Конспект логопедического фронтального занятия в старшей группе «Звуки н, нь. Буква Н»
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа)

Пичугина Марина Михайловна

Конспект логопедического фронтального занятия для детей страшей группы ДОУ с ТНР. Использоваться может логопедами и полезен так же воспитателям логогруппы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект фронтального логопедического занятия в старшей группе

 «Звуки н, нь. Буква Н»

Цель:

Коррекционно-образовательные:  познакомить детей со звуком [н] и способом его характеристики с опорой на артикуляционные и акустические признаки; уточнить артикуляцию звука [н]; продолжать формировать понятие «согласный звонкий звук»; учить четко интонировать звук [н]; учить выделять звуки [н]; обучать анализу и синтезу прямого и обратного слога.

Коррекционно-развивающие: развивать зрительное и слуховое внимание; развивать фонематический слух; развивать координацию речи с движением.

Коррекционно-воспитательные: учить слушать других детей, не перебивать; воспитывать навыки сотрудничества, самостоятельность, инициативность.

Оборудование: «Звуковичок» (символ согласных звуков (твердых, звонких)), профиль артикуляции звука [н], сюжетная картинка «Царевна Несмеяна», индивидуальные зеркала, звуковые пеналы (на каждого ребенка).

Ход занятия:

I.  Организационный момент.

- Сейчас сядет тот, кто вспомнит о чем мы с вами говорили на прошлом занятии. Кто смотрел эту сказку. Как она называется. Как звали поросят  из сказки «Три поросенка». (Наф-наф, Нуф-нуф и Ниф-ниф).  Изобразите сердитого волка. А теперь покажите, как страшно было поросятам. Покажите, как они прятались. А теперь изобразите смелых поросят, радостных поросят.

II. Артикуляционная гимнастика.

- Ребята, у нас сегодня в гостях незнайка. Он забыл звуки, которые мы учили.

-Ребята, назовите звуки, которые мы уже знаем.(а ,о, и, у, п, м)

-Какие это звуки?

III. Основная часть.

  1. Дидактическая игра «Четвертый лишний».

-Запомни и назови лишние предметы:

Слова: огурец, помидор, перец, ТРОН

Яблоко, груша, виноград, ДИВАН

Липа, ель, береза, КРАН

Хлеб, молоко, масло, КЛЁН

  1. Характеристика звука.

-Какой звук слышен в словах?

-Где располагается звук –н- в этих словах?

-Возьмите зеркала. Произнесите звук н. Можно ли звук н спеть? (нет). Почему? Как мы его произносим? Рот приоткрыт. Язычок поднимается к верхним зубкам и не дает воздуху пройти. Воздух встречает преграду и проходит через нос. Звук н- согласный.

- Верно! Ребята, звук [Н] – какой это звук: гласный или согласный; мягкий или твёрдый? Повторите звук [Н] с кулачком (дети повторяют звук [Н] несколько раз, стуча кулачком по столу, ассоциируя его с твёрдостью).

-Верно! Звук [н] — это согласный звук. А теперь положите руку на горлышко и произнесите звук [н]. Горлышко «дрожит»? Значит звук [н] какой? Дети: Звук [н] — звонкий. 
- Каким цветом обозначаем твёрдый согласный звук [Н]?(Твёрдый согласный звук [Н] обозначаем синим цветом).

- А как будет звучать мягкий согласный [Нь]? Повторите его. (Дети совместно с логопедом повторяют несколько раз звук [Нь] в упражнении с кистями: все пальцы на каждой руке собирать в кольцо и при назывании звука раскрывать их веером.)

- Каким цветом обозначаем мягкий согласный звук [Нь]?(Мягкий согласный звук [Нь] обозначаем зелёным цветом).

- Правильно! Ребята, звуки Н и НЬ обозначаются буквой Н.(показ буквы)

-Скажите, пожалуйста, чем отличаются звуки от букв? (Буквы мы видим и пишем, звуки слышим и произносим)

-На что похожа буква Н?

