«Нейропсихологический подход в коррекционной работе учителя-логопеда» План работы учителя-логопеда по теме самообразования
учебно-методический материал по коррекционной педагогике
Как известно, речь играет большую роль в формировании всех сфер личности ребенка. Нарушения речи приводят к торможению познавательных процессов: затруднены или снижены память, внимание, ребенок с трудом понимает инструкции и удерживает программы, теряя при этом смысловые и логические связи (Филичева Т.Б., Чиркина Г.В., Ткаченко Т.А.); происходит нарушение коммуникационного компонента (Жукова Н.С., Мастюкова Е. М., Гаркуша Ю.Ф. и др.), торможение ведущей деятельности этого возраста – игровой (Струнина Е. М., Ткаченко Т. А. и др.). Все эти факторы негативно отражаются на психическом развитии ребенка-дошкольника.
Речевые процессы являются высшей психической функцией человека, они развиваются в процессе онтогенеза по определенным законам формирования физического и двигательного развития, напрямую показывая уровень актуального психического развития. По мнению ряда исследований, в том числе А. В. Семенович, развитие речи на всех этапах невозможно без активизации трехуровневой системы, разработанной в учении А. Р. Лурии о трех функциональных блоках мозга и закономерностях их функционального включения. Для правильного планирования коррекционной работы логопедам необходимо иметь представление о формировании психических процессов и базовых закономерностях детской нейропсихологии.
Эффективность нейропсихологического (психомоторного) подхода в логопедической практике доказана. Этот подход является здоровьесберегающей и игровой технологией. Он позволяет задействовать в коррекционной работе все сохранные анализаторы, предполагая коррекцию нарушенных психических процессов (внимания, памяти, мышления, речи и др.), эмоционально-волевой сферы ребёнка через движение.
Нейрокоррекция способствует созданию базы для успешного преодоления тяжелых нарушений речи и включает в себя игры и упражнения, направленные на развитие кинестетического праксиса, межполушарного взаимодействия, динамического (кинетического) праксиса, зрительно-пространственного восприятия, зрительной памяти, слухового восприятия, слухоречевой памяти, внимания, мышления.
Таким образом, знания смежных наук в настоящее время становится необходимым условием для эффективной работы учителя-логопеда ДОУ. Чтобы заинтересовать детей, привлечь к продуктивной работе, нужен нестандартный, системный подход к коррекции речевого и психического развития ребенка. Современные возможности позволяют осуществлять образовательные цели и задачи с помощью различных приемов нейропсихологии.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
plan_po_samoobrazovaniyu.doc | 115.5 КБ |
Предварительный просмотр:
План работы учителя-логопеда по теме самообразования
на 2024-2026 учебный год
«Нейропсихологический подход в коррекционной работе учителя-логопеда»
г.Саратов
Актуальность темы самообразования
Как известно, речь играет большую роль в формировании всех сфер личности ребенка. Нарушения речи приводят к торможению познавательных процессов: затруднены или снижены память, внимание, ребенок с трудом понимает инструкции и удерживает программы, теряя при этом смысловые и логические связи (Филичева Т.Б., Чиркина Г.В., Ткаченко Т.А.); происходит нарушение коммуникационного компонента (Жукова Н.С., Мастюкова Е. М., Гаркуша Ю.Ф. и др.), торможение ведущей деятельности этого возраста – игровой (Струнина Е. М., Ткаченко Т. А. и др.). Все эти факторы негативно отражаются на психическом развитии ребенка-дошкольника.
Речевые процессы являются высшей психической функцией человека, они развиваются в процессе онтогенеза по определенным законам формирования физического и двигательного развития, напрямую показывая уровень актуального психического развития. По мнению ряда исследований, в том числе А. В. Семенович, развитие речи на всех этапах невозможно без активизации трехуровневой системы, разработанной в учении А. Р. Лурии о трех функциональных блоках мозга и закономерностях их функционального включения. Для правильного планирования коррекционной работы логопедам необходимо иметь представление о формировании психических процессов и базовых закономерностях детской нейропсихологии.
Эффективность нейропсихологического (психомоторного) подхода в логопедической практике доказана. Этот подход является здоровьесберегающей и игровой технологией. Он позволяет задействовать в коррекционной работе все сохранные анализаторы, предполагая коррекцию нарушенных психических процессов (внимания, памяти, мышления, речи и др.), эмоционально-волевой сферы ребёнка через движение.
