, сначала, потом, до, после, раньше); определять последовательность всех дней недели | Формировать умение Упражнять в установлении соответствия между | Упражнять: – в назывании последующих и предыдущих чисел; – в сравнении рядом стоящих чисел | Закрепить умение называть последующее и предыдущее число. Побуждать, используя наглядный материал, доказывать, что 8 меньше 9 на 1, | |
План | |||||
Факт |
1 | 2 | ||||
Декабрь | Целевые ориентиры деятельности | ||||
Понимают закономерности построения числового ряда; определяют временные отношения; расширяют самостоятельность | |||||
Виды детской деятельности | |||||
Упражнения в определении последовательности дней недели, в назывании последующих и предыдущих чисел и сравнении | |||||
Тема | Занятие 29 | Занятие 30 | Занятие 31 | Занятие 32 | |
Цели | Учить формулировать свое высказывание, правильно использовать знаки «>», «<» и отношение «=» | Закрепить: умение срав- Учить самостоятельно выбирать способ доказательства, что одно множество | Учить называть числа в прямом и обратном порядке на конкретном предметном материале в пределах 10. Закрепить знание о составе чисел из единиц первого пятка и определение количественного состава чисел из единиц второго пятка | Закрепить: – знание о назывании чисел в прямом и обратном порядке на наглядном материале; – знание о количественном и порядковом значении Учить называть числа в прямом и обратном порядке без наглядного материала |
Продолжение табл.
1 | 2 | ||||
Декабрь | нения стрелками или замещения реальных предметов | ||||
План | |||||
Факт | |||||
Целевые ориентиры деятельности | |||||
Устанавливают отношения «равенство – неравенство», проявляют познавательный интерес в процессе общения со взрослыми и сверстниками: согласовывают способы совместного поиска и решения познавательных задач; используют счетные и вычислительные навыки; называют числа в прямом и обратном порядке в пределах 10; устанавливают количественные отношения в пределах известных чисел; объясняют производимые действия; решают простые арифметические задачи с числами первого десятка, на упорядочивание объектов по какому-либо основанию; классифицируют предметы по разным основаниям решения (познавательное развитие); обсуждают построение исследовательской деятельности, задают вопросы поискового характера («почему?», «зачем?», «для чего?»), владеют диалогической речью: умеют отвечать на вопросы; устанавливают причинно-следственные связи; используют формы умственного экспериментирования: составляют собственные высказывания (познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие) | |||||
Виды детской деятельности | |||||
Упражнения в назывании чисел в прямом и обратном порядке в пределах 10 на предметном материале; формулирование высказываний с использованием знаков «>», «<», «=»; диалоги в играх по сравнению рядом стоящих чисел; решение познавательных задач по уравниванию множеств, поисковая деятельность по самостоятельному выбору способа доказательства, что одно множество больше другого: путем составления пар, расположения их напротив друг друга, соединения стрелками или замещения | |||||
Январь | Тема | Занятие 33 | Занятие 34 | Занятие 35 | Занятие 36 |
Цели | Закрепить умение считать в пределах 20. | Закрепить: – знания об отношении | Закрепить: – знания об отношении | Закрепить умение делить целый предмет на 2, | |
План | |||||
Факт |
1 | 2 | ||||
Январь | Познакомить с особенностью образования двузначных чисел (11–20). Упражнять: – в назывании предыдущего и последующего числа – в назывании пропущенного при счете числа; – в понимании выражений «до» и «после» | – приемы деления на две Ввести понятие «одна Упражнять в делении и составлении целой фигуры, работая с листом бумаги, квадратом, кругом | – представление о делении целого на четыре равные части. Познакомить: – с делением на восемь – с понятиями «одна четвертая часть», «одна восьмая часть». Упражнять в делении листа бумаги | нивать эти части. Рассмотреть зависимость размера каждой Показать: чем больше частей получится при делении целого, тем меньше каждая его часть, и наоборот. Учить находить по части целое и по целому его часть. Дать представление о том, что при сравнении частей фигур разного размера получаются неравные части. Развивать логическое мышление | |
