Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа познавательной направленности «ТРИЗОРИК» для детей группы компенсирующей направленности с ТНР 6-7 лет
рабочая программа по логопедии (подготовительная группа)
В современном образовании остро стоит задача воспитания творческой личности, подготовленной к стабильному решению нестандартных задач в различных областях деятельности.
Цель ТРИЗ педагогики – не просто развить фантазию детей, а научить мыслить системно, с пониманием происходящих процессов, воспитанию у детей качеств творческой личности, способной понимать единство и противоречие окружающего мира, решать свои маленькие проблемы.
Исходным положением концепции ТРИЗ по отношению к дошкольнику является принцип природосообразности обучения. Обучая ребенка, педагог должен идти от его природы. А также положение Л. С. Выготского о том, что дошкольник принимает программу обучения в той мере, в какой она становится его собственной.
Программа ТРИЗ для дошкольников – это программа коллективных игр и занятий. Детей учат выявлять противоречивые свойства предметов, явлений и разрешать эти противоречия.
Разрешение противоречий – ключ к творческому мышлению.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 1 «Чебурашка»
Принято на заседании Педагогического совета Протокол № от «___» августа 2024г. | УТВЕРЖДЕНО приказом заведующего МБДОУ «Детский сад № 1 «Чебурашка» от «__» августа 2024г. № |
Дополнительная общеобразовательная
общеразвивающая программа
познавательной направленности
«ТРИЗОРИК»
для детей группы компенсирующей направленности с ТНР
6-7 лет
(срок реализации: 1 год)
Составитель:
Воспитатель Пересыпкина Надежда Николаевна
Усть-Илимск
2024г.
Содержание:
| 3 |
1.1.Пояснительная записка | 3 |
1.2. Цель и задачи общеразвивающей программы | 5 |
1.3.Содержание программы | 5 |
1.4. Планируемые результаты | 6 |
| 7 |
2.1. Условия реализации программы | 7 |
2.2.Формы аттестации/контроля и оценочные материалы | 11 |
| 15 |
- Комплекс организационно-педагогических условий
- Пояснительная записка
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «ТРИЗОРИК»- предусматривает использование игр по ТРИЗ в совместной образовательной деятельности детей и воспитателя в рамках календарно – тематического планирования» (далее Программа) составлена на основе программ «ТРИЗ в детском саду» для детей группы компенсирующей направленности с ТНР (авторы С. И.Гин) и с учетом основной общеобразовательной программы детского сада «От рождения до школы» (авторы Н. Е. Веракса).
Направленность программы:
Программа познавательной направленности
Актуальность:
В современном образовании остро стоит задача воспитания творческой личности, подготовленной к стабильному решению нестандартных задач в различных областях деятельности.
Цель ТРИЗ педагогики – не просто развить фантазию детей, а научить мыслить системно, с пониманием происходящих процессов, воспитанию у детей качеств творческой личности, способной понимать единство и противоречие окружающего мира, решать свои маленькие проблемы.
Исходным положением концепции ТРИЗ по отношению к дошкольнику является принцип природосообразности обучения. Обучая ребенка, педагог должен идти от его природы. А также положение Л. С. Выготского о том, что дошкольник принимает программу обучения в той мере, в какой она становится его собственной.
Программа ТРИЗ для дошкольников – это программа коллективных игр и занятий. Детей учат выявлять противоречивые свойства предметов, явлений и разрешать эти противоречия.
Разрешение противоречий – ключ к творческому мышлению.
Отличительные особенности Программы состоят в том, что методы ТРИЗ, которые используются в совместной деятельности детей и педагога в форме дидактических, подвижных и сюжетно – ролевых игр, а также в форме свободного общения и диалогов, позволяют обучать детей технологии творчества.
В процессе овладения инструментами теории решения изобретательских задач приобретаются не только навыки решения творческих задач, но и начинают формироваться черты творческой личности.
Программа способствует расширению и дополнению возможностей основной программы, увеличению ее эффективности.
Адресат Программы: Занятия проводятся с группой (15) детей 6-7 лет, посещающих группу компенсирующей направленности.
