«Способы словообразования».Конспект фронтального занятия по формированию лексико-грамматических категорий в старшей группе для детей с ОНР
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа) на тему

Богачева Виктория Германовна

Целью данного занятия является  закрепление знания детей с ОНР о разных способах словообразования . Мною поставлены следующие задачи: закрепить умение образовывать уменьшительно-ласкательную форму существительных единственного числа. Учить детей согласовывать имена существительные с прилагательными в единственном числе. Развивать у них  навык образовывать и согласовывать притяжательные прилагательные с существительными. Активизировать словарь  по теме «Дикие животные». Предлагаемые дидактические игры и  упражнения направлены также и на развитие внимания, памяти, мышления, зрительного восприятия. Детям предлагаются разнообразные  упражнения направленные на развитие у них  мелкой моторики, координации речи с движением

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект фронтального занятия по формированию лексико-грамматических категорий в старшей группе для детей с ОНР

Богачева В.Г., учитель-логопед МБДОУ детский сад № 141 «Солнышко»

Тема «Способы словообразования»

Цель: закрепить знания детей с ТНР о разных способах словообразования

Задачи:

  1. Закрепить навык образовывать уменьшительно-ласкательную форму существительных единственного числа.
  2. Закрепить умение согласовывать имена существительные с прилагательными в единственном числе.
  3. Развивать навык образовывать и согласовывать притяжательные прилагательные с существительными.
  4. Активизировать словарь детей по теме «Дикие животные».
  5. Развивать внимание, память, мышление, зрительное восприятие.
  6. Развивать мелкую моторику, координацию речи с движением

Оборудование.

Картина с изображением лесной полянки. Магнитная доска, набор магнитов. Плоскостные изображения лисы, белки, волка, медведя, ежа. Игрушки – заяц, лось. Разрезные на 4 части картинки с изображением фруктов, ягод.

Контурные изображения яблок, груш, малины, земляники, грибов (на каждого ребенка). Цветные карандаши.

1. Организационный момент.

Логопед: Приглашаю вас, ребята, в волшебный лес. Но чтобы попасть в него, надо ласково назвать кого-нибудь из детей группы по имени:

 Дидактическое упражнение «Ласковые имена»:  Кирилл – Кирюша, Соня – Сонечка, Маша – Машенька и т.д.

2. Логосказка «Лесная сказка»

Логопед выставляет на стол игрушки – зайца и лося.

Логопед: Как-то на зеленую лесную поляну прискакал серый заяц и стал хвастаться перед лесными жителями, собравшимися под старой раскидистой елью:

-Я не заяц, я зайчище.

У меня не глаза, а глазищи,

Не зубы, а зубищи,

не усы, а усищи,

не хвост, а хвостище,

 не лапы, а лапищи.

Старый мудрый лось услышал  зайца и очень удивился.

-Какой же ты заяц хвастунишка. Ты же маленький. Ребята, как правильно должен был сказать заяц о себе?

Логопед начинает предложение, дети его заканчивают:

У тебя не глазищи, а ….(глазки)

не зубищи, а ….(зубки)

не усища, а….., (усики)

не хвостище, а ….(хвостик),

не лапищи, а ….(лапочки).

Стало зайцу стыдно и решил он, что никогда больше не будет хвастаться.

Логопед: Вдруг появилась тучка и пошел сильный дождь

3. Пальчиковая гимнастика:

Капля, раз, капля два,                             пальчиком правой руки

Капли медленно сперва,                          медленно постукивают

Стали капли поспевать,                           по ладошке левой руки.

Капля каплю догонять:                           Темп постепенно ускоряется.

Кап-кап-кап….

Попрятались звери  кто куда.

Логопед: Ежик спрятался под корнями  старой ели. Когда дождик закончился, он отправился искать друзей. Ребята, давайте поможем ему найти их.

(Дети отвечают);

-Я вижу заячьи уши. Значит за кустом спрятался заяц…

-Я вижу беличий хвост. Значит, в дупле сидит белка.

- Я вижу лисью голову. Значит в норе прячется лиса.

- Я вижу медвежью спину. Значит в малине сидит медведь.

Логопед: Позовем их к нам ласково.

4.Дидактическая игра «Скажи ласково».

Заяц-зайчик, лиса-лисичка, волк – волчок, еж – ежик, кабан – кабанчик, белка – белочка, лиса-лисичка. (магнитной доске вывешиваются карточки с изображениями «найденных» животных).

