Проект "Все звуки - добрые друзья"
проект по логопедии (старшая группа)
Формирование правильного произношения зависит от способности ребёнка к анализу и синтезу речевых звуков, т.е. от определённого уровня развития фонематического слуха, обеспечивающего восприятие фонем данного языка. Фонематическое восприятие звуков речи происходит в ходе взаимодействия поступающих в кору слуховых и кинестетических раздражений. Постепенно эти раздражения дифференцируются, и становится возможным вычленение отдельных фонем. При этом большую роль играют первичные формы аналитико-синтетической деятельности, благодаря которым ребёнок обобщает признаки одних фонем и отличает их от других.
При помощи аналитико-синтетической деятельности происходит сравнение ребёнком своей несовершенной речи с речью старших и формирование звукопроизношения. Только при чётком, правильном произношении, возможно, обеспечить однозначную связь между звуком и соответствующей буквой. Заучивание букв, когда их названия воспроизводятся неправильно, способствует закреплению у ребёнка существующих дефектов речи, а также тормозит усвоение им письменной речи, ведёт к дислексии (нарушению процесса чтения). Маленькие проблемы в дошкольном детстве ведут к большим проблемам в школьной жизни. Известно, что вторичные отклонения легче предупредить, чем исправить уже сформировавшиеся нарушения.
Поэтому, актуальность данной проблемы состоит в том, что, объединяя усилия, учитель-логопед и воспитатель группы дадут лучшую возможность ребёнку прийти в школу с грамматически правильной и фонетически чистой речью.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_moi_zvuki_-_moi_druzya.docx | 226.61 КБ |
Предварительный просмотр:
муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение города Ростова-на-Дону «Детский сад №211»
Проект
«Все звуки – добрые друзья»
в старшей логопедической группе №6
Руководитель учитель-логопед: Соколова Г.А.
воспитатель: Остроухова Г.М.
2022 – 2023 уч.г.
Проект «Все звуки – добрые друзья»
Поступление ребёнка в школу - важный этап в жизни, который меняет социальную ситуацию его развития. К обучению в 1-ом классе ребёнка необходимо готовить. Важно, чтобы будущие первоклассники владели, не только определённым объёмом знаний, умений и навыков, а ещё и грамотной фразой, и лексически развёрнутой речью. Детский сад является первой ступенью в системе образования и выполняет важную функцию в подготовке детей к школе. Исследования ряда психологов, педагогов, лингвистов (Д.Б.Эльконина, А.Р. Лурия, Д.Н. Богоявленского, Ф.А. Сохина, А.Г. Тамбовцевой, Г.А. Тумаковой и др.) подтверждают, что элементарное осознание фонетических особенностей звучащего слова влияет на общеречевое развитие ребёнка - на усвоение грамматического строя, словаря, артикуляции и дикции. Необходимыми предпосылками для обучения грамоте дошкольника являются: сформированное фонематическое восприятие, правильное произношение всех звуков родного языка, а также наличие элементарных навыков звукового анализа.
Формирование правильного произношения зависит от способности ребёнка к анализу и синтезу речевых звуков, т.е. от определённого уровня развития фонематического слуха, обеспечивающего восприятие фонем данного языка. Фонематическое восприятие звуков речи происходит в ходе взаимодействия поступающих в кору слуховых и кинестетических раздражений. Постепенно эти раздражения дифференцируются, и становится возможным вычленение отдельных фонем. При этом большую роль играют первичные формы аналитико-синтетической деятельности, благодаря которым ребёнок обобщает признаки одних фонем и отличает их от других.
При помощи аналитико-синтетической деятельности происходит сравнение ребёнком своей несовершенной речи с речью старших и формирование звукопроизношения. Только при чётком, правильном произношении, возможно, обеспечить однозначную связь между звуком и соответствующей буквой. Заучивание букв, когда их названия воспроизводятся неправильно, способствует закреплению у ребёнка существующих дефектов речи, а также тормозит усвоение им письменной речи, ведёт к дислексии (нарушению процесса чтения). Маленькие проблемы в дошкольном детстве ведут к большим проблемам в школьной жизни. Известно, что вторичные отклонения легче предупредить, чем исправить уже сформировавшиеся нарушения.
Поэтому, актуальность данной проблемы состоит в том, что, объединяя усилия, учитель-логопед и воспитатель группы дадут лучшую возможность ребёнку прийти в школу с грамматически правильной и фонетически чистой речью.
Проект: краткосрочный, рассчитан на одну неделю (с 24.10.2022 – 28.10.2022 г.), групповой, практико-ориентированный. Участники проекта: дети старшей группы компенсирующей направленности для детей с ТНР № 6, учитель - логопед, воспитатель, родители.
Цель данного проекта:
Создание учителем-логопедом совместно с воспитателем системы эффективной коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими нарушения звукопроизношения, в течение всего дня.
Задачи проекта:
- Изучение воспитателем специальной логопедической литературы и консультирование логопедом деятельность воспитателя.
- Формирование правильного речевого дыхания у детей.
- Развитие и совершенствование общей и тонкой моторики.
- Развитие артикуляционной моторики, усвоение и закрепление артикуляционных упражнений, развивающих силу мышц языка и подвижность артикуляционного аппарата.
- Закрепление и автоматизация произношения поставленных логопедом звуков, введение этих звуков в речь.
- Развитие у детей слухового внимания, слуховой памяти и фонематического восприятия, формирование навыков звуко-слогового анализа, синтеза.
- Формирование грамматических категорий и развитие связной речи.
- Совместное консультирование родителей.
- Направления работы.
- Учитель-логопед проводит коррекционные занятия по устранению дефектов звукопроизношения детей согласно графику работы.
- Воспитатель - в течение всего дня: на занятиях и в различных режимных моментах.
