Дополнительная общеразвивающая программа познавательно-исследовательской направленности "Юный эколог"
рабочая программа (средняя группа) на тему

Потапушкина Галина Ивановна

Кружковая деятельность для детей средней группы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_kruzhka_yunyy_ekolog_dlya_sayta.docx44.63 КБ

Предварительный просмотр:

             

Дополнительная общеразвивающая программа познавательно-исследовательской направленности

«Юный эколог»

для детей средней группы

муниципального бюджетного дошкольного

образовательного учреждения

«Центр развития ребенка – детский сад «Сказка»

обособленного подразделения

 «Центр развития ребенка – детский сад «Росинка»

Срок реализации: 1 год

(для детей дошкольного возраста 4-5 лет)

                                                           

   

г. Ковылкино

2017 год

Содержание

№ п/п

Содержание

Стр.

I.

Целевой раздел программы

3-6 стр.

1.1.

Пояснительная записка

1.2.

Цель и задачи кружка

3 стр.

1.3.

Принципы и подходы в организации образовательного процесса.

4 стр.

1.4.

Формы работы кружка

5 стр.

1.5.

Краткая характеристика возрастных особенностей детей.

6 стр.

1.6.

Планируемые  результаты освоения Программы.

6 стр.

II.

Содержательный раздел программы

7-12 стр.

2.1.

Содержание учебной программы

7 стр.

2.2.

Перспективный план работы кружка

7 стр.

2.3.

График проведения мониторинга

12 стр.

2.4.

Требования к уровню подготовки воспитанников

12 стр.

III.

Организационный раздел программы

13-14 стр.

3.1.

Список детей кружка

13 стр.

3.2.

График работы кружка

13 стр.

3.3.

Список использованной литературы

14 стр.

I. Целевой раздел программы

1.1.Пояснительная записка

В конце ХХ века на одно из первых по значимости мест выдвинулась проблема усиления экологической грамотности каждого жителя планеты. Раньше, когда количество населения было сравнительно небольшим, и каждый человек находился в постоянном контакте с природой, экологические законы усваивались людьми в их обыденной жизни. Во второй половине ХХ века основная масса людей сосредоточилась в городах и потеряла связь с природой. В итоге изменилось поведение: они стали брать от природы всё, что им казалось необходимым, ничего не отдавая взамен.

Экологическое воспитание детей – прежде всего воспитание человечности, т.е. доброты, ответственного отношения к природе, и к людям, которые живут рядом, к потомкам, которым надо оставить Землю пригодной для полноценной жизни. Экологическое воспитание должно учить детей понимать себя и всё, что происходит вокруг. Нужно учить ребят правильно вести себя в природе и среди людей. Для того чтобы научить детей любить и понимать природу, я  решила организовать кружок «Юный эколог» с детьми средней группы.

1.2. Цель работы кружка: формировать у детей элементы экологического сознания, способность понимать и любить окружающий мир и природу, учить жить в относительной гармонии с ней.

Задачи.

- развивать познавательный интерес к миру природы

- формировать первоначальные умения и навыки экологически грамотного и безопасного для природы и для самого ребенка поведения

- воспитывать гуманное, эмоционально - положительное, бережное отношение к миру природы, умение видеть его красоту и неповторимость

Была разработана программа на основе Кондратьевой Н.Н. «Мы. Программа экологического воспитания детей»,  которая помогает мне в экологическом образовании детей. И программы экологического воспитания дошкольников С.Н. Николаевой «Юный эколог».

Данная программа разработана в соответствии со следующими нормативными документами:

  • Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
  • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2013 г. № 1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования»;
  • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»;
  • Постановление Главного государственного санитарного врача Российской федерации от 15 мая  2013 года № 26 «Об утверждении  СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно эпидемиологические требования к устройству, содержанию режима работы дошкольных образовательных организаций»;
  • Устав ОП «ЦРР – д/с «Росинка».

1.3. Принципы и подходы в организации образовательного процесса.