5.Дидактическая игра «Плоды»

Логопед. Ребята, в  конвертах, которые лежат перед вами на столах, нарисованы любимые лакомства лесных жителей. Но дождь намочил бумагу и ветер разорвал их. Нужно правильно сложить и назвать лакомства диких животных..  

Дети складывают разрезные картинки и составляют словосочетания: красное яблоко, красная малина, коричневая шишка, коричневые желуди, коричневый гриб, красная земляника, красная груша, желтая слива и т.д.

Логопед. Молодцы, все правильно сделали. А теперь можно и отдохнуть под этой старой елью..

6. Физкультминутка. «В зеленом лесу» 

 В зеленом, зеленом, зеленом лесу                 Дети маршируют.

Зеленый листок, как  флажок, я несу.            Вытягивают правую руку вперед.

Зеленая шишка под елкой лежит.                   Наклон вперед, берут «шишку»

Зеленая музыка где-то звучит.         прикладывают правую ладошку                                                                                                      к правому уху, затем левую к левому.

Зеленый кузнечик в зеленой траве                              Прыжки  на двух ногах.

играет зеленую песенку мне                                  Имитируют игру на скрипке.

Логопед: Ой, белочка, почему ты грустишь?

Белочка: «Дождик смыл краски с рисунков, и они стали бесцветными и некрасивыми».

(На столах детей лежат  карточки с контурными  изображениями  овощей и фруктов и разноцветные кружки).

Дети раскрашивают картинки устно. Например,  ребенок говорит «Это зеленый огурец, зеленая капуста, зеленый перец, зеленый горох, зеленое яблоко и т.д».

Логопед: Хорошо в лесу! Но пора и возвращаться. Мудрый лось предупредил меня, что вернуться мы сможем, если правильно выполним его задание.

8.Дидактическая игра «Чей, чья, чье?»

Логопед. Загадайте какое-нибудь дикое животное. Из этого набора кругов и треугольников выберите те фигуры, цвет которых  соответствует окраске задуманного вами животного.  

Например, оранжевый круг, оранжевый овал, оранжевые треугольники. Ребенок вешает на магнитной доске круг – и говорит: «Это лиса». Затем прикладывает к кругу овал – рыжий лисий хвост, треугольники - рыжие лисьи уши, рыжие лисьи лапы.

Второй ребенок - серый волк- серый волчий хвост, серая волчья лапа, серое волчье ухо и т.д.

9. Итог. Логопед: Мы снова дома. Что вам запомнилось больше всего? (Дети вспоминают, кого они видели на лесной полянке и в какие игры играли) А что понравилось? (Ответы детей).  Давайте все это расскажем тем ребятам, которых не было с нами!

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого занятия по формированию лексико-грамматического строя речи в старшей группе Тема: «День рождения в Лесу»

Программные задачи:формировать умение употреблять предлоги в, на, под, в простом распространенном предложении;уточнить пространственные отношения, выраженные данными предлогами;активизировать, у...

КОНСПЕКТ сюжетного логопедического занятия по формированию лексико-грамматических средств языка в старшей группе для детей с ОНР по теме "Дикие животные средней полосы России"

Тема: “Дикие животные средней полосы России”. Цель: Активизация речемыслительной деятельности дошкольников, развитие интереса к окружающему миру.Задачи: Коррекционно-образовательныеПознакомить де...

Конспект занятия по формированию лексико – грамматических средств языка в старшей группе для детей с ТНР.

Конспект занятия по формированию лексико – грамматических средств языка в старшей группе для детей с ТНР.Тема: «Транспорт»Цель: закрепить и обобщить знания о транспорте.Задачи: - уточнение ...

Конспект открытого фронтального логопедического занятия по формированию лексико-грамматического строя речи в старшей группе детей с ОНР

Конспект будет интересен практикующим учителям-логопедам, воспитателям логопедических групп и студентам педагогических заведений....

Конспект фронтального логопедического занятия по формированию лексико-грамматических средств языка в старшей группе компенсирующей направленности для детей с ТНР «Животные жарких стран»

Конспект фронтального логопедического занятия по формированию лексико-грамматических средств языка в  старшей  группе компенсирующей направленностидля детей с ТНР«Животные жарких стран...