Познавательный, среднесрочный проект в старшей группе "Любимый мой Башкортостан"
проект по теме

Аблюзина Гузель Ирековна

Цель данного проекта: Содействовать всестороннему развитию детей, знакомить детей с историей, с основами башкирской национальной культурой, с бытом и историей своих предков, расширять представления о родном крае, культуре,  традициях людей живущих в Башкортостане, формирование у дошкольников патриотических чувств.

Использование богатейшего культурного наследия Республики Башкортостан в образовательной работе с детьми   дошкольного возраста для полноценного развития современного  ребенка, становления его личности, приобщения к культуре родной республики.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Вид проекта:   познавательный, среднесрочный

Цель данного проекта: Содействовать всестороннему развитию детей, знакомить детей с историей, с основами башкирской национальной культурой, с бытом и историей своих предков, расширять представления о родном крае, культуре,  традициях людей живущих в Башкортостане, формирование у дошкольников патриотических чувств.

Использование богатейшего культурного наследия Республики Башкортостан в образовательной работе с детьми   дошкольного возраста для полноценного развития современного  ребенка, становления его личности, приобщения к культуре родной республики.

Задачи проекта: 1.Обогащать впечатления детей, вызвать яркий эмоциональный отклик при посещении мини - музея;

2. Формировать у детей познавательный интерес к окружающему миру, истории своих предков.

3. Продолжить формировать интерес к своему краю, вызывать чувство ответственности по отношению к родине. Воспитывать любовь к родному краю.

Участниками данного проекта являются: педагоги ДОУ, дети, родители.

Содержание проекта. 1.Посещение музея  – событие в жизни ребенка. Непосредственное знакомство  с коллекциями музея  (народными игрушками, скульптурой, картинами, старинными предметами быта, коллекциями природных материалов  и т.  д.)

Познакомить детей с понятиями «музей», «коллекция», «экскурсовод», «экспонат». Формировать понятие о возникновении музеев, значении в жизни людей.

2. Показ детям инсцинировки башкирской сказки «Болтливая курочка».

3. Чтение художественной литературы башкирских писателей.

4. Художественная деятельность:  лепка башкирских лошадей из соленого теста.

5. Художественная деятельность : рисование. Закрашивание лошадей .

Предварительная работа: рассматривание иллюстраций о Башкортостане, Уфе, заучивание стихов, слушание мелодий, песен башкирских  композиторов, рассматривание элементов башкирской одежды, башкирской посуды, чтение сказок, знакомство с играми башкирского народа, рассматривание элементов башкирского орнамента.

Программное содержание: Продолжать знакомство с историей жизни башкирского народа, его искусством, одеждой, жилищем, предметами быта, воспитывать уважение к башкирскому народу, труду взрослых, развивать интернациональные чувства, любовь к родному краю.

Программное содержание: Продолжать знакомство с историей жизни башкирского народа, его искусством, одеждой, жилищем, предметами быта, воспитывать уважение к башкирскому народу, труду взрослых, развивать интернациональные чувства, любовь к родному краю.

                                       На горе сверкает город  мой и зовут его родной Уфой.

                                      Рядом  Дёма –  тихая река.

                                     Ах, Уфа, как сердцу ты близка.  

 О каком городе поётся в этой песне? Столица какой республики город Уфа? Да, мы с вами живём в республике Башкортостан. Люди разных национальностей живут в нашей республике: русские и башкиры, татары и чуваши. Ребята, вы кто по национальности? Вот видите, даже  у нас в группе дети разных национальностей. Все мы живём в дружбе и мире.

Город Уфа - красивый, современный город. В нём построено много заводов, фабрик. А какие предприятия находятся в нашем городе? Много красивых улиц  есть в городе Туймазы. Все знают проспект  имени Ленина. А на какой улице живёте вы?  А какие реки Башкортостана вы  знаете? Сейчас мы с вами живём в многоэтажных домах, а раньше в каких домах жили башкиры? Чем они занимались? Правильно, башкиры кочевали с одного пастбища на другое. Они жили в юртах. Юрту можно было быстро собрать и разобрать, перевезти на другое место. У башкир были большие табуны лошадей. Из кобыльего молока башкиры делали напиток. Как он называется? Верно, кумыс. Красоту родного края, трудолюбие народа прославляют  башкирские поэты. Давайте вспомним их стихи. Чтение стихов. Ребята, кто назовёт башкирский народный музыкальный инструмент. Делают его из полого растения, которое так и называется – курай. Много песен и мелодий написали башкирские композиторы. Послушайте одну из этих мелодий. А теперь давайте поиграем в игру « Курай».

