Среднесрочный проект для старшей группы «Зимушка – зима»
проект по окружающему миру (старшая группа) на тему
Цель проекта:
Формирование представлений о зиме как о времени года, о зимних праздниках и забавах. Развитие познавательных, исследовательских и творческих способностей детей в процессе реализации проекта «Зимушка – зима».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_zimushka_-_zima.doc | 90.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Среднесрочный проект «Зимушка – зима»
ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
СОСТАВИТЕЛЬ: Синявская Надежда Александровна
П А С П О Р Т П Р О Е К Т А.
Вид проекта: познавательно - творческий.
Тема: «Зимушка - зима».
Продолжительность: среднесрочный (месяц)
Участники проекта: воспитатели, дети подготовительной группы, музыкальный руководитель, родители.
Актуальность:
Все дети любят зиму, но не все задумываются, почему времена года сменяют друг друга, всем ли хорошо зимой, что было бы, если бы зимой не было снега.
Я считаю, что у детей недостаточно сформированы представления о явлениях природы, чувствах любви и бережного отношения к ней, умения любоваться красотами природы, так же невысок уровень экологической культуры. Поэтому воспитание бережного и заботливого отношения к живой и неживой природе возможно тогда, когда дети будут располагать хотя бы элементарными знаниями о них, будут наблюдать природу, видеть её красоту. Исходя из этого, я предполагаю, что данный проект позволяет в условиях образовательного процесса в ДОУ расширить, обогатить, систематизировать и творчески применить знания детей о сезонных изменениях в зимнее время года. А так же расширить знания детей о зимних развлечениях и зимних видах спорта.
Как помочь маленькому ребёнку, входящему в жизнь, взглянуть на неё широко распахнутыми от удивления и восхищения глазами?
Им всё ново и интересно. Каждое событие они воспринимают как чудо: падает снег – чудо, красивые снежинки – чудо, морозный узор на стекле – чудо… Запах хвои, снега, мороза, блеск мишуры и игрушек, россыпь огоньков на ёлке – всё это радует и завораживает. Ожидание всеми любимого праздника, подготовка к встрече с Дедушкой Морозом и Снегурочкой проходит в радостной, завораживающей атмосфере. Дети ждут чуда, волшебства. А какими впечатлениями обогатятся наши дети, зависит от окружающих их взрослых людей, прежде всего, родителей и воспитателей.
Цель проекта:
Формирование представлений о зиме как о времени года, о зимних праздниках и забавах. Развитие познавательных, исследовательских и творческих способностей детей в процессе реализации проекта «Зимушка – зима».
Задачи проекта:
- Систематизировать представления детей о признаках зимы, сезонных изменениях в природе, связанных с зимним периодом;
- Расширять знания детей о жизни птиц (перелётных и зимующих), животных в зимнее время года;
- Учить изображать зимнюю природу, пользоваться разными изобразительными материалами, рисовать нетрадиционными техниками;
- Способствовать развитию интереса к поисково - исследовательской деятельности;
- Способствовать развитию творческих способностей детей, их воображения, логического мышления, умения замечать изменения в природе; делать выводы о закономерностях и взаимосвязях в природе;
- Обогатить и активизировать словарь детей по теме проекта;
- Создавать условия для совместной творческой деятельности (ребенок, родитель, воспитатель);
- Воспитывать бережное отношение к природе, желание заботится о птицах и животных;
- Помочь маленьким детям взглянуть на мир удивлённо и восхищённо, проявлять интерес к чудесам и волшебству;
- Воспитывать у детей умение любоваться зимней природой, чувствовать ее красоту.
- Обогатить знания родителей о том, как можно интересно и разнообразно проводить время с ребёнком на прогулке и дома;
Образовательные области: «Художественно – эстетическое развитие», «Познавательное развитие»; «Речевое развитие», «Физическое развитие»; «Социально – коммуникативное развитие».
Постановка проблемы:
К детям в группу приходит игрушка Лунтик. Наступила зима, а он боится зимы и ничего про нее не знает, ведь он прилетел с далекой Луны, где не бывает зимы.
Дети пытаются рассказать Лунтику о том, что зима - хорошее время года, которое приносит с собой много даров и подарков , зимних забав и развлечений, веселый праздник «Новый год». Но многое объяснить не могут. Например, где рождается снег, почему в мороз он хрустит, почему растения под снегом не замерзают и др.
Решение проблемы:
Совместно с воспитателем дети ставят себе цель больше узнать о зиме, о зимних явлениях природы, выучить стихи, загадки и пословицы о зиме, чтобы рассказать и все объяснить Лунтику.
