Программа дополнительного образования "Волшебные палочки Кьюизенера" в старшей группы компенсирующей направленности для детей с ТНР
рабочая программа (старшая группа)
Программа дополнительного образования "Волшебные палочки Кьюизенера" в старшей группы компенсирующей направленности для детей с ТНР
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
2022_radgovskaya_dop_annotatsiya.docx | 21.28 КБ |
2022_radgovskaya_dop_annotatsiya.pdf | 310.81 КБ |
2022_radgovskaya_dop.docx | 29.88 КБ |
2022_radgovskaya_dop.pdf | 412.73 КБ |
Предварительный просмотр:
Согласовано Старший воспитатель
К.С. Акимова
АННОТАЦИЯ
к рабочей программе дополнительного образования
«Волшебные палочки Кюизенера» для детей 5-6 лет на 2022-2023 учебный год
муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения
«Детский сад № 28 «Надежда» города Смоленска
Полное название программы | «Рабочая программа дополнительного образования «Волшебные палочки Кюизенера» для детей 5-6 лет на 2022-2023учебный год муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 28 «Надежда» города Смоленска» |
Уровень программы (базовый/углубленный) (бюджет/внебюджет) | Базовый, бюджет |
ФИО разработчика (автора) программы | Радговская Елена Николаевна |
Объединение, в котором реализуется программа | «Образовательная программа дошкольного образования муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 28 «Надежда» города Смоленска» на 2022-2023 учебный год |
Направленность программы | Социально-педагогическая (авторская) |
Год разработки программы | 2022 |
Срок реализации программы | 1 год |
Цель программы | Создание условий для развития познавательных и творческих способностей детей старшего дошкольного возраста посредством развивающих игр. |
Задачи программы | Обучающие: 1. Способствовать развитию элементарных математических представлений – о числе на основе счета и измерения при работе с набором «палочки Кюизенера»; 2. Способствовать формированию ключевых средств познания – сенсорных эталонов (эталоны цвета, размера), таких способов познания, как сравнение, сопоставление предметов (по цвету, длине, ширине, высоте) на примере работы с набором «палочки Кюизенера»; 3. Способствовать формированию знаний об окружающем мире, о формах взаимодействия с ним. Развивающие: 1. Развивать познавательные процессы: восприятие, память, внимание, воображение, речь; 2. Развивать умение четко выстраивать сюжетную линию, использовать различные средства связи; 3. Развивать творческие способности и воображение. Воспитательные: 1. Воспитывать интерес к интеллектуальным играм; 2. Воспитывать усидчивость и самостоятельность; 3. Воспитывать уважительное отношение ко всем участникам образовательного процесса. |
Актуальность, новизна, педагогическая целесообразность | Актуальность программы обусловлена тем, что в современном обществе целью развития дошкольников является всестороннее гармоничное развитие личности. Развивающие игры являются одним из средств умственного развития ребенка. Они важны и интересны для детей, разнообразны по содержанию, очень динамичны и включают излюбленные детьми манипуляции с игровым материалом, который способен удовлетворить ребенка в моторной активности, движении. Программа «Волшебные палочки» разработана для развития познавательных и творческих способностей детей старшего дошкольного возраста посредством развивающих игр с использованием схем, альбомов и заданий. Отличительными особенностями программы является использование на занятиях специального набора «Палочки Кюизенера», схем, соответствующих для работы с данным набором, комплексы заданий, направленных на развитие когнитивных функций ребенка. Занятия по программе «Волшебные палочки» построены в игровой форме с интересным содержанием, творческими, проблемно-поисковыми задачами. Учащиеся знакомятся с новыми для них развивающими играми, выполняют простейшие задания. Постепенно задания усложняются, учащиеся создают сюжеты, картины из палочек, составляют рассказы по картинкам. Содержание занятий закрепляется дидактическими играми. |
Возраст детей | 5-6 лет |
ФОРМЫ И МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ И РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ ОБУЧЕНИЯ
- педагогический анализ выполнения учащимися творческих заданий;
- педагогическое наблюдение.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ
По окончании года, обучения по программе «Волшебные палочки» обучающиеся должны знать:
Числа от 1 до 10;
Названия предметов и объектов живого и неживого мира;
Сюжет и персонажей изученных художественных произведений;
Названия геометрических фигур;
Элементарные математические понятия (больше, меньше, выше, ниже и т.п).
Уметь:
Считать от 1 до 10;
Различать, сравнивать, классифицировать предметы по длине, величине;
Самостоятельно работать со схемами;
Выполнять и понимать поставленные задачи.
