Конспект логопедического занятия: «Профессии. Пересказ рассказа «Где работает мама?» в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с ОНР
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа) на тему

В конспекте представлена деятельность по обучению пересказу с использованием технологий здоровьесбережения

Скачать:


Предварительный просмотр:

Схема конспекта занятия

Аттестуемый педагог (ФИО Фоменко Надежда Петровна_________________________________________________________________________________               

Образовательная область: «Речевое развитие»      Возрастная группа: подготовительная к школе группа.

Тема логопедического занятия:  «Профессии. Пересказ рассказа «Где работает мама?»________________________________________________________________

Концептуальные основы занятия

Цель: Создание условий развития связной речи.  

Задачи: 

  1. Коррекционно-образовательные:

- Продолжать учить последовательно, близко к тексту пересказывать рассказ.

- Активизация и актуализация словаря по теме «Профессии»

- Совершенствование  навыков звукового анализа.

- Автоматизация правильного произношения и  дифференциация сонорных звуков в процессе пересказа. Совершенствование навыка пересказа.

  1. Коррекционно-развивающие:

- Развитие связной речи, речевого слуха, зрительного восприятия, внимания, памяти, мышления, артикуляционной, тонкой, общей моторики, координации речи с движением, ловкости.

  1. Воспитательные:

- Воспитание уважительного отношения к труду взрослых, навыков сотрудничества в игре и на занятии, активности, инициативности, самостоятельности.

- Развивать навыки рефлексии собственной деятельности.

Предварительная работа:

  • Рассматривание иллюстраций пособия  «Мамы всякие нужны».
  • Составление сложноподчинённых предложений  со словами «для того чтобы» на индивидуальных занятиях с логопедом.
  • Физкультминутка:  подвижная игра «Разговор о мамах» с речевым сопровождением.
  • пальчиковая  игра «Я – весёлый   человечек»
  • беседа воспитателя о профессиях мам и пап.

Перечень дидактических материалов, оборудования и других ресурсов: мольберт, предметные картинки с изображениями представителей разных профессий,  картинки  с изображением инструментов,  контейнер с карандашами, тетради.

Организационный момент, начало занятия включающие:

- описание исходной проблемной ситуации для мотивированного участия детей на занятии

- игры и упражнения для организации внимания детей

- ситуации для обозначения цели и задач деятельности с детьми

- описание методов организации деятельности детей на начальном этапе занятия, настроя  на предстоящую деятельность и тему занятия (с учетом реальных особенностей группы, с которой работает педагог) 

Деятельность детей

Деятельность педагога

Примечание

Дети встают в круг, берутся за руки улыбаясь, желают доброго утра друг другу и всем людям.

Воспитанники  достают и рассматривают картинки. Один ребёнок называет   представителя  профессии, другой инструмент, необходимый для его работы и выкладывают картинки на мольберт 

У меня  швея, она шьёт одежду.

У меня швейные иголки, они нужны швее.

У меня  повар, он готовит пищу.

У меня  плита, она нужна повару.

У меня  учительница, она учит детей.

У меня  указка,  она нужна учителю.

У меня  продавец, она продаёт продукты.

У меня  весы, они нужны продавцу.

У меня  врач, он лечит людей.

У меня  шприц, он нужен врачу.

У меня  воспитатель, она воспитывает детей.

У меня  игрушки, они нужны воспитателю.

У меня строитель, он строит дом.

У меня шпатель, он нужен строителю.

Дети проходят к своим столам.

Слушают  аудиозапись ответов детей других групп.

Ответы детей:

Люди работают, чтобы покупать конфеты.

Люди работают, чтобы покупать игрушки.

Ответы детей: нет, неправильно,  

Ответы детей  на диктофон:

- хотим

Люди работают для того, чтобы жизнь была прекраснее.

Люди работают для того, чтобы приносить пользу.

Люди работают для того, чтобы зарабатывать деньги.

Люди работают для того, чтобы потом хорошо отдыхать.

Люди работают для того, чтобы покупать вещи.

Люди работают для того, чтобы помогать другим.

- посмотрите как мы будем заниматься

Здравствуйте, ребята!  Очень рада вас видеть.

Логопед читает стихотворение:

Придумано кем – то просто и мудро,

При встрече  здороваться: «Доброе утро!».

