Программа по познавательному развитию для детей группы компенсирующей направленности от 3 до 7 лет (с нарушением слуха) Тема: "Развиваем-играя".
рабочая программа по коррекционной педагогике
Программа содержит материал по окружающему миру и речевому развитию, т.к. дети с нарушением слуха, поступающие в специальное дошкольное учреждение, имеют крайне бедные представления об окружающих предметах и явлениях. Главное направление программы - ознакомление детей с окружающей действительностью и формирование на этой основе словесной речи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programm_razvivaem_igraya.docx | 372.97 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение
«Детский сад № 169»
Программа
по познавательному развитию
для детей группы компенсирующей направленности от 3 до 7 лет
Тема: «Развиваем-играя».
воспитатель:
Ткаченко Н. Н.
Содержание
I. Пояснительная записка
Паспорт программы.
Актуальность программы, обоснование ее необходимости и новизны
Цели и задачи программы.
II. Теоретическое обоснование программы
Основные подходы, идеи, принципы, лежащие в основе программы, их обоснование.
Характеристика возрастных психологических особенностей детей.
III. Содержательный модуль
Тематическое планирование.
Отражение видов деятельности.
Отражение дифференциации и индивидуализации обучения.
Отражение межпредметных связей.
Перечень пособий.
Словарь терминов.
Список литературы для педагогов.
IV. Методический модуль
Описание методов, приемов, форм обучения.
Ожидаемые педагогические результаты.
Система обратной связи.
Результаты работы.
I. Пояснительная записка
#1055;аспорт программы.
Программа предназначена для детей с нарушением слуха дошкольного возраста от 3 до 5 лет, воспитывающихся в детских садах комбинированного вида (с группами детей с нарушением слуха). Программа рассчитана на 2 года обучения. Занятия проводятся 2 раза в неделю, продолжительностью 15-20 минут. 1 группу компенсирующей направленности, в которой я работаю, посещают 8 детей. Возраст детей различен. Диагноз заболевания детей: двусторонняя сенсоневральная тугоухость 3-4 степени.
Программа содержит материал по окружающему миру и речевому развитию, т.к. дети с нарушением слуха, поступающие в специальное дошкольное учреждение, имеют крайне бедные представления об окружающих предметах и явлениях.
Главное направление программы - ознакомление детей с окружающей действительностью и формирование на этой основе словесной речи. Программа по окружающему миру предусматривает постепенное усложнение содержания работы данного раздела. Весь материал сгруппирован тематически (25 тем). Темы повторяются и усложняются по мере чередования событий в жизни детей, увеличения объема сезонных наблюдений. К каждой теме в соответствии с возрастом детей подобрана дидактическая игра, в процессе которой дети правильно полно и точно воспринимают предметы, их свойства и отношения: происходит закрепление словаря и формируется потребность в общении.
Курс обучения является накопительным материалом моего педагогического опыта. Программа проходила апробацию в МДОАУ № 169 и получила положительную оценку со стороны коллег и родителей.
Актуальность программы, обоснование ее необходимости и новизны.
Программа направлена на проведение целенаправленной работы по ознакомлению с внешним видом, строением, способами использования и сферой функционирования самых необходимых в жизни человека предметов, а также с условиями существования самого человека и животных.
Дети, поступающие в специальное дошкольное учреждение, не только не могут назвать предметы и явления, обозначить словом, но плохо выделяют их из группы разнородных предметов, с трудом узнают в изменившейся ситуации, не различают предметы по функциональному назначению, не всегда могут соотнести реальный предмет с его изображением.
Вот почему необходимо специально знакомить детей с нарушением слуха с миром вещей, окружающих человека. Видя актуальность и необходимость данной программы, у меня появилось желание обобщить, объединить накопившийся материал по окружающему миру посредством дидактической игры.
Хочу отметить положительное влияние дидактической игры, как средства речевого развития детей.
Новизна программы заключается в разработке и систематизации накопленного материала в разделе «Окружающий мир» и «Игра».
Я считаю, что значимость моей работы заключается в том, что она дает возможность активного познания окружающего мира ребенком и стимулирует развитие и обогащение его речи.
Цели и задачи программы.
Анализируя вышесказанное, я поставила перед собой цель: разработать и внедрить в практику систему занятий по окружающему миру с включением дидактической игры, способствующей познавательному развитию глухих детей и приобщению их ко всему, что доступно для овладения их слышащим сверстникам. Данная цель определяет
направления моей работы:
- изучить современные достижения в области отечественной и зарубежной сурдопедагогики по данной проблеме с целью создания банка информации;
- разработать систему занятий по формированию и речевому развитию для детей с нарушенным слухом 3-5 лет;
- провести реконструкцию предметно-развивающей среды в целях создания условий для реализации данной системы.
Работая по данным направлениям, я. предполагаю решение задач в работе с детьми.
Задачи:
- организовать специальную коррекционно-воспитательную работу с учетом структуры дефекта и индивидуальных особенностей детей;
- формировать позицию по отношению к окружающему миру;
- систематизировать и группировать объекты по признакам;
- создать условия для познавательной деятельности и самостоятельной поисковой активности;
- содействовать усвоению новых звуков, слов. Постепенное усложнение обучающих задач, расширение словаря;
- осуществлять коррекцию аномального развития, определение формы дальнейшего обучения.
П. Теоретическое обоснование программы
Основные подходы, идеи, принципы, лежащие в основе программы, их обоснование.
В обучении языку детей с нарушением слуха в настоящее время используется коммуникативно-деятельностная система, сущность которой заключается в формировании речи как средства общения. Теоретические и методологические основы коммуникативной системы были разработаны и подтверждены в 50-60 -е годы С.А. Зыковым и привели к созданию целостной дидактической системы обучения языку глухих детей. Осуществленные в рамках этой системы поиски и разработка новых подходов к развитию речи глухих детей были осуществлены Б.Д. Корсунской (1964). Дальнейшее развитие коммуникативно-деятельностной системы обучения языку глухих детей осуществила Л.П. Носкова (1982, 1992, 1993).
Нарушение слуха в раннем дошкольном возрасте оказывает особенно сильное влияние на последующее развитие ребенка. В сложной структуре развития ребенка со сниженным слухом наряду с первичным недостатком слухового анализатора отмечается своеобразие в формировании его речи и психических процессов. Отсутствие восприятия голоса и звучащей речи не создает предпосылок для последующего овладения речью без специальных занятий.
Основная задача моей работы с детьми с нарушением слуха - обеспечение всестороннего развития на основе коррекции имеющихся проблем. Реализация такой задачи предполагает социальное развитие детей, обеспечение высокого уровня познавательной деятельности, формирования речи, как средства общения и познания, личностное развитие ребенка.
Реализация этих направлений моей работы возможна в процессе длительной систематической работы, ориентированной на обогащение общего развития, приобщения ко всему, что доступно слышащим детям, коррекцию отклонений в развитии детей с нарушенным слухом. Эта работа составляет основу воспитания и обучения детей в различных видах деятельности, а в совокупности обеспечивает решение общеразвивающих задач.
Преодоление специфических недостатков, обусловленных снижением слуха, делает особо важным коррекционные задачи. Решение коррекционных и общеразвивающих задач обеспечит полноценное развитие ребенка со сниженным слухом.
В воспитании и обучении детей с нарушением слуха я использую систему дидактических принципов. Выделяю специфические принципы, которые определены с учетом особенностей развития детей с недостатками слуха, характером содержания работы с ними. (Н.И.Белова, Б.Д. Корсунская, Л.П. Носкова)
Хочу остановиться на основных принципах, которые положены в основу воспитания и обучения детей с нарушением слуха, которыми руководствуюсь в своей работе:
#1043;енетический принцип, основанный на учете последовательности возникновения и развития психических функций и новообразований в онтогенезе.
#1055;ринцип развивающего обучения, В основу содержания воспитания и обучения положены ориентация на здоровые силы ребенка и обеспечение соответствующего возрасту уровня психического развития.
3. Принцип коррекционной направленности воспитания и обучения предполагает индивидуально-дифференцированный подход к ребенку, построенный на учете структуры и выраженности нарушений ребенка, выявлении его потенциальных возможностей.
#1044;еятельностный принцип. Психическое развитие ребенка осуществляется в деятельности. Поэтому в содержании воспитания на разных этапах выделяются ведущие виды детской деятельности, определяется их развивающее и коррекционное значение, направленность на развитие человеческих способностей. Процесс развития и воспитания ребенка связан с предметной, игровой, изобразительной, конструктивной, трудовой деятельностью. Большое значение имеет деятельностный принцип в процессе развития речи (С.А.Зыков, Б.Д. Корсунская, Л.П. Носкова).
5. Принцип учета степени выраженности и структуры нарушения. Группа глухих детей характеризуется большой разнородностью по состоянию слуха, речи, уровня интеллектуального развития. Дифференцированный принцип предполагает учет структуры нарушений при организации воспитания и обучения детей с нарушениями слуха.
#1055;ринцип формирования речевого общения. Данный принцип предполагает обучения языку по принципу формирования речевого общения (Л.П. Носкова). Этот принцип связан с необходимостью формирования у ребенка потребности в речевом общении, овладением необходимыми речевыми средствами, создание слухоречевой среды, обеспечивающей возможности речевой практики в различных условиях.