Ожидаемый результат:
- Расширение и обогащение знаний детей о сезонных изменениях в природе в зимнее время года;
- Формирование познавательного интереса детей в ходе совместной практической деятельности с педагогом;
- Формирование монологической, диалогической и связной речи детей, обогащение её эпитетами, новыми словами и выражениями;
- Формирование художественных способностей детей в ходе совместной творческой деятельности со взрослыми;
- Использование детьми новых зимних игр и развлечений, умение их применять в самостоятельной игровой деятельности;
- Вовлечение родителей в творческий процесс работы с детьми, укрепление заинтересованности в сотрудничестве с детским садом;
- Приобретение детьми опыта продуктивного взаимодействия друг с другом, умение слушать товарища.
План реализации проекта:
I этап: подготовительный.
Цель: обеспечить условия для успешной реализации проекта.
Задачи:
• Изучение методической литературы.
• Разработка проекта.
- Создание развивающей среды.
• Выбор форм работы с родителями.
• Выбор основных мероприятий.
Подготовка информационного пространства (оформление папки- передвижки для родителей «Рекомендации по организации наблюдений в природе с детьми старшего дошкольного возраста»; «Развиваемся, играя»; информация о проведении новогоднего конкурса «Зимняя сказка»; консультации для родителей по теме проекта).
Создание развивающей среды:
- подбор методической литературы;
- наглядный иллюстративный материал по теме проекта; картины, иллюстрации, репродукции картин с зимними пейзажами;
- подбор художественной литературы;
- подбор пословиц, поговорок, загадок о зиме;
- подбор настольно - печатных игр; дидактических игр;
- подбор аудиозаписей; мульфильмов;
- альбом для рассматривания «Зима»;
- игрушки, атрибуты, маски для игровой, театрализованной деятельности;
, - календарь погоды; календарь природы с зимними месяцами;
- природный и бросовый материал (для ручного труда).
-приготовление материалов для художественного творчества;
I I этап: основной.
Цель: создание условий для развития творческих и познавательных способностей в совместной деятельности всех участников проекта.
Основной этап реализует недельные темы согласно тематическому планированию.
- «Идет волшебница – зима»
- «Как животные проводят зиму в лесу»
- «Зимующие птицы»
- «Этот волшебный праздник Новый год»
Основные направления реализации проекта:
Образовательная область «Познавательное развитие»
- НОД «Идет волшебница зима»
«Как звери зиму в лесу проводят»
«Поможем зимующим птицам»
«Волшебный праздник – Новый год»
- Дидактические игры: «Найдите и покормите зимующих птиц», «Когда это бывает», «Что сначала, что потом», « Где чей хвост», «Где чей домик», «К названному дереву беги», «С какой ветки детки».
- Исследовательская деятельность: проведение опытов и экспериментов со снегом и льдом.
Опыты:
«Зависимость состояния воды от температуры».
Цель: показать детям превращение воды в лед и обратный процесс, сделать вывод о том, что превращение воды в лед зависит от температуры воздуха.
«Вода и снег»
Цель: опытным путем закрепить у детей знания о том, что вода может иметь различные состояния.
«Защитные свойства снега»
Цель: познакомить детей со свойствами снега, сделать вывод, почему снег защищает корни растений от замерзания.
«Прозрачность льда»
Цель: наблюдение за льдом, выявление его свойств.
- Беседы-рассуждения: «Как звери к зиме готовятся», «Зимующие и перелетные птицы», «С кем ель дружит», «Снежное одеяло для земли», Где рождается снег и иней», «Зима в нашем крае», «Что было бы, если бы не было снега?», «Кто рисует узоры на стекле?», «Как встречают Новый год в разных странах?»
- Наблюдения в природе: за красотой зимнего пейзажа, за снежинками (рассматривание их через лупу), за снегопадом, за зимним небом, за погодой, за работой дворника, за птицами, за солнцем, за ветром и др.
- Измерение снежного покрова, температуры воздуха.
- Беседы: «Осторожно, гололед», «Первая помощь при обморожении», «Осторожно, зимняя дорога», « Опасные огоньки», «Правила поведения на горке», «Правила при пользовании петардами, бенгальскими огнями».
- Логические рассуждения: «Что будет, если одеться не по погоде».
- Рассматривание плакатов по правилам безопасного поведения зимой.
Образовательная область «Речевое развитие»
- НОД:
Рассказывание по картине «Северные олени»
Составление описательного рассказа на тему «Зима»
Рассказывание на тему «Игры зимой» на основе личного опыта
Творческое рассказывание «Предновогодние приключения зайчика»
- Рассматривание иллюстраций, знакомство с литературой по теме; разучивание стихов о зиме, пословиц и поговорок, отгадывание загадок.
