Метод сенсорной интеграции в работе учителя-логопеда с детьми дошкольного возраста.
методическая разработка по логопедии (старшая группа)
Сенсорная интеграция – это взаимодействие всех органов чувств. Для того, чтобы в памяти ребёнка закрепилось любое понятие, его название, он должен его увидеть, услышать, попробовать и потрогать. И только в этом случае в головном мозге формируется эта связь. Одна из задач деятельности с детьми является развитие интереса к обучению через сенсорные стимулы. Необходимо организовать детей так, чтобы им захотелось что-то делать, чтобы появлялась мотивация к речи. В последние десятилетия во многих странах в коррекционно-развивающей деятельности с детьми с ОВЗ активно используется метод сенсорной интеграции.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sensornaya_integratsiya.docx | 19.13 КБ |
Предварительный просмотр:
Сенсорная интеграция – это взаимодействие всех органов чувств. Для того, чтобы в памяти ребёнка закрепилось любое понятие, его название, он должен его увидеть, услышать, попробовать и потрогать. И только в этом случае в головном мозге формируется эта связь. Одна из задач деятельности с детьми является развитие интереса к обучению через сенсорные стимулы. Необходимо организовать детей так, чтобы им захотелось что-то делать, чтобы появлялась мотивация к речи. В последние десятилетия во многих странах в коррекционно-развивающей деятельности с детьми с ОВЗ активно используется метод сенсорной интеграции. Он был разработан американским врачом-трудотерапевтом Джин Айрес (1923-1988), работавшей в Калифорнии с детьми и взрослыми, имеющими неврологические нарушения.
Сенсорная интеграция - это взаимодействие всех органов чувств. Обработка поступающих от органов чувств ощущений, их структурирование и упорядочивание. Чем правильнее работают сенсорные системы, тем больше достаточной информации получает мозг.
В первые 7 лет жизни дети развиваются в определенной последовательности. Данный возраст играет ключевую роль для сенсорной интеграции. В этот период мозг наиболее чувствителен к принятию различных ощущений и их обработке.
К сожалению, с каждым годом количество воспитанников с ТНР увеличивается. У них наблюдается нарушение сенсомоторных, высших психических функций, затрудняющих социальную адаптацию и требующих целенаправленной коррекции.
Каждая сторона развития речи - звукопроизношение, лексико – грамматические категории, связность высказываний - основана на сенсорных связях и напрямую зависит от них. Сенсорные стимулы оказывают большое влияние на мотивацию к любой детской деятельности, в том числе на речь. Без сенсорики не развивается мышление. Успешность умственного, речевого, физического, эстетического, экологического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, то есть от того, насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее.
В связи с этим одна из задач деятельности с детьми является развитие интереса к обучению через сенсорные стимулы. Необходимо организовать детей так, чтобы и захотелось что – то делать, чтобы появлялась мотивация к речи.
В нашем дошкольном учреждении наряду с обычными детьми воспитываются дети с ТНР. У данной категории детей отмечается недостаточность процесса переработки сенсорной информации, зачастую дети не могут целостно воспринять наблюдаемые объекты, они воспринимают их фрагментарно, выделяя лишь отдельные признаки. Всё это затрудняет процесс коррекции и социализации.
Считается, что одним из возможных путей решения этой проблемы является включение элементов сенсорной интеграции в общую систему коррекционной работы.
Метод сенсорной интеграции в работе учителя-логопеда предполагает стимуляцию всех органов чувств, направлен на активизацию всех сторон речи через сенсорику. Этот метод помогает развивать психические и речевые функции, ознакомиться с предметами, которые нужны детям в жизни, осуществить процесс индивидуализации и наладить взаимодействие с окружающим миром.
Для преодоления сенсорной интеграции в работе учителя-логопеда используются разнообразные игры, задания, упражнения:
при развитии тактильных ощущений подходят разные варианты сенсорных игр, цель которых: дать ребенку новые чувственные ощущения.
Для развития мелкой моторики, работаю с материалами разной фактуры и плотности. В рамках лексических тем, детям предлагаются такие игры «Назови фрукты круглой (овальной, треугольной) формы», «Узнай овощ (фрукт) по форме (по цвету)», «Чудесный мешочек», «Узнай предмет по контуру», «Угадай какую букву напишу у тебя на спине».
Используется мозаика на разных этапах логопедического занятия. Например, игра называется «Определи на ощупь» или «Что в ладошке?». Учим детей образовывать прилагательные среднего рода, обозначающие форму предмета (Мама хочет подарить Кате мыло, но не хочет сразу его показывать, помоги Кате определить форму мыла на ощупь). Ребенок опускает руку в коробочку, выбирает фигуру, называет ее форму и составляет фразу: «Мама подарила Кате овальное (квадратное, круглое) мыло»), достает фигурку и называет ее цвет. Так же можно называть форму других предметов.
Вместе с воспитателями дети играют с красками (рисование пальчиками, ладошками, штампами; смешивание цветов, перетекание красок друг в друга), водой, мыльными пузырями, льдом. Игры с песком, природным материалом. Игры с тканями и бумагой: трогаем различные виды тканей и бумаги, после чего, начинаем шуршать и оборачивать вокруг себя эти материалы. Игры с массажерами для рук: делаем массаж рук, используя массажеры су-джок.
При развитии вестибулярной системы используются игры с мячом, прыжки, перешагивание через предметы, выполнение движений со словами потешек, стихов. Все эти игры проводятся во время организационных моментов, физминуток, квестов.
Для развития вкусовых ощущений предлагаются родителям поиграть с детьми в игру «Узнай по вкусу фрукт (овощ)».
