Конспект занятия на тему: Дифференциация звуков [Ч]-[Ть]
план-конспект занятия по логопедии (средняя группа) по теме
Дифференциация звуков - это различение звуков, схожих по каким-то признакам. Ребенок научился произносить звуки правильно, но в самостоятельной речи заменяет их на звуки, сходные по звучанию. Не стоит пренебрегать дифференциацией, потому что ребенок как произносит, так потом и напишет. В школе могут возникнуть проблемы с чтением (дислексия) и с письмом (дисграфия).
В данном документе представлена дифференциация таких согласных как [Ч]-[Ть].
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
differentsiatsiya_zvukov_ch-t.doc | 47.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект индивидуального логопедического занятия с ребенком
Тема: «Дифференциация звуков [ч] и [т’] в слогах, словах и предложениях»
Цель: отрабатывать четкое произношение и учить детей дифференцировать звуки [ч] – [ть].
Задачи:
- Коррекционно-образовательные:
- развивать фонематическое восприятие и фонематическую зоркость; слуховое и зрительное внимание и память;
- учить детей сравнивать звуки по акустическим и артикуляционным признакам;
тренировать в звуко-буквенном анализе слов; - закреплять навыки пространственной ориентировки;
- уточнить представления о звуке [р];
- упражнять в согласовании существительных с числительными;
- закрепить навыки правильного произношения звука [р] в словах, предложениях;
- Коррекционно-развивающие:
- развитие артикуляционной моторики;
- развитие умения развернуто отвечать на вопросы с помощью наводящих вопросов;
- развитие грамматического строя речи;
- развитие общей моторики;
- развитие лексического строя речи;
- развивать связную речь.
- Коррекционно-воспитательные:
- воспитание стремления овладеть правильной речью;
- воспитание положительного интереса к логопедическим занятиям.
Оборудование: зеркало, презентация, Smart Board.
Ход занятия:
- Организационный момент. Приветствие
- Артикуляционная гимнастика
«УЛЫБОЧКА-ХОБОТОК»
Улыбайся народ,
Потом губы – вперёд!
И так делаем раз шесть.
Всё! Хвалю! Начало есть!
«ЛОПАТКА»
Язык широкий покажи
И лопатку подержи.
«ЧАШЕЧКА» Рот широко открыть. Широкий язык поднять кверху. Потянуться боковыми краями и кончиком языка к верхним зубам, но не касаться их. Удерживать в таком положении под счёт от 1 до 10.
«ВКУСНОЕ ВАРЕНЬЕ» Рот приоткрыть. Высунуть широкий язык, облизать им всю верхнюю губу, делая движение языком сверху вниз, но не из стороны в сторону.
«КАЧЕЛИ»
Сделал дедушка качели,
На качели внуки сели.
Вверх – ух! Вниз – ух!
У всех захватывает дух!
- Дифференциация изолированных звуков [ч] и [ть]
- Помоги паровозику добраться до своих друзей, произнося продолжительно звук [ч] .
- Помоги молоточку забить гвоздь, при этом произнося звук [ть].
- Сравнительная характеристика звуков
Л. – Произнесите звук [Т’]. Какое положение принимает язычок? (Кончик языка упирается в нижние зубы, спинка языка выгнута крутой горкой и прижимается передней частью к бугоркам за верхними зубами. Под напором выдыхаемого воздуха передняя часть языка отрывается от бугорков. Голосовые связки отдыхают, горло не дрожит). Дайте характеристику звуку [Т’].
Л. - Правильно, согласный, глухой, мягкий.
Л. – Произнесите звук [Ч]. Какое положение принимает язычок? (Губы слегка выдвинуты вперед и округлены. Кончик языка касается неба (за бугорками). Боковые края языка плотно прижаты к коренным зубам. Спинка языка поднята. Под напором выдыхаемого воздуха кончик языка отрывается от неба. Голосовые связки отдыхают, горло не дрожит. Дайте характеристику звуку [Ч].
Л. - Правильно, согласный, глухой, всегда мягкий.
- Игра «Доскажи словечко»
Ач-ач-ач, купим Танечке …(калач)
Оч-оч-оч, рады мы друзьям… (помочь)
Уч-уч-уч, ветер, ветер ты… (могуч)
Ты гоняешь стаи… (туч)
Ич-ич-ич, а кирпич кладем… (кирпич)
Ать-ать-ать, будем весело… (плясать)
Оть-оть-оть, орех нам надо… (расколоть)
Уть-уть-уть, в дудочку я буду… (дуть)
Ить-ить-ить, кошка хочет...(пить)
- Игра «Четвертый лишний»
Л. – Посмотрите на экран. И помогите мне убрать лишнюю картинку. Объясните почему.
Телефон, чемодан, чайник, чеснок.
Буратино, котенок, утенок, чебурашка.
- Игра «Угадай звук»
Детям раздаются листы с картинками и фишками, на которых написаны буквы занятия.
Л. - Сейчас я буду произносить слова с этими звуками. Как только вы услышите один из этих звуков, вы должны закрыть картинку нужной фишкой.
Печенье, чашка, картина, тигрёнок, котёл, кирпичи, качан, бутерброд, пастила, мочалка, чайник, шахтёр.
- Игра «Повтори, не ошибаясь»
Л. – На экране написаны слова, прочитайте их.
Мяч, печь, чёлка, честно, зачем, четко, печка, речка.
Л. – Замените в каждом слове звук [ч] на звук [ть] и прочитайте получившиеся слова.
Мять, петь, телка, тесно, затем, тетка, Петька, редька.
- «Чистоговорки»
Л. – Прочитай на экране чистоговорки и запиши по памяти.
У четырех черепах по четыре черепашонка.
Наша Таня громко плачет, уронила в речку мячик
Чебурашка, Чебурашка, нос, как черная букашка.
Пять котят есть хотят.
- «Пересказ»
Логопед читает текст, указывая на картинки. Затем дети по цепочке пересказывают текс с опорой на картинки и записывают текст по памяти.
- Подведение итогов занятия
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по теме: "Дифференциация звуков [т, д] и букв, которые обозначают эти звуки".
Данный конспект занятия предназначен для детей подготовительной группы детского сада....
Конспект занятия на тему: «Дифференциация звуков [с] – [ш] в словах и предложениях».
Конспект занятия на тему: «Дифференциация звуков[с] – [ш] в словах и предложениях»....
Презентация к конспекту занятия на тему:« Дифференциация звуков С-Ш»
Дифференциация и закрепление правильного произношения звуков (С-Ш) в слогах, словах, во фразах....
Конспект занятия по теме "Дифференциация звуков Л-Р"
Конспект занятия по диференциации звуков Л-Р...
Конспект занятия на тему: «Дифференциация звуков р-л»
Тема:Дифференциация звуков «р-л» Цели:Учить детей различать звуки «р» и «л» в слогах, словах и предложениях. Выделять их из ряда других звуков и слов на слух.Р...
конспект занятия на тему:Дифференциация звуков с-ш изолированно, в слогах, словах, словосочетаниях и предложениях.
Конспект подгруппового занятия для детей старшей группы на тему: Дифференциация звуков с-ш изолированно, в слогах, словах, словосочетаниях и предложениях....
конспект занятия на тему:Дифференциация звуков с-ш словах, словосочетаниях и предложениях.
Конспект подгруппового логопедического занятия для детей с ОНР 3 -ий уровенрь речевого развития на тему: Дифференциация звуков с-ш в словах, словосочетаниях и предложениях....