- Рассматривание картин о зиме и составление по ним описательных рассказов.
- Д/и: «Собери снеговика», « Скажи наоборот», «Что бывает зимой?», «Что прячется за сугробом», «Когда это бывает?», «Отгадайте по описанию», «Подбери слово», «Четвертый лишний», «Доскажи словечко», «Бывает – не бывает».
- Составление творческих рассказов на тему «Путешествие снежинки»,
«Напишем письмо Деду Морозу», «Как Маша варежку потеряла».
- Чтение художественной литературы на тему «Зимушка-зима»:
М.Пришвин «Этажи леса»; В.Бианки «Лес зимой», «Синичкин календарь», Г.Скребицкий «На лесной полянке», «Первый снег»; В.Архангельский «Летят пушистые снежинки», К.Д.Ушинский «Проказы старухи зимы», Н.Носов «На горке», В Осеева «На катке», Л. Воронкова «Таня выбирает елку»; М. Горький «Воробьишко», В.Даль «Старик – годовик».
Русские народные сказки: «Зимовье зверей», «Заяц-хваста», «Два мороза», «Морозко», «Снегурочка».
Литературные сказки: «Двенадцать месяцев» С. Маршак, «Мороз Иванович» В. Одоевский, «Серебряное копытце» П.Бажов.
Зарубежные сказки: Г.Х.Андерсен «Снежная королева».
- Выставка книг о зиме
Образовательная область «Художественно – эстетическое развитие»
Рисование: НОД
«Зимний пейзаж»
«Лыжная прогулка»
«Кто живет в лесу»
«Сорока – белобока»
«Снегири на ветке рябины»
«Сказочный дворец Деда Мороза и Снегурочки»
«Дед мороз и Снегурочка»
«Новогодний праздник в детском саду»
Лепка: НОД
«Елочка – колкая иголочка»
«Дед Мороз спешит на елку»
«Кто живет в зимнем лесу?»
Аппликация: НОД
«Зимушка – зима»
«Овечка»
«Портрет Деда Мороза»
Конструирование (из строительного материала): НОД
«Сказочный замок Деда Мороза и Снегурочки»
Свободное творчество – изготовление снежинок, рисование по замыслу по теме «Зима», лепка зимнего леса и его обитателей.
Слушание: «Как на тоненький ледок», «Ты мороз, мороз, мороз…», «Времена года» П.И.Чайковского,
Пение: «Зимушка – зима», «Под Новый год».
Танцы и пляски: «Танец снежинок», «Танец с метелочками», хоровод «Дед Мороз – гость наш новогодний».
Образовательная область «Физическое развитие»
Подвижные игры : «Мороз -красный нос», «Охотники и зайцы», «Бездомный заяц», «Хитрая лиса» , «Снежная карусель», «Кто быстрее», метание снежков, катание на санках, на горке.
Игры и эстафеты «Кто быстрее в лес за елкой», «Кто быстрее украсит елочку», «Кто быстрее добежит до флажка?»
Беседы-рассуждения «Пришел мороз – береги ухо и нос», «Если хочешь быть здоров – закаляйся», «Витаминный календарь».
Образовательная область «Социально – коммуникативное развитие»
- Сюжетно-ролевые игры «Семья», «На прогулке», «Ждем в гости Деда Мороза», «У нас гости», «Устроим концерт для елочки», «Накрываем праздничный стол», «Праздничная прическа».
- Игры – драматизации по сказкам «Мороз Иванович», «Снегурочка», «Заяц – хваста», «Рукавичка».
- Дидактические игры «Времена года», «Узнай по описанию».
- Просмотр мультфильмов «Снежная королева», «Зимние сказки», «Двенадцать месяцев».
Ручной труд: НОД
«Шарики – фонарики»
«Новогодняя открытка»
Наблюдения за трудом взрослых, беседа о труде на улице, постройка на игровом участке снежных фигур, расчистка дорожек от снега, кормление птиц на участке.
-Роль родителей в реализации проекта:
Цель:
Способствовать повышению роли семьи в воспитании у детей любви к природе, формирование правил экологически грамотного взаимодействия с окружающей средой.
Задачи:
- побеседовать с родителями о необходимости участия их в проекте;
- родителям в помощь в родительском уголке предложить подборку стихов для разучивания с детьми дома; загадки, пословицы и поговорки;
- организовать выставку совместных работ взрослых и детей (из любого материала) «Зимняя сказка»;
- оформление папок-передвижек для родителей по теме:
«Зима»
«Зимние подвижные игры»
« Учимся наблюдать за изменениями в природе»
« Витамины детям»
«Профилактика простудных заболеваний в зимний период»
- консультация «Одежда ребенка на зимней прогулке»;
- предложить принести корм для подкормки птиц.
