Конспект открытого психологического игрового сеанса по теме «Развитие основ формально-логического мышления у дошкольников»
план-конспект занятия по математике (подготовительная группа) на тему

Иигровой сеанс в первой своей части посвящен трудной для детей теме – аналитическому сравнению трех объектов по заданному признаку. Для подготовки к этому заданию дети должны обладать приемлемым уровнем развития произвольного внимания, невербального формально-логического мышления и базового умения анализа вербальной информации. При необходимости в этих целях проводится отдельная работа. Вторая часть занятия также носит содержательный характер, но является более легкой и в силу контраста в уровне сложности превращается в способ умеренной психоэмоциональной разгрузки.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_myshleniya._rusakova_ms.docx26.26 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект открытого психологического игрового сеанса по теме                    «Развитие основ формально-логического мышления у дошкольников»

Общеизвестно, что в старшем дошкольном возрасте у детей доминирует наглядно-образное мышление. Однако обучение детей в начальной школе уже предполагает сформированность основ формально-логического мышления, как вербального, так и невербального. Без этого невозможно ни решить задачку, ни разобраться в звуко-буквенном составе слова, ни понять простые природные взаимосвязи. Так как формально-логическое мышление является высшей психической функцией, то само по себе оно развиться не может в принципе. Участие взрослого является в этом смысле обязательным. Так как программе первого класса весьма насыщена, желательно, чтобы еще до школы дети имели простейший опыт мышления такого типа. Это повысит их уверенность в себе и обеспечит лучшее усвоение материала. А значит, основная нагрузка в обеспечении такой преемственности ложиться на детский сад. Наиболее уязвимыми  в этом отношении являются дети из социальной группы риска, а также ребята с парциальными познавательными трудностями: ожидаемо, что в первую очередь именно им не хватает квалифицированного педагогического влияния взрослого. Именно для таких детей возраста 6-7 лет и разработано данное занятие.

Цель занятия: развитие формально-логического мышления, произвольной регуляции поведения.

Программный контекст занятия: игровой сеанс посвящен трудной для детей теме – аналитическому сравнению трех объектов по заданному признаку. Для подготовки к этому заданию дети должны обладать приемлемым уровнем развития произвольного внимания, невербального формально-логического мышления и базового умения анализа вербальной информации. При необходимости в этих целях проводится отдельная работа. Вторая часть занятия также носит содержательный характер, но является более легкой и в силу контраста в уровне сложности превращается в способ умеренной психоэмоциональной разгрузки. Желательно, чтобы задания второго типа были даны детям и на следующем занятии, во избежание переутомления.

Оборудование и материалы: набор трехмерных геометрических фигур, колокольчик, корзиночки с карандашами, доска, цветные мелки, карточки с антонимами, изображения «слон-мишка-зайчик», «лягушонок-бегемот-ослик», «жираф-клоун-зебра»; мордашки и фигурки животных, составленные из 4-5 вариативных деталей и расположенные в матрице 3*3 путем применения комбинаторики.

Игровой сеанс состоит из двух основных частей: повторения и закрепления пройденного материала и ознакомления с новым дидактическим заданием. Первая и вторая части задания связаны между собой тем, что обе они посвящены развитию основ формально-логического мышления. В первой части речь идет о развитии вербального мышления, что для детей является непростой задачей. Поэтому такие задания решаются с опорой на базовое наглядно-действенное мышление; именно по этой причине задания решаются посредством наглядного перемещения трехмерных геометрических фигур. Вторая часть задания посвящена развитию невербального мышления. Это более простая тема, но он ее изучение происходит с опорой на уже сформировавшиеся психические функции, а именно на наглядно-образное мышление.

Таким образом, структура занятия предполагает наличие следующих этапов:

1) вводная часть – организация рабочего пространства самими детьми, коллективный рассказ детей об их деятельности на прошлом занятии (приветствие детей происходит до занятия, в группе, откуда их берет педагог-психолог);

2) разминка для задания «Кто самый?» (антонимы);

3) выполнение заданий «Кто самый?» (материал для повторения);

4) физкультминутка;

5) переходная организационная часть – подготовка детьми рабочего места для нового задания;

6) выполнение задания «Дорисуй друга» (новый материал для развития ориентировки в задании)

7) завершающая часть – описание детьми целей занятия (повторить одно задание и познакомиться с другим); обратная связь от педагога-психолога; постановка педагогом-психологом цели  следующего занятия для всех детей (дальнейшего, уже самостоятельного выполнения задания «Дорисуй друга»)  и индивидуально для каждого (по мере необходимости).

