Дополнительная общеразвивающая программа познавательно-исследовательской направленности "Юный эколог"
рабочая программа (средняя группа) на тему
Кружковая деятельность для детей средней группы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_kruzhka_yunyy_ekolog_dlya_sayta.docx | 44.63 КБ |
Предварительный просмотр:
Дополнительная общеразвивающая программа познавательно-исследовательской направленности
«Юный эколог»
для детей средней группы
муниципального бюджетного дошкольного
образовательного учреждения
«Центр развития ребенка – детский сад «Сказка»
обособленного подразделения
«Центр развития ребенка – детский сад «Росинка»
Срок реализации: 1 год
(для детей дошкольного возраста 4-5 лет)
г. Ковылкино
2017 год
Содержание
№ п/п | Содержание | Стр. |
I. | Целевой раздел программы | 3-6 стр. |
1.1. | Пояснительная записка | |
1.2. | Цель и задачи кружка | 3 стр. |
1.3. | Принципы и подходы в организации образовательного процесса. | 4 стр. |
1.4. | Формы работы кружка | 5 стр. |
1.5. | Краткая характеристика возрастных особенностей детей. | 6 стр. |
1.6. | Планируемые результаты освоения Программы. | 6 стр. |
II. | Содержательный раздел программы | 7-12 стр. |
2.1. | Содержание учебной программы | 7 стр. |
2.2. | Перспективный план работы кружка | 7 стр. |
2.3. | График проведения мониторинга | 12 стр. |
2.4. | Требования к уровню подготовки воспитанников | 12 стр. |
III. | Организационный раздел программы | 13-14 стр. |
3.1. | Список детей кружка | 13 стр. |
3.2. | График работы кружка | 13 стр. |
3.3. | Список использованной литературы | 14 стр. |
I. Целевой раздел программы
1.1.Пояснительная записка
В конце ХХ века на одно из первых по значимости мест выдвинулась проблема усиления экологической грамотности каждого жителя планеты. Раньше, когда количество населения было сравнительно небольшим, и каждый человек находился в постоянном контакте с природой, экологические законы усваивались людьми в их обыденной жизни. Во второй половине ХХ века основная масса людей сосредоточилась в городах и потеряла связь с природой. В итоге изменилось поведение: они стали брать от природы всё, что им казалось необходимым, ничего не отдавая взамен.
Экологическое воспитание детей – прежде всего воспитание человечности, т.е. доброты, ответственного отношения к природе, и к людям, которые живут рядом, к потомкам, которым надо оставить Землю пригодной для полноценной жизни. Экологическое воспитание должно учить детей понимать себя и всё, что происходит вокруг. Нужно учить ребят правильно вести себя в природе и среди людей. Для того чтобы научить детей любить и понимать природу, я решила организовать кружок «Юный эколог» с детьми средней группы.
1.2. Цель работы кружка: формировать у детей элементы экологического сознания, способность понимать и любить окружающий мир и природу, учить жить в относительной гармонии с ней.
Задачи.
- развивать познавательный интерес к миру природы
- формировать первоначальные умения и навыки экологически грамотного и безопасного для природы и для самого ребенка поведения
- воспитывать гуманное, эмоционально - положительное, бережное отношение к миру природы, умение видеть его красоту и неповторимость
Была разработана программа на основе Кондратьевой Н.Н. «Мы. Программа экологического воспитания детей», которая помогает мне в экологическом образовании детей. И программы экологического воспитания дошкольников С.Н. Николаевой «Юный эколог».
Данная программа разработана в соответствии со следующими нормативными документами:
- Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2013 г. № 1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования»;
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»;
- Постановление Главного государственного санитарного врача Российской федерации от 15 мая 2013 года № 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно эпидемиологические требования к устройству, содержанию режима работы дошкольных образовательных организаций»;
- Устав ОП «ЦРР – д/с «Росинка».
1.3. Принципы и подходы в организации образовательного процесса.
- Соответствует принципу развивающего образования, целью которого является развитие ребенка.
- Сочетает принципы научной обоснованности и практической применимости (соответствует основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики).
- Соответствует критериям полноты, необходимости и достаточности (позволяет решать поставленные цели и задачи на необходимом и достаточном материале, максимально приближаясь к разумному минимуму»).