Возрастные особенности:
В шесть лет познавательное развитие ребенка переходит на другую ступень, более высокую и качественно отличную от предыдущей. Это вызвано физиологическими и психологическими изменениями в общем развитии ребенка.
В возрасте 6 лет можно выделить 4 основных направления познавательной активности детей:
Знакомство с предметами, явлениями, событиями, находящимися за пределами непосредственного восприятия и опыта детей;
Установление связей и зависимостей между предметами, явлениями и событиями, приводящих к появлению в сознании ребенка целостной системы представлений;
Удовлетворение первых проявлений избирательных интересов детей;
Формирование положительного отношения к окружающему миру.
Достигнутый к шести годам уровень психического развития позволяет ребенку сделать еще один очень важный шаг в познавательном развитии – дети шести лет активно стремятся упорядочить накопленные представления об окружающем мире. Это – сложное занятие для маленького ребенка, но очень приятное и интересное.
Более того, он испытывает постоянное неосознанное желание разобрать «завалы» полученных сведений о мире, навести в них «смысловой» порядок. В этом ему большую помощь оказывают взрослые. Ребенок начинает находить в окружающей действительности, выстраивать элементарные связи в зависимости между отдельными событиями, явлениями, предметами ближайшего окружения, которые в основном уже находятся в опыте ребенка.
Видны и индивидуальные различия в том, что больше влечет, притягивает ребенка в окружающем мире. Так, например, два малыша с увлечением роются в земле. Один – чтобы пополнить свою «коллекцию» красивыми камешками и стеклышками, а другой – в поисках жучков.
Все говорит о том, что у шестилетних детей начинает проявляться избирательное отношение к миру, выражающееся в более стойком, направленном интересе к отдельным объектам или явлениям.
Режим занятий: реализация программы происходит в условиях совместной образовательной деятельности детей и воспитателя в течении дня.
Объем программы: 72ч.
Срок освоения программы: 1 год.
Уровневость общеразвивающей программы: стартовый уровень
Форма обучения: индивидуально-групповая
Виды занятий: игры (подвижные, дидактические, сюжетно-ролевые), свободное общение, диалоги, наблюдения.
Формы подведения результатов: оценивание результатов осуществляется как на каждом занятии (похвала за инициативу и т.п.), так и на итоговых (статистическая обработка результатов).
- Цель и задачи программы
Цель: развитие познавательно – творческих способностей детей в игровой форме.
Задачи программы:
Обучающие:
- Обучать выделению противоречий в различных жизненных ситуациях;
- Знакомить детей с неживой природой через методику «маленьких человечков»;
- Формировать познавательную активность, умение решать творческие задачи.
- Формировать навыки речевой творческой деятельности – создание образных характеристик объектов (сравнения, метафоры, рифмованные тексты).
Развивающие:
- Развивать творческое воображение и мышление;
- Развить умение свободно и ясно выражать свои мысли, отстаивать свою точку зрения;
- Развивать эмоционально-волевую сферу;
- Развивать коммуникативные навыки.
Воспитательные:
- Воспитание эмпатии, организованности, самостоятельности, аккуратности.
- Формирование культуры общения.
- Содержание программы
Учебный (тематический) план
№ п/п | Название раздела, темы | Количество часов | Форма аттестации/ контроля | |||
всего | теория | практика | ||||
1. | Мониторинг | 4 | 4 | Наблюдение, игровая ситуация | ||
2. | Противоречия | 23 | 7 | 16 | Игровая ситуация, беседа | |
3. | Система | 23 | 7 | 16 | Игровая ситуация, беседа | |
4. | Метод маленьких человечков | 12 | 2 | 10 | Игровая ситуация, беседа, экспериментальная деятельность | |
5. | Сочинение загадок | 10 | 5 | 5 | Игровая ситуация, беседа | |
72 | 21 | 51 |
Содержание учебного (тематического) плана
1. Противоречия
Теория: Противоречия в предметах, погоде, ситуациях, размере, количестве;
Практика: игры: «Разбежались», «Солнышко и дождик», «Осень и лето», «Пинг –понг», «Большой, маленький», «Карлики и великаны», «Много –мало». «Числовая да- нет-ка», «Скажи наоборот»
2.Система
Теория: Система дерево, система салат, система дом, система растение, система зима, система человек, подсистемы матрешки.
