"Материал для проведения логопедического обследования детей младшего дошкольного и раннего возраста"
учебно-методический материал по логопедии (младшая группа)
- бланк речевой карты для детей младшего дошкольного и раннего возраста;
- бланк логопедического обследования детей младшего дошкольного и раннего возраста;
- лист наблюдения.
За основу взяты информационные источники:
- «Психолого-педагогическая диагностика»/Под ред. Стребелевой Е.А., – М.: 1991.;
- Волкова Г.А. «Методика психолого-педагогического обследования детей с нарушениями
речи. Вопросы дифференциальной диагностики.». – Санкт-Петербург: «Детство» – «Пресс», 2005.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
blank_rechevoy_karty_na_rebyonka_rannego_vozrasta.docx | 17.35 КБ |
logopedicheskoe_obsledovanie_rebyonka_mladshego_doshkolnogo_i_rannego_vozrasta.docx | 19.9 КБ |
list_nablyudeniya.docx | 12.04 КБ |
Предварительный просмотр:
Речевая карта
- Дата поступления _______________________________________________________
- Фамилия, имя ребёнка ___________________________________________________
- Дата рождения ребёнка ___________________________________________________
- Речевое заключение (указывается, если оно есть в документе при поступлении) _______________________________________________________________________
- Раннее речевое развитие ребёнка:
- гуление (норма 3-4 месяца) с _____________________________________________
- лепет (норма 5-6 месяцев) с ______________________________________________
- первые слова (норма 1 год) с _____________________________________________
- первые фразы (норма 3 года) с ____________________________________________
- Речевая среда и социальные условия: обращались ли раньше к логопеду? Если – да, длительность, результативность занятий.
- Особенности формирования понимания обращённой речи (укажите с какого возраста):
- знает своё имя (поворачивает голову, улыбается) с _________________________
- различает имена близких людей (поворачивает голову в их сторону, смотрит в глаза, реагирует на вопросы: «Где мама? Где папа?» __________________________
- понимает некоторые простые вопросы («Где ляля? Где киса?») с ______________
- следует словесным указаниям («Да», «Нет», «Можно», «Нельзя») с____________
- выполняет простую одноступенчатую инструкцию («Дай это маме.») с _________
- пытается выполнять словесную инструкцию в два хорошо знакомых действия («Накорми куклу и уложи спать.») с ________________________________________
- Звукопроизношение: произносит ли гласные звуки, слоговую цепочку звуков (из гласных, согласных, прямых слогов), подражает ли звукам домашних животных и птиц, диких животных, насекомых.
- Общее звучание речи: темп (быстрый, медленный), голос (громкий, тихий), дыхание (диафрагмальное, направленный речевой-носовой вдох-выдох).
- Словарный запас:
- в речи присутствует одно слово (существительное);
- в речи присутствуют два слова – существительное, слово-действие, предлоги;
- говорит короткие фразы;
- стал меньше говорить, сильно искажает даже простые слова.
- Особенности развития неречевых форм коммуникации (нужное подчеркнуть):
- просит только жестами и плачем, если необходимо взять игрушку, одеться, пойти гулять, в туалет;
- не смотрит в глаза своему «собеседнику», не кивает головой – «да/нет», машет/не машет ручкой, когда здоровается или прощается – «Привет!», «До свидания!».
- Артикуляционный аппарат: рот, губы (подвижность), зубы (прикус), нёбо (высокое, готическое, норма), язык (подвижность, объём), саливация (норма, гиперсаливация), мышцы языка (находится в полости рта, высунут изо рта), уздечка (норма, длинная, короткая), челюсть (норма, прогения, прогнатия), движения: тонус речевой мускулатуры (норма, повышен, снижен), есть ли деформация органов речевого аппарата.
- Общая моторика – норма, гипер/гипотонус мышц, норма/нарушение координации движений.
- Мелкая моторика – развита в норме/на низком уровне (сформирован правильный захват предмета, разукрашивание (рисование линий, катание шарика из пластилина, игра с кинетическим песком), удержание предмета в руке, действия на вкладывание, накладывание, перекладывание предмета, доставание его из формочки).
- Игровая деятельность
Проявляет ли Ваш ребёнок интерес к игрушкам? Перечислите любимые игрушки и занятия с ними (например, мягкие, музыкальные, погремушки, конструкторы, пирамидки, вкладыши, сортеры, машинки, мячи):
- до 1 года _____________________________________________________________
- в 1,5 года ____________________________________________________________
- в 2 года ______________________________________________________________
- в настоящее время _____________________________________________________
Сколько времени ребёнок самостоятельно играет с игрушками? ________________
Что произносит ребёнок во время игры (нужное подчеркнуть):
- редкие возгласы, активно лепечет, молчит.
- начинают ли формироваться элементы сюжетно-ролевой игры.