План | |||||
Факт | |||||
Целевые ориентиры деятельности | |||||
Понимают образование чисел второго десятка, используют счетные и вычислительные навыки, устанавливают количественные отношения в пределах известных чисел; умеют делить фигуры, сравнивают их по величине путем соизмерения, определяют результаты измерения; устанавливают отношения «часть – целое», «равенство – неравенство»; классифицируют предметы по заданному признаку, проявляют попытку ставить интеллектуальные задачи; используют способы непосредственного и опосредованного измерения и сравнения объектов по величине, предлагают различные варианты решения проблемно-познавательных задач (познавательное развитие); умеют работать по образцу, выполнять инструкции взрослого; планируют свою деятельность в достижении цели (социально-коммуникативное развитие) |
1 | 2 | ||||
Январь | Виды детской деятельности | ||||
Упражнения в счете в пределах 20, в назывании и образовании двузначных чисел; участие в дидактических играх на понимание выражений «до» и «после»; решение познавательных задач на развитие умений делить целый предмет на 2, 4, 8 равных частей и сравнивать эти части; самостоятельная познавательно-исследовательская деятельность: деление и составление целой фигуры при работе с листом бумаги, квадратом, кругом; нахождение по части целого и по целому его части; участие в развивающих играх математического содержания на логическое мышление | |||||
Тема | Занятие 37 | Занятие 38 | Занятие 39 | Занятие 40 | |
Цели | Формировать пред- Учить раскладывать число на 2 меньших и получать из двух меньших одно большее число | Систематизировать знания о числе 6 и цифре 6. Формировать представление о составе числа 6 из двух меньших. Учить раскладывать число 6 на два меньших и получать из двух меньших одно боль- | Систематизировать знания о числе 7 и цифре 7. Формировать представление о составе числа 7 Учить раскладывать число 7 на два меньших и получать из двух меньших одно бóльшее число | Систематизировать знания о числе 8 и цифре 8. Формировать представление о составе числа 8 Учить раскладывать число 8 на два меньших и получать из двух меньших одно бóльшее число | |
План | |||||
Факт | |||||
Целевые ориентиры деятельности | |||||
Используют счетные навыки; оперируют числами и цифрами в пределах 10, умеют действовать самостоятельно по простому правилу или образцу, заданному взрослым; достигают намеченной цели, объясняют производимые действия, устанавливают причинные зависимости на основе имеющихся представлений; способны самостоятельно действовать, расширяют самостоятельность в исследовательской деятельности, предлагают различные варианты решения проблемно-познавательных задач; |
1 | 2 | ||||
Январь | Виды детской деятельности | ||||
Наблюдение за числовым рядом, формулирование и решение проблемной ситуации, рассказывание по картинке с математическим содержанием, составление устных высказываний, логических рассуждений; упражнения в разложении числа на 2 меньших, самостоятельная познавательная деятельность: образование из двух меньших чисел одного большего; развивающая игра на закрепление навыков разложения и образования чисел 6, 7, 8; ответы на вопросы в беседе | |||||
Февраль | Тема | Занятие 41 | Занятие 42 | Занятие 43 | Занятие 44 |
Цели | Систематизировать знания о числе 9 и цифре 9. Формировать представление о составе числа 9 Учить раскладывать число 9 на два меньших и получать из двух меньших одно большее число | Систематизировать знания о числе 10 и цифрах Формировать представление о составе числа 10 из двух меньших. Учить раскладывать число 10 на два меньших и получать из двух меньших одно большее число | Познакомить с монетами достоинством в 1, 2, 5, 10 рублей и 10 копеек. Ввести понятия: «деньги», Учить устанавливать Закрепить знания Учить составлять разные наборы из имеющихся монет (до 6 рублей) | Закрепить знания Учить составлять разные наборы из имеющихся Закрепить знания | |
План | |||||
Факт | |||||
Целевые ориентиры деятельности | |||||
Умеют получать числа первого десятка, прибавляя единицу к предыдущему и вычитая единицу из следующего за ним, знают |
1 | 2 | ||||
