Конструкт занятия в группе компенсирующей направленности: "Юные моряки. Автоматизация звука Ш"
учебно-методический материал по логопедии (старшая группа)

Бондаренко Анна Павловна

Данный конструкт расчитан на детей старшей группы компенсирующей направленности. Дети отправляются в удивительное морское путешествие, где они проходят морские испытания и решают и учатся решать поставленные задачи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konstrukt.docx27.35 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

 «Детский сад «Колобок»

Городского округа Рефтинский

КОНСТРУКТ ЗАНЯТИЯ

В СТАРШЕЙ ГРУППЕ КОМПЕНСИРУЮЩЕЙ НАПРАВЛЕННОСТИ

НА ТЕМУ   «ЮНЫЕ  МОРЯКИ»

«Автоматизация звука Ш»

                               

                                           Учитель-логопед

Бондаренко А.П

Рефтинский, 2025г

Тема: «Юные моряки. Автоматизация звука Ш»

Возрастная группа: 5-6 лет

Форма проведения: НОД по автоматизации звука Ш для детей 24 группы

Форма организации: подгрупповая (2 ребенка)

Интеграция образовательных областей: познавательное, речевое развитие, художественно-эстетическое, социально-коммуникативное, физическое развитие

Средства:

Литературные: чистоговорки, стишки на развитие речи с движением

Музыкальные: мелодия по теме занятия «Все мы моряки», звуки: танка, самолёта, корабля, ракеты, сообщения

Зрительные: презентация, картинки – ящики со звуком Ш

Оборудование: интерактивный стол, палочки Кюизенера, танграмм, объёмные кубики «собери узор», камешки Марблс, геоборд,  изображение буквы Ш на листе А4, кубик со слогами, Балансборд «Доска Бильгоу», кубики пластиковые с картинками и резинкой, картинки с артикуляционной гимнастикой, синяя ткань (для изображения моря).

Предварительная работа: беседа с детьми об Российской армии, знакомство с различными родами войск, выкладывание из различного материала буквы Ш, чтение слогов с буквой Ш, разучивание стишков и чистоговорок.

Планируемый результат: дети чётко проговаривают звук Ш, правильно определяют место звука в слове, появляются задатки инженерного мышления, правильно выполняют артикуляционную гимнастику, задания и инструкции педагога.

Цель:

Задачи

Цель: создание комплекса условий для автоматизации звука Ш, через различные виды деятельности.

  1. Способствовать закреплению правильного произношения звука Ш на примере слов, стишков и чистоговорок, отвечать на поставленные вопросы, вступать в общение со взрослым и сверстниками. Обогатить, активизировать и уточнить словарь по теме занятия.
  2. Развивать артикуляционную моторику, самоконтроль за речью, память, внимание, мышление, мелкую, общую моторику, навыки конструирования, восприятие графических образов.
  3. Воспитывать желание правильно говорить,  слушать других, не перебивать, быть инициативным, самостоятельным, способным к самовыражению.

Этап занятия

Деятельность педагога

        Деятельность детей

Методическое обоснование

  1. Организационный момент

Педагог: Здравствуйте, а вы знаете, какой праздник, мы будем скоро отмечать? Верно  - День Защитников Отечества.

В нашей стране много родов войск: военно-воздушные, сухопутные, военно-морской флот, ракетные войска. Давайте посмотрим и назовём их.

Звуки техники: танк, ракета, самолёт, корабль.

Дети: День Защитников Отечества, 23 февраля.

Дети смотрят на презентацию, называют, запоминают и вспоминают

Активизация полученных знаний у детей. Метод беседы

Развитие фонематического слуха. ИКТ технологии

  1. Объявление темы занятия

Педагог: Посмотрите, как мы с вами оделись?

Поэтому я предлагаю, нам, сегодня стать моряками.

Моряком быть не просто, нужно слушать своего командира и выполнять разные задания. Готовы? Слушайте первую команду:

- Вправо,  влево развернись, -

Моряком ты становись!

Логопед: У моряков служба трудная, поэтому они должны быть сильными, ловкими и очень сообразительными.

Чтобы стать настоящими моряками, мы сегодня будем тренироваться, силы, ловкости и ума набираться!

 Посмотрите  -  там, вдали нас ждет наш военный корабль.

Поплывут на нем те моряки, которые очень хотят научиться говорить четко, чисто и красиво! Среди нас есть такие моряки?

Дети: мы в тельняшках.

Ура

Дети : да.

Поворачиваются в заданные стороны и проговаривают слова

Дети : да, есть

Развитие умения правильно отвечать на поставленные вопросы, выполнять инструкцию педагога.

Развитие пространственных отношений.

3. Артикуляционная гимнастика.

«Чашечка», «Варенье», «Чистим верхние зубки», «Маляр», «Лошадка»  

Педагог: показывает картинки с упражнениями

Внимательно слушают, смотрят на картинки и в зеркало, выполняют артикуляционную гимнастику

Развитие артикуляционной моторики.

4. Развитие речевого дыхания

Посмотрите, около бера стоит парусник, давайте поможем ему отплыть от берега. Что нужно сделать?

Дети дуют на кораблик

Развитие целенаправленной воздушной струи.

5. Произнесение чистоговорок.

Чтобы добраться до нашего корабля, нужно пройти по мостику, который шатается, удержать равновесие, четко и красиво произнести чистоговорку.

Дети поочередно встают на доску и произносят чистоговорки

Ша – ша – ша – наша служба хороша.

Шо – шо – шо – все у матросов хорошо!

Ши – ши – ши – с берега мне помаши

Развитие координации речи с движением.