Нейрокоррекция способствует созданию базы для успешного преодоления тяжелых нарушений речи и включает в себя игры и упражнения, направленные на развитие кинестетического праксиса, межполушарного взаимодействия, динамического (кинетического) праксиса, зрительно-пространственного восприятия, зрительной памяти, слухового восприятия, слухоречевой памяти, внимания, мышления.
Таким образом, знания смежных наук в настоящее время становится необходимым условием для эффективной работы учителя-логопеда ДОУ. Чтобы заинтересовать детей, привлечь к продуктивной работе, нужен нестандартный, системный подход к коррекции речевого и психического развития ребенка. Современные возможности позволяют осуществлять образовательные цели и задачи с помощью различных приемов нейропсихологии.
Цель самообразования: Повышение собственного уровня знаний, профессионального мастерства и компетентности по теме: «Нейропсихологический подход в коррекционной работе учителя-логопеда»
Задачи работы по теме самообразования:
1. Изучить научную литературу по данной теме. Определить степень разработанности проблемы в теории и практике логопедии.
2. Освоить базовые нейропсихологические игровые коррекционные технологии.
3. Внедрить в образовательной процесс нейропсихологический подход в области коррекции нарушения речи детей дошкольного возраста.
4. Повысить качество проведения коррекционных занятий на основе внедрения нейропсихологического подхода.
5. Обогатить развивающую предметно-пространственную среду логопедического кабинета играми и пособиями по нейропсихологическим и телесно - ориентированным техникам.
5. Заинтересовать педагогов возможностями применения нейропсихологического подхода для более эффективного развития детей и коррекции имеющихся у них недостатков.
6. Просветить родителей в вопросах развития высших психических функций у детей с использованием нейропсихологического подхода, кинезиологических приемов и метода межполушарного взаимодействия.
7. Создать активную коррекционно-развивающую среду с учетом современных требований.
8. Провести стартовую и итоговую диагностику и выявить эффективность использования приемов нейропсихологии на логопедических занятиях.
Предполагаемый результат:
- владение инновационными педагогическими технологиями коррекции нарушение речи у детей старшего дошкольного возраста;
- повышение эффективности логопедических занятий за счет использования нейропсихологического подхода;
- повышение своих теоретических и практических знаний, умений и навыков, профессионализма и творчества.
Форма самообразования: индивидуальная.
Срок реализации: 2 года (2024 – 2026, уч.г.)
Реализация программы по самообразованию рассчитана на два года, с подведением промежуточных итогов и внесением коррективов в ходе работы над темой.
Этапы работы:
1. Ознакомительный этап
(сентябрь-октябрь 2024 года)
Цель: Планирование работы по теме самообразования, изучение проблемы, постановка цели, задач, предполагаемого результата. Знакомство с современными тенденциями в области нейропсихологии, изучение инновационных нейропсихологических технологий.
2. Практический этап
(октябрь 2024г. – май 2025, сентябрь 2025 – апрель 2026г.)
Цель: практическое применение знаний, умений, навыков в области нейропсихологии в логопедической работе по коррекции нарушения речи у старших дошкольников. Разработка методических и дидактических материалов по теме самообразования, трансляция своего опыта педагогам и родителям.
3. Отчетный этап
(в течение 2024-2026уч.г.)
Цель: Подведение итогов работы по теме самообразования, определение перспектив в работе. Демонстрация опыта работы по данной теме на педагогических советах, родительских собраниях. Оформление папки или опыта работы по теме самообразования.
Источники самообразования:
- специализированная литература (методическая, научно-популярная, публицистическая, художественная);
- интернет-ресурсы и медиа-информация;
- семинары – практикумы, конференции;
- дистанционные курсы повышения квалификации.
Содержание работы по теме самообразования на каждом этапе.