Далее педагог-психолог провожает детей в группу.

Обратимся к подробному раскрытию содержания каждого этапа

1. Вводная часть

Задачи: развитие самоорганизации, умения уступать; памяти (воспроизведения), связной речи.

Педагог-психолог приводит детей в кабинет и предлагает им сесть за столами свободно. Каждый ребенок выбирает себе место по своему желанию. При необходимости дети могут передвинуть стулья, если это не мешает организации пространства. Психолог обращает внимание детей на то, что нужно следить за осанкой.

Далее психолог просит детей вспомнить, чем они занимались на прошлом занятии. Вначале дети должны назвать ключевые действия игры. Отдельные ответы детей обобщаются взрослым в целую картину. Потом педагог сообщает: «На сегодняшнем занятии мы с вами вначале еще раз поиграем в эту игру же, чтобы все хорошо вспомнить, а во второй части занятия познакомимся с совершенно новым заданием, хорошо? Тогда давайте пойдем по порядку и вы мне расскажете с чего именно надо начинать играть в эту игру». Дети должны вспомнить, в какой именно последовательности им следует совершать действия: взять по три разные фигуры, послушать задачку, расставить фигуры по порядку и ответить на вопрос. Психолог хвалит их за хорошую память и предлагает перейти к разминке, «маленькому заданию в самом начале».

2. Разминка

Задачи: развитие речи, в частности изучение антонимов, образование сравнительной степени прилагательного.

Психолог предлагает детям начать с разминки. Он берет пару картинок с антонимами, рассказывает про отличие изображенных предметов с позиции первого предмета и просит детей рассказать тоже самое, но для второго из предметов. Каждому из детей полагается по одному предложению.

1) Слон больше мышки (Мышка меньше слона).

2) Змея длиннее гусеницы (Гусеница короче змеи).

3) Лошадь быстрее черепахи (Черепаха медленнее лошади).

4) Зеленый шарф шире красного (Красный шарф уже зеленого).

5) Пьеро грустнее Арлекино (Арлекино веселее Пьеро).

6) Левая елка выше правой (Правая елка ниже левой).

Психолог: «Молодцы, ребята! А теперь давайте играть в нашу игру». После этого педагог предлагает начать игру и дает ребенку, сидящему с левого края корзинку с фигурами: дети передают друг другу корзинку и ставят перед собой по три фигуры – на их выбор.

3. Выполнение заданий «Кто самый?»

Задачи: развитие вербального формально-логического мышления, слухового восприятия, оперативной памяти, воображения.

Данная часть задания начинается с сюрпризного момента. Психолог раздает детям раздаточный материал с тремя заданиями. На листе нарисованы игрушки-животные, которых можно раскрасить. Психолог сообщает детям: «Ребята, теперь вы достаточно хорошо решаете задания, поэтому можете отвечать почти без ошибок. В награду за это вы теперь сможете раскрасить правильный ответ. Другие ответы тоже можно раскрасить, но уже после занятия: я дам вам листики с собой. Итак, вот наше первое задание.

Задание №1. Слон меньше мишки, а мишка меньше зайчика. Какая игрушка больше всех? Раскрась.

Ребята, не спешите. Это задание про живых зверей? (нет) А про кого? (про игрушки) Верно. А игрушки по размеру могут быть любые. Про какое качество, признак это задание? (про размер) Давайте решим, справа в ряду (педагог показывает право) какие игрушки будут стоять: самые большие или маленькие?» Дети совершают свой выбор; если возникает спор – голосуют руками. «А слева какие игрушки тогда окажутся?»

Психолог еще раз читает задание и спрашивает, можно ли сразу узнать место какой-то игрушки (нет). Затем выделяет первую часть «Слон меньше мишки».  Психолог: «Что надо сделать первым делом? (взять фигуру для слона). Потом? (взять мишку). Какой мишка? (мишка больше слона) Ставим мишку!» Дети должны взять фигуру, которая будет у них слоном, потом взять фигуру для мишки и поставить их корректно по горизонтальной линии. Например, если дети решили что справа стоят самые большие игрушки, то мишка должен стоять правее. Далее зачитывается вторая часть «Мишка меньше зайчика». Психолог сразу просит детей поставить палец на фигуру-мишку.

