Методика и рекомендации по проведению психологического обследования детей старшего дошкольного возраста с ЗПР
консультация по коррекционной педагогике

Котина Наталья Александровна

Методика и рекомендации по проведению психологического обследования детей старшего дошкольного возраста с ЗПР

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodiki_diagnostiki_detey_s_zpr_i_rekomendatsii.docx40.41 КБ

Предварительный просмотр:

Методики и рекомендации по проведению психологического обследования детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития

Красное сердце

Цель: определение уровня осведомлённости детей в окружающем мире (о себе и своей семье, предметный мир, общество и природа).
Материал: Вопросы, разработанные для исследования кругозора.
Диагностическая беседа.
О себе и своей семье:
- Как тебя зовут?
- Фамилия, отчество?
- Ты девочка или мальчик?
- Кем ты будешь, когда вырастешь?
- Как ты узнаёшь девочку, мальчика?
- Где ты живёшь?
- С кем ты живёшь?
- Кто ещё есть в твоей семье?
- Как зовут маму, папу?
- Твой брат (сестра) кто твоей маме?
- Кто ты для бабушки?
- Покажи правую руку, ногу, глаз.
- Какая это рука?
- Что на твоём лице есть по два?
- А только один?
Предметный мир и общество:
В беседе могут быть использованы иллюстрационные материалы.
- Что на картинках относится к посуде, мебели?
- Какие у тебя есть игрушки?
- Для чего нужна обувь?
- Кем и где работают мама и папа?
- Кто водит машину?
- Кто учит детей?
- Что делает на работе врач, повар?
- Из чего сделаны эти предметы? (демонстрируются игрушки и предметы из дерева, стекла, железа, резины, бумаги).
+ к 6 - 7 годам
- Назови предметы одежды, которые та надеваешь зимой, летом? Почему?
- Какие виды транспорта ты знаешь?
- Назови наземный (водный, воздушный) транспорт?
- Кто президент России?
- Кто защищает нашу страну?
Природа:
- Что нарисовано на картинке? (овощи и фрукты).
- Как назвать это одним словом?
- Где растут овощи, фрукты?
- Какой на вкус яблоко, лимон?
- Какие фрукты на вкус сладкие?
- Что есть у дерева?
- Какие животные живут в лесу?
- Кто зимой в лесу спит?
- Кто живёт в дупле?
- Какие животные называются домашними?
- Назови детёнышей собаки, кошки?
- У кого медвежонок, волчонок?
- В какое время года бывает листопад, снегопад?
- Какие птицы остаются зимовать вместе с нами?
- Назови домашних птиц?
Обработка результатов по особенностям в представлениях об окружающем:
0 баллов - Ребёнок не принимает задачу, не отвечает на вопросы (соответствует показателям предыдущих возрастных периодов).
1 балл - Ребёнок затрудняется в ответах на большинство вопросов даже со значительной подсказкой взрослого.
2 балла - Ребёнок даёт ответ на вопрос только с помощью дополнительных наводящих вопросов педагога. Полностью информацией не владеет.
3 балла - Ребёнок отвечает на вопросы со значительной обучающей помощью: взрослый расширяет, уточняет свой вопрос, объясняет значение некоторых понятий.
4 балла - Ребёнок отвечает на вопросы со стимулирующей и незначительной обучающей помощью: подумай внимательно; ты уверен? подумай ещё раз. Наводящие вопросы.
5 баллов - Ребёнок сразу принимает задачу; на все вопросы отвечает правильно; помощь взрослого не требуется.
Характеристика показателей:
Навык не сформирован - Представления об окружающем отрывочны и бессистемны. Может назвать своё имя, показать на картинке зиму, лето. Ребёнок может затрудняться в ответах и даже со значительными подсказками взрослого. Часто не отвечает на вопросы. Помощь педагога не принимает.
Навык на стадии формирования - Представления о мире ограничены непосредственно окружающим. Знает своё имя. Может назвать фамилию, возраст, имена родителей, имена братьев и сестёр. Называет любимые игрушки и игры.
С помощью взрослых может отнести предметы к родовым понятиям (мебель, посуда, одежда, обувь, головные уборы).
Способен совместно со взрослым отмечать сезонные изменения в природе. Узнаёт по картинкам и может называть времена года. Может называть 2-3 вида овощей, фруктов, ягод, и отнести к обобщающим понятиям. Путает диких и домашних животных, овощи и фрукты. Может назвать чем занимаются родители на работе. Затрудняется в определении правой и левой руки, ноги.
Навык практически сформирован - Может назвать своё имя и фамилию, свой возраст, имена и отчества родителей, имена братьев и сестёр. Называет любимые игрушки и игры. Достаточно конкретны знания о предметах домашнего обихода (мебели, посуде, одежде, обуви, головных уборах).

Красное сердце

Способен наблюдать за сезонными изменениями в природе; различать и правильно называть состояние погоды. Узнаёт и правильно называет времена года по их отличительным признакам в природе и на картинках. Правильно называет 3-5 видов овощей, фруктов, ягод, может отнести к обобщающим понятиям. Сформированы представления о насекомых, птицах, диких и домашних животных. Знаком с трудом родителей: где и кем работают родители, что они делают на работе. Имеет представление об особенностях работы почтальона, водителя, продавца, врача, и тд.
Различает правую и левую руку, ногу, правую и левую сторону тела и лица человека.
Норма - Сформированы достаточно конкретные представления об окружающем мире. Знает своё имя и фамилию, свой возраст, имена и отчества родителей, имена братьев и сестёр. Называет любимые игрушки и игры. Достаточно конкретны знания о предметах домашнего обихода (мебели, посуде, одежде, обуви, головных уборах). Способен наблюдать за сезонными изменениями в природе; различать и правильно называть состояние погоды. Узнаёт и правильно называет времена года по их отличительным признакам в природе и на картинках. Правильно называет 3-5 видов овощей, фруктов, ягод, умеет отнести к обобщающим понятиям. Сформированы представления о насекомых, птицах, диких и домашних животных. Знаком с трудом родителей: где и кем работают родители, что они делают на работе. Имеет представление об особенностях работы почтальона, водителя, продавца, врача, и тд.
Различает правую и левую руку, ногу, правую и левую сторону тела и лица человека.

Красное сердце

Количественный счёт
Цель: Выяснение возможности пользоваться количественным счётом. Материал: набор счётного материала (кубики, мячики, предметные картинки). Инструкция: «Посчитай кубики. Сколько всего?»
Ход выполнения задания: После инструкции педагога ребёнок пересчитывает предметы, отвечает, сколько всего.
Обратный счёт
Цель: Выяснение возможности пользоваться обратным счётом.
Материал: набор счётного материала (кубики, мячики, предметные картинки). Инструкция:  «Посчитай кубики. Сколько всего?» «Посчитай их в обратном направлении, начиная с последнего.
Ход выполнения задания: После инструкции педагога ребёнок пересчитывает предметы в обратном порядке.
Порядковый счёт
Цель: Выяснение возможности пользоваться порядковым счётом. Материал: набор счётного материала (зайчики, белочки).
Инструкция: «Посчитай по порядку зайчиков» «Какой по счёту?»
 
