Использование балансировочной доски Бильгоу в практике учителя-логопеда ДОО группы компенсирующей направленности для детей с ТНР, как средство здоровьесбережения дошкольников
консультация по коррекционной педагогике (старшая группа)
В статье представлено описание работы с балансировочной доской Бильгоу с детьми старшего дошкольного возраста группы компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ispolzovanie_balansirovochnoy_doskm_bilgou.docx | 21.95 КБ |
Предварительный просмотр:
Использование балансировочной доски Бильгоу в практике учителя-логопеда ДОО группы компенсирующей направленности для детей с ТНР, как средство здоровьесбережения дошкольников
«Забота о здоровье - это важнейший труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы»
Здоровье — это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не просто отсутствие болезней или физических дефектов.
В настоящее время одной из наиболее важных и глобальных проблем является состояние здоровья детей. Вырастить здорового ребенка –вот самое главное, что необходимо сделать нам, педагогам ДОУ. Полноценное физическое развитие и здоровье ребенка - это основа формирования личности. Физическое здоровье неразрывно связано с их психологическим здоровьем, эмоциональным благополучием. Дошкольное образовательное учреждение имеет потенциальные возможности для формирования у детей здоровье сберегающей культуры, навыков ЗОЖ. Это связано с системностью дошкольного образования, возможностью поэтапной реализации поставленных задач с учетом возрастных и психологических возможностей детей-дошкольников. Здоровье сберегающие технологии одни из наиболее значимых среди известных технологий по степени влияния на здоровье детей.
Здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовании - технологии, направленные на решение приоритетной задачи современного дошкольного образования-задачи сохранения, поддержания и обогащения здоровья субъектов педагогического процесса в детском саду: детей, педагогов и родителей. В связи с этим актуальной становится интегрированное включение здоровье сберегающих технологий в образовательное пространство ДОУ. Назначение таких технологий – объединить педагогов, медиков, родителей и самое главное – самих детей на сохранение, укрепление и развитие здоровья. Здоровьесберегающая технология – это целостная система воспитательно-оздоровительных, коррекционных и профилактических мероприятий, которые осуществляются в процессе взаимодействия ребенка и педагога, ребенка и родителей, ребенка и медицинского работника.
В соответствии с данными мировой статистики, число детей с речевыми расстройствами неуклонно растет, поэтому актуальность проблемы коррекции речевых нарушений принимает глобальный характер.
Инновационные методы коррекции используют в своей ежедневной работе учителя-логопеды МАДОУ д/с №74 «Забава» г. Белгорода.
В логопедических группах МАДОУ воспитываются дошкольники с общим недоразвитием речи (ОНР).
Под ОНР понимают различные сложные речевые расстройства, при которых у детей нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к ее звуковой и смысловой стороне, при сохранном слухе и интеллекте.
При данном системном нарушении страдает развитие высших психических функций. Чем серьёзнее недоразвитие речи, тем тяжелее протекает дальнейшее формирование сложных психофизиологических процессов.
Для детей с общим недоразвитием речи характерны:
-системное нарушение всех компонентов речи;
-недостаточный объем сведений об окружающем мире, о свойствах и функциях предметов действительности;
-недоразвитие общей и мелкой моторики.
-отставание в развитии словесно-логического мышления;
-слабая устойчивость внимания, ограниченные возможности его распределения;
Очень часто у детей с ОНР наблюдается моторная неловкость: неуклюжие движения, растерянность и нарушение координации. Именно эти особенности доказывают, что у ребенка проблемы с функционированием мозжечка и стволового отдела мозга. Мозжечок – это самый быстродействующий механизм в мозге. Он быстро перерабатывает любую информацию, поступающую из других частей мозга и определяет скорость работы всего головного мозга в целом.
Нарушение связи между мозжечком и лобными долями приводит к замедлению речевых и двигательных процессов.
Решить эти проблемы помогает стимуляция мозжечка посредством балансировочной доски основателем которой, стал доктор Фрэнк Бильгоу, который в начале 1960-ых годов, будучи учителем в школе, заметил, что дети, делающие на переменах упражнения на равновесие, координацию движений и развитие зрительно-моторной координации, более успешны в учебе. Этот простой факт и стал основой разработки его системы развития мозжечка как средства повышения успеваемости детей в школе. Именно он первым во время работы с детьми, плохо умеющими читать, выявил связь между двигательной активностью и изменениями навыков чтения. Тогда же Ф. Бильгоу разрабатывает специальный снаряд – балансировочную доску и придумывает целую серию упражнений на ней.
Выполнение дошкольниками игр и упражнений на балансировочной доске Бильгоу решает ряд задач:
1. Улучшение координации, навыка балансирования, общей моторики, спортивных навыков.
