«Использование методов сенсорной интеграции в работе учителя-логопеда с детьми с ТНР»
методическая разработка по логопедии

Татьяна Александровна Левицкая

Сенсорная интеграция играет важную роль в работе учителя-логопеда, помогая детям с нарушениями в развитии речи. Этот подход основан на тесной связи между сенсорными системами организма и процессом формирования и усвоения речи. В последние несколько лет резко возросло число детей, у которых есть различные проблемы с речью и формированием высших психических функций. Одна из причин - результат нарушений, связанных с переработкой сенсорной информации.

Сенсорная интеграция - это взаимодействие всех органов чувств. Обработка поступающих от органов чувств ощущений, их структурирование и упорядочивание. Чем правильнее работают сенсорные системы, тем больше достаточной информации получает мозг.

Успешность развития всех психических функций в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, то есть от того, насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее. В первые 7 лет жизни мозг наиболее чувствителен к принятию различных ощущений и их обработке. Для того чтобы в памяти ребенка закрепилось любое понятие, его название, он должен его увидеть, услышать, попробовать и потрогать. И только в этом случае в головном мозге формируется эта связь. К сожалению, с каждым годом количество воспитанников с ОВЗ увеличивается. У них наблюдается нарушение сенсомоторных, высших психических функций, затрудняющих социальную адаптацию и требующих целенаправленной коррекции.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл si_metodicheskie_.docx21.15 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное

учреждение №136 г. Липецка

Методические рекомендации: «Использование методов сенсорной интеграции в работе учителя-логопеда с детьми с ТНР»

Левицкая Татьяна Александровна

Учитель-логопед группы компенсирующей направленности для детей с ТНР

категория обучающихся ОВЗ: ТНР

г. Липецк

2024

Сенсорная интеграция играет важную роль в работе учителя-логопеда, помогая детям с нарушениями в развитии речи. Этот подход основан на тесной связи между сенсорными системами организма и процессом формирования и усвоения речи. В последние несколько лет резко возросло число детей, у которых есть различные проблемы с речью и формированием высших психических функций. Одна из причин - результат нарушений, связанных с переработкой сенсорной информации.

Сенсорная интеграция - это взаимодействие всех органов чувств. Обработка поступающих от органов чувств ощущений, их структурирование и упорядочивание. Чем правильнее работают сенсорные системы, тем больше достаточной информации получает мозг.

Успешность развития всех психических функций в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, то есть от того, насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее. В первые 7 лет жизни мозг наиболее чувствителен к принятию различных ощущений и их обработке. Для того чтобы в памяти ребенка закрепилось любое понятие, его название, он должен его увидеть, услышать, попробовать и потрогать. И только в этом случае в головном мозге формируется эта связь. К сожалению, с каждым годом количество воспитанников с ОВЗ увеличивается. У них наблюдается нарушение сенсомоторных, высших психических функций, затрудняющих социальную адаптацию и требующих целенаправленной коррекции.

В нашем дошкольном учреждении наряду с обычными детьми воспитываются дети с РАС, ЗПР, ТНР. У всех категорий детей отмечается недостаточность процесса переработки сенсорной информации, зачастую дети не могут целостно воспринять наблюдаемые объекты, они воспринимают их фрагментарно, выделяя лишь отдельные признаки. С такими детьми сложно работать привычными методами (сидя за столом с ребенком, с наглядным и дидактическим пособием) так как дети быстро устают и теряют интерес к занятиям. Одним из возможных путей решения речевых проблемы является включение элементов сенсорной интеграции в общую систему коррекционной работы ДОУ. В частности, для автоматизации и дифференциации звуков, в работе логопеда используются разнообразные игры, задания, упражнения.

На этапе автоматизации звуков у детей с ТНР, параллельно развиваю мелкую моторику, используя материалы разной фактуры и плотности для формирования новых устойчивых нейронных связей. Так же в выстраивании визуально-ритмического ряда использую различные природные материалы (камни, ракушки, шишки и т.д.). Автоматизацию звука связываю с дыхательными упражнениями, используя трубочки разных цветов и толщины, дудочки, свистки, вертушки и т.д. Для дифференциации звуков, использую упражнения с красками (рисование пальчиками, ладошками, штампами; смешивание цветов, перетекание красок друг в друга), водой, мыльными пузырями, льдом, с песком, природным материалом и это практически все в движении, игры с тканями и бумагой, игры с массажерами для рук. На этапе дифференциации звуков, использую различные игры на мелкую моторику с салфетками и прищепками, игры на липучках, на магнитах, что повышает мотивацию к занятиям.