#1055;ринцип развития слухового восприятия предполагает максимальное развитие остаточного слуха в процессе использования звукоусиливающей аппаратуры коллективного назначения и индивидуальных слуховых аппаратов, что является необходимым компонентом слухоречевой среды, организации, которой я отвожу важное значение для формирования речи и мотивированного общения. Формирование знаний о предметах и явлениях окружающей действительности является важным компонентом речевого развития детей с нарушением слуха. Отсюда и образуются
основные принципы, лежащие в основе построения образовательной программы:
- индивидуальный подход к формированию речи каждого ребенка с учетом структуры дефекта и индивидуальных психопедагогических его возможностей.
- тематический принцип организации занятий по окружающему миру и речевому развитию;
- дидактическая игра как средство для овладения пониманием и использованием речевых средств в реальных условиях коммуникации;
- системность обучения, усложнение обучающих задач, расширение словаря;
- обучение различным видам речевой деятельности (глобальное чтение, письменная речь, дактильная речь, устная речь).
Характеристика возрастных психологических особенностей детей
Темп физического развития на протяжении с 4 по 6 года жизни одинаков. Средняя прибавка в росте за год составляет 5-7 см. Средний рост девочек 4-х лет - 99,7 см, 5 - ти лет - 106,1 см. Также и у мальчиков, Масса тела кг, а в 5 лет - 17, 8 кг. Скелет ребенка отличается гибкостью, так как еще не закончил формироваться. Созревание опорно-двигательного аппарата зависит от наследственных факторов: питания, условий жизни, двигательной активности. Для формирования кости необходима пища содержащая соли кальция, фосфора, витаминов А, С и Д. К нарушению осанки предрасполагают перенесенные заболевания, нерациональная мебель, мягкая постель, нахождение ребенка длительное время в одной и той же позе. Необходимо развивать мускулатуру мышц пальцев, так как необходимо изучение дактильной азбуки в данном возрасте. Развивать можно, застегивая мелкие пуговицы, используя игры с конструктором, мозаикой, пользование
вилкой.
Потребность организма ребенка в кислороде возрастает с 3 до 5 лет на 40%. Происходит перестройка функций внешнего дыхания. У детей, находящихся в течение дня в помещении, снижается работоспособность, появляется раздражительность, плаксивость, снижается аппетит, становится тревожным сон. Поэтому важно, чтобы игры и сон проводились в хорошо проветренном помещении. Ребенок должен быть на воздухе не менее 3,5 часов.
Необходимо упражнять ребенка в беге, прыжках, так, как глубина дыхания при этом увеличивается. Важно не допускать утомления ребенка. Признаки утомления выражаются в покраснении или побледнении лица, учащенном дыхании, одышке, не координированных движениях.
У ребенка 4-5 лет продолжается процесс развития слуха. Барабанная перепонка ранима, окостенение слухового канала в височной кости не закончилось. Поэтому в полости уха может возникнуть воспалительный процесс.
При нарушении обычных условий жизни, при утомлении это проявляется в бурных эмоциональных реакциях и несоблюдении правил поведения. Бурные эмоции у ребенка, много движений свидетельствуют о том, что процесс возбуждения у него преобладает и может перейти в повышенную нервную возбудимость. Нервные процессы у ребенка 4-5 лет еще далеки от совершенства. Преобладает процесс возбуждения над торможением.
Необходимо спокойное педагогическое воздействие на ребенка, направленное на концентрацию нервных процессов.
Формирование психических процессов происходит в результате различной деятельности, в играх, при выполнении трудовых поручений, занятий.
Восприятие мира глухим ребенком осуществляется в условиях ограниченного речевого общения, при минимальной роли речи. Восприятие происходит в большей степени у детей 4-5 лет с помощью зрения, осязания, вибрации. Например, темп музыки. Дети прикладывают руку к пианино и определяют где марш, а где колыбельная, высокие и низкие звуки.
У глухого ребенка больше развито наглядно-действенное и наглядно- образное мышление. Например, ребенку была предложена игра «Вкладыши» геометрические фигуры. Сначала он пытается «втиснуть» в разрез вместо треугольника квадрат и т.п. И так, после нескольких проб и ошибок, задача решается практическим путем с помощью наглядно-действенного мышления. Ребенок 4-5 лет знаком с геометрическими фигурами. Он рассматривает отверстие и соответствующие фигуры, а затем размещает их. Ребенок воспринимает фигуру, производит в уме действия, запоминая форму, правильно выполняет задание. Эта задача решена с помощью образного мышления. Так происходит развитие мышления от наглядно-действенного к наглядно-образному и от него - к словесному.
Необходима большая, длительная коррекционная работа по овладению словесным мышлением, так как словарный запас глухого ребенка очень ограничен. Задача взрослых, окружающих глухого ребенка, расширять и закреплять ребенком слова, используя различные приемы и многократное повторение.
Глухой ребенок запоминает больше, что видел, чем играл, работал. Запоминает, что интересно, что связано с эмоциональным переживанием. У него сильнее развита зрительная память. Например, подкладывая таблички в
индивидуальном альбоме к картинкам с ориентиром на подписи - названия. Задание выполняет очень быстро. А если предложить ему альбом товарища с той же темой картинок, но другого цвета, ребенок будет испытывать временное затруднение в выполнении задания.
Взрослым необходимо развивать память ребенка. Так как ему нужно запомнить большой объем слов и использовать эти слова в общении.
Внимание глухого ребенка более устойчивое, чем слышащего. Он смотрит на говорящего или обращающегося к нему взрослого, корректирует внимание, прислушивается к звукам. Это происходит постоянно, потому что ребенок хочет понять, что нужно взрослому.
III. Содержательный модуль
Тематическое планирование
Количество занятий в год | 2-3 года Название тем | Количество занятий в год | 4-5 лет Название тем |
2 | Помещения группы | 2 | Помещения детского сада |
4 | Игрушки | 5 | Игрушки |
4 | Фрукты | 2 | Продукты питания |
4 2 | Овощи Продукты питания | 7 2 | Овощи и фрукты Части тела |
4 | Имена детей. Семья | 2 | Семья. Имена детей |
3 | Животные | 5 | Животные |
2 | Растения | 1 | Растения |
4 | Сезонные явления. Погода | 2 | Посуда |
3 | Объекты неживой природы | 1 | Мебель |
4 | Посуда | 3 | Времена года |
2 | Одежда | 3 | Учебные принадлежности |
2 | Обувь | 3 | Транспорт |
4 | Мебель | 1 | Участок и игровая площадка |
5 | Знакомые лица, люди | 2 | Предметы гигиены |
3 | Транспорт | 3 | Праздники и развлечения |
4 | Части тела | 2 | Магазин и рынок |
4 | Учебное оборудование | 2 | Жилище и его убранство |
2 | Игровая площадка | 4 | Цвет, форма, величина |
5 | Профессии людей | ||
3 | Одежда и обувь | ||
60 | 60 |
Дидактические игры
по речевому развитию и окружающему миру для детей с 2-5 лет.
1. «Парные картинки» (Овощи, одежда, посуда)
2. «Сложи картинку из частей»
3. Посмотри и назови»
4. «Помоги маме»
5. «Что надевает девочка (мальчик)?»
6. «Что нужно зимой (летом)?»
7. «Подбери предметы по смыслу»
8. Лото «Все работы хороши»
9. «Кто где живет?»
;Размести предметы там, где они должны находиться»
;Что это? Кто это?»
;Лото - малышам «Домашние животные»
;Домино» (Овощи, фрукты)
;Соотнеси картинки и слова»
;Найди свою маму»
;Назови животных»
;Времена года»
;Кто как кричит?»
;Что это? Чего нет?»
20,Назови мебель»
21 .«Что изменилось?»
;Чудесный мешочек»
23. «Сложи куклу»
;Сложи цветок»
Количество занятий | ||||
В неделю | I квартал | II квартал | III квартал | В год |
1 | 12 | 12 | 12 | 36 |
33. Отражение дифференциации и индивидуализации обучения
Принципы и методы психолого-педагогического изучения детей с нарушением слуха отражены в работах А.А. Венгер, Г.Л. Выгодской, Э.И. Леонгард (1972).
Свою специальную коррекционно-воспитательную работу я строю обязательно с учетом структуры дефекта и индивидуальных особенностей детей. Индивидуализация обучения красной нитью проходит в течение всего дня пребывания ребенка в детском саду. Перед собой я поставила задачи на реализацию индивидуализации и дифференциации обучения глухих детей :
- углубленное медико-психолого-педагогическое изучение детей с нарушением слуха;
- создание оптимальных условий для физического, познавательного, речевого, социального и личностного развития детей;
- индивидуально направленная коррекция нарушений в развитии воспитанников группы;
- определение формы дальнейшего обучения и подготовки детей к
школе.
Для правильной организации учебно-воспитательного процесса с детьми с нарушением слуха большое внимание я уделяю комплексному психолого- педагогическому обследованию каждого ребенка (см. литературу), анализ результатов позволяет всесторонне охарактеризовать его развитие, выявить проблемы и потенциальные возможности. Цель проведения комплексного психолого-педагогического обследования - выявление индивидуального уровня основных линий развития ребенка. Основные методы изучения:
1. Наблюдения за детьми в процессе их разнообразной деятельности.
2. Индивидуальное обследование.