Доброе утро солнцу и птицам!

Доброе утро улыбчивым лицам!

Давайте пожелаем друг  другу  доброго утра и доброго дня

Мы с вами  много говорили о профессиях на наших занятиях. Сегодня мы продолжим  этот разговор.

Сейчас каждый из вас возьмёт по одной картинке из контейнера. Один ребёнок назовёт представителя профессии, а другой инструмент, необходимый для его работы.

Молодцы! Вы правильно соотнесли профессию человека и инструмент, который ему нужен для работы.

Вносится  кукла с диктофоном.

Ребята, к нам  в детский сад приехала корреспондент. Она интересуется: знают ли дети о профессиях людей и   для чего люди работают?

Послушайте, что рассказали корреспонденту дети средней группы нашего детского сада.

Правильно ли отвечали ребята? Не точно отвечают ребята. Давайте научим детей отвечать правильно на вопрос корреспондента.  

 

Хотите, чтобы ваши ответы корреспондент записала на диктофон?

Как вы считаете, для чего люди работают?

Составьте предложения со словами для того чтобы. Следите за произношением звуков, старайтесь говорить красиво.

Вы правильно ответили на вопрос нашего корреспондента.

Давайте пригласим её на  наше занятие. И покажем корреспонденту, как мы умеем пересказывать рассказ.

Логопед встречает детей, организует приветствие.

Педагог предлагает детям взять картинки из контейнера.

Одним детям достаются картинки с изображением представителей разных профессии, другим картинки  с изображением инструментов.  

Логопед благодарит детей за хорошо выполненную работу и  предлагает  продолжить занятие.

Логопед приглашает детей пройти за стол.

Проблемная ситуация для мотивированного участия детей на занятии.

Прослушивается аудиозапись ответов детей для формирования

Обращение к детям группы.

Нацеливание детей на

составление сложноподчинённого предложения,

правильное произношение сонорных звуков.

Мотивация к активности детей.

2. Основная часть занятия.

Данный этап предполагает:

- постановку конкретных образовательных задач перед детьми;

- описание форм и методов представления нового образовательного содержания;

- описание основных форм и методов организации индивидуальной и групповой деятельности детей с учетом особенностей группы, в которой работает педагог;

- описание критериев определения уровня внимания и интереса детей к новому материалу;

- описание действий педагога, если ему не удастся сохранить интерес детей к данной деятельности;

- описание основных форм организации практической деятельности детей;

- описание способов мотивирования (стимулирования) познавательной, творческой активности детей в ходе освоения нового образовательного содержания;

- описание способов снижения утомления, напряжения детей

Деятельность детей

Деятельность педагога

Примечание

Дети слушают рассказ.

Ответы детей.

Мальчиков звали Толя и Коля.

Автор их называет новичками, значит новенькими, потому что они раньше не ходили в детский сад.

Мальчиков привели в детский сад мамы.

Мальчики заговорили о профессиях своих мам.

Где работает твоя мама?

Он удивился, что Толя не догадался сам, кем работает мама. Ведь она пахнет лекарствами.

Моя мама – врач. Заболеет человек – мама  его вылечит.

Он рассказал, что его мама пахнет хлебом, потому что она пекарь. Она кормит людей.

Без хлеба не мог бы прожить никто, даже врач.

Дети слушают рассказ.

Ответы детей:

Мы расскажем о том, что мамы привели в детский сад двух новичков: Толю и Колю.

Потом мы расскажем, что мальчики познакомились и начали беседовать о профессиях мам.

Толя спросил Колю: «Где работает твоя мама?» -  «А разве ты не догадался?» - удивился   Коля.

Мы расскажем о том, что сказали о профессиях своих мам Коля и Толя.

Мы закончим его словами Толи о том, что без хлеба не может жить никто, даже врач.

Дети становятся в круг лицом к центру круга.

Повторяют слова и движения вслед за логопедом.

Выполняют  «пружинку», руки на поясе.

Хлопают в ладоши.

Слегка наклоняются вперёд, руки вперёд, ладони вверх.

Левой рукой держат воображаемую кастрюлю, правой -  «помешивают ложкой в кастрюле суп».

Слегка наклоняются вперёд, руки вперёд, ладони вверх.

