«Психолого-педагогическое обследование детей младшего дошкольного возраста и некоторые аспекты коррекционной работы»
статья (младшая группа) на тему
Коррекционная работа с детьми младшего дошкольного возраста
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
s_t_a_t_ya._kurkova_n.p.doc | 54.5 КБ |
Предварительный просмотр:
«Психолого-педагогическое обследование детей младшего дошкольного возраста
и некоторые аспекты коррекционной работы»
Одной из актуальных проблем специальной педагогики является раннее выявление нарушений в развитии у детей и их коррекция. Статистика, которой мы располагаем, говорит о том, что более 75% детей имеют перинатальную патологию – патологию беременности и патологию в родах.
Развитие ребенка – это единство биологических и социальных факторов, Если дети, имеющие даже незначительную патологию при беременности или в родах, попадали в неблагополучные социальные условия, как правило, в школьном возрасте имели те или иные трудности :
- в речевой деятельности;
- в познавательной деятельности;
- в процессе письма и чтения;
- в поведении;
- в процессах внимания и памяти;
- при общении со сверстниками или со взрослым.
И корни этих явлений уходят в дошкольный возраст. Поэтому важно раннее выявление нарушений в развитии ребенка и их коррекция.
В настоящее время отмечается все большее число неблагополучных в психофизическом развитии детей, т.е. детей с различными отклонениями в развитии: интеллектуальном, эмоциональном, речевом, моторно-двигательном. Причины, которые приводят к увеличению числа детей с отклонениями в психофизическом развитии известны и являются следствием неблагополучной экологической обстановки, демографического, экономического и социально-бытового характера. Также, одной из основных причин данной ситуации следует считать отсутствие своевременной, квалифицированной помощи детям на уровне раннего выявления недостатков в развитии, консультирования родителей и оказания коррекционной психолого-педагогической помощи, а в некоторых случаях – медикаментозной.
Все это говорит о том, как важно и необходимо своевременное раннее выявление нарушений в развитии и раннее начало коррекционной, целенаправленной работы. Раннее начало коррекционного воздействия обеспечивает не только коррекцию нарушений, но и предупреждение многих вторичных нарушений в развитии у детей. Но для того, чтобы правильно построить коррекционно-педагогическую работу, необходимо провести психолого-педагогическое изучение детей, т.к. от правильного решения дифференциально-диагностических задач решается судьба ребенка.
Несколько лет назад, проводя речевое обследование детей среднего и старшего дошкольного возраста, мы заметили, что помимо пробелов в речевой сфере, у многих детей была выявлена задержка психического развития, отклонения в умственном и социально-личностном развитии. В беседах с родителями и педагогами мы не нашли ответов на многие вопросов и по предложению кандидата педагогических наук Кривовяз И.С. решили проводить раннюю психолого-педагогическую диагностику детей младшего дошкольного возраста с целью объединения данных различных специалистов: медиков, психологов, педагогов, логопедов, родителей.
Задачами нашей работы являются:
- повышение уровня психолого-педагогических знаний родителей в воспитании и обучении детей младшего дошкольного возраста и оказание помощи родителям в воспитании детей;
- проведение консультаций для родителей по проблемам общения, обучения и воспитания младших дошкольников;
- психолого-педагогическое консультирование детей младшего дошкольного возраста;
- осуществление индивидуального подхода к детям с проблемами в развитии и оказание помощи педагогами ГОУ при обучении этих детей.
Почему мы решили обратиться именно к возрасту з-хлетнего ребенка? Возраст от 1-го до 3-х лет является периодом существенных перемен в жизни маленького ребенка. Уменьшается его зависимость от взрослого, бурно развивается познавательная деятельность, активность, предметные действия. В норме трехлетний ребенок представляет собой самостоятельную личность с хорошо развитыми основными движениями. Ознакомление с окружающим миром обогатило его разнообразные сенсорные впечатления: дети называют основные цвета, собирают правильно пирамидку, умеют работать по образцу, выделяют форму, величину, цвет и другие свойства предметов, Наряду с наглядно-действенным мышлением начинает формироваться наглядно-образное мышление и простейшие виды речевых суждений детей. Малыши эмоционально откликаются на музыку, пение, доступные виды изобразительного искусства. К концу 3-его года жизни дети овладевают достаточным словарным запасом, могут понятно рассказать о каком-либо случае из жизни, пересказать небольшую сказку.
Развитие речи тесно связано с деятельностью общения, она появляется для целей общения. Потребность в общении формируется при активном воздействии взрослого на ребенка. Таким образом, в раннем детстве можно отметить бурное развитие психических сфер по следующим линиям развития:
- линия развития общения;
- линия развития речи;
- линия развития познавательной сферы (восприятия, мышления);
- линия развития двигательной и эмоционально-волевой сферы.
Нашей задачей являлось не только обследование уровня речевого развития детей, но и изучение общего развития ребенка. Обследование является важнейшим этапом коррекционной работы. На первом этапе разрабатывалась схема психолого-педагогического изучения детей 4-го года жизни. Обследование включало следующие разделы:
- умственное развитие включало уровень развития познавательных процессов:
- восприятие – цвет, форма, величина;
1. разрезные картинки;
2. парные картинки;
- счет (количественные представления):
- задание «дай 1 грибок»;
- задание «дай много грибков»;
- для определения уровня развития продуктивных видов деятельности детям предлагалось 2 задания:
- конструирование домика по образцу из палочек;
- рисунок (домик).