Сравнение количества предметов с использованием счёта.
Цель: Определение уровня сформированности операций сравнения двух групп предметов по количеству с использованием счёта.
Материал: набор счётного материала (ёжики, грибочки).
Инструкция: «Сосчитай, сколько ёжиков? Сколько грибочков? Скажи, чего больше (меньше)?» «Как сделать, чтобы их стало поровну?»
Ход выполнения задания: Педагог выкладывает две группы предметов (в каждой группе не более пяти). Предложить ребёнку сосчитать предметы и уравнять их.
Состав числа из двух меньших.
Цель: Определение сформированности умения составлять числа первого десятка из двух меньших.
Материал: набор цифр
Инструкция: «Возьми такие две цифры, чтобы вместе они составляли число 4 (6, 7)».
Решение задач.
Цель: Определять умение составлять и решать задачи в одно действие на сложение и вычитание, пользоваться цифрами и арифметическими знаками (=,-, +).
Материал: набор цифр, знаки (=,-, +), набор счётных палочек.
Инструкция: «Реши задачу: У Маши было 2 яблока, у настии 3. Сколько всего было яблок у девочек?». «Реши задачу: На тарелке лежало 8 конфет, 5 из них Даша съела. Сколько конфет осталось на тарелке?».
Знание цифр.
Цель: Определять умение соотносить цифру с количеством предметов. Материал: набор цифр, картинки с разным количеством предметов.
Инструкция: «Подбери к каждой картинке цифру». «Подбери к цифре, соответствующую картинку».
Размер предметов.
Цель: Определение умения сравнивать, измерять величину, длину, ширину, высоту, толщину предметов. При размещении их в ряд в порядке возрастания (убывания) размера (длины, ширины, толщины, высоты).
Материал: Набор из 7 деревьев, отличающихся по высоте. Набор из 7 квадратов, отличающихся по величине. Набор из 7 ленточек, отличающихся по длине. Набор из 7 шарфиков, отличающихся по ширине.
Инструкция: «Разложи деревья (квадраты, ленточки, шарфики) так, чтобы первым стоял самое высокое (большой, длинная, широкий) дерево, потом ниже, а в конце самое низкое».
Ход выполнения задания: Ребёнок самостоятельно выкладывает картинки разной величины. Если ребёнок не справляется с заданием, предлагаются различные виды помощи.
Временные представления.
Цель: Определение уровня сформированности умения называть последовательно времена года и части суток, а также текущее время года и часть суток.
Инструкция: «Какое сейчас время года?»; Назови по порядку времена года, начиная с осени.»; «Какая сейчас часть суток?»; Назови по порядку части суток, начиная с утра».
Ход выполнения задания: Ребёнок самостоятельно выкладывает картинки разной величины. Если ребёнок не справляется с заданием, предлагаются различные виды помощи.
Обработка результатов по развитию элементарных математических представлений. 
5 баллов - ребёнок сразу принимает задачу; задание выполняет самостоятельно, без затруднений (Соответствует высокому уровню возрастной нормы).
4 балла – ребёнок выполняет задание с незначительной стимулирующей и обучающей помощью: посмотри внимательно; мне кажется, что есть ошибка, проверь, правильно ли ты выполнил, после стимуляции ребёнок выполняет задание с незначительными ошибками. (Соответствует среднему уровню возрастной нормы).

Красное сердце

3 балла - ребёнок выполняет задание со значительной обучающей помощью, только после дополнительного объяснения и показа справляется с основными заданиями. (Соответствует низкому уровню возрастной нормы).
2 балла – ребёнок принимает задания, но теряет цель его выполнения, даже после значительной обучающей помощи допускает существенные ошибки. (Соответствует среднему уровню предыдущего возрастного периода).
1 балл – ребёнок пассивен, не принимает задачу или выполняет задание только совместно с педагогом, или «рука в руке». (Соответствует низкому уровню возрастного периода).
0 баллов - Не проявляет интереса к заданию, отказывается от выполнения заданий, действует хаотично, неадекватно использует предлагаемый материал. Помощь не принимает. (Соответствует низким показателям предыдущих возрастных периодов).

Характеристика показателей:
Навык не сформирован (0 - 19 баллов) - Владеет прямым счетом в пределах 5, испытывает трудности в прямом, обратном и порядковым счётом в пределах 10. Цифры путает. При сравнении предметов по величине находит самый большой и самый маленький (самый высокий - самый низкий, самый широкий - самый узкий, самый длинный - самый короткий). Пространственные представления не сформированы. Может показать на картинках лето, зиму.
Навык находится на стадии формирования (20 - 39 баллов) - Владеет прямым счетом в пределах 10, может допускать ошибки при обратном и порядковом счете. Затрудняется в отсчитывании предметов по просьбе взрослого. Знает цифры, но при обозначении количества предметов числом и цифрой допускает ошибки, при подборе к цифре необходимого количества предметов испытывает трудности, затрудняется в назывании предыдущего и последующего числа. Затрудняется в использовании терминологии обозначающей величину предметов (узкий – широкий, длинный – короткий, высокий - низкий). Путает правую и левую стороны тела, затрудняется в пространственной ориентировке относительно себя (справа – слева) и ориентировки относительно другого предмета.
Навык практически сформирован (40 - 59 баллов) - Владеет прямым и обратным и порядковым счетом в пределах 10. Знает цифры, умеет обозначать количество предметов числом и цифрой, подбирать к цифре необходимое количество предметов. Может испытывать затруднения в составлении числа из двух меньших чисел, но при помощи справляется. Сравнивает предметы по величине. Сформированы представления о временах года, знает названия месяцев, может путать последовательность дней недели. Испытывает трудности в ориентировке относительно других предметов.
Норма (60 - 65 баллов) - Владеет прямым, обратным и порядковым счетом в пределах 10. Сформированы количественные представления – знает цифры, умеет обозначать количество предметом числом и цифрой, подбирать к цифре необходимое количество предметов. Знает какое число идет до и после заданного числа, умеет считать в пределах заданных чисел. На глаз определяет размер предмета, длину ленты, ширину полоски, высоту дерева. Сформированы представления о временах года, знает названия месяцев, последовательность дней недели. Свободно ориентируется в пространстве: в направлении движения, в определении расположения предметов в помещении, в пространственных отношениях между собой и предметами, а также между самими предметами.