Образовательная область художественное творчество, рисование: совершенствовать технические навыки рисования красками, развивать вкус, учить замечать в предметах красивое, своеобразное. Формировать навык ответа предложением, активизировать словарь детей.    Обогащение словаря: кочевники, юрта, пастбище, коневодство, скотоводство, «чак - чак».

Цель: в ходе игр, наблюдений, чтения литературы познакомить детей с  лошадями .

Задачи: Расширять представления детей о лошадях.

Познакомить с произведениями устного народного творчества,  детской  художественной литературой, воспевающей красоту лошади.

Обогащать и активировать словарь детей за счет эпитетов, прилагательных, глаголов.

Воспитывать эмоциональную отзывчивость на красоту лошадей, окружающего мира, желание беречь и сохранять живое.

 Подготовительный этап:

Подобрать иллюстративный материал, детскую художественную литературу, энциклопедии.

Подобрать коллекцию игрушек в группе.

Подготовить рекомендации для родителей.

Совместная деятельность педагога и детей.

1.1 Чтение потешек, заучивание стихов о лошадях.

1.2 Викторина «Что мы знаем о лошадках?».

1.3. Составление творческих рассказов, сказок «Наши друзья», «О чем думает лошадка», «Путешествие жеребенка».

1.4. Проведение дидактических игр « Угадай по описанию», « Найди лишнее», «Подбери изображение к стихотворному отрывку».

1.5. Придумывание загадок о лошадях.

1.6. Составление альбомов из рисунков, аппликации и творческих рассказов, загадок, придуманных детьми.

1.7. Рассматривание репродукций.

1.8. Рассказ педагога «Почему они так названы».

1.9 Разучивание песен, стихов.

Входит девушка в башкирской одежде.

К нам в гости пришла художница из мастерской, где расписывают башкирскую  игрушку. Посмотрите, что она нам принесла. Это башкирская лошадь. Эта лошадь сделана из белой глины. Какие цвета преобладают на башкирскоой лошади?

Какую красивую игрушку сделали мастера! Сегодня вы  будете художниками, будете расписывать  лошадку, которую сами слепили из соленого теста, но помните: » Кто делает спешно, тот делает дважды». Расписывание лошадок.

Мастерица  рассматривает  с детьми лошадок и говорит, что лошади получились красивые и разные. «За ваше старанье я вам приготовила угощенье - башкирское блюдо « Чак- чак». Художница прощается и уходит.  

 Башкортостан – это край, в котором удивительно сочетаются живописная красота природы, ее богатства и люди, населяющие ее. Несмотря на то, что здесь проживает много национальностей – все они очень дружны, ведь их объединяет одно: все они жители одной планеты – Земля.

 Все дети всех народов любят играть в разные игры, я вам предлагаю игры на сообразительность и внимание.

  Проводятся дидактические игры: «Найди одинаковую пару»,»Мать и дитя»

                             Когда я слушаю курай, то радость льется через край,

                            Неприхотлив и невелик курая песенный родник,

                            Тростинку срежу я в лесу, домой с собою унесу,

                            И только дуну в свежий срез, как зашумит уральский лес.

                            И зажурчит, наверняка, в ней мелодичная река.

                            Держу курай, в родном краю я песни звонкие пою.

Исполняется мелодия на курае

А теперь отгадайте башкирские  загадки.

                                Летом не устает   Снег зимой в поле мнет. (Лошадь).

                               Голова на горах   Хвост в далеких морях. (Река).

                              У агая в саду домики на виду.  Носит его дочь сладости день и ночь. (Пчела).

                              Слой за слоем слоится - нам помогает учиться. (Книга).

Послушайте башкирские пословицы.

                       Человек без книги – как пчела без цветка.

                       Родился сын – жизнь продолжается.

                   

                       Незнание свой родословной до седьмого колена – признак сиротства.

                      Когда есть кумыс, есть и веселье.

Стихотворение.

                       Башкортостан, поля твои, пусть будут плодородны

                       Пусть будут сыновья твои  отважны, благородны.

                       Ты славишься Башкортостан своей грядой седою

                      Пусть с ней нефтяной фонтан сравнится высотою.