Февраль | кой деятельности; планируют действия, направленные на достижение цели, предлагают различные варианты решения проблемно-познавательных задач; в случаях затруднений обращаются за помощью к взрослому (познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие), объясняют производимые действия, выявляют и анализируют соотношение цели, процесса и результата в играх и вступают в различного рода социальные взаимодействия, устанавливают конструктивные ролевые и реальные социальные взаимоотношения со взрослыми и детьми (речевое развитие, социально-коммуникативное развитие) | ||||
Виды детской деятельности | |||||
Коллективная деятельность: упражнения в разложении числа 9 на два меньших и получении его из двух меньших чисел, работа по образцу, предложенному взрослым; самостоятельная познавательная деятельность: разложение числа 10 на два меньших | |||||
Тема | Занятие 45 | Занятие 46 | Занятие 47 | Занятие 48 | |
Цели | Дать представление Познакомить со структурой задачи. Учить: различать части: условие (о чем говорится Понимать: для того, чтобы ответить на вопрос задачи, надо ее решить. Формировать умение рассуждать | Закреплять умение Продолжать формировать умение рассуждать. Учить формулировать Упражнять: в составлении задач на сложение | Познакомить с задачами на нахождение суммы Учить: решать задачи | Продолжить знакомство с задачами на нахождение суммы (целого). Учить: решать задачи на нахождение суммы; записывать арифметическое действие, используя знак «+»; |
1 | 2 | ||||
Февраль | Учить составлять и решать задачи с использованием | ||||
План | |||||
Факт | |||||
Целевые ориентиры деятельности | |||||
Решают простые арифметические задачи, объясняют производимые действия, проявляют познавательный интерес в процессе общения со взрослыми и сверстниками: задают вопросы поискового характера («почему?», «зачем?», «для чего?»), предлагают различные варианты решения проблемно-познавательных задач; расширяют самостоятельность в исследовательской деятельности (познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие); способны воспринимать и удерживать инструкцию к выполнению познавательной и исследовательской задачи, выбору способа ее выполнения; принимают заинтересованное участие в образовательном процессе; используют элементы планирования в познавательной деятельности, способы удержания в памяти заданного правила или образца, умение направлять свои действия, ориентируясь на заданные требования (познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие) | |||||
Виды детской деятельности | |||||
Знакомство с арифметической задачей, свободные высказывания по условию задачи; самостоятельная продуктивная деятельность по составлению задач на сложение с использованием наглядного материала и по числовым данным; решение задач | |||||
Март | Тема | Занятие 49 | Занятие 50 | Занятие 51 | Занятие 52 |
Цели | Познакомить с задачами на нахождение части. | Продолжать учить: – решать простые арифме- | Познакомить с задачами на увеличение числа | Познакомить с задачами на уменьшение чисел |
1 | 2 | ||||
Март | Учить решать задачи на нахождение части, используя арифметический знак «–». Закреплять умение видеть в задаче условие | – формулировать арифметические действия вычитания и сложения; – записывать арифметические действия, используя карточки с цифрами и знаками Учить выбирать нужное арифметическое действие | Учить решать задачи Закреплять умение правильно выбирать арифметическое действие и формулировать его | Учить решать задачи на уменьшение числа Закреплять умение правильно выбирать арифметическое действие и формулировать его | |
План | |||||
Факт | |||||
Целевые ориентиры деятельности | |||||
Выделяют условие и вопрос задачи, умеют правильно выбирать арифметическое действие и объяснить его; предлагают различные варианты решения задач; решают простые арифметические задачи, объясняют производимые действия (познавательное развитие, речевое развитие); контролируют и исправляют собственную деятельность и действия партнера; выявляют и анализируют соотношение цели, процесса и результата; в случае затруднений обращаются за помощью к взрослому, адекватно используют средства общения, расширяют самостоятельность в исследовательской деятельности (познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, речевое развитие) | |||||
