Проект "Использование балансировочной доски в коррекционной работе учителя-логопеда"
проект по логопедии (средняя, старшая, подготовительная группа)
Известно, что у некоторых детей с расстройствами речи, наблюдается в разной степени выраженная общая моторная недостаточность, нарушение координации речи с движением, а также отклонения в развитии тонких движений пальцев рук. В связи с этим в системе работы по их обучению и воспитанию предусматриваются коррекционно-воспитательные мероприятия в данном направлении на всех этапах коррекционного обучения, так как они решают задачи развития речи и психофизических функций, являются мощным средством повышения работоспособности коры головного мозга. Исходя из данных оснований, мной было принято решение разработать проект, используя методику Ф. Бильгоу с использованием игровых приемов у старших дошкольников с тяжелыми нарушениями речи на коррекционных занятиях.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 31.2 КБ |
Предварительный просмотр:
Использование балансировочной доски в коррекционной работе учителя-логопеда
Одним из инновационных методов коррекции различных нарушений в речевом и интеллектуальном развитии является мозжечковая стимуляция. Не смотря на то, что применяется он всего пару десятилетий, специалисты видят за ним большое будущее, называя его «ключом ко всему обучению».
Мозжечок — это отдел головного мозга, состоящий из червя — древней части, и двух небольших полушарий, образовавшихся в результате эволюционного развития человека. Долгое время считалось, что этот орган отвечает исключительно за чувство равновесия и координацию движений в пространстве. Однако в конце XX века американские исследователи обнаружили абсолютно уникальные свойства этого отдела мозга.
Червь мозжечка действительно «занят» тем, что обеспечивает своему обладателю возможность поддерживать равновесие, координировать свои действия и эмоции. А вот мозжечковые полушария, оказывается, принимают непосредственное участие в формировании и развитии умственных способностей.
Зачем детям мозжечковая стимуляция? Очень часто у детей, имеющих речевые, встречается неловкость в движениях, неуклюжесть, раскоординированность. Именно эти характеристики являются признаком того, что у ребенка имеются проблемы в работе мозжечка и стволового отдела мозга. Нарушенная связь между мозжечком и лобными долями мозга приводит к замедлению формирования речи, интеллектуальных и психических процессов.
Мозжечковая стимулиляция улучшает:
- - уровень концентрации внимания;
- - все виды памяти;
- - развитие речи — как устной, так и письменной, а также навыки чтения, математические и логические способности;
- - анализ и синтез информации;
- - способность к планированию;
- - работу эмоционально-волевой сферы.
Специалисты утверждают, что мозжечковая «гимнастика» также помогает увеличить эффект любых коррекционных курсов: логопедических, дефектологических, занятий с психологом и т. д. Сам Бильгоу отмечал, что после 15 минут занятий можно видеть сначала кратковременный, затем все более устойчивый эффект в улучшении концентрации внимания, скорости мышления, самоконтроле.
Широко используется система тренировок на балансировочной доске Learning Breakthrough («прорыв в обучении») разработчик программы Френк Бильгоу.Данные, полученные в ходе практических экспериментов доктором Бильгоу, нашли свое отражения во многих других теориях о движении и умственном развитии детей. Примерами этого служат теория уровневой организации Н.А. Бренштейна, теория СДЛ ВПФ А.Р. Лурия, принципы нейропсихологии детского возраста Л.С. Цветковой, деятельный подход А.Н. Леонтьева и другие.
Френк Бильгоу выдвинул три принципа программы мозжечковой стимуляции:
- Стимулирование сенсорной интеграции
- Пространственное воображение и чувство равновесия
- Проприоцептивное обучение
Таким образом, программа мозжечковой стимуляции опирается на 3 аспекта: психологический, дидактический и инструментально-технический. В совокупности данных аспектов методика совершенствует работу мозжечка, формируя большое количество новых нейронных связей, что сказывается на уровне обучаемости ребенка.
Ранее считалось, что мозжечок, часть головного мозга, отвечает в основном за функции вестибулярного аппарата и помогает поддерживать баланс тела. Благодаря ему, мы не падаем в процессе ходьбы. Однако современная нейропсихология утверждает: мозжечок связан со всеми структурами нашей нервной системы. Он участвует в интеллектуальном, речевом и эмоциональном развитии ребенка.
