конспект занятия на тему:Дифференциация звуков с-ш изолированно, в слогах, словах, словосочетаниях и предложениях.
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа)
Конспект подгруппового занятия для детей старшей группы на тему: Дифференциация звуков с-ш изолированно, в слогах, словах, словосочетаниях и предложениях.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_podgruppovogo_zanyatiya_na_temu_differentsiatsiya_zvukov_s-sh.docx | 25 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Дифференциация звуков с-ш изолированно,
в слогах, словах, словосочетаниях и предложениях.
Задачи:
Образовательные задачи:
Совершенствовать умение различать звуки С – Ш изолированно, в слогах, словах и предложениях. Закреплять правильное произношение звуков С - Ш, давать им характеристику.
Коррекционно-развивающие задачи:
Развивать фонематический слух, умение делить слова на слоги и определять место звука относительно слоговой структуры слова, развивать внимание и память.
Воспитательные задачи:
Воспитывать чуткость, отзывчивость, желание прийти на помощь в трудную минуту, доброжелательное отношение к окружающим.
Оборудование:
Стулья, столы, магнитная доска, перчатки(красный и белый); картинка мальчика Саши; иллюстрации (змея; насос); картинки, изображающие согласный твёрдый, глухой звук; схемы со стрелками; карточки с картинками со звуками Ш, С.
Ход занятия
1. Организационный момент
Логопед: Доброе утро, ребята!
Дети: Доброе утро!
Логопед: Доброе утро, уважаемые гости! Ребята, поприветствуйте наших гостей!
Дети: Здравствуйте!
Логопед: А утро действительно доброе! Покажем, как мы сегодня проснулись, потянулись, маме с папой улыбнулись и в таком хорошем настроении пришли в детский сад!
I часть - вступительная
Логопед: Жил-был мальчик (показываю картинку мальчика с грустным лицом). А как звали его: то ли Саса, то ли Шаса, то ли Шаша. Все дети неправильно произносили его имя и сам мальчик постоянно путал звуки в своём имени. Поэтому он такой грустный.
-Ребята, а вы догадались как зовут мальчика?
Дети: Да! Саша.
Логопед: Молодцы, ребята. Мальчика зовут Саша. Обрадовался Саша, что вы правильно произнесли его имя (показываю картину мальчика с весёлым лицом).
II часть – основная
Логопед: Ребята, а вы догадались какие два звука все путали в его имени? Дети: Да, звуки с-ш.
Логопед: Давайте поможем ему разобраться!
Логопед: Один звук похож на то, как шипит змея (вывешиваю картинку со змеёй). Давайте изобразим этот звук.
Дети: Ш-ш-ш.
Логопед: Молодцы! Другой звук похож на свист насоса. Изобразим.
Дети: С-с-с.
Логопед: Хорошо! Сегодня нам предстоит много узнать о звуках С, Ш и научиться их различать.
2. Характеристика звуков
Логопед: Дадим характеристику звукам. Сначала звуку С.
Звук С какой?
Дети: Звук С согласный.
Логопед: Почему он согласный?
Дети: Звук С встречает преграду: язык упирается в нижние зубы, значит С – согласный (вывешиваю стрелку, направленную вниз под насосом)
Логопед: Давайте покажем, как язычок упирается в нижние зубы.
( показываем, на руках у логопеда перчатки: белая на одной руке- зубы, а на другой руке- красная перчатка, язык)
Логопед: Ребята, а какой он согласный ?
Дети: Твёрдый согласный.
( вывешиваю символ-синий круг).
Логопед: А ещё этот звук какой? (показываю на горло)
Дети: Глухой.
(вывешиваю колокольчик зачёркнутый).
Логопед: Молодцы, ребята! А сейчас давайте дадим характеристику другому звуку. Звук ш какой?
Дети: Звук ш -согласный.
Логопед: Почему он согласный?
Дети: Потому что встречает преграду.
Логопед: Давайте покажем, как язычок поднимается к верхним зубам и напоминает чашечку (показываем руками язык и зубы, вывешиваю стрелку, направленную вверх под змеёй).
-А какой он согласный?
Дети: Твёрдый согласный.
(вывешиваю синий круг)
Логопед: А ещё этот звук какой? (показываю на горло)
Дети: Глухой.
(вывешиваю колокольчик зачёркнутый).
Логопед: Молодцы, ребята!
Логопед: Да, верно! Звук С согласный, твёрдый, глухой.
Дадим характеристику звуку Ш.
Дети: Звук Ш согласный, твёрдый, глухой .
Логопед: Всё верно! Ребята, какие похожие звуки, но у них всё же есть различия. Какие?
Дети: Когда мы произносим С язык опускается вниз, к нижним зубам, а когда произносим Ш язык поднимается вверх, к верхним зубам и напоминает чашечку.
Логопед: Да, правильно. Нам поможет запомнить это стишок.
Логопед: Язык вверх: ша-ша-ша (дети повторяют)
Логопед: Каша, шапочка, лапша (дети повторяют).
Логопед: Язык вниз: са-са-са (дети повторяют).
Логопед: Сумка, масло, колбаса (дети повторяют).
Логопед: Молодцы!
3. Игра «Поймай звук и покажи»
Молодцы! У вас всё хорошо получилось! А сейчас поиграем в игру «Поймай звук и покажи».
Движение ладонями-ЗВУКИ (вниз-звук С, вверх- звук Ш):
С, Ш, Ш,С,Ш,С,С,Ш,Ш.
