Конспект подгруппового занятия учителя-логопеда Булатовой Э.Ю. по обучению грамоте детей с ТНР подготовительной группы по теме: "Звук [щ], буква Щ"
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа)
Знакомство со звуком [щ] и буквой Щ. Закрепление навыков звуко-слогового анализа слов и языкового анализа и синтеза.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zvuk_shch_bukva_shch.doc | 209 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект подгруппового занятия учителя-логопеда Булатовой Э.Ю.
по обучению грамоте
для детей с ТНР подготовительной группы
по теме: «Звук [щ], буква Щ»
Задачи
Образовательные:
1. Закрепить навыки различения и произношения звука [Щ] в слогах, словах, фразах. Уточнить артикуляцию, дать характеристику.
2. Упражнять детей в умении выделять звук [Щ] на фоне слова и из слова, отбирать картинки, придумывать слова с заданным звуком.
3. Закреплять умение определять позицию звука в слове.
4. Продолжать формировать звуко-слоговой анализ слов и языковой анализ и синтез.
5. Упражнять в составлении предложений по опорным словам.
6. Познакомить детей с графическим образом буквы Щ. Продолжать учить преобразованию слов; читать слова и предложения.
Коррекционные:
1. Развивать фонематический слух.
2. Развивать умение концентрировать внимание.
3. Профилактика оптической дисграфии.
Воспитательные:
1. Воспитывать умение слушать речь взрослого и друг друга.
Оборудование
мяч, индивидуальные зеркала, плоскостные изображения сказочных героев (Щенок, Щука), предметные картинки (со звуком «Щ»), квадраты трёх цветов для звукового анализа (синий, зелёный, красный), кассы букв и слогов, буква Щ, конверты с пособиями для составления схем предложений, тетради
Ход занятия
1.Орг. Момент.
Опознавание изученных букв по их элементам.
Профилактика оптической дисграфии.
Логопед: Ребята, Незнайка прислал нам письмо. Давайте посмотрим. Он просит нас угадайть, какие буквы написаны на доске.
Дети выполняют задание.
2.Сообщение темы.
Сегодня мы будем знакомиться с новым звуком и буквой. Послушайте стихотворение!
Два щенка щека к щеке
Щиплют щетку в уголке.
Да у щетки половой
Палка есть над головой.
Палка щелк щенков с плеча,
Два щенка ушли ворча.
- Вы догадались, какой звук чаще всего встречается в этом стихотворении? Правильно, это звук [Щ], который на письме обозначается буквой Щ.
Ребята, а чем отличается звук от буквы?
Ответы детей.
-Давайте сначала познакомимся поближе со звуком [Щ]. Садитесь за столы, возьмите зеркала и произнесите отчетливо звук [Щ].
3. Знакомство с артикуляцией и характеристикой звука [Щ]
Артикуляция звука [Щ] (Губы выдвинуты вперёд, между резцами небольшая щель, кончик языка приподнят к альвеолам, образует с ними щель. Передняя часть языка более выдвинута вперёд по сравнению с Ш. Боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам. Средняя часть спинки языка приподнята к твёрдому нёбу, задняя часть спинки, по сравнению с Ш, более продвинута вперёд. По средней линии языка образуется продольный канал, по которому проходит струя выдыхаемого воздуха.)
Характеристика звука [Щ] (согласный, всегда мягкий, глухой).
4. Дифференциация звука [Щ] от других звуков, в слогах, словах.
- Я буду произносить звуки и слоги, а вы, если услышите звук [Щ] хлопните в ладоши: ша, уж, щи, ши, ущ, ще….
- А теперь речевая зарядка «Не зевай, лови мяч и повторяй» (проговаривание слоговых рядов). Ащ-ощ-ущ-ищ, ща-що-щу-щи, аща-ощо-ущу-ищи; щка-щко-щку-щки; щма-щмо-щму-щми и т.д.
-А у меня есть палочка-отвечалочка. Кому палочка в руки попадёт, тот слово со звуком «Щ» назовёт (дети придумывают слова с данным звуком).
5. Определение места звука в слове, звуковой анализ слов.
- Ребята, мы так увлеклись, что забыли о том, что нам нужно найти букву Щ.
К нам спешит на помощь первый помощник, кто это – сказочный Щенок.
