Конспект занятия по теме "Дифференциация звуков Л-Р"
план-конспект занятия по коррекционной педагогике (старшая группа) по теме
Предварительный просмотр:
Конспект занятия по теме:
"Дифференциация звуков Л-Р"
Подгрупповое логопедическое занятие для дошкольников старшего возраста.
Цель: Дифференцировать звуки Л-Р в словах и предложениях.
Задачи:
коррекционно-развивающие:
- корригировать произношение;
- корригировать и развивать диалогическую речь через формирование ответа полным предложением;
- корригировать и развивать слуховое восприятие, фонематический слух;
- корригировать и развивать мелкую моторику;
- развивать внимание, память, мышление;
образовательные:
- закрепить понятия "слово", "слог", "звук", "гласные - согласные", "твердые -мягкие", "звонкие - глухие";
- умение делить слова на слоги;
- закрепить образ букв;
- закрепить навык звукового анализа и синтеза;
воспитательные:
- воспитывать нравственные качества (дружба, сотрудничество);
- создавать ситуацию успеха;
- стимулировать речевую активность;
здоровьесберегающие:
- снятие напряжения;
- развитие переключаемости;
- соблюдать правильную посадку ребенка;
- способствовать благоприятного психологического климата.
Оборудование: предметные картинки со звуками Л-Р, картинка Лунтика, разрезная картина ракеты, звуковые схемы, звуковые линейки, буквы Л-Р, контейнеры с манной крупой, мячик, листы бумаги ,простые карандаши, медали, запись музыки из мультфильма "Лунтик".
Ход занятия
Этапы и виды работы на этапе | Деятельность педагога | Деятельность ребенка | Какие задачи решались в ходе выполнения заданий |
1 | 2 | 3 | 4 |
1. Оргмомент. На доске картинка "Лунтика" | Учитель-логопед: - Сегодня к нам пришёл гость -Лунтик. Ему нужна наша помощь. Лунтик собирается к своим родным на Луну. Но его средство передвижения неисправно, все детали рассыпались. Вы согласны помочь Лунтику ? Детали будут восстанавливаться с каждым правильно выполненным заданием. Готовы ? | Дети слушают. | Организовать детей. Настроить детей на занятие, на решение проблемной ситуации, способствовать созданию благоприятного психологического климата |
2. Основной этап. | |||
2.1 Повторение, обобщение и систематизация пройденного материала | Учитель-логопед уточняет артикуляцию и произношение звуков Л и Р. | Дети отвечают. Дети дают характеристику звуков: Л - согласный, звонкий, Р - согласный, звонкий. Дети чётко и ясно произносят звуки: лллл и рррр, проводя пальчиком по манной крупе, которая находится в небольших контейнерах. Дети ставят на доске первую деталь ракеты. | Определить уровень усвоения пройденного материала. Закрепить произношение. Развитие слухового внимания, фонематического слуха. Развитие мелкой моторики. |
Дифференциация звуков Л-Р на слух. | Учитель-логопед произносит слова со звуком Л и Р. (лампа, работа, лыжи, лоб, рысь, робот, лось, рынок, ложка, радость) | Дети, когда услышат звук Л на листе бумаги ставят крестик, а если звук Р ставят нолик. Дети ставят следующую деталь ракеты. | Дифференциация звуков Л-Р в словах. Развитие фонематического слуха. |
Дети повторяют написание букв Л и Р. | Учитель-логопед: - Дети, какая эта буква ? - Из каких элементов состоит буква Л ? -На что похожа буква Л ? - Напишите её. Аналогичная работа проводится с буквой Р. | Дети отвечают на вопросы и пишут пальчиком буквы на манной крупе. Дети ставят деталь ракеты. | Формировать навык ответа на вопрос полным предложением. Закрепление букв Л и Р. Развитие мелкой моторики. |
Определение места звука слове. | Учитель-логопед загадывает загадки "Хвост пушисты, Мех золотисты, В лесу живёт, В деревне кур крадёт." (лиса) "Заплелись густые травы,закудрявились луга,да и сам я весь кудрявый, даже завитком рога." (баран) - Какие это животные ? | Дети отгадывают загадки. Определяют место звука в слове, используя схемы. Объясняют какое это животное дикое или домашнее. Дети ставят деталь ракеты. | Расширение и активизация словаря., связной речи, фонематического слуха. |
