Конспект непосредственной образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений "Волшебные превращения квадратика"
план-конспект занятия по математике (старшая группа) на тему

Казанкова Вера Викторовна

Данный материал пополнит знания детей о математических понятиях половина, четвертина, диагональ, угол. Будет способствовать формированию умения устанавливать причинно - следственные связи,развитию интереса к математике, любознательности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл конспект по математике20.16 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение  

основная общеобразовательная школа № 9

города Новокуйбышевска  городского округа Новокуйбышевск   Самарской области

структурное подразделение «Детский сад «Родничок»

Конспект

НОД ПО ФЭМП

и конструированию из бумаги

«Волшебные превращения квадратика»

(старшая группа)

       

Подготовила воспитатель

Казанкова Вера Викторовна

2014 г

Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие», «Социально – коммуникативное развитие»,  «Художественно – эстетическое

развитие », «Физическое развитие», «Познавательное развитие».

Задачи:

  • Пополнять словарь детей математическими терминами: половина, четвертина, диагональ  («Речевое развитие»;
  • Формировать творческие способности на основе сотрудничества с взрослым. Способствовать становлению у ребёнка умения регулировать собственные действия («Социально – коммуникативное развитие»);
  • Развивать способность воспринимать загадку на слух.  Способствовать реализации конструктивно модельной творческой деятельности («Художественно – эстетическое развитие»);
  • Развивать  мелкую  и крупную моторику рук («Физическое развитие;
  • Формировать представления о том, что половина – это  вторая часть целого, четвертина – это четвертая часть целого, умение устанавливать причинно – следственные связи. Способствовать развитию интереса, любознательности («Познавательное развитие»)

Методы и приёмы:

практические: складывание зайчика, создание его  образа;

наглядные: показ движений  физкультминутки  «Пришла Весна», пальчиковой гимнастики  «Крючочки»;

словесные: поисковые вопросы, объяснение, указание, чтение загадки

         Материал:

  • 2 квадрата 15x 15 см
  • ножницы
  • цветные карандаши: красный, синий, чёрный
  • силуэт Квадрата (на руку воспитателя)
  • образец зайчика

         

Ход деятельности

          Воспитатель: сегодня к нам на занятие пришёл квадратик.

           Он не  простой. Все называют его чудесным  потому,  что он умеет

           творить чудеса, совершать разные превращения. Квадратик этому

           научил меня, а я могу научить вас. Хотите?

Дети: Хотим.

Воспитатель: Квадратик принёс с собой геометрические фигуры. Они лежат у вас на столе. Посмотрите на них и скажите,  как они называются?

Дети:  фигуры называются квадраты.

Воспитатель: возьмите один квадрат и сложите пополам.

Работа детей.

Воспитатель: какая фигура появилась?

Дети: прямоугольник.

Воспитатель: прямоугольник  – это одна из двух равных частей квадрата и называется половиной. Как называется одна из двух равных частей квадрата?

Дети: половиной.

Воспитатель: а что больше: целый квадрат или половина?

Дети: квадрат.

Воспитатель: а что меньше целый квадрат или половина?

Дети: половина.

Воспитатель: сложите прямоугольник пополам.

Работа детей.

Воспитатель: разверните бумажную основу, посмотрите и скажите , на сколько частей разделился квадрат?

Дети: на четыре части.

Воспитатель: одна из четырёх равных частей квадрата называется четвертиной. Как называется одна из частей квадрата?

Дети: четвертиной.

Воспитатель: а что больше: целый квадрат или четвертина?  

 Дети: больше целый квадрат.

Воспитатель: а что меньше: целый квадрат или четвертина?

Дети: четвертина меньше целого квадрата.

Воспитатель: молодцы,  ребята! Спасибо тебе Квадратик за то, что научил детей делить квадрат на половину и четвертину. А сейчас давайте отдохнём.

Физкультминутка «Пришла весна»

Ушла зима, пришла весна

(дети шагают на месте)

Нас очень радует она!