Красное сердце

"Дорожки"
Цель: Выявить умение выполнять чёткие движения в условиях ограниченного пространства.
Материал: лист нелинованной бумаги, на которой изображены две дорожки - прямая и ломанная, простой карандаш.
Инструкция: "Проведи линию посередине дорожки, не отрывая карандаша от бумаги. Постарайся не выезжать за края дорожки».
Ход выполнения задания: ребёнок самостоятельно рисует линии на ограниченной поверхности.
Обработка результатов:
5 баллов - проводит чёткие линии в заданном направлении;
4 балла - с незначительной стимулирующей помощью проводит линию в заданном направлении, линия нечёткая, приближается к обозначенным границам дорожек, но при словесной регуляции взрослым выравнивает направление линии.
3 балла - иногда сбивается в направлении линии внутри дорожек, линия периодически выходит за обозначенные границы.
2 балла - Постоянно сбивается в направлении линии, линия на всем протяжении дорожки выходит за обозначенные границы.
1 балл - выполняет задание совместно со взрослым, "рука в руке"; 0 баллов - ребёнок не принимает задачу, действует хаотично.
"Дождик"
Цель: Выявить умение выполнять движения в заданном направлении.
Материал: лист бумаги, в верхней части листа изображено облако, в котором нарисованы капельки дождя, в нижней части - лужа на земле, простой карандаш.
Инструкция: "Проведи прямые линии так, чтобы каждая капелька попала в лужу». Ход выполнения задания: ребёнок рисует прямые линии, необходимой длины и направления.
Обработка результатов:
5 баллов - проводит чёткие линии в заданном направлении;
4 балла - с незначительной стимулирующей помощью проводит линию в заданном направлении, линия нечёткая,
3 балла - иногда сбивается в направлении линии
2 балла - постоянно сбивается в направлении линии,
1 балл - выполняет задание совместно со взрослым, "рука в руке"; 0 баллов - ребёнок не принимает задачу, действует хаотично.
"Штриховка"
Цель: Выявить уровень сформированности навыка штриховки и умение выполнять ритмический рисунок.
Материал: изображённые на листе бумаги прямоугольник и овал.
Инструкция: "Заштрихуй фигурку прямыми линиями, не выходя за её контуры».
Ход выполнения задания: ребёнок раскрашивает изображение, ограниченные контуром, нанося размашистые линии в разных направлениях с лёгким продвижением вниз или в сторону.
Обработка результатов:
5 баллов - штрихует; не выходя за контуры фигур, при этом выдерживает заданное направление штриховки;
4 балла - При штриховке не выходит за контуры, заданное направление штриховки периодически нарушает;
3 балла - штрихует, частично выходя за контур фигур, заданное направление штриховки нарушает постоянно;
2 балла - постоянно заезжает за границы, нарушает заданное направление штриховки, даже при параллельном выполнении задания со взрослым;
1 балл - штрихует вне зависимости от предполагаемых границ рисунка, 0 баллов - ребёнок не принимает задачу, действует хаотично
"Соедини по точкам"
Цель: Выявить уровень воспроизводить рисунки по точкам, не нарушая целостности изображения.
Материал: Лист бумаги, на котором точками изображено яблоко. Простой карандаш. Инструкция: "Соедини точки одной линией, старайся не отрывать карандаш от бумаги».
Ход выполнения задания: ребёнок обводит. Обработка результатов:
5 баллов - точно воспроизводит изображения по точкам, не выходя за границы; 4 балла - Обводит рисунок по контуру и воспроизводит изображения по точкам,
3 балла - обводит рисунок по контуру и воспроизводит изображения по точкам, периодически "заходя" за их границы, допуская отрыв карандаша от бумаги;
2 балла - изображения по точкам, выходя за их границы на всем изображении; 1 балл - по точкам рисунок не воспроизводит;
0 баллов - ребёнок не принимает задачу, действует хаотично.

"Дорисуй картинку"
Цель: Выявить способность ребёнка дорисовывать несложный сюжетный рисунок, решая элементарные практические задачи графическим способом.

Красное сердце

Материал: Лист бумаги, на котором изображён сюжетный рисунок - в центре листа нарисована левая половина ёлки, справа от неё нарисован гриб, слева от неё - части гриба (шляпка, рядом ножка).
Инструкция: "Посмотри внимательно на рисунок: художник начал рисовать картинку, но не закончил её, дорисуй картинку».
Ход выполнения задания: ребёнок дорисовывает изображение. Обработка результатов:
5 баллов - дополняет недостающие детали в картинке, дорисовывает изображения, ориентируется в строке.
4 балла - дополняет рисунок, допуская незначительные ошибки; в целом выделяет в изображении графического бордюра отдельные элементы,
3 балла - Дополняет недостающие детали при значительной обучающей помощи взрослого и анализа образа, допуская значительные ошибки;
2 балла - повторяет лишь самые простые элементы рисунка; при анализе изображения отдельных элементов отмечаются значительные трудности, даже при обучающей помощи педагога;
1 балл - ребёнок не повторяет даже элементарных фрагментов рисунка; 0 баллов - ребёнок не принимает задачу, действует хаотично.
"Графический диктант" (В.В.Давыдов).
Цель: Выявить уровень восприятия и воспроизведения ритмичных упражнений в письме, умения проводить анализ и синтез простого изображения, способность ориентироваться в клетке.
Материал: лист бумаги в клетку, в начале строки стоит точка. Простой карандаш. Инструкция: "Поставь карандаш на отмеченную точку. Сейчас я буду говорить, куда надо вести карандаш по линии клеточки - вверх и вниз, вправо и влево. Слушай внимательно: одну клеточку вверх, вправо, вниз, вправо, вверх, вправо, вниз, вправо. Продолжи рисунок сам по образцу».
Ход выполнения задания: ребёнок воспроизводит изображение, ориентируясь на указания педагога.
Обработка результатов:
5 баллов - выполняет ритмический рисунок, ориентируется в строке.
4 балла - при воспроизведении ритма рисунка отмечаются незначительные отклонения.
3 балла - отмечаются значительные отклонения
2 балла - воспроизводит ритм графического рисунка со значительными отклонениями, параллельно выполняя задание со взрослым;
1 балл - воспроизводит ритм графического рисунка, , выполняя задание совместно со взрослым, "рука в руке", после подробного анализа рисунка взрослым.
0 баллов - ребёнок не принимает задачу, действует хаотично.
Характеристика показателей:
Навык не сформирован (0 - 6 баллов) - ребёнок выполняет задание совместно со взрослым, "рука в руке"; штрихует вне зависимости от предполагаемых границ рисунка, заданный ритмический рисунок не воспроизводит рисунок по контуру, постоянно отрывая карандаш от бумаги по точкам рисунок не воспроизводит; при воспроизведении изображения с опорой на образец ребёнок не повторяет даже элементарных фрагментов рисунка; воспроизводит ритм графического рисунка, , выполняя задание совместно со взрослым, "рука в руке", после подробного анализа рисунка взрослым. Возможно ребёнок не принимает задачу, может действовать хаотично.
Навык находится на стадии формирования (7 - 13 баллов) - Поэтапно выполняет задание параллельно с показом взрослого. Может сбиваться в направлении линии, линия выходит за обозначенные границы. Справляется с заданием лишь при обведении ранее нарисованной линии, более светлой по контрасту; при штриховке постоянно заезжает за границы, нарушает заданное направление штриховки, даже при параллельном выполнении задания со взрослым. Обводит рисунок по контуру, постоянно отрывая карандаш от бумаги, воспроизводит изображения по точкам, выходя за их границы на всем изображении; дополняет недостающие детали в картинке на основе анализа расположения изображений в рисунке при постоянном стимулировании его фантазии. При воспроизведении неполного изображения с опорой на образец ребёнок повторяет лишь самые простые элементы рисунка; при анализе изображения отдельных элементов отмечаются значительные трудности, даже при обучающей помощи педагога; воспроизводит ритм графического рисунка со значительными отклонениями, параллельно выполняя задание со взрослым.