III этап: заключительный.
Цель:
Обобщение и систематизация знаний детей о зимнем времени года и проведение итоговых мероприятий: интеллектуальная игра «КВН» по теме «Загадки зимы» и «Новогодний утренник».
Задачи:
- Закрепить знания детей по данной теме;
- Развивать интерес и желание наблюдать за сезонными изменениями в природе;
- Организовать выставку детских творческих работ;
- Провести конкурс на выразительное чтение стихов о зиме;
- Организовать выставку детской художественной литературы зимней тематики.
- Организовать выставку совместных работ взрослых и детей (из любого материала) «Зимняя сказка»
- Провести итоговые мероприятия: интеллектуальная игра «КВН» по теме «Загадки зимы» и «Новогодний утренник».
Результаты работы над проектом:
- У детей расширились представления о зиме, зимних праздниках, они приобрели новый познавательный опыт; познакомились с произведениями поэтов, писателей и художников на тему зимы; обогатился их словарный запас, дети закрепили правила безопасного поведения на природе.
- У детей формировались навыки исследовательской деятельности, развивались познавательная активность, самостоятельность, творчество, коммуникативные навыки.
- В ходе работы над проектом дети занимались продуктивными видами деятельности: лепкой, рисованием, аппликацией. И дети испытывали разнообразные чувства: радовались красивому изображению, которое создавали сами, огорчались, если что - то не получалось.
- Родители приняли самое активное участие в совместной творческой деятельности с детьми (выставка поделок «Зимняя сказка»).
На выставку было предоставлено 19 необыкновенных поделок, изготовленных родителями совместно с детьми. Здесь были елки из конфет, шишек, из красивых бантов, из макарон, снеговик из стаканчиков, символ года «Овечка» и т. д. Каждая работа была индивидуальна и по – своему хороша. Эта выставка вызвала у детей яркий эмоциональный отклик, оказала стимулирующее воздействие на развитие их творческих способностей. Эта выставка помогла раскрыть таланты: и детей, и взрослых. Проведение творческих конкурсов, по нашим наблюдениям, повышает мотивацию детей к творчеству. И как было трудно выбрать победителя. Каждый ребенок с гордостью рассказывал о своей поделке. Дети были награждены памятными медалями, а родители – грамотами.
- Как итог проектной деятельности, в конце декабря прошли итоговые мероприятия: интеллектуальная игра «КВН» по теме «Загадки зимы» и «Новогодний утренник». Дети отгадали все загадки зимы, рассказали Лунтику об этом удивительном времени года, окунулись в атмосферу волшебства и чудес.
Список использованной литературы:
Соломенникова О.А. Экологическое воспитание в детском саду. Программа и методические рекомендации. – М. Мозаика – Синтез, 2005.
Багрова Л.А. Энциклопедия для детей. Я познаю мир. М.: ТКО «АСТ», 1996.
Скорлупова О.А. Занятия с детьми старшего дошкольного возраста , - М. «Издательство Скрипторий», 2003.
Шпотова Т.В., Кочеткова Е.П. Цвет природы: пособие для воспитателей и родителей по формированию основ экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста. – М. Просвещение, 2005.
Волчкова В.Н., Степанова Н.В. «Конспекты занятий в старшей группе детского сада по экологии»
Воронеж, 2010.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект для старшей группы " Зимушка зима"
Проект для старшей группы " Зимушка зима" в соответствии ФГОС...
Познавательно-исследовательский, творческо-информационный проект в старшей группе «Зимушка-зима!»
Актуальность проекта: Актуальность в том, чтобы сформировать у детей элементарные представления о зимних природных явлениях, забавах, о том, как животные готовятся к зиме, о птицах, зимующих рядо...
Краткосрочный проект в старшей группе «Зимушка — зима»
Все дети любят зиму, но не все задумываются, почему времена года сменяют друг друга, всем ли хорошо зимой, что было бы, если бы зимой не было снега. Предоставить детям возможность в течение двух недел...
Проект в старшей группе "Зимушка-зима"
Проект в старшей группе "Зимушка-зима"...
Проект для старшей группы "Зимушка -зима"
С самого рождения ребёнок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. Для него всё впервые: солнце и дождь, снег и град. Всем хорошо известно, что пятилетних детей...
Краткосрочный проект в старшей группе «Зимушка — зима»
Краткосрочный проект в старшей группе «Зимушка — зима» Тип проекта: информационный, краткосрочный, творческий Участники проекта: воспитатели, дети,...
Среднесрочный проект в старшей группе «Зимушка-зима»
Среднесрочный проект в старшей группе «Зимушка-зима»...