Карта обследования детей младшего дошкольного возраста с ЗПР.
учебно-методический материал (младшая группа)

Наумова Родика Радионовна

карта обследования позволяет выявить уровень развития ребенка лодшего дошкольного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл диагностический материал29.87 КБ

Предварительный просмотр:

«ПРИНЯТО»

На педагогическом совете

Протокол № 1 от «30» августа 2018 г.                

«УТВЕРЖДЕНО»  

 

Директор ГБОУ школа № 69

___________Е.А. Ткачев

Приказ №        от «     » сентября 2018 г.

Карта обследования ребенка с задержкой психического развития

младшего дошкольного возраста

Пояснительная записка

Данная карта обследования предназначена для обследования детей дошкольного возраста с задержкой психического развития.

Карта предусматривает различный уровень сложности заданий в зависимости от возраста ребенка.

В процессе исследования учитель - дефектолог использует различные методы: изучение педагогической документации, наблюдение, беседа, совместная игровая деятельность с ребенком, игровые упражнения.

Для обследования используются предметы (различной величины, формы, цвета), игрушки, дидактические игры, картинки, пазлы, разрезные картинки, речевой материал.

Время обследования ребенка специалистом составляет не более 15-20 минут ежедневно.

Анализ полученных результатов обследования позволяет установить этиологию нарушений, уточнить симптоматику, а также механизмы нарушений психических функций.

Карта обследования позволяет:

 -определив проблемные стороны  в развитии дошкольника, разработать индивидуальный маршрут сопровождения ребенка в дошкольной организации;

-организовать дифференцированную и целенаправленную коррекционно- развивающую работу с каждым конкретным ребенком по его выравниванию, объединив усилия всех специалистов ДОУ;

-наладить более успешное педагогическое сотрудничество с родителями воспитанников.

Фамилия, имя ребенка____________________________________________________________
Дата рождения________________________________________________________________
Домашний адрес______________________________________________________________
__________________________________________________________________
Из какого д/с поступил_________________________________________________________
Дата поступления в группу______________________________________________________
Решение медико–педагогической комиссии от_____________________________________
ПРОТОКОЛ № _____________ ПРИНЯТ на срок___________________________________
                                     

Заключение  медико-педагогической комиссии

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Дата заполнения карты_____________________________________________________________
Дефектолог___________________________________________________________________
Заведующая спец д/с________________________________________________________________
Решением РМПК от________________________________________________________________

выпускается с_________________________________________________________________
Члены РМПК (фамилии логопедов, место работы)____________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
                                                           

                                                                Анамнез
Сведения о родителях__________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________


                                                             
Речевой анамнез
Первые слова (с какого возраста)_________________________________________________

Первые фразы (с какого возраста) ________________________________________________
Прерывалось ли речевое развитие________________________________________________

ПСИХОЛОГО - ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБСЛЕДОВАНИЕ

  1. ИССЛЕДОВАНИЕ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ


  При наблюдении за игрой отметить:

  1. наличие интереса к игрушкам, игровые предпочтения _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
  2. Адекватен ли выбор игрушек (кукла-одежда, машина, кубики, кирпичики) __________________________________________________________________________
  3. Умение воспроизводить в игре ряд последовательных действий (покорми куклу, прокати машинку) _______________________________________________________________
  4.  Наличие волевых усилий (доводит ли игру до конца) ______________________________________________________________________________________________________________________________
  5. Сопровождает ли игру речью _______________________________________________________________
  6.  Характер игровой деятельности ребенка ( манипулирование с предметами, игры с воображаемыми предметами, конструктивные игры, сюжетные игры, сюжетно- ролевые игры) _______________________________________________________________

     II. Исследование психических процессов

  1. Особенности внимания (устойчивое, неустойчивое) _________________________
  2. Состояние слухового внимания :

     а)  дифференциация звучащих игрушек _____________________________________________________________

     б) определение направления звучания игрушки _____________________________________________________________

     в)  дифференциация музыкальных инструментов (с 3-х лет) (барабан, дудочка) _______________________________________________________________________

1-е задание- при соотнесении с инструментом выполняет соответствующие действия (звучит барабан- шагать, дудочка- кружиться)________________________

 2-е задание- то же без зрительного соотнесения (инструменты за ширмой)________________________________________________________________

  1. Исследование зрительного восприятия

а) узнавание реальных предметов____________________________________________________

б) узнавание предметов на картинке_______________________________________________________

в) выделение основных деталей предметов (кукла- части тела, лица, рубашка- рукава, карман, пуговицы и т.п. _____________________________________________________________

г) Восприятие величины (не соотносит, соотносит, соотносит и обозначает словом) самый большой, самый маленький _____________________________________________________________

1- е задание- разобрать матрешку и поставить в ряд по величине_____________________________________________________

2- е задание- собрать матрешку_____________________________________________________

д) Восприятие цвета- ( не соотносит, соотносит, соотносит и обозначает словом)____________________________________________________________________________________________________________________

         е) Восприятие формы (с 3 лет) Различение геометрических форм - подобрать картинку к образу

