Конспект занятия в старшей группе. Звуки Х, Хь. Буква Х.
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа)
Предварительный просмотр:
Тема. Звуки [Х]-[Х’]. Буква Х.
Цели.
1.Коррекционно-образовательная.
- Автоматизировать и дифференцировать звуки [Х]-[Х’].
2.Коррекционно-развивающие.
- Развивать артикуляционную моторику.
- Развивать речевое дыхание.
- Развивать общую и мелкую моторику.
- Развивать фонематические процессы (понятие твердый и мягкий согласные звуки.
- Развивать навыки звукового анализа и синтеза слогов.
- Развивать навык слогослияния.
- Развивать фразовую речь.
- Развивать психические процессы.
3.Коррекционно-воспитательные.
- Воспитывать умение выполнять задания по инструкции.
- Формировать навыки сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности.
Оборудование. Таблица «Гласные и согласные звуки»; картинки: со звуками [Х]-[Х’], феи-звуковички; раздаточный материал для звукового анализа – символы звуков, касса букв, слоговая таблица, буквенный конструктор.
План занятия.
I Организационный момент.
1. Артикуляционная гимнастика.
2. Упражнение на дыхание «Синичка».
II Основная часть.
1. Повторение понятие «гласные звуки», «согласные звуки».
2. Сообщение темы занятия.
3. Артикуляция, характеристика, символы звуков [Х]-[Х’].
4. Дифференциация звуков [Х] – [Х’] на слух и в произношении. Игра «Сигнальщики».
5. Упражнение на развитие мелкой моторики пальцев рук «Елочка».
6. Дифференциация звуков в словах. Игра «Украсим Елочку» (с ориентацией на первый согласный звук).
7. Определение позиции звуков в словах (по картинкам).
8. Упражнение на координацию речи с движением «Птичья кормушка».
9. Знакомство с буквой «Х». Буквенный конструктор.
10. Чтение слогов по звуковичкам.
III Подведение итогов занятия.
Ход занятия.
Этап | Слова и действия логопеда | Слова и действия детей | ||||
I | 1. Артикуляционная гимнастика. 2. Упражнение на дыхание «Синичка». И.п.: ноги на ширине плеч, руки опущены. 1 – вдох, подняться на носки, руки вверх, в стороны; 2 –и.п., на выдохе произносить: «Тинь-тень!». Повторить 3-4 раза. | Выполняют упражнения. | ||||
II | 1. Повторение понятие «гласные звуки», «согласные звуки». Как называются звуки, у которых воздух не встречает преграды? Какие гласные звуки мы знаем? У каких звуков воздух встречает преграду? Какие согласные звуки мы уже знаем? Звуки [М], [М’], [П], [П’], [Т], [Т’], [К], [К’]. 2. Сообщение темы занятия. Сегодня у нас на занятии будут сразу 2 звуковичка. они принесли для вас вот такую картинку. Кого вы видите на картинке? Да это хитрый хомяк. Он ест капусту. Послушайте как она хрустит? Х-Х-Х. Как хомяк хрустел капустой? Сегодня мы познакомимся со звуком [Х]. А какой это хомяк? Он хитрый. Какой первый звук мы слышим в слове хитрый? Мы слышим звук [Х’]. Это младший братик звук [Х]. 3. Артикуляция, характеристика, символы звуков [Х]-[Х’]. Давайте теперь посмотрим в зеркала и расскажем про эти звуки. Когда мы произносим звук [Х], губы открыты, зубы открыты, язычок ставим горочкой и поднимаем его к мягкому нёбу, но не прижимаем сильно, а оставляем небольшую щель, и теплый воздух скатывается с горочки. Поднесем руку к горлышку. Горлышко не работает. Подставим ладошку ко рту. Воздух ударяет сильно по ладошке. Звук [Х’] произносится также, но только наши губы не просто открыты, а улыбаются. Кто по схеме расскажет про звук [Х]? Кто расскажет про звук [Х’]? Ребята, а это одинаковые звуки или разные? Чем они похожи? Чем отличаются? 4. Дифференциация звуков [Х] – [Х’] на слух и в произношении. Игра «Сигнальщики». Поиграем в игру. Возьмем синий кружочек в правую руку и зеленый кружочек в левую. Слушайте внимательно. Слушаем звуки: х, м, хь, ж, с, п, хь, т, х, р, г. Слушаем слоги: Ра, хи, су, хе, ла, ам, ух, от, ап, ох. Слушаем слова: Хомяк, усы, хижина, зима, охотник, доска, петухи. 5. Упражнение на развитие мелкой моторики пальцев рук «Елочка».
