Конспект занятия на тему: «Дифференциация звуков р-л»
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа)
Тема:
Дифференциация звуков «р-л»
Цели:
Учить детей различать звуки «р» и «л» в слогах, словах и предложениях. Выделять их из ряда других звуков и слов на слух.
Работать над формированием речевого дыхания.
Учить детей работать над предложением:
- Определять количество и последовательность слов в предложении.
- Упражнять в практическом употреблении предлогов.
- Выделять в предложении короткое слово – предлог.
Оборудование:
Игра «33 богатыря», пластиковые полоски для составления схемы предложения, картинки с изображением животных, полоски с картинками для выкладывания слов из букв, звуковые домики, лоточки с песком, картины-символы букв, мяч, магический круг.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
differentsiatsiya_zvukov_rl.docx | 24.59 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект
занятия на тему: «Дифференциация звуков р-л»
Провела учитель-логопед
Жукова Людмила Николаевна
Тема:
Дифференциация звуков «р-л»
Цели:
Учить детей различать звуки «р» и «л» в слогах, словах и предложениях. Выделять их из ряда других звуков и слов на слух.
Работать над формированием речевого дыхания.
Учить детей работать над предложением:
- Определять количество и последовательность слов в предложении.
- Упражнять в практическом употреблении предлогов.
- Выделять в предложении короткое слово – предлог.
Оборудование:
Игра «33 богатыря», пластиковые полоски для составления схемы предложения, картинки с изображением животных, полоски с картинками для выкладывания слов из букв, звуковые домики, лоточки с песком, картины-символы букв, мяч, магический круг.
Ход занятия.
- Организационный момент.
Л: Назовите гласные звуки.
Д: А, о, у, и, э, ы
Л: Почему они называются гласными?
Д: Потому, что они поются и тянутся, произносятся без преград.
Л: Как называются звуки, которые произносятся с преградой?
Д: Согласные.
Л: Сядет тот, кто назовет согласный звук.
- Сообщение темы занятия.
Л: Какой третий звук в слове кол?
Д: Звук «л».
Л: Какой первый звук в слове рак?
Д: Звук «р».
Л: Сегодня мы будем учиться различать звуки р-л.
Произнесем звук «р».
Произнесем звук «л».
Чем отличаются звуки р-л?
Д: Когда мы говорим звук «р», язычок дрожит или танцует. Когда говорим звук «л», язычок прижимается к бугоркам за верхними зубами.
Л: Чем они похожи?
Д: Они оба согласные, твердые, звонкие.
- Поиграем в игру «Кто внимательный».
Л: Разделимся на две команды.
Это первая команда, это вторая.
Я вам буду читать слова.
Первая команда встает, если услышит в слове звук «р».
Вторая команда встает, если услышит в слове звук «л».
Лак-рак.
Рама-лама.
Лов-ров.
Юла-Юра.
Ложки-рожки.
Пир-пил.
Укор-укол.
Пруд-плут.
Мир-мил.
- Поиграем в игру «Какое слово лишнее».
Рама, рыба, лук, кора.
Лампа, лайка, радуга, стол.
- Д/и «Доскажи словечко».
Л: Сейчас поиграем в игру «Доскажи словечко». Я читаю стихи, а вы мне поможете досказать словечко.
Наш огород в образцовом порядке,
Как на параде, построились грядки.
Словно живая ограда вокруг,
Пики зеленые выставил… (лук)
Над лугами, над водой,
Хлынул дождик проливной,
А потом повисло
В небе коромысло.
Ребятишек радует
Цветная … (радуга)
- Поиграем в игру «Поставь правильно картинку».
Л: У вас на столах лежат картинки.
- Переверните картинки.
- Назовите картинки.
- Картинки, в названии которых есть звук «р», поставьте там, где картинка «радуга».
- Картинки, в названии которых есть звук «л», поставьте там, где картинка «лук».
- Проверим, правильно ли мы поставили картинки на доске.
Д: Хором по командам называют.
- Д/и «Найди домик для слова».
Волк слон баран
Л: Какой звук в слове:
Волк – «л»
Слон – «л»
Баран – «р»
- Д/и «Напиши правильно букву».
Л: Чем обозначаются звуки на письме?
Д: Буквами.
Л: Буква Р- на мачте парус,
Вдаль плывет, небес касаясь.
А на что еще похожа буква «р»?
Д: На топор.
Л: Алфавит продолжит наш
Буква «л» - лесной шалаш.
На что еще похожа буква «л»?
Д: На крышу.
Л: Сейчас вспомним, как пишутся эти буквы.
Д: Прописывают буквы на песке.
- Д/и «Волшебный круг».
Тренировочные упражнения дыхательной гимнастики.
- «Сдуем надувной мяч»
Л: Разведите руки в стороны, глубоко вдохните и выдыхайте весь воздух до конца. Сдуем огромный мяч.
- «Круг»
Л: Подойдите к кругу. Здесь лежат слоги. Вы крутите стрелку.
Вы берете слог, на который указывает стрелка, читаете его.
Делаете вдох и произносите несколько раз: пла-пла-пла.