Красное сердце

Навык практически сформирован (14 - 21 баллов) - С незначительной стимулирующей помощью проводит линию в заданном направлении, линия нечёткая, приближается к обозначенным границам дорожек, но при словесной регуляции взрослым выравнивает направление линии. Штрихует, частично выходя за контур фигур, заданное направление штриховки периодически нарушает. Обводит рисунок по контуру и воспроизводит изображения по точкам, частично заходя за их границы, допуская отрыв карандаша от бумаги. Дополняет недостающие детали в картинке при стимулирующей помощи взрослого; дополняет рисунок, допуская незначительные ошибки; в целом выделяет в изображении графического бордюра отдельные элементы, при воспроизведении ритма рисунка отмечаются незначительные отклонения. Норма (22 - 25 баллов) - Принимает задачу; самостоятельно выполняет предложенное задание, проводит чёткие линии в заданном направлении, линия не выходит за обозначенные границы; штрихует; не выходя за контуры фигур, при этом выдерживает заданное направление штриховки. Точно воспроизводит изображения по точкам, не выходя за границы; дополняет недостающие детали в картинке, дорисовывает изображения, ориентируется в строке.

Красное сердце

Методика «Заштопай матрёшке сарафан».
Цель: Определить уровень развития восприятия формы предметов.
Материал: Картонное изображение матрёшки с отверстиями разной формы: круглой, квадратной, прямоугольной, треугольной, овальной формы и формы ромба на сарафане и соответственно им геометрические фигуры такого же цвета, как и сарафан матрёшки.
Ход выполнения задания: Ребёнку предлагается матрёшка с "дырявым «сарафаном. Затем педагог показывает детям геометрические фигуры – заплатки и предлагает помочь матрёшке заштопать сарафан. Ребёнок выполняет задание, а матрёшка благодарит его.
Обработка результатов:
0 балл за каждое название – ребёнок правильно называет фигуру 2 балла – выполняет задание по зрительному представлению
1 балл – использует примеривания
0.5 балла - использует метод проб
0 баллов- складывает фигуры на основе силовых приёмов.
Методика «Найди цветок для бабочки»
Цель: Выявить умения ребёнка различать цвета по принципу «такой же – не такой», называть их цвет (красный, жёлтый, зелёный, синий).
Материал: Вырезанные из цветного картона фигурки цветов и бабочек (красные, зелёные, жёлтые, синие).
Инструкция: Разложить цветы на столе врассыпную. Предложить ребёнку помочь бабочке найти свой цветок: «Посади бабочку на цветок такого же цвета как она, чтобы её не было видно». После выполнения задания подвести итог: «Жёлтая бабочка села на жёлтый цветок… Все бабочки спрятались. Молодец!».
Обработка результатов:
1 балл – ребёнок правильно соотнёс по цвету бабочку и цветок, назвал цвет.
0.5 балла – соотнёс правильно, но название цвета не знает.
0 баллов – ребёнок с помощью педагога не справляется с заданием, не понял задания.
Методика «Разрезные картинки».
Цель: Определение способности к аналитико-синтетической деятельности на предметном уровне, целостного восприятия, смыслового и пространственного соотнесения частей и целого.
Материал: Разрезные картинки из 2, 4, 6, 8 частей, разрезанные по фону. Инструкция: «Сложи картинку из частей. Что у тебя получилось?».
Ход выполнения задания: Ребёнку предлагается для складывания части картинки (из 2, 4, 6, 8 частей последовательно) Во всех случаях картинки не называют.
Норма выполнения: Детям с 3-х лет. Детям 5 лет даются разрезные картинки из 2 частей, затем из 4, затем из 6 равных частей, из 4 частей, разрезанные по диагонали. Детям 6-7 лет предлагаются картинки из 4, 6, а затем 8 равных частей, из 4 частей, разрезанные по диагонали, из 6 неравных частей.
Обработка результатов:
самостоятельно складывает картинку по зрительному представлению – 3 балла;
самостоятельно складывает картинку по образцу, без зрительного соотнесения – 2 балла;
самостоятельно складывает картинку по образцу, со зрительным соотнесением, использует трафарет – 1 балл;
складывает самостоятельно картинку по образцу, используя пробы, использует организующую помощь – 0.5 балла;
задания не понял, хаотично манипулирует предметами – 0 баллов.
Характеристика показателей:
Навык не сформирован (0 - 8 баллов) - Дифференцирует и соотносит 2-3 геометрические фигуры, остальные располагает без учёта форм, но не называет. Возможно простое манипулирование предметами. Правильно дифференцирует 4 основных цвета на невербальном уровне, но не называет их. Единичные ошибки при соотнесении. Пространственное соотнесение частей и целого осуществляет только при организующей помощи, может составить картинки из 2 частей при организующей помощи, способ соотнесения - примеривания.
Навык находится на стадии формирования (9 - 17 баллов) - Дифференцирует и соотносит 4 геометрические фигуры, но затрудняется в их словесном обозначение (название). Правильно дифференцирует 4 основных цвета и соотносит предметы по цвету, но путает их названия, могут быть затруднения в их словесном обозначении. Составляет картинки из 2-4 частей способом проб и ошибок (примеривания), показ способа составления разрезных картинок улучшает продуктивность деятельности.15:57