Так же развиваем зрительные и слуховые процессы. В дошкольном возрасте огромное внимание уделяется развитию пяти основных чувств - это зрение, обоняние, осязание, слух и вкус.
Основной объем информации об окружающем мире человек получает благодаря зрению.
Игры, тренирующие зрительное восприятие развивают наблюдательность, внимание, память, формируют представление о цвете, форме, величине, пространственном расположении предметов, увеличивают словарный запас, например «Найди сходства и различия», «Найди такой же», «Что лишнее?», «Что изменилось?», «Продолжи ряд», «Зверюшки на дорожке», «Графические диктанты», «Найди предмет» (наложенные изображения), «Почини буквы».
При автоматизации звуков мы используем игры «Пчелы и соты» (автоматизация звука Ш), ребенок соотносит предмет с тенью; в игре «Тройки» (автоматизация звуков Р, Ш), ребенок собирает картинки - предмет, его тень и контур.
Слуховое восприятие начинается с акустического (слухового) внимания и приводит к пониманию смысла речи через узнавание и анализ речевых звуков. Специально подобранные дидактические игры дают возможность действовать по звуковому сигналу, научиться различать многие объекты и предметы окружающей среды по характерным звукам и шумам, соотносить свои действия с сигналами и т.д., а значит - корректировать недостатки слухового восприятия.
Например, при развитии фонематических процессов мы играем в игры «Послушай что звучит? (звуки которые издают предметы)», «Угадай, на чем играет Незнайка (звуки музыкальных инструментов), «Кто позвал?», «Звучащие баночки», «Кто как голос подает (слушают голоса животных и угадывают)».
Для развития воздушной струи мы используем емкость с водой – запускаем кораблики, пособия «Бабочки на лугу», «Футбол». Например, во время постановки звука [Ш] ребенок подставляя ладонь ко рту узнает, что воздушная струя теплая, а при произнесении звука [С] – воздушная струя идет холодная. Далее эти знания помогают нам при дифференциации этих звуков.
В процессе НОД при подготовке к овладению элементарными навыками письма и чтения мы используем фишки разного цвета, формы для анализа слов, предложений. Играем в игры «Отгадай, какой звук произношу (артикуляция гласных звуков)», «Найди буквы» (заштрихованные, не правильно написанные).
Развитие сенсорики происходит и в других видах деятельности, дети рисуют свечами, песком, ходят ладонями и ногами по различным дорожкам.
Также наряду с сенсорными развивающими пособиями, в своей работе я используется наглядный материал и компьютерные игры, презентации по лексическим темам, различные дидактические игры и упражнения, направленные на расширение кругозора, развитие зрительного восприятия цвета, формы, величины предметов, их пространственного расположения, активизации познавательной и речевой активности. Например: Мультимедийный дидактические комплексы: «В том краю, где мы живем», «Весна красна», «Зимушка – зима». Презентации по лексическим темам, например: «Деревья», «Ягоды и грибы», «Профессии». Компьютерные игры на портале Мерсибо.
Сенсорный подход в интеграции всех видов деятельности эффективен, так как каждый фактор развития психических процессов (мышление, память, внимание) влияет на факторы развитие речи, коммуникацию, игру, движение, мотивацию, контакт с миром, волю, воображение. Сенсорная интеграция – комплексный метод, который стимулирует детей на вербальную и невербальную коммуникацию, способствует развитию обучения в целом.
Таким образом, игры с сенсорными пособиями помогают заинтересовать, отвлечь, расслабить ребёнка, обеспечить наиболее успешное выполнение задания, развивают психические и речевые процессы. Так же способствует всестороннему и гармоничному развитию детей с ТНР, а также этот метод требует творческого отношения педагога к процессу обучения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сенсорная интеграция в работе учителя- логопеда с детьми с тяжёлыми нарушениями речи дошкольного возраста.
laquo;У всех детей есть мощное внутреннее побуждение развивать сенсорную интеграцию».Джин Айлес«Освоение чтения, письма или математики –исключительно сложные процессы, возможные лиш...
Технология применения метода мозжечковой стимуляции в работе учителя - логопеда ДОУ с детьми старшего дошкольного возраста с ОНР 3 уровня
Важным в образовательном процессе ДОУ является осуществление коррекционной работы, которая направлена на своевременное выявление и устранение нарушений речевого и личностного развития дошкольников. С ...
Использование метода сенсорной интеграции в развитии детей с ОВЗ старшего дошкольного возраста
Метод сенсорной интеграции...
МЕТОД СЕНСОРНОЙ ИНТЕГРАЦИИ В РАБОТЕ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОВЗ, ПОСРЕДСТВОМ СОЗДАНИЯ СЕНСОРНОЙ КОРОБКИ
В статье даются рекомендации для педагогов по созданию сенсорной коробки...
Педагогический проект "Метод сенсорной интеграции в работе учителя-логопеда и дефектолога".
Наименование проекта, руководители, цели и задачи проекта, сроки реализации, ключевые мероприятия. Подготовительный этап: знакомство с литературой, изучение передового опыта коллег, слушание вебинара,...
«Использование методов сенсорной интеграции в работе учителя-логопеда с детьми с ТНР»
Сенсорная интеграция играет важную роль в работе учителя-логопеда, помогая детям с нарушениями в развитии речи. Этот подход основан на тесной связи между сенсорными системами организма и процессом фор...
IИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭЛЕМЕНТОВ СЕНСОРНОЙ ИНТЕГРАЦИИ В РАБОТЕ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА С ДЕТЬМИ С ОВЗ.
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭЛЕМЕНТОВ СЕНСОРНОЙ ИНТЕГРАЦИИ В РАБОТЕ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА С ДЕТЬМИ С ОВЗ....