Психолог: «Кого берем теперь? (зайчика) Какой он? (больше мишки) Куда ставим?» Дети берут третью фигуру и ставят ее на соответствующее  место в ряду. После этого им зачитывается вопрос задания и предлагается ответить на него. В зависимости от времени, моторных навыков детей и их темповых особенностей соответствующая картинка  либо закрашивается, либо помечается.

Затем психолог предлагает детям приступить ко второму заданию. Для этого дети могут перемешать фигуры, покатать их по столу, погреметь. Однако по звонку колокольчика вся манипулятивная деятельность заканчивается, и дети выстраивают фигуры в ряд. Цель такой процедуры – убрать у детей ненужные ассоциации, отстроиться от предыдущего задания, научиться останавливаться по просьбе взрослого.

Далее психолог зачитывает второе задание.

Задание №2. Лягушонок меньше бегемота, но больше ослика. Какая игрушка меньше всех? Раскрась.

Психолог: «А теперь мы можем сразу сказать, есть ли та игрушка, чье место мы точно знаем? Какая? (лягушонок) Почему? (он и меньше кого-то, и больше кого-то, поэтому не сможет быть самым-самым и окажется в середине). Анализ задания проводится аналогичному первому случаю. Далее наступает микропауза, когда дети могут пошуметь фигурами, переставлять их, заканчиваемая по звонку колокольчика. После этого психолог зачитывает третье задание.

Задание №3. Жираф ниже клоуна, но выше зебры. Кто выше всех? Раскрась.

Решение проводится по вышеописанной схеме. Картинка закрашивается или помечается.

Психолог: «Дети, это задание мы уже закончили, картинки вы сможете раскрасить потом, а теперь давайте встанем и чуть-чуть разомнемся!»

Примечание. Диагностический компонент игрового сеанса. В ходе практики нами было обнаружено, что детям сложно запоминать героев задания лишь по именам. Это оказалось верным и в отношении вербальных заданий иного типа. Введение в качестве героев животных или же использование в качестве объектов неодушевленных предметов делает задание более доступным для детей. Связано это с недостаточной возможностью вообразить абстрактного мальчика или девочку; соответственно дети не могут соотнести и информацию об объекте с именно этим объектом. Для решения таких сложностей, в том числе имеющих место и в начальной школе, поможет визуализация, например, использование картинок с прорисованными образами 2-3 подчеркнуто разных мальчиков и девочек.

4. Физкультминутка

Задачи: снятие мышечного и психоэмоционального напряжения

Лебеди

Лебеди летят, крыльями машут, Прогнулись над водой, качают головой, Прямо и гордо умеют держаться,

Очень бесшумно на воду садятся.

Плавные движения руками с большой амплитудой; наклоны вперед, прогнувшись; приседания.   (2 — 3 раза)

5. Переходная организационная часть

Задачи: развитие самоорганизации, умения уступать.

Детям предлагается подготовить рабочее место для нового задания: собрать фигуры, отнести их в сторону, раздать листочки с новым заданием. После этого психолог вновь напоминает детям о правильной осанке.

6. Выполнение задания «Дорисуй друга»

Задачи: развитие вербального формально-логического мышления, ориентировки в задании, внимания, произвольной регуляции поведения, мелкой моторики, снятие психоэмоционального напряжения.

Детям раздается материал с изображением трех рядов объектов, по три объекта в каждом. Это мордашки или фигурки животных, составленные из 4-5 вариативных деталей и расположенные в матрице 3*3 путем применения комбинаторики. Девятый объект в матрице отсутствует и должен быть дорисован.

Психолог: «Дети, как вы думаете, что надо сделать в этой игре? Действительно, представьте, что нашим мордашкам нужно нарисовать друга, как будто он потерялся, а мы помогаем его найти и вернуть обратно. Для этого мы его нарисуем, угадав закономерность. Как понять, какой должна быть последняя мордашка? Давайте посмотрим на первый ряд, покажите мне это ряд. Чем отличаются мордашки друг от друга? (формой головы, цветом глаз и носа, числом волос) Тогда давайте посмотрим на голову. У первой мордашки голова какая? У второй? У третьей? А во второй строчке? Видите, фигуры одни и те же: треугольник, круг, квадрат. Просто что с ними происходит? (их меняют местами). А теперь посмотрим на последнюю строчку: в ней уже есть две формы головы, значит дорисовать нужно какую? (третью)».

