Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений для детей с нарушениями интеллекта на тему "Заколдованные звери"
план-конспект по математике по теме

Ильина Инна Александровна

С детьми, имеющими нарушения интеллекта, при формировании элементарных математических представлений важно организовывать практические действия с различными предметами и непрерывными множествами; формировать умственные действия, осуществляемые в развернутом наглядно-практическом плане, развивать мыслительные операции (анализ, сравнение, обобщение), формировать сопровождающую и фиксирующую функции речи.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Министерство образования Республики Башкортостан

   Муниципальное учреждение «Отдел образования администрации городского округа г. Стерлитамак»

        Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение  комбинированного вида – «Детский сад № 93»

 

 

Конспект

занятия по формированию элементарных

математических представлений «Заколдованные звери»

в группе детей с нарушением интеллекта

II год обучения

                                                               Подготовила и провела:

                                            Ильина И.А.

                                                         учитель-дефектолог

 

2009

Цель:

Формирование умственных действий, осуществляемых в развернутом наглядно-практическом плане, целостных образов – представлений о знакомых объектах.  Расширять знания детей о жизни диких животных.

Задачи:

1. Коррекционно-образовательные:

Учить детей сравнивать по количеству непрерывные множества, выражать количественные отношения словами (в большом – больше, в маленьком – меньше). Закреплять название понятия «много».

Продолжать учить дифференцировать геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник, прямоугольник.

Учить группировать предметы по одному заданному признаку – цвету.

Продолжать закреплять знания о величине – самая большая, большая, маленькая, самая маленькая.

2. Коррекционно-развивающие:

Развивать мыслительные операции (анализ, сравнение), наблюдательность, внимание, речь, мелкую моторику, ориентировку в пространстве,

3. Коррекционно-воспитательные:

Воспитывать адекватное поведение на занятии, усидчивость, самостоятельность  при выполнении заданий. Воспитывать желание заниматься.

Прививать любовь к животным

Словарная работа:

Много, справа, слева, белый треугольник, заяц, желтый круг, лиса, самая большая, большая, маленькая, самая маленькая, коричневый квадрат, медведь, в большом больше – в маленьком меньше, синий прямоугольник, волк, красный, синий, зеленый, желтый.

Методы:

Информационные: пальчиковые игры, объяснение, иллюстрации, загадка.

Репродуктивные: поисковые вопросы, отдельные задания, имитация, игры-упражнения.

Воспитательные: просьба, стимулирующая добрые дела, показ образцов и приемов, поощрения, радостные удивления.

Материал:

Демонстрационный: игрушка – Лесовичок, конверт с письмом, мультимедиа с заставками зимнего леса, зайца, лисы, медведя, волка, белый треугольник, желтый круг, коричневые квадраты (большой и маленький), синий прямоугольник, большое и маленькое ведерки, поднос, мокрый песок, записка, игрушки-медвежата, волк, лиса, заяц, корзинка с угощением.

Раздаточный: белые треугольники по количеству детей, разные разноцветные геометрические фигуры, разные по величине елочки по 4 на каждого ребенка, карточки красного, желтого, зеленого, синего цвета, предметные картинки с изображением предметов красного, желтого, зеленого, синего цвета, снежинки.

Оборудование:

Декорации елки и березки, следы, магнитофон, музыка леса, столы, покрытые белой простыней, металлофон

Ход занятия:

Организационный этап.

     Раздается стук в дверь. Игрушечный персонаж Лесовичок вносит конверт, на котором изображены лес и следы животных.

П: Дети, посмотрите какой необычный конверт. Что на нем нарисовано?

Д: Деревья.

П: Сколько деревьев?

Д: Много.

П: А много деревьев бывает в лесу. Значит этот конверт из леса. А животные нарисованы на конверте?

Д: Нет.

П: А как вы думаете, в этом лесу живут звери?

Д: Да.

П: Как вы догадались? На конверте нарисованы следы диких животных. Интересно, чьи это следы? Откроем конверт и посмотрим, что в нем.

      Педагог достает из конверта письмо и читает.

«Дорогие дети! В нашем лесу случилась беда: злая волшебница заколдовала всех лесных обитателей, превратив их в разные геометрические фигуры. Помогите, пожалуйста, их расколдовать. Если вы правильно угадаете, какое животное, в какую фигуру превратилось, звери оживут!»

Обучающий этап.

П: Ребята, поможем животным? Ведь в лесах нашей республики Башкортостан много красивых животных и они нуждаются в помощи. Тогда нужно отправляться в путь. Мы пойдем в этот зимний лес. (На экране появляется картинка с изображением зимнего леса). Сколько вокруг чудес: справа елка в шубе стоит. Где елка стоит? (Справа). Слева березка на нас глядит. С какой стороны березка глядит? (Слева). А под ногами следы. Пойдем по следам и посмотрим, куда они нас приведут.

      Дети под музыку идут по групповой комнате, находят белый треугольник  на столе покрытым белой простыней.  

П: Смотрите, что за геометрическая фигура лежит на сугробе?

Д: Треугольник. 

П: Какого он цвета? (Белого). Правильно. Интересно, как вы думаете, какое животное злая волшебница могла превратить в белый треугольник? А чтобы отгадать, нужно среди различных фигур найти такой же белый треугольник!

Дидактическое упражнение «Найди фигуру».

      Педагог рассыпает перед детьми фигуры, каждый ребенок выбирает белый треугольник. Педагог комментирует действия детей.

