Конспект логопедического занятия по обучению элементам грамоты детей с ТНР подготовительной группы компенсирующей направленности по теме "Звук "Л", буква "Л"
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа)
Целью занятия является формирование представления детей о звуке "Л" и букве "Л".В ходе занятия решаются коррекционно- обучающие, коррекционно- развивающие и коррекционно- воспитательные задачи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 24.83 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект
логопедического занятия по обучению элементам грамоты детей с ТНР подготовительной группы компенсирующей направленности
по теме «Звук [Л], буква Л»
Цель: формирование представления детей о звуке [Л ] и букве Л. Обучение элементам грамоты.
Задачи:
Коррекционно-обучающие:
- отрабатывать умение выполнять анализ слова, составлять звуко-слоговую схему слова;
- формировать навык правильного произношения звука [Л] изолированно, в слогах, словах, фразах;
- отрабатывать умение определять характерные признаки звука [Л], опираясь на его акустические свойства;
- познакомить с буквой Л;
- формирование предпосылок учебной деятельности.
Коррекционно-развивающие:
- развивать фонематический слух;
- развивать речевой голос, просодику и мимическую моторику;
- развивать связную речь путём ответов полным предложением;
- развивать внимание, память, мышление;
- развитие читательской грамотности
Коррекционно-воспитательные:
- воспитывать самостоятельность, инициативу, любовь к природе, сочувствие
Оборудование: Заяц – игрушка Заяц. «снежки», карточка с буквой Л, картинки на звук [Л], модель звука, раздаточный материал: звуко-слоговые схемы.
Предварительная работа: постановка звука [Л] на индивидуальных занятиях с детьми.
Ход занятия.
1.Организационный момент. Психогимнастика.
Логопед: здравствуйте, ребята! Скажите, какое сейчас время года? (зима)
- Что происходит зимой с природой, с животными? (Ответы детей: природа засыпает, некоторые звери впадают в зимнюю спячку, а некоторые меняют летнюю шубку на зимнюю)
- Покажите спящего в берлоге медведя, злого и голодного волка, который гонится за зайцем. Изобразите радостного зайца, спрятавшегося от волка в сугробе. (Дети изображают животных)
2.Введение в тему. Решение проблемы
Логопед: Ребята, вот и сейчас за Зайцем гонится серый волк. (Логопед выставляет на стол игрушечного Зайца). Зайка боится волка и очень напуган. Снега совсем нет, а смена шубки произойдёт ещё не скоро. Ему быстро нужно спрятаться! Предлагаю ему помочь. Хотите? Что мы можем сделать? (Рассуждения детей: создать сугроб).
Логопед: Мы будем выполнять задания, а вокруг зайчика будет расти сугроб! Там он сможет быстро спрятаться от волка.
3.Основная часть
А) Рассказывание логопедом стихотворения. Выделение слов со звуком [Л]
- Я знаю стихотворение про зайца. Послушайте его и определите, какой звук повторяется чаще всего Логопед проговаривает стихотворение
БеЛый снег, беЛый меЛ,
БеЛыйый заяц тоже беЛ.
А вот беЛка не беЛа —
БеЛой беЛка не быЛа.
(Дети: В стихотворении чаще всего слышится звук [Л])
- Какого цвета шубка у зайца зимой? (беЛая).
Как можно помочь зайцу спрятаться от волка? (спрятать на беЛом снегу).
- Что общего в названии цвета зайца и снега? (звук [Л]).
Б) Упражнение в произнесении звука, характеристика звука [Л]
- Сейчас мы с вами дадим характеристику звуку [Л]. Четко и правильно произнесите звук.
(дети хором и по очереди проговаривают звук, определяют его аккустические свойства, дают характеристику).
- Звук [Л] – согласный, во рту преграда - язык упирается в верхние зубы;
- Звонкий – работают голосовые связки
- Твёрдый – произносим твёрдо.
Логопед: вот модель звука Л (показывает модель) Ребята, вы дали правильную характеристику звука Л и у нашего Зайца появился первый снежок (Логопед кладет снежок возле игрушки)
В) Игра «Услышь звук» Развитие фонематического слуха. Выделение звука [Л] на слух и в произношении.
Логопед: Ребята, предлагаю вам поиграть с новым звуком. Встаньте за свои стульчики.
- Звук [Л] – такой же пугливый, как наш заяц. Если услышите звук, который сегодня учим, прячьтесь за стул и накройте голову ладонями! (Логопед произносит звуки, слоги, слова. Дети «прячутся» - приседают и закрывают голову ладонями, если слышат звук [Л]).
а) р, л, ль, л, рь, до, ал, ра, ля, ор, лу, ур, ул, лю, ло...;
б) ласточка, ракета, корабль, самосвал, парта, палка, шланг, шлагбаум, артист, колосок, ракушка, колокольчик, полено...;
- Вы справились с заданием! (Логопед кладет 2 снежок)
Г) Игра «Найди звук» Выделение звука [Л] на слух и в произношении по картинкам на панно с определением места звука [Л] в слове.
Логопед: займите свои места. Продолжаем сооружать сугроб! Найдите на доске картинку в названии которой есть звук [Л], назовите слово, четко произнося звук [Л], затем определите место звука [Л] в слове. (На доске картинки: лампа, лопата, молоток, стол, стул, белка, волк,лиса, лось, корова, топор и др. Дети по очереди выходят к доске, выполняют задание, забирают картинки)
- Молодцы! Наш сугроб растет! (Логопед добавляет снежок)
Д) Игра «Телевизор» - развитие речевого голоса, просодики.
Логопед предлагает заучить стихотворение про зайца, несколько раз его проговаривает вместе с детьми. Затем «выключает у детей голос»; дети говорят шёпотом, обычным голосом, громко, снова спокойно.
- В каких словах вы слышите звук [Л]? (Дети:беЛый, меЛ, беЛ, беЛка, беЛа, быЛа).
- Вы отлично справились, и мы добавляем следующий снежок к нашему сугробу.
Е) Знакомство с буквой.
- Ребята, звуки мы слышим и произносим, а что мы видим и пишем? (буквы).
Звук [Л] обозначается буквой Л. (Логопед показывает карточку с буквой.)
- Посмотрите внимательно на букву и скажите, на что она похожа? Сколько элементов в букве Л? (Дети: на букву А, крышу дома, брюки. Буква состоит из двух элементов)
- Можно сделать эту букву из пальцев! (дети пальцами показываю буку Л.) А теперь из счетных палочек. (Дети выполняют задание)
Логопед: вы быстро справились, и мы добавляем еще один снежок!
Ж) Игра «Прошагаем слова»
Логопед: ребята, встаньте около столов, прошагайте названия ваших картинок. Назовите количество слогов в словах. (Дети выполняют задание: на каждый слог-шаг, затем называют количество слогов)
Логопед: И за это задание мы добавим снежок к сугробу.
З) Составление звуко-слоговой схемы слова ВОЛК
Логопед: ребята, кого боится наш зайка? (волка). Послушайте слово – воЛк. Какой звук я выделяю голосом? (звук [Л])
- Я предлагаю самостоятельно составить звуко-слоговую схему слова ВОЛК. (Логопед раздает конверты со схемами. Дети выполняют задание, педагог контролирует выполнение, при необходимости оказывает помощь)
Звуковой анализ слова ВОЛК.
- как мы обозначаем целое слово?(Дети: длинной линией);
- как мы можем определить количество слогов? (Дети: хлопками, по количеству гласных): Сколько слогов в слове волк? (один), обозначаем слог короткой линией под словом.
- Какой первый звук в слове «волк», каким цветом его обозначим? (звук [В] - согласный твёрдый, обозначим синим цветом).
Аналогично выполняется работа с остальными звуками.
Логопед: Ребята, вы и с этим задание справились! (Логопед добавляет последний снежок к сугробу)
4. Заключительная часть. Итог занятия.
- Посмотрите, наш сугроб закончен! Теперь зайчика не видно! Ребята, как вы считаете, у нас получилось помочь Зайцу? Как мы ему помогли? (ответы детей: соорудили сугроб, в лесу не было снега, а мы его спрятали в снегу)
Что мы сделали, чтобы создать сугроб? (ответы детей)
Педагог положительно оценивает деятельность детей.
5. Рефлексия
– Ребята, что вам показалось самым трудным на занятии? А что самым легким? (Ответы детей)
- Если вам понравилось помогать слабым, похлопайте в ладоши.
- Зайка благодарен вам и пообещал прискакать к нам в гости
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект логопедического занятия: «Профессии. Пересказ рассказа «Где работает мама?» в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с ОНР
В конспекте представлена деятельность по обучению пересказу с использованием технологий здоровьесбережения...

