«Способы словообразования».Конспект фронтального занятия по формированию лексико-грамматических категорий в старшей группе для детей с ОНР
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа) на тему
Целью данного занятия является закрепление знания детей с ОНР о разных способах словообразования . Мною поставлены следующие задачи: закрепить умение образовывать уменьшительно-ласкательную форму существительных единственного числа. Учить детей согласовывать имена существительные с прилагательными в единственном числе. Развивать у них навык образовывать и согласовывать притяжательные прилагательные с существительными. Активизировать словарь по теме «Дикие животные». Предлагаемые дидактические игры и упражнения направлены также и на развитие внимания, памяти, мышления, зрительного восприятия. Детям предлагаются разнообразные упражнения направленные на развитие у них мелкой моторики, координации речи с движением
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
конспект фронтального логопедического занятия | 30.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект фронтального занятия по формированию лексико-грамматических категорий в старшей группе для детей с ОНР
Богачева В.Г., учитель-логопед МБДОУ детский сад № 141 «Солнышко»
Тема «Способы словообразования»
Цель: закрепить знания детей с ТНР о разных способах словообразования
Задачи:
- Закрепить навык образовывать уменьшительно-ласкательную форму существительных единственного числа.
- Закрепить умение согласовывать имена существительные с прилагательными в единственном числе.
- Развивать навык образовывать и согласовывать притяжательные прилагательные с существительными.
- Активизировать словарь детей по теме «Дикие животные».
- Развивать внимание, память, мышление, зрительное восприятие.
- Развивать мелкую моторику, координацию речи с движением
Оборудование.
Картина с изображением лесной полянки. Магнитная доска, набор магнитов. Плоскостные изображения лисы, белки, волка, медведя, ежа. Игрушки – заяц, лось. Разрезные на 4 части картинки с изображением фруктов, ягод.
Контурные изображения яблок, груш, малины, земляники, грибов (на каждого ребенка). Цветные карандаши.
1. Организационный момент.
Логопед: Приглашаю вас, ребята, в волшебный лес. Но чтобы попасть в него, надо ласково назвать кого-нибудь из детей группы по имени:
Дидактическое упражнение «Ласковые имена»: Кирилл – Кирюша, Соня – Сонечка, Маша – Машенька и т.д.
2. Логосказка «Лесная сказка»
Логопед выставляет на стол игрушки – зайца и лося.
Логопед: Как-то на зеленую лесную поляну прискакал серый заяц и стал хвастаться перед лесными жителями, собравшимися под старой раскидистой елью:
-Я не заяц, я зайчище.
У меня не глаза, а глазищи,
Не зубы, а зубищи,
не усы, а усищи,
не хвост, а хвостище,
не лапы, а лапищи.
Старый мудрый лось услышал зайца и очень удивился.
-Какой же ты заяц хвастунишка. Ты же маленький. Ребята, как правильно должен был сказать заяц о себе?
Логопед начинает предложение, дети его заканчивают:
У тебя не глазищи, а ….(глазки)
не зубищи, а ….(зубки)
не усища, а….., (усики)
не хвостище, а ….(хвостик),
не лапищи, а ….(лапочки).
Стало зайцу стыдно и решил он, что никогда больше не будет хвастаться.
Логопед: Вдруг появилась тучка и пошел сильный дождь
3. Пальчиковая гимнастика:
Капля, раз, капля два, пальчиком правой руки
Капли медленно сперва, медленно постукивают
Стали капли поспевать, по ладошке левой руки.
Капля каплю догонять: Темп постепенно ускоряется.
Кап-кап-кап….
Попрятались звери кто куда.
Логопед: Ежик спрятался под корнями старой ели. Когда дождик закончился, он отправился искать друзей. Ребята, давайте поможем ему найти их.
(Дети отвечают);
-Я вижу заячьи уши. Значит за кустом спрятался заяц…
-Я вижу беличий хвост. Значит, в дупле сидит белка.
- Я вижу лисью голову. Значит в норе прячется лиса.
- Я вижу медвежью спину. Значит в малине сидит медведь.
Логопед: Позовем их к нам ласково.
4.Дидактическая игра «Скажи ласково».
Заяц-зайчик, лиса-лисичка, волк – волчок, еж – ежик, кабан – кабанчик, белка – белочка, лиса-лисичка. (магнитной доске вывешиваются карточки с изображениями «найденных» животных).
