Среднесрочный проект в старшей логопедической группе "Все звуки - добрые друзья"
материал по логопедии (старшая группа)

Соколова Гала

Формирование правильного произношения зависит от способности ребёнка к анализу и синтезу речевых звуков, т.е. от определённого уровня развития фонематического слуха, обеспечивающего восприятие фонем данного языка. Фонематическое восприятие звуков речи происходит в ходе взаимодействия поступающих в кору слуховых и кинестетических раздражений. Постепенно эти раздражения дифференцируются, и становится возможным вычленение отдельных фонем. При этом большую роль играют первичные формы аналитико-синтетической деятельности, благодаря которым ребёнок обобщает признаки одних фонем и отличает их от других.

При помощи аналитико-синтетической деятельности происходит сравнение ребёнком своей несовершенной речи с речью старших и формирование звукопроизношения. Только при чётком, правильном произношении, возможно, обеспечить однозначную связь между звуком и соответствующей буквой. Заучивание букв, когда их названия воспроизводятся неправильно, способствует закреплению у ребёнка существующих дефектов речи, а также тормозит усвоение им письменной речи, ведёт к дислексии (нарушению процесса чтения).  Известно, что вторичные отклонения легче предупредить, чем исправить уже сформировавшиеся нарушения. Поэтому, объединяя усилия, учитель-логопед и воспитатель группы дадут лучшую возможность ребёнку прийти в школу с грамматически правильной и фонетически чистой речью.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt.docx207.23 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение города Ростова-на-Дону «Детский сад №211»

Проект

среднесрочный

«Все звуки – добрые друзья»

в старшей логопедической группе №6

Руководитель учитель-логопед: Соколова Г.А.

воспитатель: Олейник Д.А.

воспитатель: Остроухова Г.М.

2024 – 2025 уч. год

Проект «Все звуки – добрые друзья»

Поступление ребёнка в школу - важный этап в жизни, который меняет социальную ситуацию его развития. К обучению в 1-ом классе ребёнка необходимо готовить. Важно, чтобы будущие первоклассники владели, не только определённым объёмом знаний, умений и навыков, а ещё и грамотной фразой, и лексически развёрнутой речью. Детский сад является первой ступенью в системе образования и выполняет важную функцию в подготовке детей к школе. Исследования ряда психологов, педагогов, лингвистов (Д.Б.Эльконина, А.Р. Лурия, Д.Н. Богоявленского, Ф.А. Сохина, А.Г. Тамбовцевой, Г.А. Тумаковой и др.) подтверждают, что элементарное осознание фонетических особенностей звучащего слова влияет на общеречевое развитие ребёнка - на усвоение грамматического строя, словаря, артикуляции и дикции. Необходимыми предпосылками для обучения грамоте дошкольника являются: сформированное фонематическое восприятие, правильное произношение всех звуков родного языка, а также наличие элементарных навыков звукового анализа.

Формирование правильного произношения зависит от способности ребёнка к анализу и синтезу речевых звуков, т.е. от определённого уровня развития фонематического слуха, обеспечивающего восприятие фонем данного языка. Фонематическое восприятие звуков речи происходит в ходе взаимодействия поступающих в кору слуховых и кинестетических раздражений. Постепенно эти раздражения дифференцируются, и становится возможным вычленение отдельных фонем. При этом большую роль играют первичные формы аналитико-синтетической деятельности, благодаря которым ребёнок обобщает признаки одних фонем и отличает их от других.

При помощи аналитико-синтетической деятельности происходит сравнение ребёнком своей несовершенной речи с речью старших и формирование звукопроизношения. Только при чётком, правильном произношении, возможно, обеспечить однозначную связь между звуком и соответствующей буквой. Заучивание букв, когда их названия воспроизводятся неправильно, способствует закреплению у ребёнка существующих дефектов речи, а также тормозит усвоение им письменной речи, ведёт к дислексии (нарушению процесса чтения). Известно, что вторичные отклонения легче предупредить, чем исправить уже сформировавшиеся нарушения.