П: Смотрите внимательно, нам нужен только треугольник белого цвета. Кто нашел, показывайте. Молодцы ребята, все справились! Так что же это за зверь? (На экране появляется картинка с изображением зайца). Это заяц!

П: Ребята, давайте продолжим свой путь.

      Дети под музыку идут по групповой комнате, находят желтый круг на пенечке покрытым белой простыней.

П: Посмотрите, а это какая фигура? (Круг). Какого он цвета?  (Желтого). Какое же животное здесь заколдовано? А чтобы его расколдовать, нам нужно выполнить задание «Построй по росту елочки».

Дидактическое упражнение «Построй по росту ёлочки».

         На столе лежат четыре  елочки  разных по величине.

П: Ребята, нужно расположить эти елочки по росту: от самой большой до самой маленькой. (Дети выполняют задание). Давайте еще раз повторим, какие по размеру эти елки: самая большая, большая, маленькая, самая маленькая. Посмотрите, мы выполнили задание и расколдовали лису. (На экране появляется картинка с изображением лисы). Дети, помашите лисе, ведь нам надо торопиться.

П: Ребята, мы устали. Давайте немного отдохнем и поиграем в игру «Снег».

Физкультминутка.

Снег сегодня шел с утра.

Дети выполняют упражнение Снег.

Рада снегу детвора.

Хлопают в ладоши.

Снег на ветках, на дорожках,

Поднимают руки вверх. Выполняют упражнение Дорожка.

На носах и на ладошках.

Дотрагиваются до носа. Показывают ладошки.

      Дети находят большой и маленький квадраты  на столе покрытым белой простыней.  

П: Вот еще геометрические фигуры. Что это? (Квадраты, большой и маленький). Какого они цвета? (Коричневого). Кто бы это мог быть? Послушайте загадку: Летом в лесу гуляет, зимой в берлоге отдыхает. (Медведь). (На экране появляется картинка с изображением медведя). Вот они медвежата, большой и маленький. (Педагог достает игрушки). Они очень обрадовались, что вы их расколдовали и хотят вам показать, какие кулички они из песка научились делать.

Дидактическое упражнение «Большой и маленький куличик».

      На столе стоят большое и маленькое ведерко и поднос.

П: Ребята, покажите, где большое ведерко, а где маленькое? Как вы думаете, в каком из них больше, а в каком меньше песка.

      Для проверки содержимое высыпается на поднос и дети наглядно определяют, что из большого ведерка куличик получился больше, а из маленького – меньше).

П: В большом ведерке помещается больше песка, а в маленьком – меньше. (Дети повторяют).  

П: Дети, давайте продолжим свой путь.

      Дети идут под музыку по групповой комнате, находят синий прямоугольник  на столе покрытым белой простыней.

П: Смотрите, а это что за фигура?

Д: Прямоугольник.

Дидактическая игра «Соотнеси по цвету».  

П: Какого цвета прямоугольник? (Синего). Нужно выполнить задание и  тогда колдовство исчезнет! Перед вами лежат четыре больших цветных карточки. Какого они цвета? (Красного, желтого, синего, зеленого). И маленькие картинки с предметами такого же цвета. Нужно подобрать по цвету маленькие картинки к большим. Например, красный шарик мы положим на красную карточку и т.д. (Дети выполняют задание). (На экране появляется картинка с изображением волка). Ребята, мы расколдовали волка!

П: Что это такое?          

Д: Снежинки.

П: Сколько их? (Много). Возьмите по одной снежинке. Какие они красивые, легкие и воздушные. Давайте покружимся, как снежинки. Положите снежинки под елочку, пусть ей будет тепло. (Дети относят снежинки под елочку). Ой, какой сугроб получился! Что это под елочкой лежит? Это записка и все животные, которых мы расколдовали, и угощение для вас!

      Педагог достает записку и читает её.

«Дети! Вы оживили диких животных. Спасибо вам!».

Итог занятия.

П: Ребята, мы помогли лесным жителям. Теперь они стали вашими друзьями. Но теперь нам пора возвращаться в детский сад. Давайте пригласим всех животных к себе в гости. Животные волшебные они нам помогут вернуться. Прижмите к себе их очень крепко и зажмурьте глаза. (Звук металлофона). Вот мы и в детском саду. Дети, где мы сегодня побывали? (На экране появляется картинка с изображением зимнего леса). Кому мы сегодня помогали? Что с ними случилось?  Как мы помогли лесным жителям? Я думаю, что вам понравилось помогать зверятам!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект занятия по формированию элементарных математических представлений для детей с нарушением интеллекта (4г. о.) "Путешествие в Город Математических Загадок"

Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений. Содержит материал для закрепления умений соотносить множества предметов, воспринимаемых разными анализаторами (зрительным, с...

Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений у детей второй младшей группы на тему: « Один-много».

1.Познакомить с кругом, учить отвечать на вопрос: «сколько?» словами один, много. 2.Продолжать формировать умение составлять группу из отдельных предметов и выделять из нее один пред...

Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений для детей старшего возраста «Заколдованные звери»

Цель: Формирование умственных действий, осуществляемых в развернутом наглядно-практическом плане, целостных образов – представлений о знакомых объектах.  Расширять знания детей о жизни дики...

Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений для детей среднего дошкольного возраста. На тему: « Прогулка в лес ».

Закреплять умение соотносить геометрические фигуры с натуральными предметами окружающей обстановки и изображением на картинке;Упражнять в определении расположения предметов относительно себя;Упражнять...


 

Комментарии

Попукайло Ирина Лукеевна

Интересное занятие! Обязательно воспользуюсь сама и другим рекомендую.

Хорошее занятие