Конспект занятия в старшей группе «Звук [Ш]. Буква Ш»
план-конспект занятия по обучению грамоте (подготовительная группа)

Манаева Надежда Владимировна

Образовательные:

1. Формировать умение определять место звука "Ш" в слове (в начале, в середине, в конце).

2. Продолжить знакомство с понятиями "согласный звук", "твёрдый согласный звук".

3. Познакомить с буквой Ш и со звуком "Ш".

Развивающие:

1. Совершенствовать фонематический слух, мелкую моторику, тактильные ощущения.

2. Повышать речевую активность.

3. Обогащать словарный запас детей.

Воспитательные:

1. Вызывать эмоциональный настрой детей на занятии.

2. Воспитывать чувство ответственности, взаимопомощи.

3. Воспитывать культуру речевого общения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya_v_starshey_gruppe_zvuk_sh._bukva_sh.docx20.34 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия в старшей группе «Звук [Ш]. Буква Ш»

Образовательные:

1. Формировать умение определять место звука "Ш" в слове (в начале, в середине, в конце).

2. Продолжить знакомство с понятиями "согласный звук", "твёрдый согласный звук".

3. Познакомить с буквой Ш и со звуком "Ш".

Развивающие:

1. Совершенствовать фонематический слух, мелкую моторику, тактильные ощущения.

2. Повышать речевую активность.

3. Обогащать словарный запас детей.

Воспитательные:

1. Вызывать эмоциональный настрой детей на занятии.

2. Воспитывать чувство ответственности, взаимопомощи.

3. Воспитывать культуру речевого общения.

Ход НОД:

Организационный момент

- Здравствуйте, ребята! Начнем наше занятие с разминки языка и губ.

Артикуляционная гимнастика.

Толстый мышонок приехал к нам в гости (надуваем щёки,

По сравнению с ним мы худые – лишь кожа да кости (втягиваем щёки).

Мы все ему улыбнулись (губы в широкой улыбке, видны верхние и нижние зубы,

Поцеловать его мы все потянулись (губы тянутся вперёд).

Дид. игра «Отгадай загадки»

Он стоит в углу у стенки

Ох, огромный он на вид!

Но он вовсе не наказан,

Мама вещи в нём хранит.

(шкаф)

Бывает горький и молочный,

Во рту он тает быстро очень,

Отведать каждый его рад,

Что же это? ….

(шоколад).

Воспитатель помещает на мольберт иллюстрации – отгадки (шкаф, шоколад)

- Что изображено на картинках?

- Произнесите слово ШКАФ.

- Какой первый звук в слове шкаф(Ш)

- Произнесите слово ШОКОЛАД

- Какой первый звук в слове шоколад(Ш)

-Как вы думаете, с каким звуком мы сегодня познакомимся?

Ответы детей

- Мы с вами, ребята, будем сегодня знакомиться со звуком и буквой Ш. Для этого мы отправимся в королевство звуков.

Дети идут за воспитателем по кругу

2. Основная часть

Слышится сильный вой ветра и громкий крик КАРАУЛ! КАРАУЛ!

Воспитатель: Ребята в каких случаях кричат "караул".

Дети: Когда просят о помощи. Когда кто-то попал в беду.

Воспитатель: Наверное, кто-то попал в беду и ему нужна наша помощь.

Воспитатель: Посмотрите, что это за свиток. Давайте прочитаем (читает свиток):

«У меня стряслась беда

Помогите, детвора,

В детский сад ворвался ветер

Всё разрушил, разбросал,

Звук в словах заколдовал».

Воспитатель: Ребята звук Ш попал в беду. Поможем ему?

(Характеристика звука "Ш", выставляется схема)

Воспитатель: Какой звук "Ш" гласный или согласный? Почему?

Дети: Мы не можем его пропеть, у нас во рту зубки смыкаются и не дают воздуху выйти.

Воспитатель: Правильно, звук [ш] согласный, звонкий или глухой звук [ш]?

– Глухой.

Воспитатель: – А звук [ш] твердый или мягкий?

