Конспект НОД по ФЭМП «Смешарики в гостях у ребят»
план-конспект занятия по математике (старшая группа) на тему

Конспект НОД по ФЭМП " «Смешарики в гостях у ребят»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_integrirovannogo_nod_po_femp.odt18.39 КБ

Предварительный просмотр:

                Конспект интегрированного НОД         по ФЭМП

«Смешарики в гостях у ребят» в старшей группе.

                                                                        

                                                                        Выполнила:

                                                                                           воспитатель

                                                                        Галиахметова И. Ф.

Тема. Счет звуков и предметов. Воссоздание размерных отношений между предметами по длине и ширине.

        Программное  содержание.

Образовательные задачи:                                                                 -упражнять детей в воссоздании указанных размерных отношений между предметами по длине и ширине.

- упражнять в счете звуков с закрытыми глазами.

-закреплять умение считать предметы, по-разному расположенные, устанавливать соответствие между количеством наглядно воспринимаемых предметов и звуков.

Развивающие задачи:

-развивать речевое общение, творческое воображение.

-развивать умение обосновывать свои ответы.

-формировать умение понимать поставленную задачу.

Воспитательные задачи:

-воспитывать чувство товарищества и взаимовыручки, желание работать вместе.

-воспитывать интерес к творчеству.

        Оборудование и материал.

Демонстрационный материал: письмо от Смешариков; 2 полоски(30х4 см, 25х6 см);  карточки с кружками(числовые фигуры); образец забора.

Раздаточный материал: карточки с нарисованными цветами; разные полоски, разной длины и ширины; карточки с кружочками, расположенные по-разному; лист бумаги, цветные карандаши.

                                Ход НОД.

        «Минута вхождения в день».

-Настал новый день, Я улыбнулась вам и вы улыбнитесь друг другу. И подумайте: как хорошо, что мы сегодня все вместе. Мы спокойны и добры, приветливы и ласковы, мы все здоровы (звучит лирическая музыка). Что мы пожелаем сегодня Арине, Валерии, Диане  (педагог перечисляет всех детей, вспоминая их вчерашние заслуги), ( ответы детей).

-А что вы хотите пожелать мне? (ответы детей).

-Вдохните глубоко и со вздохом забудьте обиду, злобу и беспокойство.(глубокий  вдох).

-Выдохните из себя свежесть и красоту белого снега (тепло солнечных лучей, чистоту рек).

-Я желаю вам хорошего настроения и бережного отношения друг другу.(глубокий выдох).

 Педагог: Дети, я сегодня получила письмо, интересно от кого же, кто же нам написал? (открывает и читает).Здравствуйте, ребята! Мы получили ваше письмо и очень обрадовались, что вы нас пригласили к себе в гости (должна быть предварительная работа, дети вместе с педагогом должны написать письмо и отправить Смешарикам) и мы решили к вам приехать (вытаскиваю из конверта изображение Смешариков).

Педагог: Дети, давайте покажем нашим гостям, как мы умеем играть и веселиться.

Дидактическая игра «Сосчитай-ка». (работа у доски  и за столами)

Педагог: На доске карточка, что там нарисовано?(ответы детей). Алия посчитай, сколько здесь кружочков?(1, 2, 3, 4, 5, всего 5 кружочков). Кружочки как расположены?(в ряд). А сейчас посчитаем кружочки на другой карточке. Тимур сколько кружочков?(1,2, 3,4,5,всего 5 кружочков).Как они расположены?(по-разному). Обратить внимание на то, что кружочков на карточках поровну. Педагог предлагает выбрать карточки у себя на столе, где кружочки расположены в ряд и по-разному. (Аналогичная работа с карточками, где по 4   кружка).

Педагог: Что надо запомнить , когда считаешь предметы, расположенные не в ряд? Можно ли одно и то же число предметов располагаться по-разному? (ответы детей). Дети, Смешарики рады, что вы умеете так считать.

Дидактическая игра « Считаем звуки с закрытыми глазами».

Педагог: Дети, вышли все на полянку (на ковер,  у детей в руках карточки с изображением цветов). Я буду считать палочкой о палочку, а вы будете считать звуки с закрытыми глазами. У кого есть карточка, на которой, столько же цветов, сколько раз я постучала, тот поднимет свою карточку, вот так (показывает). У кого не будет такой карточки, тот будет проверять ответы товарищей. Сначала сосчитайте и запомните, сколько цветов на карточках. Сосчитали? Закройте глаза! Слушайте! (педагог стучит 6 раз, дети открывают глаза, находят нужные карточки и поднимают вверх, 2-3 ребенка объясняют, почему они подняли такую карточку). (Аналогичная работа от 4 до 8 звуков). И Сешарикам понравилась такая игра.

 Динамическая пауза.

                Раз — согнуться, разогнуться.

                Два — нагнуться, потянуться.

                Три — в ладошки три хлопка,

                Головою три кивка.

                На четыре — руки шире.

