Конспект занятия в старшей группе. Звуки Х, Хь. Буква Х.
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа)

Подкорытова Юлия Александровна

Конспект занятия в старшей группе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zvuki_h_h_bukva_h.docx20.94 КБ

Предварительный просмотр:

Тема. Звуки [Х]-[Х’]. Буква Х.

Цели.

1.Коррекционно-образовательная.

  • Автоматизировать и дифференцировать звуки [Х]-[Х’].

2.Коррекционно-развивающие.

  • Развивать артикуляционную моторику.
  • Развивать речевое дыхание.
  • Развивать общую и мелкую моторику.
  • Развивать фонематические процессы (понятие твердый и мягкий согласные звуки.
  • Развивать навыки звукового анализа и синтеза слогов.
  • Развивать навык слогослияния.
  • Развивать фразовую речь.
  • Развивать психические процессы.

3.Коррекционно-воспитательные.

  • Воспитывать умение выполнять задания по инструкции.
  • Формировать навыки сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности.

Оборудование. Таблица «Гласные и согласные звуки»; картинки: со звуками [Х]-[Х’], феи-звуковички; раздаточный материал для звукового анализа – символы звуков, касса букв, слоговая таблица, буквенный конструктор.

План занятия.

I   Организационный момент.

1. Артикуляционная гимнастика.

2. Упражнение на дыхание «Синичка».

II   Основная часть.

1. Повторение понятие «гласные звуки», «согласные звуки».

2. Сообщение темы занятия.

3. Артикуляция, характеристика, символы звуков [Х]-[Х’].

4. Дифференциация звуков [Х] – [Х’] на слух и в произношении. Игра «Сигнальщики».

5. Упражнение на развитие мелкой моторики пальцев рук «Елочка».

6. Дифференциация звуков в словах. Игра «Украсим Елочку» (с ориентацией на первый согласный звук).

7. Определение позиции звуков в словах (по картинкам).

8. Упражнение на координацию речи с движением «Птичья кормушка».

9. Знакомство с буквой «Х». Буквенный конструктор.

10. Чтение слогов по звуковичкам.

III  Подведение итогов занятия.

Ход занятия.

Этап

Слова и действия логопеда

Слова и действия детей

I

1. Артикуляционная гимнастика.

2. Упражнение на дыхание «Синичка».

И.п.: ноги на ширине плеч, руки опущены. 1 – вдох, подняться на носки, руки вверх, в стороны; 2 –и.п., на выдохе произносить: «Тинь-тень!». Повторить 3-4 раза.

Выполняют упражнения.

II

1. Повторение понятие «гласные звуки», «согласные звуки».

Как называются звуки, у которых воздух не встречает преграды? Какие гласные звуки мы знаем? У каких звуков воздух встречает преграду? Какие согласные звуки мы уже знаем? Звуки [М], [М’], [П], [П’], [Т], [Т’], [К], [К’].

2. Сообщение темы занятия.

Сегодня у нас на занятии будут сразу 2 звуковичка. они принесли для вас вот такую картинку. Кого вы видите на картинке? Да это хитрый хомяк. Он ест капусту. Послушайте как она хрустит? Х-Х-Х. Как хомяк хрустел капустой? Сегодня мы познакомимся со звуком [Х]. А какой это хомяк? Он хитрый. Какой первый звук мы слышим в слове хитрый? Мы слышим звук [Х’]. Это младший братик звук [Х].

3. Артикуляция, характеристика, символы звуков [Х]-[Х’].

Давайте теперь посмотрим в зеркала и расскажем про эти звуки.

Когда мы произносим звук [Х], губы открыты, зубы открыты, язычок ставим горочкой и поднимаем его к мягкому нёбу, но не прижимаем сильно, а оставляем небольшую щель, и теплый воздух скатывается с горочки. Поднесем руку к горлышку. Горлышко не работает. Подставим ладошку ко рту. Воздух ударяет сильно по ладошке.

Звук [Х’] произносится также, но только наши губы не просто открыты, а улыбаются.

Кто по схеме расскажет про звук [Х]?

Кто расскажет про звук [Х’]?

Ребята, а это одинаковые звуки или разные?

Чем они похожи? Чем отличаются?

4. Дифференциация звуков [Х] – [Х’] на слух и в произношении. Игра «Сигнальщики».

Поиграем в игру. Возьмем синий кружочек в правую руку и зеленый кружочек в левую. Слушайте внимательно. Слушаем звуки: х, м, хь, ж, с, п, хь, т, х, р, г. Слушаем слоги: Ра, хи, су, хе, ла, ам, ух, от, ап, ох. Слушаем слова: Хомяк, усы, хижина, зима, охотник, доска, петухи.