                      Пусть яблоки твои к земле  от тяжести склоняются

                      И пусть в любой твоей семье  в 5 раз прибудет счастье.

                      Еще чего желаем мы? Чтобы в отчизне нашей

                      Была республика моя счастливей всех и краше.

 

  Проводится башкирская игра «Юрта» / муз. Гершова

                  Башкирия моя, горжусь тобой, сияньем радостных твоих огней,

                  Твоею славою, твоей судьбой, тобой прекрасной Родиной моей!

Знакомство с художественной литературой.

СТИХИ И ПОТЕШКИ для развития мелкой моторики

В мире животных

Рассказать ребенку, что у людей есть верные друзья и помощники — домашние животные: корова, лошадь. Попробуем показать этих животных и рассказать о них.

Лошадь

Правую ладонь держите горизонтально, тыльной стороной наружу — это «морда» лошади. Поднимите большой палец. Сверху обхватите правую ладонь левой, большой палец левой руки поднимите. Большие пальцы обеих ладоней — это «уши» лошади, остальные пальцы левой ладони — «грива».

Груз везет, Сено жует,

Хвостом помахивает,

Гривой потряхивает.    (Лошадь)

Попросить  ребенка повторить ваши действия и спеть песенку лошадки: «И-го-го, и-го-го — поскачу я далеко!»

  * * *

                             Из-за леса, из-за гор,  Едет дядюшка Егор.

                            Сам на лошадке, в красной шапке,

                            Жена на баране, в красном сарафане.

                           Дети на телятах, Внуки на козлятах.

                  "Ехал Ваня на коне,Вел собачку на ремне,

                  А старушка в это время Мыла кактус на окне".

                  Ехал Ваня на коне, Вел собачку на ремне,

                 Ну а кактус в это время Мыл старушку на окне...

                   - Ехал Ваня на коне, Вел старушку на ремне,

                А собачка в это время Мыла Ваню на окне...

               Знаю я, что говорю.Говорил, что повторю,

              Вот и вышло без ошибок,А чего хвалиться зрю?

                   

Лошадка.(перевод С. Маршака).

            Не слышали ночью За дверью колес,

           Не знали, что папа Лошадку привез -

          Коня вороного Под красным седлом.

           Четыре подковы Блестят серебром.

           Неслышно по комнатам Папа прошел,

          Коня вороного Поставил на стол.

          Горит на столе Одинокий огонь,

          И смотрит в кроватку Оседланный конь.

          Но вот за окошками Стало светлей,

         И мальчик проснулся В кроватке своей.

        Проснулся, присел, Опершись на ладонь,

        И видит: стоит Замечательный конь.

       Нарядный и новый, Под красным седлом,

 Четыре подковы Блестят серебром.

 Когда и откуда Сюда он пришел?

 И как ухитрился Взобраться на стол?

  На цыпочках мальчик Подходит к столу,

И вот уже лошадь Стоит на полу.

 Он гладит ей гриву, И спину, и грудь

И на пол садится -,На ножки взглянуть.

Берет под уздцы -,И лошадка бежит.

Кладет ее на бок -,Лошадка лежит.

Глядит на лошадку И думает он:

"Заснул я, должно быть,И снится мне сон.

Откуда лошадка Явилась ко мне?

Наверно, лошадкуЯ вижу во сне...


На коне (Тим Собакин)  Я катался на коне

летней ночью при луне

Мы скакали по лугам, по лесам.

и по горам...А под утро на рассвете

обогнали даже ветер!

Я катался на коне -только жалко,что во сне.

ЖЕРЕБЕНОК. Хвост косичкой,Ножки — спички,

                        Оттопырил вниз губу...Весь пушистый,

                       Золотистый, С белой звездочкой на лбу.

                      Юбку, палку,Клок мочалки —

                    Что ни видит, всё сосет. Ходит сзади

                    Тети Нади, Жучку дразнит у ворот.

                   Выйдет в поле —.Вот раздолье!

                   Долго смотрит вдаль—и вдруг. Взвизгнет свинкой,

                   Вскинет спинкой. И галопом к маме в луг.

                Саша Чёрный

                                           * * *

Лошадка.         -Но!- сказали мы лошадке.И помчались без оглядки.