Поэтому, актуальность данной проблемы состоит в том, что, объединяя усилия, учитель-логопед и воспитатель группы дадут лучшую возможность ребёнку прийти в школу с грамматически правильной и фонетически чистой речью.

Проект: среднесрочный, рассчитан на три недели (с – г.), групповой, практико-ориентированный. Участники проекта: дети старшей группы компенсирующей направленности для детей с ТНР № 6, учитель - логопед, воспитатель, родители.

Цель данного проекта:

Создание учителем-логопедом совместно с воспитателем системы эффективной коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими нарушения звукопроизношения, в течение всего дня.

Задачи проекта:

  1. Изучение воспитателем специальной логопедической литературы и консультирование логопедом деятельности воспитателя.
  2. Формирование правильного речевого дыхания у детей.
  3. Развитие и совершенствование общей и тонкой моторики.
  4. Развитие артикуляционной моторики, усвоение и закрепление артикуляционных упражнений, развивающих силу мышц языка и подвижность артикуляционного аппарата.

  1. Закрепление и автоматизация произношения поставленных логопедом звуков, введение этих звуков в речь.
  2. Развитие у детей слухового внимания, слуховой памяти и фонематического восприятия, формирование навыков звуко-слогового анализа, синтеза.
  3. Формирование грамматических категорий и развитие связной речи.
  4. Совместное консультирование родителей.
  5. Направления работы.

- Учитель-логопед проводит коррекционные занятия по устранению дефектов звукопроизношения детей согласно графику работы.

- Воспитатель - в течение всего дня: на занятиях и в различных режимных моментах.

- Разработка общих рекомендаций для родителей, консультирование родителей.

- Совместное обсуждение участниками данного процесса результатов своей работы.

Воспитатель, активно участвуя в коррекционном процессе, способствует устранению речевого дефекта. В своей работе он руководствуется общедидактическими принципами, при этом некоторые из них наполняются новым содержанием. Это – принципы системности и последовательности, npuнцun индивидуального подхода.

Все материалы находятся у руководителя проекта.

Этапы реализации проекта:

1 этап:

Утро - приём детей, (индивидуальная работа, групповая работа)

В этот отрезок времени учитель-логопед проводит индивидуальную работу, а воспитатель со всей группой детей по:

- Выработке артикуляционных укладов, которые не получаются у ребёнка на логопедических занятиях (по рекомендациям учителя-логопеда);

- Отработке отдельных дыхательных упражнений, направленных на выработку целенаправленной воздушной струи и правильного речевого дыхания (по рекомендациям учителя-логопеда)

- Выработке подвижности мимических мышц лица, (особенно для детей с амимичным лицом);

- Отработке мелких моторных движений, которые ребёнок не может сделать или с трудом выполняет (по рекомендациям учителя-логопеда и воспитателей группы);

- Автоматизации поставленных логопедом звуков (в слогах, словах, предложении, чистоговорках, скороговорках, стихах);

Дети играют:

В дидактические речевые игры, (направленные на развитие и совершенствование лексико-грамматических форм и конструкций, для развития связной речи, на формирование фонематического восприятия и навыков звукового анализа).

2 этап:

Зарядка

На утренней гимнастике проводится:

- Дыхательная гимнастика;

- Различные голосовые разминки.

Используются:

Элементы артикуляционной гимнастики (движения языка могут идти параллельно с движениями рук, ног, туловища)

3 этап

Во время ООД воспитатель включает:

- Физкультминутки с различными логоритмическими моделями и упражнениями; -

- Физкультминутки с пальчиковыми играми;

- Игры, направленные на развитие фонематического восприятия и навыков звукового анализа.

Активно идёт работа по:

Отработке поставленных звуков в речи, (воспитатель следит за ответами детей, не разрешает произносить дефектно поставленные звуки, автоматизирует эти звуки в речи ребёнка).