5. Упражнение на развитие мелкой моторики пальцев рук «Елочка».

Перед нами елочка:

Шишечки, иголочки.

Шарики, фонарики,

Зайчики и свечки,

Звезды, человечки.

Пальцы рук сплетены, из больших пальцев.

Кулачки, указательные пальчики  выставлены.

«Шарики» из пальцев вверх, затем вниз.

«Ушки»; обе ладони сложены,  пальцы сжаты.

Ладони сложены, пальцы растопырены, средний и указательный стоят на столе.

6. Дифференциация звуков в словах. Игра «Украсим Елочку» (с ориентацией на первый согласный звук).

У наших звуковичков тоже есть своя елочка. И они просят вас их елочку украсить, но украшать ее мы будем картинками в названии которых есть звуки [Х] или [Х’]. Очень красивая получилась елочка.

7. Определение позиции звуков в словах (по картинкам).

А теперь звуковички хотят проверить, как вы научились искать звуки в словах в начале, середине и конце слов. Будем искать звук [Х]. Какой этот звук? Согласный, глухой и твердый правильно. Какой кружочек достанем? Правильно синий. Подвинем наши домики с окошками. Слушаем внимательно.

8. Упражнение на координацию речи с движением «Птичья кормушка».

Мы повесили кормушки,

В них насыпали зерно.

Для голодных птиц зимою

Очень вкусное оно.

Прилетайте к нам, синицы,

Голубь, клест и воробей!

И, конечно, ждем мы в гости

Красногрудых снегирей.

Сгибают и разгибают пальцы на обеих руках.

«Насыпают» зерно щепотками.

Взмахи перекрещенными кистями рук.

Загибать пальцы на каждую птицу.

9. Знакомство с буквой «Х». Буквенный конструктор.

Звуки [Х], [Х’] живут в одном домике букве Х. Найдем ее в наших кассах.

Скажите сколько в этой букве палочек?

Нарисуем просто крестик…

Вот и буква Х на месте.

Сделаем из пальчиков букву Х. А теперь возьмем 2 большие палочки и выложим букву Х.

10. Чтение слогов по звуковичкам.

Гласные феи-звуковички поучат петь песенки согласные звуки [Х], [Х’]. Что же у них получится проверим. Когда в букве Х будет жить мягкий звук [Х’]? Правило. Буква И обозначает мягкость согласного.

Повторение правил.

Смотрят в зеркала и произносят звуки хором и индивидуально.

Рассказывают характеристику звуков по таблице.

Поднимают синий или зеленый кружочек.

Выполняют упражнение.

Украшают елочку. Вешают картинки, если в слове слышится звуки [Х] или [Х’].

Определяют позицию звука [Х] в словах.

Выполняют упражнение.

Ищут букву в кассах и выкладывают ее из палочек.

Читают слоги по звуковичкам.

III

-Что понравилось на занятии?                        -Что не понравилось?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект занятия в старшей группе. Звук и буква "И"

формирование у детей умения выделять гласный звук "и"...

Конспект занятия в старшей группе ЗВУКИ «К-Кь», «Т-Ть». БУКВЫ «К – Т».

ЗВУКИ   «К-Кь»,  «Т-Ть».  БУКВЫ  «К – Т».ЦЕЛЬ: Закрепить  навык   четкого  произношения   звуков  ...

Конспект занятия в старшей группе "Закрепление знаний о буквах А,У,О и гласных звуках [а], [у], [о]"

Конспект занятия по обучению грамоте для детей старшего дошкольного возраста (5 - 6 лет). Задачи занятия:Систематизировать представления детей о том, чем звук отличается от буквы; закрепить представле...

Конспект занятия в старшей группе: "Звук и буква "Р"".

Конспект ООД по обучению грамоте (в старшей группе) «Звук  «Р, »РЬ» и буква» Р». Чтение слогов»...

Конспект логопедического фронтального занятия в старшей группе «Звуки н, нь. Буква Н»

Конспект логопедического фронтального занятия для детей страшей группы ДОУ с ТНР. Использоваться может логопедами и полезен так же воспитателям логогруппы....

Конспект занятия в старшей группе «Звук [Ш]. Буква Ш»

Образовательные:1. Формировать умение определять место звука "Ш" в слове (в начале, в середине, в конце).2. Продолжить знакомство с понятиями "согласный звук", ...