Конспект фронтального занятия "Пересказ рассказа Н. Сладкова "Осень на пороге" с использованием магнитной доски" для детей 5-6 лет с нарушениями речи.
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа)
Логопедическое занятие "Пересказ рассказа Н. Сладкова "Осень на пороге" с использованием магнитной доски" для детей 5-6 лет с нарушениями речи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ovoshchi.docx | 14.59 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Составление описательного рассказа об овощах с опорой на схему.
Цель: Составить описательный рассказ об овощах с опорой на схему.
Задачи:
Образовательные:
- учить детей составлять рассказ с опорой на схему описания;
- соотносить внешний вид овощей с геометрическими формами;
- учить узнавать овощи по описанию;
- активизировать словарь по теме «Овощи».
Коррекционно-развивающие:
- развивать у детей умение отвечать на вопросы полным предложением;
- развивать внимание и мышление, обращая внимание на детали в описании.
Воспитательные:
- воспитывать у детей аккуратность и гигиенические навыки.
Оборудование: картинки с изображением овощей, схема описания овощей и фруктов, геометрические фигуры (круг, овал, треугольник) по количеству детей.
Предварительная работа: рассматривание овощей и картины «Натюрморт». Аппликация «Корзина с овощами» Лепка овощей из пластилина. Чтение русской народной сказки «Вершки и корешки», стихотворения Ю. Тувима «Овощи». Игра «Угадай на вкус» (с использованием натуральных овощей).
План занятия
- Организационный момент
- Подготовительный этап
- Пальчиковая гимнастика
- Загадки «Подарки осени»
- Сообщение темы
- Основная часть
- Игра «Узнай по описанию»
- Игра «На что похоже?»
- Знакомство со схемой описания.
- Образец рассказа
- Физкультминутка
- Рассказы детей
- Итог
ХОД ЗАНЯТИЯ
Этап | Содержание | Речевой материал | Оборудова-ние | Примечание |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
I.Организа-ционный момент | Учитель-логопед приветствует детей.
| |||
II. Подготови-тельный 1. Пальчико-вая гимнастика | «Хозяйка однажды с базара пришла» Хозяйка однажды с базара пришла, («Шагают» пальчиками по столу) Хозяйка с базара домой принесла Картошку, капусту, морковку, горох, петрушку и свеклу (Загибают по одному пальчику на строчку на обеих руках) Ох! (Хлопок) Вот овощи спор завели на столе – Кто лучше, вкусней и нужней на земле. (Попеременные удары кулачками и ладонями). Картошка? Капуста? Морковка? Горох? Петрушка иль свекла? (Загибают пальчики на обеих руках). Ох! (Хлопок) Хозяйка тем временем ножик взяла И ножиком этим крошить начала (Стучат ребром каждой ладони по столу) Картошку, капусту, морковку, горох, петрушку и свеклу. (Загибают пальчики) Ох! (Хлопок) Накрытые крышкой, в душном горшке Кипели, кипели в крутом кипятке (Ладони складывают крест-накрест на столе). Картошка, капуста, морковка, горох, петрушка и свекла (Загибают пальчики) Ох! (Хлопок) И суп овощной оказался неплох! (Показывают, как едят суп). | Дети выполняют за учителем-логопедом | ||
2. Загадки «Подарки осени» | - Это подарки Осени. А что в корзинке вы должны догадаться сами, отгадав загадки: - Как одним словом мы можем назвать подарки Осени, которые лежат в корзинке? | 1. Желтый бок, круглый бок – Сидит на грядке колобок (Репка) 2. Сидит дед, во сто шуб одет (Лук) 3. Красная девица сидит в темнице, А коса на улице (Морковь). Овощи | Корзинка с овощами | Учитель- логопед показывает корзину, прикрытую салфеткой. Учитель- логопед снимает салфетку и показывает детям овощи. |
III. Сообщение темы | - Сегодня мы с вами будем учиться рассказывать об овощах. | Учитель-логопед снимает салфетку и показывает детям овощи | ||
IV. Основная часть 1.Игра «Узнай по описанию» | - Узнайте овощи по описанию. 1.Круглый, красный, сочный, полезный, мягкий? 2. Овальный, зеленый, вкусный, шершавый, твердый? 3.Треугольная, оранжевая, твердая, вкусная, хрустящая? | Помидор Огурец Морковь | Картинки: Помидор Огурец Морковь Капуста Лук Свекла
| Дети узнают по описанию овощи, а логопед выставляет картинки с их изображе-ниями на наборное полотно |
Этап | Содержание | Речевой материал | Оборудова-ние | Примечание |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
4. Круглая, зеленая, твердая, сочная? 5. Круглый, жгучий, твердый, витаминный? 6. Круглая, бордовая, твердая, полезная? | Капуста Лук Свекла | |||
2. Игра «На что похоже?» | Учитель-логопед предлагает детям подойти к наборному полотну и поставить свою форму к тому овощу, к которому она подходит. | При этом обязательно свои действия нужно сопровождать речью: «Треугольник подходит к моркови – она треугольная по форме» и т.д. ________ Капуста похожа на круг. __________ Огурец похож на овал . и т.д. | На столах у детей находятся геометриче-ские фигуры: треугольник, овал, круг. | |