- Обеспечивает единство воспитательных, обучающих и развивающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста, в ходе реализации которых формируются такие знания, умения и навыки, которые имеют непосредственное отношение к развитию дошкольников.
- Строится с учетом принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников.
- Основывается на комплексно-тематическом принципе построения образовательного процесса.
- Предусматривает решение программных образовательных задач в совместной деятельности дошкольников не только в рамках непосредственно-образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования.
- Предполагает построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми (игра).
- Строится на принципе культуросообразности. Учитывает национальные ценности и традиции в образовании.
Данная программа строится с учетом психологических особенностей и закономерностей развития детей и включает комплекс игровых заданий и упражнений, наглядно – практических методов и приемов, разнообразных комплексов пальчиковой гимнастики.
Система работы предполагает комплексный подход к изучаемой в течение недели теме, что дает возможность многократного повторения изучаемого материала.
Программа предполагает проведение одного занятия в неделю с детьми среднего дошкольного возраста. Продолжительность занятий не более 20 минут. Общее количество занятий в год - 32. С детьми среднего дошкольного возраста целесообразно проводить занятия во второй половине дня в форме кружка, в виде игры, но игры поучительной. Именно в игре дети хорошо усваивают основные правила поведения в природе. Из каждого игрового занятия дети должны вынести определенный урок, который запомнится им, будет применяться в определенный момент.
1.4. Формы работы кружка.
Занятия
Беседы
Целевые прогулки
Дидактические игры
Сюжетно- ролевые игры
Чтение художественной литературы
Тестирование
Наблюдение
Подвижные игры
Ведение дневника наблюдений
Участие в экологических мероприятиях: праздниках, экскурсиях.
В группе предполагается оборудование уголка природы для игр, ухода и наблюдения за растениями, мини – лаборатория для экспериментирования. Настольные дидактические атрибуты для подвижных игр используются детьми, как в повседневной жизни, так и для проведения конкурсов, развлечений и других мероприятий по формированию у детей экологического сознания, умений и навыков наблюдения за природными объектами и явлениями.
1.5. Краткая характеристика возрастных особенностей детей.
- познавательном развитии 4-5 летних детей характерна высокая мыслительная активность. Четырёх - летние «почемучки» интересуются причинно-следственными связями в разных сферах жизни (изменения в живой и неживой природе, происхождение человека), профессиональной деятельностью взрослых и др., то есть начинает формироваться представление о различных сторонах окружающего мира. К 5-ти годам более развитым становится восприятие. Возрастает объем памяти. Дети запоминают до 7-8 названий предметов. Начинает складываться произвольное запоминание: дети способны принять задачу на запоминание, помнят поручения взрослых, могут выучить небольшое стихотворение и т.д. Начинает развиваться образное мышление. Дети оказываются способными использовать простые схематизированные изображения для решения несложных задач. Увеличивается устойчивость внимания. Ребенку оказывается доступной сосредоточенная деятельность в течение 15-20 минут.
Так как формирование у детей ответственного отношения к природе – сложный и длительный процесс, поэтому я думаю, что целью экологического воспитания должно стать формирование человека нового типа с новым экологическим мышлением, способным осознавать последствия своих действий по отношению к окружающей среде и умеющего жить в относительной гармонии с природой.
1.6. Планируемые результаты освоения Программы.
Образовательный:
1. Должны знать и соблюдать элементарные правила поведения в природе
2.Проявлять интерес к природным явлениям и объектам.
Воспитательный:
Воспитывать бережное, доброжелательное отношение к природе, проявлять творчество.
Педагогическая диагностика проводится на основе «Мониторинга показателей развития ребенка дошкольного учреждения» - сентябрь – вводная, январь – промежуточная (для детей с низким уровнем развития), май – итоговая.
