Конспект непосредственно образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений в старшей группе Тема непосредственно образовательной деятельности: «Космическое путешествие»
план-конспект занятия по математике (старшая группа)
Возрастная группа: старшая группа
Форма организации воспитанников: подгрупповая.
Продолжительность непосредственно образовательной деятельности: 25 минут.
Цель непосредственно образовательной деятельности: сформировать представление о целом числе. Учить детей делить целое на части.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kosmicheskoe_puteshestvie.docx | 36.36 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«Центр развития ребёнка «Детский сад № 1 «Жар-птица»
658227, г. Рубцовск, проспект Ленина, 271
тел. (38557) 7-00-75, тел/факс (38557) 7-00-76
e-mail: 1-dsad@mail.ru
Конспект
непосредственно образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений
в старшей группе
Тема непосредственно образовательной деятельности: «Космическое путешествие»
Подготовила:
Мозгина Анастасия Викторовна,
воспитатель
Рубцовск, 2017
Концептуальные основы непосредственно образовательной деятельности
Доминирующая образовательная область: Познание (развитие математических представлений).
Тема: «Космическое путешествие».
Возрастная группа: старшая группа
Форма организации воспитанников: подгрупповая.
Продолжительность непосредственно образовательной деятельности: 25 минут.
Цель непосредственно образовательной деятельности: сформировать представление о целом числе. Учить детей делить целое на части.
Задачи:
Образовательные: актуализировать усвоенные ранее знаний – закрепить представления о геометрических фигурах, навыки прямого и обратного счета в пределах 10, умение называть числа по порядку; сформировать представление детей о делении целого на части и зависимости между количеством и размером частей, отражать в речи действия и результат; уточнить представление детей о планетах космоса.
Развивающие: развивать ассоциативное и логическое мышление, образную память и воображение; развивать речевую активность; развивать умения устанавливать причинно следственные связи, умение производить сравнительный анализ при выполнении заданий; формировать коммуникативные навыки.
Воспитательные: воспитывать интерес к познавательной деятельности, желание действовать сообща со своими ровесниками; формировать навыки общения внутри группы; воспитывать доброжелательное отношение друг к другу и умение работать в коллективе и подгрупп, воспитывать готовность приходить на помощь тому, кто в ней нуждается.
Методы и приемы: словесные (беседа, пояснение, инструкция – прямая, косвенная), наглядные (показ), игровые (сюрпризный момент), практические, сравнение, зрительное соотнесение, решение простейших математических задач, проверка проделанной работы, самостоятельное подведение итога непосредственно образовательной деятельности.
Предварительная работа: цикл познавательных бесед о космосе, сюжетно-ролевая игра «Путешествие в космос», рассматривание иллюстраций о космосе, рассматривание и обсуждение предметных и сюжетных картинок по теме «Счет и геометрические фигуры»; дидактические игры «Считай, не зевай», «Составление геометрических фигур», «По порядку стройся в ряд», «Где твое место?» и др.
Словарная работа: пассивный словарь (метеориты), активный словарь (части, целое, количество).
Оборудование: демонстрационный материал - мультимедийная техника, магнитофон, магнитная доска, пустая емкость (бак); раздаточный материал - геометрические фигуры — эмблемы (по количеству детей), плоские геометрические фигуры - треугольники, 10 стаканов с водой, цифровой ряд от 0 до 10.
Структура непосредственно образовательной деятельности:
- Организационный момент.
2. Основная часть:
2.1. Выявление знаний детей по теме.
2.2. Сообщение темы непосредственно образовательной деятельности.
2.3. Сообщение нового материала, его первичное закрепление.
2.4. Динамическая пауза (физкультминутка).
2.5. Закрепление полученных знаний в практической деятельности.
3. Итог непосредственно образовательной деятельности.
4. Окончание непосредственно образовательной деятельности.
Ход непосредственно образовательной деятельности:
- Организационный момент
Цель: создание положительного эмоционального настроя; создание условий для формирования позитивной мотивации воспитанников, восприятия новой информации.
Деятельность детей | Деятельность воспитателя | Примечание |
Воспитанники стоят произвольно около воспитателя, включаются в непосредственно образовательную деятельность добровольно из интереса к предложениям взрослого, стремления быть вместе со всеми. У детей создана мотивация на учебную деятельность. Дети отгадывают загадку. | - Внимание, внимание! Всем кто любит приключения и фантастику! Только сегодня есть возможность совершить увлекательное путешествие. Вы согласны? А вот на чем мы отправимся, вы узнаете, когда отгадаете мою загадку: Чудо птица, алый хвост Полетела в стаю звезд (Ракета). Правильно, молодцы, в космическое путешествие мы полетим на ракете. |
|
2. Основная часть
2.1. Выявление знаний детей по теме
Цель: актуализация усвоенных ранее знаний воспитанников по теме непосредственно образовательной деятельности.