B содержание обследования входят задания, направленные на выявление как актуального уровня развития ребенка (самостоятельное выполнение заданий), так и определение зоны его ближайшего развития (совместное выполнение задания с педагогом). Затем совместно с психологом, учителем-дефектологом мы составляем психолого-педагогическую характеристику ребенка с нарушением слуха. Далее мы разрабатываем индивидуально ориентированную программу коррекцинно-развивающей работы с ребенком, с учетом данных психолого-педагогического обследования. В результате становится реальным обеспечение индивидуализации процесса воспитания и обучения.
Отражение межпредметных связей
С целью улучшения освоения материала детьми я определила ведущую роль тематической взаимосвязи между разделами работы. При планировании работы по различным разделам, использую аналогичные темы в разных видах детской деятельности. Использование одних и тех же объектов на занятиях по окружающему миру, в игровой и продуктивной деятельности, как показал мой опыт, помогает детям лучше познакомиться с их свойствами, особенностями применения, а многократное повторение слов и фраз обеспечивает лучшее их понимание, подготавливает основу для дальнейшей работы по развитию речи.
Перечень пособий
- Альбомы времени года (зима, весна, лето, осень)
- Альбом «Дикие животные»
- Альбом «Домашние животные»
- Альбом «Профессии»
- Альбом с семейными фотографиями «Моя семья»
- Тематические книжки-малышки (игрушки, овощи, посуда, транспорт, мебель, одежда и др.)
- Адаптированные книги-сказки «Репка», «Колобок», «Теремок» и др.
- Тематические вертолины.
- Тематические перфокарты.
- Дактильная азбука.
- Тематические плакаты.
- Плакаты, таблички, содержащие печатные надписи названий предметов, признаков, действий, сообщений, вопросов, побуждений, заданий.
- Дидактические и развивающие игры.
- Настольные игры.
- Пособия для развития мелкой моторики.
Словарь терминов
Анамнез - совокупность сведений об условиях развития ребенка, возникновении и протекании болезни, получаемых в ходе обследования от самого обследуемого и его близких, с целью постановки и уточнения диагноза, определения коррекционных мероприятий.
Артикуляция - деятельность органов речи (губ, языка, мягкого неба, голосовых связок), связанная с произношением звуков речи и их сочетаний, составляющих слоги, слова.
Аудиограмма - графическое изображение на специальном бланке данных исследования слуха с помощью аудиометра.
Глобальное чтение - начальный этап обучения чтению детей с нарушениями слуха раннего и дошкольного возраста, в основе которого лежит целостное восприятие графических образов слов и предложений и соотнесение их с соответствующими предметами и явлениями.
Глухие дети (неслышащие) - дети с глубокими стойкими двусторонними нарушениями слуха, приобретенными в раннем детском или врожденными, не позволяющими овладеть речью без специального педагогического воздействия.
Дактилология - способ общения глухих людей между собой и со слышащими, владеющими дактилологией, при помощи ручной азбуки.
Коррекция - исправление каких-либо нарушений в развитии.
Отраженная речь - повторное произнесение слов, фраз вслед за кем-либо.
Подражание - непроизвольное или произвольное повторение чьих-либо действий, движений.
Речь - исторически сложившаяся форма общения людей посредством языка.
Слуховые аппараты - сложные электронные звукоусиливающие приборы индивидуального пользования. Индивидуальные слуховые аппараты усиливают звуковые сигналы, в том числе и речь, а также изменяют их динамические и частотные характеристики в соответствии со степенью и характером нарушения слуха.
Слухо-зрительное восприятие - восприятие устной речи посредством взаимосвязанной деятельности слухового и зрительного анализаторов. Сопряженная речь - одновременное произнесение слов или фраз двумя или несколькими лицами.
Тугоухость - стойкое понижение слуха, вызывающее затруднения в восприятии речи.
Устная речь - внешняя произносимая и воспринимаемая на слух речь. Устная речь может быть диалогической и монологической.
Фонетическая ритмика - прием работы по формированию и коррекции произношения, в основе которого лежит сочетание различных движений с произнесением определенного речевого материала.
Чтение с губ - зрительное восприятие устной речи по видимым движением речевых органов; частично возмещает ограниченную возможность слухового восприятия речи.
Список литературы для педагогов
1. Белова Н.И. Специальная дошкольная сурдопедагогика.- М., 1985.
2. Власова Т.М., Пфафенродт А.Н. Фонетическая ритмика. - М., 1998.
3. Воспитание дошкольника в семье: Вопросы теории и методики/ Под ред. Т.А. Марковой. ~М.5 1979.
4. Выгодский Л.С. Основные проблемы дефектологии// Собр. соч. : в 6 т.-М, 1983
5. Венгер А. А. Обучение глухих дошкольников изобразительной деятельности. М.: Просвещение, 1972.
6. Выгодская Г.Л. Обучение глухих дошкольников сюжетно-ролевым играм. -М.: Просвещение, 1975.
7. Головчиц Л.А. Дошкольная сурдопедагогика: Воспитание и обучение дошкольников с нарушениями слуха: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. - М: Гуманит. РОД. центр ВЛАДОС, 2001.
8. Головчиц Л.А. Игра в жизни детей с нарушениями слуха// Дошкольное воспитание аномальных детей/ Под ред. Л.П. Носковой. - М. 1993.
9. Зыков С.А. Методика обучения глухих детей языку.- М., Просвещение, 1977.
10. Исенина Е.И. Родителям о психическом развитии и поведении глухих детей первых лет жизни. - М., 1999.
11. Концепция дошкольного воспитания// Дошкольное образования в России: С б. действующих нормативно-правовых документов и научно-методических материалов. - МЦ 1996.
12. Катаева А.А., Стребелева Е.А. Дидактические игры и упражнения в обучении умственно отсталых дошкольников: Книга для учителя. - М.: «БУКМАСТЕР»' 1993.
13. Корсунская Б.Д. Воспитание глухого дошкольника в семье. - М., 1970.
14. Корсунская Б.Д. Методика обучения глухих дошкольников речи. - М., 1969.
15. Леонгард Э.И., Самсонова Е.Г. Развитие речи детей с нарушенным слухом в семье. - М., 1991.
16. Методические рекомендации к «Программе воспитания и обучения слабослышащих дошкольников со сложными (комплексными) нарушениями развития». - М.: УМИЦ «ГРАФ-ПРЕСС», 2006.
17. Носкова Л.П. Развитие речи детей с нарушениями слуха// Дошкольное воспитание аномальных детей/ 0;\ ЫУК/С/ У]сг]с1]ц/ - V/? 1993/
18. Основы дошкольной педагогики // Под ред. А.ВА. Запорожца, Т.А, Марковой. -М., 1980.
19. Программы для специальных дошкольных учреждений: Воспитание и
обучение глухих дошкольников. - М.5 1991.
20. Pау Ф.Ф. Устная речь глухих. - М., 1973.
21. Розанова Т.В. Особенности познавательной деятельности глухих детей старшего дошкольного возраста// Дефектология.- 1997. - №4.
22. Сурдопедагогика/ Под ред. М.И. Никитиной. - М.; Просвещение, 1989.
23. Сурдопедагогика: учебник для студентов высших педагогических учебных заведений/; под ред. Е.Г. Речицкой. - М.: Гуманит.изд. центр «ВЛАДОС», 2004.
IV. Методический модуль
Описание методов, приемов, форм обучения
Работая с детьми с нарушениями слуха, видя недостатки и особенности представлений детей об окружающем мире, я хочу выделить задачи моей работы по этой проблеме:
- формирование представлений об окружающих предметах и действиях с ними;
- формирования представления о жизни взрослых и детей, их взаимоотношениях;
- воспитание навыков социально-бытовой ориентировки;
- усвоение детьми норм и правил поведения в быту и общественных местах;
- развитие интереса и формирование представлений о явлениях природы, о мире животных и растений.
Многообразие задач воспитания и обучения детей, уровень сформированности их познавательной и речевой деятельности диктует необходимость использования разнообразных методов и приемов. В своей работе я руководствуюсь основными, так называемыми общими
группами методов:
- наглядные;
- словесные;
- практические;
- игровые.
Использую и специфические - которые применяю в определенных разделах работы.
Применяя наглядные методы и приемы обучения, я хочу выделить метод наблюдения, как основной метод воспитания и обучения детей с нарушением слуха. Я его использую и в повседневной жизни, на прогулках и экскурсиях, на занятиях, в играх, в разных видах детской деятельности.
В процессе наблюдения я формирую основные представления и знания детей об окружающем мире.
Кроме того, использую в работе демонстрацию предметов, картин, диафильмов и пр. В качестве распространенного методического приема применяю рассматривание картин для решения дидактических задач.
В разнообразных видах деятельности я использую выполнение действий с детьми по подражанию и по образцу, т.к. в основе этих приемов лежат процессы восприятия. Кроме того, подражание и образец активно помогают мне в работе по речевому развитию и формировании произносительных навыков.
С целью глубокого познания действительности я считаю, что детям необходимо не только наблюдать, но и практически действовать с предметами, выявлять их свойства и особенности, связи и отношения между ними.
К практическим методам относятся различные виды предметной и продуктивной деятельности, игры, элементарные опыты, моделирование. Особое значение на начальном этапе обучения я отвожу действиям с предметами, в процессе которых накапливается наглядный, чувственный опыт, что помогает усвоению значений соответствующих слов и выражений.
