Конструкт занятия в группе компенсирующей направленности: "Юные моряки. Автоматизация звука Ш"
учебно-методический материал по логопедии (старшая группа)
Данный конструкт расчитан на детей старшей группы компенсирующей направленности. Дети отправляются в удивительное морское путешествие, где они проходят морские испытания и решают и учатся решать поставленные задачи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 27.35 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад «Колобок»
Городского округа Рефтинский
КОНСТРУКТ ЗАНЯТИЯ
В СТАРШЕЙ ГРУППЕ КОМПЕНСИРУЮЩЕЙ НАПРАВЛЕННОСТИ
НА ТЕМУ «ЮНЫЕ МОРЯКИ»
«Автоматизация звука Ш»
Учитель-логопед
Бондаренко А.П
Рефтинский, 2025г
Тема: «Юные моряки. Автоматизация звука Ш»
Возрастная группа: 5-6 лет
Форма проведения: НОД по автоматизации звука Ш для детей 24 группы
Форма организации: подгрупповая (2 ребенка)
Интеграция образовательных областей: познавательное, речевое развитие, художественно-эстетическое, социально-коммуникативное, физическое развитие
Средства:
Литературные: чистоговорки, стишки на развитие речи с движением
Музыкальные: мелодия по теме занятия «Все мы моряки», звуки: танка, самолёта, корабля, ракеты, сообщения
Зрительные: презентация, картинки – ящики со звуком Ш
Оборудование: интерактивный стол, палочки Кюизенера, танграмм, объёмные кубики «собери узор», камешки Марблс, геоборд, изображение буквы Ш на листе А4, кубик со слогами, Балансборд «Доска Бильгоу», кубики пластиковые с картинками и резинкой, картинки с артикуляционной гимнастикой, синяя ткань (для изображения моря).
Предварительная работа: беседа с детьми об Российской армии, знакомство с различными родами войск, выкладывание из различного материала буквы Ш, чтение слогов с буквой Ш, разучивание стишков и чистоговорок.
Планируемый результат: дети чётко проговаривают звук Ш, правильно определяют место звука в слове, появляются задатки инженерного мышления, правильно выполняют артикуляционную гимнастику, задания и инструкции педагога.
Цель: | Задачи |
Цель: создание комплекса условий для автоматизации звука Ш, через различные виды деятельности. |
|
Этап занятия | Деятельность педагога | Деятельность детей | Методическое обоснование |
| Педагог: Здравствуйте, а вы знаете, какой праздник, мы будем скоро отмечать? Верно - День Защитников Отечества. В нашей стране много родов войск: военно-воздушные, сухопутные, военно-морской флот, ракетные войска. Давайте посмотрим и назовём их. Звуки техники: танк, ракета, самолёт, корабль. | Дети: День Защитников Отечества, 23 февраля. Дети смотрят на презентацию, называют, запоминают и вспоминают | Активизация полученных знаний у детей. Метод беседы Развитие фонематического слуха. ИКТ технологии |
| Педагог: Посмотрите, как мы с вами оделись? Поэтому я предлагаю, нам, сегодня стать моряками. Моряком быть не просто, нужно слушать своего командира и выполнять разные задания. Готовы? Слушайте первую команду: - Вправо, влево развернись, - Моряком ты становись! Логопед: У моряков служба трудная, поэтому они должны быть сильными, ловкими и очень сообразительными. Чтобы стать настоящими моряками, мы сегодня будем тренироваться, силы, ловкости и ума набираться! Посмотрите - там, вдали нас ждет наш военный корабль. Поплывут на нем те моряки, которые очень хотят научиться говорить четко, чисто и красиво! Среди нас есть такие моряки? | Дети: мы в тельняшках. Ура Дети : да. Поворачиваются в заданные стороны и проговаривают слова Дети : да, есть | Развитие умения правильно отвечать на поставленные вопросы, выполнять инструкцию педагога. Развитие пространственных отношений. |
3. Артикуляционная гимнастика. «Чашечка», «Варенье», «Чистим верхние зубки», «Маляр», «Лошадка» | Педагог: показывает картинки с упражнениями | Внимательно слушают, смотрят на картинки и в зеркало, выполняют артикуляционную гимнастику | Развитие артикуляционной моторики. |
4. Развитие речевого дыхания | Посмотрите, около бера стоит парусник, давайте поможем ему отплыть от берега. Что нужно сделать? | Дети дуют на кораблик | Развитие целенаправленной воздушной струи. |
5. Произнесение чистоговорок. | Чтобы добраться до нашего корабля, нужно пройти по мостику, который шатается, удержать равновесие, четко и красиво произнести чистоговорку. | Дети поочередно встают на доску и произносят чистоговорки Ша – ша – ша – наша служба хороша. Шо – шо – шо – все у матросов хорошо! Ши – ши – ши – с берега мне помаши | Развитие координации речи с движением. |
6 Определение места звука в слове. (игрушечный корабль с ящиками) | Наконец мы добрались до нашего корабля. Давайте рассмотрим корабль, что у него есть: нос, рубка рулевого, штурвал, корма, якорь. Командование поручило нам доставить в наш порт грузы. А грузы у нас необычные - слова. Посмотрите, грузы-то на корабль доставили, но в беспорядке оставили! На флоте главное – это порядок! Нам с вами нужно правильно расставить грузы на корабле Звук Ш какой: согласный, твёрдый, глухой. Мы будем очень внимательны в нашей работе: - если в слове звук «Ш» слышится в начале мы этот груз разместим в передней части корабля – на носу; - если звук «Ш» слышится в середине слова – этот груз мы разместим в центре корабля возле рубки рулевого; - а если звук «Ш» слышится в конце слова – тогда груз размещаем в самом конце корабля – на корме. Обозначение проблемы. Ребята, посмотрите один ящик пустой, как вы думаете, почему? Наверное, нужно придумать название предмета со звуком Ш. А давайте, поиграем с нашими ящиками – картинками, запоминайте какие ящики тут стоят, один ящик я уберу, а вы назовёте, какого не стало. Педагог хвалит детей. | Подходят к столу, на котором стоит корабль с кубиками-ящиками Дети: Да, красивый корабль, большой Смотрят на ящики, называют картинки: штурвал, мешок, шлюпка, ковш, пушка и штурман В словах шоколад, штурвал, шлюпка – звук Ш стоит вначале слова В слове пушка – в середине А в слове ковш – в конце слова Придумывают названия предметов со звуком Ш. Дети запоминают предметы, изображённые на ящиках, закрывают глаза, а затем называют пропавший предмет. | Определение места звука в слове (начало, середина, конец), развитие фонематического слуха. Игровые технологии. . |
7. Упражнение «На шлюпке». | Предлагаю прокатиться на шлюпке. Мы находимся в море, уже виден противоположный берег. Давайте доберемся до него на наших шлюпках.
А теперь мы вдвоём, Дружно в шлюпочке плывем. Весла в руки мы берем, Быстро к берегу гребём. | Дети садятся на ковер парно, изображая гребцов, произносят стихотворение, сопровождая его движениями Держатся за руки, изображая, как шлюпка качается на волнах Работают руками, как веслами | Развитие общей моторики. Здоровьесберегающие технологии |
8. Упражнение «Шифровальщики» | Педагог: Из штаба прислали какое – то сообщение. Посмотрите, это зашифрованное письмо. С этим письмом что-то не так, тут ничего непонятно (Зачёркнутые буквы Ш). Тут ещё и кубик, какой- то прилагается (на кубике написаны слоги) | На картинке спрятались буквы Ш. Дети ищут букву и обводят её. Дети бросают по очереди кубик и читают слоги | Развитие умения видеть перечёркнутые буквы, изображённые на листке бумаги. |
9. Закрепление графического образа буквы Ш | Нам, на берегу нужно оставить знак, что его посетили моряки. Давайте выложим букву Ш Посмотрите, тут есть разный материал, из которого можно её выложить. | Дети выкладывают с помощью различного материала букву Ш Дети выбирают материал и выкладывают из него букву Ш | Развитие зрительного праксиса. Наглядные, практические методы,. Развитие первоначальных навыков к обучению грамоте с помощью конструирования из различного материала. |
11. Рефлексия. | Ребята, что вам понравилось на занятии? Что мы делали сегодня? Кем вы были сегодня? | - Моряками - выкладывать из камешков букву - отгадывать шифр - слушать звуки транспорта….. | Активизация ВПФ |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация-практикум для родителей детей, посещающих старшую группу компенсирующей направленности. На тему: «Автоматизация звуков в условиях семьи».
Очень важно, чтобы вы родители не только обратили внимание на особенности развития своего ребенка, но и сумели принять их. «Что значит принять?» - спросите вы. Принять – это сказать ...

