Технологическая карта логопедического занятия по формированию лекси-ко-грамматических категорий и связной речи в старшей группе на тему: «Одежда. Поможем Буратино».
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа)

Разумец Александра Владимировна

Технологическая карта логопедического занятия по формированию лексико-грамматических категорий и связной речи в старшей группе на тему: «Одежда. Поможем Буратино».

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologich_karta_zanyatiya_odezhda.docx257.08 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта логопедического занятия по формированию лексико-грамматических категорий и связной речи в старшей группе на тему: «Одежда. Поможем Буратино».

Цель: создание условий для совершенствования лексико- грамматического строя речи по теме «Одежда».

Задачи:

I. Коррекционно-образовательные:

1. Закреплять и расширять представления об одежде, ее назначении и частях, материалах, из которых она изготовлена.

2. Упражнять в образовании относительных прилагательных от существительных через игру с мячом.

3. Упражнять в правильном образовании существительных с уменьшительно-ласкательным значением через игровое упражнение «Развесим одежду».

4. Закреплять и развивать умение составлять описательный рассказ по мнемотаблице.

5. Обогащать словарь новыми словами: ателье, модельер, демисезонная, воротник, манжет, оборки.

II. Коррекционно-развивающие:

Развивать у детей:

- речевую активность, диалогическую речь через вопросы-ответы в беседе.

- творческое воображение в процессе изобразительной деятельности.

- зрительное и слуховое внимание.

- мышление, коммуникативные способности, осуществлять контроль над автоматизацией поставленных звуков в речи.

- умение согласовывать речь с движением, общую и мелкую моторику через выполнение игровых упражнений.

III. Коррекционно-воспитательные:

1. Формировать у детей навыки сотрудничества, самоконтроля, доброжелательности.

2. Воспитывать умение работать и играть в коллективе.

3. Воспитывать бережное отношение к одежде.

Технические условия: программа Microsoft PowerPoint

Используемое оборудование: мультимедийное оборудование (экран, проектор, музыкальный проигрыватель).

Материал к уроку (мероприятию с детьми, занятию):

для педагога: костюм Буратино, указка, мяч, тазы с водой, конверты с заказами, мнемотаблицы для составления описательного рассказа об одежде.

 для детей:  кукольная одежда из ткани и из бумаги по количеству детей, карандаши, фломастеры, восковые мелки по количеству детей.

Время

мин

Элементы

методической

структуры мероприятия с детьми (занятия)

Наглядный дидактический материал (скриншоты интерактивной доски, слайды презентации и т.д.)

Содержание этапов занятия

Ожидаемый результат использования дидактического материала на каждом этапе мероприятия с детьми (занятия)

Скриншот/слайд

Действия учителя-логопеда

Действия воспитанников

1-2 мин.

I. Вводная часть 

Вызвать у детей положительный эмоциональный настрой

-

Приветствует детей.

Встают в круг для приветствия.

Создание атмосферы психологической безопасности и  готовности дошкольников принять предложенные задачи.

18 мин

II. Основная часть 

- создание проблемной ситуации.

Сюрпризный момент: появление героя Буратино.

К детям выходит герой Буратино, после беседы с детьми об одежде, он просит о помощи.

В течение всего занятия герой является его участником, стимулирует  мыслительную и речевую деятельность детей, а также создает эмоциональной настрой.

Учитель-логопед создает мотивационную ситуацию,  которая помогла обозначить проблему, требующую решения - у воспитанников появилась заинтересованность в предстоящей деятельности (помочь Буратино).

Задает вопросы, стимулирующие мыслительную и речевую деятельность детей, поощряет речевую активность детей.

Дети выдвигают гипотезы, предлагают способы решения проблемы, опираясь на имеющиеся знания и опыт.

Создается проблемно-ориентированная ситуация.

Развивается диалогическая речь.

- практическое

выполнение заданий, направленных

на решение

поставленной

проблемы.

Игра «Скажи ласково»

Задание 1

Учитель-логопед предлагает детям обратить внимание на одежду Буратино и акцентирует, что она изготовлена  из бумаги.

Задает вопросы, стимулирующие познавательную активность детей.

Дети выдвигают предположение, что бумажная одежда – непрочная, а одежда, изготовленная из ткани – прочная.

В ходе познавательно-исследовательской деятельности сделают вывод о том, что бумага в воде намокает и рвется, а ткань намокает, но сохраняет свою целостность.

Задание 2.

Учитель-логопед  дает развернутый образец ответа:  «Я вешаю курточку».

Предлагает детям взять кукольную одежду, повесить ее на веревку сушиться, правильно называя существительные с уменьшительно-ласкательным значением 

Задает вопросы, стимулирующие познавательную активность детей.

Дети, опираясь на образец учителя-логопеда, развешивают одежду на веревку,

составляя предложения по образцу.

Дети закрепят  навык образования сущ-х с уменьшительно-ласкательным значением, составляя с ними предложения.

