Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений для детей с нарушениями интеллекта на тему "Заколдованные звери"
план-конспект по математике по теме
С детьми, имеющими нарушения интеллекта, при формировании элементарных математических представлений важно организовывать практические действия с различными предметами и непрерывными множествами; формировать умственные действия, осуществляемые в развернутом наглядно-практическом плане, развивать мыслительные операции (анализ, сравнение, обобщение), формировать сопровождающую и фиксирующую функции речи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Занятие по ФЭМП в группе детей с нарушениями интеллекта.doc | 48 КБ |
Предварительный просмотр:
Министерство образования Республики Башкортостан
Муниципальное учреждение «Отдел образования администрации городского округа г. Стерлитамак»
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение комбинированного вида – «Детский сад № 93»
Конспект
занятия по формированию элементарных
математических представлений «Заколдованные звери»
в группе детей с нарушением интеллекта
II год обучения
Подготовила и провела:
Ильина И.А.
учитель-дефектолог
2009
Цель:
Формирование умственных действий, осуществляемых в развернутом наглядно-практическом плане, целостных образов – представлений о знакомых объектах. Расширять знания детей о жизни диких животных.
Задачи:
1. Коррекционно-образовательные:
Учить детей сравнивать по количеству непрерывные множества, выражать количественные отношения словами (в большом – больше, в маленьком – меньше). Закреплять название понятия «много».
Продолжать учить дифференцировать геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник, прямоугольник.
Учить группировать предметы по одному заданному признаку – цвету.
Продолжать закреплять знания о величине – самая большая, большая, маленькая, самая маленькая.
2. Коррекционно-развивающие:
Развивать мыслительные операции (анализ, сравнение), наблюдательность, внимание, речь, мелкую моторику, ориентировку в пространстве,
3. Коррекционно-воспитательные:
Воспитывать адекватное поведение на занятии, усидчивость, самостоятельность при выполнении заданий. Воспитывать желание заниматься.
Прививать любовь к животным
Словарная работа:
Много, справа, слева, белый треугольник, заяц, желтый круг, лиса, самая большая, большая, маленькая, самая маленькая, коричневый квадрат, медведь, в большом больше – в маленьком меньше, синий прямоугольник, волк, красный, синий, зеленый, желтый.
Методы:
Информационные: пальчиковые игры, объяснение, иллюстрации, загадка.
Репродуктивные: поисковые вопросы, отдельные задания, имитация, игры-упражнения.
Воспитательные: просьба, стимулирующая добрые дела, показ образцов и приемов, поощрения, радостные удивления.
Материал:
Демонстрационный: игрушка – Лесовичок, конверт с письмом, мультимедиа с заставками зимнего леса, зайца, лисы, медведя, волка, белый треугольник, желтый круг, коричневые квадраты (большой и маленький), синий прямоугольник, большое и маленькое ведерки, поднос, мокрый песок, записка, игрушки-медвежата, волк, лиса, заяц, корзинка с угощением.
Раздаточный: белые треугольники по количеству детей, разные разноцветные геометрические фигуры, разные по величине елочки по 4 на каждого ребенка, карточки красного, желтого, зеленого, синего цвета, предметные картинки с изображением предметов красного, желтого, зеленого, синего цвета, снежинки.
Оборудование:
Декорации елки и березки, следы, магнитофон, музыка леса, столы, покрытые белой простыней, металлофон
Ход занятия:
Организационный этап.
Раздается стук в дверь. Игрушечный персонаж Лесовичок вносит конверт, на котором изображены лес и следы животных.
П: Дети, посмотрите какой необычный конверт. Что на нем нарисовано?
Д: Деревья.
П: Сколько деревьев?
Д: Много.
П: А много деревьев бывает в лесу. Значит этот конверт из леса. А животные нарисованы на конверте?
Д: Нет.
П: А как вы думаете, в этом лесу живут звери?
Д: Да.
П: Как вы догадались? На конверте нарисованы следы диких животных. Интересно, чьи это следы? Откроем конверт и посмотрим, что в нем.
Педагог достает из конверта письмо и читает.
«Дорогие дети! В нашем лесу случилась беда: злая волшебница заколдовала всех лесных обитателей, превратив их в разные геометрические фигуры. Помогите, пожалуйста, их расколдовать. Если вы правильно угадаете, какое животное, в какую фигуру превратилось, звери оживут!»
Обучающий этап.
П: Ребята, поможем животным? Ведь в лесах нашей республики Башкортостан много красивых животных и они нуждаются в помощи. Тогда нужно отправляться в путь. Мы пойдем в этот зимний лес. (На экране появляется картинка с изображением зимнего леса). Сколько вокруг чудес: справа елка в шубе стоит. Где елка стоит? (Справа). Слева березка на нас глядит. С какой стороны березка глядит? (Слева). А под ногами следы. Пойдем по следам и посмотрим, куда они нас приведут.
Дети под музыку идут по групповой комнате, находят белый треугольник на столе покрытым белой простыней.
П: Смотрите, что за геометрическая фигура лежит на сугробе?
Д: Треугольник.
П: Какого он цвета? (Белого). Правильно. Интересно, как вы думаете, какое животное злая волшебница могла превратить в белый треугольник? А чтобы отгадать, нужно среди различных фигур найти такой же белый треугольник!
Дидактическое упражнение «Найди фигуру».
Педагог рассыпает перед детьми фигуры, каждый ребенок выбирает белый треугольник. Педагог комментирует действия детей.