Деятельность детей | Деятельность воспитателя | Примечание |
Дети проявляют интерес к процессу деятельности, рассматривают карточки с геометрическими фигурами, называют их, находят свои места за столами ( в космическом корабле) согласно заданию воспитателя. Выкладывают цифровой ряд от 0 до 10.
| - На любом космическом корабле есть целый экипаж, который состоит из разных специалистов. Мы создадим свою команду и узнаем, кто кем будет на корабле. Для этого выберите себе карточку с геометрическими фигурами, назовите их. Теперь найдите на столах картинку специалиста экипажа, составленную из этих фигур. (Воспитатель просит детей занять свои места и называет специальности экипажа: связист, пилот, радист, повар, врач, штурман, исследователь и т.д.). - Внимание, приготовились к запуску корабля. Выложить пульт управления на стол в виде цифрового ряда от 0 до 10. Начинаем обратный счет: 10,9,8,7…пуск! | . Звучит аудиозапись шума взлетающей ракеты |
- Сообщение темы непосредственно образовательной деятельности
Цель: вовлечение воспитанников в процесс постановки целей и задач деятельности.
Деятельность детей | Деятельность воспитателя | Примечание |
Дети с интересом отвечают на вопросы педагога, включаются в процесс постановки цели и задач деятельности, обсуждают возможные решения проблемы. | - Посмотрите в иллюминатор, какие созвездия вы видите? (Малая медведица). -Сосчитайте сколько в этом созвездии звезд? (Семь). -Можно сказать, что созвездие Малая медведица состоит из 7 звезд. -А как называется это созвездие? (Орион). -Сколько звезд в этом созвездие? Давайте сосчитаем вместе (восемь). - Как еще можно сказать? (Созвездие Орион состоит из 8 звезд). -Что можно сказать о созвездиях? (Все созвездия состоят из звезд). -Ребята, вы слышите сигнал sos? Внимание на монитор, перед нами планета Сатурн. Она просит о помощи. В нее попал метеорит, и целая планета раскололась на части. Части разлетелись в космосе. Внимание, задание экипажу: собрать планету Сатурн. | На экране появляются созвездия: Малая медведица, Орион. Воспитатель вместе с детьми обсуждает высказанные идеи, поощряет независимые суждения, предлагает при необходимости свою версию. Звучит сигнал бедствия. На экране появляется планета Сатурн, разделяется на равные части. |
- Сообщение нового материала, его первичное закрепление
Цель: уточнение и расширение имеющихся представлений; активизация мыслительных и речевых навыков детей;
обеспечение позитивной мотивации детей через создание игровых и проблемных ситуаций, словесное поощрение воспитанников.
Деятельность детей | Деятельность воспитателя | Примечание |
Дети ищут части планеты и с ними подходят к воспитателю. Свободно выражают свои мысли, аргументируют точку зрения. Дети поочередно выкладывают на магнитной доске по одной части планеты, называя каждую часть. Дети переливают в пустую емкость 10 стаканов жидкости, комментируя свои действия и называя каждую часть. считают. | - Можно ли назвать ваши находки целой планетой? (Нет). -А что это? (ответы детей). -Сколько вы нашли частей планеты? (Десять). -На сколько частей раскололась планета Сатурн? (Она раскололась на 10 частей). -Что нужно сделать, чтобы Сатурн снова стала целой планетой? (Чтобы получить целое надо объединить все найденные части). -Если мы возьмем одну из десяти частей, это будет одна десятая часть планеты, а если 2 части? (ответы детей) и т.д. -Как мы получили целую планету Сатурн? (Мы сложили все ее части). -Молодцы ребята, мы вместе справились с заданием и спали планету. Но нам надо спешить дальше. Прошу экипаж занять свои места. Внимание взлет. (Воспитатель показывает пустую емкость) -В нашем баке закончилось топливо. Нам надо срочно заправить его. В грузовом отсеке есть канистры с горючем. Одна канистра составляет 1/10 часть бака. Сколько надо залить топливо в бак, чтоб он был полон? (Десять). -Давайте проверим, правильно ли мы решили задачу. - Молодцы, ребята, мы справились и с этой задачей. Продолжаем наше космическое путешествие. | В групповой комнате расположены части планеты Сатурн Звучит сигнальная сирена, оповещая, что в топливном баке закончилось горючее. |
- Динамическая пауза (физкультминутка)
Цель: выполнение ритмических движений под музыку, коррекция общей моторики, профилактика психоэмоционального напряжения, вызывание чувства удовлетворения от выполнения физкультурных упражнений.