                Пять, шесть — тихо сесть.

Игра «Починим забор»(рисование)

Педагог: У меня в руках 2 полоски, скажите мне, что можно сказать об их размере ( одна полоска длинная, но уже другой). А сейчас расскажите о других полосках?(одна короче, но шире другой). Что можно сделать такими полосками? (ответы детей). У Смешариков сломался забор, давайте мы им нарисуем красивый забор, применяя в нашей работе размеры наших полосок, мы их будем чередовать, вот так( показывает образец забора).

Самостоятельное рисование под музыку. Смешарики наблюдают за процессом работы.

Рефлексия.

Выставка нарисованных заборов(что изобразили на рисунках, в какие игры играли). И Смешарикам было интересно у нас в гостях и они хотят сказать вам волшебные слова; «Счастье ищи не в дороге, а в знаниях»( башкирская пословица).  

  Тема: Развитие математических способностей у детей дошкольного возраста вне занятий, с использованием занимательного материала.

Необходимым условием развития общества является умножение его интеллектуального потенциала. Решение этой задачи во многом зависит от образовательного процесса.

Важнейшим средством интеллектуального развития ребенка является изучение математики в детском саду. Наши дети живут и развиваются в эпоху информационной цивилизации и новых, постоянно обновляющихся компьютерных технологий. Поэтому в этих условиях математическое развитие дошкольников не может сводиться только к обучению счету, измерению и вычислению.  Актуальность и особую ценность сегодня приобретает развитие способности самостоятельно и творчески мыслить.

Математика – это мощный фактор интеллектуального развития ребенка, формирования его познавательных и творческих способностей. А успех математического обучения обусловлен наличием интереса к ней, так как усвоение знаний зависит от того, насколько ребенок заинтересован умственной деятельностью. Математическое развитие осуществляется не только на занятиях, но и в индивидуальной, совместной, самостоятельной деятельности.

Всем известно, что игра является основным видом детской деятельности. Когда ребенку интересно, он легко, свободно, и добровольно включается в игру. Детям очень нравятся задачи-шутки, головоломки, логические упражнения, для этого с целью развития у дошкольников пространственных представлений, логического и конструктивного мышления, воображения, смекалки, памяти и внимания,

 Основной целью использования занимательного материала является как формирование представлений, так и закрепление уже имеющихся знаний. Мы используем занимательный материал не только на занятиях, но и вне их, например, при проведении развлечений. Одним из видов развлечений является проведение математических праздников.

Праздники и развлечения – это радостные и эмоционально яркие события в жизни дошкольников, а эмоции являются движущей силой, которая может активизировать процесс познания. Участие детей в праздниках и развлечениях способствует их умственному развитию, развивает память, речь, расширяет кругозор и, кроме того, формирует дисциплинированность и культуру поведения.

При использовании игровых занимательных математических игр и упражнений, дети лучше усваивают программный материал, решая при этом разнообразные творческие задачи, у них развивается активность, самостоятельность мышления, творческие начала  и формируется детская индивидуальность. Закрепляя знания в процессе игры, мы стремимся к тому, чтобы радость от игр перешла в радость учения.
        
Для выработки определенных математических умений и навыков необходимо развивать логическое мышление дошкольников. Поэтому необходимо научить ребенка решать проблемные ситуации, делать определенные выводы, приходить к логическому заключению. Решение логических задач развивает способность выделять существенное, самостоятельно подходить к обобщениям.

        Логические игры математического содержания воспитывают у детей познавательный интерес, способность к творческому поиску, желание и умение учиться. Необычная игровая ситуация с элементами проблемности, характерными для каждой занимательной задачи, всегда вызывает интерес у детей. Занимательные задачи способствуют развитию у ребенка умения быстро воспринимать познавательные задачи и находить для них верные решения. Дети начинают понимать, что для правильного решения логической задачи необходимо сосредоточиться, они начинают осознавать, что такая занимательная задачка содержит в себе некий «подвох» и для ее решения необходимо  понять в чем тут хитрость.

        Процесс формирования элементарных математических представлений осуществляется под руководством педагога в результате систематически проводимой работы, направленной на ознакомление детей с количественными, пространственными и временными отношениями с помощью разнообразных средств. Дидактические средства являются своеобразными орудиями труда педагога и инструментами познавательной деятельности детей.

        К средствам обучения относятся:

разнообразные дидактические игры и упражнения: настольно-печатные и с предметами; обучающие, разработанные А. А. Столяром; развивающие, разработанные Б. П. Никитиным; шашки, шахматы;

занимательный математический материал: игры-головоломки, числовые курьезы,  геометрические мозаики и конструкторы, лабиринты, задачи-шутки.

отдельные дидактические средства: блоки 3. Дьенеша (логические блоки), палочки X. Кюзенера, счетный материал (отличный от того, что применяется на занятиях), кубики с цифрами и знаками, детские вычислительные машины.