При отборе методик для психолого-педагогического исследования детей раннего возраста мы остановились на предложенной нам ранней диагностике умственного развития под ред.Е.А.Стребелевой. Предлагаемые автором 10 заданий рассчитаны на обследование детей 2,5-3 лет. Задания даются с учетом постепенного возрастания уровня трудности, от наиболее простых до более усложненных.
- «Лови шарик». Психолог кладет шарик на желобок и просит ребенка:»Лови шарик!» Затем поворачивает желобок и просит прокатить шарик по желобку:»Кати шарик!»
- «Спрячь шарик». Задание направлено на выявление понятия величины и наличие у ребенка соотносящих действий.
- Разборка и складывание матрешки.
- Разборка и складывание пирамидки.
- Парные картинки. Задание направлено на выявление уровня развития зрительного восприятия предметной картинки.
- Разрезная картинка. Задание направлено на выявление уровня развития целостного восприятия предметной картинки.
- Конструирование из палочек. Задание направлено на выявление уровня развития целостного восприятия, анализа образца, умения ребенка выполнять задание по образцу.
- «Достань тележку». Задание направлено на выявление уровня развития наглядно-действенного мышления, умения использовать вспомогательное средство (тесемку).
- Рисунок «Домик». Задание направлено на выявление предпосылок к предметному рисунку, определение ведущей руки, согласованность действий рук, отношение к результату, результат.
Результаты обследования оцениваются в баллах (см.»Методические рекомендации к психолого-педагогическому изучению детей (2-3 лет) Е.А.Стребелевой).
Изучение уровня развития речи проводилось в нескольких направлениях:
- определение уровня общения, понимание речи;
- состояние артикуляционного аппарата, фонематическго слуха, звукопроизношение;
- уровень развития активной речи определялось по разделам:
- наличие фразовой речи;
- предметный и глагольный словарь;
- сохранность слоговой структуры;
- сформированность грамматического строя.
Состояние эмоционально-волевой сферы определялось по следующим показателям:
- контактность;
- внимание;
- работоспособность;
- усидчивость;
- интерес к заданию.
Состояние общей и мелкой моторики –
- походка;
- прыжки;
- выполнение движений по инструкции;
- мозаика;
- согласованность движений рук;
- ведущая рука.
Для успешного проведения обследования необходимо создать комфортную эмоциональную обстановку. Обследование проводилось в течение месяца совместно с психологом ГОУ в игровой форме. Необходимо было с первых дней пребывания детей в детском учреждении расположить детей к себе.
Дети проходили адаптацию в детском учреждении, поэтому целесообразно было создать спокойную, доброжелательную обстановку, найти к каждому ребенку индивидуальный подход. Для этого проводились различные игры-знакомства со сказочными персонажами, подвижные игры на прогулке. Таким образом снимался «зажим», напряжение, непринятие и появлялись доверчивость, заинтересованность, желание общаться со взрослым.
На этапе консультативно-диагностического обследования детей не все складывалось благополучно. Некоторые родители с пониманием относились к результатам диагностики. Они старались понять причину той или иной задержки (отклонения) развития ребенка, интересовались каждым прожитым в детском саду днем, итогами занятий. Другие родители, надо признать, что таковых было меньшинство, занимали позицию непринятия какой-либо, на их взгляд, необоснованной, а потому и неверной, информации. С этой группой родителей приходилось больше беседовать, объяснять, общаться.
Так, например, мы снимали на видеокамеру режимные моменты малышей, занятия, игры – одним словом все, чем живут дети в детском учреждении. Показывая пленку родителям, мы обращали внимание на то, как ведет себя ребенок (поведенческие реакции), как овладевает культурно-гигеническими навыками, как общается (или не общается) со сверстниками и взрослыми, каковы успехи на занятиях, как и во что предпочитает играть. Каждый родитель мог понаблюдать за своим ребенком в течение всего дня, увидеть особенности проявления характера, особенности поведения не только в домашней обстановке, но и в коллективе детей. Такая «картинка» из жизни ребенка намного больше скажет и покажет родителям, чем многочасовые беседы со специалистами. По ходу просмотра видеопленки необходимые каждому родителю моменты сразу же комментировались.
В целях повышения уровня психолого-педагогических знаний родителей мы знакомили не только с тем, что должен уметь и знать ребенок в этом возрасте, но и как дома помочь усвоить тот или иной материал, какие игры и пособия можно использовать для достижения определенных задач. С большим удивлением некоторые родители узнавали о некоторых новых для них назначениях таких игр, как пирамиды, кубики, парные картинки, картинные словари и др. Сотрудничество с родителями – очень большой раздел работы нашего ГОУ, мне лишь хотелось подчеркнуть важность и актуальной этой работы.