П: Смотрите внимательно, нам нужен только треугольник белого цвета. Кто нашел, показывайте. Молодцы ребята, все справились! Так что же это за зверь? (На экране появляется картинка с изображением зайца). Это заяц!
П: Ребята, давайте продолжим свой путь.
Дети под музыку идут по групповой комнате, находят желтый круг на пенечке покрытым белой простыней.
П: Посмотрите, а это какая фигура? (Круг). Какого он цвета? (Желтого). Какое же животное здесь заколдовано? А чтобы его расколдовать, нам нужно выполнить задание «Построй по росту елочки».
Дидактическое упражнение «Построй по росту ёлочки».
На столе лежат четыре елочки разных по величине.
П: Ребята, нужно расположить эти елочки по росту: от самой большой до самой маленькой. (Дети выполняют задание). Давайте еще раз повторим, какие по размеру эти елки: самая большая, большая, маленькая, самая маленькая. Посмотрите, мы выполнили задание и расколдовали лису. (На экране появляется картинка с изображением лисы). Дети, помашите лисе, ведь нам надо торопиться.
П: Ребята, мы устали. Давайте немного отдохнем и поиграем в игру «Снег».
Физкультминутка.
Снег сегодня шел с утра.
Дети выполняют упражнение Снег.
Рада снегу детвора.
Хлопают в ладоши.
Снег на ветках, на дорожках,
Поднимают руки вверх. Выполняют упражнение Дорожка.
На носах и на ладошках.
Дотрагиваются до носа. Показывают ладошки.
Дети находят большой и маленький квадраты на столе покрытым белой простыней.
П: Вот еще геометрические фигуры. Что это? (Квадраты, большой и маленький). Какого они цвета? (Коричневого). Кто бы это мог быть? Послушайте загадку: Летом в лесу гуляет, зимой в берлоге отдыхает. (Медведь). (На экране появляется картинка с изображением медведя). Вот они медвежата, большой и маленький. (Педагог достает игрушки). Они очень обрадовались, что вы их расколдовали и хотят вам показать, какие кулички они из песка научились делать.
Дидактическое упражнение «Большой и маленький куличик».
На столе стоят большое и маленькое ведерко и поднос.
П: Ребята, покажите, где большое ведерко, а где маленькое? Как вы думаете, в каком из них больше, а в каком меньше песка.
Для проверки содержимое высыпается на поднос и дети наглядно определяют, что из большого ведерка куличик получился больше, а из маленького – меньше).
П: В большом ведерке помещается больше песка, а в маленьком – меньше. (Дети повторяют).
П: Дети, давайте продолжим свой путь.
Дети идут под музыку по групповой комнате, находят синий прямоугольник на столе покрытым белой простыней.
П: Смотрите, а это что за фигура?
Д: Прямоугольник.
Дидактическая игра «Соотнеси по цвету».
П: Какого цвета прямоугольник? (Синего). Нужно выполнить задание и тогда колдовство исчезнет! Перед вами лежат четыре больших цветных карточки. Какого они цвета? (Красного, желтого, синего, зеленого). И маленькие картинки с предметами такого же цвета. Нужно подобрать по цвету маленькие картинки к большим. Например, красный шарик мы положим на красную карточку и т.д. (Дети выполняют задание). (На экране появляется картинка с изображением волка). Ребята, мы расколдовали волка!
П: Что это такое?
Д: Снежинки.
П: Сколько их? (Много). Возьмите по одной снежинке. Какие они красивые, легкие и воздушные. Давайте покружимся, как снежинки. Положите снежинки под елочку, пусть ей будет тепло. (Дети относят снежинки под елочку). Ой, какой сугроб получился! Что это под елочкой лежит? Это записка и все животные, которых мы расколдовали, и угощение для вас!
Педагог достает записку и читает её.
«Дети! Вы оживили диких животных. Спасибо вам!».
Итог занятия.
П: Ребята, мы помогли лесным жителям. Теперь они стали вашими друзьями. Но теперь нам пора возвращаться в детский сад. Давайте пригласим всех животных к себе в гости. Животные волшебные они нам помогут вернуться. Прижмите к себе их очень крепко и зажмурьте глаза. (Звук металлофона). Вот мы и в детском саду. Дети, где мы сегодня побывали? (На экране появляется картинка с изображением зимнего леса). Кому мы сегодня помогали? Что с ними случилось? Как мы помогли лесным жителям? Я думаю, что вам понравилось помогать зверятам!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект занятия по формированию элементарных математических представлений для детей с нарушением интеллекта (4г. о.) "Путешествие в Город Математических Загадок"
Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений. Содержит материал для закрепления умений соотносить множества предметов, воспринимаемых разными анализаторами (зрительным, с...
Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений у детей второй младшей группы на тему: « Один-много».
1.Познакомить с кругом, учить отвечать на вопрос: «сколько?» словами один, много. 2.Продолжать формировать умение составлять группу из отдельных предметов и выделять из нее один пред...
Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений для детей старшего возраста «Заколдованные звери»
Цель: Формирование умственных действий, осуществляемых в развернутом наглядно-практическом плане, целостных образов – представлений о знакомых объектах. Расширять знания детей о жизни дики...
Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений у детей старшего возраста компенсирующей направленности. Тема: "Сельскохозяйственные работы"
конспект занятия по ФЭМП...
Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений для детей среднего дошкольного возраста. На тему: « Прогулка в лес ».
Закреплять умение соотносить геометрические фигуры с натуральными предметами окружающей обстановки и изображением на картинке;Упражнять в определении расположения предметов относительно себя;Упражнять...
Комментарии
Конспект занятия по формированию элементарных математических пре
Хорошее занятие