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Сведения о помещении:
Рабочее место педагога;
Демонстрационное оборудование;
Столы и стулья. Минимальное количество столов – 5; Минимальное количество посадочных мест – 10. Перечень оборудования, технических средств, инструментов для проведения занятий:
набор «Палочки Кюизенера»;
ноутбук для педагога;
доска;
проектор, интерактивная доска, экран
Организация учебного процесса | Программа рассчитана для детей старшей группы (5-6 лет). Форма детского образовательного объединения: кружок. Форма обучения – очная. Срок освоения программы – 1 год, сентябрь – май. Продолжительность НОД для групп составляет – 30 мин.; Программа кружка предусматривает индивидуальные, групповые, фронтальные формы работы с детьми. Учебно-тематический план дополнительной образовательной программы на 2022-2023 учебный год | |||||
№ п/п | Наименование разделов | Количество часов | ||||
Количество образовательных ситуаций | Всего часов | |||||
1. | 1. Вводное занятие. Знакомство с палочками Кюизенера 2.Наблюдение 3.Математика 4.Мир вокруг нас 5. Развитие речи. Сказки | |||||
7. | Мониторинг | 2 ч. | 2ч. | |||
Всего: | 36 ч. | 36ч. | ||||
Аааалаллдкуп Ожидаемые результаты реализации программы | Обучающие: 1. Учащиеся овладели умениями выделять в объектах цвет, форму, размер; 2. Учащиеся овладели знаниями о числах (от 1 до 10); 3. Учащиеся научились работать с набором «Палочки Кюизенера», а именно ориентироваться в цветовой гамме и соотношение цвета с размером. Развивающие: 1. Развиты познавательные процессы; 2. Развита устная речь; 3. Развиты творческие способности и воображение. Воспитательные: 1. Воспитано положительное отношение к коллективу; 2. Воспитано бережное отношение к природе; 3. Воспитан интерес к литературным произведениям. |
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №28 «Надежда» города Смоленска
ПРИНЯТО Педагогическим советом МБДОУ «Детский сад №28 «Надежда» Протокол № 1 от «30» августа 2022 г. | УТВЕРЖДАЮ Заведующий МБДОУ «Детский сад №28 «Надежда» В.А.Кузнецова Приказ № 71-од от «30» августа 2022 г. |
Рабочая программа
по дополнительному образованию
«Волшебные палочки Кюизенера»
(с использованием палочек Кюизенера, игры и упражнения по обучению математике детей 5-6 лет)
Руководитель: Радговская Е.Н.
2022-2023 г.
Пояснительная записка
Рабочая программа по дополнительному образованию кружка «Ступеньки творчества» (для детей 5-6лет). Продолжение рабочей программы «Развивайка»
Одна из важнейших задач воспитания маленького ребенка – развитие его ума, формирование таких мыслительных умений и способностей, которые позволят осваивать новое. Каждый дошкольник – это маленький исследователь, с радостью и удивлением открывающий для себя мир.
Математика по праву занимает большое место в системе образования. Любая математическая задача на смекалку, для какого возраста она ни предназначалась, несет в себе определенную умственную нагрузку, которая чаще всего замаскирована занимательным сюжетом. Умственная задача – найти путь решения – реализуется средствами игры и игровых действий.
-Познакомить с понятием числа (различать по цвету, классифицировать по цвету)
-Познакомить с понятием величины, длины, высоты, ширины; осваивать отношения по объему, по массе (найти палочку (легче, больше желтой);
-Познакомить детей с последовательностью чисел натурального ряда;
-Осваивать прямой и обратный счет;
-Познакомить составом числа (из единиц двух меньших чисел);
-Усвоить отношения между числами (больше - меньше, больше – меньше на …, столько же), пользоваться знаками >,<;
-Практически выполнять действия сложения и вычитания, умножения и деления;
-Развивать творческие способности, воображение, фантазию, способности к моделированию и конструированию;
-Научить делить целое на части и измерить объекты;
-Развивать пространственные представления (слева, справа, выше, ниже, левее, вдоль и др., осваивать понятия «между», «каждый», «одна из…», «быть не голубого цвета», «иметь одинаковую длину» и т. д.)
-Развивать логическое мышление, память, внимание;
-Воспитывать самостоятельность, инициативу, настойчивость в достижении целей и задач.
Особую роль на современном этапе обучения отводится нестандартным дидактическим средствам. Сегодня особенною популярностью у педагогов пользуются палочки Кюизенера.
Палочки Кюизенера представляют собой разноцветные пластмассовые брусочки (призмы) разной длины. Плоский вариант палочек можно изготовить самостоятельно из двустороннего цветного картона.
