Использование элементов сенсорной интеграции в работе с детьми ТМНР (тяжелыми множественными нарушениями развития)
статья по коррекционной педагогике

Наталья Анатольевна Киреева

 Цель работы: осуществление коррекции нарушений сенсорной интеграции детей с ОВЗ, обогащение и накопление полисенсорного опыта в ходе игр, предметно-практической деятельности, взаимодействия со взрослыми и сверстниками с учетом возрастных, индивидуальных особенностей и особых образовательных потребностей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Использование элементов сенсорной интеграции в работе с детьми ТМНР (тяжелыми множественными нарушениями развития)

Познание окружающего мира начинается с ощущений и восприятия. Чем богаче и шире ощущения, тем многограннее будут полученные ребенком сведения об окружающем мире. Успешность умственного, речевого и физического развития в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, то есть от того, насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее.

Восприятие сигналов из внешнего мира и внутренней среды организма формируется на основе совместной деятельности ряда сенсорных систем: зрительной, слуховой, тактильной, проприоцептивной, вестибулярной, вкусовой и обонятельной. Многоканальный характер восприятия позволяет человеку использовать несколько органов чувств одновременно: ощущения различных модальностей в результате сложной аналитико-синтетической деятельности мозга объединяются в целостный образ предмета, явления, ситуации и интерпретируются в соответствии с прежним сенсорным опытом. Например, при условии нормального развития, ребёнок способен видеть какой-либо предмет, одновременно ощупывать его, слышать название и понимать, о чём идёт речь. Восприятие информации, одновременно поступающей по нескольким чувственным каналам, и объединение этой информации в единое целое называется сенсорной интеграцией. Многие проблемы обучения и поведения детей с ТМНР являются результатом искажения процесса восприятия сенсорной информации. Для них характерна неспособность интегрировать сенсорную информацию, поступающую от различных органов чувств, для того чтобы получить точную картину реального окружения. Многие проблемы обучения и поведения детей с ТМНР (тяжелыми множественными нарушениями развития) являются результатом искажения процесса восприятия сенсорной информации. Для них характерна неспособность интегрировать сенсорную информацию, поступающую от различных органов чувств, для того чтобы получить точную картину реального окружения. Например, для некоторых детей понять, что им говорят, если к ним в это же время прикасаются, невозможно: они либо понимают, что им говорят, но не чувствуют прикосновения, либо чувствуют прикосновение, но не понимают, о чем идет речь. В данной ситуации мы имеем дело с дисфункцией сенсорной интеграции или нарушением процесса переработки информации, поступающей от органов чувств.

Люди с дисфункцией сенсорной интеграции имеют моноканальный характер восприятия: они вычленяют из широкого спектра сенсорных сигналов отдельные аффективно значимые для них раздражители цвета, формы, звуки, запахи и пр., поэтому окружающий мир выступает для них как хаотичный и раздробленный.

Пройдя обучение по сенсорной интеграции, прослушав курс вебинаров эрготерапевта из Израиля Светланы Ревич (эрготерапевт – это специалист по восстановлению социальных, бытовых, рабочих и двигательных навыков у людей с ограниченными возможностями), считаю, что одним из возможных путей решения этой проблемы является включение элементов метода сенсорной интеграции, создателем которого является Джин Айрес-эрготерапевт, известная разработкой теории сенсорной интеграции.  

Метод сенсорной интеграции в коррекционно-развивающей работе специалистов предполагает стимуляцию и упорядочивание работы всех органов чувств, направлен на активизацию познания, всех сторон речи, коррекцию поведения через сенсорные системы.  

 Цель работы: осуществление коррекции нарушений сенсорной интеграции детей с ОВЗ, обогащение и накопление полисенсорного опыта в ходе игр, предметно-практической деятельности, взаимодействия со взрослыми и сверстниками с учетом возрастных, индивидуальных особенностей и особых образовательных потребностей.

Задачи:

1. Развивать осознание ребенком положения собственного тела в пространстве;

2. Представлять такое количество соответствующих сенсорных стимулов, чтобы создать условия для нормальной работы.

3. Развивать осязательное восприятие, а именно тактильные и кинестетические ощущения, мелкую и крупную моторику детей.

4. Развивать коммуникативную сферу детей;

5. Работать над развитием высших психических функций и коррекция их нарушений

6. Обогащать материально-техническую базу ДОУ сенсорным оборудованием.

7. Поддерживать семьи, воспитывающих детей с особенностями развития.

Для обеспечиванию равных возможностей для полноценного развития каждого ребёнка в период дошкольного возраста, в дошкольном учреждении создана группа детей с тяжёлыми, множественными нарушениями развития. Поэтому подбор эффективных методов и приемов, учитывающих специфику детей с ТМНР, является актуальным.

Сенсорная интеграция это- неврологический процесс. Который организует ощущения от тела человека и окружающей среды и даёт возможность нам эффективно функционировать в этой среде. Сенсорная интеграция ориентирована на работу с базовыми сенсорными системами: вестибулярной, тактильной, перцептивной с дополнительным включением слуха, зрения, обоняния, вкуса. Это основа для работы сенсорных систем нашего организма.

При условии полноценного развития, ребёнок способен видеть предметы, прощупывать их, слышать название и понимать, о чем речь. У детей с ограниченными способностями наблюдается дисфункция сенсорной интеграции-нарушение обработки сенсорной информации. Сенсорная интеграция для таких детей помогает дать мозгу нужные знания об окружающей обстановке и внешних стимулах, воздействующих на сенсорные системы.  Поэтому в своей практической деятельности, я использую элементы сенсорной интеграции.