Известно, что у некоторых детей с расстройствами речи, наблюдается в разной степени выраженная общая моторная недостаточность, нарушение координации речи с движением, а также отклонения в развитии тонких движений пальцев рук. В связи с этим в системе работы по их обучению и воспитанию предусматриваются коррекционно-воспитательные мероприятия в данном направлении на всех этапах коррекционного обучения, так как они решают задачи развития речи и психофизических функций, являются мощным средством повышения работоспособности коры головного мозга.
Исходя из данных оснований, мной было принято решение разработать проект, используя методику Ф. Бильгоу с использованием игровых приемов у старших дошкольников с тяжелыми нарушениями речи на коррекционных занятиях.
Цель проекта: повышение уровня речевого развития детей дошкольного возраста на коррекционных занятиях с помощью инновационных технологий (мозжечковая стимуляция).
Задачи проекта:
- Изучить методическую литературу по данной теме.
- Разработать и внедрить новые инновационные направления (мозжечковая стимуляция) коррекционной помощи детям в ДОУ.
Целевая аудитория:
- дети старшего дошкольного возраста;
- специалисты детского сада: учитель логопед, учитель-дефектолог, педагог-психолог;
Проект опирается на комплексный подход, основанный на взаимосвязи сенсорной и моторной функций. Реализуется через комплекс занятий, включающих в себя индивидуальную работу с ребенком с применением методов мозжечковой стимуляции (работа на балансировочной доске).
Ожидаемые результаты от реализации проекта:
- повышение выносливости, работоспособности на занятиях;
- улучшение зрительно-моторной координации;
- развитие пространственного восприятия и воображения;
- развитие двигательных способностей: скорости реакции, ловкости;
- развитие всех видов памяти: зрительной, зрительно-пространственной, звуковой, образной, а особенно двигательной и других;
- развитие восприятия устной и письменной речи;
- развитие интеллектуальных способностей;
- развитие математических и логических способностей;
- развитие способностей к планированию и контролю своей деятельности;
- гармонизация эмоционально-волевой сферы
- улучшение концентрации и внимания
Базовые принципы разработки оборудования (Ф. Бильгоу)
Основополагающим принципом создания оборудования является принцип:
«Любое повседневное действие человека, не важно, простое оно или сложное, влияет на функционирование его мозга в будущем. Неаккуратная, неорганизованная деятельность человека формирует неаккуратную, неорганизованную структуру мозга; регулярная и организованная деятельность поддерживает функционирование человеческого мозга на определенном уровне. И только деятельность с целью совершенствования и проверки своих возможностей совершенствует мозговые структуры и развивает их».
Любое действие человека приводит к изменениям структуры головного мозга. Эти изменения могут способствовать улучшению функционирования мозга или ухудшению его деятельности, но, в любом случае, они будут. Естественно, этот процесс протекает постепенно.
С помощью оборудования задаются различные ситуации (упражнения), на которые ребенку необходимо формировать ответные реакции, задействуя те или иные структуры мозга. Например, стоя на балансировочной доске ребенку необходимо удерживать баланс, для чего он выравнивает положение своего тела относительно центра доски, рассчитывает ее колебательные движения, движения своего тела и т. д. Если выработанное действие ребенка не удовлетворяет условиям упражнения и ему не удается удерживать равновесие, то он меняет положение своего тела в пространстве, по-другому распределяет вес тела, двигает ногами и т. д. до тех пор, пока ему это не удастся. При увеличении сложности удержания равновесия на балансировочной доске, мозг ребенка вынужден быстрее и чаще реагировать на раздражители. Это приводит к увеличению скорости вырабатывания реакции мозгом для удержания равновесия, что отражается в повседневной жизни и в обучении, например, в увеличении скорости чтения, письма.
Следующим основополагающим принципом создания оборудования является принцип сенсорной интеграции всех систем мозга:
«Вовлечение различных сенсорных систем в формирование ответной реакции человека на раздражитель способствует их развитию, усложнению и интеграции друг с другом».
