Конспект фронтального занятия по формированию лексико - грамматической компетенции в старшей группе для детей с ОНР
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа) на тему

Ракитянская Елена Николаевна

Конспект фронтального занятия по формированию лексико - грамматической компетенции в старшей группе для детей с ОНР подготовлен в помощь воспитателям коррекционных групп и молодым учителям - логопедам.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_zanyatiya.doc34.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект фронтального занятия по формированию

лексико – грамматических представлений у детей с ОНР  

(на материале лексических тем «Осень», «Деревья»,  «Овощи», «Фрукты», «Грибы»)

(старшая возрастная группа, первый год обучения)

Цели: совершенствовать навык образования и употребления относительных прилагательных; упражнять в согласовании прилагательных с существительными в роде и числе; закрепить навык употребления в самостоятельной речи предлогов В, НА, ПОД; совершенствовать навык употребления форм косвенных падежей существительных в единственном числе; активизировать глагольный и предметный словарь; совершенствовать навык развёрнутого ответа на вопрос педагога; развивать внимание, мышление, общую моторику.

Оборудование: сюжетные картины по темам «Осень», «Приусадебный участок», «Лес»; предметные картинки с изображениями «загадочных плодов», овощей и фруктов; вырезанные из разноцветной бумаги листья; ветка; ёжик; корзинка; муляжи грибов; опорные картинки для составления предложений; портрет старичка; предметные картинки с изображениями кастрюли, салатницы, стакана, банки; клубок.

Ход занятия:

1. Организационный момент: чтение стихотворения об осени, игра «Кто внимательнее?» (создание эмоционального фона, развитие внимания, мышления, активизация предметного словаря).

- Сегодня мы с вами отправимся в путешествие. А кто нас пригласил, вы узнаете, послушав стихотворение. Закройте глаза и попробуйте представить себе картину, которую рисует поэт.

                                        Поспевает брусника,                Стаи птиц улетают

                                        Стали дни холоднее,                 За далёкое море…

                                        И от птичьего крика                  И деревья стоят

                                        На душе всё грустнее…            В разноцветном уборе….

- О каком времени года говорится в стихотворении? Что вам подсказало, что в стихотворении говорится об осени? Сегодня Осень хочет попрощаться с нами и приглашает нас в своё царство. Она приготовила нам задания и просит выполнить их. А вот и первое задание. Посмотрите внимательно на картинку, послушайте слова и хлопните в ладоши, если слово подходит к картинке: листопад, разноцветные листья, серые облака, снегопад, журавлиный клин, коньки, пасмурный день, моросящий дождь, зонтик.

- Молодцы! Вы были очень внимательными и справились с первым заданием Осени.

2. Объявление темы (развитие слухового внимания).

- Ребята, чтобы мы с вами не заблудились в царстве Осени, она прислала нам волшебный клубочек. Он покажет нам дорогу. Давайте бросим его и отправимся в путь.

3. Игра «Осенний букет» (активизация словаря по лексической теме «Деревья», образование относительных прилагательных, согласование прилагательных с существительными в роде и числе,  совершенствование навыка развёрнутого ответа на вопрос педагога).

- Куда же привёл нас волшебный клубочек? Да, мы попали в осенний лес. И Осень предлагает вам украсить ветку и рассказать, какие листочки она нам подарила.

4. Игра «Грибники» (активизация словаря по лексической теме «Грибы», употребление предлогов, совершенствование навыка развёрнутого ответа на вопрос педагога).

- А что же ещё дарит нам осенний лес? Правильно, в лесу можно набрать полную корзину грибов. А вот и ёжик. Он принёс нам полную корзинку грибов. Давайте подумаем, где ёжик нашёл грибы? Рассмотрите картинки и составьте предложения.

- Молодцы! Вы справились со сложными заданиями Осени. Давайте прогуляемся по осеннему лесу и немного отдохнём.