Практика: ДИ «Назови целое по его частям», СРИ «Почта», СРИ «Готовим фруктовый салат», конструирование –игра «Строим дом», ДИ «Найди одинаковые части», «Найди отличительные признаки», «Дорисуй картинку», игра «Что общего?», «Кто больше?», «Собери робота», «Руки, ноги, голова», «Дед мороз», «Перепутанка», ДИ «Собери матрешку», «Конструктор», « Загадки».
3.Метод маленьких человечков
Теория: Кто такие маленькие человечки? твердые человечки, жидкие человечки, газообразные человечки, взаимосвязь в предметах всех человечков.
Практика: Игры: «Где мы были мы не скажем, а что делали покажем…», «Мы –маленькие человечки», «Кубик», «Компот».
4. Сочинение загадок
Теория: Алгоритм составления загадок
Практика: игры: «Волшебный мешочек», «Угадай на вкус», «Угадай, кто позвал», «Узнай меня».
- Планируемые результаты:
метапредметные результаты:
- у ребенка обогащается круг представлений, расширяется кругозор
- ребенок аргументированно, убедительно и дружелюбно отстаивает свою позицию;
- у ребенка развито творческое воображение
- речь становится разнообразной и логичной, увеличивается словарный запас;
личностные результаты:
- ребенок способен к принятию собственных решений,
опираясь на свои представления и умения;
- ребенок проявляет самостоятельность, инициативу, настойчивость в достижении цели;
- способен преодолевать застенчивость, замкнутость, робость
- ребенок имеет навыки социально - коммуникативного общения.
предметные результаты:
- владеет основными способами познания, имеет некоторый опыт деятельности и запас представлений об окружающем; с помощью воспитателя активно включается в деятельность экспериментирования.
- отличается высокой активностью и любознательностью. Задает много вопросов поискового характера: «Почему?», «Зачем?», «Для чего?», стремится установить связи и зависимости в природе, социальном мире.
- В процессе совместной исследовательской деятельности активно познает и называет свойства и качества предметов, особенности объектов природы, обследовательские действия. Объединяет предметы и объекты в видовые категории с указанием характерных признаков.
- ребенок осуществляет логические операции сравнения, анализа, обобщения, эффективно и нестандартно решать жизненные проблемы;
- Комплекс организационно-педагогических условий
2.1. Условия реализации программы:
материально-техническое обеспечение:
Программа реализуется: в групповом помещении, на участке, в учебных кабинетах ОУ
Комната «Развивай - ка»;
Столы, стулья (для всех детей);
Телевизор;
Средства обучения:
- предметные картинки;
-комплекты дидактических пособий;
- игровые пособия для проведения подвижных , сюжетно –ролевых и творческих игр;
информационное обеспечение:
Королева О.В., Мультимедийное пособие «Играем с признаками».
Мультимедийные презентации
кадровое обеспечение:
ФИО | должность | образование | стаж |
Козлова С.Н. | воспитатель | высшее |
|
ИЛИ
Реализовывать программу может педагог, имеющий среднее специальное или высшее педагогическое образование, обладающий достаточными знаниями и опытом практической
работы с дошкольниками и получивший дополнительное образование (курсы повышения квалификации) в области ТРИЗ.
методические материалы:
Владимирова Т.В., Методика ознакомления дошкольников с явлениями неживой природы «Шаг в неизвестность».
Гин А. А., Задачки-сказки от кота Потряскина.
Гин С.И., Методическое пособие для педагогов дошкольных учреждений. Занятия по ТРИЗ в детском саду.
Измайлова Е.И., Методическое пособие по развитию мышления и речи старших дошкольников «Учимся думать и запоминать (Технология ТРИЗ)».
Сидорчук Т.А., Методический комплекс по освоению детьми способов познания «Я познаю мир».