Прыгают на месте на двух ногах, руки на поясе.

Бегут на месте, руки согнуты в локтях.

Шагают на месте.

Слегка наклоняются вперёд, руки вперёд, ладони вверх.

Крутят руками воображаемый руль.

Шагают на месте.

Хлопают в ладоши.

Дети сидят и рассматривают картинки на мольберте.

 

Дети пересказывают рассказ.

Саша, Настя, Света пересказывают рассказ полностью.

Денис, Аня    пересказывают рассказ по частям.

Ваня отвечает на вопросы логопеда

Ответы:

 - мальчиков звали  Коля и Толя.

 -они говорили о профессиях своих мам.

  - мама у Коли работает врачом, она пахнет лекарством.

 -  у Толи мама работает пекарем, она пахнет хлебом. Она кормит всех людей.

Дети выполняют движения по тексту:

Указательные и средние пальцы обеих рук «шагают» по столу.

Дети растирают ладони.

Охватывают каждый палец у основания и вращательными движениями поднимаются до ногтевой фаланги.

Потирают ладони.

Складывают пальцы в замок.

Обе ладони разворачивают вверх.

Гладят животы.

Дети отгадывают загадку.

Это повар.

Дети выполняют штриховку  в тетрадях.

У Вани в тетради  изображение повара заполнено дополнительными пунктирными стрелками.  

Ответы детей:

Повар.  

В букве А  спрятаны буквы ПО, получается ПОВА, а к этой части нужно добавить букву Р.

Логопед предлагает детям сесть удобно и послушать  рассказ.

Сегодня мы будем пересказывать рассказ «Где работает мама?»

Чтение логопедом рассказа «Где работает мама?»

В детский сад пришли два новичка – Толя и Коля. Их привели мамы. Мальчики познакомились. Толя спросил Колю: «Где работает твоя мама?» - «А разве ты не догадался?» - удивился Коля. – Она же пахнет лекарствами. Моя мама – врач. Заболеет человек – мама вылечит. А твоя мама где работает? «А ты не знаешь – сказал Толя? – Она же пахнет хлебом. Моя мама -  пекарь. Она кормит людей. Без хлеба не мог бы  жить никто».  -  «И врач?»  - спросил Коля. « И врач», -  сказал Толя.

Логопед помещает на мольберт перед детьми картинки с изображением  врача  и пекаря и организует беседу.

- Как звали мальчиков, которые впервые пришли в детский сад?

- Каким словом называет их автор и почему?

- Кто привёл мальчиков в детский сад?

- О чём говорили мальчики, как только познакомились?

- Какой вопрос задал Толя Коле?

- Что ответил Коля?

- Что рассказал Коля о профессии своей мамы?

- А что рассказал о своей маме Толя?

- Что ещё сказал Толя?

Вы правильно ответили на мои вопросы, теперь послушайте рассказ ещё раз.

Логопед ещё раз  читает  рассказ.

Логопед предлагает детям всем вместе составить план пересказа.

- С чего вы начнёте рассказ?

- О чём вы будите рассказывать дальше?

- Как вы начнёте эту часть пересказа?

 

- Как вы продолжите пересказ?

- Как вы закончите пересказ?

- Мы хорошо потрудились, давайте поиграем, отдохнём.

Встаньте все вкруг.

Слушайте слова стихотворения «Разговор о мамах»  и выполняйте движения:

 - Как- то раз после обеда в группе началась беседа.

И сказала всем Наташа: «Поговорим о наших мамах»

Первым встал Семёнов Вова: «Моя мама – лучший  повар!

Мама ребятам варит борщи, манную кашу и вкусные щи».

Детям сказал, улыбаясь, Карен:

«Мама моя – самый лучший спортсмен!

 Бегает мама и прыгает ловко,

Не пропускает она тренировки!»

Громко ребят перебил Носов Витя:

«Моя мама – самый лучший водитель!

Мама в такси пассажиров везёт

В зной, и в мороз, и когда гололёд!»

Много о мамах все говорили,

Ни про кого рассказать не забыли!

Логопед предлагает детям сесть и даёт им пару минут для подготовки к пересказу.

Посмотрите  на картинки, подумайте, вспомните текст рассказа и подготовьтесь к пересказу.

Пересказ текста детьми.

