Конспект логопедического занятия по теме «Зима» в старшей группе.
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа)

Обобщение и уточнение знаний детей о зиме.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konkurs_zan.zima_.docx28.69 КБ

Предварительный просмотр:

МАОУ «СОШ №42» г. Перми структурное

подразделение «Дошкольные группы»

Конспект логопедического занятия по теме «Зима»

в старшей группе.

Авторы:

Авертьева Н.Г – учитель-логопед

г. Пермь

2024 г.

Конспект логопедического занятия по теме «Зима»

в старшей группе

Цель: Обобщение и уточнение знаний детей о зиме

Коррекционно-образовательные задачи:

  • Активизировать и расширять словарь
  • Развивать связную речь
  • Совершенствовать грамматический строй речи, формировать навык словоизменения и словообразования
  • Коррекционно-развивающие задачи:
  • Развивать слуховое и зрительное внимание, восприятие, память.
  • Развивать речевой слух.
  • Развивать умения комментировать свои действия, делать словесно-логические обобщения.
  • Развивать умение слушать взрослого и выполнять его инструкции.

Коррекционно-воспитательные задачи:

  • Воспитывать устойчивый интерес к занятиям, инициативу, стремление к активной деятельности, самостоятельности.
  • Воспитывать любовь и уважение к русскому языку, внимание к собственной речи.

Оборудование: Экран, презентация, предметные картинки о зиме, разрезные картинки, снежинки из бумаги, «Волшебный снежок».

Ход занятия

1. Организационный момент.

2. Пальчиковая гимнастика «Зимой»

Снег пушистый лег на ветки.

Изображаем руками деревья: сгибаем руки в локтях и высоко поднимаем их.

Пальцы растопыриваем, изображая ветви дерева

И гулять бегут все детки.

Указательный и средний пальцы обеих рук «бегут» по столу, как ножки

Лепят бабу под окном,

Делаем «колечки» правой и левой рукой и устанавливаем их одно над другим

Дружно катят снежный ком.

Соединяем кончики пальцев рук так, чтобы получились «шарики»

Лыжи,

Скользить по столу ладонями вперед-назад

Санки

Ладони положить на стол вплотную друг к другу и совершать

синхронные движения вперед-назад

И коньки

Ладони поставить на ребро и скользить ими вперед-назад по столу

Мчатся наперегонки.

3. Сообщение темы. (Я загадаю загадки, вы отгадаете и поймёте о чём мы будем сегодня говорить)

Загадки

- Мои новые дружки и блестящи, и легки,

И на льду со мной резвятся, и мороза не боятся. (Коньки)

- Две новые кленовые подошвы двухметровые:

На них поставил две ноги – и по большим снегам беги. (Лыжи)

- Ой, насыпало снежка! Вывожу коня-дружка.

За верёвочку-узду через двор коня веду,

С горки вниз на нем лечу, а назад его тащу. (Санки)

- Меня не растили – из снега слепили.

Вместо носа ловко вставили морковку.

Глазки – угольки, ручки – сучки.

Холодный большой. Кто я такой? (Снеговик)

- Запорошила дорожки, разукрасила окошки.

Радость детям подарила и на санках прокатила. (Зима)

О каком времени года эти загадки? (О зиме.)

Слайд №1

4. Артикуляционная гимнастика

«Мороз трещит» [Ш Ш Ш Ш ш ш ш ш] (громко, тихо)

«Ветер свистит» [СССССссссссс] (громко, тихо)

«Вьюга завывает» [УУУУУууууу] (громко, тихо)

«Лошадка на санях детей катает» Поцокать широким язычком. «Погреем ладошки» [х х х х] (сильно, слабо). «Окошко» «Окошко открывается и закрывается» – спокойное открывание и закрывание рта. «Снеговики радуются снегу и морозу». Надуть щеки. Веселое выражение глаз. «Сосулька». Высунуть «острый» язык как можно дальше удерживать его в таком положении (под счет до «шести—восьми»). «Санки-ледянки». Сделать язык «чашечкой». «Горка». Открыть рот, опустить язык за нижние зубы, выгнуть спинку языка «горочкой».

5. Работа над словарём 1) Беседа с детьми о том, какое сейчас время года, какие изменения произошли в природе, что происходит с животными и растениями зимой, как звери в лесу переносят холод и голод, как ведут себя птицы зимой.

Слайд №2

2) Дидактическая игра “Подбери признак”

Снег (какой?) —

Мороз (какой?) —

Сосулька (какая?) —

Зима (какая?) –

Ветер (какой?) –

Небо (какое?) –

3) Дидактическая игра “Подбери предмет”

Наступает (что?) — Свищет…

Валит… Бушует …

Кружится… Замерзает…

Блестит… Лепят…

4) Дидактическая игра «Слова-родственники»

Логопед: Зимой все вокруг покрыто белым пушистым снегом. Ребята, давайте поиграем со словом «снег».

(Логопед читает стихотворение, а дети добавляют слова, связанные со словом «снег»).

«Тихо, тихо, как во сне,
Падает на землю ... (
Снег.)

С неба всё скользят пушинки —
Серебристые ... (
Снежинки.)

На дорожки, на лужок
Всё снижается ... (
Снежок.)

Вот веселье для ребят —
Всё сильнее ... (
Снегопад.)

Все бегут вперегонки,
Все хотят играть в ... (
Снежки.)

Словно в белый пуховик
Нарядился ... (
Снеговик.)

Рядом снежная фигурка —
Эта девочка — ... (
Снегурка.)

На снегу-то, посмотри —
С красной грудкой ... (
Снегири.)

Словно в сказке, как во сне,
Землю всю украсил ... (
Снег.)