Сидорчук Т.А., Сборник методических материалов «Лучик нового».
Краткое описание общей методики работы
Обучая ребенка, педагог должен идти от его природы. А также положение Л. С. Выготского о том, что дошкольник принимает программу обучения в той мере, в какой она становится его собственной. Программа ТРИЗ для дошкольников – это программа коллективных игр и занятий. Детей учат выявлять противоречивые свойства предметов, явлений и разрешать эти противоречия. Разрешение противоречий – ключ к творческому мышлению. Основным средством работы с детьми является педагогический поиск. Педагог не должен давать детям готовые знания, 4 раскрывать перед ними истину, он должен учить ее находить. Ведь основная задача использования ТРИЗ-технологии в дошкольном возрасте — это привить ребенку радость творческих открытий.
Описание используемых методик и технологий
Противоречия
1. Игра «Хорошо-плохо»
Игра «Хорошо-плохо» заставляет дошкольника постоянно находить в одном и том же предмете, действии плохие и хорошие стороны. Такая игра постепенно подводит детей к пониманию противоречий в окружающем мире.
Игра «Хорошо-плохо» проводится в несколько этапов.
I этап. Выбирается объект, который не вызывает у ребенка стойких ассоциаций, положительных или отрицательных эмоций. Такими объектами могут стать: карандаш, шкаф, книга, лампа и т. д. Всем играющим необходимо назвать хотя бы по одному разу, что в предлагаемом объекте «плохо», а что «хорошо»; что нравится и не нравится; что удобно и неудобно и т. д.
2. Детям предлагаются для игры объекты или явления, вызывающие у ребенка стойкие положительные или отрицательные эмоции, что приводит к однозначной оценке: кукла - «хорошо», лекарство - «плохо» и т. д. В данном случае обсуждение идет в том же порядке, как и на I этапе, только взрослый должен помочь ребенку увидеть другую, хорошую или плохую сторону объекта или явления. (Игра « Белое и черное»)
3. Когда дети научатся выделять противоречивые свойства простых объектов и явлений, можно переходить к рассмотрению положительных и отрицательных качеств в зависимости от условий, в которые ставятся эти объекты и явления. ( «Я оптимист», « Я пессимист»)
4. Игра проводится с разделением группы детей на две команды. В ходе игры одна команда называет только положительные, а другая только отрицательные стороны объекта или явления, предложенного для обсуждения. ( Игра «Диспут», «Интервью»)
2. Прием «Противоположные значения».
Прием «Противоположные значения» - еще один инструмент ТРИЗ, позволяющий подвести детей к пониманию противоречий между предметами и явлениями окружающей действительности. Этот прием очень хорошо усваивается дошкольниками. ( Игра « Скажи наоборот», «Антонимы»)
Прием «Противоположные значения» - еще один инструмент ТРИЗ, позволяющий подвести детей к пониманию противоречий между предметами и явлениями окружающей действительности. Этот прием очень хорошо усваивается дошкольниками. ( Игра « Скажи наоборот», «Антонимы»)
Системный оператор
Использование приема ТРИЗ «Системный оператор» позволяет рассмотреть объект во времени и пространстве. Регулярное использование приема СО (Системный оператор) формирует у ребенка «навыки системного анализа, системное мышление, или многоэкранное мышление» (Г.С.Альтшуллер) Это очень важные навыки и стиль мышления: думая о будущем – значит не делать ошибок в настоящем, а думая о прошлом – не делать ошибок в будущем.
Основные понятия.
Система – это и есть наш рассматриваемый объект. Нужно понимать, что любой предмет, живое существо, природное или общественное явление – это система: обязательно состоит из частей, обязательно само является частью чего-то, обязательно каким-то образом функционирует (имеет свою функцию). При этом у каждой системы существует прошлое и будущее.
Подсистема – это часть системы, или элементы, составляющие ее (например, система: Машина, подсистема: колеса, кузов, руль, фары, сиденья, бампер и др.; система: Дождь, подсистема: туча, капли воды; система: Дерево, подсистема: корень, ствол, листья). Каждая из подсистем имеет свою функцию, без которой система существовать не может (Если засохнет корень, то дерево погибнет; если лишится веток, то не сможет цвести и плодоносить и т.д.)