Логопед предлагает детям по очереди пересказать текст в зависимости от уровня речевого развития.

- Напоминаю, что пересказывать рассказ надо громко, по порядку, не пропускать предложения, правильно проговаривать звуки.

- Сначала Саша перескажет рассказ полностью.

- Молодец, Саша, рассказывал громко, внятно,  не пропустил ни одного предложения, правильно произносил звуки «Р», «Л».

- Теперь Настя перескажет рассказ.

- Молодец, Настя, рассказывала громко, по порядку.

- А сейчас послушаем Свету.  

- Молодец, Света, пересказала правильно, не пропустила ни одного предложения, чётко произносил звуки.

- Денис, Аня,    перескажут рассказ вместе. Начнёт Денис, а продолжит Аня.

- Ребята, слушайте, как расскажут дети: по порядку или нет, правильно ли проговаривают звуки.

- А Ваня ответит на мои вопросы:

 

-Ваня, скажи, как звали мальчиков, которые впервые пришли в детский сад?

-О чём говорили мальчики, как только познакомились?

Кем работает Колина мама?

Что сказал Толя  о профессии своей маме?

- Молодец, Ваня! Отвечал на вопросы  полными предложениями, старался правильно выговаривать звуки.

 

- Молодцы, мы хорошо пересказали рассказ.

Давайте приготовим наши пальчики к  работе,  вспомним нашу пальчиковую гимнастику «Я – веселый человечек».

Дети вместе с логопедом читают стихотворение

Я – весёлый   человечек,          

Я гуляю  и пою.

Я – весёлый  человечек,

Очень я играть люблю.

Разотру ладошки сильно,

Каждый пальчик покручу.

Поздороваюсь с ним сильно

И вытягивать начну.

Руки я затем помою,

 Пальчик  к пальчику сложу,

На «замочек» их закрою

И тепло поберегу.

     

Логопед раздает детям тетради, ставит на стол контейнер с карандашами.

Отгадайте загадку:

Скажите, кто так вкусно

Готовит щи капустные,

Пахучие котлеты,

Салаты, винегреты?

Откройте тетрадь, где лежит закладка. Выполните штриховку изображения повара, так как показано стрелками.

- Штриховку проводить надо аккуратно, не выходить за контуры рисунка.

- Наш корреспондент, пройдет по рядам и посмотрит как вы штрихуете.

- Ваня проведёт штриховку изображения повара по пунктирным линиям.

Логопед  оценивает  работу детей, убирает контейнер с карандашами.

Все ребята справились с заданием, аккуратно провели штриховку в разных направлениях.

.

Посмотрите, внизу рисунка находится ребус.

А теперь попробуйте разгадать его. Какое  слово здесь зашифровано? Почему?

Молодцы! Вы  справились с заданием.  Нам с корреспондентом понравились ваши пояснения. Закройте тетради.

Логопед убирает тетради.

Развитие речевого слуха

.

Беседа по прочитанному. Развитие диалогической речи.

Развитие речевого слуха.

Нацеливание детей о последующем пересказе.

Коллективное составление плана пересказа. Развитие памяти, планирующей функции речи.

Коммуникативная, игровая деятельность Подвижная игра «Разговор о мамах» с речевым сопровождением.

Координация слова с движениями.

Пауза для подготовки детей к пересказу.

Развитие связной речи.

Нацеливание  детей на связность речи, правильное произношение сонорных звуков.

Пересказ рассказа в зависимости от уровня речевого развития детей.

Автоматизация правильного произношения и дифференциация сонорных звуков в процессе пересказа.

Дети с низким уровнем развития связной  речи  отвечают на вопросы логопеда по тексту.

В завершение данного этапа работы логопед оценивает деятельность каждого ребёнка.

Развитие тонкой моторики

Логопед предлагает детям выполнить пальчиковую  гимнастику.

Развитие мышления

Загадка  про повара

Развитие тонкой моторики

Совершенствование графических навыков.

Дифференцированное задание на развитие тонкой моторики

Оценивание работы

в тетрадях

Совершенствование  навыков звукового анализа.

Разгадывание ребуса

Оценивание  рабаты детей.