  1. Соответствует принципу развивающего образования, целью которого является развитие ребенка.
  2. Сочетает принципы научной обоснованности и практической применимости (соответствует основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики).
  3. Соответствует критериям полноты, необходимости и достаточности (позволяет решать поставленные цели и задачи на необходимом и достаточном материале, максимально приближаясь к разумному минимуму»).
  4. Обеспечивает единство воспитательных, обучающих и развивающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста, в ходе реализации которых формируются такие знания, умения и навыки, которые имеют непосредственное отношение к развитию дошкольников.
  5. Строится с учетом принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников.
  6. Основывается на комплексно-тематическом принципе построения образовательного процесса.
  7. Предусматривает решение программных образовательных задач в совместной деятельности дошкольников не только в рамках непосредственно-образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования.
  8. Предполагает построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми (игра).
  9. Строится на принципе культуросообразности. Учитывает национальные ценности и традиции в образовании.

Данная программа строится с учетом психологических особенностей и закономерностей развития детей и включает комплекс игровых заданий и упражнений, наглядно – практических методов и приемов, разнообразных комплексов пальчиковой гимнастики.

Система работы предполагает комплексный подход к изучаемой в течение недели теме, что дает возможность многократного повторения изучаемого материала.

Программа предполагает проведение одного занятия в неделю с детьми среднего дошкольного возраста. Продолжительность занятий не более 20 минут. Общее количество занятий в год - 32. С детьми среднего дошкольного возраста целесообразно проводить занятия во второй половине дня в форме кружка, в виде игры, но игры поучительной. Именно в игре дети хорошо усваивают основные правила поведения в природе. Из каждого игрового занятия дети должны вынести определенный урок, который запомнится им, будет применяться в определенный момент.

1.4. Формы работы кружка.

Занятия

Беседы

Целевые прогулки

Дидактические игры

Сюжетно- ролевые игры

Чтение художественной литературы

Тестирование

Наблюдение

Подвижные игры

Ведение дневника наблюдений

Участие в экологических мероприятиях: праздниках, экскурсиях.

В группе предполагается оборудование уголка природы для игр, ухода и наблюдения за растениями, мини – лаборатория для экспериментирования. Настольные дидактические атрибуты для подвижных игр используются детьми, как в повседневной жизни, так и для проведения конкурсов, развлечений и других мероприятий по формированию у детей экологического сознания, умений и навыков наблюдения за природными объектами и явлениями.

1.5. Краткая характеристика возрастных особенностей детей.

  • познавательном развитии 4-5 летних детей характерна высокая мыслительная активность. Четырёх - летние «почемучки» интересуются причинно-следственными связями в разных сферах жизни (изменения в живой и неживой природе, происхождение человека), профессиональной деятельностью взрослых и др., то есть начинает формироваться представление о различных сторонах окружающего мира. К 5-ти годам более развитым становится восприятие. Возрастает объем памяти. Дети запоминают до 7-8 названий предметов. Начинает складываться произвольное запоминание: дети способны принять задачу на запоминание, помнят поручения взрослых, могут выучить небольшое стихотворение и т.д. Начинает развиваться образное мышление. Дети оказываются способными использовать простые схематизированные изображения для решения несложных задач. Увеличивается устойчивость внимания. Ребенку оказывается доступной сосредоточенная деятельность в течение 15-20 минут.

Так как формирование у детей ответственного отношения к природе – сложный и длительный процесс, поэтому я думаю, что целью экологического воспитания должно стать формирование человека нового типа с новым экологическим мышлением, способным осознавать последствия своих действий по отношению к окружающей среде и умеющего жить в относительной гармонии с природой.

1.6. Планируемые  результаты освоения Программы.

Образовательный:

1. Должны знать и соблюдать элементарные правила поведения в природе

2.Проявлять интерес к природным явлениям и объектам.

Воспитательный:

Воспитывать бережное, доброжелательное отношение к природе, проявлять творчество.

Педагогическая диагностика проводится на основе «Мониторинга показателей развития ребенка дошкольного учреждения» - сентябрь – вводная, январь – промежуточная (для детей с низким уровнем развития), май – итоговая.

II. Содержательный раздел

2.1. Содержание учебной программы

        Наименование разделов и тем

Количество занятий

Овощи и фрукты на нашем столе

3

Наши любимы питомцы – домашние животные

3

Комнатные растения – спутники жизни

2

Лесные жители

4

Птицы – наши друзья

4

Защитим природу

4

Твой дом – твое здоровье

3

Волшебница вода

2

Что растет в лесу

3

Итоговый

4

Всего занятий

32

2.2.   Перспективный план работы кружка

Раздел 1 «Овощи и фрукты на нашем столе»

Дата проведения

                          Тема

        Цель

1 неделя сентября

Мониторинг

2 неделя сентября

3 неделя сентября

К ребятам приходит Айболит.

