Конспект подгруппового логопедического занятия «Дифференциация звуков [Н] - [Нь]»
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа)

Ушакова Татьяна Алексеевна

Конспект подгруппового логопедического занятия «Дифференциация звуков [Н] - [Нь

Тема: Дифференциация звуков [Н] - [Нь]

Цель:

1. Коррекционно - образовательная:

- Научиться четко артикулировать и произносить звуки [Н] и [Нь], давать характеристику и артикуляционный уклад этих звуков.

- Продолжать работу по коррекции фонематических процессов.

- Учить дифференцировать звуки.

2. Коррекционно - развивающая:

- Совершенствовать развитие артикуляционной моторики и мелкой

моторики пальцев рук.

- Активизировать словарный запас на звук.

- Развитие логического мышления, внимания, памяти.

3. Коррекционно-воспитательная:

- Формировать положительное отношение и интерес к занятиям.

- Формировать положительную самооценку.

- Воспитывать отзывчивость.

Оборудование: осенние листики, игрушки-поросята, мяч, фишки (синие и зеленые квадратики).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл differentsiatsiya_.docx17.37 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект подгруппового логопедического занятия «Дифференциация звуков [Н] - [Нь]»

Тема: Дифференциация звуков [Н] - [Нь]

Цель:

1. Коррекционно - образовательная:

- Научиться четко артикулировать и произносить звуки [Н] и [Нь], давать характеристику и артикуляционный уклад этих звуков.

- Продолжать работу по коррекции фонематических процессов.

- Учить дифференцировать звуки.

2. Коррекционно - развивающая:

- Совершенствовать развитие артикуляционной моторики и мелкой

моторики пальцев рук.

- Активизировать словарный запас на звук.

- Развитие логического мышления, внимания, памяти.

3. Коррекционно-воспитательная:

- Формировать положительное отношение и интерес к занятиям.

- Формировать положительную самооценку.

- Воспитывать отзывчивость.

Оборудование: осенние листики, игрушки-поросята, мяч, фишки (синие и зеленые квадратики).

Ход занятия.

Организационный момент.

- Ребята, отгадайте загадку: - Жили-были поросята,

Очень славные ребята,

Было их всего три брата.

- О какой сказке идет речь? ("Три поросенка")

- А как их звали? (Ниф-Ниф, Нуф-Нуф и Наф-Наф).

- Какой общий звук есть в этих словах? (Н – Нь)

- Сегодня мы с тобой на занятии будем говорить о звуках [Н] – [Нь].

2. Артикуляционная гимнастика

- Но сначала разомнём наш язычок:

Упражнение «Улыбка» - Удерживание губ в улыбке. Зубы не видны.

Упражнение «Лопаточка»- Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на нижнюю губу. Удерживать его в таком положении под счет от 1 до 5-10.

Упражнение «Качели»- Рот открыт. Напряженным языком тянуться к носу и подбородку, либо к верхним и нижним резцам. 

Упражнение «Чашечка»- рот широко открыт, передний и боковой края широкого языка подняты, но не касаются зубов.

Упражнение «Вкусное варенье» - Слегка приоткрыть рот и широким краем языка «облизать» верхнюю губу (язык – широкий, боковые края его касаются углов рта). Следить, чтобы работал только язык, а нижняя челюсть должна быть неподвижной (можно придерживать её пальцем).

Упражнение «Лошадка»- Присосать язык к нёбу, щелкнуть языком. Цокать медленно и сильно, тянуть подъязычную связку. 

Дыхательная гимнастика «Листопад» 

Ты помнишь, что поросята начали строить себе домики, когда наступила осень. А что происходит осенью с деревьями?

- Правильно, деревья осыпаются, а как это называется? (листопад)

- И сейчас мы с тобой сделаем дыхательную гимнастику, которая называется «Листопад».

- Возьми в ладони листики и держи на уровне рта. Надо вдохнуть через нос и задержать дыхание на 3 секунды. Сделать выдох ртом. Посмотри, как я делаю, и повторяй за мной.

Следить: чтобы при вдохе не поднимались плечи, при выдохе не надувались щёки.

Дифференциация звуков [Н] – [Нь]

 - У нас в гостях Наф-Наф и Ниф-Ниф. Как звали самого умного братца-поросенка?

- Да, Наф-Наф. Какой первый звук в его имени? Звук [Н].

Н - губы в улыбке, кончик языка упирается в альвеолы, зубы не сомкнуты.

Звук Н - согласный, т. к. при произношении есть преграда для воздушной струи; звонкий (горлышко дрожит, потому что участвуют голосовые связки); твердый.

- Назови первый в слове Ниф-Ниф звук [Нь]. Это младший братец звука [Н].

НЬ – губы в улыбке, передняя часть языка упирается в альвеолы, зубы не сомкнуты.

Звук Нь – мягкий брат твердого звука Н, согласный, т. к. при произношении есть преграда для воздушной струи; звонкий (горлышко дрожит, потому что участвуют голосовые связки); мягкий.