                          Вьётся грива на ветру. Вот и дом. Лошадка, тпру!   В.Берестов

                                          * * *

                    Глупая лошадь. Лошадь купила четыре калоши-

                   Пару хороших и пару поплоше. Если денёк выдаётся погожий,

                  Лошадь гуляет в калошах хороших.Стоит просыпаться первой пороше-

                  Лошадь выходит в калошах поплоше..Если же лужи на улице сплошь,

                  Лошадь гуляет совсем без калош.Что же ты, лошадь, жалеешь калоши?

                  Разве здоровье тебе не дороже?Вадим Левин

Корова

Пальцы сожмите в кулак, а указательный и мизинец разведите в разные стороны — получатся «рога».

Покачайте рукой, произнося при этом: «Му - у - у...» (положение пальцев то те, что и в пальчиковом упражнении «Жук»

Стоит копна посреди двора '—

 Спереди вилы, сзади метла.        (Корова)

Работа с родителями.

Информационно-наглядная агитация «Наши меньшие друзья», «Выходной на природе», «Лошади - земной красы начало».

Аннотация литературы по знакомству с лошадями.

Создание панно.

 Итог. 1. Развлечение.

           2. Выставка рисунков, аппликации и лепки в фойе детского сада.

В данном проекте осуществляется интеграция следующих образовательных областей:

- «Художественное творчество» (рисование, лепка) – организуются выставки детских работ в мини-музее;

- «Познание» – организуются игры-занятия по ознакомлению с окружающим) ;

- «Социализация» - организуются экскурсия по введению детей в мир исторического наследия;

 «Музыка» - организуются прослушивание, песен на башкирском языке, мелодия курая.

Литература:

1. « Мой край – Башкортостан». Программа по ознакомлению детей дошкольного возраста с родным краем. Ф.И. Фазлыева, - Уфа: Китап - 2003 г.

2. «Башкирская кухня». И.А. Арсланова,- Уфа: Баш. кн. издательство– 1992 г.

3.Учебник хрестоматия «Я познаю Башкортостан» воспитателям дошкольных образовательных учреждений, учителям начальных классов и родителям для ознакомления детей с родным краем. Р.Л. Агишева, Ф.Х. Губайдуллина, - Уфа -2006 г.

4. «Герб и флаг России». Знакомим дошкольников и младших школьников с государственными символами. Методические рекомендации для работников дошкольных образовательных учреждений и учителей начальных классов. Е.К, Ривина, - М.: АРКТИ – 2004 г.

5. «Человек – творец рукотворного мира». Учебное пособие и демонстрационный материал. З.А. Загитова, И.А. Кантемирова, З.А. Тукаеева, - Уфа: Гуп «ГРИ Башкортостан» - 2004 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Среднесрочный проект в старшей группе "Огород на подоконнике".

Знакомство детей с овощными культурами, приобщение к совместному труду со взрослыми....

Среднесрочный проект в старшей группе (2) «Радуга поведения».

Проект «Радуга поведения».Вид проекта: практико-ориентированныйАвторы проекта: Байракова О.А.Продолжительность: среднесрочныйСроки проведения: март-апрельУчастники: дети, воспитатели, родители.Возраст...

Среднесрочный проект для старшей группы «Зимушка – зима»

Цель проекта:Формирование представлений  о зиме как о времени года, о зимних праздниках и забавах. Развитие познавательных, исследовательских и творческих способностей  детей в процессе реал...

Среднесрочный проект для старшей группы. Тема: «Моя семья».

Цель проекта: Формировать представление о семье как о людях, которые живут вместе, любят друг друга, заботятся друг о друге.Задачи:- закрепить знания детей о членах семьи, знать имена, отчества родите...

Среднесрочный познавательно-исследовательский проект в старшей группе «СЛАВА ХЛЕБУ НА СТОЛЕ!»

Цель проекта: создавать условия для формирования уважительного, ценностного и бережного отношения детей к хлебу».Задачи проекта:1. Собрать интересную информацию о хлебе: из книг, наглядно-...

Среднесрочный познавательно-исследовательский проект в старшей группе «СЛАВА ХЛЕБУ НА СТОЛЕ!»

Актуальность проекта. На Руси хлеб считался главным богатством. К хлебу русский народ всегда относился с благоговением, как к дару, спасающему от голода. Хлеб – это продукт человеческого т...

Среднесрочный познавательно-творческий проект в старшей группе "Матрешка - душа России"

Воспитание духовно-нравственных начал и патриотических чувств на современном этапе развития общества обязывают дошкольные образовательные учреждения развивать познавательный интерес и любовь к Р...