Уже стали традицией в начале каждого учебного года проведение консультаций по проблемам общения, обучения и воспитания младших дошкольников. На консультациях мы знакомили родителей, по каким разделам проводится психолого-педагогическая диагностика детей. По сути – это развернутая общая психолого-педагогическая характеристика ребенка и обоснование дифференцированного психолого-педагогического заключения того (тех) или иного (иных) отклонений в развитии ребенка. На консультациях мы не только знакомим родителей с итогами психолого-педагогической диагностики. Но и рекомендуем родителям, если это необходимо, оказание медикаментозной помощи детям.
К нашей работе мы активно привлекаем воспитателей групп, педагогов, работающих в ГОУ с детьми младшего дошкольного возраста. Важно было познакомить педагогов с результатами обследования, учитывать особенности развития каждого ребенка, найти индивидуальный подход к каждому. Логопед присутствовал на занятиях, беседовал с воспитателями о том, как наиболее эффективно построить работу с тем или иным ребенком. Проведение фронтальных занятий по ознакомлению с окружающим имеет большое значение, т.к. фронтальная форма позволяет каждому ребенку ориентироваться в новых условиях сотрудничества со взрослым, усваивать новые формы поведения в коллективе сверстников. Кроме этого, на фронтальных занятиях ребенок усваивает новый материал не только через общение с педагогом, но и через опыт его сверстников. В такой ситуации он видит реакцию других детей на то иное задание, способы выполнения и общение детей друг с другом, слышит их речевые высказывания. На занятиях формируется интерес к сотрудничеству со взрослым, развиваются познавательные интересы, речь.
Инструктор по физическому воспитанию также обращает внимание на детей с проблемами в развитии. Как правило, такие дети плохо ориентируются в пространстве, у них нарушена общая моторика, недостаточно четко координируют движения, с большими трудностями овладевают двигательными навыками. На этих занятиях педагог с большим вниманием относится к таким детям. Осуществляет индивидуальный подход, побуждает к выполнению тех или иных упражнений, работает в тесной взаимосвязи с воспитателями, врачом, родителями.
Опыт работы показал, что раннее выявление детей с отклонениями в развитии и раннее начало коррекционно-педагогической работы позволяет скорригировать многие психические процессы или смягчить проявление отклонений в развитии к поступлению детей в логопедическую группу. Включение родителей в этот процесс на ранних этапах коррекционной работы успешно сказывается на развитии ребенка и улучшает социальный климат семьи.
Однако мы отмечали и такие случаи, когда родители встречали с опаской логопеда, психолога, отмечающих недостатки в развитии ребенка. В последующем, при оказании необходимой медицинской, педагогической помощи детям родители с большим желанием относились к продолжению этой работы. Они видели возможность скорректировать имеющиеся у ребенка недостатки в познавательной, речевой, эмоциональной сфере. Родители выступали в роли союзников, заинтересованных в достижении положительных результатов совместной работы.
Показателем эффективности проведенной нами работы служит тот факт, что все дети, прошедшие раннюю психолого-педагогическую диагностику и получившие коррекционную помощь, успешно закончили детский сад и поступили в массовые общеобразовательные школы и школы с углубленным изучением различных предметов.
Считаем очень важным продолжить коррекционно-педагогическую работу с детьми, имеющими отклонения в развитии в условиях образовательного учреждения. Так как эта проблема достаточно новая и научно-методических разработок пока недостаточно, необходимым является накопление и совершенствование опыта данной работы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«В мире добра, красоты и порядка» профилактическая психолого-педагогическая программа для детей старшего дошкольного возраста
Психологическая компетентность и грамотность, психологизация сознания, повышение нравственной культуры ребенка являются основными условиями повышения эффективности современного дошкольного образования...
Программа психолого-педагогической диагностики готовности детей старшего дошкольного возраста к обучению в школе
Безусловно важно, чтобы ребенок пошел в школу физически подготовленным к ней. Однако готовность к школе не сводится к физической готовности. Необходима особая психологическая готовность к ней, к новым...
«Психолого-педагогическое сопровождение одаренных детей старшего дошкольного возраста в рамках реализации ФГОС ДО»
В творческой презентации представлен мой актуальный педагогический опыт «Психолого-педагогическое сопровождение одаренных детей старшего дошкольного возраста в условиях реализации ФГ...
Психолого-педагогические особенности развития детей старшего дошкольного возраста
Дошкольное детство - большой и ответственный период психического развития ребенка. Это возраст первоначального фактического формирования личности.При разработке содержания воспитательных задач важно о...
Психолого-педагогическая характеристика развития детей среднего дошкольного возраста.
В средней группе продолжается психическое и физическое развитие ребенка. На развертывание всех видов детской деятельности, их усложнение начинают оказывать сильное влияние замысел ребенка. Но полная р...
Конспект психолого-педагогического занятия для детей старшего дошкольного возраста "Давай поймем друг друга"
Данное занятие направлено на развитие коммуникативной, личностной, эмоциональной сферы детей 5-6 лет....
Психолого-педагогические условия адаптации детей младшего дошкольного возраста к условиям детского сада
Методический материал содержит практические рекомендации педагогическим работникам по адаптации детей к условиям детского дошкольного образовательного учреждения...