Виды детской деятельности | |||||
Обсуждение проблемной ситуации по решению задач на нахождение части, совместная со сверстниками игра (парная, в малой группе) по решению простых арифметических задач, самостоятельное использование приемов познания и формирования элементарных математических представлений: решение задач на увеличение и уменьшение числа на несколько единиц, выполнение заданий в тетрадях на печатной основе, в настольных играх математического содержания | |||||
Тема | Занятие 53 | Занятие 54 | Занятие 55 | Занятие 56 | |
Цели | Закреплять умение: понимать условие и вопрос | Закреплять навыки счета и отсчета предметов. | Закреплять умение | Закреплять умение сравнивать длины предметов |
1 | 2 | ||||
Март | задачи; выбирать правильное решение. Продолжать учить составлять задачи по картинкам и условным обозначениям. Систематизировать знания и умения: составлять простые арифметические задачи; различать условие и вопрос; выделять числовые данные и устанавливать отношения между ними; правильно выбирать | Познакомить с приемами быстрого счета однородных предметов, когда за единицу отсчета принимаются два предмета | из однородных предметов, перестраивать их. Учить устанавливать связь между количеством групп и количеством Упражнять в количественном счете парами, тройками, пятками | с помощью непосредственного наложения. Формировать представление о том, что для сравнения каких-то предметов их надо измерить. Познакомить с меркой и способами измерения Учить выбирать мерки для измерения длины Подвести к пониманию того, что результат измерения зависит от величины мерки. Закреплять умение измерять длины предметов с помощью условной мерки | |
План | |||||
Факт | |||||
Целевые ориентиры деятельности | |||||
Решают простые арифметические задачи и задачи на упорядочивание объектов по какому-либо основанию, объясняют производимые действия, дают развернутый ответ, используют элементы планирования в познавательной деятельности, способы удержания в памяти заданного правила или образца, направляют свои действия, ориентируясь на заданные требования (познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие); классифицируют предметы по выделенному признаку; принимают заинтересованное участие в образовательном процессе; измеряют и сравнивают объекты по величине; |
1 | 2 | ||||
Март | предлагают различные варианты решения проблемно-познавательных задач, выбирают сложные способы взаимодействия в познавательной деятельности (познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, речевое развитие) | ||||
Виды детской деятельности | |||||
Составление и решение задач, упражнения в умении давать развернутый ответ на вопрос задачи; игровая деятельность: закрепление навыков счета предметов; совместная со сверстниками игра (парная, в малой группе) на развитие умений количественного счета парами, тройками, пятками; упражнения на установление связи между количеством групп и предметов в группе; решение проблемной ситуации, самостоятельная деятельность по выбору мерок и сравнению длины предметов разными способами | |||||
Апрель | Тема | Занятие 57 | Занятие 58 | Занятие 59 | Занятие 60 |
Цели | Упражнять в измерении с помощью условной мерки. Учить сопоставлять и упорядочивать предметы по одному измерению, отвлекаясь от других измерений. Развивать глазомер, зрительную память, внимание | Учить: рисовать равные и неравные отрезки на бумаге в клетку; сравнивать Упражнять в измерении отрезков прямых линий с помощью подсчета клеток. Продолжать учить измерять предметы разными Развивать мелкую Формировать понятие | Учить: – измерять сыпучие – следить за полной меркой; – понимать, что от этого зависит результат измерения | Учить с помощью условной мерки определять объем. Повторить правила | |
План | |||||
Факт |
1 | 2 | ||||
Апрель | Целевые ориентиры деятельности | ||||
Измеряют и сравнивают объекты по величине; владеют приемами измерения сыпучих веществ, непосредственного и опосредованного измерения и сравнения объектов разными мерками; используют способы измерения и сравнения объема, классифицируют предметы по выделенному признаку, решают задачи на упорядочивание объектов по выбранному основанию (познавательное развитие, художественно-эстетическое развитие, социально-коммуникативное развитие); владеют диалогической | |||||