Надсистема – это более крупная система, частью которой является рассматриваемая система. Надсистема может быть родовой (дерево может относиться к родовой классификации «растение») или по месту расположения (дерево может быть отнесено к лесу, саду, парку и т.п.)
Алгоритм работы над темой.
- Предлагаем ребенку объект – систему. Выявляем его функцию ,назначение
- Рассматриваем, выделяем подсистемы( части объекта)
- Определяем функции подсистем.
- Определяем надсистему.
Составление загадок
Одним из объектов изобретательства для дошкольников является загадка. На материале загадок можно решить множество методических проблем: от систематизации свойств предметов и явлений до построения моделей и развития ассоциативного мышления. Кроме того, сочинение загадок – это творчество, доступное даже 4 – 5 летним детям.
Алгоритм работы над темой.
- Начинаем со знакомства с помощниками – это «Волшебники» (анализаторы) «Я чувствую запах», «Я слышу звук», «Я пробую на вкус», «Я ощущаю лицом и руками», «Я вижу».
У человека пять органов чувств. Уточняем, какие признаки объектов могут быть «считаны» разными органами чувств.
- Составление загадок.
Для составления загадок предлагают детям три основных модели. Вывешиваю одну из табличек с изображением модели составления загадки и предлагает детям составить загадку про какой-либо объект.
Модель 1. Какой? Что бывает таким же?
Модель 2. Что делает? Что (кто) делает так же?
Модель 3. На что похоже? Чем отличается?
- Cамостоятельная работа дошкольника.
Для составления загадки выбирается объект. Далее, ребенок выбирает с помощью какого (или каких) «волшебника (ов)» он будет составлять загадку. Выбрав «волшебника», ребенок самостоятельно отбирает признаки. Признаки – символы выкладывает в левую часть таблицы. К каждому признаку подбирает определение, с правой частью таблицы работает без изменений, т.е. рисует образные характеристики по выбранным признакам.
Волшебник «Я вижу»: признаки цвета, формы, по рельефу (поверхности объекта).
Сравнения по цвету; по рельефу (поверхности объекта); по цвету. Затем ребенок дает образные сравнения по перечисленным значениям признаков и заполняет правые строчки таблицы. Получается загадка.
Педагог стимулирует детскую речевую активность, предлагает использовать яркие, образные сравнения. Сочинять сравнения, загадки и метафоры целесообразнее об объектах, которые имеют многоплановую характеристику и позволяют выбрать широкий круг других объектов для сравнения.
Метод маленьких человечков
Суть методики состоит в том, что дети представляют себе маленьких человечков, которые живут, действуют в окружающих предметах и явлениях. Игра в маленьких человечков развивает у детей внимание, наблюдательность, логическое мышление, сообразительность.
Алгоритм работы над темой.
Работа с детьми с применением метода ММЧ проводится в несколько этапов.
1. Педагог вместе с детьми выясняет, что явления и объекты бывают твердыми, жидкими, газообразными, что можно отнести к этим понятиям. Дети учатся обозначать камень, воду в стакане, пар или дым с помощью нескольких МЧ. Так, например, при моделировании стены дома маленькие человечки являются своеобразными «кирпичиками», а при моделировании дерева надо исходить из его образа (ствол, ветки).
2. Моделирование объектов и явлений, состоящие из сочетания разнообразных человечков: вода в аквариуме, чашка на блюдце и т. д.
4.Схематизация. Схема в отличие от механической модели позволяет показать взаимодействия окружающего мира и отдельно взятого маленького человечка, представляющего твердое, жидкое или газообразное состояние, с помощью определенных символов – математических знаков «+», «-». Таким образом, отпадает необходимость рисовать много маленьких человечков.
- Формы аттестации/контроля и оценочные материалы
Основным показателем уровня творческого мышления человека является умение работать с проблемными ситуациями (творческими задачами). Именно этот показатель является основным при определении качества педагогических воздействий, разработанных в
программе. Поэтому для проведения диагностики используется диагностический комплекс «Определение уровня способности детей 4 – 7 лет к работе с проблемными ситуациями», составленная Н.В. Хижняк, Н.М. Журавлевой под руководством к.п.н. Т.А. Сидорчук.