II. Содержательный раздел
2.1. Содержание учебной программы
Наименование разделов и тем | Количество занятий |
Овощи и фрукты на нашем столе | 3 |
Наши любимы питомцы – домашние животные | 3 |
Комнатные растения – спутники жизни | 2 |
Лесные жители | 4 |
Птицы – наши друзья | 4 |
Защитим природу | 4 |
Твой дом – твое здоровье | 3 |
Волшебница вода | 2 |
Что растет в лесу | 3 |
Итоговый | 4 |
Всего занятий | 32 |
2.2. Перспективный план работы кружка
Раздел 1 «Овощи и фрукты на нашем столе» | |||
Дата проведения | Тема | Цель | |
1 неделя сентября | Мониторинг | ||
2 неделя сентября | |||
3 неделя сентября | К ребятам приходит Айболит. Д/И «Угадай на вкус» | Воспитывать интерес детей к своему здоровью и желание его поддерживать витаминизированной пищей – овощами и фруктами. Уточнять и расширять представление детей об отличительных особенностях овощей и фруктах. | |
4 неделя сентября | Рассматривание и сравнение овощей и фруктов» Изготовление пособия для игры «Вершки и корешки» | Расширять знания детей о характерных свойствах овощей и фруктов. Уточнить, кто и где выращивает овощи и фрукты. | |
Раздел 2 «Наши любимы питомцы – домашние животные» | |||
1 неделя октября | Заучивание стихотворения «Юлиан, Тувим и овощи» | Закреплять знания об овощах через художественное слово. | |
2 неделя октября | В гостях у курочки Рябы (знакомство с кошкой и собакой) | Уточнить и расширить представления детей о кошке и собаке как о домашних животных | |
3 неделя октября | Животные – наши помощники. Чтение рассказа В.Соловьева «Щенок был очень одинок» | Формировать у детей представление о том, что животные приносят человеку пользу, человек ухаживает за ними – поит, кормит. | |
4 неделя октября | Хомячок золотистый. Рисование по шаблону «Хомячок» | Познакомить детей с повадками хомячка, учить детей доброте, сочувствовать животным, живущим в клетках, заботливому отношению к ним. Учить равномерно закрашивать. | |
Раздел 3 «Комнатные растения – спутники жизни» | |||
1 неделя ноября | Рассматривание и сравнение комнатных растений. Работа с моделью «Строение растения» | Закрепить знания детей о комнатных растениях, учить детей описывать внешний вид растения, умение ухаживать за ним. | |
2 неделя ноября | Практическое занятие «Как поливать растение» | Закрепить знание структуры трудового процесса, обучить детей практическим навыкам поливки, воспитывать отношение к растениям как к живым существам. | |
Раздел 4 «Лесные жители» | |||
3 неделя ноября | Кто живет в лесу. Рассматривание картин из серии «Картины из жизни диких животных» | Расширить представление детей о лесе, дать первоначальные реалистические знания о том, что в лесу живут разные животные, учить различать их по особенностям внешнего вида. | |
4 неделя ноября | Как лесные жители готовятся к зиме. Чтение рассказов Т.А. Шорыгина «Заяц», «Еж», «Белка», «Лиса», «Волк», «Медведь». | Дать детям представление о том, что лес – это среда обитания диких зверей, развивать у детей представление о последовательности событий в жизни лесных зверей – от лета к зиме. | |
1 неделя декабря | Ребятам о зверятах. Д/И «Чьи ушки и хвостики?». Д/И «Кто как зимует» | Закреплять знания детей о том, как тяжело бывает зимой зверям, умение сочувствовать лесным обитателям. | |
2 неделя декабря | Комплексное занятие «Рисуем животных – создаем книгу по мотивам рассказов Е.И. Чарушина. | Воспитывать у детей понимание того, что в ярких впечатлениях от природы можно интересно рассказывать, их можно отображать в рисунках. | |
Раздел 5 «Птицы – наши друзья» | |||
3 неделя декабря | Какие разные птицы. Д/И «Узнай по описанию» | Способствовать развитию умения составлять рассказы о птицах, выделяя отличительные признаки их внешнего вида и поведения. | |
4 неделя декабря | Покормите птиц зимой… Изготовление кормушек (совместно с родителями) | Расширить знания детей о жизни птиц зимой: об их внешнем виде, питании, воспитывать заботливое отношение к ним | |
3 неделя января | Подвижные игры с элементами имитации: «Птицы», «Мир птиц», «Сова», Д/И «Накорми птиц». | Продолжать знакомить детей с поведением птиц, развивать познавательные способности, учить передавать повадки птиц языком движений | |
4 неделя января | Заучивание стихотворения «Воробышки» В. Звягина. | Знакомство детей чс зимующими птицами через художественное слово | |