- Физический слух (реагирует на громкий, тихий звук, поворачивает голову, не реагирует).
- Социальная адаптация к новым людям, обстановке, детям в детском саду, если посещает детский сад, – норма, привязанность к матери, близким.
- Социально-бытовые навыки (ест с помощью взрослого, пытается есть самостоятельно, держит ложку, умывается, одевается, раздевается с помощью взрослого, самостоятельно).
- Согласны ли Вы дать разрешение на проведение логопедического обследования Вашего ребёнка?
Дата ___________________(подпись)___________________________________________
Учитель-логопед ОРВ: ____________
Предварительный просмотр:
Логопедическое обследование
Ф.И.О. ребёнка ________________________________________________________
Дата рождения ребёнка _________________________________________________
Возраст матери на момент рождения ребёнка________________________________
Возраст отца на момент рождения ребёнка __________________________________
Какой по счёту этот ребёнок в семье _______________________________________
Ребёнок от ___ беременности, от___ родов, родился на ____ недели беременности
Из двойни, тройни (родился I, II, III) ______________________________________
Масса тела при рождении ______, рост при рождении _____.
Протекание беременности:
несовместимость по резус-фактору_________________________________________
токсикоз: 1-я половина, 2-я половина: ______________________________________
травмы, хронические или инфекционные заболевания у матери ________________
_______________________________________________________________________
гипертония/гипотония во время беременности _______________________________
Протекание родов:
стремительные, срочные, преждевременные, затяжные роды ___________________
кесарево сечение ________________________________________________________
обвитие пуповиной ______________________________________________________
асфиксия (белая, синяя) __________________________________________________
родовспоможение (указать какое) __________________________________________
Характер первого крика новорождённого (нужное подчеркнуть):
громкий, пронзительный, хриплый, слабый, не кричал.
Кормление ребёнка (нужное подчеркнуть):
принесли кормить на _____ день;
сосал активно, быстро уставал и засыпал, отказывался брать грудь, кормили сцеженным молоком или другое: _______________________________________________________________________ .
Особенности развития навыков глотания и жевания (нужное подчеркнуть):
выталкивает твёрдую пищу изо рта, вяло жуёт твёрдую пищу, пьёт только из бутылочки, пьёт из чашки только густые жидкости, плохо пьёт из чашки, захлёбывается;
Ребёнок жуёт печенье с _____, ест отварное непротёртое мясо с _____, непротёртые овощи в супе с _____.
Раннее речевое развитие ребёнка:
- гуление с ______________________________________________________________
- лепет с ________________________________________________________________
- первые слова с _________________________________________________________
- первые фразы с ________________________________________________________
Раннее двигательное развитие ребёнка:
Ребёнок стал держать голову с _____, сидеть самостоятельно с _____, ползать с _____, начал стоять с опорой с _____, ходить без поддержки с _____.
Особенности развития неречевых форм коммуникации (нужное подчеркнуть):
просит только жестами и плачем; не смотрит в глаза своему «собеседнику», не кивает головой – «да/нет», не машет ручкой – «до свидания».
Особенности формирования понимания обращённой речи (укажите с какого возраста):
- знает своё имя (реакция на имя) с _________________________________________
- различает имена близких людей (поворачивает голову в их сторону, реагирует на вопросы: «Где мама? Где папа?» с __________________________________________
- понимает некоторые простые вопросы («Где ляля? Где киса?») с _____________
- следует словесным запретам («нет, нельзя») с _______________________________
- выполняет простую инструкцию («Дай это маме.») с _________________________
- пытается выполнять словесную инструкцию в два хорошо знакомых действия («Накорми куклу и уложи спать.») с ________________________________________
Приведите пример такой инструкции, выполняемой Вашим ребёнком без затруднения: ____________________________________________________________
Наращивал словарный запас (нужное подчеркнуть): хорошо, очень медленно, накопление словаря прерывалось, количество слов практически неизменно.
Сейчас (нужное подчеркнуть): говорит отдельные слова, говорит короткие фразы, стал меньше говорить, сильно искажает даже простые слова.
Особенности развития речевого аппарата (рот, губы (подвижность; толстые, тонкие), зубы (прикус; мелкие, крупные, вне дуги, отсутствуют, наклон), нёбо (уплощённое, готическое, расщелина), язык (подвижность; микро-, макроглоссия, состояние подъязычной связки (уздечка) – длинная, короткая), саливация.).
Особенности общего звучания речи (темп – быстрый, медленный). Голос – тихий, громкий, высокий, низкий, сиплый, назальный.
Особенности развития общей моторики (координация движений, ходьба).
Особенности развития мелкой моторики (ведущая рука, рисование, сформированность захвата предмета, умение брать предметы, действия на вкладывание, накладывание, перекладывание предметов).