Диагностика сертифицирована и выдано авторское право (Регистрационный лист на авторское произведение № 09.07.2007 А 02 от 9 июля 07 выдан НОУ «Тольяттинский институт технического творчества и патентоведения»). Исследование по данной методике проводится два раза в год: входная диагностика в начале учебного года, итоговая диагностика в конце учебного года. По четырем показателям - гибкость, глубина, оригинальность и критичность - определяется уровень способностей
работы с проблемной ситуацией, который выражается в следующих значениях:
0 –1,2 балла – низкий уровень;
1,3 – 2,1 балла – средний уровень;
2,2 – 3 балла – высокий уровень способностей к решению проблем. Результаты диагностики каждой группы заносятся педагогом в протокол результатов диагностики уровня способности к решению проблем и доводятся до сведения родителей. Причем, результаты общегрупповые и рекомендации по итогам обследования (таблица № 2)
оглашаются на родительском собрании или групповой консультации, а результаты конкретного ребенка (таблица № 1) обсуждаются индивидуально с его родителями.
Рекомендуется проводить исследование два раза в год: в начале и в конце учебного года. Тексты проблемных ситуаций необходимо брать как реального, так и фантастического планов. Предъявленные ситуации на всех процедурах исследования должны быть понятны детям и по смыслу похожими, но конкретная сюжетная линия не должна повторяться.
Подбор творческих задач производит сам педагог при условии, что данные ситуации ранее не обсуждались.
Примеры творческих задач
Реальные ситуации:
1. Ситуация для вводной диагностики учащихся первого года обучения: «Ты попал в огромный магазин и там потерялся. Что будешь делать?».
2. Ситуация для итоговой диагностики учащихся первого года обучения: «На праздничной площади много людей. Родители потерялись. Что будешь делать?».
3. Ситуация для входной диагностики учащихся второго года обучения: «Ребята заблудились в лесу. Что им делать?».
4. Ситуация для итоговой диагностики учащихся второго года обучения: «С родителями поехал в другую страну и потерялся в большом городе. Языка не знаешь. Что будешь делать?».
Сказочные ситуации:
1. Ситуация для вводной диагностики учащихся первого года обучения: «Купили шапку девочке, а она спрыгивает с головы. Другой шапки нет, а надеть надо. Как в ней погулять?».
2. Ситуация для итоговой диагностики учащихся первого года обучения: «Мальчику подарили новую рубашку. Только он ее надевает – все части разлетаются в разные стороны. Другой рубашки нет. Как в ней пойти на улицу?».
3. Ситуация для входной диагностики учащихся второго года обучения: «Наступают холода. Тебе купили новые варежки. Как только ты до них дотрагиваешься – они убегают. Как в них пойти играть на улицу? Других варежек нет».
4. Ситуация для итоговой диагностики учащихся второго года обучения: «Тебе подарили портфель. Как только ты до него дотрагиваешься – все школьные принадлежности выскакивают. Как тебе пойти с этим портфелем в школу?».
Процедура обследования
Детям предлагаются две проблемные ситуации: реальная и фантастическая.
Обязательным условием исследования является выбор педагогом для всех детей одной и той же ситуации. При решении реальной задачи ребенок демонстрирует не только прагматичность ума и житейский опыт, но и способность к пониманию, принятию и решению проблемной
ситуации, актуальной для него. Таким образом проверяется умение работать с проблемной ситуацией в зоне актуального развития.
Вторая группа ситуаций (фантастических) направлена на выяснение уровня
воображения ребенка, сформированности диалектических мыслительных операций и может служить определением уровня опережающего развития.
1 этап обследования. Диагностика на гибкость, глубину и оригинальность проводится одновременно (количество детей должно совпадать с количеством взрослых). Ответы каждого ребенка записывались на отдельном листе одним взрослым.