Раздел 6 «Защитим природу» | |||
1 неделя февраля | Все нужны друг другу в лесу | Формировать у детей представление о лесе как о сообщности, в котором живут вместе растения и животные и все нужны друг другу. Учить правильно вести себя в лесу. | |
2 неделя февраля | Экологическая викторина «Знатоки природы»: загадки, стихи, вопросы о природе. | Закрепить знания детей о природе, воспитывать любовь к природе и бережное отношение к ней. | |
3 неделя февраля | Беседа: учитесь жалеть и беречь». Д/и «Найдите правильный ответ» | Учить отличать хорошие добрые поступки от иных, воспитывать желание по- доброму относиться к природе, умение сочувство-вать, сопереживать | |
4 неделя февраля | Беседа «Все нужны на Земле». Д/и «Кто где живет и почему» | Способствовать развитию у детей эмоционально- положительного, экологически- правильного отношения ко всем живым существам. | |
Раздел 7 «Твой дом - твое здоровье» | |||
1 неделя марта | Если хочешь быть здоров… | Сформировать представление о приспособляемости человека к весенним условиям жизни, познакомить с правилами поведения при простуде. | |
2 неделя марта | Беседа «Как люди заботятся о своем здоровье весной?» | Формировать представление детей о теле, о назначении отдельных его частей и органов. Объяснить, что нужно делать, чтобы быть здоровым весной. | |
3 неделя марта | Заучивание отрывка из книги К. Чуковского «Мойдодыр» | Продолжать заботиться о своем здоровье через художественное слово | |
Раздел 8 «Волшебница зима» | |||
4 неделя марта | «Кому нужна вода» - прослушивание записи детской оперы «Мойдодыр» Ю. Левитина «Гимн воды» (фрагмент) | Сформировать представление о том, что вода важна для всех живых существ. Без нее не могут жить животные, растения, человек. Чистую воду надо экономить – зря не лить, закрывать кран. | |
1 неделя апреля | Эксперименты с водой – «Такая разная вода». Подвижная игра «Ручеек». Выдувание мыльных пузырей | Обобщить представления детей об агрегатном состоянии воды в разные времена года. Различать и называть явления природы: дождь, роса, снег, ручеек, лужи и т.д. | |
Раздел 9 «Что растет в лесу?» | |||
2 неделя апреля | Что растет в лесу. Д/и « Лото» (грибы, ягоды) | Дать детям первоначальные представления о лесе: влесу растет много разных растений, кустарников, ягод и грибов. Учить отмечать красоту леса на картинках, рассказать, кто их пишет. | |
3 неделя апреля | Посадка лука. Эксперимент «Как растет лук в разных условиях» (свет, вода, тепло, холод, темнота) | Вызывать у детей познавательный интерес к выращиванию лука, желанию наблюдать за изменениями в луковицах и зависимости от условий, делать зарисовки. | |
4 неделя апреля | Путешествие в весенний лес. Работа с явлениями «Признаки весны» | Продолжить формировать умение находить связи между изменениями в неживой и живой природе, увеличение количества осадков, много света и тепла, поэтому все растет быстро. | |
Раздел 10 « Итоговый» | |||
1 неделя мая | Выставка работ «Мы любим природу» | Продолжать формировать знания детей о природе через изодеятельность. | |
2 неделя мая | Экологический праздник - стихи, песни, игры о природе, животных, растениях и др. | Доставить детям радость, закреплять полученные знания через музыку | |
3неделя мая | Подведение итогов. Мониторинг | ||
4 неделя мая | Обработка результатов мониторинга |
2.3. График проведения мониторинга
Дата проведения | Цель |
1 неделя сентября
| Выявить знания детей о природе, характерных признаках окружающей среды, умение ребенка осуществлять уход за растениями, изучить особенности понимания ребенком целостности природных объектов |
2 неделя сентября |
2.4. Требования к уровню подготовки воспитанников
возраст | Иметь знания | Иметь представления |
Средний дошкольный возраст | - несколько видов растений, деревьев, цветов, ягод, фруктов, овощей, грибов - о сезонных изменениях в природе - о временах года и их признаках | - о домашних и диких животных, рыбах, насекомых - о космосе, о Земле, Луне, Солнце, о звездах и планетах, о значении природы в жизни человека - выполнять привала поведения в природе |
Способы проверки знаний, умений, навыков. Педагогическая диагностика проводится 2 раза в год – сентябрь (вводная), май (итоговая).