- Щенок нам подскажет дорогу, если мы выполним его задание. Посмотрите, кто изображен на картинке?
-Определите место звука «Щ» в названии картинки. А теперь, выполните звуковой анализ слова. Молодцы справились с заданием.
6. Определение слоговой структуры слова
Деление слов на слоги.
- Щука приготовила нам задание, которое называется: «Прохлопай и простучи слово» (дети делят слова на слоги, прохлопывая их и отстучав слоговую структуру с помощью карандаша):
Щи, вещи, чудовище, клещи…
- Молодцы и с этим заданием справились!
7. Составление предложений.
-Щука хочет еще немного поиграть с вами, и она предлагает вам еще одно задание: придумать весёлые предложения про наших помощников (дети придумывают предложения).
- Щуке очень понравились ваши предложения, поэтому она покажет нам букву Щ.
8. Знакомство с буквой Щ.
Дети рассматривают буква Щ.
-На что она похожа?
На расческу Щ похожа.
Три зубца всего? Ну что же!
Хватать, глотать умеют щуки –
Другой не нужно им науки!
Буква Щ поможет нам
Чистить зубы по утрам.
- Из каких элементов она состоит? (Из трех больших вертикальных палочек и одной большой горизонтальной, одной маленькой горизонтальной и одной маленькой вертикальной палочек).
-Встаньте и напишите эту букву в воздухе, а теперь правой рукой на левой ладошке и наоборот, и ещё на спинках друг у друга. А сейчас сделайте окошко из ладошек и прорисуем букву Щ в воздухе от потолка до пола, смотрим глазками в окошечко.
9.Работа в тетрадях
Печатание буквы в тетради.
10. Работа в кассах, преобразование слов.
- А сейчас откроем кассы и найдём, где живёт буква Щ (этаж, окошко). На верхнюю полоску выложите слово Щи, а как сделать так, чтобы из слова Щи получилось слово Щит, а из слова Щит – Щип – пищи .
-Ребята, мы должны запомнить 2 важных правила: при письме ЩА пиши с буквой А, а ЩУ – с буквой У.
Дети печатают слова: щука, роща
Молодцы, убираем кассы.
11. Развитие языкового анализа и синтеза
- И последнее задание от Щенка и Щуки находится в конвертах. В этих конвертах - слова. Ваша задача составить из этих слов предложения, схемы предложений и прочитать их.
12. Итог занятия.
- Вот мы и познакомились со звуком и буквой Щ. Что вы можете сказать про этот звук?
Назовите слова со звуком [Щ].
- Ребята, вы сегодня старались, внимательно слушали, хорошо отвечали, все были молодцы!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе на тему «Звуки [м] [м\']. Буква М.»
Учит детей различать на слух звуки [м], [м\'], определять место звука в слове (начало, середина, конец). Формирует звуко-буквенный анализ и синтез. Развивает фонематическое восприятие и представление, ...
Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе на тему:"Звук [ Ц ] и буква Ц.
В рамках краткосрочного психолого-педагогического проекта " Чудо-дерево сказок Чуковского" представлен конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе на тему"...
Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе на тему: «Звуки [в]-[вь], буква В»
Фронтальная непосредственно - образовательная деятельность по обучению грамоте в подготовительной группе....
Конспект непосредственно образовательной деятельности по обучению грамоте детей подготовительной группы на тему: «Звуки [К], [Кь]. Буква К»
Цель: Уточнить артикуляцию звуков [к—к']; ознакомить с буквой КкЗадачи: 1. Упражнять в умении делить слова на слоги. 2. Совершенствовать навыки проведения звукового анализа. 3. Развивать фон...
Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе на тему: "Звук [ а ] и буква А".
Предлагаю вашему вниманию конспект занятия, которое откроет детям путь в увлекательный путь обучения чтению. Конспект вводит в обучение грамоте, даёт первичные представления о делении звуков на гласны...
Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе на тему: "Звук [ Ц ] и буква Ц.
Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе на тему: "Звук [ Ц ] и буква Ц....
Конспект занятия по «Подготовка к обучению грамоте» в подготовительной группе по теме «Звук [Н] и буква «Н» (октябрь)
Цель: Познакомить с буквой Н и со звуками [н] и [нь]. Задачи:1. Образовательные: определять твердость и мягкость буквы эн, выкладывать букву из счетных палочек; закрепить умение давать характерис...