Конспект занятия в старшей группе. "Звуки Н, Нь. Буква Н. Помогаем поросятам."
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа)
Предварительный просмотр:
Тема. Звуки [Н]-[Н’]. Буква Н.
Цели.
1.Коррекционно-образовательная.
- Автоматизировать и дифференцировать звуки [Н]-[Н’].
2.Коррекционно-развивающие.
- Развивать артикуляционную моторику.
- Развивать речевое дыхание.
- Развивать общую и мелкую моторику.
- Развивать фонематические процессы (понятие твердый и мягкий согласные звуки.
- Развивать навыки звукового анализа и синтеза слогов.
- Развивать грамматический строй речи.
- Развивать и обогащать активный словарь по теме «Зимующие птицы».
- Развивать навык слогослияния.
- Развивать фразовую речь.
- Развивать психические процессы.
3.Коррекционно-воспитательные.
- Воспитывать умение выполнять задания по инструкции.
- Формировать навыки сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности.
Оборудование. Таблица «Гласные и согласные звуки»; картинки: со звуками [Н]-[Н’], феи-звуковички; раздаточный материал для звукового анализа – символы звуков, буквы, рыбки, слоговая таблица, буквенный конструктор.
План занятия.
I Организационный момент.
1. Психогимнастика.
2. Артикуляционная гимнастика.
3. Упражнение на дыхание «Синичка».
II Основная часть.
1.Сообщение темы занятия.
3. Артикуляция, характеристика, символы звуков [Н]-[Н’].
4. Дифференциация звуков [Н] – [Н’] на слух и в произношении. Игра «Сигнальщики».
5. Упражнение на развитие мелкой моторики пальцев рук «Птичья кормушка».
6. Игра «Поможем поросятам навести порядок» (с ориентацией на первый согласный звук).
7. Определение позиции звука [Н] в словах (по картинкам).
8. Упражнение на координацию речи с движением «Снегири».
9. Анализ слогов НО, ТА. Чтение слоговых дорожек.
10. Знакомство с буквой «Н». Буквенный конструктор.
III Подведение итогов занятия.
Ход занятия.
Этап | Слова и действия логопеда | Слова и действия детей | ||||
I | 1. Психогимнастика. Что за герои сегодня пришли к нам на занятие? Как их звали? (Наф-Наф, Нуф-Нуф, Ниф-Ниф.) Изобразите сердитого волка. А сейчас изобразите, как страшно было поросятам. Покажите, как они прятались. А теперь изобразите смелых поросят, радостных поросят. 2. Артикуляционная гимнастика. 3. Упражнение на дыхание «Синичка». И.п.: ноги на ширине плеч, руки опущены. 1 – вдох, подняться на носки, руки вверх, в стороны; 2 –и.п., на выдохе произносить: «Тинь-тень!». Повторить 3-4 раза. | Выполняют действия. Выполняют упражнения. | ||||
II | 1.Сообщение темы занятия. Ребята послушайте внимательно какой самый первый звук мы слышим в именах поросят Наф, Нуф. А в имени Ниф? 3. Артикуляция, характеристика, символы звуков [Н]-[Н’]. Когда мы произносим эти звуки, губы и зубы немного приоткрыты, язычок приподнимается к верхним зубкам. Воздух не может выти изо рта свободно и пытается выбраться через нос, но потом язычок мы отрываем и воздух выходит из ротика и получается звук [Н], горлышко работает, петь этот звук мы не можем. Но можем немножко потянуть. А чтобы получился звук [Н’] нам нужно язычок прижать чуть сильнее к зубками и небу. Кто по схеме расскажет про звук [Н]? Кто расскажет про звук [Н’]? Ребята, а это одинаковые звуки или разные? Чем они похожи? Чем отличаются? 4. Дифференциация звуков [Н] – [Н’] на слух и в произношении. Игра «Сигнальщики». Сыграем в игру «Сигнальщики». Возьмем синий кружочек в правую руку и зеленый кружочек в левую. Слушайте внимательно. Слушаем звуки: н, нь, нь, н, н, н, нь, н, н, н, нь. Слушаем слоги: на, ни, ну, не, на, ан, ун, он, ан, он. Слушаем слова: нос, нитки, Настя, Аня, конь, ноты, небо. 5. Упражнение на развитие мелкой моторики пальцев рук «Птичья кормушка».