Особенности формирования навыков самообслуживания (умение одеть и снять одежду, выполнение гигиенических правил (мытьё рук, пользование полотенцем и другие), умение самостоятельно есть, пользоваться ложкой, характер жевания, глотания).
Особенности развития фонематического восприятия (различает ли на слух, сходные по акустике и артикуляции, звуки).
Особенности развития звукопроизношения (какие звуки называет, знает).
Особенности развития слоговой структуры слова (какие слоги произносит, напевает).
Особенности развития навыков звукоподражания (дикие, домашние животные, домашние птицы и другие).
Особенности развития математических представлений (счёт в прямом порядке от 1 до 5).
Особенности развития временных представлений (называет, показывает на сюжетной картинке времена года).
Особенности развития пространственных представлений (показывает правую, левую руку, поднимает-опускает её вверх-вниз).
Особенности развития представления о цвете предмета (какие основные цвета называет, показывает по словесной инструкции, сопоставляет предмет с изображением (красный, жёлтый, зелёный, синий, чёрный)).
Особенности представления о форме предмета (какие основные геометрические фигуры называет, показывает по словесной инструкции, сопоставляет предмет с изображением геометрической фигуры, формы (круг, квадрат, прямоугольник, треугольник, звезда, сердце)).
Особенности игровой деятельности:
Проявляет ли Ваш ребёнок интерес к игрушкам? Перечислите любимые игрушки и занятия с ними (мягкие, деревянные, пластмассовые, звучащие, музыкальные):
до 1 года – ______________________________________________________________
в 1,5 года – _____________________________________________________________
в 2 года – _______________________________________________________________
в 3 года – _______________________________________________________________
в настоящее время – ______________________________________________________
Любимый мультфильм? (отечественные, современные; музыкальные)
Особенности формирования социальной адаптации? (ориентируется легко/трудно к новым людям, предметам окружающей действительности)
Особенности развития эмоционально-волевой сферы (спокойный/беспокойный, капризный, чувствительный, контактный/не контактный, ласковый, добрый, приветливый, агрессивный, раздражительный, возбудимый, отстранённый и другое)
Сколько времени ребёнок самостоятельно играет с игрушками? _______________________________________________________________________
Что произносит ребёнок во время игры? (нужное подчеркнуть): редкие возгласы, активно лепечет, молчит.
Особенности развития физического слуха (норма/не норма).
Особенности развития внимания (устойчивое/неустойчивое), быстро/медленно переключается с одной на другую деятельность, «зависает» на предмете, игрушке или нет, памяти (долговременная/кратковременная).
Занимались ли раньше с учителем-логопедом? Если – да, то со скольки лет? Какой промежуток времени? Занимаетесь ли сейчас с учителем-логопедом?
Посещали ли раньше детский сад, другое образовательное или частное дошкольное учреждение, или Центр социальной реабилитации? Посещаете ли сейчас детский сад, другое образовательное или частное дошкольное учреждение, или Центр социальной реабилитации? Если детский сад, то какого вида (логопедический, комбинированный, компенсирующий), если – Центр социальной реабилитации, то как он называется?
Дата проведения: Учитель-логопед ОРВ (Ф.И.О.):
Предварительный просмотр:
Лист наблюдения
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Общие принципы и рекомендации проведения логопедического обследования детей раннего возраста
В статье раскрыты общие принципы и рекомендации проведения обследования речевого развития детей раннего возраста....
Особенности проведения логопедического обследования детей 2-3 лет
Процедура и этапы логопедического обследования детей 2-3 лет...
Конспект проведения НОД для детей младшего дошкольного возраста на тему "Путешествие в страну игрушек" в рамках тематической недели "Игрушки"
Цель: привести к пониманию свойств воды (жидкая, прозрачная) и ее качеств (чистая, грязная, теплая, холодная). Задачи: Область «Познание»: - Обобщить и уточнить ранее полученные знания о св...
«Психолого-педагогическое обследование детей младшего дошкольного возраста и некоторые аспекты коррекционной работы»
Коррекционная работа с детьми младшего дошкольного возраста...
Конспект проведения НОД для детей младшего дошкольного возраста на тему: «Заюшкина избушка» в рамках тематической недели «Дни доброты и благодарности».
Цель: Формирование у воспитанников первоначальных представлений о доброте. Задачи: 1. Воспитание заботливого отношения к животным, дружелюбного взаимоотношения между детьми. 2. Формирование целостной ...
Карта обследования детей младшего дошкольного возраста с ЗПР.
карта обследования позволяет выявить уровень развития ребенка лодшего дошкольного возраста....
Методическая подборка материала для проведения праздника «Масленица» в младшей дошкольной группе
Методическая подборка материала для проведения праздника «Масленица» в младшей дошкольной группе...