Оборудование разработано таким образом, что позволяет задействовать максимальное количество сенсорных систем в ходе выполнения различных упражнений. Это способствует улучшению их работы, установлению связей между ними, налаживанию межсенсорного взаимодействия.
Например, зрительно-моторная координация включает в себя работу двух сенсорных систем: зрительной и моторной, успешное взаимодействие которых позволяет ребенку выполнять сложные двигательные программы (езда на велосипеде, плавание и др.) и копировать по образцу, развивать графо-моторные навыки и навыки письма в целом.
С помощью оборудования возможно выполнение упражнений, которые способствуют развитию зрительно- моторной координации ребенка. Удерживая равновесие на доске и одновременно подкидывая сенсорные мешочки вверх, ребенок, по образцу, выполняет координированные движения под контролем зрения, при этом успешное выполнение этого упражнения возможно только при хорошей согласованности движений рук и работы зрительной системы.
В занятиях с оборудованием задействуются и интегрируются такие системы, как: моторная система; зрительная система; тактильная система; слуховая система; вестибулярная система. Совершенствование последней из них и успешная интеграция ее с другими сенсорными системами имеет приоритетное значение в развитии ребенка.
Следующий важный принцип, лежащий в основе создания оборудования:
«Совершенствование работы вестибулярной системы оказывает прямое, значительное и положительное влияние на работу всех остальных сенсорных систем». Вестибулярная система лежит в основе развития человека, именно она отвечает за формирование чувства времени, пространства и гравитации и определяет деятельность человека в соответствии с этими тремя показателями. Вестибулярная система ребенка формируется в утробе матери одной из первых и влияет на развитие всех остальных сенсорных систем.
Остальные сенсорные системы (двигательная, тактильная, визуальная, слуховая) формируются исключительно во взаимодействии с вестибулярной системой и в основе функционирования обязательно имеют пространственно-временной фактор.
Еще один принцип, лежащий в основе создания комплекса:
«В основе эффективной деятельности человека лежит развитие обоих полушарий коры головного мозга и их успешное взаимодействие друг с другом».
Ученые доказали, что связь между обоими полушариями крайне важна для эффективного функционирования мозга человека и является одним из ключевых факторов развития ребенка. Успешная деятельность возможна только при хорошо налаженном взаимодействии между ними. С помощью оборудования возможно развитие межполушарного взаимодействия. Это достигается за счет одновременной тренировки и равноценного задействования в упражнениях обоих полушарий, распределения одинаковой нагрузки на правую и левую стороны руки/ноги/тела ребенка, что отражается в технике выполнения упражнений:
- все упражнения выполняются одинаково и симметрично с левой и правой стороны;
- при удержании равновесия на балансировочной доске ноги ребенка располагаются равноудаленно от центра доски;
- при удержании элементов оборудования руками, руки располагаются равноудаленно от центра элемента оборудования.
Основные принципы построения программы упражнений с применением балансировочного оборудования:
- «от простого к сложному»;
- «оптимальная нагрузка» (оптимальный уровень сложности для ребёнка);
- «интуиция специалиста» (от опыта специалиста зависит эффективность программы, определения момента усложнения программы, оптимального уровня);
- «включение мотивации» (оборудование создает дополнительную мотивацию для занятий, познавательную активность, игровая деятельность);
- «вариативность упражнений» (свободное поле для творчества);
- «Би /моно/ реципрокно» (выполнение упражнений двумя руками, правой, левой, поочередно);
- «направление движения» (по центру, вправо, влево, по кругу);
- целеполагание (отбить/кинуть, попасть в цель).
Прежде чем приступить к упражнениям на балансировочной доске, часть упражнений с мячом и мешочком необходимо отработать на ровной поверхности. В проекте описаны используемые упражнения с вариативностью применения их в коррекционно-логопедической работе. Работа строится по этапам с постепенным усложнением упражнений.
Развитие реакции равновесия на балансировочной доске можно начинать с отработки стояния на четвереньках и при тренировке функций сидения – это подготовительные упражнения, которые вырабатывают вертикальную позу, помогают в овладении навыками самостоятельного сидения и защитную реакцию рук.
Упражнения на развитие эквилибристической реакции:
- Залезть и слезть с доски: а) спереди; в) сзади; с) с обеих сторон.