Динамическая пауза. Упражнение «Листопад»

(развитие общей моторики, координация речи с движением)

Мы вокруг берёзы весело пойдём,                     Идут по кругу, взявшись за руки

Листьев разноцветных в руки наберём.            Наклоняются, «собирают» листья

Руки вверх поднимем,                                         Встают на носочки, тянутся вверх

Покружимся слегка                                             Кружатся на месте

И подбросим листья вверх под облака!            Делают движение  подбрасывания

5. Игра «Странный урожай» (формирование навыков языкового анализа, употребление формы родительного падежа существительных в единственном числе).

- Постойте, кто – то звонит мне (логопед достаёт телефон и несколько секунд слушает). Подождите, не кричите, всё ещё раз повторите (включается запись голоса старичка – огородника).

- Ребята, поможем дедушке Егору разобраться, что же произошло? Давайте поспешим к нему на приусадебный участок.

- Посмотрите, что за странный урожай? Как вы думаете, почему так произошло? Из чего получился грумидор? Баклачок? Моркофель? Редисвёкла? Банагорох? Грутыква? Сливамон?

6. Игра «Повара» (образование относительных прилагательных, согласование прилагательных с существительными в роде и числе, совершенствование навыка развёрнутого ответа на вопрос педагога).

- Вы помогли разобраться со странным урожаем дедушки Егора. Давайте теперь подумаем и расскажем, что можно приготовить из овощей и фруктов?

- Молодцы, вы выполнили все задания! Нам пора возвращаться домой.

7. Итог занятия, оценка деятельность детей (развитие мышления, речевой активности детей, активизация самостоятельной речевой деятельности детей).

- Куда пригласила нас сегодня Осень? Осень – это хорошо или плохо? Почему?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект фронтального логопедического занятия по формированию лексико-грамматических категорий в старшей группе для детей с ОНР

Предлагаю конспект занятия, стержень которого стихотворный текст, ведь поэзия является уникальным средством развития фонематического слуха. Оно представляет собой маленький поэтический спектакль, кото...

КОНСПЕКТ ФРОНТАЛЬНОГО ЗАНЯТИЯ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКИХ КАТЕГОРИЙ в старшей логопедической группе для детей с ТНР Тема: «Ранняя весна».

КОНСПЕКТ ФРОНТАЛЬНОГО ЗАНЯТИЯПО ФОРМИРОВАНИЮ ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКИХ КАТЕГОРИЙв старшей логопедической группе для детей с ТНР Тема: «Ранняя весна»....

Конспект занятия по формированию лексико – грамматических категорий в старшей группе для детей с ОНР. Тема: «Ранняя весна». Предлог «БЕЗ».

Материал полезен коллегам, которые работают в группах компенсирующей и комбинированной  направленности для детей с тжелыми нарушеними речи....

Конспект подгруппового занятия по формированию лексико-грамматических представлений в старшей группе для детей с ТНР. Тема: «Транспорт».

конспект подгруппового занятия по формированию лексико-грамматических представлений в старшей группе для детей с ТНР по теме "Транспорт"...

«Способы словообразования».Конспект фронтального занятия по формированию лексико-грамматических категорий в старшей группе для детей с ОНР

Целью данного занятия является  закрепление знания детей с ОНР о разных способах словообразования . Мною поставлены следующие задачи: закрепить умение образовывать уменьш...

Конспект интегрированного фронтального занятия по формированию лексико-грамматических категорий в старшей группе. "В гостях у Пугала"

Цели: - формирование лексико-грамматических категорий по лексической теме «Овощи».Задачи:Коррекционная·        закрепление  знаний детей...

Конспект итогового занятия по формированию лексико- грамматических категорий в старшей группе для детей с тяжелыми нарушениями речи "Весёлое путешествие"

Материал предназначен для педагогов, работающих  над проблемой преодоления речевых нарушений у старших дошкольников с ОНР....