2 этап обследования проводится в этот же день. Диагностика определения уровня критичности у ребенка осуществляется педагогом индивидуально с каждым дошкольником.
Предъявляется четыре варианта решения (вербально + схема) проблемной ситуации для реальной задачи и четыре – для фантастической. Ребенок выбирает из 4 вариантов тот, который считает лучшим.
Примеры вариантов решения творческих задач, которые предъявляются конкретному ребенку вербально и схематически.
Решения для реальной ситуации: «Ребята заблудились в лесу. Что им делать?».
1. Залезть детям на высокое дерево и посмотреть дорогу.
2. Сидеть и ждать на одном месте, когда найдут.
3. Кричать и звать на помощь.
4. Разбежаться в разные стороны для поиска дороги.
Решения для сказочной ситуации: «Купили шапку девочке, а она спрыгивает с головы. Другой шапки нет, а надеть надо. Как в ней погулять?».
1. Привязать шапку к голове шарфом.
2. Подождать, может, она устанет прыгать и тогда в ней идти гулять.
3. Вывернуть наизнанку, тогда она сама будет держаться на голове.
4. Ушить шапку, чтобы она была узкой и держалась на голове.
Обработка диагностических данных
Ответы детей обрабатываются следующим образом: напротив решения, высказанного ребенком, ставится название приема разрешения противоречий. В общей сложности (по Г.Альтшуллеру) приемов разрешения противоречий – 9 (во времени, в пространстве, в подсистеме, объединение с другой системой, на микроуровне, смена агрегатного состояния, наоборот, модель, по сравнению).
В реальной и фантастической ситуациях дети могли использовать от 4 до 6 приемов.
Обработка первого этапа обследования
Заполнение протокола начинается с внесения количественных показателей использования приема.
С помощью математических подсчетов определяется гибкость, глубина, оригинальность. Подсчет ведется, исходя из количества обследуемых детей и конкретных их ответов.
ГИБКОСТЬ.
Общее правило:
если ребенок использовал 1 прием - назначается 1 балл; 2 - 3 приема – 2 балла;
от 4 и более – 3 балла.
ГЛУБИНА.
Общее правило: степень овладения приемом, то есть сколько вариантов решений по одному приему дает 1 ребенок.
1 решение в конкретном приеме – 1 баллов;
2- 3 решения в одном или нескольких приемах – 2 балла;
4 и более решений в одном и более приемах – 3 балла.
ОРИГИНАЛЬНОСТЬ.
Общее правило: три балла назначается в том случае, если ребенок использовал прием, который указали от 1% до 10% детей группы;
два балла – если от 11% до 30% детей;
один балл – от 31 % до 50 % ;
ноль баллов – 51 % детей группы и выше – оригинальность отсутствует.
Обработка второго этапа обследования.
В этот же день (целесообразнее сразу после 1 этапа обследования) производится обследование каждого ребенка на критичность.
КРИТИЧНОСТЬ. Вниманию детей представляется четыре решения и предлагается выбрать идеальное – самое лучшее, не требующее больших ресурсов и времени.
Баллы назначаются по степени ранга: 3 балла – идеальное решение,
2 балла – близкое к идеальному, 1 балл – наиболее затратные по ресурсам, 0 баллов – по ресурсам времени, стоимости или размера самое неэффективное.
Например.
Количество баллов по выбранному решению для реальной ситуации: «Ребята заблудились в лесу. Что им делать?»
залезть детям на высокое дерево и посмотреть дорогу – 1 балл;
сидеть и ждать на одном месте, когда найдут – 2 балла;
кричать и звать на помощь – 3 балла;
разбежаться в разные стороны для поиска дороги – 0 баллов.
Количество баллов по выбранному решению для сказочной ситуации: «Купили шапку девочке, а она спрыгивает с головы. Другой шапки нет, а надеть надо. Как в ней погулять?»
привязать шапку к голове шарфом – 2 балла;
подождать, может, она устанет прыгать и тогда в ней гулять - 0 баллов;
вывернуть наизнанку, тогда она сама будет держаться на голове – 3 балла;
ушить шапку, чтобы она была узкой и держалась на голове – 1 балл.