Красное сердце

Навык практически сформирован (18 - 24 баллов) - Дифференцирует и соотносит все геометрические фигуры, знает название 4 основных фигур и называет их, путает названия дополнительных фигур (овал, ромб). Дифференцирует, называет и знает 6 основных цветов и оттенков, подбирает предметы по цвету и оттенкам, путает название оттенков. Смысловое и пространственное соответствие частей и целого с единичными ошибками. Возможен зрительный способ соотнесения, самостоятельно составляет картинку из 4-6 частей.
Норма (25 - 30 баллов) - Дифференцирует и знает названия 6 основных цветов и оттенков. Смысловое и пространственное составление частей и целого без ошибок, самостоятельно составляет картинки из 8-6 частей. На основе зрительного соотнесения собирают картинки из 2,4 частей.15:57

Красное сердце

Методика «Найди отличия»
Цель: Определение концентрации, объёма, распределения и переключения внимания.
Материал: Две односюжетные картинки, в которых есть различия.
Инструкция: «Посмотри на картинки. Постарайся найти и назвать, в чем они отличаются»
Ход выполнения задания: Ребёнку необходимо найти на картинках все отличия. Фиксируется количество отличий, названных ребёнком.
Норма выполнения: Дети 4-5 лет за 2-3 минуты находят до 8 отличий. Дети с 6-ти лет находят за 2-2.5 минуты до 15 отличий, возможно применение стимулирующей помощи.
Обработка результатов: За каждое найденное отличие выставляется один балл. Время выполнения для детей 5-6 лет 2-2.5 минуты, для детей 6-7 лет – 1.5-2 минуты.
Методика Пьерона - Рузера
Цель: Выявить особенности концентрации, объёма, переключения, распределения внимания.
Материал: Стандартный бланк с изображенными на нём геометрическими фигурами. Инструкция: «Посмотри на рисунок. На нём изображены геометрические фигуры. Сейчас я нарисую знаки в каждой из четырёх верхних фигур. Ты должен расставить такие же знаки во всех остальных фигурах листа. Ты можешь сверять свои действия с образцом».
Ход выполнения задания: Ребёнку предлагается в каждой геометрической фигуре (квадрат, треугольник, круг, ромб) проставить тот знак, который задан вверху на образце, т.е., соответственно, галочку, черту, плюс или точку.
Обработка результатов:
5 баллов - Ребёнок 5-6- летнего возраста за 1 минуту 45 секунд выполняет задание, допускает 1-2 ошибки в начале или в конце задания. // Ребёнок 6-7 лет за 1 минуту 15 секунд, расставляет значки без ошибок. Стремиться показать лучший результат.
4 балла - Выполняет задание за 1 минуту 45 секунд, допускает 1-2 ошибки. Ориентирован на результат, но при первых ошибках теряет интерес, нуждается в стимулирующей помощи. // Ребёнок 6-7 лет более чем за 1 минуту 15 секунд, 1 ошибка.
3 балла - Выполняет задание за 1 мин.50 сек, до 4 ошибок. Не стремиться к лучшему результату, воспринимает задание как игру. Нуждается в стимулирующей помощи на протяжении выполнения всего задания. // Ребёнок 6-7 лет за 1 минуту 20 секунд, 2 ошибки.
2 балла - Выполняет задание за 2 мин.10 сек, до 6 ошибок. На результат не ориентирован. Необходим контроль взрослого за выполнением задания. // Ребёнок 6- 7 лет более чем за 1 минуту 40 секунд, 3 ошибки.
1 балл - Выполняет задание более чем за 2 мин.10 сек, допускает более 6 ошибок. Возможен такой вариант: не понимает инструкцию. Ориентировки на результат нет. Помощь взрослого неэффективна. // Ребёнок 6-7 лет более 2 минут, большее 4-х ошибок.
Характеристика показателей:
 Навык не сформирован (0 - 5 баллов) - Выраженная несформированность произвольного внимания. Ребёнок способен сосредоточиваться на ярких заинтересовавших его предметах на короткие моменты времени. Быстро теряет интерес. Возможно непонимание инструкции. Ориентировки на результат нет. Помощь взрослого неэффективна. Может наблюдаться неустойчивость внимания в виде «застревания» на деятельности.
Навык находится на стадии формирования (6 - 11 баллов) - Концентрация внимания недостаточно для выполнения одного задания, необходимо дополнительное стимулирование, быстрая отвлекаемость. Трудности при переключении с одного вида деятельности на другой. Ребёнок истощается при повышении учебной нагрузки.
Навык практически сформирован (12 - 16 баллов) - Достаточная концентрация и устойчивость произвольного внимания. Ребёнок способен удерживать внимание на протяжении выполняемого задания. При переключении внимания на другой вид деятельности необходима стимулирующая помощь. Устойчивость внимания зависит от сложности учебного материала, возникающих трудностей в процессе выполнения задания. К концу занятия может наблюдаться снижение показателей внимания.
Норма (17 - 19 баллов) - Внимание устойчиво, высокая концентрация на протяжении всего занятия. Ребёнок способен переключится с одного вида деятельности на другой, самостоятельно или при стимулирующей помощи взрослого. При повышении учебной нагрузки утомляемость отсутствует.

Красное сердце

Методика «Зрительная произвольная память».
Цель: Определение объёма зрительного произвольного кратковременного запоминания.
Материал: 10 картинок
Инструкция: «Я буду тебе показывать картинки, а ты постарайся запомнить, что на них нарисовано».
Ход выполнения задания: Ребёнку предлагается набор из 10 картинок. Картинки выкладываются по одной. Ребёнку предлагается назвать то, что нарисовано на картинке, и запомнить. После того, как выложена последняя картинка, экспериментатор убирает материал. Ребёнок воспроизводит набор картинок на вербальном уровне. Порядок воспроизведения не имеет принципиального значения. Фиксируется каждая правильно воспроизведённая картинка.
Норма выполнения: К 5-6 годам дети должны запоминать и воспроизводить от 5 до8 зрительных единиц. К 7 годам дети должны запоминать и воспроизводить 9+/-1 зрительных единиц.
Обработка результатов: За каждое правильно воспроизведённое название выставляется по одному баллу.
Методика «Исследование слуховой памяти».
Цель: Определение объёма слуховой кратковременной памяти.
Материал: Набор слов – названий предметов (лес, хлеб окно, вода, стул, брат, конь, гриб, игла, мёд).
Инструкция: «Я буду зачитывать тебе ряд слов, а ты после этого назовёшь мне их в любом порядке».
Ход выполнения задания: Ребёнку зачитывают слова – названия предметов и далее просят испытуемого их воспроизвести. При этом в протоколе фиксируются слова, которые назвал испытуемый, их повторения, а также слова, привнесённые им самостоятельно. Фиксируется каждое правильно воспроизведённое слово.
Обработка результатов: За каждое правильно воспроизведённое слово выставляется по одному баллу. Изменение слова считается ошибкой (солнце - солнышко, окно - окна).
Характеристика показателей:
Навык не сформирован (0 - 3 баллов) - Запоминает крайне ограниченный объем материала, воспроизводит от 1 до 2 единиц на непроизвольном уровне, сохранение информации затруднено. Возможен вариант: определение объёма зрительного слухового запоминания не удаётся проверить (не понял задания; проявляет стойкий негативизм).
Навык находится на стадии формирования (4 - 7 баллов) - Запоминает и воспроизводит от 2 до 4 зрительных и слуховых единиц, темп запоминания снижен, для правильного сохранения и воспроизведения требуется 1-2 попытки.
Навык практически сформирован (8 - 11 баллов) - Запоминает и воспроизводит от 4 до 6 зрительных и слуховых единиц, эпизодические ошибки воспроизведения
Норма (12 - 14 баллов) - Запоминает и воспроизводит 6-7 зрительных и слуховых единиц, ошибки воспроизведения практически отсутствуют15:58