- Можно использовать ОРТО пазлы, например, пройти по дорожке до доски, залезть на доску, выполнить упражнение, сойти и вернуться по массажной дорожке до необходимого места.
- Ребенок в положении сидя «по - турецки». Раскачивая доску попросить ребенка удержать равновесие.
- Ребенок в положении сидя на доске. Упражнения для рук – имитация плавания. Можно двумя руками поочередно.
- Вращательные движения руками, двумя сразу и по очереди.
- Можно использовать упражнения на межполушарное взаимодействие, например, правой рукой взяться за левое ухо, а левой рукой взяться правое плечо и т. д.
- Слоя на доске, держим перед собой палочку, делаем вдох и на выдохе начинаем прокатывать палочку между ладонями, произнося поставленный звук.
- Стоя на доске, переносим центр тяжести на левую ногу, произносим слог, затем на правую ногу, произносим другой слог или повторяем этот же.
- Стоя на доске, наклониться вперед, взять мяч, мешочек.
- Расположить мячи спереди и по бокам от доски, попросить наклонившись, взять в руки мяч определенного цвета.
- Беремся руками за концы гимнастической палки. Подняв руки вверх, произносим слог, например, «РА», опускаем руки, произносим «Ры». Далее руки согнуты в локтях, палка расположена на уровне живота, поворачиваемся влево, вытягиваем руки и произносим слог «Ру», возвращаемся в исходное положение, аналогичное действие выполняем, повернувшись вправо и произносим слог «Ро».
Затем используются разновесовые мешочки – от легкого к тяжёлому.
Упражнения с мешочками.
- Сначала стоя на доске, ощупывали мешочек, догадываясь, что внутри.
- Затем перекладывали один мешочек с руки на руку, над головой, спереди под коленями.
- Берем мешочек в правую руку, отводим сначала в одну, затем в другую сторону, произносим слог с автоматизированным звуком, затем, переложив в правую руку мешочек, поднимаем руку вверх и произносим следующий слог, аналогичные манипуляции с левой рукой, далее, держим мешочек двумя руками, произносим слог и вытягиваем руки перед собой.
- Подбрасывали и ловили один мешочек с хлопками;
- Подбрасывали и ловили два мешочка, с перекладыванием с руки на руку и другие упражнения.
- Кидать мешочки и мячик в мишень на стене и на полу
- Кидаем мешочек с отклонением влево/вправо, называем слово, просим вернуть мешочек и повторить слово. Это же упражнение можно выполнить с мячом.
В этих упражнениях сначала использовали мешочки одного веса, затем разного.
Упражнения с мячами. Можно использовать и мешочки.
- Подкидывание мяча и его ловля, называя автоматизируемый звук.
- Подкидывать мяч, хлопнуть в ладоши, назвать слог/слово на заданный звук, поймать мяч.
- Ударами мяча об пол, доску, стену, называя слово, делим его на слоги, ловим мяч двумя (одной) руками.
- Ударяем мяч об пол одной рукой, ловим другой, при этом называем слова или слоги на автоматизируемый звук.
- Попасть в мишень из геометрических фигур, например, попасть только не в зеленые фигуры, или только не в круги. Можно разместить картинки с автоматизируемым звуком на напольной доске и попросить попасть мечом в те картинки, в названии которых звук «Р» находится в начале слова.
- Попасть мячом в цифру на напольной доске с цифрой соответствующему количеству слогов в слове.
- Рассказывание стихотворных текстов или чистоговорок под ритм ударов мяча.
- Осуществлять массаж кистей рук, стоя на доске, как массажными шариками, так и шарами СУ- Джок и колечками из этого же набора, проговаривая различные стихотворения.
- Одновременное использование артикуляционных упражнений на смену артикуляционных позиций и раскачивания доски.
- Придумывание слов как на лексическую тему, так и на закрепляемый звук, попадаем кольцами на штатив, либо мячом в ведерко, корзину.
- Попасть мячом в разные корзинки при работе на дифференциацию звуков, звуковом анализе.
- Попасть мячом в квадрат соответствующем позиции звука в слове (начало/ середина/ конец).