Д/И «Угадай на вкус»

Воспитывать интерес детей к своему здоровью и желание его поддерживать витаминизированной пищей – овощами и фруктами. Уточнять и расширять представление детей об отличительных особенностях овощей и фруктах.

4 неделя сентября

Рассматривание и сравнение овощей и фруктов»

Изготовление пособия для игры «Вершки и корешки»

Расширять знания детей о характерных свойствах овощей и фруктов. Уточнить, кто и где выращивает овощи и фрукты.

Раздел 2 «Наши любимы питомцы – домашние животные»

1 неделя октября

Заучивание стихотворения «Юлиан, Тувим и овощи»

Закреплять знания об овощах через художественное слово.

2 неделя октября

В гостях у курочки  Рябы (знакомство с кошкой и собакой)

Уточнить и расширить представления детей о кошке и собаке как о домашних животных

3 неделя октября

Животные – наши помощники. Чтение рассказа В.Соловьева «Щенок был очень одинок»

Формировать у детей представление о том, что животные приносят человеку пользу, человек ухаживает за ними – поит, кормит.

4 неделя октября

Хомячок золотистый. Рисование по шаблону «Хомячок»

Познакомить детей с повадками хомячка, учить детей доброте, сочувствовать животным, живущим в клетках, заботливому отношению к ним. Учить равномерно закрашивать.

Раздел 3 «Комнатные растения – спутники жизни»

1 неделя ноября

Рассматривание и сравнение комнатных растений. Работа с моделью «Строение растения»

Закрепить знания детей о комнатных растениях, учить детей описывать внешний вид растения, умение ухаживать за ним.

2 неделя ноября

Практическое занятие «Как поливать растение»

Закрепить знание структуры трудового процесса, обучить детей практическим навыкам поливки, воспитывать отношение к растениям как к живым существам.

Раздел 4 «Лесные жители»

3 неделя ноября

Кто живет в лесу. Рассматривание картин из серии «Картины из жизни диких животных»

Расширить представление детей о лесе, дать первоначальные реалистические знания о том, что в лесу живут разные животные, учить различать их по особенностям внешнего вида.

4 неделя ноября

Как лесные жители готовятся к зиме. Чтение рассказов Т.А. Шорыгина  «Заяц»,  «Еж»,  «Белка»,  «Лиса»,  «Волк»,  «Медведь».

Дать детям представление о том, что лес – это среда обитания диких зверей, развивать у детей представление о последовательности событий в жизни лесных зверей – от лета к зиме.

1  неделя декабря

Ребятам о зверятах. Д/И «Чьи ушки и хвостики?». Д/И «Кто как зимует»

Закреплять знания детей о том, как тяжело бывает зимой зверям, умение сочувствовать лесным обитателям.

2  неделя декабря

Комплексное занятие «Рисуем животных – создаем книгу по мотивам рассказов Е.И. Чарушина.

Воспитывать у детей понимание того, что в ярких впечатлениях от природы можно интересно рассказывать, их можно отображать в рисунках.

Раздел 5 «Птицы – наши друзья»

3 неделя декабря

Какие разные птицы. Д/И «Узнай по описанию»

Способствовать развитию умения составлять рассказы о птицах, выделяя отличительные признаки их внешнего вида и поведения.

4 неделя декабря

Покормите птиц зимой… Изготовление кормушек (совместно с родителями)

Расширить знания детей о жизни птиц зимой: об их внешнем виде, питании, воспитывать заботливое отношение к ним

3 неделя января

Подвижные игры с элементами имитации: «Птицы», «Мир птиц», «Сова», Д/И «Накорми птиц».

Продолжать знакомить детей с поведением птиц, развивать познавательные способности, учить передавать повадки птиц языком движений

4 неделя января

Заучивание стихотворения «Воробышки» В. Звягина.