6 Определение места звука в слове. (игрушечный корабль с ящиками)

Наконец мы добрались до нашего корабля. Давайте рассмотрим корабль, что у него есть: нос, рубка рулевого, штурвал, корма, якорь.

Командование поручило нам доставить в наш порт   грузы. А грузы у нас необычные  - слова.

Посмотрите, грузы-то на корабль доставили,  но в беспорядке оставили!

На флоте главное – это порядок! Нам с вами нужно правильно расставить грузы на корабле

Звук Ш какой: согласный, твёрдый, глухой.

Мы будем очень внимательны в нашей работе:

- если в слове звук «Ш» слышится в начале мы этот груз разместим в передней части корабля – на носу;

- если звук «Ш» слышится в середине слова – этот груз  мы разместим в центре корабля возле рубки рулевого;

- а если звук «Ш» слышится в конце слова – тогда груз размещаем в самом конце корабля – на корме. Обозначение проблемы. Ребята, посмотрите один ящик пустой, как вы думаете, почему?

 Наверное, нужно придумать название предмета со звуком Ш.

А давайте, поиграем с нашими ящиками – картинками, запоминайте какие ящики тут стоят, один ящик я уберу, а вы назовёте, какого не стало. Педагог хвалит детей.

Подходят к столу, на котором стоит корабль с кубиками-ящиками

Дети: Да, красивый корабль, большой

Смотрят на ящики, называют картинки:  штурвал, мешок, шлюпка, ковш, пушка и штурман

В словах шоколад, штурвал, шлюпка – звук Ш стоит вначале слова

В слове пушка – в середине

А в слове ковш – в конце слова

Придумывают названия предметов со звуком Ш.

Дети запоминают предметы, изображённые на ящиках, закрывают глаза, а затем называют пропавший предмет.

Определение места звука в слове (начало, середина, конец), развитие фонематического слуха. Игровые технологии.

.

7. Упражнение «На шлюпке».

 Предлагаю прокатиться на шлюпке. Мы находимся в море,  уже виден противоположный берег. Давайте доберемся до него на наших шлюпках.

 

А теперь мы вдвоём,                   Дружно в шлюпочке плывем.              

Весла в руки мы берем,                  

Быстро к берегу гребём.

Дети садятся на ковер парно, изображая гребцов, произносят стихотворение, сопровождая его движениями

 Держатся за руки, изображая, как  шлюпка качается на волнах

Работают руками, как  веслами

Развитие общей моторики. Здоровьесберегающие технологии

8. Упражнение «Шифровальщики»

Педагог: Из штаба прислали какое – то сообщение.  Посмотрите, это зашифрованное письмо.

 С этим письмом что-то не так, тут ничего непонятно          (Зачёркнутые буквы Ш).

Тут ещё и кубик, какой- то прилагается (на кубике написаны слоги)

На картинке спрятались буквы Ш. Дети ищут букву и обводят её.

Дети бросают по очереди кубик и читают слоги

Развитие умения видеть перечёркнутые буквы, изображённые на листке бумаги.

9. Закрепление графического образа буквы Ш

 Нам, на берегу нужно оставить знак, что его посетили моряки. Давайте выложим букву Ш

Посмотрите, тут есть разный материал, из которого можно её выложить.

Дети выкладывают с помощью различного материала букву Ш

Дети выбирают материал и выкладывают из него букву Ш

Развитие зрительного праксиса. Наглядные, практические методы,.

Развитие первоначальных навыков к обучению грамоте с помощью конструирования из различного материала.

11. Рефлексия.

Ребята, что вам понравилось на занятии? Что мы делали сегодня? Кем вы были сегодня?

- Моряками

- выкладывать из камешков букву

- отгадывать шифр

- слушать звуки транспорта…..

Активизация ВПФ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация-практикум для родителей детей, посещающих старшую группу компенсирующей направленности. На тему: «Автоматизация звуков в условиях семьи».

Очень важно, чтобы вы родители не только обратили внимание на особенности развития своего ребенка, но и сумели принять их. «Что значит принять?» - спросите вы. Принять – это сказать ...

Конспект индивидуального логопедического занятия (старшая группа компенсирующей направленности) "Автоматизация звука [C] в прямых слогах"

В данном конспекте индивидуального логопедического занятия даны приемы автоматизации звука [C] в прямых слогах...

Конспект индивидуального логопедического занятия (старшая группа компенсирующей направленности) "Автоматизация звука [C’]"

В данном конспекте индивидуального логопедического занятия даны приемы автоматизации звука [C’]...

Конспект индивидуального логопедического занятия (старшая группа компенсирующей направленности) "Автоматизация звука [Л]"

Конспект индивидуального логопедического занятия содержит приемы автоматизации звука [Л]...

Конспект совместной непосредственно - образовательной деятельности учителя-логопеда и воспитателя для детей старшей группы компенсирующей направленности Тема «Весна. Автоматизация звука «С» в словах и предложениях»

Конспект совместной непосредственно - образовательной деятельностиучителя-логопеда и воспитателя для детей старшей группы компенсирующей направленностиТема «Весна. Автоматизация звука «С&r...

Конспект в старшей группе компенсирующей направленности на тему автоматизация звука р

Автоматизация звука р в старшей группе компенсирующей направленности...

Квест - игра по пожарной безопасности для воспитанников старшей группы компенсирующей направленности "Юные пожарные"

Квест- игра  по пожарной безопасности. Тема: Юные пожарные.Цель: Закрепить знания воспитанникам в игровой форме о работе пожарных, о причинах возникновения пожаров и правилах поведения при п...