- Из каких элементов состоит буква Н? (Из двух длинных палочек и одной короткой)

-Незнайка приготовил для вас интересные игры со звуками [Н] - [Нь]. Поиграем? (Да.)

3.Игра «Топни ногой»
-Услышав звук Н, топни ногой:

А) Н,М,Н,Т,П,К,И,Н…

Б) АН,ОМ,УН, УМ,ЫН,ОМ…

В)ноты, маки, мост, носки, батон, дом, носорог, маяк, стакан, мыло, бант.

4. Выполнение звукового анализа слога АН
- Звук Н предлагает вам выложить из квадратов слог АН.
- Какой первый звук в слоге АН? (В слоге АН первый звук А).
- Поставьте кружок на дорожке. Произнесите его. Расскажите все о звуке А (Звук А гласный).
- Какой второй звук в слоге АН? (В слоге АН второй звук Н).
- Поставьте квадрат со звуком Н рядом с А.
- Расскажите все о звуке Н (Звук Н – согласный, звонкий, твердый).
- Прочитаем слог (АН).
- Где стоит звук Н в слоге АН? (В слоге АН звук Н стоит в конце слога).

IV. Физминутка «Снег»

Как на горке снег, снег,           (встаем на носочки, руки вверх)
И под горкой снег, снег.          (приседаем)
И на елке снег, снег,                 (встаем, руки в стороны)
И под елкой снег, снег.            (обхватываем себя руками)
А под снегом спит медведь,   (покачались из стороны в сторону, руки согнутые в локтях, перед грудью,                                                                      

                                                    ладони от себя)
Тише, тише, не шуметь         
  (пальчик к губам, шепотом)

-Хорошо, присаживаемся на свои места.

V. Игра «Твердый и мягкий звук Н»

-Ребята, я буду называть вам звуки Н и Нь, если вы услышите звук н-поднимаем синий карандаш, если звук нь-зеленый.

Наф-Наф, набор, народ; нырять; ноги, ногти, ночь, нос, носки, ноль, норка, носорог; Нуф-Нуф.

няня; нить, Нина, Никита, нитки, Нил; небо, Неимейка, Незнайка, небось, небосвод, невыносимый, небыль, нёс; Нюта, Нюся, Нюра.

VI. Игра «Назови  слова на звук Н».

Ножницы, нитки, носки, нос, нора, ноль

VII. Составление предложений о Незнайке.

-Что увидел Незнайка? (картинки слов из занятия)

VIII. Итог занятия.
-С какими звуками и буквой  мы познакомились?

-Какая эта буква? (согласная).

-Какие два звука обозначает?

-Что понравилось? 

-Что было для вас сложно?  

-Ребята, вы молодцы! Мне  понравилось, как вы работали: старались, были активными, умными и внимательными.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект логопедического занятия в старшей группе. Звуки [а], [у], [и], [о]

Коррекционно-образовательные цели. Закрепление  понятий  «слово», «звук». Обучение различению звуков [а], [у], [и] и [о] на слух и в произнесении. Выделение и определение в словах первого гл...

Конспект логопедического занятия в старшей группе : «Звук и буква Т».

Конспект логопедического занятия по подготовке к обучению грамоте в старшей группе для детей с ТНР:«Звук и буква Т»....

Конспект логопедического занятия в старшей группе: «Звуки [с] и [с’]. Профессии».

Данный материал адресован учителям-логопедам для проведения НОД по подготовке к обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста...

Конспект логопедического занятия в старшей группе "Звук и буква А"

Конспект логопедического фронтального подгруппового занятия с детьми старшего дошкольного возраста...

Конспект логопедического занятия в старшей группе «Звук и буква И»

Конспект логопедического занятия в старшей группе «Звук и буква И»       Подготовила  учитель-логопед Кравченко Ю.В....