Красное сердце

Методика «Разрезные картинки».
Цель: Определение способности к аналитико-синтетической деятельности на предметном уровне, целостного восприятия, смыслового и пространственного соотнесения частей и целого.
Материал: Разрезные картинки из 2, 4, 6, 8 частей, разрезанные по фону. Инструкция: «Сложи картинку из частей. Что у тебя получилось?».
Ход выполнения задания: Ребёнку предлагается для складывания части картинки (из 2, 4, 6, 8 частей последовательно) Во всех случаях картинки не называют.
Норма выполнения: Детям с 3-х лет. Детям 5 лет даются разрезные картинки из 2 частей, затем из 4, затем из 6 равных частей, из 4 частей, разрезанные по диагонали. Детям 6-7 лет предлагаются картинки из 4, 6, а затем 8 равных частей, из 4 частей, разрезанные по диагонали, из 6 неравных частей.
Обработка результатов:
самостоятельно складывает картинку по зрительному представлению – 3 балла;
 самостоятельно складывает картинку по образцу, без зрительного соотнесения – 2 балла;
 самостоятельно складывает картинку по образцу, со зрительным соотнесением, использует трафарет – 1 балл;
 складывает самостоятельно картинку по образцу, используя пробы, использует организующую помощь – 0.5 балла;
 задания не понял, хаотично манипулирует предметами – 0 баллов.
Методика «Классификация предметов»
Цель: Определение способности классифицировать предметы.
Материал: Набор карточек с предметными изображениями, предполагающими категориальную классификацию, - одежда, овощи, фрукты, животные, транспорт (игрушки, одежда, овощи, фрукты, животные, растения, посуда, мебель, транспорт.)
Инструкция: «Разложи картинки на столе – что к чему подходит. Назови каждую группу предметов. Как, одним словом можно назвать картинки?».
Ход выполнения задания: Ребёнку предлагаются разложить 20 (16, 12, 8) карточек на 5 групп предметов (4 группы, 3 группы, 2группы соответственно). Названия групп и их количество не называются. Затем предлагается назвать каждую группу предметов обобщающим словом.
Норма выполнения: Дети 5 лет справляются с заданием в действенном плане, определяя на функциональном уровне. Начиная, с 6 лет нормой является использование отвлечённых категорий.
Обработка результатов:
 самостоятельно раскладывает группы предметов по отвлеченным категориям – 3 балла;
 называет обобщающее слово (за каждое обобщение) – 1 балл;
 раскладывает предметы по ситуативно-функциональному признаку – 0.5 балла;
 задания не понял, хаотично манипулирует картинками – 0 баллов.
Методика «Четвёртый лишний».
Цель: Оценка процессов образно-логического мышления, умственных операций анализа, обобщения, абстрагирования.
Материал: 5 карт с изображением набора из 4 предметов, один из которых не может быть обобщён с другими по общему с ним существенному признаку. Испытуемому предлагаются 5 карт различной тематики: 1) овощи – фрукты; 2) игрушки – учебные вещи; 3) одежда – обувь; 4) домашние – дикие животные; 5) транспорт – мебель.
Инструкция: «Внимательно посмотри на картинки и определи, какой предмет лишний. Почему? Как назвать, одним словом остальные предметы?».
Ход выполнения задания: Ребёнку предлагаются последовательно 5 карт Ему необходимо выбрать лишний предмет и обосновать свой выбор. Полный ответ ребёнка по каждой карте вносится в протокол.
Норма выполнения: Дети 5 лет справляются с заданием в действенном плане, обобщая сходные предметы на функциональном уровне и определяя лишний предмет способом противопоставлением (это игрушка, а это не игрушка). Дети 6 лет в обоснование сходства и различия вводят отдельные отвлечённые категории, частота которых возрастает к 7 годам.
Обработка результатов:
обобщает по существенному признаку методом исключения – 2 балла;
обобщает по ситуативно–функциональному признаку методом исключения – 1 балл;
употребляет обобщающее слово при объяснении своего выбора – 1 балл за каждое слово;