Виды детской деятельности | |||||
Упражнения в измерении с помощью условной мерки; сопоставление и упорядочение предметов; решение проблемно-познавательной задачи; самостоятельная познавательная деятельность: рисование отрезков на бумаге в клетку, измерение отрезков | |||||
Тема | Занятие 61 | Занятие 62 | Занятие 63 | Занятие 64 | |
Цели | Упражнять в измерении жидкости с помощью условной мерки. Развивать понимание | Формировать представление о понятиях «тяжелее», «легче» на основе непосредственного сравнения предмета. Учить сравнивать предметы «по тяжести», подбирать равные и неравные по весу | Показать неизменность длины, объема, веса в случае действий перемещения предметов с места на место, пересыпания количества крупы, переливания жидкости из одной посуды в другую | Уточнить представление о геометрических фигурах: треугольнике, квадрате, прямоугольнике, круге, овале – и их основных признаках. Упражнять в анализе |
1 | 2 | ||||
Апрель | сторон, соотношение углов и вершин. Развивать как наглядно-образное, так и абстрактное мышление | ||||
План | |||||
Факт | |||||
Целевые ориентиры деятельности | |||||
Используют способы измерения и сравнения объема жидкости, измерения и сравнения предметов «по тяжести», классифицируют их по заданному признаку и разным основаниям; устанавливают причинные зависимости на основе имеющихся представлений; различают геометрические фигуры, их особенности и общие свойства, классифицируют их по заданному признаку (познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие); умеют работать по образцу, планируют свои действия, направленные на достижение цели; расширяют рамки самостоятельности в деятельности; владеют конструктивными способами взаимодействия; в случаях затруднений обращаются за помощью к взрослому (социально-коммуникативное развитие, речевое развитие) | |||||
Виды детской деятельности | |||||
Измерение жидкости с помощью составной мерки; самостоятельная познавательно-исследовательская деятельность: сравнение предметов «по тяжести», подбор равных и неравных по весу; решение проблемно-познавательной задачи, уточнение представления о геометрических фигурах, их основных признаках и свойствах; участие в дидактической и развивающей игре по развитию наглядно-образного и абстрактного мышления; участие в сюжетно-ролевых играх, связанных с анализом различных свойств фигур | |||||
Май | Тема | Занятие 65 | Занятие 66 | Занятие 67 | Занятие 68 |
Цели | Уточнить представление о четырехугольнике и его свойствах. | Познакомить с геометрическими задачами-головоломками на выкладывание | Закреплять и развивать умение ориентироваться в пространстве с по- | Закреплять умение правильно ориентироваться |
1 | 2 | ||||
Май | Ввести понятие «многоугольник». Познакомить с признаками многоугольника: сторонами, углами, вершинами. Учить видеть форму геометрической фигуры Развивать геометрическую зоркость. Упражнять в составлении фигур из множества | контура геометрических Упражнять в видоизменении геометрических фигур. Развивать наблюдательность. Закреплять знания Учить: – видеть знакомые геометрические фигуры в предметах – конструировать их по выкройкам и чертежам; – создавать геометрические фигуры по описанию, видоизменять их по условию; – делать доступные обобщения | мощью условных обозначений (стрелок – указателей движения), планов, маршрутов, схем. Учить определять направление движения объектов, отражать в речи их взаимное расположение; моделировать пространственные отношения с помощью плана, схем | Уточнить понятия «вверху – внизу», «слева – справа», «выше – ниже», «правее – левее». Развивать умение ориентироваться на листе бумаги в клетку | |
План | |||||
Факт | |||||
Целевые ориентиры деятельности | |||||
Различают геометрические фигуры (многоугольники), их особенности и общие свойства; самостоятельно составляют фигуры, воплощая собственный замысел в конструировании; определяют относительность пространственных характеристик, расположение предметов относительно друг друга и описывают маршруты движения; ориентируются на ограниченной плоскости (листе бумаги, странице тетради) (познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие); предлагают различные варианты |
