«Нейропсихологический подход в коррекционной работе учителя-логопеда» План работы учителя-логопеда по теме самообразования
учебно-методический материал по коррекционной педагогике

Сундукова Татьяна Александровна

Как известно, речь играет большую роль в формировании всех сфер личности ребенка. Нарушения речи приводят к торможению познавательных процессов: затруднены или снижены память, внимание, ребенок с трудом понимает инструкции и удерживает программы, теряя при этом смысловые и логические связи (Филичева Т.Б., Чиркина Г.В., Ткаченко Т.А.); происходит нарушение коммуникационного компонента (Жукова Н.С., Мастюкова Е. М.,  Гаркуша Ю.Ф.  и др.), торможение ведущей деятельности этого возраста – игровой (Струнина Е. М., Ткаченко Т. А.  и др.). Все эти факторы негативно отражаются на психическом развитии ребенка-дошкольника.

Речевые процессы являются  высшей психической функцией человека, они развиваются в процессе онтогенеза по определенным законам формирования физического и двигательного развития, напрямую показывая уровень актуального психического развития.  По мнению ряда исследований, в том числе А. В. Семенович, развитие речи  на всех этапах  невозможно без активизации трехуровневой системы, разработанной в учении А. Р. Лурии о трех функциональных блоках мозга и закономерностях их функционального включения.  Для правильного планирования коррекционной работы логопедам необходимо иметь представление  о формировании психических процессов и базовых закономерностях детской нейропсихологии.

Эффективность нейропсихологического (психомоторного) подхода в логопедической практике  доказана. Этот подход  является здоровьесберегающей и игровой технологией. Он  позволяет задействовать в  коррекционной работе все сохранные анализаторы, предполагая коррекцию нарушенных психических процессов (внимания, памяти, мышления, речи и др.), эмоционально-волевой сферы ребёнка через движение.

Нейрокоррекция способствует созданию базы для успешного преодоления тяжелых нарушений речи и включает в себя игры и упражнения, направленные на развитие кинестетического праксиса, межполушарного взаимодействия, динамического (кинетического) праксиса, зрительно-пространственного восприятия, зрительной памяти, слухового восприятия, слухоречевой памяти, внимания, мышления.

Таким образом, знания смежных наук в настоящее время становится необходимым условием для эффективной работы учителя-логопеда ДОУ. Чтобы заинтересовать детей, привлечь к продуктивной работе, нужен нестандартный, системный подход к коррекции речевого и психического развития ребенка. Современные возможности позволяют  осуществлять образовательные цели и задачи с помощью различных приемов нейропсихологии.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon plan_po_samoobrazovaniyu.doc115.5 КБ

Предварительный просмотр:

План работы учителя-логопеда по теме самообразования

на 2024-2026 учебный год  

«Нейропсихологический подход в коррекционной работе учителя-логопеда»

г.Саратов

Актуальность темы самообразования

Как известно, речь играет большую роль в формировании всех сфер личности ребенка. Нарушения речи приводят к торможению познавательных процессов: затруднены или снижены память, внимание, ребенок с трудом понимает инструкции и удерживает программы, теряя при этом смысловые и логические связи (Филичева Т.Б., Чиркина Г.В., Ткаченко Т.А.); происходит нарушение коммуникационного компонента (Жукова Н.С., Мастюкова Е. М.,  Гаркуша Ю.Ф.  и др.), торможение ведущей деятельности этого возраста – игровой (Струнина Е. М., Ткаченко Т. А.  и др.). Все эти факторы негативно отражаются на психическом развитии ребенка-дошкольника.

Речевые процессы являются  высшей психической функцией человека, они развиваются в процессе онтогенеза по определенным законам формирования физического и двигательного развития, напрямую показывая уровень актуального психического развития.  По мнению ряда исследований, в том числе А. В. Семенович, развитие речи  на всех этапах  невозможно без активизации трехуровневой системы, разработанной в учении А. Р. Лурии о трех функциональных блоках мозга и закономерностях их функционального включения.  Для правильного планирования коррекционной работы логопедам необходимо иметь представление  о формировании психических процессов и базовых закономерностях детской нейропсихологии.

Эффективность нейропсихологического (психомоторного) подхода в логопедической практике  доказана. Этот подход  является здоровьесберегающей и игровой технологией. Он  позволяет задействовать в  коррекционной работе все сохранные анализаторы, предполагая коррекцию нарушенных психических процессов (внимания, памяти, мышления, речи и др.), эмоционально-волевой сферы ребёнка через движение.

