МЕТОД СЕНСОРНОЙ ИНТЕГРАЦИИ В РАБОТЕ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОВЗ, ПОСРЕДСТВОМ СОЗДАНИЯ СЕНСОРНОЙ КОРОБКИ
консультация по коррекционной педагогике
В статье даются рекомендации для педагогов по созданию сенсорной коробки
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metod_sensornoy_integratsii.docx | 21.71 КБ |
Предварительный просмотр:
«МЕТОД СЕНСОРНОЙ ИНТЕГРАЦИИ В РАБОТЕ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОВЗ, ПОСРЕДСТВОМ СОЗДАНИЯ СЕНСОРНОЙ КОРОБКИ»
Теория «сенсорной интеграции», разработанная западным психологом,
специалистом по детскому развитию Джин Айрес, основана на системном
подходе к функционированию мозга и помогает понять связь процессов
обработки сенсорной информации с поведением и обучением ребёнка.
Отечественный логопед Лынская М.И. адаптировала метод сенсорной
интеграции к решению речевых задач в работе с неговорящими детьми и
разработала метод сенсорно-интегративной логотерапии.
Целью терапии сенсорной интеграции (СИ) является усиление, балансирование и развитие обработки сенсорных стимулов центральной нервной системой.
Благодаря старательно подобранным упражнениям в рамках терапии,
ребенок может улучшить:
✓ развитие в области крупной и мелкой моторики;
✓ внимание и концентрацию;
✓ зрительные и слуховые способности;
✓ самосознание и самооценку
К симптомам нарушения СИ относят:
- чрезмерная или недостаточная чувствительность к тактильным, зрительным, слуховым стимулам, а также движению, к примеру, избегание касания некоторых фактур (песок, каша);
• проблемы с манипулированием, использованием столовых приборов, ножниц;
• сверхчувствительность к звукам, к свету;
• трудности в обучении письму и чтению;
• трудности с выслушиванием рекомендаций;
• избегание катания на качелях, каруселях или чрезмерное увлечение этими
играми;
• затруднения при переписывании с доски, пропускание букв, слогов;
• трудности в различении правой и левой сторон, особенно, когда у ребенка нет
времени, чтобы задуматься;
• низкий порог толерантности к близости другого лица;
• слишком высокий или слишком низкий уровень двигательной активности,
расстройства мышечного тонуса;
• трудности в концентрации, импульсивность;
• быстрая утомляемость;
• отказ от социальных контактов;
• задержка развития речи, двигательного развития, а также трудности в
обучении;
• слабая организация поведения, отсутствие планирования
Сфера сенсорной интеграции – это, прежде всего, лечебный метод, поэтому использование родителями и педагогами этой методики может быть возможно ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО после обучения работе в данной методике и ТОЛЬКО под постоянным руководством специалистов по данному методу.
Методы сенсорной интеграции могут включаться как составная часть в занятия по любым иным методикам
Сенсорная коробка — это емкость с любым наполнителем, который только
позволит ваша фантазия. Она даст возможность ребенку расширить свой
тактильный опыт — он сможет трогать, пересыпать, переливать, исследовать, закапывать, откапывать и просто играть. Это прекрасная своей
универсальностью вещь, с которой можно играть во что угодно и которая
подходит детям разных возрастов
Какие «инструменты» можно использовать в сенсорных коробках:
- лопатки, ложки, совки, половник, шумовку;
- пластиковые стаканчики, ведерки, упаковки от яиц;
- форму для кексов, ложку для мороженого, ложку для салата, воронку, сито,
- маленькие силиконовые формы, форму для льда, формочки для печенья;
- игрушечные грабли, лейку, детские садовые перчатки.
- щипцы, пинцет
Игрушки:
- маленькие человечки;
- фигурки животных;
- кубики, шарики, кольца, погремушки;
- игрушечные предметы мебели;
- посуда и предметы быта;
- машинки;
- игрушечная еда;
- искусственные растения
Когда коробка готова, просто покажите ребенку во что и как можно поиграть, обсудите разные тактильные ощущения, ведь часто так мало нужно, чтобы ребенка по-настоящему
заинтересовать. А потом обязательно дайте ему время на свободную самостоятельную игру.
ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ РАБОТЫ:
Речь взрослого должна постоянно варьироваться по громкости, тембру, высоте, что способствует активизации ориентировочной реакции ребёнка. Внешность взрослого, особенно область рта, должна привлекать внимание ребёнка: яркая помада, крупные серьги, яркий шарф, необычные бусы и т.д.
Методика предполагает большой ассортимент пособий и игровых материалов.
Перед началом занятий стоит уточнить склонность ребёнка к помещению в рот, нос мелких предметов; аллергические реакции на запахи и анамнез пищевой аллергии, это позволяет избежать возможных недоразумений при активизации вкусового и обонятельного восприятия. Все слова и грамматические формы, которые подлежат закреплению, особо
выделяются взрослым, акцентируются с помощью интонации, громкости
голоса. Закрепление обеспечивается многократным повторением. Используется сопряжённое проговаривание с постепенным переходом к отражённому, а затем самостоятельному произнесению ребёнком слов, простых фраз и развёрнутых высказываний.