К практическим методам относится изобразительная и конструктивная деятельность, связанная с формированием практических умений и навыков - рисованием, лепкой, аппликацией, созданием построек.
Самым распространенным методом в обучении и воспитании детей является игровой. Его я использую на различных этапах занятия и для сообщения детям новой информации и для закрепления ее. Широко применяю дидактическую игру как метод и средство обучения. Использую ее для активизации закрепления усвоенных знаний.
Словесные методы занимают большое место в воспитании и обучении детей с нарушенным слухом, потому что их использование связано с организацией речевого общения с детьми. В своей работе я использую:
- словесные инструкции, которые предполагают понимание конструкций побудительного характера, связанных с организацией деятельности;
- беседы, которые являются самым распространенным методом, применяю на всех годах обучения. Дети на начальном этапе без помощи педагога не могут участвовать в беседе. Поэтому я учу их понимать простые вопросы и отвечать на них с помощью естественных жестов, указаний на предметы и таблички. Предлагаю детям в ходе беседы небольшое число ситуативных вопросов, понимание которых достигаю в связи с наличием соответствующих предметов и их изображений;
- чтение как метод обучения используется значительно шире, чем в группах детей общеразвивающей направленности, что связано с необходимостью раннего овладения глухими детьми письменной формой речи. На начальных этапах обучения используется глобальное чтение, а со средней группы аналитическое.
В течение всего дня пребывания ребенка в детском саду мною используется метод оценки действий, поступков, деятельности детей. Поддержание самостоятельности, активности, одобрение поступков ребенка выражаю в виде словесной оценки, подкрепляя ее ласковым взглядом, улыбкой, что имеет огромное значение для формирования личности глухого ребенка, становления правильной самооценки.
В своей работе использую общепринятые формы обучения: занятия фронтальные (с группой детей), с подгруппой детей и индивидуальные.
Хочется коротко остановиться на индивидуальных занятиях - как основной форме обучения детей с нарушением слуха. Индивидуальные занятия проводятся по различным разделам программы с использованием звукоусиливающей аппаратуры стационарного типа и индивидуальных аппаратов. Преимущество их заключается в том, что результативность подгрупповых или групповых занятий для некоторых детей с нарушением слуха невысока.
Помимо специально организованных занятий, занятия по окружающему миру я провожу в процессе прогулок, экскурсий, в режимных моментах, играх, свободной деятельности детей. Место проведения различно: на участке, в группе, в уголке природы (в зависимости от темы занятия), что повышает эмоциональное отношение к окружающему и изучаемому.
Проведение работы по окружающему миру, предполагает организацию в группе предметно-пространственной развивающей образовательной среды, наличие разнообразных предметов, пособий, игр, чему я уделяю огромное значение.
Создание речевой среды является важным условием активного познания окружающего мира.
Ожидаемые педагогические результаты
Недостатки и особенности представлений об окружающем особенно выражены у детей с нарушенным слухом в возрасте 3-5 лет, особенно на этапе поступления в детский сад. Позднее, под влиянием педагогического воздействия, различных социальных факторов их проявления заметно уменьшаются.
В настоящее время я работаю с группой детей 2-5 лет с нарушением слуха. На начальном этапе ознакомления детей с окружающим важнейшее значение приобретает формирование элементарных представлений о себе, других детях и взрослых, предметах, необходимых для жизни людей, окружающей природе.
Так как сложности поведения затрудняют установления контактов между детьми, важно ввести ребенка в мир сверстников и взрослых. Поэтому я уделяю внимание каждому ребенку, помогаю детям познакомиться, подружиться. Важно сформировать представления детей о предметах, с которыми ребенок постоянно действует. Чем богаче предметная деятельность ребенка, тем больше он видит, чем чаще мы взрослые привлекаем его внимание к различным объектам и явлениям, тем активнее ребенок в познании окружающего, тем полнее мотивация общения.
Я ставлю своей задачей пробудить у детей интерес к самим объектам, сформировать желание действовать с ними, узнавать их свойства в процессе наблюдения и практических действий, пробудить воспоминания о том, где и когда дети встречались с этими предметами.
На начальном этапе обучения особенно важно сформировать уважительное отношение друг к другу, желание помочь другому ребенку. Для этого я не прохожу мимо фактов проявления детьми заботы, внимания к другому ребенку, не забываю хвалить их.
В целях воспитания доброго внимательного отношения к сверстникам я использую конкретные примеры, обращаю внимание на положительные поступки, дополняя высказывания жестами, мимикой. Привлекаю ребенка к оказанию помощи сверстникам для формирования привычки заботиться друг о друге. Очень важно поддерживать потребность в положительной самооценке.
Кроме того, значительное внимание уделяется условиям жизни в семье: к членам семьи и их действиям, к предметам домашнего обихода (продукты питания, одежда, обувь и пр.). На этом этапе начинается формирование представлений о природе, животных, растениях, смене времен года, их признаках. В процессе работы по этой тематике я осуществляю элементарное экологическое воспитание детей с нарушением слуха.
На следующем этапе обучения происходит обогащение представлений детей о предметном мире, расширяются их знания о труде взрослых. Я использую простые фразы, уточняя тем самым действия взрослых, происходит обогащение словаря, который закрепляется в процессе игры. Дети знакомятся не только с жизнью в семье и в детском саду, но и с жизнью за стенами детского сада (транспорт, улица, магазин, парикмахерская), Беседы подкрепляю рассматриванием картин, отбора речевого материала.
В 4-5 лет дети должны уметь:
- называть предметы путем подкладывания к ним табличек с напечатанными словами или фразами (выбор таблички, приближенное устное проговаривание, устно-дактильное чтение);
- называть знакомые предметы в дидактической игре;
- самостоятельно выяснять названия предметов путем постановки
вопросов Кто это? Что это?
- складывать имена детей из разрезной азбуки, уметь писать имена, короткие названия предметов печатными буквами;
- описывать сюжетные картинки двумя-тремя фразами.
Система обратной связи
Успех в воспитании и обучении детей с нарушенным слухом в детском саду в значительной мере зависит от объединения усилий педагогов и родителей, от того, как родители понимают задачи работы с ребенком и могут участвовать в их решении.
Вопросам семейного воспитания в истории педагогики уделялось много внимания. В частности, В.А. Сухомлинский в своих работах, обращаясь к значимости семейного воспитания для полноценного развития ребенка, писал: «В дошкольные годы ребенок почти идентифицирует себя с семьей, открывая и утверждая себя и других людей преимущественно через суждения, оценку и поступки родителей». Желание родителей систематически заниматься воспитанием ребенка, участвовать в его обучении зависит от того, насколько мы - педагоги можем установить контакты личного и делового порядка, увлечь своим примером работы с детьми, в доступной форме объяснить и продемонстрировать методы и приемы работы по различным направлениям. Появление в семье физически или психически неполноценного ребенка связано со значительными переживаниями родителей и родственников. Нарушается взаимодействие родителей с родственниками, знакомыми, складываются неверные представления о больном ребенке, возможностях его лечения и воспитания.
Я хочу выделить несколько типов отношений родителей к глухому ребенку, которые наблюдаю за весь период моей работы с глухими детьми:
- полное принятие: родители понимают и принимают глухоту ребенка, ищут способы разрешения проблемы, относятся к ребенку с любовью и теплотой;
- сверхопека: родители освобождают ребенка от обязанностей, мера помощи значительно превышена, дети становятся несамостоятельными, зависимыми;
- нереалистическое отношение: родители отказываются признать, что их ребенок глухой, ставят перед ним сложные задачи. Ребенок начинает себя чувствовать одиноким и несчастным, т.к. не может соответствовать требованиям и отвергается близкими людьми;
- безразличие: родители избегают общения с ребенком, проявляют отсутствие попыток понять, полюбить его. Этот тип отношений наиболее опасен для развития ребенка.
В связи с вышеизложенным перед собой ставлю я основную цель совместной деятельности детского сада и семьи - включение родителей в систематическую активную коррекционную работу по воспитанию и образованию детей с нарушением слуха.
Задачи работы с родителями детей с нарушением слуха заключаются в следующем:
- формировать у родителей правильное понимание целей воспитания и обучения ребенка с нарушенным слухом;
- осуществлять совместную со специалистами детского сада работу по всестороннему развитию детей;
- оказание помощи родителям в осознании роли семьи в воспитании и развитии ребенка;
- распространять знания по различным направлениям педагогической деятельности, знакомить с приемами и методами коррекционной работы;
- изучить опыт семейного воспитания, распространять его среди родителей.
Цели и задачи, решаемые мною и коллегами детского сада, в процессе совместной деятельности с родителями, определяют особенности организации, содержание форм и методов ее проведения.
Формы организации работы, которые использую я в своей работе, достаточно разнообразны.
Только в тесном контакте с родителями, повышая их общую педагогическую культуру, можно добиться успехов в обучении и воспитании глухих детей, создании условий для их саморазвития и самореализации.
При этом одним из важнейших условий успешного воспитания в семье будет являться родительский оптимизм, уверенность родителей в том, что с помощью комплекса мер и правильного воспитания в семье можно повысить эффективность социализации и реабилитации ребенка с нарушением слуха.
Результаты работы
В начале работы я ставила перед собой цель: формирование и развитие речи детей с нарушением слуха посредством цикла дидактических игр, соответствующих развитию представлений об окружающем мире и усвоению необходимого речевого материала.