6. Игра «Поможем поросятам навести порядок» (с ориентацией на первый согласный звук). Злой волк, когда гонялся за поросятами навел в их домиках жуткий беспорядок и все их вещи перепутались. Давайте все предметы раздадим хозяевам. Нуф-Нуфу и Наф-Нафу с каким звуком? А Ниф-Ниф? 7. Определение позиции «х» в словах (по картинкам). Наф-Наф и Нуф-Нуф спорят друг с другом и не могут решить, где же в их словах спрятался этот звук [Н]. Поможем найти им звук [Н] в словах. Достаем рыбок. Дети определяют позицию звука [Н] в словах и поднимают нужную часть рыбки в зависимости от того, где слышится звук [Х] в этих словах – в начале (поднимают голову), в середине (поднимают туловище) или в конце слова (Поднимают хвост). 8. Упражнение на координацию речи с движением «Снегири».
9. Анализ слогов НО, ТА. Чтение слоговых дорожек. Поросята любят кататься на лошади. Чтобы она поехала, что нужно сказать? Но. Да нужно сказать такое коротенькое слово. НО. Сколько звуков в этом слове? Два. Какой первый? Н. Какой положим символ? Синий кружок. Какой второй звук? О. Какой положим символ? Овал красный. Теперь послушайте, что сказал Ниф-Ниф? ТА. Сколько звуков он назвал? Два. Какой первый звук? Т. Какой положим символ? Синий кружок. Какой второй звук? А. Какой положим символ? Красный большой круг. Что мы выложили сначала? Но. Что выложили потом? Та. Что получится если мы скажем эти части вместе? НО + ТА = НОТА. Получилось слово нота. Подвинем символы ближе друг к другу. Сколько звуков в этом слове? Четыре. Сколько гласных звуков? Два. Назовите их. О, А, Сколько согласных звуков? Два. Назовите их. Н, Т. Есть ли в этом слове мягкие согласные? 10. Знакомство с буквой «Н». Буквенный конструктор. Звуки [Н], [Н’] живут в одном домике букве Н. Найти букву в кассе. Скажите сколько в этой букве палочек? Выложим из палочек. На букве Н Я, как на лесенке, Сижу и распеваю Песенки! | Звук [Н]. Звук [Н’]. Звук [Н] – согласный, звонкий, твердый, обозначаем синим цветом. Звук [Н’] – согласный, звонкий мягкий, мягкий, обозначаем зеленым цветом. Играют в игру. Дети поднимают карточку с синим или зеленым квадратом. Выполняют упражнение. Определяют твердость и мягкость согласных звуков в словах. Определяют место звука в слове. Выполняют упражнение. Выполняют звуковой анализ слогов. Ищут букву в кассе. Выкладывают букву из буквенного конструктора. | ||||
III | -Что понравилось на занятии? -Что не понравилось? |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект занятия в старшей группе. Звук и буква "И"
формирование у детей умения выделять гласный звук "и"...
Конспект занятия в подготовительной группе. Звуки [г — г’] и буква Гг
Конспект занятия в подготовительной группе. Звуки [г — г’] и буква Гг...
Конспект занятия в старшей группе ЗВУКИ «К-Кь», «Т-Ть». БУКВЫ «К – Т».
ЗВУКИ «К-Кь», «Т-Ть». БУКВЫ «К – Т».ЦЕЛЬ: Закрепить навык четкого произношения звуков ...
Конспект занятия в старшей группе "ЗВУКИ "П", "Пь"".
ЗВУКИ «П», «Пь».ЦЕЛЬ: Закрепить навыки различения и четкого произношения з...
Конспект занятия в старшей группе: "Звук и буква "Р"".
Конспект ООД по обучению грамоте (в старшей группе) «Звук «Р, »РЬ» и буква» Р». Чтение слогов»...
Конспект занятия в старшей группе «Звук [Ш]. Буква Ш»
Образовательные:1. Формировать умение определять место звука "Ш" в слове (в начале, в середине, в конце).2. Продолжить знакомство с понятиями "согласный звук", ...
Конспект занятия в старшей группе. Звуки Х, Хь. Буква Х.
Конспект занятия в старшей группе....