Крути, читай, вдохни, говори.
- Д/и «Составь слово».
Л: Перед вами полоски.
Назовите предметы, которые на них нарисованы.
Д: Называют: шар, лук…
Л: Теперь выложите эти слова из букв.
Д: Выкладывают.
Л: Читай, какая здесь буква? («р»)
- Д/и «Составь предложение».
Л: Придумайте с этими словами предложение и составьте схему.
Кто готов? Говори.
Выбрать предложение и его разобрать.
Р: В лесу растет елка.
Л: Сколько слов в предложении?
Р: 4 слова.
Л: Назови короткое слово.
Какое второе слово в предложении? Какое четвертое слово в предложении?
Составление схемы предложения на доске.
Рыболов ловил в пруду рыбу.
- Д/и «Дед-Словоед».
Л: Поиграем в игру «Дед-Словоед».
Вот предложение.
- Прочитай его:
Рыболов ловил в пруду рыбу.
- Сколько слов в предложении?
- Назовите короткое слово. (в)
- Запомните это предложение.
- Когда вы закроете глаза, придет «Дед-Словоед» и съест какое-нибудь слово.
- Закройте глаза.
Убираем слово, а дети отгадывают.
Л: Какое слово съел «Дед-Словоед»?
Д: «ловил».
Л: Какой звук в этом слове? (л-л)
Прочитай предложение еще раз.
- Д/и «Скажи предложение по кругу».
Игра с мячом.
Л: Идите сюда. Встаньте в круг.
Каждый будет называть по одному слову из этого предложения.
- Д/и «Кто кого ловит» или «Дополни предложение».
Ответьте, пожалуйста, на вопросы.
Л: Рыбу ловит кто?
Кротов ловит кто?
Крыс ловит кто?
Д: Рыболов, крысолов, кротолов…
Л: У вас на столах лежат таблички со словами.
- Переверните таблички.
- Прочитайте слова.
Д: Читают: рыболов, кротолов, птицелов, зверолов…
Л: Поставьте таблички на нужное место.
На доске выставлена часть предложения.
Рыбу ловит…
Крыс ловит…
Змей ловит…
Л: Даша и Дима, читайте предложение по очереди, а вы ставьте таблички на нужное место.
Рыбу ловит рыболов.
Дима читает предложение, а дети ставят недостающие слова к началу предложения.
Л: Давайте проверим, правильно ли мы поставили нужные слова.
Д: Читают предложения полностью все хором.
Л: Найдите слова, в которых есть звук «р» и звук «л».
Д: Кротолов, крысолов, зверолов, рыболов.
Л: Выставляем слово на доску отдельно.
Читаем.
Давайте повторим чистоговорку:
Рыбу ловит рыболов.
Весь в реку уплыл улов.
- Итог занятия.
Какие звуки мы учились различать?
- Оценка знаний детей.
Тезисы.
- Организационный момент.
- Сообщение темы занятия.
- Д/и «Кто внимательный» (различение на слух звуков «р-л»).
- Д/и «Какое слово лишнее».
- Д/и «Доскажи словечко».
- Д/и «Поставь правильно картинку» (распределение картинок в 2 колонки).
- Д/и «Найди домик для слова» (определение звука).
- Д/и «Напиши правильно букву».
- Д/и «Волшебный круг» (дыхательная гимнастика).
- Д/и «Составь слово».
- Д/и «Составь предложение».
- Д/и «Дед-Словоед» (какое слово пропало?).
- Д/и «Скажи предложение по кругу».
- Д/и «Кто кого ловит» или «Дополни предложение».
- Итог занятия.
- Оценка знаний детей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по теме: "Дифференциация звуков [т, д] и букв, которые обозначают эти звуки".
Данный конспект занятия предназначен для детей подготовительной группы детского сада....
Конспект занятия на тему: «Дифференциация звуков [с] – [ш] в словах и предложениях».
Конспект занятия на тему: «Дифференциация звуков[с] – [ш] в словах и предложениях»....
Презентация к конспекту занятия на тему:« Дифференциация звуков С-Ш»
Дифференциация и закрепление правильного произношения звуков (С-Ш) в слогах, словах, во фразах....
Конспект занятия на тему: Дифференциация звуков [Ч]-[Ть]
Дифференциация звуков - это различение звуков, схожих по каким-то признакам. Ребенок научился произносить звуки правильно, но в самостоятельной речи заменяет их на звуки, сходные по звучанию. Не стоит...
Конспект занятия по теме "Дифференциация звуков Л-Р"
Конспект занятия по диференциации звуков Л-Р...
конспект занятия на тему:Дифференциация звуков с-ш изолированно, в слогах, словах, словосочетаниях и предложениях.
Конспект подгруппового занятия для детей старшей группы на тему: Дифференциация звуков с-ш изолированно, в слогах, словах, словосочетаниях и предложениях....
конспект занятия на тему:Дифференциация звуков с-ш словах, словосочетаниях и предложениях.
Конспект подгруппового логопедического занятия для детей с ОНР 3 -ий уровенрь речевого развития на тему: Дифференциация звуков с-ш в словах, словосочетаниях и предложениях....