Работая по намеченным направлениям, я разработала цикл занятий по окружающему миру и дидактической игре с детьми 2-5 лет, который обеспечит, чувственное познание мира ребенком путем привлечения реальных предметов, разнообразного дидактического материала, тщательного подбора необходимых слов и фраз.
Разработала критерии оценки уровня овладения детьми знаниями, умениями, навыками по окружающему миру и дидактической игре. Мною была намечена индивидуальная помощь каждому ребенку: проведение индивидуальных занятий, подбор дидактических игр с учетом индивидуальных особенностей детей, использование разнообразного наглядного материала, пособий.
За время летнего оздоровительного периода, так как нет индивидуальных и фронтальных занятий, обрывается цепочка системного обучения. У детей по приходу в группу после длительного отсутствия теряются навыки работы с индивидуальными альбомами, забывается понятийный словарь, дети тяжело входят в ритм обучения.
Считаю, что данная программа доказывает целесообразность использования ее в воспитательно-образовательной работе и дает положительный результат.
Учебный процесс стал более продуктивным, качество его повысилось. Реализация Федеральных государственных образовательных Стандартов определяет необходимость разработки и проведения мониторинга, направленного на выявление качества дошкольного образования. С целью изучения качественных показателей достижения детей проходит педагогическая диагностика.
Для сбора диагностических данных я использую метод наблюдения. Дополняю наблюдения свободным общением с детьми, беседами, играми, рассматриванием картинок. Дидактические игры и упражнения ориентируют педагогов на анализ характера овладения «материалом» как отдельным ребенком, так и группой в целом. Полученные результаты позволяют наметить необходимые способы помощи отдельным детям по каждому разделу программы, проводить развивающие образовательные ситуации с опорой на знание индивидуальных возможностей каждого ребенка. Выявление особенностей освоения программы детьми помогает мне в анализе собственной работы.
Свой опыт работы я освещала на педагогических мероприятиях МДОАУ 169 для коллег. Дала практические открытые занятия для педагогов и родителей, студентов педагогического колледжа, готовила сообщение «Проведение развивающих игр с детьми с нарушением слуха» (из опыта работы). Разработала тематический проект «Животные», который был апробирован, и получил положительную оценку родителей и коллег.
Приложение к программе
Отражение видов деятельности. Объем занятий по окружающему миру, предложенный детям с использованием дидактической игры I квартал 2-5 лет.
Виды деятельности | Окружающий мир | Дидактические игры | ||
Тема | 2-3 года | 4-5 лет | 2-3 года | 4-5 лет |
Игрушки Программное содержание | Наблюдение за произвольными действиями педагога с натуральными предметами (обыгрывание игрушек, группировка предметов). Действия с педагогом и по подражанию. Глобальное чтение, подкладывание табличек к картинкам, предметам. | Развивать умение подкладывать таблички к знакомым игрушкам, находить игрушки среди других по предложенной табличке, расширять знания детей, развивать речь. Воспитывать бережное отношение к игрушкам, знание места их хранения. | «Найди пару». Учить узнавать знакомые предметы, их изображения, подбирать одинаковые. Развивать интерес к игре, воспитывать самостоятельность. «Разрезные картинки». Учить воссоздавать целый предмет из частей. Узнавать целостное изображение, находить предмет в окружающем. | «Что изменилось?» Развивать интерес к игрушкам, учить замечать изменения в ряду. Развивать внимание, память, воспитывать самостоятельность. «Подбери по цвету» Знакомить детей с различными свойствами предметов, учитывать их при выполнении игровых задач, умение узнавать, различать, соотносить по цвету. |
Овощи Программное содержание | Показ натуральных овощей, рассматривание их, различение по вкусовым качествам, сравнение сырых и вареных овощей, целых и измельченных. Экскурсия на огород и в магазин. Соотношение натуральных овощей с их изображениями. Подкладывание табличек, глобальное чтение. | Учить соотносить натуральные объекты и их изображения. Рассматривать картинки с изображением огорода. Подкладывание табличек, устно-дактильное чтение. Развивать речь, расширять знания детей. | «Чудесный мешочек» Учить детей узнавать предметы (овощи), обозначать их словом-табличкой. Способствовать приближенному произнесению слов. Развивать интерес к игре. «Парные картинки» | «Чего нет?» Закреплять названия овощей в игровой форме. Развивать внимание, зрительную память. Называть овощи с помощью табличек и в устно-дактильной форме. «Узнай на вкус» |
Фрукты Программное содержание | Показ и рассматривание натуральных предметов, различение их по вкусу, запаху, цвету, форме. Экскурсия в магазин. Соотношение натуральных предметов с их изображениями. Подкладывание табличек к натуральным фруктам и к картинкам, глобальное чтение. | Знакомить с фруктами и их изображениями. Закреплять умение подкладывать таблички. Различать фрукты по вкусу и цвету. Экскурсия в магазин и на рынок. Развивать речь, память. Рассмотреть картинку «Сад». | «Что у мишке в мешке?» Учить детей в игровой ситуации узнавать определенную группу предметов (фрукты). Расширять и закреплять знания детей, развивать интерес к игре. | «Угадай по вкусу» Учить детей узнавать фрукты по вкусу, подкладывать табличку-название к натуральному предмету. Вызвать положительные эмоции, развивать речь. |
Одежда Программное содержание | Рассматривание одежды в раздевальной комнате, знать свой шкаф, свои вещи, показ способов ухода за одеждой. Одевание и раздевание куклы. Глобальное чтение табличек, подкладывание к образцам одежды. | Закреплять понятия «надень», «сними», соотносить предметы одежды с картинками. Рассмотреть кукол в разной сезонной одежде. Развивать речь, расширять знания, развивать память, внимание. | «Разрезные картинки» «Сложи картинку из частей» (4 части) Учить детей воссоздавать целый предмет из частей. Узнавать целостное изображение, находить предметы одежды в окружающей обстановке. | «Одень куклу» Формировать умение осуществлять в игре логическую последовательность. Учить дактильному чтению названий предметов и действий. Формировать бережное отношение к кукле, заботу о ней. |
Обувь Программное содержание | Рассматривание обуви в раздевальной комнате. Знать личную обувь, находить свою среди другой. Показ способов ухода за обувью. Называть образцы обуви и производимые действия. Глобальное чтение табличек, подкладывание к образцам. | Показ и рассматривание обуви для взрослых и детей. Соотносить предметы обуви с их изображениями. Показ способов ухода и места хранения обуви. Расширять знания, развивать речь детей. | «Найди пару» Учить детей узнавать знакомые предметы (обувь), их изображения, подбирать одинаковые изображения. Развивать интерес к игре, воспитывать самостоятельность в решении задач. | «Определи, чья обувь?» Учить различать обувь (взрослая, детская), знать место ее хранения. Развивать речь, расширять знания. «Что нужно зимой, а что летом?» |
Части тела Программное содержание | Учить детей ухаживать за зубами, волосами, пользоваться мылом, водой, полотенцем, расческой. Знакомить с понятиями: руки, ноги. Находить по табличкам определенную часть тела на картинке, у себя. | Учить называть части тела, показывая на кукле и на себе. Соотносить таблички с частями тела. Отвечать на вопросы: Что это? Где рука, нога? Совершенствовать умение содержать свое тело в чистоте, воспитывать желание быть аккуратным. | «Парные картинки» «Что это?» В игровой форме знакомить детей с некоторыми частями тела, с предметами гигиены, необходимыми для поддержания своего тела в чистоте. Развивать интерес, желание заботиться о своем теле. | «Сложи куклу» «Сложи картинку из частей» (4 части). Учить детей воссоздавать целую куклу из частей, способствовать формированию целостного представления. Воспитывать волю, усидчивость, целеустремленность. |
Сведения о себе Программное содержание | Узнавать себя на фотографии, подкладывать табличку с именем. Находить табличку со своим именем среди других табличек. Устное приближенное проговаривание. Выяснение названия с помощью вопросов «Кто это?» «Где?» Составление своего имени из разрезной азбуки по образцу. | Способствовать усвоению необходимых сведений о себе. Учить понимать и отвечать на вопросы: «Как тебя зовут?» «Как твоя фамилия?» Печатное письмо по образцу в индивидуальных тетрадях. | «Назови, кто это?» Учить узнавать себя и других детей на фото, вызвать положительные эмоции. Развивать глобальную речь детей, внимание. Воспитывать интерес к игре. | «Кого нет?» Закреплять в игровой форме знание своего имени и имен детей группы. Учить понимать вопрос и отвечать на него. Развивать игровой замысел, воспитывать дружеские отношения в детском коллективе. |
Семья Программное содержание | Узнавание на фото родных и близких. Соотносить фото с реальными лицами. Подкладывание табличек, устное приближенное и устно-дактильное проговаривание слов. Выяснение с помощью вопросов: «Кто это?» «Где…?» | Расширять и закреплять представления детей о членах своей семьи. Знать, как кого зовут. Познакомить с родом занятий каждого члена семьи. Воспитывать чувство любви и гордости к своим близким. Устно-дактильное чтение слов, подкладывание табличек. | «Сложи фото» Учить ребенка воссоздавать целостное изображение, узнавать его, соотносить с реальными лицами, радоваться положительному результату. | «Моя семья» Учить детей выбирать среди других фото членов своей семьи, закреплять имена родственников. Подобрать имя-табличку к каждому члену семьи. Устно-дактильное чтение слов. Воспитывать интерес к игре, любовь к родным людям. |