Знакомство детей чс зимующими птицами через художественное слово

Раздел 6 «Защитим природу»

1 неделя февраля

Все нужны друг другу в лесу

Формировать у детей представление о лесе как о сообщности, в котором живут вместе растения и животные и все нужны друг другу. Учить правильно вести себя в лесу.

2 неделя февраля

Экологическая викторина «Знатоки природы»: загадки, стихи, вопросы о природе.

Закрепить знания детей о природе, воспитывать любовь к природе и бережное отношение к ней.

3 неделя февраля

Беседа: учитесь жалеть и беречь». Д/и «Найдите правильный ответ»

Учить отличать хорошие добрые поступки от иных, воспитывать желание по- доброму относиться к природе, умение сочувство-вать, сопереживать

4 неделя февраля

Беседа «Все нужны на Земле». Д/и «Кто где живет и почему»

Способствовать развитию у детей эмоционально- положительного, экологически- правильного отношения ко всем живым существам.

Раздел 7 «Твой дом - твое здоровье»

1 неделя марта

Если хочешь быть здоров…

Сформировать представление о приспособляемости человека к весенним условиям жизни, познакомить с правилами поведения при простуде.

2 неделя марта

Беседа «Как люди заботятся о своем здоровье весной?»

Формировать представление детей о теле, о назначении отдельных его частей и органов. Объяснить, что нужно делать, чтобы быть здоровым весной.

3 неделя марта

Заучивание отрывка из книги К. Чуковского «Мойдодыр»

Продолжать заботиться о своем здоровье через художественное слово

Раздел 8 «Волшебница зима»

4 неделя марта

«Кому нужна вода» - прослушивание записи детской оперы «Мойдодыр» Ю. Левитина «Гимн воды» (фрагмент)

Сформировать представление о том, что вода важна для всех живых существ. Без нее не могут жить животные, растения, человек. Чистую воду надо экономить – зря не лить, закрывать кран.

1 неделя апреля

Эксперименты с водой – «Такая разная вода». Подвижная игра «Ручеек».  Выдувание мыльных пузырей

Обобщить представления детей об агрегатном состоянии  воды в разные времена года. Различать и называть явления природы: дождь, роса, снег, ручеек, лужи и т.д.

Раздел 9 «Что растет в лесу?»

2 неделя апреля

Что растет в лесу. Д/и « Лото» (грибы, ягоды)

Дать детям первоначальные представления о лесе: влесу растет много разных растений, кустарников, ягод и грибов. Учить отмечать красоту леса на картинках, рассказать, кто их пишет.

3 неделя апреля

Посадка лука. Эксперимент «Как растет лук в разных условиях» (свет, вода, тепло, холод, темнота)

Вызывать у детей познавательный интерес к выращиванию лука, желанию наблюдать за изменениями в луковицах и зависимости от условий, делать зарисовки.

4 неделя апреля

Путешествие в весенний лес. Работа с явлениями «Признаки весны»

Продолжить формировать умение находить связи между изменениями в неживой и живой природе, увеличение количества осадков, много света и тепла, поэтому все растет быстро.

Раздел 10 « Итоговый»

1 неделя мая

Выставка работ «Мы любим природу»

Продолжать формировать знания детей о природе через изодеятельность.

2 неделя мая

Экологический праздник - стихи, песни, игры о природе, животных, растениях и др.

Доставить детям радость, закреплять полученные знания через музыку

3неделя мая

Подведение итогов. Мониторинг

4 неделя мая

Обработка результатов мониторинга

2.3.       График проведения мониторинга

Дата проведения

Цель

        1 неделя сентября

 

Выявить знания детей о природе, характерных признаках окружающей среды, умение ребенка осуществлять уход за растениями, изучить особенности понимания ребенком целостности природных объектов

              2 неделя сентября

2.4. Требования к уровню подготовки воспитанников

                            возраст

                  Иметь знания

          Иметь представления

Средний дошкольный

возраст

- несколько видов растений, деревьев, цветов, ягод, фруктов, овощей, грибов

- о сезонных изменениях в природе

- о временах года и их признаках

- о домашних и диких животных, рыбах, насекомых

- о космосе, о Земле, Луне, Солнце, о звездах и планетах, о значении природы в жизни человека

- выполнять привала поведения в природе

  Способы проверки знаний, умений, навыков. Педагогическая диагностика проводится 2 раза в год – сентябрь (вводная), май (итоговая).