Сенсорная интеграция позволяет детям правильно воспринимать и анализировать окружающую среду, контролировать свое тело и движения, а также эффективно использовать свои органы речи для производства звуков и слов. Нарушение сенсорной интеграции может привести к проблемам с пониманием речи, формированию связного высказывания, артикуляционным нарушениям и другим трудностям в общении. Например, дети, имеющие проблемы, с обработкой вестибулярных сигналов, не могут следить за предметом, движущимся у них перед глазами, а также четко переводить взгляд из одной точки в другую. Движения глаз у них не плавные, взгляд либо отстает от предмета, либо резко «дергается», как бы догоняя его. Таким детям очень трудно играть в мяч, чертить линию, читать и т.п. Неразвитость вестибулярного аппарата может вызвать реакции двух типов: некоторые дети чрезмерно чувствительны к любой двигательной активности и боятся какой-либо физической нагрузки, другие, наоборот, очень любят активные занятия, стимулирующие вестибулярную систему. В этом случае ребенок будет избегать занятий, предполагающих движение частей тела. В таких случаях я использую различное оборудование, способствующее развитию вестибулярного аппарата (качели; диск здоровья; батут; мягкие тоннели).

Для развития вестибулярной и гравитационной системы предлагаю ребенку следующие игры:

• «Вестибулярное раскачивание»;

• «Кружимся вокруг оси»;

• «Покачай головой»;

• «Попрыгаем на мяче;

• «Прыжки на батуте» и многое другое.

Ребенку с недостаточно развитой проприоцептивной системой свойственная преувеличенная или, наоборот, ослабленная реакция. Во втором случае ребенок будет казаться неуклюжим и постоянно стремиться к самостимуляции: прыгать, скакать, размахивать руками, играть в шумные и подвижные игры. Развитие нормального мышечного тонуса – также один из ключевых факторов в освоении двигательных навыков. Как правило, детям с расстройством функции сенсорной интеграции свойственны нарушения мышечного тонуса. Эти дети либо вялы, легко устают и в целом имеют низкий тонус (гипотоники), либо, напротив, очень активны и находятся в постоянном движении, однако не способны остановиться, удержать равновесие и выдержать весовую нагрузку. Для помощи детям с такими нарушениями используется следующее оборудование (эластичная веревка, чулок эластичный мешок с отверстием в средней части, напоминающий пододеяльник по форме, но обладает обволакивающими тело свойствами за счет своей упругости); различного вида специальные утяжелители (рюкзаки, утяжелители на запястье и т.п.); мяч на резинке, обруч, гимнастический мяч, мяч для лечебной физкультуры и т.п.).

Ребенок с нарушениями тактильной системы организма может иметь чувствительность повышенную (гиперчувствительность) или пониженную (гипочувствительность). Ребенок с пониженной (или гипо-) чувствительностью не осознает, когда к нему прикасаются другие люди, или не проявляет должной реакции на болезненные стимулы (порезы, удары). Дети с тактильной гиперчувствительностью сильно реагируют на раздражители, которые мы едва замечаем. Ощущения прикосновения приводят к серьезным сбоям в их нервной системе, что служит причиной негативных эмоций и неадекватного поведения. Избыточное реагирование на прикосновения мешает и социальным взаимоотношениям. Для того, чтобы помочь детям с проблемами в области тактильной системы мы используем такие материалы и оборудование как: различные сыпучие материалы (крупы, природный материал, силиконовые гранулы); предметы из разных материалов и различной текстуры; парные карточки с различными текстурами; сенсорные массажные дорожки и коврики; массажеры су-джок;

мячи различной текстуры и размера).

Играем с детьми в игры:

«Поймай игрушку»

«Чудесный мешочек»

«Угадай на ощупь, из чего сделан этот предмет»

«Узнай предмет по контуру», «Догадайся, что за предмет», «Коробка с текстурами» и другие.