Красное сердце

самостоятельно обобщает по несущественному признаку, использует помощь – 0.5 балла;
задания не понял – 0 баллов.
Методика «Последовательные картинки».
Цель: Выявление способности устанавливать причинно-следственные связи и отношения между объектами и событиями.
Материал: Серии сюжетных картинок (от 2 до 6 картинок в серии). Инструкция: «Сложи картинки по порядку и составь по ним рассказ».
Ход выполнения задания: Ребёнку предлагается рассмотреть картинки, разложить их в смысловой последовательности и составить рассказ.
Норма выполнения: Дети 5 лет справляются с серией из 3-4 картинок; при увеличении количества картинок наблюдается тенденция к увеличению пробных действий с ними. Дети в 6-7 лет справляются с сериями из 6-8 картинок, устанавливают причинно-следственные связи, составляют рассказ с элементами фантазирования.
Обработка результатов:
 картинки разложены по порядку с первого раза – 3 балла;
 картинки разложены правильно, но не с первого ряда, потребовалась дополнительная стимулирующая и организующая помощь – 2 балла;
 при раскладывании картинок допущена ошибка в последовательности действий, но при стимулирующей помощи ошибка исправлена – 1 балл;
 при раскладывании картинок допущена ошибка, и даже при стимулирующей помощи ребёнок её не видит – 0.5 балла;
 ребенок не понял задание – 0 баллов.
 рассказ составлен с первого раза – 3 балла;
при составлении рассказа ребёнок затруднялся в выборе слов, не мог найти слова. Используя наводящие вопросы – 2 балла;
рассказ составить не смог, ограничился перечислением предметов или действий    – 0.5 балла;
не понял задания – 0 баллов.
Методика «Цветные матрицы Равена»
Цель: Определение уровня логического мышления. Материал: Рамки узоров с вырезанными кусочками.
Инструкция: Работа начинается с задания А1: «Посмотри сюда, видишь, из этой картинки вырезан кусочек. Необходимо подобрать такой кусочек (показать фрагменты, находящиеся внизу), который подходит к рисунку. Только один из кусочков правильный. Покажи какой»
Ход выполнения задания: После нахождения правильного ответа ребёнку предлагаются следующее задание.
Обработка результатов: За каждое правильное решение начисляется один балл. Суммарное количество баллов, полученных при решении 35 заданий, является основным показателем, который интерпретируется я путём сравнения с нормами для данного возраста.
Характеристика показателей:
Навык не сформирован (0 - 18 баллов) - Задания на установление причинно – следственных связей не понимает, хаотично манипулирует сюжетными картинками. Умение классифицировать предметы и явления не сформировано, хаотично выбирает любой предмет или картинку. Инструкции не придерживается. Возможен вариант: не понял задание
Навык находится на стадии ормирования (19 - 36 баллов) - Ребёнок способен к классификации знакомых предметов при организующей помощи. При классификации ориентируется на зрительные, чувственно воспринимаемые признаки. Раскладывает картинки на 2-3 группы после дополнительных инструкций или показа, не даёт обобщающих названий, но даёт функционально определение конкретным предметам, не может дать правильного обоснования своему выбору. Обобщает методом исключения, иногда ориентируясь на несущественные признаки предметов. Но требуется помощь при выполнении заданий; ошибки при поиске обобщающего признака, заменяет существенные признаки на несущественные, функциональные, может самостоятельно существенных признаков не выдать.
Навык практически сформирован (37 - 54 баллов) - Классифицирует известные ему предметы, самостоятельно раскладывает картинки на группы предметов; но затрудняется в названии некоторых предметов групп, не всегда правильно называет обобщающие понятия. Способен к обобщению на наглядно – образом материале, обобщает методом исключения, выделяет существительные признаки предметов, но объяснение неполное, свёрнутое в вербальном плане. Причинно – следственные связи устанавливает, понимает логику между объектами и событиями, составляет последовательность из 3-4 сюжетных картинок.

Красное сердце

Допускает ошибки, составляет рассказ последовательный, но не развёрнутый, периодически требуется стимулирующая помощь
Норма (55 - 71 баллов) - Обобщает методом исключения на основе выделения существительных признаков, правильно и деятельно объясняет свой выбор. Справляется с заданием в действенном плане, обобщая сходные предметы на функциональном уровне и определяя лишний предмет способом противопоставления. Устанавливает причинно – следственные связи. Способен понимать логику отдельных ситуаций и прогнозировать дальнейшее развитие событий. Самостоятельно раскладывает последовательность из 4-6 сюжетов картинок, выделяет существительное звено, правильно обосновывает своё решение. Составляет последовательный, развёрнутый рассказ. При увеличении количества картинок наблюдается тенденция к увлечению пробных действий с ними.

Красное сердце

Основные метод изучения игровой деятельности:
наблюдение за самостоятельной игрой детей
беседа с детьми
беседа с родителями, анкетирование.
Критерии анализа игровой деятельности:
Возникновение замысла игры и его устойчивость.
Основное содержание игры.
наличие сюжета игры.
распределение ролей.
Ролевое поведение.
Игровые действия.
Использование атрибутики и предметов -заместителей.
Использование ролевой речи.
Выполнение правил.
Объединение детей в игре.
Обработка результатов:
1.  Возникновение замысла игры и его устойчивость.
1 балл - Игра возникает спонтанно и определяется педагогом или игрушкой, иногда как подражание другим детям. Замысел возникает в процессе игры и сохраняется непродолжительное время.
2 балла - Игра определяется средой, сверстниками, иногда самим ребёнком. Дети пытаются самостоятельно определить игровые задачи, но часто не понимают друг друга, им требуется помощь взрослого. Замысел игры не устойчив.
3 балла - Дети могут договариваться о замысле игры, подключая к игре сверстников, обозначают игровые задачи. Замысел игры более устойчив.
4 балла - Ребёнок может сам определить замысел игры и обсуждать его совместно с другими детьми. Замысел игры устойчив, но не статичен. Перед игрой намечает план игры, но в ходе игры могут импровизировать.
5 баллов - Замысел игры определяется самостоятельно, ребёнок может самостоятельно договориться с детьми. В ходе игры замысел постоянно развивается, появляется длительная перспектива игры.
2. Основное содержание игр
1 балл - Однообразное действие с предметами (катает машинку, качает куклу). Характерно действие с определённым предметом, направленное на другого (кормит куклу, но не важно, как и чем), повторы одних и тех же операций.
2 балла - Воспроизведение предметных действий с игрушкой или предметами- заместителями, внешний рисунок действия, жест.
3 балла - Действия соответствуют реальной действительности, выполнение действий определяется ролью (если ребёнок играет роль повара, то он не будет никого кормить). В игре отражаются не только назначения предметов, но и простейшие взаимоотношения.
4 балла - Отображение разнообразных взаимоотношений взрослых, действия с предметами отводятся на второй план.
5 баллов - В игре дети создают модели разнообразных взаимоотношений между людьми. Игровые взаимоотношения соотносятся с реальной жизнью. Здесь важно, к примеру, "добрая" мама или "строгая"
3. Наличие сюжета игры.
1 балл - Игра однообразна, сюжета нет (однообразные повторяющиеся предметные действия - катает машинку) или присутствует простейший повторяющийся бытовой сюжет (кормит куклу).
2 балла - Сюжеты преимущественно бытовые, немногочисленные, могут объединить 2-3 знакомых события, возможно использование знакомых сказок.
3 балла - Сюжеты более разнообразны и развёрнуты, возможна комбинация эпизодов из сказок и реальной жизни.
4 балла - Сюжет разнообразный. В сюжет объединяется цепочка действий, создаются модели разнообразных взаимоотношений между людьми.
5 баллов - В сюжете возможно творческое построение и разнообразие. Эпизоды из сказок, общественные сюжеты занимают основное место.
4. Распределение ролей.
1 балл - Распределение ролей отсутствует, роль выполняет тот, кто "завладел" ключевым атрибутом (Надел белый халат - врач, взял поварёшку - повар).
2 балла - Роль на себя ребёнок берёт, но словами не обозначает. Распределение ролей под руководством взрослого, который задаёт наводящие вопросы: "Какие роли есть в игре? Кто будет играть роль...Кто хочет быть..."
3 балла - В начале игры возможно самостоятельное распределение ролей при отсутствии конфликтных ситуаций. При наличии конфликта, например, когда одну роль желают играть два и более человек, игровая группа либо распадается, либо дети обращаются за помощью к воспитателю.
4 балла - Роли распределяются до начала игры и сохраняются в ходе её, но распределение обязанностей возникает по ходу игры.

