Конспект занятия на тему: "Дифференциация звуков [С]-[З]"
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

 Заикина Анастасия Ильинична

Индивидуальное лгопедическое занятие по дифференциации звуков [С]-[З]

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл differentsiatsiya_s-z.docx27.21 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект индивидуального логопедического занятия по коррекции дизартрии с детьми старшего дошкольного возраста.

Тема: Дифференциация звуков [с] – [з].

Цель: учить дифференцировать звуки [с] и [з] в словах, словосочетаниях и предложениях.

Задачи:

Образовательные:

  • уточнить артикуляцию звуков;
  • закрепить правильное произношение звуков [с] – [з];
  • учить дифференцировать звуки в разных категориях.

Коррекционно-развивающие:

  • развивать подвижность артикуляционного аппарата;
  • развивать фонематический слух.

Воспитательные:

  • воспитывать интерес к занятиям.

Оборудование: зеркало, салфетка, картинки (или игрушки) собачек Скай и Зума, камешки Марблс, картинки артикуляционных упражнений, игра на дыхание «Найди косточки», картинка для слоговых песенок, игра «Помоги Зуме передать мяч Скай», картинки для составлений предложений.

Ход занятия:

Деятельность логопеда

Деятельность детей

I. Организационный момент.

- Аня, у нас сегодня необычное приветствие. Здороваться будем различными частями тела. Скажем «Здравствуй» руками, придумай свой жест для приветствия. Теперь поздороваемся глазами. Давай встретимся взглядом и моргнем друг другу. Хором произнесем «Здравствуйте».

Ребенок выполняет задание логопеда.

II. Введение в тему.

-Ты любишь мультфильмы?

Сегодня к нам на занятие пришли герои мультфильма «Щенячий патруль». Но кто, узнаешь, если отгадаешь, чей девиз я сейчас произнесу!

- «Небо зовёт в полёт!», «Небо – мой дом!», «Щенки рождены летать!» (Скай)

- «Рассекай!», «Ныряй глубже!», «На старт, внимание, плюх!» (Зума)

- Умница! А С какого звука начинается имя первого героя?

- С какого звука начинается имя второго героя?

- Сегодня мы будем учиться различать эти два звука.

- Приготовь свои ручки, сейчас мы буем массировать наше лицо.

Массаж лица «Летели утки»

Летели утки Слегка касаясь пальцами,

Над лесной опушкой, провести по лбу 6 раз

Задели ели Слегка касаясь пальцами,

Самую макушку, провести по щекам 6 раз

И долго елка Указательными пальцами

Ветками качала… массировать крылья носа

по кругу от себя

- А сейчас мы с тобой поработаем над нашей мимикой.

Я удивляюсь (поднять брови высоко).

Я сержусь (малыш хмурит брови, не включая в движение губы).

Я испугался (ребенок широко раскрывает глаза).

Рыба. Открыть рот, задержать до счета 5, закрыть;

Пила. Рука лежит на подбородке, малыш двигает нижней челюстью в стороны, не поворачивая головы.

Жвачное животное. Ребенок двигает нижней челюстью по очереди во всех направлениях (вверх и вниз, вперед и назад).

Самомассаж языка.

;Поглаживание языка губами». Просунуть язык как возможно больше сквозь узкую щель между губами, затем расслабить его так, чтобы боковые края языка касались углов рта. Постепенно убирать язык в полость рта.

2. «Пошлепаем губами». Просовывая язык сквозь губы вперед, пошлепывать его губами, при этом слышится звук «пя-пя-пя», точно так же убирать язык внутрь рта.

3. «Поглаживание языка зубами». Просунуть язык как возможно больше сквозь узкую щель между зубами, затем расслабить его так, чтобы боковые края языка касались углов рта. Постепенно убирать язык в полость рта.

4. «Расчешем язычок». Просунуть язык как возможно больше сквозь узкую щель между зубами, затем расслабить его так, чтобы боковые края языка касались углов рта. Постепенно убирать язык в полость рта.

5. «Покусаем язычок». Легко покусывать язык зубами, высовывая его вперед и убирая назад, в полость рта.

- Теперь подготовим наши пальчики.