Движение от локтя-СЛОГИ (вниз-звук С, вверх- звук Ш)
Са, со, шо, сы, ше, ша,су,шу,аш,уш,ос.
Движение от плеча- СЛОВА(вниз-звук С, вверх- звук Ш)
Шапка, кошка, собака, шоколад, оса, слон, шило,самолет.
4. Игра «Слушайте внимательно и выкладывайте по сигналу»
А теперь слушайте внимательно и выкладывайте по сигналу:
(у детей на столах карточки со стрелками, где они должны показать направление языка с помощью стрелок), потом читаем что получилось.
са-са-ша
ша-са-са
шу-су-су
су-шу-шу
аш-аш-ас
са-ша-са
шу-су-шу
( у кого-то есть ошибки, исправляем)
5. Физминутка.
Логопед: А сейчас давайте встанем и проведём физминутку.
Ша-ша ша-ша-ша мы шагаем не спеша.
Са-са са-са-са голубые небеса.
Шу-шу шу-шу-шу птичкам крошек накрошу.
Су-су су-су-су и водички принесу.
(упражнение выполняется с движениями)
6. Игра «Разложи картинки», ПОДАРКИ СИМВОЛАМ.
(делю детей на две команды, у каждой команды будут символы: змея-ш, насос-с)
Логопед: А сейчас мы поиграем в игру «Подарки символам». (на столе 20 картинок с прищепками, дети определяют наличие звуков с-ш в словах и прицепляют прищепки с картинками нужному символу). Побеждает та команда, которая больше подарков подарят символам и, конечно, правильно.
(Команды проверяют друг у друга задание, исправляют ошибки,
если они есть): шуба,шина,собака, шина,самолёт,стул,шайба,сок,колбаса, сом, сумка,мышка,камыши, сапоги, Маша, кошка, мышка, сыр, салат, мешок.
7. Игра «Четвёртый лишний»
Каждому ребёнку даю два ряда картинок. Нужно обвести фломастером в кружок лишнее слово. Слова со звуками С и Ш.
Логопед: А сейчас поиграем в игру «Четвёртый лишний». Нужно обвести фломастером в кружок лишнее слово и объяснить, почему это слово лишнее.
Дети: Шапка,стул,ландыш, кошка. Лишнее слово стул, потому что во всех словах звук ш, а в слове стул-с.
8. Игра «Дежурный звук»
(У каждого ребёнка три схемы: один слог, два слога, три слога и фломастер. Логопед показывает картинки, дети определяют количество слогов и место звука относительно слоговой структуры слова и рисуют стрелки, то есть направление языка на схемах).
Логопед: Сейчас я покажу картинку, а вы определяете сколько слогов в слове и место звуков С-Ш в словах, потом рисуете стрелку, направление языка, в нужной схеме.
Логопед: Молодцы!
9. Игра « Что Саша делал»
Логопед: Молодцы, ребята ! А сейчас поиграем в игру «Что делал Саша». Составляем предложения.
-Саша вышел из дома и сел в машину.
-Саша надел шапку и вышел на улицу.
-Саша с мамой зашли в магазин и купили сок.
-Саша поскакал на лошади.
(потом меняем картинки местами и тоже составляем предложения с этими же картинками).
III. Итог занятия.
Логопед: Молодцы! Вы справились с заданиями.
А какие игры вам запомнились?( дети отвечают)
Давайте скажем До свидания нашим гостям.
-До свидания!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект индивидуального занятия по теме:"Автоматизация звука [р] в слогах,словах,словосочетаниях и предложениях".
В данном конспекте использованы игры созданные мной самостоятельно,а также игры других авторов, которые я часто использую на своих занятиях....
Конспект индивидуального занятия "Автоматизация звука"Л" в слогах, словах, словосочетаниях и предложениях"
Конспект индивидуального логопедического занятия с ребёнком с ФФН....
Авторская серия презентаций по автоматизации звуков «Король лев» в работе с детьми с ОВЗ. Автоматизация звука [с] в слогах, словах, словосочетаниях и предложениях
Цель: правильно и четко произносить звук [С] в слогах, словах, предложениях. Задачи: Коррекционно-образовательные: -автоматизировать звук [С] в слогах, словах, предложениях...
Авторская серия презентаций по автоматизации звуков «Король лев» в работе с детьми с ОВЗ. Автоматизация звука [ш] в слогах, словах, словосочетаниях и предложениях
Цель: правильно и четко произносить звук [ш] в слогах, словах, предложениях. Задачи: Коррекционно-образовательные: -автоматизировать звук [ш] в слогах, словах, предложениях...
Авторская серия презентаций по автоматизации звуков «Король лев» в работе с детьми с ОВЗ. Автоматизация звука [з] в слогах, словах, словосочетаниях и предложениях
Цель: правильно и четко произносить звук [з] в слогах, словах, предложениях. Задачи: Коррекционно-образовательные: -автоматизировать звук [з] в слогах, словах, предложениях...
Авторская серия презентаций по автоматизации звуков «Король лев» в работе с детьми с ОВЗ. Автоматизация звука [ж] в слогах, словах, словосочетаниях и предложениях
Цель: правильно и четко произносить звук [ж] в слогах, словах, предложениях. Задачи: Коррекционно-образовательные: -автоматизировать звук [ж] в слогах, словах, предложениях...
конспект занятия на тему:Дифференциация звуков с-ш словах, словосочетаниях и предложениях.
Конспект подгруппового логопедического занятия для детей с ОНР 3 -ий уровенрь речевого развития на тему: Дифференциация звуков с-ш в словах, словосочетаниях и предложениях....