Деятельность детей | Деятельность воспитателя | Примечание |
Дети выполняют ритмические движения под музыку. Дети поднимают руки сначала вперёд, вверх; дети соединяют пальцы над головой, изображая ракету; бегут с высоким подниманием колена; дети встают в две колонны, прыжками ноги врозь руки на поясе; делают наклоны в стороны; делают наклон вперёд; прыжки на двух ногах, руки вверху соединены; приседают на корточки, затем поднимаются. | - Все готово для полёта? - Ждут ракеты всех ребят! - Мало времени для взлёта, - Космонавты встали в ряд, - Наклонившись вправо, влево, - Отдадим земной поклон - Вот ракеты полетели - Опустел наш космодром! | Звучит музыка «Спейс». Дети встают врассыпную по залу. Проводится музыкально - ритмическая композиция «Все вместе». |
2.5. Закрепление полученных знаний в практической деятельности
Цель: закрепление полученных знаний в практической деятельности, создание ситуации успеха для каждого ребенка, поощрение инициативы воспитанников, коррекция мелкой моторики пальцев рук, перенос приобретенного навыка (показанного способа действия) на аналогичное задание.
Деятельность детей | Деятельность воспитателя | Примечание |
Дети сидят на ковре, проявляют интерес к процессу деятельности, действуют в соответствии со словесной инструкцией воспитателя.
| -Посмотрите в иллюминатор. Да это ведь метеоритный дождь! А что такое метеориты? (Ответы детей). - На что похожи части метеорита? (Ответы детей). - А на какую геометрическую фигуру похож этот метеорит? (Треугольник). - Как интересно, а ведь метеориты бывают разные по форме. Предлагаю вам изменить форму метеоритов. Возьмите два треугольника и из этих двух фигур выложите один ромб. (Дети выкладывают ромб). - Молодцы! А сейчас из трех треугольников должен получиться трапеция. (Дети выкладывают трапецию). - Теперь из четырех треугольников должен получиться один прямоугольник. (Дети выкладывают прямоугольник). - Молодцы, все справились с заданием. А теперь нам пора возвращаться в детский сад. Начинаем спуск и отсчет времени. (Дети проговаривают обратный счет от 10 до 1). Ракета совершила мягкую посадку благодаря слаженной работе экипажа. - Ну, вот мы снова в детском саду. Вам понравилось наше путешествие? | На экране метеоритный дождь. Дидактическая игра «Составление геометрических фигур (ромба, прямоугольника, трапеции) из треугольников». |
- Итог непосредственно образовательной деятельности
Цель: оценка степени достижения запланированного результата непосредственно образовательной деятельности, выявление причины успехов и неудач.
Деятельность детей | Деятельность воспитателя | Примечание |
Дети обсуждают результаты, оценивает действия свои и других детей. | - Ребята, понравилось вам путешествовать? А где мы с вами были? Что мы делали в космосе? Все ли у нас получилось? А что запомнилось больше всего? - С каким новым математическим понятием вы познакомились? (Части и целое). |
|
- Окончание непосредственно образовательной деятельности
Цель: восстановление психологического равновесия, формирование умения занимать себя игрой, поощрение участия детей в совместных играх.
Деятельность детей | Деятельность воспитателя | Примечание |
- Ребята, постарайтесь найти в нашей игровой комнате один предмет, состоящий из нескольких частей. | Непосредственно образовательная деятельность переходит в самостоятельную (индивидуальную, совместную) деятельность воспитанников. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений. Старшая группа. Тема: «Поможем Королеве цветов».
Закрепление цифры 7, дней недели, цвета спектра; закрепление названий геометрических фигур....
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЕ " БОЛЬШОЕ КОСМИЧЕСКОЕ ПУТЕШЕСТВИЕ"
На этом занятии дети закрепляют умение считать в пределах 10 (прямой и обратный счет); навыки ориентирования на листе бумаги; знания детей о геометрических фигурах; учатся восп...
Конспект непосредственно образовательной деятельности «Космическое путешествие» в старшей группе
Конспект занятия к Дню космонавтики с использованием презеньтации...
Занятие по формированию элементарных математических представленийв старшей группе Викторина «Что? Где? Когда?»
Занимательная викторина "Что? Где? Когда?" по ФЭМП для старшего дошкольного возраста...
Перспективное планирование образовательная область: Познание. Формирование элементарных математических представлений. Старшая группа.
Перспективное планирование образовательная область: Познание. Формирование элементарных математических представлений. Старшая группа....
Перспективное планирование образовательная область: Познание. Формирование элементарных математических представлений. Старшая группа.
Перспективное планирование образовательная область: Познание. Формирование элементарных математических представлений. Старшая группа....
Формирование элементарных математических представлений в первой младшей группе на тему "Космическое путешествие."
Формирование элементарных математических представлений.Тема: "Космическое путешествие"Цель: развитие умения слышать и называть пространственные предлоги и наречия, соотносить их с местом рас...