Конспект фронтального занятия по развитию лексико – грамматических категорий по теме "Зима" для детей с ОНР
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа) по теме
Тема: «Зима».
Цель: Уточнение, расширение и активизация словаря детей по теме.
Задачи:
Коррекционно – образовательные:
- обогащать словарь детей по теме;
- уточнять и расширять представления детей о зиме, ее приметах;
- учить образовывать прилагательные от существительных;
- упражнять в образовании существительных в уменьшительно – ласкательной форме;
Коррекционно – развивающие:
- развивать мышление;
- развивать мелкую и общую моторику;
Коррекционно – воспитательные:
- воспитывать любовь к природе.
Демонстрационный материал: предметная картинка зима, мяч, снеговики для задания «Найди отличия».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zima_l-g_zanyatie.docx | 18.82 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект фронтального занятия по развитию лексико – грамматических категорий
Тема: «Зима».
Цель: Уточнение, расширение и активизация словаря детей по теме.
Задачи:
Коррекционно – образовательные:
- обогащать словарь детей по теме;
- уточнять и расширять представления детей о зиме, ее приметах;
- учить образовывать прилагательные от существительных;
- упражнять в образовании существительных в уменьшительно – ласкательной форме;
Коррекционно – развивающие:
- развивать мышление;
- развивать мелкую и общую моторику;
Коррекционно – воспитательные:
- воспитывать любовь к природе.
Демонстрационный материал: предметная картинка зима, мяч, снеговики для задания «Найди отличия».
Ход занятия
I. Вводная часть (Организационный момент)
Пальчиковая гимнастика.
- Наше занятие начнем с пальчиковой гимнастики.
Раз, два, три, четыре, пять, (Загибают пальчики по одному)
Мы во двор пошли гулять. (“Идут” по столу указательным и средним пальчиками)
Бабу снежную лепили, (Лепят комочек двумя ладонями)
Птичек крошками кормили, (“Крошат хлебушек” всеми пальчиками)
С горки мы потом катались, (Ведут указательным пальцем правой руки по ладони левой руки)
А еще в снегу валялись. (Кладут ладошки на стол то одной, то другой стороной)
Все в снегу домой пришли. (Отряхивают ладошки)
Съели суп и спать легли. (Движения воображаемой ложкой; руки под щеку)
II. Основная часть.
1. Сообщение темы занятия.
- А сейчас послушайте мою загадку и попробуйте ее отгадать.
После осени пришла.
И сугробы намела.
Запорошила дорожки,
Разукрасила окошки.
Радость детям подарила
И на санках прокатила. (Зима)
- Правильно. Это зима.
- Сегодня на занятии мы будем говорить о зиме.
2. Беседа о зиме.
- Сколько месяцев зимой? (Зимой три месяца.)
- Назовите их, пожалуйста. (Декабрь, январь, февраль.)
- Первый месяц зимы – декабрь. В старину его называли студень, лютень. Люди говорили: декабрь хитрые узоры на окнах расписывает, глаз снегом лепит, за ухо морозом колет.
- А вы знаете, как называли январь (февраль)? Январь называли - крыша зимы (февраль - ветродуй).
- Какой день зимой?
- Какая ночь?
- Отгадайте мою загадку: Стали дни короче, ночью дождик лил,
А пришел стекольщик – лужи застеклил.
– Правильно, это мороз. Как вы думаете, почему говорят:
«Мороз не велик, да стоять не велит». (Когда мороз на улице, нельзя стоять, потому что замерзнешь, нужно ходить, бегать, прыгать.)
- Вы обратили внимание, как часто говорят зимой: вьюга, пурга, метель. А что это такое? (Демонстрирует закодированные картинки: 1. Метла. 2. Воющий волк. 3. Стрелки в разные стороны. 4. Завитки внизу листа)
- Ветер поднимает с земли снежинки и несет их, метет как метлой (метла), ветер со снегом называется метель.
- Иногда прислушаешься к вою ветра: вью-у-у…, как волк воет (волк). Ветер, который воет как волк – вьюга.
- А иногда ветер поднимает и бросает снег в разные стороны и вверх, крутит по земле (стрелки). Этот ветер называется пурга.
- А бывает и так. Морозный, солнечный день ветер несет снег понизу, по самой земле (завитки). Такой ветер называется поземка.
- Давайте повторим, какой бывает ветер зимой (с опорой на картинки).
3. Упражнение «Дополни слово».
- Скажите, ребята, а какая она зима. Я начну слово, вы заканчивайте.
- Холод, значит зима какая? Зима холодная.