Размер, см | цвет | Условное обозначение |
2*2 | Белая | 1 |
2*4 | Розовая | 2 |
2*6 | Голубая | 3 |
2*8 | Красная | 4 |
2*10 | Желтая | 5 |
2*12 | Фиолетовая | 6 |
2*14 | Черная | 7 |
2*16 | Бордовая | 8 |
2*18 | Синяя | 9 |
2*20 | Оранжевая | 10 |
На каждого ребёнка необходимо столько палочек, сколько указано в пункте «Оборудование» каждой из игр.
Цветные полоски просты и удобны в работе. В отличие от палочек, они крупнее, изготовление их не требует особых затрат, а обучающие возможности и эффективность ничуть не меньше, чем у палочек. Демонстрационный набор полосок для работы на фланелеграфе педагог может изготовить крупнее.
Палочки дают возможность выполнять различные упражнения на столе, в то время как полоски можно размещать как на столе(в горизонтальной плоскости), так и на фланелеграфе (в вертикальной плоскости).С палочками и полосками можно играть и на полу. Возможны разные варианты использования их в работе: применение только полосок или только палочек, введение сначала полосок с последующей заменой их палочками, чередование того и другого набора и, наконец, предоставление возможности ребёнку выбрать (по желанию) дидактическое средство, учитывая характер задания.
Использование чисел в цвете позволяет развивать у дошкольников представление о числе на основе счёта и измерения. Выделение цвета и длины палочек (полосок) поможет дошкольникам освоить ключевые для их возраста средства познания – сенсорные эталоны (эталоны цвета, размера) и такие способы познания, как сравнение, сопоставление предметов (по цвету, длине, ширине, высоте).
От элементарной игры с полосками дети постепенно продвигаются к понятию пространственно – количественных характеристик, которые осваиваются в совместной деятельности ребенка со взрослым. Важно не ограничиваться показом готовых построек. Нужно дать возможность выбирать действия ребенка самому, тогда игра станет радостным открытием нового. Дети быстро учатся переводить игру красок в числовые отношения.
Прежде чем начать заниматься с детьми, надо дать им возможность рассмотреть палочки (полоски). Тщательно понаблюдать за тем, как дети играют с палочками (полосками): выкладывают узоры, конструируют, разворачивают сюжетно – ролевую или самостоятельную игру и т.д. Возможно, уже в ходе этих игр детям удастся сделать собственные открытия (взрослые при необходимости помогут их сформулировать):
- полосок много, но они разного цветов (ребенок перечисляет те цвета, которые знает);
- есть полоски одинакового цвета, есть – разного;
- одни полоски длиннее, одни - короче.
Наблюдение за деятельностью детей позволит педагогу получить информацию:
- о направленности интересов каждого ребенка;
- о том насколько самостоятельно и как долго он решает предложенную ему задачу, каким образом это делает;
- о том, какие задачи ставит сам, насколько инициативен при этом;
- об уровне развития того или иного ребенка.
Данная программа предполагает ряд игр и упражнений, на основе которых проводятся занятия по обучению детей математике, логике. Задания предлагаются в определенном порядке. Важно не спешить, не приступать к следующей задаче или игре, если ребенок плохо усвоил материал.
Этапы работы кружка «Волшебные палочки Кюизенера»
- Игры подготовительного этапа – Что какого цвета?
- Построение лестницы
- Составление ковриков
- Изучаем понятия «высокий-низкий», «широкий-узкий», «длинный-короткий»
- Развитие количественных представлений
- Считаем ступеньки
- Измерение с помощью палочек (полосок) Кюизенера
- Математические действия с палочками (полосками) Кюизенера
- Логические задачи с палочками (полосками) Кюизенера
Занятия проводятся 1 раз в неделю по 25 минут в старшей к школе группе (в год 32 занятия), во вторую половину дня, согласно расписания, и 30 минут в подготовительной группе.
Работа с родителями: родители помогают в приобретении и изготовление дидактических пособий; с ними проводятся консультации о проводимой работе, о значении математических игр на умственное, интеллектуальное развитие ребенка; играх, которые можно проводить в домашних условиях.
Самостоятельная деятельность детей: игры со строительными материалами по моделям, игры с конструкторами по моделям, выкладывание мозаики по образцам, самостоятельно придумывая узоры.