2. Развитие психических процессов: внимания, мышления, памяти, воображения.
3.Совершенствование речевых навыков.
4. Улучшение зрительно-моторной координации, и пространственной
ориентировки.
Суть занятий заключается в том, что, стоя на балансировочной доске, ребенок выполняет задания логопеда, одновременно пытаясь удержать равновесие. Угол наклона платформы можно отрегулировать рокерами. В зависимости от уровня наклона изменяется и уровень сложности упражнений, которые направлены на синхронизацию двигательных, речевых и познавательных навыков, развитие зрительно-моторной координации.
Игры на балансировочной доске распределены по уровню владения доской и возрастам. Сначала рекомендуется овладеть базовыми упражнениями, а затем уже переходить к упражнениям с инвентарём.
Для выполнения упражнений используется следующий инвентарь: балансировочная доска, поверхность для отбивания мяча, 2 мяча (средний и маленький), мешочки с песком.
На коррекционных занятиях с детьми с ОВЗ, мы используем следующие игры, с использованием доски Бильгоу, для детей старшего дошкольного возраста.
1. «Скажи наоборот»
Ребёнок стоит на доске. Ведущий называет слово и бросает мяч. Ребёнок ловит мяч и называет противоположное по значению слово. (горячий – холодный, большой - маленький, здоровый-больной и т.д.)
2. «Один – много»
Ребёнок стоит на доске. Ведущий называет слово и кидает мяч, а ребёнок отбивает мяч поверхностью и называет множественную форму слова. (Лист – листья, дерево – деревья и т.д.)
3. «Считаем с хлопком»
Ребёнок стоит на доске. Ведущий называет слово, а ребёнок подкидывает мешочек вверх и ловит его одной или двумя руками после хлопка. Одновременно ребёнок считает предметы. (Один стул, два стула…5 стульев, и т.д.)
4. «Назови детёныша»
Ребёнок стоит на доске. Ведущий называет животного и бросает мешочек. Ребёнок ловит мешочек и называет детёныша данного животного.
5.«Назови как можно больше»
Ведущий называет тему/обобщающее понятие, а ребёнок, стоя на доске, перекидывает из руки в руку мешочек и называет как можно больше слов на данную тему. (Овощи, фрукты, мебель, посуда, домашние животные и т.д.)
6. «Назови первый звук в слове»
Ребёнок стоит на доске. Ведущий называет слово и кидает мяч, а ребёнок отбивает мяч поверхностью и называет первый звук в слове. (Оля – о, дом –д, шапка – ш и т.д.).
При использовании доски Бильгоу в логопедических группах для детей с ТНР осуществляется коррекция физиологических, речевых особенностей: развивается мелкая и крупная моторика, происходит развитие всех компонентов речевой системы дошкольника, развиваются процессы внимания и воображения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Эффективные формы взаимодействия учителя-логопеда и воспитателей групп компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи.
В материалах рассказывается об эффективных формах взаимодействия учителя-логопеда и воспитателей в коррекционно-развивающей работе с детьми с общим недоразвитием речи, приведены образцы пер...
Использование проектной деятельности в совместной работе учителя-логопеда и воспитателя группы компенсирующей направленности, как залог успешного речевого развития детей с тяжёлыми нарушениями речи.
Анализируя различные формы коррекционной работы с детьми с нарушениями речи, мы искали такие, которые позволили бы ускорить процесс постановки, автоматизации нарушенных звуков, в целом развития всех к...
Рабочая программа учителя – логопеда в младшей группе компенсирующей направленности для детей с ЗПР.
В рабочей программе определены коррекционные задачи, основные направления работы, условия и средства формирования фонетико-фонематической, лексико-грамматической сторон и связной речи детей младшего д...
Рабочая программа учителя – логопеда в младшей группе компенсирующей направленности для детей с ЗПР.
В рабочей программе определены коррекционные задачи, основные направления работы, условия и средства формирования фонетико-фонематической, лексико-грамматической сторон и связной речи детей младшего д...
«Развитие самостоятельной фразовой речи и речевого общения у дошкольников посредством реализации педагогических технологий при взаимодействии учителя-логопеда и воспитателя группы компенсирующей направленности для детей с ТНР»
При эффективном взаимодействии учителя-логопеда и воспитателей у детей успешно формируются разные виды речи: повествовательная, описательная, рассудительно-доказательная, развиваются коммуникати...
Использование балансировочной доски Бильгоу в работе учителя- логопеда и воспитателя.
А Вы знаете, что является «ключом к обучению?»Это мозжечок - отдел головного мозга, связанный со всеми его частями. Он перерабатывает информацию от органов чувств, и на основе этой информа...
Использование логоритмических пятиминуток в группе компенсирующей направленности для детей с ТНР как средство здоровьесбережения
Использование элементов логоритмики...