- Мороз – морозная.
- Вьюга – вьюжная.
- Снег – снежная.
- Молодцы.
4. Физминутка.
Снеговик в снегу валялся,
Нос-морковка потерялся.
Ищет слева, ищет справа,
Ищет слева, ищет справа.
Наклонялся, приседал
До тех пор, пока устал.
На сугробе растянулся,
Потянулся, улыбнулся.
За морковкой в магазин
Он опять пошел один.
5. Дидактическая игра «Подбери слова».
- Зимой на улице бывает разная погода. То метель разыграется, то мороз сильный, то снегопад. Я буду называть природное явление, а вы отвечайте.
Мороз (что делает?) — трещит, щиплет, кусает…
Метель (что делает?) — вьется, бушует, воет, метет… .
Снег (что делает?) — идет, летит, падает, кружится… .
Дети (что делают?) — гуляют, катаются, играют, веселятся, радуются…
6. Игра «Назови ласково». Игра с мячом.
- Пришло время поиграть в мяч. Я буду называть слово, а вы будете говорить о нем ласково.
Снег-снежок Сосулька — сосулечка
Мороз- морозец Дерево- деревце
Ветер- ветерок Горка — горочка
Лёд- ледок Холод- холодок
Зима- зимушка Санки- саночки
7. Игра «Найди отличия»
- Посмотрите на доску. Дети слепили снеговиков, но они получились разные. Давайте найдем отличия.
8. Упражнение «Какой? Какая? Какое?»
- И последнее задание - я буду называть слова, а вы подбирать как можно больше слов, которые отвечают на вопросы какой? какая?
Зима какая? – (холодная, снежная, морозная, …).
Снег какой? — (белый, пушистый, холодный, рассыпчатый, мягкий, искристый, хрустящий, блестящий,…).
День какой? — (морозный, снежный, солнечный, короткий, ветреный…).
Ночь какая? — (длинная, лунная, звездная, снежная, морозная…).
Лед какой? — (холодный, крепкий, прозрачный, хрупкий, тонкий…).
III. Итог занятия.
- Итак, ребята, о чем мы сегодня говорили на занятии? О каком времени года?
- Назовите приметы зимы.
- Я приготовила для вас небольшой сюрприз – задание. Но для начала отгадайте загадку:
Две новые кленовые
Подошвы двухметровые.
На них поставишь две ноги –
И по большим снегам беги. (Лыжи)
- Правильно. Вам нужно обвести лыжи по контуру и раскрасить любым цветом.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект фронтального занятия по развитию лексико-грамматических категорий в группе компенсирующей напрвленности 5-6 года жизни. Тема: Слова-признаки.Овощи.
Конспект занятия по развитию лексико-грамматических категорий в группе компенсирующей направленности 5-6 года жизни по теме: Слова-признаки. Овощи. Цель занятия: познакомить детей с понятием признак,...
Конспект фронтального занятия по развитию лексико – грамматических категорий и связной речи по теме "Игрушки"
Тема: «Игрушки».Цель: Уточнение, расширение и активизация словаря детей по теме «Игрушки».Задачи:Коррекционно – образовательные: - обогащать словарь детей по теме; - учить образовывать сущес...
Конспект фронтального занятия по развитию лексико – грамматических категорий по теме "Одежда. Головные уборы"
Тема: «Одежда. Головные уборы».Цель: Уточнение, расширение и активизация словаря детей по теме.Задачи:Коррекционно – образовательные: - обогащать словарь детей по теме; - упражнять в образов...
Конспект фронтального занятия по развитию лексико – грамматических категорий по теме "Обувь"
Тема: «Обувь».Цель: Уточнение, расширение и активизация словаря детей по теме.Задачи:Коррекционно – образовательные: - обогащать словарь детей по теме; - учить называть обобщающее слово «обу...
Конспект фронтального занятие по развитию лексико-грамматических категорий и связной речи по теме "Посуда".
Закрепить и обобщить знания детей о посуде через составление описательных рассказов....
Конспект фронтального занятия по развитию лексико-грамматических категорий и связной речи по теме «Инструменты»
уточнение и закрепление знаний детей об инструментах; обогащение и активизация словаря по данной теме; образование приставочных глаголов; образование прилагательных от существительных; многознач...
Конспект фронтального занятия по развитию лексико-грамматических категорий и связной речи по теме «Инструменты»
уточнение и закрепление знаний детей об инструментах; обогащение и активизация словаря по данной теме; образование приставочных глаголов; образование прилагательных от существительных; многозначность ...