Занятие с использованием блоков Дьенеша: "Путешествие по временам года"
методическая разработка по математике (старшая группа) по теме

Мальцева Оксана Яковлевна

 

Помогает научить детей  правильно, называть части, на которые обручи делят плоскость;

закреплять  названия времен года, количественный и обратный счет, умение кодировать и декодировать блоки по четырем свойствам (цвет, форма, величина, толщина);

развивать умение классифицировать предметы по трем свойствам; умение анализировать, сравнивать, обобщать; развивать мышление, внимание, воображение;

воспитывать дружеские взаимоотношения, бережное отношение к методическим пособиям, самостоятельность;

доставить радость и удовольствие от игр развивающей направленности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

"Путешествие по временам года"

Программное содержание:

помочь научиться правильно, называть части, на которые обручи делят плоскость;

закрепить названия времен года, количественный и обратный счет, умение кодировать и декодировать блоки по четырем свойствам (цвет, форма, величина, толщина);

развивать умение классифицировать предметы по трем свойствам; умение анализировать, сравнивать, обобщать; развивать мышление, внимание, воображение;

воспитывать дружеские взаимоотношения, бережное отношение к методическим пособиям, самостоятельность;

доставить радость и удовольствие от игр развивающей направленности.

Материалы к занятию:

Иллюстрации по временам года: девочка-осень, девочка-зима, девочка-весна, девочка-лето;

Образец изображения «Машины времени»;

Игра «Танграм» (один комплект на двоих детей);

Игра «Блоки Дьенеша» (один комплект на двоих детей и один комплект для воспитателя);

Корзинка с набором овощей и фруктов;

Картинки для игры «Четвертый лишний»;

По одной карточке на двоих детей для игры «Сделай бусы»;

По одному изображению домика на двоих детей для игры «Засели птичек в домики»;

Карточки-символы, соответствующие свойствам блоков: цвет (красный, желтый, синий), форма (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник), величина (большой, маленький), толщина (толстый, тонкий);

–Три обруча: красный, синий, желтый.

Ход занятия

Организационный момент.

Дети заходят в группу, встают полукругом, лицом к воспитателю.

Воспитатель: Дети, скажите, зачем люди улыбаются? (Ответы детей)

Улыбнитесь друг другу, улыбнитесь гостям. Я желаю вам хорошего настроения и приглашаю в веселое путешествие по временам года на «Машине времени». Дети, вы хотите отправиться со мной в путешествие? (Ответы детей). Как я уже сказала, мы сегодня будем путешествовать на «Машине времени». Для этого вам необходимо ее построить. Работать мы сегодня будем парами. От того, какие вы будете дружные и внимательные друг к другу, зависит успех путешествия.

Дети, подойдите к столу и постройте свою «Машину времени» из геометрических фигур по этому образцу. (Воспитатель выставляет образец на мольберте, дети строят по нему фигуру-силуэт).

Игра «Танграм»

Не забывайте, что «совершать прыжки» из одного времени года в другое вы будете на своей «Машине времени» порами, поэтому работайте дружно.

Основная часть.

Воспитатель: Построили? Молодцы! Теперь подойдите ко мне, встаньте в круг, возьмитесь за руки. Чтобы ваши машины пришли в движение, надо посчитать обратным счетом от 10 до 1. (Дети считают, после чего садятся на стульчики).

Воспитатель: Кто нас встречает? (Показ картинки: изображение девочки-осени). Ответы детей.

Осень приготовила нам корзинку с овощами и фруктами. (Показ корзинки)

Что это? (Яблоко) Какой оно формы? Какого цвета? (Ответы детей) Найдите блок, похожий по форме и цвету на яблоко. (Дети выбирают нужные блоки) А теперь опишите их и найдите карточки-символы, соответствующие выбранным блокам. (Далее дети находят блоки и карточки-символы, соответствующие следующим овощам: перец, свекла, репа, морковь)

Дети, посмотрите, Осень приготовила нам еще одну игру.

Игра «Четвертый лишний»

(Воспитатель показывает картинку, дети находят лишний предмет и объясняют, почему он лишний).

Гимнастика для глаз.

(Дети зрачками глаз рисуют круг, квадрат, треугольник).

Воспитатель: Хорошо! Наше путешествие продолжается, и мы отправляемся в следующее время года. Кто нас встречает после осени? (зима) (Показ картинки: изображение девочки-зимы) За что вы любите зиму? Какой сказочный праздник бывает зимой? (Ответы детей) Закройте глаза, представьте, что настал Новый год. (Воспитатель выставляет картинку елки на мольберте) Откройте глаза. Что это? (Елка) Она вам нравится? Что нужно сделать, чтобы елка стала новогодней? (Высказывания детей) Давайте украсим елку и сделаем для нее бусы по схеме, которая лежит у вас на столе.