1 | 2 | ||||
Май | решения проблемно-познавательных задач; могут применять самостоятельно усвоенные знания для решения новых задач; умеют слушать взрослого и выполнять его инструкции; контролируют и исправляют собственную деятельность и действия партнера (социально-коммуникативное развитие, речевое развитие) | ||||
Виды детской деятельности | |||||
Знакомство с признаками многоугольника; упражнение в составлении фигур из множества частей; познавательно-исследовательская продуктивная деятельность по решению геометрических задач-головоломок; самостоятельная продуктивная деятельность по конструированию и видоизменению геометрических фигур; решение проблемно-познавательной задачи по ориентированию в пространстве с помощью условных обозначений, самостоятельная продуктивная деятельность по моделированию пространственных отношений с помощью плана, схем; совместная со сверстниками игра (парная, в малой группе) по ориентированию в пространстве и на листе бумаги в клетку | |||||
Тема | Занятие 69 | Занятие 70 | Занятие 71 | Занятие 72 | |
Цели | Закреплять умение Учить находить точку, строчку, столбец на клетчатой бумаге по описанию их места (правый (левый), верхний (нижний) край листа; Упражнять в составлении композиций (орна- | Закреплять представление о последовательности дней недели, времен года, Развивать чувство Упражнять в дифферен- | Формировать понимание временных отношений «сначала – потом», «до – Учить пользоваться этими понятиями в жизни. Познакомить с часами и их назначением | Формировать и закреплять понятия о движении времени, его периодичности, сменяемости и в то же время необратимости. Закреплять умения | |
План | |||||
Факт |
1 | 2 |
Май | Целевые ориентиры деятельности |
Ориентируются на ограниченной плоскости (листе бумаги, странице тетради), используют временные ориентировки в днях недели, месяцах года, определяют относительность временных характеристик (познавательное развитие); согласовывают способы совместного поиска и решения познавательных задач, испытывают удовлетворение от результатов самостоятельной познавательной деятельности, контролируют отрицательные проявления эмоций, радуются успехам сверстников, умеют строить деловой диалог при совместном выполнении поручения, в случаях возникновения конфликтов; способны воспринимать и удерживать инструкцию к выполнению познавательной и исследовательской задачи, выбору способа ее выполнения (познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, речевое развитие) | |
Виды детской деятельности | |
Упражнения на ориентирование на листе бумаги; составление композиций (орнаментов), ответы на вопросы беседы о часах |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
перспективный план работы по ФЭМП в средней группе
Перспективный план работы разработан в помощь воспитателям и медотдистам дошкольных учреждений, для разработки и проведения занятий по ФЭМП в средней группе...
Перспективный план работы по ФЭМП
ДАННЫЙ ПЛАН РАБОТЫ РАЗРАБОТАН ДЛЯ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЫ по формированию элементарных математических представлений...
Перспективный план работы по ФЭМП подготовительная группа
Перспективный план составлен на основе программы "Развитие" Л.А. Венгера, О.М. Дьяченко....
Перспективный план работы по ФЭМП у детей 6-7 лет (подготовительная к школе группа)
План составлен к программе воспитания и обучения "От рождения до шолы" под ред. Н.Е.Вераксы. В материале дано распределение программных задач на учебный год. Может быть использован для подго...
Перспективный план работы по ФЭМП в подготовительной группе на первый квартал
Методическая разработка для воспитателей, объединяющая в себе нод, оснащение среды, работу с родителями и работу на прогулке....
Перспективный план работы по ФЭМП
Перспективный планОО «Формирование элементарных математических представлений»И.А. Помораева, В.А. Позина «Формирование ЭЛЕМЕНТАРНЫХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ представлений»В подготовитель...
Перспективный план работы по ФЭМП детей на 2019 - 2020уч.г.
Перспективный план...