«Домашние животные»

«Мяу», - котенок, (соединить указательный палец с большим на обеих руках)

«Му», - теленок, (соединить средний палец с большим на обеих руках)

«Ме», - козленок, (соединить безымянный палец с большим на обеих руках)

«Гав», - щенок, (соединить мизинец с большим на обеих руках)

Дружно песню распевают. (сжимать и разжимать кулачки)

Ждут хозяйку у ворот.

- Давай поиграем с нашими друзьями и выполним упражнения для язычка.

Проснулись Скай и Зума, потянулись, выглянули в окошко (упражнение «Окошко»). Улыбнулись хорошему дню (упражнение «Улыбка»).

Почистили зубки (упражнение «Почистим зубки»).

Попили чай с блинчиками (упражнение «Блинчики»).

Причесали волосы (упражнение «Расчёска») и пошли гулять.

По дороге они встретили сердитую кошку, которая выгибала спинку (упражнение «Сердитая кошка»), покатались на горке (упражнение «Горка») и стали играть в футбол (упражнение «Футбол»). Посмотрели, который час (упражнение «Часики») и пошли домой.

-Устали друзья после футбола и захотели перекусить. Как ты думаешь, что любят кушать собачки?

- Правильно. Давай их угостим ими. Но, чтобы перекусить, надо косточки найти. Помоги Скай и Зуме. Косточки спрятались под листочками. Подуй на листочки и отыщи все косточки.

- Покажем Скай, как мы умеем «свистеть». Зубы сближены. Губы растянуты в улыбке. Кончик язык упирается в нижние зубы, спинка выгнута. Воздух проходит посредине языка. Голосовые связки отдыхают, горло не дрожит.

-Теперь «позвеним» для Зумы. Положение губ, зубов, языка такое же, как при звуке [с]. Только спинка языка незначительно поднята, голосовые связки сомкнуты и вибрируют, поэтому звук звонкий.

- Да.

- Это Скай.

- Это Зума.

- Имя первого героя начинается с первого звука [с].

- Имя Зумы начинается со звука [з].

Ребёнок выполняет упражнения и выкладывает камешки на выполненное упражнение.

- Они любят косточки.

Ребёнок дует на листочки и находит косточки. Логопед следит, чтобы ребёнок дул на кончик язычка, а не в щёки.

III. Изучение нового.

- Дай характеристику звука [с].

- Выберите обозначение для звука [с]

- Дайте характеристику звука [з].

- Как мы обозначим звук [з]?

- Чем похожи звуки [с] и [з]?

- Чем эти звуки отличаются?

- Как их отличить?

-Наши спасатели любят петь песенки. Скай летает на вертолете и поёт свою песенку: «Са-са-са», «со-со-со», «су-су-су, «сы-сы-сы». Давай полетаем вместе со Скай. Ставим камешек на облачко, летим, напевая песенку.

-Зума водный спасатель. Но сейчас он прыгает по кочкам и напевает свою песенку: «За-за-за», «зо-зо-зо», «зу-зу-зу, «зы-зы-зы». Давай попрыгаем вместе со щенком и споём его песенку.

-Отдохнули спасатели и решили поиграть в футбол со своими друзьями. Давай и мы с ними поиграем. Помоги Зуме обойти мальчишек и передать мяч Скай. Я буду называть слова, если услышишь звук [с] клади на кружочек красный камешек, а если услышишь звук [з] - синий камешек.

Слова: сок, зубы, сова, Знайка, самолёт, колбаса, поезд, оса, закат, ананас, кактус, забор, Соня, тазы, змея, косынка, зонт, коза, квас, роза.

- Наши друзья любят придумывать разные словосочетания. А ты можешь? Придумай по 3 признака к каждому щенку. Готова?

- Скай какая?

- Зума какой?

- Давай ещё немножко поиграем. Посмотри на картинки. Назови их. Подумай, кому можно отдать эту картинку и составь предложение. Не забывай правильно произносить звуки. Например: Косу кому подарим?

Козу отдадим кому?

(Картинки: самокат, краски, свитер, сапоги, бусы, зонт, розы, зеркало, ваза, арбуз)

- Наши герои немного устали. Они предлагают отдохнуть и выполнить зарядку. Готовы?

Мы пришли в магазин. (Дети выполняют ходьбу на месте.)

Мы купили: торт – один, (Вытягивают вперед слегка согнутые в локтях руки, сцепив их перед собой. Показывают один палец.)