Животные Программное содержание | Знакомить детей с домашними и дикими животными, их внешним видом, повадками, движениями. Узнавать животных по их изображениям, соотносить с игрушками, называть животных приближенно. Развивать речь, интерес. | Учить узнавать домашних и диких животных путем подкладывания табличек к картинкам, игрушкам, устного приближенного и устно-дактильного произнесения слов, узнавать и выполнять действия, звукоподражания, соответствующие каждому животному. Дать понятие, где живут животные. Развивать речь, обогащать знания. | «Кто как кричит?» Упражнять детей в различении домашних животных по звукоподражаниям. Расширять знания о животных, вызвать интерес к игре, воспитывать умение доводить начатое до конца. «Угадай, кто это?» Называть животных, используя таблички. Развивать память, речь. | «Кто где живет?» Знакомить детей в игровой ситуации с местом обитания животных (в лесу, около дома). Учить классифицировать животных по способу обитания. Закреплять знания, развивать речь. Воспитывать интерес к животным, желание заботиться о них (домашних). |
Растения Программное содержание | Рассмотреть растения, наблюдать за ними на территории детского сада, в группе. Называть путем подкладывания табличек, глобального и устно-дактильного чтения слов. Наблюдение за уходом за комнатными растениями, растениями на участке, и на огороде. | Знакомить детей с видами растений: дерево, куст, цветок, трава. Учить замечать изменения в жизни растений в разное время года. Познакомить с основными частями растений: ствол, ветки, стебель, листья. Расширять знания, вызвать интерес к растениям. | «Сложи цветок» Упражнять детей в составлении целого из частей. Формировать целостное восприятие. Воспитывать желание доводить начатое до конца. | «С какого дерева лист?» Развивать интерес к растениям, формировать самостоятельность в решении поставленной задачи. Воспитывать упорство в достижении положительного результата. |
Посуда Программное содержание | Знакомство детей с посудой, с правильным использованием столовых приборов. Показ разных видов посуды: столовая, чайная, кухонная. Наблюдение за мытьем посуды. Рассматривание иллюстраций. Называть путем подкладывания табличек, глобального чтения слов. | Знакомство с разными видами посуды: чайная, столовая, расстановка ее на столе и в шкафу. Учить правильно использовать столовые приборы. Закреплять название посуды в процессе подкладывания табличек, глобального и устно-дактильного чтения слов. | «У кого есть?» Вызвать интерес к игре, положительные эмоции. Закреплять в процессе игры названия посуды, соотносить натуральные предметы с их изображениями. | «Что изменилось?» Упражнять детей в правильном назывании предметов посуды. Замечать изменения в ряде предметов. Развивать зрительную память, наблюдательность, воспитывать самостоятельность. |
Мебель Программное содержание | Рассматривание мебели в разных помещениях. Знакомить с назначением мебели (на чем сидят, спят, едят). Учить узнавать знакомые предметы по картинкам, подкладывать таблички. | Закреплять знания о различных видах мебели. Учить отвечать на вопрос: «Где…?» Учить подкладывать таблички к картинкам, предметам. Расстановка мебели в комнате куклы, закрепление способов ухода за мебелью. Развивать речь детей, сообразительность. | «Найди пару» Упражнять детей в нахождении одинаковых картинок мебели, подбирать их. Развивать интерес к игре. Воспитывать самостоятельность в решении задачи. | «Покажи, где?» Закреплять названия предметов мебели в игровой ситуации. Вызвать положительные эмоции. Понимать поручения, смысловую сторону слова «покажи». Развивать устно-дактильную речь. |
Времена года Программное содержание | Рассматривание картин разных времен года. Наблюдение на прогулке за солнцем, снегом, дождем, ветром. Сравнивать погоду на улице с изображением на картинке. Соотносить время года с табличкой. Наблюдение за растениями в разное время года. | Расширять и закреплять знания детей о сезонных изменениях в природе. Закрепить название времен года, основных их признаков. Узнавать время года на картинках, обозначать табличкой-названием. Практическое ознакомление с объектами неживой природы, их свойствами: лед, снег тает, вода замерзает. | «Сложи картинку из частей» В процессе игры упражнять детей в создании целостных изображений из частей (3-4). Узнавать изображение, обозначать табличкой-названием. Развивать интерес к игре, желание играть самостоятельно. | «Когда это бывает?» Закрепить знание детей об изменениях в природе, о характерных признаках каждого времени года. Сравнить погоду на картинке и на улице. Развивать речь, внимание, любознательность. |
Учебные принадлежности Программное содержание | Знакомить детей с учебными принадлежностями, их назначением. Называние (глобально) предметов в процессе речевых упражнений. Учить выполнять поручения типа: возьми, положи, дай. | Учить с детьми названия учебных принадлежностей, их назначение. Использовать в речи фразы: дай карандаш. Что будем делать? | «Парные картинки» Упражнять детей в нахождении сходных картинок и в отборе одинаковых изображений. Развивать внимание, сосредоточенность. | «Чего не стало?» Упражнять детей в назывании учебных принадлежностей в игровой ситуации, замечать изменения в ряду, называть их. Воспитывать зрительную память, произвольное запоминание. |
Критерии оценок.
2-3 года
Познавательное развитие. Речевое развитие.
Низкий уровень: имеет бедные представления об окружающем, не умеет выполнять необходимые в быту действия, не различает предметы по функциональному назначению, не всегда может соотнести реальный предмет с его изображением, не может обозначить словом (табличкой) предмет, не может соотносить предметы по форме, величине, цвету, количеству; не умеет соотносить предметы по порядку.
Средний уровень: умеет ориентироваться в естественных условиях, может соотносить реальный предмет с изображением на картинке, по подражанию соотносит предметы по размеру, по форме, старается выполнять различные действия с игрушками.
Высокий уровень: легко воспринимает материал, хорошо ориентируется в группе, на участке; различает игрушки, знает назначение предметов, может обозначить их табличками; умеет противопоставлять пары предметов по величине; различает по величине; знает личные вещи, узнает на фотографиях родителей и близких; хорошая зрительная память.
Социально-коммуникативное развитие
Низкий уровень: не умеет правильно сидеть за столом, пользоваться ложкой, не убирает после игры игрушки; без помощи воспитателя не может вымыть лицо, руки, снимать и одевать одежду; своевременно и аккуратно совершать свой туалет; игровые действия выполняет по подражанию; не умеет играть рядом, плохо ориентируется в пространстве во время подвижных игр; затрудняется различать предметы по величине, форме, цвету.
Средний уровень: аккуратно ведет себя во время еды; правильно держит ложку, аккуратно есть, обращает внимание на свой внешний вид; следит за чистотой рук и тела; умеет пользоваться средствами личной гигиены; с желанием помогает убирать игрушки в соответствии с их функциональным назначением; есть навыки совместной игры.
Высокий уровень: умеет самостоятельно одеваться и раздеваться; соблюдает порядок в группе и на участке; обращает внимание на свой внешний вид; воспитана привычка к аккуратности; повышенный интерес к играм и игрушкам, бережно и по назначению использует игрушки; умеет самостоятельно выполнять с игрушками простые игровые действия. хорошо имитирует повадки и движения домашних животных.
Художественно-эстетическое развитие
Низкий уровень: слабый интерес к изобразительной деятельности (не умеет пользоваться строительным материалом, выполняет простые постройки по подражанию или с помощью воспитателя), не умеет держать кисточку, карандаш, не владеет первичными навыками работы с материалами орудиями изобразительной деятельности; не умеет выполнять движения с предметами и образные движения под музыку.
Средний уровень: умеет по подражанию выкладывать и наклеивать элементы изображения, выполняет постройки по образцу, умеет держать карандаш, делает попытки самостоятельно лепить и рисовать, выполняет ритмичные движения под музыку.
Высокий уровень: самостоятельные действия во всех видах изобразительной деятельности; самостоятельно строит, делает устойчивые постройки, умеет располагать изображение на листе, наклеивать в центре листа бумаги; самостоятельно использует основные приемы в лепке, умеет обыгрывать лепные поделки; выполняет ритмичные движения под музыку, ритмично выполняет танцевальные движения.
4-5 лет
Познавательное развитие. Речевое развитие.
Низкий уровень: бедные представления об окружающих предметах, не может обозначить предмет словом, произносить отдельные гласные и согласные; не может выбрать заданный предмет из группы; объединяет одинаковые предметы по цвету, форме, величине; затрудняется выполнять воспроизведение дактильных знаков.
Средний уровень: произносит приближенно изучаемые слова, подкладывает таблички; умеет ориентироваться в естественных условиях; соотносит реальные предметы с изображением, натурой, выделяет предметы из группы; знает форму, величину, пространственное расположение; читает таблички устно-дактильно; действует по словесной инструкции.
Высокий уровень: выбирает заданный предмет или изображение из общей группы; понимает название ранее знакомых предметов; подкладывает таблички; приближенно устно-сопряженно или отраженно, дактильно проговаривает слова; произносит поставленные звуки; соотносит предметы по форме, величине.
Социально-коммуникативное развитие.