После этого психолог рисует голову на доске, а дети в квадратике на листике. Далее психолог предлагает детям по очереди выходить к доске, выбирать один признак и дорисовывать его цветным мелком к мордашке. Таким образом, ребята могут больше времени провести в движении, и при этом научиться переключаться между двумя видами деятельности: ходьбой и рисованием. Рядом на доске дополнительно крепится лист раздаточного материала, на который дети могут ориентироваться. Но анализировать материал детям лучше на месте, чтобы их чрезмерно не смущала ситуация открытого занятия. А на доске лишь изображать готовый ответ. Психолог просит детей договориться об очереди выхода, начинаться она должна с левого края. После этого дети шаг за шагом дорисовывают объект. Психолог следит за тем, чтобы детали точно переносились в рисунок, при необходимости просит ребенка найти ошибку у самого себя.

Желательно использовать разноцветные карандаши и мелки. Это помогает снять психоэмоциональное напряжение. Чтобы стимулировать детей к их использованию. Стоит предложить им рисовать волшебных, разноцветных героев. Допустимо, чтобы даже разные их части были выполнены каждая в своем цвете. Карандаши лежат в корзинке, одной на двух ребят. Это стимулирует детей договариваться друг с другом, а также запускает базовую исследовательскую активность, так как детям интересно узнать, какие цвета можно найти в корзиночке. Количество заданий зависит от отведенного времени и темповых особенностей подгруппы, ориентировочно 1-2 задания. Второе задание должно быть по сложности приблизительно таким же. Желательно остановиться на том моменте, когда одно из них будет доведено до конца. После выполнения каждого рисунка психолог просит детей рассмотреть свою работу, полюбоваться ей. Это важный прием, позволяющий ребенку понять ценность собственного труда.

7. Завершающая часть

Задачи: развитие связной речи, развитие произвольной регуляции поведения посредством формулирования целей текущего и будущего игрового сеанса; формирование у детей адекватной самооценки, стимулирование их к рефлексии.

Психолог: «Дети, давайте вспомним, какие две вещи мы сегодня делали? Что мы делали вначале? (повторяли задание «Кто самый») А потом? (учились рисовать друга)

Далее психолог сообщает, как занималась подгруппа в целом и каких успехов добился каждый ребенок. При необходимости психолог просит некоторых детей быть еще более внимательными, старательными и т.д. Затем педагог формулирует цель следующего занятия: «А на следующем занятии мы с вами продолжим рисовать друзей для наших героев. Вы согласны?»

Дети собирают карандаши, прощаются с гостями и психолог отводит их в группу.

***

Разработанное нами занятие является достаточно сложным. Однако полностью отвечает поставленной нами ранее сверхзадаче – развивать у детей стойкий интерес к интеллектуальной деятельности. Нам важно показать детям, насколько увлекательными могут быть размышления, помочь им испытать успех в этом деле. Мы специально используем метод повтора, закрепления навыка: вдумчивое тщательное поведение тесно связано с развитием постпроизвольного внимания, или состояния потока, когда занятие становится для ребенка самоцелью и приносит ему удовольствие просто потому, что оно есть. Очевидно, что в начальной школе такая система учебных установок позволит детям добиться значимых успехов, а предпосылки ее возникновения закладываются благодаря преемственности детского сада и школы, в том числе и благодаря этого игровому сеансу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого занятия в средней группе. Тема: «Развитие лексико-грамматического строя речи у детей младшего дошкольного возраста с ОНР в ходе ознакомления с малыми фольклорными формами».

Конспект открытого занятия в средней группе.Тема: «Развитие лексико-грамматического строя речи у детей младшего дошкольного возраста с ОНР в ходе ознакомления с малыми фольклорными формами».Остро...

Конспект открытого показа игровой образовательной ситуации по развитию цветовосприятия у детей среднего дошкольного возраста по теме: «Божья коровка Мила отмечает день рождения»

Конспект будет полезен для воспитателей средних групп в работе по развитию у детей цветовоспрития и в НОД по изобразительной деятельности при работе с красками...

Конспект открытого занятия для воспитателей на тему : " Развитие связной речи детей через театрализованную деятельность"

                          Конспект открытого занятия  на тему  :        « Развитие связ...

Конспект открытого интегрированного игрового сеанса "Страна настроений"

Задачи: стимуляция детей к умению принимать решения, различать и соотносить эмоции «грусть», «радость», «гнев», «страх», выразительно показывать их с по...