Конспект логопедического занятия по обучению элементам грамоты детей с ТНР подготовительной группы компенсирующей направленности по теме "Звук "Л", буква "Л"
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа)

Кушнир Татьяна Николаевна

Целью занятия является формирование представления детей о звуке "Л" и букве "Л".В ходе занятия решаются коррекционно- обучающие, коррекционно- развивающие и коррекционно- воспитательные задачи.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект

логопедического занятия по обучению элементам грамоты детей с ТНР подготовительной группы компенсирующей направленности

по теме «Звук [Л], буква Л»

Цель: формирование представления детей о звуке [Л ] и букве Л. Обучение элементам грамоты.

Задачи:

Коррекционно-обучающие:

- отрабатывать умение выполнять анализ слова, составлять звуко-слоговую схему слова;

- формировать навык правильного произношения звука [Л] изолированно, в слогах, словах, фразах;

- отрабатывать умение определять характерные признаки звука [Л], опираясь на его акустические свойства;

- познакомить с буквой Л;

- формирование предпосылок учебной деятельности.

Коррекционно-развивающие:

развивать фонематический слух;

- развивать речевой голос, просодику и мимическую моторику;

- развивать связную речь путём ответов полным предложением;

- развивать внимание, память, мышление;

- развитие читательской грамотности

Коррекционно-воспитательные:

- воспитывать самостоятельность, инициативу, любовь к природе, сочувствие

Оборудование: Заяц – игрушка Заяц. «снежки», карточка с буквой Л, картинки на звук [Л], модель звука, раздаточный материал: звуко-слоговые схемы.

Предварительная работа: постановка звука [Л] на индивидуальных занятиях с детьми.

Ход занятия.

1.Организационный момент. Психогимнастика.

Логопед: здравствуйте, ребята! Скажите, какое сейчас время года? (зима)

- Что происходит зимой с природой, с животными? (Ответы детей: природа засыпает, некоторые звери впадают в зимнюю спячку, а некоторые меняют летнюю шубку на зимнюю)

- Покажите спящего в берлоге медведя, злого и голодного  волка, который гонится за зайцем. Изобразите радостного зайца, спрятавшегося от волка в сугробе. (Дети изображают животных) 

2.Введение в тему. Решение проблемы

Логопед: Ребята, вот и сейчас за Зайцем гонится серый волк.  (Логопед выставляет на стол игрушечного Зайца). Зайка боится волка и очень напуган. Снега совсем нет, а смена шубки произойдёт ещё не скоро. Ему быстро нужно спрятаться! Предлагаю ему помочь. Хотите? Что мы можем сделать? (Рассуждения детей: создать сугроб).

Логопед: Мы будем выполнять задания, а вокруг зайчика будет расти сугроб! Там он сможет быстро спрятаться от волка.

3.Основная часть

А) Рассказывание логопедом стихотворения. Выделение слов со звуком [Л]

- Я знаю стихотворение про зайца. Послушайте его и определите, какой звук повторяется чаще всего Логопед проговаривает стихотворение

БеЛый снег, беЛый меЛ,

БеЛыйый заяц тоже беЛ.

А вот  беЛка не беЛа —

БеЛой беЛка не быЛа.

(Дети: В стихотворении чаще всего слышится звук [Л])

- Какого цвета шубка у зайца зимой? (беЛая).

Как можно помочь зайцу спрятаться от волка? (спрятать на беЛом снегу).

- Что общего в названии цвета зайца и снега? (звук [Л]).

Б) Упражнение в произнесении звука, характеристика звука [Л]  

- Сейчас мы с вами дадим характеристику звуку [Л]. Четко и правильно произнесите звук.

(дети хором и по очереди проговаривают звук, определяют его аккустические свойства, дают характеристику).

- Звук [Л] – согласный, во рту преграда - язык упирается в верхние зубы;

- Звонкий – работают голосовые связки

- Твёрдый – произносим твёрдо.

Логопед: вот модель звука Л (показывает модель) Ребята, вы дали правильную характеристику звука Л и у нашего Зайца появился первый снежок (Логопед кладет снежок возле игрушки)

В) Игра «Услышь звук» Развитие фонематического слуха. Выделение звука [Л] на слух и в произношении.

Логопед: Ребята, предлагаю вам поиграть с новым звуком. Встаньте за свои стульчики.

- Звук [Л] – такой же пугливый, как наш заяц. Если услышите звук, который сегодня учим, прячьтесь за стул и накройте голову ладонями! (Логопед произносит звуки, слоги, слова. Дети «прячутся» - приседают и закрывают голову ладонями, если слышат звук [Л]).

а)        р, л, ль, л, рь, до, ал, ра, ля, ор, лу, ур, ул, лю, ло...;

б)        ласточка, ракета, корабль, самосвал, парта, палка, шланг, шлагбаум, артист, колосок, ракушка, колокольчик, полено...;

- Вы справились с заданием! (Логопед кладет 2 снежок)

Г) Игра «Найди звук» Выделение звука [Л]  на слух и в произношении по картинкам на панно с определением места звука [Л]  в слове.