Содержание работы | Сроки реализации | Предполагаемый результат, продукт деятельности |
1. Ознакомительный этап работы по теме самообразования | ||
1. Выбор темы по самообразованию на два года, формулирование цели и основных задач, осмысление последовательности своих действий при работе над темой по самообразованию, прогнозирование результата работы. | Сентябрь 2024г. | Составление плана работы по теме самообразования «Нейропсихологический подход в коррекционной работе учителя-логопеда» |
2. Подбор и изучение психолого-педагогической, научно-методической литературы по теме «Нейропсихологический подход в коррекционной работе учителя-логопеда» | Сентябрь 2024г. | Список литературы, по возможности приобретение печатных материалов и книг. |
2. Обзор передового педагогического опыта в области использования методов нейропсихологии, кинезиологии и межполушарного взаимодействия в логопедической работе по коррекции нарушения речи у детей старшего дошкольного возраста (через сеть Интернет) | Октябрь 2024г. | Ознакомление с опытом российских и зарубежных (по возможности) коллег в области использования нейропсихологических знаний в логопедии. |
2. Практический этап работы по теме самообразования | ||
1. Освоение и внедрение в логопедическую практику базовых нейропсихологических технологий в коррекции НР детей старшего дошкольного возраста, разработка дидактических материалов по теме самообразования. | В течение двух лет 2024-2026 уч.г. | Создание, оформление игр, пособий и картотек по развитию речи детей с использованием нейропсихологического и кинезиологического подходов, метода межполушарного взаимодействия. |
2. Поиск и прохождение курсов повышения квалификации по теме самообразования; активное и постоянное участие в онлайн семинарах и вебинарах по теме самообразования (например, на порталах Мерсибо, «Солнечный свет», «Инфоурок» и др.) | Курсы повышения квалификации – в течение 2024-2026 уч.г. Семинары и вебинары – постоянно в течение двух лет.
| Удостоверение о повышении квалификации; Сертификаты о прохождении вебинаров. |
3. Постоянное участие в конкурсах профессионального мастерства с разработанными дидактическими материалами по теме самообразования, публикация материалов в сети Интернет на учительских сайтах и порталах (https://infourok.ru/, https://nsportal.ru/ и др.) | Постоянно в течение двух лет. | Свидетельства о публикации, Грамоты за участие в конкурсах. |
4. Организация активной коррекционно-развивающей предметно-пространственной среды кабинета учителя-логопеда с учетом современных требований | Октябрь 2024 - апрель 2026 г. | Оснащение логопедического кабинета (по возможности) кинезиологическим оборудованием: доска балансир НЕЙРОТРЕК РАДУГА+, Балансборд (балансир) с лабиринтом, межполушарные доски, кинезиологические мячи резиновые для сенсорной интеграции, мешочки с песком, полусферы массажно-балансировочные, и др. Изготовление и приобретение тактильно – кинестетического оборудования: сенсорный материал, колючие коврики, тренажёры, массажёры. |
5. Нейропсихологическая диагностика дошкольников с НР. | Сентябрь 2024 (старшая группа) Сентябрь 2024 (подготовительная группа) | Анализ показателей уровня развития детей. |
6. Внедрение в коррекционно-образовательный процесс современных нейропсихологических технологии: создание перспективного планирования по внедрению нейропсихологического подхода, кинезиологических методов и межполушарного взаимодействия в коррекционную работу учителя-логопеда на подгрупповых и индивидуальных занятиях; разработка конспектов занятий и домашних заданий | В старшей группе – октябрь 2024 - май 2025уч.г., В подготовительной группе октябрь 2024 – апрель 2025уч.г. | Перспективное планирование, конспекты, домашние задания с использованием заданий на межполушарное взаимодействие и кинезиологических упражнений. |
8. Работа с родителями по теме самообразования:
| В течение двух лет | Буклеты «Гимнастика мозга», «Рисование двумя руками: вред или польза», «Развитие межполушарного взаимодействия», «Кинезиология и биоэнергоплатика в работе учителя-логопеда» и др. Папки-передвижки «Двуручное письмо», «Нейрогимнастика в домашних условиях», «Игры и упражнения на межполушарное взаимодействие», «Нейропсихологический подход в профилактике дислексии и дисграфии» |
3. Отчетный этап работы по теме самообразования | ||
1. Выступление из опыта работы на педагогическом совете по теме самообразования «Нейропсихологический подход в коррекционной работе учителя-логопеда». | После 1-1,5 лет работы над темой | Аналитический материал в виде презентации из опыта работы по теме: «Повышение качества речевого развития детей посредством внедрения нейропсихологических приемов и методов в логопедическую практику» |
2. Обобщение и трансляция опыта для педагогов своего ДОУ
| В конце второго года работы над темой (март - апрель 2026) Февраль 2025 г. | Консультации из опыта работы: 1. Автоматизация звуков с приемами нейростимуляции: тактильно-кинестетическая нейростимуляция, нейростимуляция с помощью биоэнергопластики, модульная система нейростимуляции и автоматизации звуков; 2. Нейроигры как средство коррекции нарушений речи Сценарий деловой игры, ее проведение и анализ. |
3. Оформление результатов работы по теме самообразования «Нейропсихологический подход в коррекционной работе учителя-логопеда». | Апрель-май 2026г. | Анализ работы по самообразованию, отчет о проделанной работе. |
Методическая, дидактическая, научно-популярная литература для изучения по теме самообразования
1. Методическое руководство для педагогических работников дошкольных образовательных организаций по использованию нейропсихологических игр и приемов в коррекционной работе с детьми дошкольного возраста. – Оренбург, 2021
2. Крупенчук О. И. Витязева О. В. Движение и речь: Кинезиология в коррекции детской речи. – СПб.: Издательский Дом «Литера», 2019. – 48 с.: ил. – (Серия «В помощь логопеду»).