Конспект индивидуального логопедического занятия (старшая группа компенсирующей направленности) "Автоматизация звука [C] в прямых слогах"
В данном конспекте индивидуального логопедического занятия даны приемы автоматизации звука [C] в прямых слогах...

Конспект индивидуального логопедического занятия (старшая группа компенсирующей направленности) "Автоматизация звука [C’]"
В данном конспекте индивидуального логопедического занятия даны приемы автоматизации звука [C’]...

Конспект индивидуального логопедического занятия (старшая группа компенсирующей направленности) "Автоматизация звука [Л]"
Конспект индивидуального логопедического занятия содержит приемы автоматизации звука [Л]...

Конспект совместной непосредственно - образовательной деятельности учителя-логопеда и воспитателя для детей старшей группы компенсирующей направленности Тема «Весна. Автоматизация звука «С» в словах и предложениях»
Конспект совместной непосредственно - образовательной деятельностиучителя-логопеда и воспитателя для детей старшей группы компенсирующей направленностиТема «Весна. Автоматизация звука «С&r...

Конспект в старшей группе компенсирующей направленности на тему автоматизация звука р
Автоматизация звука р в старшей группе компенсирующей направленности...

Квест - игра по пожарной безопасности для воспитанников старшей группы компенсирующей направленности "Юные пожарные"
Квест- игра по пожарной безопасности. Тема: Юные пожарные.Цель: Закрепить знания воспитанникам в игровой форме о работе пожарных, о причинах возникновения пожаров и правилах поведения при п...