3. Знакомство со схемой описания. | Учитель-логопед знакомит детей с каждым условным обозначением, рассказывает о том, как схема будет помогать детям составлять рассказы об овощах. (приложение) | План рассказа: 1.Что это за предмет? 2. Где растет (сад, лес, огород)? 3. Какой овощ на вкус? Какой на ощупь? 4. Какой формы овощ? 5. Какого цвета овощ? 6. Что можно приготовить из овоща? | Схема описания | |
Этап | Содержание | Речевой материал | Оборудова-ние | Примечание |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
4. Образец рассказа | - Послушайте мой рассказ, который я составила с помощью этой схемы-помощницы. | Это помидор. Помидор – это овощ. Он растет в огороде, на грядке. Помидор – это вкусный, сочный и сладкий овощ. На ощупь он мягкий. Помидор круглый, красного цвета. Из помидоров можно приготовить салат, их можно солить и есть сырыми. | ||
Учитель-логопед предлагает детям пересказать услышанный рассказ. | ____________ Это помидор. Помидор – это овощ. Он растет в огороде, на грядке. Помидор – это вкусный, сочный и сладкий овощ. На ощупь он мягкий. Помидор круглый, красного цвета. Из помидоров можно приготовить салат, их можно солить и есть сырыми. | |||
V. Физкульт-минутка | Огород у нас в порядке – Мы весной вскопали грядки. Мы пололи огород, Поливали огород. (Действия по тексту) В лунках маленьких не густо Рассадили мы капусту (Сажают) Лето все она толстела, (Показывают руками круг перед собой) Разрасталась вширь и ввысь. (Руки в стороны, а затем вверх) А теперь ей тесно белой, (Руки разведены в стороны). Говорит – посторонись! (Отталкивающие движения руками) | Выполне-ние движений по тексту стихотво-рения | ||
Этап | Содержание | Речевой материал | Оборудова-ние | Примечание |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
VI. Рассказы детей | Учитель-логопед предлагает еще несколько аналогичных образцов рассказов о других овощах (огурец, морковь) Дети пересказывают их. | Это огурец. Огурец – это овощ. Он растет в огороде, на грядке. Огурец – это вкусный, сочный овощ. На ощупь он твердый. Огурец похож на овал, зеленого цвета. Из огурцов можно приготовить салат, их можно солить и есть сырыми. и т.д. | ||
VII. Итог | -Какой подарок прислала нам щедрая Осень? - Что можно сказать об овощах? | Щедрая осень прислала нам овощи. Они вкусные, полезные, витаминные. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект открытого занятия "Пересказ рассказа "Мишка" по серии сюжетных картинок"
Пересказ рассказа "Мишка" по серии сюжетных картинок...
Конспект фронтального занятия по развитию лексико – грамматических категорий по теме "Зима" для детей с ОНР
Тема: «Зима».Цель: Уточнение, расширение и активизация словаря детей по теме.Задачи:Коррекционно – образовательные: - обогащать словарь детей по теме; - уточнять и расширять представления де...
Конспект фронтального занятия по формированию лексико - грамматической компетенции в старшей группе для детей с ОНР
Конспект фронтального занятия по формированию лексико - грамматической компетенции в старшей группе для детей с ОНР подготовлен в помощь воспитателям коррекционных групп и молодым учителям - логопедам...
«Способы словообразования».Конспект фронтального занятия по формированию лексико-грамматических категорий в старшей группе для детей с ОНР
Целью данного занятия является закрепление знания детей с ОНР о разных способах словообразования . Мною поставлены следующие задачи: закрепить умение образовывать уменьш...
Ранняя профориентация с использованием лэпбука для детей дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи
laquo;Лэпбук» - в дословном переводе с английского языка означает «книга на коленях», представляет собой папку или другую прочную картонную основу, на которую наклеены маленькие кни...
КОНСПЕКТ фронтального занятия по обучению грамоте в старшей группе компенсирующей направленности для детей с ОНР (в рамках лексической темы: «Сад. Фрукты»)
На занятии обучающиеся знакомятся с понятиями "звук"-"слово", "звук"-"буква", закрепляют артикуляционно-акустическую характеристику звука [C], знакомятся ...
Конспект фронтального занятия "Пересказ рассказа Н. Сладкова "Осень на пороге" с использованием магнитной доски" для детей 5-6 лет с нарушениями речи.
Логопедическое занятие "Пересказ рассказа Н. Сладкова "Осень на пороге" с использованием магнитной доски" для детей 5-6 лет с нарушениями речи....