Содержание рабочей программы кружка «Волшебные палочки Кюизенера» для детей старшей и подготовительной к школе группы
(5-6 лет)
месяц | Этап работы, № занятий | № упражнений | Тема занятия | Литература |
Сентябрь | Повторение Занятия с 1-4 | 5, 10, 16, 22, | Что какого цвета? Построение лестницы Составление ковриков | Л.Д.Комарова стр. 13, 18, 25, 33 |
Октябрь | Развитие у детей количественных представлений Занятия с 5-8 | 24-26 | «Цвет и число» «Число и цвет» «Путешествие на поезде» | Л.Д.Комарова стр. 35-37 |
Ноябрь | Развитие у детей количественных представлений Занятия с 9-12 | 27-28 | «Путешествие на поезде» «Как разговаривают числа» «О чем говорят числа» | Л.Д.Комарова стр.37- 39 |
Декабрь | Считаем ступеньки Занятия с 13-16 | 29-31 | «Какие лесенки умеет строить незнайка» «Состав чисел из единиц» «Как растут дома из чисел» | Л.Д.Комарова стр. 40-43 |
Январь | Считаем ступеньки Занятия с 17-18 | 32-34 | «Кто в домике живет» (Оживлялки) «Как узнать номера домов на новой улице?» | Л.Д.Комарова стр. 44-48 |
февраль | Считаем ступеньки Занятия с 19-22 | 35-37 | «Как Белочка и Ежик играли числами» (Оживлялки) «Сломанная лесенка» «Чет-нечет» | Л.Д.Комарова стр. 49-51 |
март | Измерение с помощью палочек (полосок) Кюизенера Занятия с 23-26 | 38-40 | «Измерить дорожки шагами» «Узнай длину ленты» «Измеряем разными мерками» | Л.Д.Комарова стр.52-55 |
апрель | Математические действия с палочками (полосками) Кюизенера Занятия с 27-28 | 41-43 | «Палочки можно складывать» «Палочки можно вычитать» Палочки можно делить» «Палочки можно умножать» | Л.Д.Комарова стр. 56-59 |
май | Логические задачки с палочками (полосками) Кюизенера | 45- | «Логические задачи на цветовую последовательность» «Детская железная дорога» | Л.Д.Комарова стр. 60-62 |
Ожидаемые результаты освоения рабочей программы кружка «Ступеньки творчества:
Дети будут знать :
- о цвете, размере;
- о дочисловых математических представлениях;
- о количественных изменениях, о составе числа, о числовой прямой;
Уметь:
- совершать математические действия с палочками Кюизенера;
- решать логические задачи с палочками Кюизенера.
Используемая литература:
- «Как работать с палочками Кюизенера? Игры и упражнения по обучению математике детей 5-7 лет» Л.Д. Комарова. М.,
Издательство ГНОМ, 2012
- «Разноцветные полоски» сост. Л.М.Кларина, З.А.Михайлова
- «Дом с колокольчиком» автор Б.Б.Финкельштейн, Санкт-Петербург, ООО «Корвет», 2013
- «Развивающие игры и занятия с палочками Кюизенера» (для работы с детьми 3-7 лет), авторы В.П.Новикова, Л.А.Тихонова, М, Издательство Мозаика-Синтез, 2012
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Адаптированная рабочая программа коррекционно-развивающей работы в старшей группе компенсирующей направленности для детей с ТНР.
Адаптированная рабочая программа учителя-логопеда старшей группы компенсирующей направленности для детей с ТНР....
Рабочая программа коррекционно-развивающей работы в старшей группе компенсирующей направленности для детей с ОНР 3 ур.
Рабочая программа коррекционно-развивающей работы в старшей группе компенсирующей направленности для детей с ОНР 3 ур....
ПРОГРАММА коррекционно-логопедической работы в старшей группе компенсирующей направленности для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата на 2022-2023 учебный год
Рабочая программа для детей компенсирующей группы с нарушением опорно-двигательного аппарата (НОДА) разработана с учетом образовательных потребностей детей с ОВЗ и запросов родителей...
ПРОГРАММА коррекционно-развивающей работы в старшей группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи на 2022-2023 учебный год (II год обучения)
Данная Программа предназначена для обучения и воспитания детей 5 - 6 лет с тяжелыми нарушениями речи. Программа разработана в соответствии с ФГОС ДО на ...
ПРОГРАММА дополнительного образования. «Я САМ!» старшая группа коррекционной направленности для детей с ТНР и ОНР
Особенности программы: программа имеет большое воспитательное значение. У детей развивается усидчивость, внимание, аккуратность, бережное отношение к вещам. Ребёнок учится ценить всё, что сделано им с...
Рабочая программа по ОО "Речевое развитие" старшей группы компенсирующей направленности для детей с ТНР
Главная задача рабочей программы заключается в реализации общеобразовательных задач дошкольного образования с привлечением синхронного выравнивания речевого и психофизического развития детей с тяжелым...
Дополнительная рабочая программа кружка «С чего начинается Родина?» группы компенсирующей направленности для детей с ЗПР 4-7 лет
Патриотизм, как мы с вами знаем, это ни что другое, как любовь к Родине. Без этого ни одна страна существовать не может, она просто растворится, как кусочек сахара в чае.В.В.Путин...