Чем полезна сенсорная коробка.
Развивает мелкую моторику, тактильные ощущения, творческое и пространственное мышление, навыки сортировки и классификации, усидчивость, терпение, координацию движений и многое другое.
Это отличная возможность расширить словарный запас и использовать некоторые новые слова (скользкий, шероховатый, слизистый, кожаный и др.) или сравнения, чтобы выразить идеи (чувствуешь, как…).
- Помогает изучению математики: счет, группировка, сортировка, измерение и взвешивание – это лишь некоторые из математических преимуществ сенсорной коробки.
- Помогает изучению цвета, формы, текстуры.
- Помогает детям управлять своими эмоциями, успокаивает.
- Учит сотрудничеству и разрешению конфликтов, если с коробкой играет одновременно несколько детей.
- Помогает справиться с детскими страхами. Например, со страхом насекомых ребенок может справиться, играя пластиковыми насекомыми.
- Обеспечивает бесконечные возможности для творческой игры: дети могут играть с предметами так, как считают нужным.
- Развивает интерес к науке: сенсорные коробки могут быть отличным способом стимулировать любовь к науке с помощью таких материалов, как камни, песок, вода.
Применение сенсорных материалов в речевом развитии дошкольников может быть использовано для:
- Формирования коммуникативной, планирующей и регулирующей функций речи, развитие активного и пассивного словаря;
- Формирования артикуляционных навыков (самомассаж, стимуляция вкусовых рецепторов);
- Развития физиологического и речевого дыхания;
- Работы над звукослоговой структурой слов (схемы слов);
- Формирования навыков грамматического оформления высказывания;
- Формирования и развитие связной речи от простой фразы до развёрнутого высказывания.
Таким образом, сенсорная интеграция – это универсальный метод,
развивающий и стимулирующий все органы чувств, дающий возможность работать с детьми даже с самыми тяжелыми нарушениями и на практике показывающий более положительную динамику коррекционной работы, по сравнению с другими методиками.
ЛИТЕРАТУРА:
Айрес Э.Д. Ребёнок и сенсорная интеграция. Понимание скрытых проблем
развития. – М.: Теревинф, 2009.
Битова А.Л. Формирование речи у детей с тяжёлыми речевыми
нарушениями: начальные этапы работы. – М.: Центр лечебной педагогики,
1999.
Кириллова Е.В. Логопедическая работа с безречевыми детьми: Учебнометодическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2011.
Лынская М.И. Преодоление алалии и задержки речевого развития у детей.
Метод сенсорно - интегративной логотерапии. Конспекты занятий. – М.:
ЛОГОМАГ, 2015
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
выступление по теме: "Применение метода сенсорной интеграции в работе с детьми дошкольного возраста с тяжёлыми нарушениями речи"
По данной теме я выступала на городском конкурсе "Лучший учитель-логопед" 2018 г.Белово, где стала лауреатом. Этот материал удобен тем, что в тексте уже даны сноски на необходимые слайды в п...
Коррекция коммуникативной сферы при расстройстве аутистического спектра посредством метода сенсорной интеграции в ДОУ
Коррекция коммуникативной сферы при расстройстве аутистического спектра посредством метода сенсорной интеграции в ДОУ...
Использование метода сенсорной интеграции в работе с детьми раннего и младшего дошкольного возраста
Использование метода сенсорной интеграциив работе в детьми раннего и младшего дошкольного возрастаСенсорная интеграция - сложный процесс, происходящий в центральной нервной системе. Человек спосо...
Использование методов сенсорной интеграции в работе с детьми раннего возраста в доме ребенка.
В ГБУЗ «ТОСДР» проживают и воспитываются дети, имеющие в своем анамнезе различного рода нарушения, в том числе и восприятия. Таким малышам сложно обрабатывать поступающую информацию ...
Использование метода сенсорной интеграции в развитии детей с ОВЗ старшего дошкольного возраста
Метод сенсорной интеграции...
ОПЫТ ОСВОЕНИЯ И ВНЕДРЕНИЯ МЕТОДОВ И ПРИЕМОВ СЕНСОРНОЙ ИНТЕГРАЦИИ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОВЗ.
Далее в данной статье будут описаны применяемые мною в ходе коррекционных занятий с воспитанниками ДОУ с ОВЗ, сенсорно – интегративные методы, приемы, используемое оборудование, примерные виды а...
Метод сенсорной интеграции в работе учителя-логопеда с детьми дошкольного возраста.
Сенсорная интеграция – это взаимодействие всех органов чувств. Для того, чтобы в памяти ребёнка закрепилось любое понятие, его название, он должен его увидеть, услышать, попробовать и потр...