_____________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Исследование зрительно- пространственного  гнозиса и праксиса

а) ориентировка в пространстве (вверху- внизу, впереди-сзади)________________________________________________________

б) складывание разрезных картинок (из 2-3 частей) ____________________________________________________________

в)  кубики «горка» _____________________________________________________________

г) складывание фигур из палочек по образцу (2-4 палочки) (с 3- лет)__________________________________________________________

  1. Особенности памяти (какой игрушки не стало – из 3-х предметов) _______________________________________________________________________
  2. Особенности мышления

а) Наглядно действенное (достать мяч со шкафа, достать кубик из коробочки)_____________________________________________________________

б) способность к обобщению. Выбрать из множества картинку на  заданную тему (игрушки, посуда, одежда)__________________________________________

в) классификация предметов (с 3-х лет)  Положить картинку к соответствующей логической группе. Две группы картинок по темам «Одежда» и «Посуда» ( ребенку даны игрушки- платье, чашка) __________________________________________________________________________________________________________________________

  1.  Развитие  элементарных математических представлений (с 3- х лет)

а) один- много _____________________________________________________________

б) счет от 1 до 3 _____________________________________________________________

в) соотнесение заданного количества с количеством пальцев на руке

(1-3)___________________________________________________________________

г) выделение из множества по образцу , по показу и слову ( 1,2-х, предметов)_____________________________________________________________

д) больше- меньше, одинаково _____________________________________________________________

  1. Состояние ручной моторики ( нормальная моторика, нарушения моторики)

           а) какой руке отдает предпочтение ( правой, левой, одинаково пользуется обеими руками )______________________________________________________________

          б) сформированность навыков самообслуживания__________________________

в) сформированность навыков конструирования, лепки, рисования______________________________________________________________

3-4 года – расстегивание, застегивание пуговиц, умение держать карандаш, рисование горизонтальных и вертикальных  линий; рисование круга, тела человека, складывание крупной мозаики.

III. Состояние эмоционально- личностной сферы ребенка

  1. Коммуникативные особенности ребенка (легко вступает в контакт, инициативен, или пассивен в общении, общение неустойчивое, наблюдается избирательное общение, избирательный негативизм)_______________________________________

  1. Эмоциональный статус (преимущественное состояние эмоций - радостное, тревожное, аффективное и др.) _______________________________________________________
  2. Наличие познавательного интереса к окружающему _____________________________________________________________

  1. Сформированность целенаправленной деятельности___________________________________________________________

  1. Межличностные отношения_______________________________________________

а) со взрослыми____________________________________________________

б) со сверстниками_________________________________________________

в) адаптация в коллективе_________________________________________________

IV. Обследование речи

1)Пассивный словарь

      а) понимание конкретных существительных (показать по словесной инструкции дефектолога- предметы, части предметов части тела ит.п.)______________________________________________________________

       б) понимание обобщающих слов ( с 3-х лет) _______________________________________________________________

(выбрать предметы  или картинки по темам «игрушки», «посуда», «одежда»)

        в) понимание действий __________________________________________________________________

- покажи, где девочка спит, играет, рисует, ест и т.п. (на картинках)

- выполнить поручения по речевой инструкции (дай куклу, покорми куклу, посади куклу)

2) Исследование  лексики и грамматического строя экспрессивной речи

1. Общая характеристика речи (есть речь, или отсутствует, лепетная речь, речь отдельными словами, фразовая речь).__________________________________________

2. Активный словарь (существительные, глаголы, прилагательные)___________________________________________________________________________________________________________________________________________

Заключение дефектолога по результатам обследования__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

-


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Речевая карта обследования детей 4-7 лет с Общим недоразвитием речи Обуховой Н.В.

Удобно, быстро  оформлять ( многие графы уже заполнены и нужно только  подчеркнуть необходимое) . Удобно  сравнивать динамику  развития  ребенка  по всем  диагностир...

Авторская мультимедийная игра "Найди ошибку в сказочной картинке" для детей младшего дошкольного возраста

Моя мультимедийная игра направлена на закрепление младшими дошкольниками знаний о русских народных сказках, умение находить на картинке несоответствие содержанию сказки, развитие связной речи....

Речевая карта для обследования детей старшего дошкольного возраста

В данной речевой карте представлены пункты для обследования разных сторон речи, чтобы в результате обследования ребенка иметь полную картину о состоянии его речи и дать грамотное заключение....

Карта обследования речи ребенка дошкольного возраста.

Авторы- составители: Зубарева Екатерина Евгеньевна, Лаура Светлана Константиновна...

Обследование состояния развития речи детей младшего дошкольного возраста

Цель обследования - выявление уровня речевого развития каждого ребёнка на начало и конец учебного года....

Методика обследования речи детей дошкольного возраста (от 4 до 7 лет), имеющих общее недоразвитие речи (приложение к карте обследования детей с общим недоразвитием речи от 4 до 7 лет)

Перед  учителем-логопедом  дошкольного образовательного учреждения компенсирующего вида  стоит задача осуществить обоснованный дифференциальный подход к каждому ребенку с общим недоразв...