Низкий уровень: не использует игрушки в соответствии с их функциональным назначением,; выполняет действия по подражанию; не всегда проявляет доброжелательное отношение к детям во время игры рядом; с помощью воспитателя ориентируется в различении свойств предметов, цвету, величине, создании целостного предмета; не владеет умением правильно использовать приборы во время еды, нет навыка, самообслуживания; уклоняется от посильной помощи взрослым, товарищам.
Средний уровень: с интересом играет игрушками, бережно и по назначению их использует; выполняет простые игровые действия с помощью воспитателя; объединяет в связанные эпизоды; есть навык совместной игры; соотносит игрушки по цвету, величине, форме; связывает характер персонажей с их действиями, движениями; владеет культурно- гигиеническими навыками, следит за своим внешним видом; не достаточен навык самообслуживания; помогает взрослым и товарищам (действует по словесной инструкции).
Высокий уровень: повышенный интерес к игрушкам, бережно и по назначению их использует, проявляет творчество; может сам организовать игру, отобрать необходимые атрибуты; лидер в играх, берет на себя ведущую роль; хорошо владеет культурно-гигиеническими навыками, самообслуживанием; воспитана привычка к аккуратности; принимает посильное участие в уборке группы, участка, выполняет поручения. Художественно-эстетическое развитие
Низкий уровень: нет интереса к изодеятельности, ребенок неуверенно владеет первичными навыками работы с материалом и орудиями по изодеятельности. Затрудняется назвать игрушки при выборе из 3-4; не соотносит рисунок, поделку с предметом (чувствуется неуверенность).
Средний уровень: работает с интересом, самостоятельно использует оборудование по изодеятельности; с помощью воспитателя изображает предмет по образцу, с натуры, по подражанию; проводит округлые линии, замыкает их; аккуратно выполняет задания, не всегда правильно использует приемы.
Высокий уровень: хорошо владеет навыками и умениями во всех видах изодеятельности; ассоциирует свои рисунки с предметами, картинками. Внимание устойчивое, усидчив, формирует свой замысел; выполняет задание по подражанию, образцу, с натуры, без задания рисует; аккуратно выполняет работу, использует оборудование.
Упражнения для артикуляции и произношения.
Упражнения учат соединять слоги, развивают артикуляцию, отрабатывают произношение.
Выполняются перед зеркалом, сидя за столом. На столе лежит россыпью азбука. Работаем с гласными: а, о, у, и, ы всегда в одинаковой последовательности. Проговаривая каждый слог, необходимо положить эти буквы азбуки на столе перед ребенком. Скажите ребенку «Будем играть» (табличка):
па-па-па - указательным пальцем стучим по столу, широко открывая рот не гласную и четко, несколько утрированно, произнося согласную;
по-по-по - указательным пальцем показываем вверх, как бы поднимая небо, рот широко округляем;
пу-пу-пу - указательным пальцем показываем вперед, подсказывая губами, сложенными в трубочку, куда тянуться;
пи-пи-пи - соединенными большим и указательным пальцами растягиваем губы в улыбку;
пы-пы-пы - двумя ладонными с расставленными пальцами также растягиваем рот, но уже не в узкую полоску.
Упражнения по подражанию артикуляции и по произношению - самая трудоемкая работа. Однако этим надо заниматься всегда, с самого раннего детства. Глухой человек не может контролировать свою речь. И если не будет упражнений и корректировки специалиста, то постепенно речь станет невнятной. Теряются с трудом поставленные звуки. Поэтому таким видам занятий никогда не суждено закончиться. Да, еще нужно учесть, что ребенок считывает с губ, находясь среди слышащих его окружающих людей, поэтому получается, что такие занятия просто необходимы.
Игровые упражнения для развития слухового восприятия.
1. Пойте ребенку песенки, когда он находится у вас на руках.
2. Возьмите погремушку, помашите ею и покажите какие движения рук при этом нужно выполнять:
- поднять кулачек и помахать им;
- на дудке - кулачок около губ;
- барабан - марш;
- крышки кастрюль - хлопанье в ладоши.
Поиграйте вместе с ребенком вначале на двух предметах, далее можно варьировать и увеличивать число предметов. Затем поверните ребенка и за спиной, на расстоянии 1 м, выполните шумовые действия. Ребенок, реагируя на звук, выполняет движения руками, ногами. Постепенно увеличивайте расстояние, если ребенок реагирует на звук. Можно менять задание и предметы. Например, показать на пальцах количество ударов.
3. Учить поворачиваться на звуковой раздражитель: барабан, бубен, дудку, на звук голоса - имя ребенка.
4. Поставьте перед ребенком игрушки: собаку, кошку, корову. Учить различать звучание знакомых слов - звукоподражаний: мяу, ав-ав, му, а ребенок должен показывать соответствующие игрушки после услышанных слогов, произнесенных взрослым.
5. Учить различать на слух знакомые слова: дом, лопата, мяч.
Игровые упражнения на дыхание.
Усвоение длительного, экономного выдоха, характерного для нормальной речи, представляет для маленького ребенка определенные трудности. Некоторые дети нашей группы произносят слоги на выдохе, а бывают случаи, когда голосовое образование происходит на вдохе. Для формирования длительной, определенной силы выдоха используются специальные игровые дыхательные упражнения, не связанные с речью. Навыки правильного дыхания надо начинать с простейших игровых приемов, например:
- «Задуть свечу». Ребенку предлагается вдохнуть через нос и так же спокойно выдохнуть (через рот) на свечу (свечой служит указательный палец правой руки), произнося шепотом ф-ф-ф;
- «Сдуть с руки вату или бумажные снежинки». Взрослый кладет ребенку на ладонь маленький кусочек ваты. Держа ладонь с ватой на уровне рта, дети на выдохе сдувают вату на пол.
- «При вдохе понюхать цветок, духи из флакона». Навыки естественного вдоха и выдоха хорошо прививать детям на таких дыхательных упражнениях и играх: дать ребенку понюхать ароматный цветок, духи, фрукты (яблоко, апельсин, мандарин).
- «Понюхать ветку». Педагог поднимает ветку в руке и предлагает ребенку ее понюхать. Дети, поднимаясь на носки, делают вдох, опускаются - выдох. На выдох подуть на ладони рук, имитируя дутье на горячий чай, озябшие руки, произнося при этом ф-ф-ф.
- В тазике с водой плавают пластмассовые игрушки, рыбки. Дуть на них.
- Сдувание шарика со стола через пустую шпульку от ниток - трубочку.
- Выдувание мыльных пузырей.
- Дутьем катить карандаш до определенной границы.
Игровые упражнения по снятию тонуса (мышечного напряжения) даются в виде таких игровых движений:
1. Помахать руками, как птица крыльями.
2. Помахать руками, как бабочка крыльями.
3. Помахать руками над головой, как при прощании.
4. Помахать расслабленными кистями рук у пола, имитируя полоскание белья.
5. Уронить расслабленные руки из положения руки в стороны.
6. Встряхнуть расслабленными кистями рук, как при стряхивании брызг воды.
7. Наклоны головы.
8. Медленное вращении е рук над головой, имитация вращающихся мельничных колес.
9. Медленное покачивание рук (как при кошении травы). Игровые упражнения на дыхание. «Задуть свечу».
Ребенку предлагается спокойно вдохнуть носом и выдохнуть через рот на «свечу» (свечой может служить указательный палец), произнося ф-ф-ф. «Сдуть с руки вату или легкую бумагу»
Взрослый кладет ребенку на ладонь кусочек ваты. Держа ладонь на уровне рта, дети сдувают ее. «При вдохе понюхать цветок».
Навыки естественного вдоха и выдоха прививать детям на дыхательных играх-упражнениях: дать ребенку понюхать цветы, духи, фрукты, «На выдох подуть на пригоршни рук».
Имитация дутья на горячий чай, на озябшие руки, произнося ф-ф- ф. «Понюхать ветку»
Воспитатель поднимает ветку и предлагает ребенку понюхать ее, дети поднимаются на носочки, делают вдох, опускаясь - выдох, «Понюхать надушенный платочек».
На вдох - понюхать платочек, на выдох произнести - у-у-у.
Игровые упражнения на развитие голоса. Эти упражнения проводятся на хорошо знакомых детям звукоподражаниях. Паровозному гудку -у-у-у; гудку самолета, в-в-в; вою волка - у-у-у; ауканью в лесу - ау-ау (упражнение проводится в форме игры «Эхо»); плач ребенка -уа-уа-уа; шипение гуся - ш- ш-ш; жужжание пчелы -ж-ж-ж; комар-муха - з-з-з (при произношении этого звука вытянуть губы, как при улыбке, длительно, громко); лопающийся пузырь с-с-с; звукоподражания животным: собака ав-ав-ав; кошка -мяу-мяу- мяу; корова - му-му-му и т.п.
Развитие слухового восприятия (речевого слуха).
При постоянном ношении аппарата остатки слуха ребенка развиваются двумя путями: естественно, под воздействием разнообразных шумов, и в процессе упражнений, специально направленных на развитие слуховой функции и слухового восприятия.
На слух ребенка оказывают влияние: бытовые шумы, стук в дверь, удары предметов друг о друга, отдельные возгласы, голоса людей, разговаривающих рядом и т.д.