Плюшек – две, (Хлопают в ладоши 2 раза и показывают два пальца.)

Ватрушек – три, (Хлопают в ладоши 3 раза и показывают три пальца.)

А киви купили – (Вертят кулачками и показывают четыре пальца.)

Сразу четыре!

- Звук [с] – согласный, твердый, глухой.

Выбирает синий квадрат без колокольчика.

- Звук [з] – согласный, твердый, звонкий.

Ребенок выбирает синий квадрат с колокольчиком.

- Они оба согласные и твердые.

- Звук [с] – глухой, а звук [з] – звонкий.

- Ладошку кладём на горлышко, при произнесение звука [з] – оно звенит, он звонкий, а когда произносим [с] – горлышко спокойно.

Ребенок проговаривает слоги и переставляет камушек по картинкам «облачка» и «кочки».

Ребёнок повторяет за логопедом слова, называет звук и выкладывает камешки. Если он услышит звук [с], должен положить красный камень в кружек, а на звук [з] – синий камень.

- Да.

- Скай смелая, сообразительная, ласковая.

- Зума забавный, изобретательный, зоркий.

- Косу мы подарим Скай. А козу отдадим Зуму.

- Да.

Ребенок выполняет движения вместе с логопедом.

V. Обобщение (закрепление) изученного.

- Мы с нашими гостями подготовили тебе волшебные слова. Вставь нужные по смыслу слова.

Дети ели вкусный … зуб, суп.

У Зои разболелся …

У Зои русая … коса, коза.

В сад забрела …

Ребенок должен на слух определить какое слово больше подходит по смыслу.

VI. Проверка результатов.

- С какими звуками мы сегодня играли?

- Как зовут наших друзей?

- А чем же различаются звуки?

- Как их отличить?

- Со звуком [с] и [з]

- Наших друзей зовут Скай и Зума.

- звук [с] – глухой, а звук [з] он звонкий.

- Ладошку кладём на горлышко, при произнесение звука [з] – оно звенит, он звонкий, а когда произносим [с] – горлышко спокойно.

VI. Подведение итогов занятия.

- Чему мы сегодня учились?

- Сегодня мы учились различать звуки [с] и [з], помогали Скай и Зуме решать задания.

VII. Рефлексия.

- Посмотри, на доске прикреплён круг от солнышка. Что ему не хватает? Сейчас я тебе раздам лучики жёлтого и голубого цветов. Лучики нужно прикрепить к солнышку. Желтого цвета – мне очень понравилось занятие, получили много интересной информации; голубого цвета – занятие не интересное, не было никакой полезной информации.

- Аня, ты сегодня большая молодец. Хорошо поработала и красиво произносила звуки. Выбирай любую наклейку, это твоя награда.

- Лучиков.

Ребенок выбирает луч и прикрепляет его к солнышку. Объясняет выбор цвета.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по теме: "Дифференциация звуков [т, д] и букв, которые обозначают эти звуки".

Данный конспект занятия предназначен для детей  подготовительной группы детского сада....

Конспект занятия на тему: «Дифференциация звуков [с] – [ш] в словах и предложениях».

Конспект  занятия  на тему: «Дифференциация  звуков[с] – [ш]  в  словах  и предложениях»....

Презентация к конспекту занятия на тему:« Дифференциация звуков С-Ш»

Дифференциация и закрепление правильного произношения звуков (С-Ш) в слогах, словах, во фразах....

Конспект занятия на тему: Дифференциация звуков [Ч]-[Ть]

Дифференциация звуков - это различение звуков, схожих по каким-то признакам. Ребенок научился произносить звуки правильно, но в самостоятельной речи заменяет их на звуки, сходные по звучанию. Не стоит...

Конспект занятия по теме "Дифференциация звуков Л-Р"

Конспект занятия по диференциации звуков Л-Р...

Конспект занятия на тему: «Дифференциация звуков р-л»

Тема:Дифференциация звуков «р-л» Цели:Учить детей различать звуки «р» и «л» в слогах, словах и предложениях. Выделять их из ряда других звуков и слов на слух.Р...

конспект занятия на тему:Дифференциация звуков с-ш изолированно, в слогах, словах, словосочетаниях и предложениях.

Конспект подгруппового занятия для детей старшей группы на тему: Дифференциация звуков с-ш  изолированно, в слогах, словах, словосочетаниях и предложениях....