- Разработка общих рекомендаций для родителей, консультирование родителей.
- Совместное обсуждение участниками данного процесса результатов своей работы.
Воспитатель, активно участвуя в коррекционном процессе, способствует устранению речевого дефекта. В своей работе он руководствуется общедидактическими принципами, при этом некоторые из них наполняются новым содержанием. Это – принципы системности и последовательности, npuнцun индивидуального подхода.
Все материалы находятся у руководителя проекта.
Этапы реализации проекта:
1 этап:
Утро - приём детей, (индивидуальная работа, групповая работа)
В этот отрезок времени учитель-логопед проводит индивидуальную работу, а воспитатель со всей группой детей по:
- Выработке артикуляционных укладов, которые не получаются у ребёнка на логопедических занятиях (по рекомендациям учителя-логопеда);
- Отработке отдельных дыхательных упражнений, направленных на выработку целенаправленной воздушной струи и правильного речевого дыхания (по рекомендациям учителя-логопеда)
- Выработке подвижности мимических мышц лица, (особенно для детей с амимичным лицом);
- Отработке мелких моторных движений, которые ребёнок не может сделать или с трудом выполняет (по рекомендациям учителя-логопеда и воспитателей группы);
- Автоматизации поставленных логопедом звуков (в слогах, словах, предложении, чистоговорках, скороговорках, стихах);
Дети играют:
В дидактические речевые игры, (направленные на развитие и совершенствование лексико-грамматических форм и конструкций, для развития связной речи, на формирование фонематического восприятия и навыков звукового анализа).
2 этап:
Зарядка
На утренней гимнастике проводится:
- Дыхательная гимнастика;
- Различные голосовые разминки.
Используются:
Элементы артикуляционной гимнастики (движения языка могут идти параллельно с движениями рук, ног, туловища)
3 этап
Во время ООД воспитатель включает:
- Физкультминутки с различными логоритмическими моделями и упражнениями; -
- Физкультминутки с пальчиковыми играми;
- Игры, направленные на развитие фонематического восприятия и навыков звукового анализа.
Активно идёт работа по:
Отработке поставленных звуков в речи, (воспитатель следит за ответами детей, не разрешает произносить дефектно поставленные звуки, автоматизирует эти звуки в речи ребёнка).
4 этап:
Прогулка. В течение прогулки проводятся:
- Различные игры для выработки сильной целенаправленной воздушной струи;
- Логоритмические игры;
- Индивидуальные беседы с детьми, (где так же, как и на занятиях происходит автоматизация поставленных звуков в речи ребёнка);
- Подвижные речевые игры.
Игра: «Дуем, дуем на листочек». Игра: «Ты лети, мой лепесток, через
запад на восток...»
5 этап:
Гигиенические процедуры
Во время гигиенических навыков мытья рук, воспитателем проводится:
- Самомассажи кистей и пальцев рук, (нетрадиционно - мылом, полотенцами);
- Артикуляционные упражнения, (перед зеркалом над умывальниками).
- Самомассаж кистей и пальцев рук полотенцем
- Самомассаж кистей и пальцев рук мылом
6 этап:
После сна
После тихого часа, когда дети проснулись, воспитатель проводит:
- Дыхательную гимнастику;
- Пальчиковые игры;
- Игры с «Весёлым язычком».
7 этап:
Вечер (индивидуальная работа)
Во вторую половину дня воспитатель проводит с детьми индивидуальную работу по заданию логопеда:
- Отрабатываются артикуляционные уклады, упражнения, (по рекомендациям учителя-логопеда);
- Отрабатываются дыхательные упражнения, направленные на выработку правильного речевого дыхания (по рекомендациям учителя-логопеда);
- Проводится мимическая гимнастика;
- Отрабатываются различные мелкие моторные движения и позы;
- Автоматизируются звуки (на различных этапах работы - по рекомендации
логопеда).
- Дети играют в дидактические речевые игры.
Результатом данной работы стало:
- Развитие внимания у детей к языку, формирование навыков самоконтроля и критического отношения к речи;
- Значительное улучшение звукопроизношения у большинства детей группы;
- В ходе данного проекта родители оценили совместную работу логопеда и воспитателя группы, проявили ещё большую заинтересованность к речевым проблемам своих детей, стали ближе и внимательнее по отношению к ним.
- С семьёй воспитанников у логопеда и воспитателя сложились доброжелательные и деятельные отношения, что немаловажно при совместной работе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект "Добрые друзья".
Совместная деятельность детей и взрослых....
Организация воспитательно – образовательного процесса по реализации Рабочей программы дополнительного образования коммуникативно – личностного направления «Сказки - добрые друзья»
Методическая разработка по организации воспитательно – образовательного процесса по реализации Рабочей программы дополнительного образования коммуникативно – личностного направления ...
«Земля и воздух, огонь и вода – наши добрые друзья!» (конспект НОД по познанию (ФЦКМ) в подготовительной группе (6-7 лет))
Цель: расширять, развивать, разговорную речь, внимание, воображение, образное мышление по теме «Земля и воздух, огонь и вода – наши добрые друзья».Задачи НОД1. Создать теплое радостное настроение .2. ...
Проект «Не обижайте собак, не обижайте кошек - они наши добрые друзья»
Берегите кошек и собакОни добрые, пушистые друзьяПреданней питомцев не найтиУ любого доброго хозяина спроси...
"Сказки - добрые друзья"
Рабочая программа кружка...
Проект "Твори добро". "Наши добрые друзья - ветераны ДОУ!"
Проект волонтерский...
Долгосрочный проект по духовно-нравственному воспитанию «Любовь. Добрые дела. Добрые друзья»
Долгосрочный проект по духовно-нравственному воспитанию «Любовь. Добрые дела. Добрые друзья»....