4 этап:

Прогулка. В течение прогулки проводятся:

- Различные игры для выработки сильной целенаправленной воздушной струи;

- Логоритмические игры;

- Индивидуальные беседы с детьми, (где так же, как и на занятиях происходит автоматизация поставленных звуков в речи ребёнка);

- Подвижные речевые игры.

Игра: «Дуем, дуем на листочек». Игра: «Ты лети, мой лепесток, через запад на восток...»

5 этап:

Гигиенические процедуры

Во время гигиенических навыков мытья рук, воспитателем проводится:

- Самомассажи кистей и пальцев рук, (нетрадиционно - мылом, полотенцами);

- Артикуляционные упражнения, (перед зеркалом над умывальниками).

- Самомассаж кистей и пальцев рук полотенцем

- Самомассаж кистей и пальцев рук мылом

6 этап:

После сна

После тихого часа, когда дети проснулись, воспитатель проводит:

- Дыхательную гимнастику;

- Пальчиковые игры;

- Игры с «Весёлым язычком».

7 этап:

Вечер (индивидуальная работа)

Во вторую половину дня воспитатель проводит с детьми индивидуальную работу по заданию логопеда:

- Отрабатываются артикуляционные уклады, упражнения, (по рекомендациям учителя-логопеда);

- Отрабатываются дыхательные упражнения, направленные на выработку правильного речевого дыхания (по рекомендациям учителя-логопеда);

- Проводится мимическая гимнастика;

- Отрабатываются различные мелкие моторные движения и позы;

- Автоматизируются звуки (на различных этапах работы - по рекомендации логопеда).

- Дети играют в дидактические речевые игры.

Результатом данной работы стало:

  1. Развитие внимания у детей к языку, формирование навыков самоконтроля и критического отношения к речи;
  2. Значительное улучшение звукопроизношения у большинства детей группы;
  3. В ходе данного проекта родители оценили совместную работу логопеда и воспитателя группы, проявили ещё большую заинтересованность к речевым проблемам своих детей, стали ближе и внимательнее по отношению к ним.
  4. С семьёй воспитанников у логопеда и воспитателя сложились доброжелательные и деятельные отношения, что немаловажно при совместной работе.

Фотоотчёт:

C:\Users\User\Downloads\C:\Users\User\Downloads\C:\Users\User\Downloads\C:\Users\User\Downloads\

C:\Users\User\Downloads\Screenshot_20241003_101737~


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Познавательный, среднесрочный проект в старшей группе "Любимый мой Башкортостан"

Цель данного проекта: Содействовать всестороннему развитию детей, знакомить детей с историей, с основами башкирской национальной культурой, с бытом и историей своих предков, расширять представления о ...

Среднесрочный проект в старшей группе "Огород на подоконнике".

Знакомство детей с овощными культурами, приобщение к совместному труду со взрослыми....

Среднесрочный проект в старшей группе (2) «Радуга поведения».

Проект «Радуга поведения».Вид проекта: практико-ориентированныйАвторы проекта: Байракова О.А.Продолжительность: среднесрочныйСроки проведения: март-апрельУчастники: дети, воспитатели, родители.Возраст...

Среднесрочный проект для старшей группы «Зимушка – зима»

Цель проекта:Формирование представлений  о зиме как о времени года, о зимних праздниках и забавах. Развитие познавательных, исследовательских и творческих способностей  детей в процессе реал...

Среднесрочный проект для старшей группы. Тема: «Моя семья».

Цель проекта: Формировать представление о семье как о людях, которые живут вместе, любят друг друга, заботятся друг о друге.Задачи:- закрепить знания детей о членах семьи, знать имена, отчества родите...

Среднесрочный проект в смешанной логопедической группе "Чудо-мнемотехника"

Древние греки придумали техники, чтобы запоминать огромные объемы информации. А современные ученые доказали, что эти техники до сих пор эффективны....

Проект "Все звуки - добрые друзья"

Формирование правильного произношения зависит от способности ребёнка к анализу и синтезу речевых звуков, т.е. от определённого уровня развития фонематического слуха, обеспечивающего восприятие фонем д...