Игра "Закончи слово" | Учитель-логопед начинает слово со звуком Л или Р, бросая мяч ребёнку ,а ребёнок должен продолжить слово, возвращая мяч обратно. | Дети произносят слова со звуком Л-Р Дети ставят деталь ракеты. | Расширение и активизация словаря. |
Игра "Кто самый внимательный ?" | На доске предметные картинки. Учитель-логопед: - Какая картинка лишняя ? Почему ? -Какое слово самое короткое ? длинное ? Почему ? - Закрыли глазки. Чего не стало ? -Что изменилось ? Где стояла эта картинка? | Дети выполняют задание, убирая лишнюю картинку со звуком Р. Делят слова на слоги, используя звуковые линейки. Дети ставят деталь ракеты. | Развитие зрительного внимания. Деление слов на слоги. |
Пальчиковая гимнастика. | Учитель-логопед: - 1,2,3,4,5 будем обувь мы считать: 1-туфли, 2- сапожки, 3-ботинки, 4-босоножки и конечно тапки-5.Ножкам надо отдыхать. -Поможем Лунтику подобрать обувь для летнего отдыха. | Дети выполняют пальчиковую гимнастику. Называют летнюю обувь. Дети ставят деталь ракеты. | Развитие мелкой моторики. Активизация словаря по теме "Обувь." |
Дифференциация букв Л-Р. | Учитель-логопед: - Какая погода летом ? А почему летом погода тёплая, жаркая, солнечная, ясная ? - Чтобы наше солнышко засверкало ярко, ему нужны лучики, а лучиками будут буквы Л-Р. Девочки берут буквы Л, а мальчики буквы Р. | Дети отвечают на вопросы и к солнышку подставляют буквы Р и Л. Дети ставят деталь ракеты. | Развивать связанную речь, закрепить Л-Р. |
Составление предложения. | Учитель-логопед: - Вот и готова ракета Лунтика. - Какой первый звук в слове Лунтик ? Ракета ? - Давайте составим предложение со словами Лунтик и ракета. | Дети определяют первый звук в словах, составляют предложения и ставят последнюю деталь к ракете Лунтика. | Развитие фонематического слуха, грамматического строя речи. |
3.1 Итог занятия. | Учитель-логопед: - Лунтик теперь может отправится на луну. | Обобщить тему занятия. | |
Оценка деятельности детей. | Учитель-логопед: "Лунтик приготовил для вас лунные угощения -очень вкусные конфеты и медали. Все молодцы помогли Лунтику. Назовите себя ласково." | Дети получают угощения и называют себя ласково. | Обеспечение эмоционального благополучия детей. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия.Тема: Дифференциация звуков [к]-[г]. Звуко-слоговой анализ слова «гармонь».
Занятие проводилось для родителей, поэтому в конспекте описаны основные виды деятельности....
Конспект занятия по автоматизации звука [Ш], «В гости к Каркуше-Говоруше»
Автоматизация звука - это нудный этап для ребенка, повторить слова с нужным звуком 70 раз за занятие - это не интересно, поэтому я старалась подобрать интересные методы и приемы, чтобы ...
Конспект занятия по автоматизации звука Рь
Конспект индивидуального логопедического занятия по автоматизации звука Рь "Смешарики на арене цирка" для ребенка 6 лет....
Конспект занятия по логоритмике "Звук и буква С"
Интгерированное занятие для детей подготовительного возраста, чтобы совершенствовать нормализацию речи и двигательные функции в упражнениях под музыку и слово; развивать фонемати...
Конспект занятия на тему "Звуки С-Сь" в подготовительной логопедической группе
Занятие по обучению грамоте для детей с ОНР на семинаре для заведующих детских садов города....
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ по теме «Звук Р в словах и предложениях» (подгрупповое логопедическое занятие для дошкольников старшего возраста) «Приключения звука [р] и буквы Р» по сказке К.И. Чуковского «Краденое солнце»
Вид занятия: коррекционно-развивающийЦель: закрепить произношение звука Р в словах и предложениях;- правильное произношение звука «р» в речи;- развитие слухо-произносительных навыков;- развитие функци...
«Информационно-коммуникационные технологии дистанционного образования детей логопедической группы. План-конспект занятия «В стране звуков и букв. Звук и буква - В».
laquo;Информационно-коммуникационные технологии дистанционного образования детей логопедической группы.План-конспект занятия «В стране звуков и букв. Звук и буква - В»....