Красное сердце

5 баллов - Самостоятельное определение ролей, разрешение конфликтных ситуаций. Роли чётко выделены и сохраняются на протяжении всей игры. По ходу игры ребёнок может исполнять и другие роли, соответствующие сюжету, если партнёров по игре недостаточно.
5. Ролевое поведение.
1 балл - Роль определяется игровыми действиями, самостоятельно словом не называется.
2 балла - Роль называется, выполнение роли сводиться к реализации действий. Ролевые отношения не соответствуют реальности. ("Мама может диктовать "врачу", как лечить дочку).
3 балла - Роль обозначается словом, действия характерны для выбранной роли. Дети устанавливают ролевые взаимоотношения, но могут и нарушать их.
4 балла - Роли ясно выделены до начала игры, дети устанавливают ролевые взаимоотношения, роль определяет и направляет поведение ребёнка, выделяются типичные отношения взрослых и передаются в игре.
5 баллов - Ролевое поведение наблюдается на протяжении всей игры. Для передачи роли используются разнообразные средства выразительности - не тольтко действия, но и мимика, жест, речь.
6. Игровые действия.
1 балл - Игра заключается в однообразном повторении одного игрового действия (кормление, катание машинки).
2 балла - Расширение спектра игровых действий (приготовление пищи, укладывание спать), игровые действия жёстко фиксированы, не имеют вариантов.
3 балла - Игровые действия более многообразны, основаны на опыте детей.
4 балла - Игровые действия имеют чёткую последовательность, разнообразны, логичны.
5 баллов - Игровые действия разнообразны, динамичны в зависимости от сюжета и взятой на себя роли.
7. Использование атрибутики и предметов -заместителей.
1 балл - Использование атрибутики только при подсказке взрослого.
2 балла - Разнообразное прямое использование атрибутики (игрушечная посуда, муляжи продуктов, флакончики от лекарств)
3 балла - Самостоятельное использование предметов - заместителей. Могут играть с воображаемыми предметами, дают им словесное обозначение.
4 балла - Широкое использование атрибутов, в том числе в качестве заместителей (игрушечная тарелка как прицеп к грузовику, кубики как продукты,); на предметное оформление игры уходит значительная часть времени.
5 баллов - Использование многофункциональных предметов, подсобного материала (лоскутки, бумага, палочки, итд.) и при необходимости изготовление небольшого количества ключевых атрибутивных предметов. Предметное оформление игры занимает минимальное время (если, например, нет посуды, могут быть использованы листы бумаги, ладошки или просто её обозначение жестом).
8. Использование ролевой речи.
1 балл - Отсутствие ролевой речи.
2 балла - Отсутствие ролевой речи, обращение к играющим по имени.
3 балла - Наличие ролевого обращения: обращение к играющим по названию роли ("дочка", "больной"). Если спросить ребёнка: "Ты кто?», назовёт своё имя.
4 балла - Наличие ролевой речи, периодический переход на прямое обращение.
5 баллов - Развёрнутая ролевая речь на всём протяжении игры. Если спросить играющего ребёнка: "Ты кто?", назовёт свою роль.
9. Выполнение правил.
1 балл - Отсутствие правил.
2 балла - Правила детьми не выделяются и не выполняются.
3 балла - Правила явно невыделенны, ребёнок ещё не может поддержать их, особенно ограничительные, но в конфликтных ситуациях правила, напоминаемые взрослым, могут выполняться.
4 балла - Правила выделены, соблюдаются, ребёнок может подчиниться правилам игры непродолжительное время, правила нарушаются в эмоциональной ситуации.
5 баллов - Правила, которым ребёнок следует, определены в соответствии с реальной жизнью. Соблюдение заранее оговоренных правил на протяжении игры.
10. Объединение детей в игре.
1 балл - Преобладают индивидуальные игры.
2 балла - Характерна игра рядом, т.е. дети играют в одиночку, не интересуясь и не приглядываясь к действиям других. К 4 годам объединяются в группы по 2-3 человека. Эти объединения неустойчивые и ситуативные.

Красное сердце

3 балла - В совместную игру вовлекаются 3-4 ребёнка, возможен постоянный партнёр по играм, но он может меняться в течение года. Проявляется предпочтение к играм с детьми одного пола.
4 балла - Возможно объединение из 5 детей. Повышаются избирательность и устойчивость взаимоотношений в игре. Постоянные партнёры могут сохраняться длительное время.
5 баллов - Дети объединяются в группы в зависимости от сюжета игры и игровой потребности, при этом могут согласовывать свои желания, оказывают взаимную поддержку, но она может быть избирательна.
Хотя не существует жёсткой зависимости между возрастом детей и особенностями развития их игровой деятельности, можно установить определённые возрастные соответствия: свойственные детям с нормальным развитием.
1 балл - от 2 до 3 лет.
2 балла - от 3 до 4 лет.
3 балла - от 4 до 5 лет.
4 балла - от 5 до 6 лет.
5 баллов - от 6 до 7 лет.
Если полученный бал по тому или иному критерию соответствуют возрасту ребёнка, это означает, что уровень игровых навыков соответствуют нормальному уровню развития - средний уровень, если отстаёт на год - ниже среднего, на два - низкий уровень, а если опережает возрастную норму, соответственно выше среднего или высокий уровень игровой деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка диагностического обследования детей старшего дошкольного возраста по правилам дорожного движения.

Настоящая собственная методическая  разработка диагностики детей старшего дошкольного возраста по Правилам дорожного движения представляет собой результат опыта практической работы автора с детьм...

Речевая карта для обследования детей старшего дошкольного возраста

В данной речевой карте представлены пункты для обследования разных сторон речи, чтобы в результате обследования ребенка иметь полную картину о состоянии его речи и дать грамотное заключение....

Рекомендации для педагогов и родителей детей старшего дошкольного возраста для проведения речевой гимнастики

Цель речевой гимнастики: - упражнять и совершенствовать все стороны речи: произностительную сторону речи (четкое и выразительное произнесение звуков, слов и фраз); лексический состав и грамматическую ...

Схема анализа результатов психологического обследования ребенка старшего дошкольного возраста

Данная схема является профессиональным подспорьем для создания психологических характеристик на детей дошкольного возраста....

Рекомендации по проведению самомассажа с детьми старшего дошкольного возраста

Многочисленные исследования показывают: неблагоприятная экологическая ситуация, сложные социально-экономические условия способствуют тому, что здоровье детского населения не улучшается, а напротив, им...

Рабочая программа педагога – психолога по психологическому сопровождению детей старшего дошкольного возраста «Психологические занятия с детьми старшего дошкольного возраста «Приключения будущих первоклассников»»

Начало школьной жизни –серьезное испытание для большинства детей, приходящих в первый класс, связанное с резким изменением всего образа жизни. Дети должны привыкнуть к новому коллективу, к новым...