Ведется подсчет количества баллов по реальной ситуации и отдельно по фантастической. Сумма делится на 4 (по количеству показателей: гибкость, глубина, оригинальность и критичность). Определяется уровень способностей работы с проблемной ситуацией:
0 –1,2 балла – низкий уровень;
1,3 – 2,1 балла – средний уровень;
2,2 – 3 балла – высокий уровень способностей к решению проблем.
После проведения диагностических процедур педагогом заполняется протокол результатов диагностики уровня способности к решению проблем: таблица № 1 «Индивидуальные результаты» и таблица № 2 «Общегрупповые результаты» (см. ниже). По итогам диагностики педагог формулирует рекомендации по работе с группой на новый учебный год и дает индивидуальные рекомендации родителям по развитию творческого
мышления и воображения ребенка.
- Список литературы:
Для педагогов :
Альтшуллер Г.С. ТРИЗ – РТВ в ДОУ.
Страунинг А.М. Росток. Программа по ТИРЗ-РТВ для детей дошкольного возраста. Обнинск, 1995.
Владимирова Т.В. Шаг в неизвестность (Методика ознакомления дошкольников с явлениями неживой природы) / под ред. — Гуткович И. Я. — Ульяновск, 2001.
Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. М.,1991.
Гин А.А. «Да» и «нет» говорите… Педагогика+ТРИЗ. Гомель, 1997. Вып.2
Гин С. И. Методическое пособие для педагогов дошкольных учреждений «Занятия по ТРИЗ в детском саду».- Издательство: ИВЦ Минфина, 2007.
Мурашковская И.Н. Игры для занятий ТРИЗ с детьми младшего возраста «Педагогика+ТРИЗ». Гомель, 1997.
Савенков А.И., Методика исследовательского обучения дошкольников. Издательство: Дом Федорова, 2010 г.
Сидорчук Т.А. Методика формирования у дошкольников классификационных навыков (Технология ТРИЗ) [Текст]/ Т.А. Сидорчук, С.В. Лелюх. — М.: Изд-во: Аркти, 2010.
Сидорчук Т.А. «Я познаю мир» Методический комплекс по освоению детьми способов познания.- Ульяновск, 2014.
Для родителей:
Гин А. А., Задачки-сказки от кота Потряскина, Издательство: Вита-Пресс, 2002.
«Золотой ключик» творческого мышления /Под ред. Т.А. Сидорчук, Челябинск, 2000.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная образовательная программа познавательно - образовательной направленности "Светофорик"
Предложенная программа – попытка показать на практике систему деятельности по обучению дошкольников основным правилам дорожного движения и воспитания у них привычек и поведения умелых и осторожн...

Дополнительная общеразвивающая программа познавательно- исследовательской деятельности «Почемучки»
Дети по природе своей исследователи. Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире традиционно рассматрива...

Дополнительная общеразвивающая программа познавательно-исследовательской направленности "Юный эколог"
Кружковая деятельность для детей средней группы...

Дополнительная образовательная программа познавательно - речевой направленности «Светофорик»
№ Содержание программы: 1.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА…………………………………………&helli...

Дополнительная общеобразовательная программа познавательной направленности «Разноцветные палочки» для детей 3-4 лет (Срок реализации программы – 1 год)
Ребенок по своей природе исследователь, экспериментатор. Его «почему? как? где?» порой ставят в тупик неискушенных взрослых. Существует множество способов предоставить детям возможность са...
Программа дополнительного образования "Волшебные палочки Кьюизенера" в старшей группы компенсирующей направленности для детей с ТНР
Программа дополнительного образования "Волшебные палочки Кьюизенера" в старшей группы компенсирующей направленности для детей с ТНР...

Программа по познавательному развитию для детей группы компенсирующей направленности от 3 до 7 лет (с нарушением слуха) Тема: "Развиваем-играя".
Программа содержит материал по окружающему миру и речевому развитию, т.к. дети с нарушением слуха, поступающие в специальное дошкольное учреждение, имеют крайне бедные представления об окружающих пред...