Конспект комплексного занятия «Машины на улицах города» в старшей и подготовительной группе компенсирующей направленности.
Цель: Развивать у детей познавательный интерес к окружающему мируЗадачи:Образовательная:- закреплять умения классифицировать виды транспорта- совершенствовать диалогическую речь- закреплять навыки зву...

Конспект подгруппового занятия учителя-логопеда Булатовой Э.Ю. по обучению грамоте детей с ТНР подготовительной группы по теме: "Звук [щ], буква Щ"
Знакомство со звуком [щ] и буквой Щ. Закрепление навыков звуко-слогового анализа слов и языкового анализа и синтеза....

Конспект логопедического занятия по развитию лексико -грамматических категорий с детьми подготовительной группы компенсирующей направленности по теме «Дикие животные и их детёныши».
Конспект логопедического занятия по развитию лексико -грамматических категорий с детьми подготовительной группы компенсирующей направленностипо теме «Дикие животные и их детёныши»....

Конспект открытого занятия педагога-психолога «Путешествие в мир театра» в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи.
Представляю Вашему вниманию разработанный мною конспект открытого занятия педагога-психолога «Путешествие в мир театра» в подготовительной группе компенсирующей направленности для де...

Конспект логопедического занятия на тему «Путешествие в волшебную Страну звуков» в группе компенсирующей направленности для детей с ТНР (подготовительный возраст)
Занятие направлено на создание условий для разностороннего развития детей с ТНР. Может быть вводным в плане занятий учителя-логопеда по формированию произносительной стороны речи и подготов...

Конспект итогового занятия по познавательному и речевому развитию в старшей-подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с ЗПР по лексической теме «Одежда».
В конспекте представлено итоговое мероприятие по лексической теме "Одежда"...