III. Организационный раздел.

3.1. Список детей кружка

                     

                        1-я подгруппа

                          2-я подгруппа

 1. Колесников Арсений

 2. Григорьев Влад

 3. Овчинникова Вероника

 4. Данкин Захар

 5. Оськин Захар

 6. Кузькин Павел

 7. Ивашкина Юля

 8. Канайкина Ульяна

 9. Лопасова Мариам

10. Сурдяев Артем

 1.  Илькаева Василиса

 2.  Дворецкова Алена

 3.  Шушпанова Саша

 4.  Китов Савва

5.  Солонин Данил

 6.  Исанина Вероника

 7.  Крайнова Даша

 8.  Фирсткина Даша

 9.  Чекашкин Максим

10.  Оськин Максим

3.2. График работы кружка

День недели

Время работы

Количество

детей

Возраст детей

Руководитель

Четверг

15.40-16.00

   10 человек

  (подгруппа)

4-5 лет

 воспитатель   Потапушкина  Г.И.

Вторник

15.40-16.00

3.3. Список средств обучения

  1. Учебно – наглядные пособия (плакаты, атрибуты для подвижных игр, картинки с изображением природы, животных, растений, картинки с ситуациями, картины из серии «Домашние и дикие животные»
  2. Оборудование для проведения экспериментальной работы.


3.4.Список использованной литературы

1.Кондратьева Н.Н. «Мы. Программа экологического воспитания детей», Санкт – Петербург, «Детство- пресс», 2001г.;

2.Николаева С.Н. «Методика экологического воспитания в детском саду», Москва, «Просвещение», 1999 г.;

3.Молодова Л.П., «Игровые экологического занятия с детьми», Минск, «Ассар», 1996 г.;

4.Воронкевич О.А. «Добро пожаловать в экологию», «детство – пресс», Санкт – Петербург, 2006 г.;

5.Фесюкова Л.Б. «Времена года. Комплексные занятия», Харьков, творческий центр, 2008 г.;

6.Грекова Л.И. «В союзе с природой. Эколого – природоведческие игры и развлечения с детьми», Москва-Ставрополь, «Илекса», «Сервис – школа», 2000;

7.Масленникова О.М. «Экологические проекты в детском саду», Волгоград, издательство «Учитель», 2009 г.;

8.Шорыгина Т.А. «Какие звери в лесу? Путешествие в мир природы и развитие речи», Москва, издательство «Гном и Д», 2000 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная общеразвивающая программа познавательно- исследовательской деятельности «Почемучки»

Дети по природе своей исследователи. Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире традиционно рассматрива...

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА ПОЗНАВАТЕЛЬНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ «ЮНЫЙ ЭКОЛОГ»

Данная программа направлена на формирование экологической культуры дошкольников, на расширение знаний о неживой природе, на обучение детей понимать причинно-следственные связи в окружающем мире. Рабоч...

Кружковая работа. Дополнительная общеразвивающая программа по экологическому воспитанию для детей 5-7лет «Юный эколог»

Пояснительная записка«Мир, окружающий ребенка – это,прежде всего, мир природы,с безграничным богатством явлений,с неисчерпаемой красотой.Здесь, в природе, вечный источникдетского разума&ra...

Дополнительная образовательная программа познавательно-исследовательской направленности «Познавай-Ка»

Развитие познавательной сферы детей младшего дошкольного возраста через включение в процесс экспериментирования....

Дополнительная общеразвивающая программа естественнонаучной направленности «Юные Экологи» (базовый уровень)

Дошкольный возраст – самоценный этап в развитии экологической культуры личности. В этом возрасте ребёнок начинает выделять себя из окружающей среды, развивается эмоционально-ценностное отношение...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа познавательно-исследовательской направленности «Сенсорное развитие детей через различные виды деятельности»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа познавательно-исследовательской направленности «Сенсорное развитие детей через различные виды деятельности»Аннот...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа познавательно-исследовательской направленности «Весёлый счёт» для детей 3-5 лет (на 2 учебных года)

составлена на основе программы «Игралочка» Л.Г. Петерсон, Е.Е. Кочемасова, М.: Ювента, 2014 г.Главной целью программы является всестороннее развитие ребёнка: развитие его мотивационной сфе...