Нейрокоррекция способствует созданию базы для успешного преодоления тяжелых нарушений речи и включает в себя игры и упражнения, направленные на развитие кинестетического праксиса, межполушарного взаимодействия, динамического (кинетического) праксиса, зрительно-пространственного восприятия, зрительной памяти, слухового восприятия, слухоречевой памяти, внимания, мышления.

Таким образом, знания смежных наук в настоящее время становится необходимым условием для эффективной работы учителя-логопеда ДОУ. Чтобы заинтересовать детей, привлечь к продуктивной работе, нужен нестандартный, системный подход к коррекции речевого и психического развития ребенка. Современные возможности позволяют  осуществлять образовательные цели и задачи с помощью различных приемов нейропсихологии.

Цель самообразования: Повышение собственного уровня знаний, профессионального мастерства и компетентности  по теме: «Нейропсихологический подход в коррекционной работе учителя-логопеда»

Задачи работы по теме самообразования:

1.      Изучить научную литературу  по данной теме. Определить степень разработанности проблемы в теории и практике логопедии.

2.      Освоить базовые нейропсихологические  игровые коррекционные технологии.

3.      Внедрить в образовательной процесс нейропсихологический подход  в области коррекции нарушения речи детей дошкольного возраста.

4.      Повысить качество проведения коррекционных занятий на основе внедрения нейропсихологического подхода.

        5.   Обогатить  развивающую предметно-пространственную среду логопедического кабинета  играми и пособиями по нейропсихологическим и телесно -  ориентированным техникам.

5.      Заинтересовать педагогов возможностями применения нейропсихологического подхода   для более эффективного развития детей и коррекции имеющихся у них  недостатков.

6.      Просветить родителей в вопросах развития  высших психических функций у детей с использованием нейропсихологического подхода, кинезиологических приемов и метода межполушарного взаимодействия.  

7.      Создать активную коррекционно-развивающую среду с учетом современных требований.

8.      Провести стартовую и итоговую диагностику и выявить эффективность использования приемов нейропсихологии на логопедических занятиях.

Предполагаемый результат: 

  • владение инновационными педагогическими технологиями коррекции нарушение речи у детей старшего дошкольного возраста;
  • повышение эффективности логопедических занятий за счет использования нейропсихологического подхода;
  • повышение своих теоретических и практических знаний, умений и навыков, профессионализма и творчества.

Форма самообразования: индивидуальная.

Срок реализации:  2 года  (2024 – 2026, уч.г.)

Реализация программы по самообразованию рассчитана на два года, с подведением промежуточных итогов и внесением коррективов в ходе работы над темой.

Этапы работы:

1. Ознакомительный этап

(сентябрь-октябрь 2024 года)

Цель: Планирование работы по теме самообразования,  изучение проблемы, постановка цели, задач, предполагаемого результата. Знакомство с современными тенденциями в области нейропсихологии, изучение инновационных нейропсихологических технологий.

2. Практический этап 

(октябрь 2024г. – май 2025, сентябрь 2025 – апрель 2026г.)

Цель: практическое применение знаний, умений, навыков в области нейропсихологии в логопедической работе по коррекции нарушения речи у старших дошкольников. Разработка методических и дидактических материалов по теме самообразования, трансляция своего опыта педагогам и родителям.

3. Отчетный этап 

(в течение 2024-2026уч.г.)

Цель: Подведение итогов работы по теме самообразования, определение перспектив в работе. Демонстрация опыта работы по данной теме на педагогических советах, родительских собраниях. Оформление папки или опыта работы по теме самообразования.

 Источники самообразования:

  • специализированная литература (методическая, научно-популярная, публицистическая, художественная);
  • интернет-ресурсы и медиа-информация;
  • семинары – практикумы, конференции;
  • дистанционные курсы повышения квалификации.

Содержание работы по теме самообразования на каждом этапе.

Содержание работы

Сроки реализации

Предполагаемый результат, продукт деятельности

1. Ознакомительный этап работы по теме самообразования

1. Выбор темы по самообразованию на два года, формулирование цели и основных задач,         осмысление последовательности своих действий при работе над темой по самообразованию, прогнозирование результата работы.

Сентябрь 2024г.  

Составление плана работы по теме самообразования «Нейропсихологический подход в коррекционной работе учителя-логопеда»

2. Подбор и изучение психолого-педагогической, научно-методической литературы по теме «Нейропсихологический подход в коррекционной работе учителя-логопеда»

Сентябрь 2024г.

Список литературы, по возможности приобретение печатных материалов и книг.

2. Обзор  передового педагогического опыта в области использования методов нейропсихологии, кинезиологии и межполушарного взаимодействия в логопедической работе по коррекции нарушения речи у детей старшего дошкольного возраста (через сеть Интернет)  

Октябрь 2024г.