Слайд №3

Логопед: Как много родственников у слова «снег». Давайте ещё раз вспомним родственные слова. (Дети называют)

6. Дыхательные упражнения.

Логопед: Зимой часто дует холодный ветер, а в небе летают весёлые снежинки.

* «Подул зимний ветерок, полетел снежок.

Снег, снег, белый снег, засыпает он вас всех».

Я вас превращу в холодный ветерок, и вы поможете мне подуть на снежинки. (Раздаёт снежинки). А вы умеете правильно дуть? Расскажите, пожалуйста, как это надо делать.

Дети рассказывают: Вдыхаем глубоко носом, плечи не поднимаем. При выдохе щёки не надуваем. (Снежинка лежит на ладони. Дети дуют на снежинку)

* Теперь согреем ручки. Подуем тёплым воздухом. (Дети «греют» ручки -х-х…).

7. Работа над грамматическим строем речи

1) Дидактическая игра «Назови ласково».

Логопед: Хоть зима всё заморозила и замела, но мы любим её и называем ласково. Как? (Зимушка).

Мороз - (морозец).

Лёд - (ледок).

Холод - (холодок).

Снежинка - (снежиночка).

2) Упражнение «Закончи предложение» (Падежные конструкции)

- Давайте поиграем в игру. Я буду говорить начало предложения, а вы будете добавлять слово снеговик.

Слайд № 4

Мы решили слепить…(снеговика).

Мы приделали нос-морковку нашему…(снеговику).

Мы показали соседям нашего…(снеговика).

Мы играли с нашим …(снеговиком).

Мы рассказали бабушке о …(снеговике).

8. Физминутка «Снежная баба».

Мы бабу снежную лепили, (Изображают в воздухе последовательно три круга.)

Чтоб краше не было ее. (Проводят пальцами по лицу.)

Лопатами весь снег собрали, (Имитируют движения лопатой.)

Не позабыли ничего.

Сначала ком большой скатали (Изображают руками в воздухе максимально большой круг.)

И плотно этот ком прижали. (Изображают перед собой руками круг, опускают его.)

Второй поменьше был размером. (Изображают круг меньше.)

На первый он уселся смело. (Приседают.)

А третьим – голова была (Показывают на голову.)

И участи своей ждала. (Подпирают голову ладонями.)

Лицо украсили морковкой, (На уровне носа пальцами изображают морковку.)

И угольками вместо глаз. (Показывают на глаза.)\

Прорисовали ротик ловко, (Трогают рот.)

Смотрели в профиль и анфас. Поворачивают голову в сторону, прямо.)

На голову ведро надели, (Делают движения двумя руками сверху вниз по голове.)

Украсили его пером. (Поднимают одну руку вверх расставляют пальцы.)

Метлу воткнули для порядка (Делают движение «подметание».)

Трудились дружно всем двором! (Скрещивают пальцы рук в замок.)

9. Работа над психическими процессами (внимание, память, логическое мышление).

1) Дидактическая игра “4 лишний” (скажи, что лишнее и почему)

Слайд № 5

Лыжи, санки, коньки, велосипед

Воробей, ласточка, снегирь, синица

Шуба, шапка, валенки, шляпа

2) Дидактическая игра “Исправь ошибку”

Лыжнику нужны санки.

Конькобежцу нужны лыжи.

Саночнику нужны коньки.

Хоккеисту нужны санки.

Летом дети катаются на лыжах.

Летом дети лепят снежную бабу.

Зимой купаются и строят крепость из песка.

Летом вода в реках замерзает и покрывается льдом.

3) Дидактическая игра «Собери картинку» (Разрезные картинки на тему «Зима»)

4) Упражнение «Что изменилось?»

Логопед помещает на доску предметные картинки с изображением зимы.

– Ребята, посмотрите внимательно на картинки и запомните их. Теперь закройте глаза, а я уберу одну картинку или поменяю их местами. Вы должны сказать, что изменилось или чего не стало.

10. Связная речь.

Составление предложений о зиме по картине

Слайд № 6

– Какое время года изображено на картине? Почему вы так думаете?

Сейчас каждый из вас придумает предложение и скажет нам.

– Начните свое предложение со слова снег, деревья, небо, дети.

Логопед помогает детям, если они затрудняются говорить полными предложениями.

11. Заключительная часть.

Логопед: Вот подошло к концу наше занятие. Давайте вспомним, что мы сегодня делали, о чём говорили?

(Дети передают из рук в руки «Волшебный снежок» и отвечают).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект логопедического занятия на тему"Зима"

Для детей младшей группы с Общим недоразвитием речи....

Конспект логопедического занятия по теме "Зима"

Конспект логопедического занятия по совершенствованию навыков языкового анализа у детей старшего дошкольного возрастаЛогопедическая тема: Согласный звук [С] [СЬ], буква «С».Грамматическая тема: ...

Конспект логопедического занятия по теме «Зима» в старшей группе компенсирующей направленности

В данной публикации представлен конспект логопедического занятия по теме «Зима» в старшей группе компенсирующей направленности....

Конспект логопедического занятия на тему "Фрукты" в старшей группе

Данный конспект поможет логопедам и воспитателям в интересной и игровой форме закрепить знания детей о фруктах....

Конспект логопедического занятия по теме "Зима" в подготовительной группе

Формирование и активизация знаний о признаках зимы, расширение словарного запаса, формирование умение подбирать родственные слова к слову «снег»....

Конспект логопедического занятия по развитию речи в старшей группе на тему:" Зима".

Цель: уточнить и расширить представление о зиме, её приметах....

Конспект логопедического занятия на тему "Овощи" в старшей группе

Цель занятия: сформировать у детей  понимание значения обобщающего слова «овощи»; учить точно употреблять приставочные глаголы (срывают, срезают, выкапывают, выдёргивают.)...