Особенности проведения логопедического обследования детей 2-3 лет
методическая разработка по логопедии по теме

Утянова Людмила Вячеславовна

Процедура и этапы логопедического обследования детей  2-3 лет

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_office_word.docx15.3 КБ

Предварительный просмотр:

Особенности проведения логопедического обследования детей  2-3 лет

Нарушение предпосылок формирования речи у детей раннего возраста -это, как правило, следствие поражения центральной нервной системы различного генеза, а также следствие сочетания различных неблагоприятных факторов: биологических, социальных. Вредные факторы, воздействующие на мозг в период его интенсивного развития, приводят к задержке развития. Однако обследование доречевого развития ребенка раннего возраста нередко представляет большие трудности, обусловленные физиологической незрелостью нервной системы, эволюционно-возрастными особенностями развивающегося мозга.

Раннее выявление различных отклонений в формировании речи позволит начать коррекционную работу и таким образом даст возможность скомпенсировать первичный дефект и предотвратить вторичные отклонения в развитии речи в более позднем возрасте.

Предлагаемая методика логопедического обследования основывается на схеме системного развития нормальной детской речи, составленной Н. С. Жуковой по фактическим материалам книги А. Н. Гвоздева «Вопросы изучения детской речи» (1961),  а также на диагностике нервно-психического развития детей 2-го и 3-го годов жизни, составленной К. Л. Печорой и Г. В. Пантюхиной (1979).

Перед началом обследования необходимо точно установить дату рождения ребенка, так как первоначально предлагаются задания из того возрастного периода, который соответствует его фактическому возрасту. Если возраст ребенка оказывается между двумя возрастными периодами, то исходными являются задания для ближайшего младшего периода. После предъявления ребенку всех заданий из исходного возрастного периода и оценки их выполнения в зависимости от полученных результатов переходят к заданиям либо из более старшего возрастного периода, либо из более младшего возрастного периода. За нормальное развитие ребенка 2-го года жизни принимается формирование речи в пределах одного квартала: 1 год 1 мес. — 1 год 3 мес. 1 год 4 мес. — 1 год 6 мес. 1 год 7 мес. — 1 год 9 мес. 1 год 10 мес. — 2 года, а на 3-м году — в пределах полугодия: 2 года I мес. — 2 года 6 мес. 2 года 7 мес. — 3 года.

Логопедическое обследование включает в себя сбор данных о раннем доречевом развитии, предречевом и речевом развитии ребенка до момента обследования (анализ выписок из истории развития, анализ этапного эпикриза в истории развития и др.). Далее отмечаются особенности строения черепа, лица, наличие или отсутствие черепно-лицевых асимметрий при различных эмоциональных состояниях ребенка: во время смеха, крика, плача, нахмуривания. зажмуривания . Отмечается сформированность произвольных движений в мимической мускулатуре: умение нахмуриться, поднять брови, надуть щеки.

Обследование артикуляционного аппарата включает в себя оценку особенностей строения артикуляционных органов, непроизвольных движений органов артикуляции во время еды (откусывание, жевание, глотание), при мимических и речевых реакциях, во время бодрствования, игры, формирования уровня произвольных движений (по показу и слову с 1 года 6 мес).

Мышечный тонус в органах артикуляции оценивается совместно логопедом и врачом-невропатологом.

Далее в логопедическом обследовании отмечаются особенности дыхательной системы ребенка, особенности общего звучания речи и голоса.

Следующим этапом обследования ребенка 2-го и 3-го годов жизни является обследование сформированности понимания речи. На 2-м году жизни у него совершенствуются понимание речи, функция обобщения, расширяется понятийный словарь, интенсивнее развиваются связи между предметами, действиями и их словесными обозначениями. С 1 года 6 мес он начинает понимать речь взрослого, не подкрепленную ситуацией.

На 3-м году существенно меняется понимание речи окружающих: ребенок начинает понимать временные отношения. С ним можно говорить не только о данном моменте, но и о прошлом (что произошло вчера, что собирали летом в лесу, как украшали елку) и будущем ( куда он пойдет завтра, что будет делать на прогулке). Он может понять события в рассказе взрослого, которые он сам не воспринимал. Ребенок начинает понимать некоторые грамматические отношения: предложно-падежные отношения, суффиксальные отношения, префиксальные отношения, а также некоторые категории имени существительного, глагола, прилагательного.

В разделе «Активная речь» отмечается возрастная сформированность лсксико-грамматической стороны речи, усвоение частей речи, формирование слоговой структуры слов и звуковой стороны речи.

Важное значение для развития речи имеет уровень сформированности слухового внимания и фонематического слуха.

Для обследования слухового внимания проводят специальные игры: «Угадай, что звучит». «Угадай, кто тебя позвал».

При обследовании фонематического слуха проверяют умение различать и узнавать близкие по звучанию слова.

В разделе «Мелкая моторика рук» отмечают аномалии строения рук, положения пальцев кисти руки, движения пронации — супинации кисти руки, формирование дифференциальных захватов и противопоставление пальцев рук. Логопедическое обследование завершается анализом полученных данных в форме заключения.

Мы выделяем нормальное развитие ребенка и развитие с опережением на один-два эпикризных срока (один-два квартала, полугодия), что является физиологической нормой, развитие с опережением на три и более эпикризных срока (три квартала и более) и отставание в развитии.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Общие принципы и рекомендации проведения логопедического обследования детей раннего возраста

В статье раскрыты общие принципы и рекомендации проведения обследования речевого развития детей раннего возраста....

Особенности проведения логопедических занятий с детьми, имеющими ММД

В данном материале даны методические рекомендации по организации и проведению работы с детьми логопедических групп, имеющими ММД, представлен конспект занятия, включающий группы упражнений, ...

ЛОГОПЕДИЧЕСКОЕ ОБСЛЕДОВАНИЕ РЕБЁНКА С ДИЗАРТРИЕЙ (вариант карты обследования)

Удобный вариант карты для обследования ребенка с дизартрией....

Методические рекомендации к проведению логопедического обследования речи неговорящих детей 3-4 лет

Дети 3-4 лет с грубым недоразвитием речи имеют крайне ограниченный активный словарный запас, основными средствами общения у них становятся жестовые знаки, мимика, интонация и лепетные формы слов....

«Особенности логопедического обследования детей с умственной отсталостью»

     F70  -Умственная отсталость легкой степениОриентировочный IQ составляет 50-69F71   - Умственная отсталость умереннаяОриентировочный IQ колеблется от 35 до 49F...

Презентация для учителей-логопедов "Особенности логопедического обследования при заикании".

ull;Симптомы заикания;•Классификация заикания;•Причины заикания;•Понятие;Обследование при заикании...