III. Организационный раздел.
3.1. Список детей кружка
1-я подгруппа | 2-я подгруппа |
1. Колесников Арсений 2. Григорьев Влад 3. Овчинникова Вероника 4. Данкин Захар 5. Оськин Захар 6. Кузькин Павел 7. Ивашкина Юля 8. Канайкина Ульяна 9. Лопасова Мариам 10. Сурдяев Артем | 1. Илькаева Василиса 2. Дворецкова Алена 3. Шушпанова Саша 4. Китов Савва 5. Солонин Данил 6. Исанина Вероника 7. Крайнова Даша 8. Фирсткина Даша 9. Чекашкин Максим 10. Оськин Максим |
3.2. График работы кружка
День недели | Время работы | Количество детей | Возраст детей | Руководитель |
Четверг | 15.40-16.00 | 10 человек (подгруппа) | 4-5 лет | воспитатель Потапушкина Г.И. |
Вторник | 15.40-16.00 |
3.3. Список средств обучения
- Учебно – наглядные пособия (плакаты, атрибуты для подвижных игр, картинки с изображением природы, животных, растений, картинки с ситуациями, картины из серии «Домашние и дикие животные»
- Оборудование для проведения экспериментальной работы.
3.4.Список использованной литературы
1.Кондратьева Н.Н. «Мы. Программа экологического воспитания детей», Санкт – Петербург, «Детство- пресс», 2001г.;
2.Николаева С.Н. «Методика экологического воспитания в детском саду», Москва, «Просвещение», 1999 г.;
3.Молодова Л.П., «Игровые экологического занятия с детьми», Минск, «Ассар», 1996 г.;
4.Воронкевич О.А. «Добро пожаловать в экологию», «детство – пресс», Санкт – Петербург, 2006 г.;
5.Фесюкова Л.Б. «Времена года. Комплексные занятия», Харьков, творческий центр, 2008 г.;
6.Грекова Л.И. «В союзе с природой. Эколого – природоведческие игры и развлечения с детьми», Москва-Ставрополь, «Илекса», «Сервис – школа», 2000;
7.Масленникова О.М. «Экологические проекты в детском саду», Волгоград, издательство «Учитель», 2009 г.;
8.Шорыгина Т.А. «Какие звери в лесу? Путешествие в мир природы и развитие речи», Москва, издательство «Гном и Д», 2000 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительная общеразвивающая программа познавательно- исследовательской деятельности «Почемучки»
Дети по природе своей исследователи. Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире традиционно рассматрива...
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА ПОЗНАВАТЕЛЬНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ «ЮНЫЙ ЭКОЛОГ»
Данная программа направлена на формирование экологической культуры дошкольников, на расширение знаний о неживой природе, на обучение детей понимать причинно-следственные связи в окружающем мире. Рабоч...
Кружковая работа. Дополнительная общеразвивающая программа по экологическому воспитанию для детей 5-7лет «Юный эколог»
Пояснительная записка«Мир, окружающий ребенка – это,прежде всего, мир природы,с безграничным богатством явлений,с неисчерпаемой красотой.Здесь, в природе, вечный источникдетского разума&ra...
Дополнительная образовательная программа познавательно-исследовательской направленности «Познавай-Ка»
Развитие познавательной сферы детей младшего дошкольного возраста через включение в процесс экспериментирования....
Дополнительная общеразвивающая программа естественнонаучной направленности «Юные Экологи» (базовый уровень)
Дошкольный возраст – самоценный этап в развитии экологической культуры личности. В этом возрасте ребёнок начинает выделять себя из окружающей среды, развивается эмоционально-ценностное отношение...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа познавательно-исследовательской направленности «Сенсорное развитие детей через различные виды деятельности»
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа познавательно-исследовательской направленности «Сенсорное развитие детей через различные виды деятельности»Аннот...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа познавательно-исследовательской направленности «Весёлый счёт» для детей 3-5 лет (на 2 учебных года)
составлена на основе программы «Игралочка» Л.Г. Петерсон, Е.Е. Кочемасова, М.: Ювента, 2014 г.Главной целью программы является всестороннее развитие ребёнка: развитие его мотивационной сфе...