6. Дифференциация звуков в словах. Игра «Украсим Елочку» (с ориентацией на первый согласный звук). У наших звуковичков тоже есть своя елочка. И они просят вас их елочку украсить, но украшать ее мы будем картинками в названии которых есть звуки [Х] или [Х’]. Очень красивая получилась елочка. 7. Определение позиции звуков в словах (по картинкам). А теперь звуковички хотят проверить, как вы научились искать звуки в словах в начале, середине и конце слов. Будем искать звук [Х]. Какой этот звук? Согласный, глухой и твердый правильно. Какой кружочек достанем? Правильно синий. Подвинем наши домики с окошками. Слушаем внимательно. 8. Упражнение на координацию речи с движением «Птичья кормушка».
9. Знакомство с буквой «Х». Буквенный конструктор. Звуки [Х], [Х’] живут в одном домике букве Х. Найдем ее в наших кассах. Скажите сколько в этой букве палочек? Нарисуем просто крестик… Вот и буква Х на месте. Сделаем из пальчиков букву Х. А теперь возьмем 2 большие палочки и выложим букву Х. 10. Чтение слогов по звуковичкам. Гласные феи-звуковички поучат петь песенки согласные звуки [Х], [Х’]. Что же у них получится проверим. Когда в букве Х будет жить мягкий звук [Х’]? Правило. Буква И обозначает мягкость согласного. | Повторение правил. Смотрят в зеркала и произносят звуки хором и индивидуально. Рассказывают характеристику звуков по таблице. Поднимают синий или зеленый кружочек. Выполняют упражнение. Украшают елочку. Вешают картинки, если в слове слышится звуки [Х] или [Х’]. Определяют позицию звука [Х] в словах. Выполняют упражнение. Ищут букву в кассах и выкладывают ее из палочек. Читают слоги по звуковичкам. | ||||
III | -Что понравилось на занятии? -Что не понравилось? |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект занятия в старшей группе. Звук и буква "И"
формирование у детей умения выделять гласный звук "и"...
Конспект занятия в старшей группе ЗВУКИ «К-Кь», «Т-Ть». БУКВЫ «К – Т».
ЗВУКИ «К-Кь», «Т-Ть». БУКВЫ «К – Т».ЦЕЛЬ: Закрепить навык четкого произношения звуков ...
Конспект занятия в старшей группе "Закрепление знаний о буквах А,У,О и гласных звуках [а], [у], [о]"
Конспект занятия по обучению грамоте для детей старшего дошкольного возраста (5 - 6 лет). Задачи занятия:Систематизировать представления детей о том, чем звук отличается от буквы; закрепить представле...
Конспект занятия в старшей группе: "Звук и буква "Р"".
Конспект ООД по обучению грамоте (в старшей группе) «Звук «Р, »РЬ» и буква» Р». Чтение слогов»...
Конспект логопедического фронтального занятия в старшей группе «Звуки н, нь. Буква Н»
Конспект логопедического фронтального занятия для детей страшей группы ДОУ с ТНР. Использоваться может логопедами и полезен так же воспитателям логогруппы....
Конспект занятия в старшей группе «Звук [Ш]. Буква Ш»
Образовательные:1. Формировать умение определять место звука "Ш" в слове (в начале, в середине, в конце).2. Продолжить знакомство с понятиями "согласный звук", ...
Конспект занятия в старшей группе. "Звуки Н, Нь. Буква Н. Помогаем поросятам."
Конспект занятия в старшей группе....