книги с учебно-познавательным содержанием для чтения детям и рассматривания иллюстраций.

        Все эти средства лучше всего поместить непосредственно в зоне самостоятельной познавательной и игровой деятельности, периодически их следует обновлять, учитывая детские интересы и склонности. Эти средства используются в основном в часы игр, но могут применяться и на занятиях. К ним необходимо обеспечить свободный доступ ребят и их широкое использование.

Действуя с разнообразными дидактическими средствами вне занятий, ребенок не только закрепляет знания,- полученные на занятиях, но и в отдельных случаях, усваивая дополнительное содержание, может опережать требования программы, исподволь готовиться к ее усвоению. Самостоятельная деятельность под руководством педагога, проходящая индивидуально, группой, дает возможность обеспечить оптимальный темп развития каждому ребенку, учитывая его интересы, склонности, способности, особенности.

Игровые занимательные задачи З.А.Михайловой

 Одним из средств формирования у детей дошкольного возраста элементарных математических представлений являются занимательные игры, упражнения, задачи, вопросы. Этот занимательный математический материал чрезвычайно разнообразен по содержанию, форме, развивающему и воспитательному влиянию.

Из занимательного математического материала в работе с дошкольниками могут использоваться самые простые его виды:

геометрические конструкторы: «Танграм», «Пифагор», «Колумбово яйцо», «Волшебный круг» и др., в которых из набора плоских геометрических фигур требуется создать сюжетное изображение на основе силуэтного, контурного образца или по замыслу;

логические упражнения, требующие умозаключений, построенных на основе логических схем и правил;

задачи на нахождение признака (признаков) отличия или сходства фигур (например, «Найди две одинаковые фигуры», «Чем отличаются друг от друга данные предметы?», «Какая фигура здесь лишняя?»);

задачи на поиск недостающей фигуры, в которых, анализируя предметные или геометрические изображения, ребенок должен установить закономерность в наборе признаков, их чередовании и на этой основе осуществить выбор необходимой фигуры, достраивая ею ряд или заполняя пропущенное место;

лабиринты — упражнения, выполняемые на наглядной основе и требующие сочетания зрительного и мыслительного анализа, точности действий для того, чтобы найти кратчайший и верный путь от начальной до конечной точки (например, «Как мышонку выбраться из норки?», «Помоги рыбакам распутать удочки», «Угадай, кто потерял варежку»);

занимательные упражнения на распознавание частей в целом, в которых от детей требуется установить, сколько и каких фигур содержится в рисунке;

занимательные упражнения на восстановление целого из частей (собрать вазу из осколков, мячик из разноцветных частей и т. д.);

задачи-смекалки геометрического характера с палочками от самых простых на воспроизведение по образцу узора и до составления предметных картинок, на трансфигурацию (изменить фигуру путем перекладывания указанного количества палочек);

загадки, в которых содержатся математические элементы в виде термина, обозначающего количественные, пространственные или временные отношения;

стихи, считалки, скороговорки и поговорки с математическими элементами;

задачи в стихотворной форме;

задачи-шутки и т. д.

Занимательный математический материал является средством комплексного воздействия на развитие детей, с его помощью осуществляется умственное и волевое развитие, создается проблемность в обучении, ребенок занимает активную позицию в самом процессе учения. Пространственное воображение, логическое мышление, целенаправленность и целеустремленность, умение самостоятельно искать и находить способы действия для решения практических и познавательных задач — все это, вместе взятое, требуется для успешного усвоения математики и других учебных предметов в школе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по ФЭМП "Мишка в гостях у ребят. Круг и квадрат" 2 младшая группа

Конспект занятия по ФЭМП "Мишка в гостях у ребят. Круг и квадрат" (программа Л.Н.Коротовских) 2 мадшая группа...

Конспект НОД по ФЭМП "Степашка в гостях у ребят"

Конспект НОД  по ФЭМПЦель: Закреплять знания о геометрических фигурах, отвечать на вопрос "сколько? '' словами один, много, ни одного.Задачи:Продолжать формировать умение соста...

Конспект занятия по ФЭМП "Незнайка в гостях у ребят"

Занятие по ФэМП для детей подготовительной группы.Состав числа 7 из двух меньших,измерение сыпучих условной меркой....

Конспект НОД по ФЭМП «Белочка в гостях у ребят»

Конспект НОД по ФЭМП   "Белочка в гостях у ребят"во второй младшей группе...

Конспект занятия по ФЭМП. "Кошечка в гостях у ребят"

Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений в первой младшей группе...

Конспект занятия по ФЭМП «Белочка в гостях у ребят»

Конспект занятия по ФЭМП «Белочка в гостях у ребят»Цель: 1.Закрепить умения детей различать геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник и составлять картину их этих фигур.2. Закрепит...

Конспект занятия по ФЭМП «Заяц в гостях у ребят»

Конспект занятия по ФЭМП во второй младшей группе на тему: «Заяц в гостях у ребят»...