-Твердый.

Воспитатель: – Да, верно звук [ш] – это твердый, глухой, согласный звук. У этого звука есть особенность, он никогда не бывает мягким, всегда твердый.

Дидактическая игра "Поймай звук"

Хлопните в ладоши, если услышите звук Ш

а, у, ш, к, к, м, и, ж. ш ….

Воспитатель: А теперь усложняем задачу.

Нужно поймать звук Ш в слогах.

ка, ко, ша, му, кы, аш, ак, ок, уш.

- А теперь придумайте слова со звуком Ш, и определите его место в слове.

Игра «Третий лишний».

Дети должны убрать картинку, в названии которой нет звука [ш]:

Шапка, платье, шарф

Шар, стул, шоколад

Стол, машина, мишка

Воспитатель: Молодцы и с этим заданием вы справились.

Воспитатель: Посмотрите сколько здесь игрушек.

Нам нужно положить в корзину только те игрушки, в названии которых есть звук Ш.

Дети отбирают игрушки (пирамидка, кукла, танк, матрешка, молоток)

Физкультминутка

Потрудились – отдохнем.

Встанем, глубоко вздохнем.

Руки в стороны, вперед,

Влево, вправо поворот.

Три наклона, прямо встать,

Руки вниз и вверх поднять.

Руки плавно опустили,

Всем улыбки подарили.

Знакомство с буквой Ш

Воспитатель выставляет букву "Ш"

«Буква Ш в таких словах: школа, шесть, шарада, шах.

Букву Ш я написала – три шеста и снизу шпала».

Воспитатель: На что похожа буква "Ш"? (картинки изображающие забор, экскаватор….)

3 палочки коротких смотрят в верх

1 палочка длинная «лежит»

Выкладывание буквы Ш из разных материалов (из палочек, ленточек, мозаики, фасоли).

Задание на листках «Почини букву Ш»

(дети дорисовывают недостающие элементы букве Ш)

Буква "Ш": Вот, спасибо, помогли!

От беды меня спасли,

Вам я очень благодарна,

Вы, ребята, молодцы!

Вы помогли мне навести порядок, всё расставить на свои места. Я хочу поблагодарить вас за помощь и у меня для вас есть интересные раскраски. Вам нужно будет раскрасить клоуна и воздушные шары только те, на которых написана буква Ш.

Самостоятельная работа детей.

Итог:А сейчас давайте мы с вами вспомним:

- Где мы сегодня побывали?

- Кому помогали?

- С каким звуком и буквой мы сегодня познакомились?

- Какое задание для вас показалось трудным?

- С каким заданием вам было справиться легко.

Адрес публикации: https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/459868-konspekt-od-v-starshej-gruppe-zvuk-sh-bukva


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект логопедического занятия в старшей группе : «Звук и буква Т».

Конспект логопедического занятия по подготовке к обучению грамоте в старшей группе для детей с ТНР:«Звук и буква Т»....

Конспект логопедического занятия в старшей группе "Звук и буква А"

Конспект логопедического фронтального подгруппового занятия с детьми старшего дошкольного возраста...

конспект занятия в старшей группе. Звук и буква "И"

формирование у детей умения выделять гласный звук "и"...

Конспект занятия в старшей группе ЗВУКИ «К-Кь», «Т-Ть». БУКВЫ «К – Т».

ЗВУКИ   «К-Кь»,  «Т-Ть».  БУКВЫ  «К – Т».ЦЕЛЬ: Закрепить  навык   четкого  произношения   звуков  ...

Конспект занятия в старшей группе «Знакомство с буквой «З» и звонким согласным звуком [з]».

Конспект организованной образовательной деятельности по обучению грамоте  в старшей группе общеразвивающей направленности. Цель:  знакомство детей  с буквой «З» и звонк...

Конспект занятия в старшей группе: "Звук и буква "Р"".

Конспект ООД по обучению грамоте (в старшей группе) «Звук  «Р, »РЬ» и буква» Р». Чтение слогов»...