Основная идея метода сенсорной интеграции: впечатления собственного тела тактильные, проприоцептивные, вестибулярные являются базой для приобретения и накопления сенсорного опыта и развития личности в целом. Это положение обусловлено онтогенезом развития сенсорных систем. Тактильная, проприоцептивная, вестибулярная сенсорные системы формируются практически полностью до рождения. Другие зрительная, слуховая, обонятельная, вкусовая развиваются на их основе значительно позже. Поэтому терапия сенсорной интеграции направлена, прежде всего, на развитие взаимодействия между тактильной, проприоцептивной и вестибулярной сенсорными системами как предпосылки для формирования других чувств.

На своих коррекционно-развивающих занятиях активно прорабатываю три основных, базовых сенсорных системы: проприоцептивную, вестибулярную, тактильную

Обычно дисфункция сенсорной интеграции проявляется в дефицитарности нескольких сенсорных систем, поскольку они взаимосвязаны, и нарушения одной приводят к проблемам в развитии других. Причём каждая сенсорная система может быть поражена различно, например, ребенок может иметь гипочувствительность к зрительным, обонятельным, вкусовым раздражителям и гиперчувствительность к слуховым, тактильным стимулам.

Для выявления возможных проблем сенсорной интеграции я используем метод наблюдения. Наиболее эффективный , использование анкеты разработанной на основании Э.Джин Айрес. Анкета для определения сенсорного опыта. По выявленным признакам  нарушения сенсорной интеграции у детей ТМНР проводятся упражнения, основанные на методах сенсорно-интегратиной коррекции.

Упражнения сенсорно-интегративной коррекции.

Интеграционные упражнения для коррекции вестибулярной  системы.

                      

Проприоцептивная система-относится к воздействию на мышцы, суставы, связки, сухожилия и соединительные ткани.

Это касается контроля моторики, управления телом, планирование движений, осознания положения в пространстве.

Вестибулярная система обеспечивает информацией о местоположении и движении тела (скорости и направления движения), а также о движущихся вокруг нас объектах. Активности и стимулы для вестибулярной системы: прыгать на батуте, кувыркаться, висеть вниз головой, заниматься на терапевтическом надувном мяче, качаться на качелях, вращаться на каруселях, диске.  Тактильная система обеспечивает формирование ощущения давления, прикосновения, щекотки и вибрации. Активности и стимулы – это тесная одежда прилегающая к телу, антистрессовые игрушки, прикосновение к холодному и тёплому, рисование на песке, сенсорные дорожки, тактильные коробки, игры с водой.                                                                                                                                                                        При прорабатывании базовых сенсорных систем-вестибулярной, тактильной, проприоцептивной, использую комплекс игр и упражнений, направленных на формирование сенсорных эталонов и других представлений о предметах и явлениях. По развитию мелкой моторики рук и речи у детей активно применяю шнуровки, мозаики, дорожки разной структуры, застёжки, мягкие и жёсткие мочалки, водяной бассейн, прищепки, массажные шарики.

Метод сенсорной интеграции способствует улучшению тактильной чувствительности ребёнка, координации движений, лучшему осознанию собственного тела в пространстве, значительному развитию мелкой и крупной моторики, пониманию свойств и качеств предметов, осознания себя в окружающем мире.

В заключение можно сказать, что создание системы комплексной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья и специальных условий для их обучения и воспитания,  использование технологии сенсорной интеграции в комплексе с традиционными методами коррекционного воздействия будет способствовать их социализации  в обществе, поможет приобрести и усвоить определённые  ценности и общепринятые нормы поведения,  необходимые для жизни в обществе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование проектной деятельности в работе с детьми с тяжелыми множественными нарушениями развития

Технология проектирования относится к современным гуманитарным технологиям, которые являются инновационными в воспитательной работе с детьми. Проектная деятельность - комплексная работа воспитателя и ...

Индивидуальное коррекционно-развивающее занятие с ребёнком старшей группы с тяжёлыми множественными нарушениями развития по теме: «Использование элементов сенсорной интеграции в работе с детьми с тяжёлыми множественными нарушениями»

Целью занятия является: «Закрепление сенсорных эталонов (форма, цвет, величина) у детей с тяжёлыми множественными нарушениями». Данная цель была достигнута с помощью решения коррекционно-о...

Индивидуальное коррекционно-развивающее занятие с ребёнком подготовительной группы, с тяжёлыми множественными нарушениями по теме: «Использование элементов сенсорной интеграции в работе с детьми с тяжёлыми множественными нарушениями».

Целью занятия является: «Закрепление цвета, формы, величины, количественного счёта в пределах 10 у детей с тяжёлыми множественными нарушениями».  Данная цель была достигнута с помощью...

Использование «Акваметода» в коррекционно-развивающей работе с детьми с тяжелыми множественными нарушениями развития (ТМНР).

В современном образовательном процессе все более актуальной становится проблема сохранения и укрепления физического и психического здоровья детей, обеспечения их эмоционального благополучия. Особ...

Использование нетрадиционной техники рисования в работе с детьми с тяжелыми множественными нарушениями развития

Включение в работу с детьми нетрадиционных техник рисования позволяетразвивать сенсорную сферу не только за счет изучения свойств изображаемых предметов,выполнение соответствующих действий...