(хлопают в ладоши)

Небо синеет и солнышко греет

(сводят и разводят руки над головой)

Подснежник цветёт

(кисти рук поставить вертикально, соединить округлённые ладони, с развёрнутые пальцы отвести  в стороны)

И травка зеленеет

(движения ладонями параллельно полу в положении стоя)

Воспитатель: продолжаем творить чудеса. Возьмите второй квадрат. Сложите его по диагонали.

Работа детей.

Воспитатель: какая геометрическая фигура получилась?

Дети: треугольник.

Воспитатель: сложите треугольник пополам.

Работа детей.

Воспитатель: что стало с треугольником?

Дети: он стал меньше.

Воспитатель: правильно, ребята! Вот ещё одно чудо мы с вами увидели: квадрат стал маленьким треугольником.

Квадратик предлагает превратить этот маленький треугольник в дикое животное, а какое отгадайте:

Маленький, серенький,

По лесочку прыг-прыг!

По травушке тык-тык!

Кто это?

Дети: это зайчик.

Воспитатель: правильно, ребята. Прежде чем мы будем превращать треугольник в зайчика, давайте подготовим  пальчики.

Пальчиковая гимнастика «Крючочки»

Крепко держатся дружочки,

Не разжать нам их крючочки

(соединить  мизинцы обеих рук в «крючочек, так  же  другими пальцами)

Воспитатель: возьмите ножницы и сделайте ими надрез, потом отогните треугольники в разные стороны – это лапки. Нарисуйте глазки, носик – зайчик готов.

Работа детей.

Анализ: молодцы, ребята! Вам понравилось совершать превращения с Квадратиком?

Дети: да.

Итог: сегодня мы с вами узнали, что половиной называют одну из двух равных частей, а четвертиной одну из четырёх равных частей, научились из треугольника конструировать зайчика.

Используемая литература:

1.Е.С. Анищенкова  «Пальчиковая гимнастика  для развития речи дошкольников» Издательство: АСТ Год, 2007 г.

2.Л.Ф.Тихомирова  «Упражнения на каждый день: логика для дошкольников», Ярославль, Академия развития, 2000 г.

3.Н. Смирнов  «Как обучать дошкольников без  ущерба для их здоровья» М, Чистые пруды, 2005 г.

4.В.П.Новикова  «Математика в детском саду» М, Мозаика – синтез, 2010 г.

5.С.Соколова  «Театр оригами» М, Академия умелые руки, 2006 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственной образовательной деятельности по формирование элементарных математических представлений на тему: «Математический теремок»

Конспект  непосредственной образовательной деятельности поформирование элементарных математических представленийна тему: «Математический теремок»...

Конспект непосредственной образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений « Математическое кролевство»

-Закрепить умение детей ориентиррваться в пространстве.-Развивать любознательность,доброжелательное отношение друг к  другу взаимопомощь,навыки самооценки-Совершенствовать умение находить место ч...

Конспект непосредственной образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений в старшей группе на тему «математический теремок"

ОО «Познавательное развитие»1.Учить решать математические задачи и задачи шутки.2.Закреплять  знания детей в счете в пределах 10 и цифрах от 1-10, ориентировки на листе бумаги, геометрических фиг...

Конспект непосредственной образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений на тему: «Путешествие в математическую галактику» для детей старшего дошкольного возраста.

Образовательная область: познание. Цель: Выявить полученные знания, представления, умения, которые дети получили в течении года.Задачи:Образовательные:-совершенствовать умение находить место числ...

Конспект непосредственной образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений в подготовительной логопедической группе «Математический КВН- Хочу всё знать!»

Конспект непосредственной образовательной деятельности   по формированию элементарных математических представлений «Математический КВН- Хочу всё  знать!» предназначен  ...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений в старшей группе Тема непосредственно образовательной деятельности: «Космическое путешествие»

Возрастная группа: старшая группаФорма организации воспитанников: подгрупповая.Продолжительность непосредственно образовательной деятельности: 25 минут.Цель непосредственно образовательной деятельност...