Ознакомление с опытом российских и зарубежных (по возможности)  коллег в области использования нейропсихологических знаний в логопедии.

2. Практический  этап работы по теме самообразования

1. Освоение и внедрение в логопедическую практику  базовых нейропсихологических технологий в коррекции НР детей старшего дошкольного возраста, разработка дидактических материалов по теме самообразования.

В течение двух лет 2024-2026 уч.г.

Создание, оформление            

игр, пособий и картотек по  развитию речи детей с использованием нейропсихологического и кинезиологического подходов, метода межполушарного взаимодействия.

2. Поиск и прохождение курсов повышения квалификации по теме самообразования; активное и постоянное участие в онлайн семинарах и вебинарах по теме самообразования (например, на порталах Мерсибо, «Солнечный свет», «Инфоурок» и др.)

Курсы повышения квалификации – в течение

2024-2026 уч.г.

Семинары и вебинары – постоянно в течение двух лет.

 

Удостоверение о повышении квалификации;

Сертификаты о прохождении вебинаров.

3. Постоянное участие в конкурсах профессионального мастерства с разработанными дидактическими материалами по теме самообразования, публикация материалов в сети Интернет на учительских сайтах и порталах (https://infourok.ru/,  https://nsportal.ru/  и др.) 

Постоянно в течение двух лет.

Свидетельства о публикации, Грамоты за участие в конкурсах.

4. Организация активной коррекционно-развивающей предметно-пространственной среды кабинета учителя-логопеда с учетом современных требований

Октябрь 2024 -  апрель 2026 г.

Оснащение логопедического кабинета (по возможности) кинезиологическим оборудованием: доска балансир НЕЙРОТРЕК РАДУГА+, Балансборд (балансир) с лабиринтом,

 межполушарные доски, кинезиологические мячи резиновые для сенсорной интеграции,  мешочки с песком, полусферы массажно-балансировочные, и др.

Изготовление и приобретение тактильно – кинестетического оборудования: сенсорный материал, колючие коврики, тренажёры, массажёры.

5. Нейропсихологическая диагностика дошкольников с НР.

Сентябрь 2024 (старшая группа)

Сентябрь 2024 (подготовительная группа)

Анализ показателей уровня развития детей.

6. Внедрение  в коррекционно-образовательный процесс современных  нейропсихологических технологии:  создание перспективного планирования по внедрению нейропсихологического подхода, кинезиологических методов и межполушарного взаимодействия  в коррекционную работу учителя-логопеда на подгрупповых и индивидуальных занятиях; разработка конспектов занятий и домашних заданий

В старшей группе – октябрь 2024 - май 2025уч.г.,

В подготовительной группе октябрь 2024 – апрель 2025уч.г.

Перспективное планирование, конспекты, домашние задания с использованием заданий на межполушарное взаимодействие и кинезиологических упражнений.

8. Работа с родителями по теме самообразования:

  • Разработка памяток и буклетов для родителей

  • Оформление информационного материала в уголке логопеда

В течение двух лет

Буклеты «Гимнастика мозга», «Рисование двумя руками: вред или польза»,

«Развитие межполушарного взаимодействия», «Кинезиология и биоэнергоплатика в работе учителя-логопеда»  и др.

Папки-передвижки «Двуручное письмо», «Нейрогимнастика в домашних условиях», «Игры и упражнения на межполушарное взаимодействие», «Нейропсихологический подход в профилактике дислексии и  дисграфии»

3. Отчетный  этап работы по теме самообразования

1.  Выступление из опыта работы на педагогическом совете по теме самообразования «Нейропсихологический подход в коррекционной работе учителя-логопеда».

После 1-1,5 лет работы над темой

Аналитический материал в виде презентации из опыта работы по теме: «Повышение качества речевого развития детей посредством внедрения нейропсихологических приемов и методов в логопедическую практику»

2. Обобщение и трансляция опыта для педагогов своего ДОУ

  • Создание консультаций для педагогов ДОУ по теме самообразования

  • Проведение деловой игры «Нейропсихологический подход в коррекционной работе логопеда с детьми дошкольного возраста с НР»

В  конце второго года работы над темой (март - апрель 2026)

Февраль 2025 г.

Консультации из опыта работы:

1. Автоматизация звуков с приемами нейростимуляции: тактильно-кинестетическая нейростимуляция, нейростимуляция с помощью биоэнергопластики, модульная система нейростимуляции и автоматизации звуков;

2. Нейроигры как средство коррекции нарушений речи

Сценарий деловой игры, ее проведение и анализ.

3. Оформление результатов работы по теме самообразования «Нейропсихологический подход в коррекционной работе учителя-логопеда».

Апрель-май 2026г.

Анализ работы по самообразованию, отчет

о проделанной работе.