5.Дидактическая игра «Плоды»
Логопед. Ребята, в конвертах, которые лежат перед вами на столах, нарисованы любимые лакомства лесных жителей. Но дождь намочил бумагу и ветер разорвал их. Нужно правильно сложить и назвать лакомства диких животных..
Дети складывают разрезные картинки и составляют словосочетания: красное яблоко, красная малина, коричневая шишка, коричневые желуди, коричневый гриб, красная земляника, красная груша, желтая слива и т.д.
Логопед. Молодцы, все правильно сделали. А теперь можно и отдохнуть под этой старой елью..
6. Физкультминутка. «В зеленом лесу»
В зеленом, зеленом, зеленом лесу Дети маршируют.
Зеленый листок, как флажок, я несу. Вытягивают правую руку вперед.
Зеленая шишка под елкой лежит. Наклон вперед, берут «шишку»
Зеленая музыка где-то звучит. прикладывают правую ладошку к правому уху, затем левую к левому.
Зеленый кузнечик в зеленой траве Прыжки на двух ногах.
играет зеленую песенку мне Имитируют игру на скрипке.
Логопед: Ой, белочка, почему ты грустишь?
Белочка: «Дождик смыл краски с рисунков, и они стали бесцветными и некрасивыми».
(На столах детей лежат карточки с контурными изображениями овощей и фруктов и разноцветные кружки).
Дети раскрашивают картинки устно. Например, ребенок говорит «Это зеленый огурец, зеленая капуста, зеленый перец, зеленый горох, зеленое яблоко и т.д».
Логопед: Хорошо в лесу! Но пора и возвращаться. Мудрый лось предупредил меня, что вернуться мы сможем, если правильно выполним его задание.
8.Дидактическая игра «Чей, чья, чье?»
Логопед. Загадайте какое-нибудь дикое животное. Из этого набора кругов и треугольников выберите те фигуры, цвет которых соответствует окраске задуманного вами животного.
Например, оранжевый круг, оранжевый овал, оранжевые треугольники. Ребенок вешает на магнитной доске круг – и говорит: «Это лиса». Затем прикладывает к кругу овал – рыжий лисий хвост, треугольники - рыжие лисьи уши, рыжие лисьи лапы.
Второй ребенок - серый волк- серый волчий хвост, серая волчья лапа, серое волчье ухо и т.д.
9. Итог. Логопед: Мы снова дома. Что вам запомнилось больше всего? (Дети вспоминают, кого они видели на лесной полянке и в какие игры играли) А что понравилось? (Ответы детей). Давайте все это расскажем тем ребятам, которых не было с нами!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект открытого занятия по формированию лексико-грамматического строя речи в старшей группе Тема: «День рождения в Лесу»
Программные задачи:формировать умение употреблять предлоги в, на, под, в простом распространенном предложении;уточнить пространственные отношения, выраженные данными предлогами;активизировать, у...
КОНСПЕКТ сюжетного логопедического занятия по формированию лексико-грамматических средств языка в старшей группе для детей с ОНР по теме "Дикие животные средней полосы России"
Тема: “Дикие животные средней полосы России”. Цель: Активизация речемыслительной деятельности дошкольников, развитие интереса к окружающему миру.Задачи: Коррекционно-образовательныеПознакомить де...
Конспект занятия по формированию лексико – грамматических средств языка в старшей группе для детей с ТНР.
Конспект занятия по формированию лексико – грамматических средств языка в старшей группе для детей с ТНР.Тема: «Транспорт»Цель: закрепить и обобщить знания о транспорте.Задачи: - уточнение ...
Конспект фронтального логопедического занятия по формированию лексико-грамматических средств языка в старшей группе
Словообразование...
Конспект открытого фронтального логопедического занятия по формированию лексико-грамматического строя речи в старшей группе детей с ОНР
Конспект будет интересен практикующим учителям-логопедам, воспитателям логопедических групп и студентам педагогических заведений....
Конспект фронтального логопедического занятия по формированию лексико-грамматических средств языка в старшей группе компенсирующей направленности для детей с ТНР «Животные жарких стран»
Конспект фронтального логопедического занятия по формированию лексико-грамматических средств языка в старшей группе компенсирующей направленностидля детей с ТНР«Животные жарких стран...
КОНСПЕКТ ПОДГРУППОВОГО ЗАНЯТИЯ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКИХ СРЕДСТВ ЯЗЫКА В СТАРШЕЙ ГРУППЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОНР ТЕМА: «ТРАНСПОРТ»
Формирование лексико-граматических средств языка по теме «Транспорт»....