Ребенок с нарушениями зрительного восприятия имеет проблемы, которые могут проявляться в различных формах: плохая способность к управлению движением взгляда, резкие и несогласованные движения глаз, трудности при фокусировке взгляда на неподвижном предмете, недостаточная координация между зрением и двигательными реакциями (зрительно-моторная координация). Таким детям помогают зрительная гимнастика, игры и упражнения на развитие зрительной системы:

• «Сложи полоски».

• «Найти предмет указанной формы».

• «Из каких фигур состоит машина?» и др.

При нарушениях обработки слуховой информации дети могут боятся громких звуков, плохо переносить некоторые виды музыки (или музыку вообще), тембр голоса, часто закрывают уши руками или голову подушкой, или напротив, часто не слышат, когда к ним обращаются, не любят шумного окружения, улицы и т.п. В работе с такими детьми использую игры и упражнения для развития слухового восприятия:

• «Тихо и громко»

• «Найти игрушку, ориентируясь на громкое или тихое звучание колокольчика»

• «Угадай, какой музыкальный инструмент звучит» и другие.

Сенсорная интеграция является важным инструментом в работе логопеда, позволяющим, дать мозгу нужные знания об окружающей обстановке и внешних стимулах, воздействующих на сенсорные системы человека (зрительную, слуховую, вестибулярную и т.д.). Сенсорные игры, использующиеся в логопедической работе, дарят ребенку новые ощущения, происходит их балансировка и развивается эффективная обработка сенсорных стимулов мозгом. Упорядочивание ощущений, получаемых из окружающего мира, осуществляется посредством игр, воздействующих на все органы чувств ребенка. При использовании сенсорных игр в работе учителя-логопеда отмечается заинтересованность воспитанников к таким видам работы, повышается мотивация к обучению, наблюдается положительная динамика в речевом развитии детей, что показывает о необходимости продолжения работы в данном направлении.

Использованая литература:

  1. Элен Як, Паула Аквилла, Ширли Саттон «Строим мостики с помощью сенсорной интеграции»
  2. Айрес Э.Джин «Ребенок и сенсорная интеграция».
  3. У. Кислинг. «Сенсорная интеграция в диалоге. Понять ребенка, распознать проблему, помочь обрести равновесие».
  4. Шепель Г.Н. «Сенсорная интеграция в логопедической работе с детьми с ОВЗ».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сенсорная интеграция в работе учителя- логопеда с детьми с тяжёлыми нарушениями речи дошкольного возраста.

laquo;У всех детей есть мощное внутреннее побуждение развивать сенсорную интеграцию».Джин Айлес«Освоение чтения, письма или математики –исключительно сложные процессы, возможные лиш...

"Использование элементов сенсорнои интеграции в работе учителя-логопеда с детьми с ОВЗ"

  Логосенсорная интеграция – это использование элементов сенсорной интеграции и параллельное решение речевых задач. В статье описываются направления сенсорно-интегративной логоп...

Опыт работы "Использование метода сенсорной интеграции в работе с детьми ТМНР"

Осуществление коррекции нарушений сенсорной интеграции детей с ТМНР, обогащение и накопление полисенсорного опыта в ходе игр и упражнений, предметно-практической деятельности, взаимодействия со взросл...

Метод сенсорной интеграции в работе учителя-логопеда с детьми дошкольного возраста.

Сенсорная интеграция – это  взаимодействие всех органов чувств. Для того, чтобы в памяти ребёнка закрепилось любое понятие, его название, он должен его увидеть, услышать, попробовать и потр...

Педагогический проект "Метод сенсорной интеграции в работе учителя-логопеда и дефектолога".

Наименование проекта, руководители, цели и задачи проекта, сроки реализации, ключевые мероприятия. Подготовительный этап: знакомство с литературой, изучение передового опыта коллег, слушание вебинара,...

IИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭЛЕМЕНТОВ СЕНСОРНОЙ ИНТЕГРАЦИИ В РАБОТЕ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА С ДЕТЬМИ С ОВЗ.

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭЛЕМЕНТОВ СЕНСОРНОЙ ИНТЕГРАЦИИ В РАБОТЕ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА С ДЕТЬМИ С ОВЗ....