Методическая, дидактическая, научно-популярная литература для изучения по теме самообразования

1. Методическое руководство для педагогических работников дошкольных образовательных организаций по использованию нейропсихологических игр и приемов в коррекционной работе с детьми дошкольного возраста. – Оренбург, 2021

2.      Крупенчук О. И. Витязева О. В. Движение и речь: Кинезиология в коррекции детской речи. – СПб.: Издательский Дом «Литера», 2019. – 48 с.: ил. – (Серия «В помощь логопеду»).

3.      Покровская С. В., Цветков А. В. Нейропсихологическая помощь детям с нарушениями речи. – М.: «Издание книг ком», 2018. 176 с.

4.      Семенович А. В. Введение в нейропсихологию детского возраста: Учебное пособие. – 6-е изд. – М.: Генезис, 2020. – 319 с.: ил.

5.      Семенович А. В. Нейропсихологическая коррекция в детском возрасте. Метод замещающего онтогенеза: Учебное пособие. – 6-е изд. – М.: Генезис, 2013. – 474 с.

6.      Ткаченко Т. А. Если дошкольник плохо говорит. – СПб, 2007. – 211 с.

7.  Трясорукова Т. П. Развитие межполушарного взаимодействия у детей: нейродинамическая гимнастика / Т. П. Трясорукова. – Изд. 2-е – Ростов-на-Дону: Феникс, 2019. – 32 с. ил. – (Школа развития).

8. Глозман Ж.М., Потанина А.Ю., Соболева А.Е. Нейропсихологическая диагностика в дошкольном возрасте. – Питер, 2008

9. Глозман Ж.М. Нейропсихологическое обследование. Качественная и количественная оценка данных. – М:Смысл, 2012

10. Белозерова Е. Рабочие нейротетради: думаем и анализируем. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2019

11. Чистякова М. И. Психогимнастика. - М.,1995.

12. Колганова В.С., Пивоварова Е.В. Нейропсихологические занятия с детьми.-  Ч1.– М.: АЙРИС- пресс, 2016.- 416с.

13. Колганова В.С., Пивоварова Е.В. Нейропсихологические занятия с детьми.– М.: АЙРИС- пресс, 2016.- 416с.

14. Нейропсихологическая коррекция в детском возрасте. Метод замещающего  онтогенеза.- Учебное пособие. – М.: Генезис, 2007.- 474с.

15. Сиротюк А. Л. Нейропсихологические и психофизиологическое сопровождение обучения. – М., 2003.

16. Тимощенко Е. Нейропсихологические занятия для детей / «Издательство АСТ, 2021 – (Легкий старт)

17. Гончарова К., Черткова А., Наумова М. Нейропсихологические игры. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2020

18. Ибадов Я.С., Катаманова Д.Л. Прописи для гармонизации обоих полушарий мозга. – Симферополь, 2013

19. Соболева А.Е. Развитие внимания и памяти с нейропсихологом. – Эксмодетство, 2019

20. Сунцова А. Рабочие нейротетради: влево-вправо. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2019

21. Корепанова С. Рабочие нейротетради: играем и запоминаем. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2019

22. Деннисон П.,  Деннисон Г. Гимнастика ума. - М.,2024.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Нейропсихологический подход в логопедической работе учителя- логопеда, учителя-дефектолога с детьми ТНР

Нейропсихология позволяет глубже взглянуть на проблему, выявить причину этого нарушения и выстроить грамотную стратегию сопровождения....

Методические разработки "Нейропсихологический подход в коррекционной работе учителя-логопеда с детьми ОВЗ"

Актуальность, цели и задачи, план работы коррекционной работы с детьми ОВЗ дошкольного возраста....

мастер-класс " Использование нейропсихологического подхода в коррекционной работе учителя-логопеда"

использование инновационной деятельности в работе учителя-логопеда...

Использование нейропсихологического подхода в коррекционной работе учителя- логопеда. Работа над дыханием.

АктуальностьЛичный опытПользаРезультатыСостовляющие компонентыУсовия для работыВозможные ограниченияСписок литературы...

Нейропсихологический подход в коррекционной работе учителя-логопеда.

В данной статье рассматривается применение нейропсихологического подхода в работе с детьми с тяжелыми нарушениями речи. Значимость и актуальность нейропсихологических упражнений в работе учителя-логоп...

План самообразования "Нейропсихологический подход в коррекционной работе учителя-логопеда с детьми с ТНР"

План самообразования "Нейропсихологический подход в коррекционной работе учителя-логопеда с детьми с ТНР"...

Нейропсихологический подход в коррекционной работе Учителя - логопеда.

Нейропсихологический подход в коррекционной работе учителя-логопеда....