3. Покровская С. В., Цветков А. В. Нейропсихологическая помощь детям с нарушениями речи. – М.: «Издание книг ком», 2018. 176 с.
4. Семенович А. В. Введение в нейропсихологию детского возраста: Учебное пособие. – 6-е изд. – М.: Генезис, 2020. – 319 с.: ил.
5. Семенович А. В. Нейропсихологическая коррекция в детском возрасте. Метод замещающего онтогенеза: Учебное пособие. – 6-е изд. – М.: Генезис, 2013. – 474 с.
6. Ткаченко Т. А. Если дошкольник плохо говорит. – СПб, 2007. – 211 с.
7. Трясорукова Т. П. Развитие межполушарного взаимодействия у детей: нейродинамическая гимнастика / Т. П. Трясорукова. – Изд. 2-е – Ростов-на-Дону: Феникс, 2019. – 32 с. ил. – (Школа развития).
8. Глозман Ж.М., Потанина А.Ю., Соболева А.Е. Нейропсихологическая диагностика в дошкольном возрасте. – Питер, 2008
9. Глозман Ж.М. Нейропсихологическое обследование. Качественная и количественная оценка данных. – М:Смысл, 2012
10. Белозерова Е. Рабочие нейротетради: думаем и анализируем. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2019
11. Чистякова М. И. Психогимнастика. - М.,1995.
12. Колганова В.С., Пивоварова Е.В. Нейропсихологические занятия с детьми.- Ч1.– М.: АЙРИС- пресс, 2016.- 416с.
13. Колганова В.С., Пивоварова Е.В. Нейропсихологические занятия с детьми.– М.: АЙРИС- пресс, 2016.- 416с.
14. Нейропсихологическая коррекция в детском возрасте. Метод замещающего онтогенеза.- Учебное пособие. – М.: Генезис, 2007.- 474с.
15. Сиротюк А. Л. Нейропсихологические и психофизиологическое сопровождение обучения. – М., 2003.
16. Тимощенко Е. Нейропсихологические занятия для детей / «Издательство АСТ, 2021 – (Легкий старт)
17. Гончарова К., Черткова А., Наумова М. Нейропсихологические игры. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2020
18. Ибадов Я.С., Катаманова Д.Л. Прописи для гармонизации обоих полушарий мозга. – Симферополь, 2013
19. Соболева А.Е. Развитие внимания и памяти с нейропсихологом. – Эксмодетство, 2019
20. Сунцова А. Рабочие нейротетради: влево-вправо. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2019
21. Корепанова С. Рабочие нейротетради: играем и запоминаем. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2019
22. Деннисон П., Деннисон Г. Гимнастика ума. - М.,2024.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Нейропсихологический подход в логопедической работе учителя- логопеда, учителя-дефектолога с детьми ТНР
Нейропсихология позволяет глубже взглянуть на проблему, выявить причину этого нарушения и выстроить грамотную стратегию сопровождения....
Методические разработки "Нейропсихологический подход в коррекционной работе учителя-логопеда с детьми ОВЗ"
Актуальность, цели и задачи, план работы коррекционной работы с детьми ОВЗ дошкольного возраста....
мастер-класс " Использование нейропсихологического подхода в коррекционной работе учителя-логопеда"
использование инновационной деятельности в работе учителя-логопеда...
Использование нейропсихологического подхода в коррекционной работе учителя- логопеда. Работа над дыханием.
АктуальностьЛичный опытПользаРезультатыСостовляющие компонентыУсовия для работыВозможные ограниченияСписок литературы...
Нейропсихологический подход в коррекционной работе учителя-логопеда.
В данной статье рассматривается применение нейропсихологического подхода в работе с детьми с тяжелыми нарушениями речи. Значимость и актуальность нейропсихологических упражнений в работе учителя-логоп...
План самообразования "Нейропсихологический подход в коррекционной работе учителя-логопеда с детьми с ТНР"
План самообразования "Нейропсихологический подход в коррекционной работе учителя-логопеда с детьми с ТНР"...
Нейропсихологический подход в коррекционной работе Учителя - логопеда.
Нейропсихологический подход в коррекционной работе учителя-логопеда....