Ранняя профориентация с использованием лэпбука для детей дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи
статья (старшая группа)
«Лэпбук» - в дословном переводе с английского языка означает «книга на коленях», представляет собой папку или другую прочную картонную основу, на которую наклеены маленькие книжки (мини-книжки – простые и фигурные, в виде кармашков, гармошек и т.п.), в которых организован и записан изучаемый материал. Было бы даже правильнее определить «лэпбук» не как средство обучения, а как особую форму организации учебного материала.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
lepbuk_dlya_detey_s_ovz.docx | 19.33 КБ |
Предварительный просмотр:
Ранняя профориентация с использованием лэпбука для детей дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи
В последние годы наблюдается резкое снижение уровня речевого развития дошкольников. Нарушения речи многообразны, они проявляются в нарушении звукопроизношения, грамматического строя речи, бедности словарного запаса, в расстройстве темпа, плавности речи, а также необходимости развития неречевых процессов воспитанников: мышления, внимания, памяти, восприятия.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО) ориентирует нас, педагогов, на создание благоприятных условий для развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и возможностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и окружающим миром.
Обучение детей с разными образовательными потребностями в рамках одного учреждения, группы, требует от педагога владения современными педагогическими технологиями, наличия широкого спектра дидактических средств, методик, позволяющих эффективно решать поставленные задачи.
Интересные возможности для решения поставленных задач открывает лэпбук-технология.
«Лэпбук» - в дословном переводе с английского языка означает «книга на коленях», представляет собой папку или другую прочную картонную основу, на которую наклеены маленькие книжки (мини-книжки – простые и фигурные, в виде кармашков, гармошек и т.п.), в которых организован и записан изучаемый материал. Было бы даже правильнее определить «лэпбук» не как средство обучения, а как особую форму организации учебного материала.
За счет наглядной привлекательности «лэпбука» обучение проходит непроизвольно, потому что у детей вызывает положительные эмоции и постоянный интерес расположение картинок, игрушек, карточек в кармашках, конвертах, на лепестках цветов, в окошках и т.д.
Занятие дошкольников с «лэпбуком» позволяет комплексно решать сложнейшие задачи коррекционно-образовательной работы по устранению речевых расстройств:
- активизировать и пополнять словарь детей, расширять значения слов по определенной лексической теме;
- осуществлять в игровой форме процесс автоматизации и дифференциации звуков;
- упражнять в правильном употреблении лексико-грамматических категорий;
- развивать коммуникативные умения и навыки;
- формировать психологическую базу речи;
- совершенствовать мелкую моторику рук и графомоторные навыки.
Создание «лэпбука» является не просто совместной деятельностью педагога с детьми, а повторением и закреплением изучаемого материала, систематизацией знаний по выбранной лексической теме. Чаще всего выбираются обширные темы, которые несут много информации и требуют многократного закрепления и повторения в работе с детьми, имеющими нарушения речи.
В своей работе мы используем именно тему « Профессии». Знакомство детей с трудом взрослых — это не только средство формирования системных знаний, но приобретение детьми опыта общения с людьми, понятия о профессиональной деятельности взрослых. Ранняя профориентация преимущественно носит информационный характер (общее знакомство с миром профессий), а также не исключает совместного обсуждения мечты и опыта ребенка, приобретенного им в каких-то видах трудовой деятельности (в плане самообслуживания, при выполнении посильной работы).
Наш Лэпбук включают задания на развитие логических операций: анализ, классификация и обобщение понятий, развитие речи, формирование практических умений. Используются такие игры и упражнения, как:
* Чистоговорки - это ритмичная, зарифмованная фраза, содержащая различные сочетания звуков, слогов, слов и используемая для улучшения произношения звуков и для их автоматизации. Они способны развить не только звукопроизношение, но и другие стороны речи ребенка: фонематический слух, словарь, грамматику, связную речь, чувство ритма и рифмы, а также психические процессы (внимание, память, восприятие).
* Скороговорки - считаются очень эффективным методом тренировки артикуляции звуков, избавления от косноязычия, дефектов речи, способствуют развитию правильной речи.
* Загадки используются для обогащения словаря за счет многозначности слов, помогают увидеть вторичные значения слов, формируют представления о переносном значении слова. Они помогают усвоить звуковой и грамматический строй русской речи, заставляя сосредоточиться на языковой форме и анализировать ее.
* Пословицы и поговорки развивают у ребенка мыслительные способности, а, стараясь объяснить значение, совершенствует навыки связной устной речи.
Так же используются:
* Стихотворения
* Различные игры и упражнения – раскраски, обведи по точкам
Ранняя профориентация имеет огромное значение в плане коррекции затруднений, в развитии психики и речи. Профориентация способствует успешной адаптации, оказывает положительное влияние на развитие личности и социальную адаптацию в целом.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование метода наглядного моделирования для формированию связной речи у детей дошкольного возраста, имеющих тяжелые нарушения речи
Представляю опыт работы по формирования связной монологической речи у детей с ТНР (тяжелыми нарушениями речи) с использованием заместителей и наглядных моделей по методике В.К. Воробьевой...
Адаптированная основная образовательная программа дошкольного образования для детей дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 5 до 7 лет
Целью Адаптированной основной образовательной программы является построение системы коррекционно-развивающей работы в логопедических группах для детей с общим недоразвитием...
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ БАЛАНСИРОВОЧНОЙ ДОСКИ БИЛЬГОУ В КОРРЕКЦИИ ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ (ТНР).
В статье представлен опыт использования учителем-логопедом доски Бильгоу совместно с пособиями Н.Э. Теремковой в коррекции звукопризношения детей дошкольного возраста с тяжёлыми нарушениями речи....
Коррекция произносительной стороны речи у детей дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи с использованием STEM – технологий
Что же такое СТЕМ образование в ДОУ? Это комплексное обучение, которое включает в себя одновременное исследование базовых принципов точных наук. К ним относится инженерия, математика, технология....
Использование нейропсихологического подхода для коррекции звукопроизношения у детей дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи (ТНР)
Представлен план работы по самообразованию на 2023-2024 годЦель: Повышение собственного уровня знаний, профессионального мастерства и компетентности по выбранной теме.Задачи профессионального самообра...
Мастер-класс на тему «Использование дидактического пособия «Кубики историй» как средство развития связной речи и воображения детей дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи»
Ни для кого не секрет, что проблема развития речи одна из самых острых в современном образовании, отсюда задача педагога выбрать оптимальные методы обучения и формы организации работы с детьми.Кубики ...
КОРРЕКЦИЯ ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ ПОСРЕДСТВОМ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР
В статье раскрыт вопрос коррекции лексико-грамматического строя речи у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи (III уровень речевого развития) посредством использования дидактических игр...