3. Заключительная часть занятия:

- описание форм и методов достижения поставленных целей в ходе закрепления нового образовательного содержания с учетом индивидуальных особенностей детей, с которыми работает педагог;

- косвенная оценка деятельности детей как сопоставление результата с целью ребенка.

Деятельность детей

Деятельность  педагога

Примечание

 Дети рассказывают, чем они занимались на занятии, что им больше всего понравилось выполнять.

Ответы детей: называли картинки, отвечали на вопросы корреспондента, пересказывали рассказ,  играли, разгадывали ребус.

 

Ответы детей.

Слушают  аудиозапись ответов записанных на диктофон  в начале занятия.

- Ребята, вспомните наиболее интересные игры и задания на занятии.

- Вспомните самые трудные задания.

Логопед подводит итог изучения темы: «Все профессии важны, все профессии нужны» и задаёт контрольные вопросы:

 - Почему нужно уважать людей труда?

- Что нужно делать, чтобы получить профессию?

Корреспондент:
- Молодцы, вы рассказали  о разных профессиях. Я узнала, правильный  ответ на вопрос:  для чего люди работают?  Я  это записала,  послушайте запись ваших ответов.

Теперь я могу ваши ответы поместить в газету и дать послушать детям средней   группы, чтобы они знали,  для чего люди работают.

 Рефлексия.

Логопед предлагает детям назвать интересные задания , Подводит итог изучения темы, положительно оценивает работу каждого ребёнка

Литература

  1. Н.В. Нищева  Конспекты подгрупповых логопедических занятий в группе компенсирующей направленности   ДОО  для детей с тяжёлыми нарушениями речи (ОНР) с 6 до 7 лет (подготовительная к школе группа) сентябрь – январь Санкт – Петербург Детство  - Пресс 2016
  2. Н.В. Нищева картотека предметных картинок. Профессии. Выпуск  13.
  3. Н.В. Нищева картотека предметных картинок. Орудия труда. инструменты. Выпуск 15.
  4. Н.В. Нищева картотека предметных картинок. Орудия труда. инструменты. Выпуск 15.
  5. Здоровьесбережение  в коррекционной и образовательной  деятельности с дошкольниками с ТНР 4 – 7 лет. Парциальная адаптированная программа. – СПб. : ДЕТСТВО – ПРЕСС 2018
  6. Ю.А. Кириллова Картотека подвижных игр в спортивном зале и на прогулке для детей с ТНР с 6 до 7  лет. Санкт – Петербург Детство  - Пресс 2018
  7. Тетрадь   для подготовительной  логопедической  группы  детского сада.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разные типы сложных слов в работе с детьми подготовительной группы компенсирующей направленности для детей с ОНР

Практический материал для работы с детьми по коррекции слоговой структуры у детей с ОНР...

Рабочая программа коррекционно – развивающей работы воспитателя в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с ОНР

Рабочая программа коррекционно – развивающей работы в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с ОНР с 6 до 7 лет на 2019-2020 учебный годСоставлена с учето...

ПЛАНИРОВАНИЕ ВОСПИТАТЕЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ в старше - подготовительной группе компенсирующей - направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи (ОНР)

ПЛАНИРОВАНИЕ ВОСПИТАТЕЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫв старше - подготовительной группе компенсирующей - направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи (ОНР)...

Конспект логопедического занятия по развитию лексико -грамматических категорий с детьми подготовительной группы компенсирующей направленности по теме «Дикие животные и их детёныши».

Конспект логопедического занятия по развитию лексико -​грамматических категорий  с детьми подготовительной группы компенсирующей направленностипо теме «Дикие животные и их детёныши»....

Краткосрочный логопедический проект по коррекции звукопроизношения с воспитанниками старшей и подготовительной групп компенсирующей направленности для детей с ТНР. Тема: "Путешествие в страну звука (Л)".

Зимою этого года в нашем детском саду я с коллегой пробовала свои силы в логопедическом проекте. Целевая аудитория этого проекта: воспитанники старшей и подготовительной групп компенсирующей направлен...

Конспект логопедического занятия на тему «Путешествие в волшебную Страну звуков» в группе компенсирующей направленности для детей с ТНР (подготовительный возраст)

Занятие направлено на создание условий для разностороннего развития детей с ТНР. Может быть вводным в плане занятий  учителя-логопеда по формированию произносительной стороны речи и подготов...