Игра «Сделай бусы»

(Работая в парах, дети выстраивают бусы из блоков по схеме) После того, как дети выполнят задание, воспитатель задает вопросы:

Сколько всего блоков использовали для строительства бус?

Сколько использовали блоков желтого цвета?

Сколько использовали прямоугольников?

Каких фигур больше: желтых или прямоугольных? На сколько?

Молодцы! Подойдите ко мне. Сейчас произойдет прыжок в следующее время года. Закройте глаза. (Вывешивается картинка: изображение девочки-весны) А теперь, посмотрите, кто нас встречает? (Весна) Весной к нам возвращается много птиц из теплых краев. Сядьте поудобнее и послушайте, сколько к нам прилетело птиц и как чудесно они поют.

(Прослушивание кассеты с записью голосов птиц).

После прослушивания записи проводится физкультминутка.

Игра «Дрозд»

Дети выполняют движения в парах.

Я дрозд, ты дрозд.

У меня нос, у тебя нос. (Дотрагиваются до носа)

У меня гладкие, у тебя гладкие. (Дотрагиваются до щек)

У меня сладкие, у тебя сладкие. (Дотрагиваются до губ)

Я твой друг, и ты мой друг.

Мы любим друг друга. (Обнимают друг друга)

Воспитатель: Дети, давайте птичкам поможем найти свои домики.

Игра «Засели жильцов в домики»

(Детям раздаются изображения домиков; необходимо найти блоки, соответствующие данным свойствам; блоки – это «птички»).

Во время работы детей, воспитатель задает вопросы: Какая птичка здесь живет? (показывает)

Почему эту птичку поселили именно сюда? (ответы детей)

Воспитатель: Хорошо! Мы отправляемся дальше, в следующее время года. Кто нас встречает? (Лето) (Показ картинки: изображение девочки – лета) Вспомните, как летом бывает красиво, сколько цветов распускается на клумбах. Давайте и мы высадим цветы на клумбы.

Игра с тремя обручами.

Дети, посчитайте, сколько всего клумб. (7) Давайте их назовем.

Представьте, что блоки – это цветы. Сажать цветы будем так: внутри красного обруча – все красные цветы; внутри синего обруча – все круглые цветы; внутри желтого обруча – все большие цветы.

После выполнения всей работы, воспитатель задает следующие вопросы:

Какие цветы растут:

внутри синего обруча, вне красного и желтого?

внутри красного обруча, вне синего и желтого?

внутри желтого обруча, вне красного и синего?

внутри синего и красного, вне желтого обруча?

внутри синего и желтого, вне красного обруча?

внутри красного и желтого, вне синего обруча?

внутри синего, красного и желтого обручей;

какие цветы остались снаружи клумбы?

Заключительная часть.

Воспитатель: Наше путешествие подходит к концу! Вам понравилось наше путешествие? А какое время года ваше любимое? Какие задания сегодня для вас были легкими? А какие трудными?

Какое сейчас время года? (Ответы детей) Мы с вами остаемся пока в этом времени года, а «Машина времени» отправляется в другой детский сад.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развлечение в старшей группе с использованием блоков Дьенеша "Путешествие в страну "Геометрия""

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"10238281","attributes":{"alt":"","class":"media-image","style":"width: 283px; height: 218px; float: right;"}}]] Логические блоки Золтана Дьенеша...

Конспект образовательной деятельности в средней группе по познавательному развитию с использованием блоков Дьенеша “Путешествие в сказку”

Закрепить начальные логические приемы, связанные с формированием элементарных математических понятий с помощью блоков Дьенеша....

Конспект открытого занятия по математике с использованием блоков Дьенеша "Путешествие в Солнечную страну"

Данное занятие разработанно для детей средней группы детского сада и направленно на закрепление навыков при работе с блоками Дьенеша, упражнении  в умении классифицировать логические блоки по трё...

Конспект открытого занятия по инновационной деятельности педагогов с детьми с использованием блоков Дьенеша «Путешествие в страну Здоровья» Составители: Аверьянова Ю.О.

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД № 97 ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА С ПРИОРИТЕТНЫМ ОСУЩЕСТВЛЕНИЕМ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ФИЗИЧЕСКОМУ РАЗВИТИЮ ДЕТЕЙ КАЛИНИНСКОГО РАЙОНА САНК...

Конспект занятия по сенсорно - познавательной деятельности детей старшего дошкольного возраста с использованием блоков Дьенеша «Путешествие по сказкам».

Цели и задачи:Углублять, расширять и закреплять знания детей о сказках, пополнять словарный запас, вспоминая знакомые сказки.Развивать внимание, память, наблюдательность, мышление.Развивать умение вып...

Конспект занятия по ФЭМП в старшей группе с использованием блоков Дьенеша. «Путешествие в страну Математики»

Образовательная область – познавательное развитие.Цель: развитие логического мышления, выделение свойств и признаков предметов посредством дидактической игрыЗадачи:ОбразовательныеРазвивать умени...