Успех по развитию слухового восприятия приходит не скоро. В связи с тем, что вы действуете на поврежденный орган, требуется очень длительный период упорных систематических упражнений для возбуждения его сохранных чувств. Это значит, что происходит оживление тех сохранных слуховых клеток, которые и не погибли, но и не действовали, потому что не получали извне никаких импульсов.
Слуховая функция и слуховое восприятие вашего ребенка будут развиваться дальше, если вы будете настойчивы и не прекратите работы. Слух начнет играть более ответственную роль в формировании речи. Ребенок лучше будет развиваться умственно, будет более активным, любознательным. Если такой работы не проводить, ваш ребенок оглохнет окончательно. Работа, проводимая в детском саду, должна закрепляться и дома.
Помните, что говорить с ребенком всегда следует голосом обычной силы и ни в коем случае не кричать, не говорить очень громко. Наибольшее усилие голоса допустимо лишь тогда, когда ребенок слушает без слуховых аппаратов.
Знакомство со счетом и геометрическими фигурами.
При составлении фигурок из палочек можно проводить следующие занятия:
- Сосчитать палочки, из которых выполнена фигура.
- Сосчитать геометрические фигуры, изображающие предмет (сколько треугольников, квадратов).
- Самому придумать и сложить фигуру.
- Сложить буквы, из них слова.
- Сложить цифры, из них составить пример. Решить его.
Методы обучения глухих детей
Формы организации работы с родителями
Контроль за произношением звуков.
«н» - при произношении звука «н» приложить палец к носу – ощущается вибрация;
«м» - приложить ладонь к щекам - вибрация щек;
«и» - темечко. Приложить ладонь к темечку;
«к», «х», «п», «т» - на руке можно ощутить толчок выдыхаемого воздуха от звуков;
«с» - холодную струю воздуха;
«м» - теплую струю воздуха;
«па», «та» - при произношении слогов колеблется ватка, поднесенная ко рту;
«та», «фа» - запотевает поверхность зеркала;
«у» - с помощью воздушного шара, касаясь его губами и улавливая вибрацию;
«а» - приложив руку к гортани;
«мама» - приложите ладошки ребенка к своим щекам. Загляните ему в глаза глубоко-глубоко. Почувствуйте его (непременное условие), тогда и он почувствует, что вы от него хотите. Протяните слово, протягивая каждый звук: м- м-м-а-а-а-м-м-м-а-а-а. Тянуть согласную (чего мы никогда не делаем) необходимо, чтобы ребенок своими чуткими ладошками принял вибрацию ваших щек. Протяните слово с огромной любовью, верой и надеждой - и у вас получится.
Называем предметы путем подкладывания табличек
(глобальное чтение).
Обучая ребенка глобальному чтения, при произношении слова, табличка держится у подбородка, чтобы были видны губы говорящего. Ребенок сидит напротив. Прочитывается вначале слово взрослым и соотносится к действию «встань», далее вместе с ребенком, потом ребенок сам читает эту табличку и выполняет соответствующие действия или обращается к взрослому с этой табличкой, взрослый выполняет действие. Когда ребенок побуждается к тому или иному действию, когда оценивается результат, взрослый хвалит, когда малыш начинает действовать и в подтверждении правильности выполняет задание, показывает написанное слово или фразу.
Вначале ребенок учится соотносить табличку с предметом (картинкой). По мере того, как ребенок овладевает умением соотносить табличку с предметом, его учат находить по табличке соответствующий предмет, картинку, которые находятся не перед глазами, а в комнате или на улице.
Следует помнить, что на табличках вначале предлагаются слова, уже знакомые малышу, поэтому взрослый показывает табличку молча. Лишь после того как ребенок подложит ее к предмету (картинке), взрослый произносит слово, написанное на ней и проверяет вместе с малышом правильно ли он выполнил задание. Каждая табличка, после того, как она предложена, прочитывается. Вначале читает взрослый, ведя пальцем под табличкой, затем ребенок вместе со взрослым ведет своим пальцем под табличкой и «читает» ее, т.е произносит слово. Чтение по слогам (но не по звукам), произношение которых несколько замедленно. Хорошо знакомые таблички малыш должен «читать» самостоятельно, сам ведет пальчиком под табличкой и произносит слово. Уже к 3 годам ребенок усваивает более 30 табличек. Взрослый показывает табличку «мыло», ребенок, прочитав ее, должен найти мыло в ванной. Некоторые дети знают больше табличек. После того, как стали использоваться таблички, каждое новое слово предлагается ребенку не только устно, но и письменно (на табличке). По мере того как ребенок усваивает слово в устной и письменной форме, таблички убираются, но постоянно идет закрепление и повторение при обращении с ребенком.
Обучаем дактильной речи.
Дактиология - это изображаемая пальцами азбука, используемая при общении глухих людей между собой или со слышащими, владеющими дактологией.
В чем смысл привлечения дактильной речи при обучении маленьких детей?
Дактильная речь очень рано, с 3-4 лет (на втором месяце обучения), не только может быть объектом восприятия, но и стать средством выражения. Любое слово по своему буквенному составу становится доступно. В результате облегчается и укрепляется накопление словаря. Ребенок получает возможность раньше и активнее пользоваться словом в общении как со слышащими, знающими дактильную азбуку, так и между собой. Все это делает процесс усвоения речи более быстрым. Дактильные знаки обеспечивают четкое восприятие каждой буквы в слове, особенно когда пишут и проговаривают дактильно, избегая пропуска букв в слове. С помощью дактильной речи дети также учатся считывать с губ, закрепляются поставленные звуки. Использование дактильной формы речи, не является конечной целью обучения. Это средство ускоряющее овладение речью устной и в письменной форме.
Усваивается дактильная речь на основе метода поражения, поэтому в общении с ребенком надо следить за собственной техникой дактилирования, т.е. за правильным положением кисти и руки и точным показом знаков.
Говорить следует правой рукой. Двигаться должны только пальцы при разговоре. Кисть должна быть обращена к ребенку, поворачивать ее к себе и от себя не следует, так как это затрудняет восприятие речи, локоть должен быть прижат к туловищу, по возможности не подвижным.
Каждый знак должен воспроизводиться говорящим четко, в замедленном темпе в начале обучения, наряду с этим должна быть сметность проговаривания, т.е. связь между знаками. Показывая знак, необходимо мысленно готовить следующий за ним. Темп придет со временем. Обращаясь к детям в дактильной форме, необходимо требовать от них отраженного проговаривания рукой. Если дети неправильно продактилировали в слове знак, необходимо вновь повторить все слово. После усвоения знаков, ребенок может сам исправить ошибки, с помощью таблицы.
Последовательность и приемы обучения ребенка дактильной форме речи:
1. Вначале выполняются подражательные упражнения отдельных знаков (тренировка пальцев).
2. После того как ребенок научится дактильно воспроизводить знаки по подражанию, потом проводится упражнение по таблице, где в сочетании с буквами показаны дактильные знаки. Таблица помогает в самообучении усвоению букв и соответствующих знаков.
3. Далее ребенок учится читать короткие слова с помощью дактильных знаков (лампа, дай, нет, все). Используются таблички с написанными печатными буквами.
4. Когда накопится запас букв, нужно упражняться в самостоятельном названии предметов. Сами заметите, что внимание ребенка привлекает написанный текст и он сам читает.
5. Взрослому необходимо контролировать правильное дактилирование ребенка. Если ребенок неправильно показал знак, предложите ему обратиться к таблице или сами покажите этот знак. Особенно часто дети путают «р» и «н», «у» и «ы». С усвоением техники чтения, развитием запоминания происходит накопление словаря и развивается речь ребенка.
В 5-7 лет, чтение дети сопровождают дактилированием. Далее ребенок дактилирует слово - при затруднении его произношения. Необходимо учить произносить усвоенные слова без дактилирования. Только новые слова прочитываются дактильно.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интегрированная непосредственно-образовательная деятельность по познавательному развитию в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи на основе методологического эскиза.
Развитие познавательного интереса детей старшего дошкольного возраста.Прилагается презентация....
Конспект открытого мероприятия по познавательному развитию в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи
Тема: «В поисках Незнайки»...
Конспект ООД по познавательному развитию в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи
Конспект ООД по познавательному развитию в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речиТема: «Решение задач. Вес предметов....
Конспект непрерывной образовательной деятельности по познавательному развитию для детей группы компенсирующей направленности на тему «Ягоды и грибы. Лес осенью»
Задачи:Коррекционно-образовательные: Активизация и актуализация словаря по теме. Совершенствование грамматического строя речи(подбор однокоренных слов)Совершенствование навыка пересказа. Автоматизация...
Конспект непрерывной образовательной деятельности по познавательному развитию для детей группы компенсирующей направленности на тему «Перелётные птицы»
Цель: коррекция лексико-грамматической стороны речи на материале лексической темы: «Перелетные птицы»....
Конспект занятия по речевому развитию для детей группы компенсирующей направленности с тяжелыми нарушениями речи 4-5 лет «В поисках бабушкиных книг»
Конспект занятия по речевому развитию для детей с ТНР 4-5 лет...
Картотека сюжетно-ролевых игр для детей группы компенсирующей направленности 3-7 лет (с нарушением слуха).
Предлагаю картотеку сюжетно-ролевых игр для детей с нарушением слуха. Игра для ребёнка с нарушением слуха, имеет огромное значение, т.к. она не только способствует его умственному, речевому, эмо...