Логопед: займите свои места. Продолжаем сооружать сугроб! Найдите на доске картинку в названии которой есть звук [Л], назовите слово, четко произнося звук [Л], затем определите место звука [Л]  в слове. (На доске картинки: лампа, лопата, молоток, стол, стул, белка, волк,лиса, лось, корова, топор и др.  Дети по очереди выходят к доске, выполняют задание, забирают картинки)

- Молодцы! Наш сугроб растет! (Логопед добавляет снежок)

Д) Игра «Телевизор» - развитие речевого голоса, просодики.

Логопед предлагает заучить стихотворение про зайца, несколько раз его проговаривает вместе с детьми. Затем «выключает у детей голос»; дети говорят шёпотом, обычным голосом, громко, снова спокойно.

- В каких словах вы слышите звук [Л]? (Дети:беЛый, меЛ, беЛ, беЛка, беЛа, быЛа).

- Вы отлично справились, и мы добавляем следующий снежок к нашему сугробу.

Е) Знакомство с буквой.

- Ребята, звуки мы слышим и произносим, а что мы видим и пишем? (буквы).

Звук [Л] обозначается буквой Л. (Логопед показывает карточку с буквой.)

- Посмотрите внимательно на букву и скажите, на что она похожа? Сколько элементов в букве Л? (Дети: на букву А, крышу дома, брюки. Буква состоит из двух элементов)

- Можно сделать эту букву из пальцев! (дети пальцами показываю буку Л.) А теперь из счетных палочек. (Дети выполняют задание)

Логопед: вы быстро справились, и мы добавляем еще один снежок!

Ж) Игра «Прошагаем слова»

Логопед: ребята, встаньте около столов, прошагайте названия ваших картинок. Назовите количество слогов в словах. (Дети выполняют задание: на каждый слог-шаг, затем называют количество слогов)

Логопед: И за это задание мы добавим снежок к сугробу.

З) Составление звуко-слоговой схемы слова ВОЛК

Логопед: ребята, кого боится наш зайка? (волка). Послушайте слово – воЛк. Какой звук я выделяю голосом? (звук [Л])

- Я предлагаю самостоятельно составить звуко-слоговую схему слова ВОЛК. (Логопед раздает конверты со схемами. Дети выполняют задание, педагог контролирует выполнение, при необходимости оказывает помощь)

Звуковой анализ слова ВОЛК.

- как мы обозначаем целое слово?(Дети: длинной линией);

- как мы можем определить количество слогов? (Дети: хлопками, по количеству гласных): Сколько слогов в слове волк? (один), обозначаем слог короткой линией под словом.

- Какой первый звук в слове «волк», каким цветом его обозначим? (звук [В] - согласный твёрдый, обозначим синим цветом).

Аналогично выполняется работа с остальными звуками.

Логопед: Ребята, вы и с этим задание справились! (Логопед добавляет последний снежок к сугробу)

4. Заключительная часть.  Итог занятия.

Посмотрите, наш сугроб закончен! Теперь зайчика не видно! Ребята, как вы считаете, у нас получилось помочь Зайцу? Как мы ему помогли? (ответы детей: соорудили сугроб, в лесу не было снега, а мы его спрятали в снегу)

Что мы сделали, чтобы создать сугроб? (ответы детей)

 Педагог положительно оценивает деятельность детей.

5. Рефлексия

– Ребята, что вам показалось самым трудным на занятии? А что самым легким? (Ответы детей)

- Если вам понравилось помогать слабым, похлопайте в ладоши.

- Зайка благодарен вам и пообещал прискакать к нам в гости


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект логопедического занятия: «Профессии. Пересказ рассказа «Где работает мама?» в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с ОНР

В конспекте представлена деятельность по обучению пересказу с использованием технологий здоровьесбережения...

Конспект комплексного занятия «Машины на улицах города» в старшей и подготовительной группе компенсирующей направленности.

Цель: Развивать у детей познавательный интерес к окружающему мируЗадачи:Образовательная:- закреплять умения классифицировать виды транспорта- совершенствовать диалогическую речь- закреплять навыки зву...

Конспект подгруппового занятия учителя-логопеда Булатовой Э.Ю. по обучению грамоте детей с ТНР подготовительной группы по теме: "Звук [щ], буква Щ"

Знакомство со звуком [щ] и буквой Щ. Закрепление навыков звуко-слогового анализа слов и языкового анализа и синтеза....

Конспект логопедического занятия по развитию лексико -грамматических категорий с детьми подготовительной группы компенсирующей направленности по теме «Дикие животные и их детёныши».

Конспект логопедического занятия по развитию лексико -​грамматических категорий  с детьми подготовительной группы компенсирующей направленностипо теме «Дикие животные и их детёныши»....

Конспект открытого занятия педагога-психолога «Путешествие в мир театра» в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи.

Представляю Вашему вниманию разработанный мною конспект открытого занятия педагога-психолога  «Путешествие в мир театра» в подготовительной группе компенсирующей направленности для де...

Конспект логопедического занятия на тему «Путешествие в волшебную Страну звуков» в группе компенсирующей направленности для детей с ТНР (подготовительный возраст)

Занятие направлено на создание условий для разностороннего развития детей с ТНР. Может быть вводным в плане занятий  учителя-логопеда по формированию произносительной стороны речи и подготов...