- Поросята предлагают поиграть, с их любимыми звуками: Н, Нь.

Игра "Закончи слово" со звуком Н:

- бана…, лимо…, дива…, стака…, сы….

Со звуком Нь:

- пе…, де…, ко…, ого….

Игра «Повтори»

На – ня, ны – ни, ну – ню, нам – ням, ныть – нить, нос – нёс.

На-на-на                                                       Но-но-но

На холме сосна.                                           На дворе темно.

Ны-ны-ны                                                     Онь-онь-онь

На небе нет луны.                                        Зажигай огонь.

5. Физкультминутка

- Когда-то у поросят был новый крепкий дом, но сейчас он стал старый и ненадежный. Поможем поросятам построить новый дом?

Динь-дон, динь-дон

Братцы строят новый дом.

Красят стены, крышу, пол,

Прибирают все кругом.

Мы к ним в гости пойдем

И подарки принесем.

На пол мягкую дорожку

Расстелив ее к порожку.

Две подушки на диване

Меду липового жбан.

6. Развитие лексико – грамматических категорий

- Из чего же поросята построили дом? Я буду называть материал, а тот, а ты  будешь называть каким будет дом из этого материала:

Из соломы – соломенный

Из стекла –

Из бумаги –

Из дерева –

Из кирпича –

Из камня –

- Как ты думаешь, из чего будет лучше построить крепкий дом?

7. Пальчиковая гимнастика "Поросята"

- Мы помогали поросятам строить дом и наши пальчики устали. Давай сделаем пальчиковую гимнастику. (Пальцы рук растопырены)
- Этот толстый поросёнок целый день хвостом вилял,
(Мизинцы).
Этот толстый поросёнок спинку об забор чесал.
(Безымянные).
Этот толстый поросёнок носом землю ковырял,
(Средние).
Этот толстый поросёнок что-то сам нарисовал.
(Указательные).
Этот толстый поросёнок - лежебока и нахал, 
(Большие).
Захотел спать в серединке и всех братьев растолкал.
(Руку сжимаем в кулак, большой палец зажимаем внутрь).

Ля-ля-ля-ля, лю-лю-лю, поросяток я люблю

(Сжимаем и разжимаем кулачки).

8. Развитие фонематического слуха.

- Поросята предлагают нам поиграть в игру

Игра «Твердый — мягкий»

-  я буду произносить звуки. Если услышишь  звук [Н], ты  должен поднять синий квадратик. Если мягкий звук [Нь] — зеленый квадратик.
(А, О, Н, М, П, Нь, Т, И, Н, Л, У, Н, Ы, Й, Нь, К, Л, Н)

Задание «Составь предложение».

- Во время переезда из старого в новый дом все перепуталось, и слова в предложениях тоже. Помоги составить предложения правильно.

Новый, Наф-Наф, у, дом.

Диван, Ниф-Ниф, на, сидеть.

Нуф-Нуф, банан, на, тарелка, положить.

9. Итог занятия.

- с какими звуками мы сегодня занимались?

- Кто к нам в гости сегодня приходил?

- А что вам сегодня больше всего понравилось на занятии?

- Ребята, Наф-Наф и Ниф-Ниф благодарят вас за занятие и говорят, что вы большие молодцы, и хотят подарить вам на память подарок. Раскраску «Носорога» - соединить по точкам «носорога» и раскрасить его.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект подгруппового логопедического занятия «Автоматизация звуков «Ш» и «Ж» в словах и фразовой речи»

В занятии для детей логопедической группы использованы игры на развитие слухового контроля, артикуляционной моторики и мелкой моторики рук, которые связаны тесным образом.Материал рекомендуется учител...

Конспект подгруппового логопедического занятия: «Дифференциация звуков [С] и [Ш]»

Цель:  Формировать умения и навыки дифференциации звуков [С]  и [Ш] в слогах, словах, предложениях....

Конспект подгруппового логопедического занятия. Дифференциация звуков [C-З], [Сь-Зь]

В основе грамотного чтения и письма лежит умение ребенка различать звуки речи - фонемы. Поэтому очень важно именно в дошкольном возрасте сформировать у него необходимый уровень фонематических представ...

Конспект индивидуально-подгруппового логопедического занятия «Дифференциация звуков [с]-[ш] в слогах, словах и предложениях. Малыш и Карлсон».

    Цель: закрепление правильного произношения звуков [с], [ш] в слогах, словах и предложениях;       Задачи:        - учить детей давать разли...

Конспект подгруппового логопедического занятия Тема: Звуки [Л] и [Л`] Этап дифференциации. «Такие разные животные»

Логопедическая работа по дифференциации звуков осуществляется в следующих направлениях: развитие слуховой дифференциации, закрепление произносительной дифференциации, формирование фонематического анал...

Конспект открытого подгруппового логопедического занятия Дифференциация звуков [с] и [ш]

-закрепить правильную артикуляцию звуков [с] и [ш];-автоматизировать произношение звуков [с] и [ш] изолированно, в слогах и словах;-развивать фонематический слух и навыки звукового анализа;-способство...