- Соотнесение первого звука слова с названием цвета, используем напольную доску.
- «Повтори рисунок». Данное упражнение тренирует зрительную память и внимание. Предлагается схема рисунка, повторить ее ударами мяча по геометрическим фигурам на напольной доске.
- Отбивание мяча левой/правой рукой, называя слово с закрепляемым звуком, либо направить работу на словоизменение, либо согласование существительных с числительными.
- Перекрестное направление мяча друг другу, т.е. ребенку бросаете мяч левой рукой в направлении его правой руки, затем наоборот правой рукой кидаете мяч в направлении левой руки, проговариваете речевой материал. Ребенок должен вернуть вам мяч точно так же.
Следующий этап- стоя на доске ловить и бросать мячик – маятник. В потолок вбит крючок, к нему привязан на тонкой верёвке резиновый мячик среднего размера на расстоянии 1 м 30 см от пола(регулируется в зависимости от роста ребенка).
Упражнения с мячиком - маятником.
- Подбрасывать и ловить мячик разными руками,
- побрасывать и ловить с хлопками;
- подбивать (движение вверх) мячик раскрытой ладошкой, как можно большее количество раз, одной рукой, другой, поочерёдно;
- отбивать мячик ракеткой, планкой;
- бросать и ловить со взрослым разными руками, поочерёдно, с разного расстояния.
Упражнение с цветной планкой.
- Отбивать мяч - маятник одним цветом, или разными по сигналу педагога.
- Отбивать мяч правым и левым концом планки, либо серединой.
- Отбивать мяч планкой, пытаясь сбить мишень, стоящую на подставке.
Эти упражнения также можно выполнять, закрепляя речевой материал.
Несмотря на то, что вся программа в целом кажется довольно простым набором упражнений, однако не стоит забывать, что при этом ребенку надо пытаться постоянно балансировать на доске и не падать. Стимуляция базальных ганглий происходит за счет многозадачных упражнений: сначала на координацию движений, а для детей постарше — и в сочетании со звуковыми, речевыми упражнениями.
Игровая физкультура, полезна для развития ребенка во всех направлениях, в том числе для развития речи, а также интересному способу закрепления речевых навыков.
С помощью данного метода мы можем реализовать поставленные коррекционно-развивающие задачи, вовлекая в работу различные анализаторные системы, позволяющие достичь желаемого результата
Использование данной методики в группе комбинированной направленности, показало хорошую положительную динамику в усвоении детьми учебного материала, развитии моторики, высших психических функций. Положительно сказалась на коррекции психо-эмоционального состояния детей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ БАЛАНСИРОВОЧНОЙ ДОСКИ В КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЕ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА С ДЕТЬМИ С ОВЗ
В докладе представлен материал по использованию нетрадиционного обрудования - балансировочной доски , в работе учителя-логопеда с детьми с ОВЗ....

Проект "Использование балансировочной доски в коррекционной работе учителя-логопеда"
Педагогические инновации в образовании. Материал к краевому конкурсу....

Использование балансировочной доски Бильгоу в практике учителя-логопеда ДОО группы компенсирующей направленности для детей с ТНР, как средство здоровьесбережения дошкольников
В статье представлено описание работы с балансировочной доской Бильгоу с детьми старшего дошкольного возраста группы компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи....

Использование балансировочной доски Бильгоу в работе учителя- логопеда и воспитателя.
А Вы знаете, что является «ключом к обучению?»Это мозжечок - отдел головного мозга, связанный со всеми его частями. Он перерабатывает информацию от органов чувств, и на основе этой информа...

Годовой план работы учителя-логопеда по самообразованию. «Использование информационно-коммуникативных технологий в коррекционной работе учителя-логопеда»
Тема: «Использование информационно-коммуникативных технологий в коррекционной работе учителя-логопеда»Цель: повысить свой профессиональный уровеньЗадачи:1. Изучение современных подходов по...

«Нейропсихологический подход в коррекционной работе учителя-логопеда» План работы учителя-логопеда по теме самообразования
Как известно, речь играет большую роль в формировании всех сфер личности ребенка. Нарушения речи приводят к торможению познавательных процессов: затруднены или снижены память, внимание, ребенок с труд...