Игра в кругу с мячом.    

- логоритмическое упражнение  «В магазин мы пойдём » -  предупреждение утомления, снятие напряжения.

Задание 3.

Учитель-логопед через игру с мячом предлагает вспомнит, из какого материала может быть изготовлена одежда и

как она будет называться. Например, шуба из меха, она какая? - Это меховая шуба.

Оказывает эмоциональную поддержку и помощь  ребятам, которые затрудняются.

Дети по очереди выполняют игровое упражнение.

Дети закрепят умения образовывать относительные прилагательные от существительного по типу шелк – шелковый.

-

Совместно с детьми выполняет движения со словами.

Дети произносят текст и выполняют движения.

У детей снимется напряжение, утомление, они смогут правильно выполнять движения в соответствии со словами.

- продолжение практического

выполнения заданий, направленных

на решение

поставленной

проблемы.  

Игровое упражнение «Ателье»

Составление описательного рассказа об одежде.

Задание 4.

Учитель-логопед предлагает детям разделиться на команды по три человека (деление на группы осуществляется  ненавязчиво, с учетом индивидуальных особенностей детей и степени их успешности). Перед началом работы детей в подгруппах напоминает правила поведения и взаимного уважения. Формирует у детей навыки сотрудничества, умение работать в коллективе. Стимулирует взаимодействие детей  в достижении результата.
Дает задание собрать одежду из элементов. При возникновении затруднений обращает внимание на образец на конверте.  Обогащает словарь детей новыми словами: ателье, модельер, демисезонная, воротник, манжет, оборки.

Дети делятся на команды в зависимости от того какого цвета был у ребенка квадрат.

Дети собирают разрезные картинки, при необходимости пользуются образцом  на оборотной стороне конверта. Вспоминают названия элементов одежды: воротник, манжеты, карманы и т.д.

У детей продолжит развиваться зрительно-пространственное восприятие и представление; зрительное внимание.

А также дети закрепят и

расширять словарь по теме «Одежда».

Задание 5.

На слайде представлена мнемотаблица для составления описательного рассказа об одежде.

Учитель-логопед дает образец составления описательного рассказа с опорой на мнемотаблицу, акцентируя внимание на том, что нужно отвечать полными предложениями.  

Задает вопросы, стимулирующие мыслительную и речевую деятельность детей, поощряет речевую активность детей.

Первым составить рассказ было предложено ребенку с более высоким уровнем речевого развития, с целью оказания помощи детям с повышенной тревожностью  и более низким уровнем речевого развития. Их рассказ являлся своеобразным образцом, на который они могли ориентироваться.

Оказывает эмоциональную поддержку и помощь.

Задает вопросы, стимулирующие познавательную активность детей.

Один из детей от каждой команды, опираясь на мнемотаблицу, составляет описательный рассказ об одежде.

Остальные дети при необходимости помогают в составлении описательного рассказа, активизируют имеющиеся знания по теме «Одежда».

Дети закрепят  навык составления описательных рассказов с опорой на мнемотаблицу.

Создание эскизов одежды

-

Учитель-логопед предлагает детям на время стать модельерами и создать свой эскиз одежды. Детям был предложен выбор шаблонов одежды и материала (карандаши, фломастеры, мелки, штампы). Совместно с Буратино задает вопросы о том, эскиз какой одежды создает каждый ребенок. Оказывает эмоциональную поддержку каждому ребенку, отмечает интересные элементы одежды и выбор цвета.

В процессе изобразительной деятельности создают свои эскизы одежды для Буратино.

Осознают себя как участника творческого познавательного процесса.

2 мин.

III. Заключительная часть

Помочь детям убедиться, что проблема решена

Подведение итогов занятия, рефлексия.

На слайде представлены мнемоквадраты, которые символизируют этапы занятия.D:\08.04.2021\22.12.20\Desktop\рабочий стол2\Документы\Аттестация\ГМО 2019\ГМО 7 февраля\Саша ГМО\ГМО Буратино.png

Учитель-логопед совместно с буратино благодарит детей за за то, что они помогли герою узнать много нового об одежде.

Учитель-логопед подводит итоги занятия.  Использование

приема мнемотехники, позволило детям легче систематизировать полученный на занятии знания, подвести итог и оценить свою деятельность.

Выслушивает ответы детей, уточняет их. Положительно оценивает их деятельность.

Дети анализируют свою деятельность, делают выводы.

Дети смогут проанализировать свою деятельность и систематизировать поученные на занятия знания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект логопедического занятия по формированию лекико-грамматических представлений и развитию связной речи в старшей группе на тему: ЗИМА

1. Активизация словаря имён существительных, прилагательных, глаголов по теме «Зима». 2. Учить составлять творческий рассказ, используя в речи предложения разных типов. 3. Обучение связности и логично...

Конспект открытого занятия по формированию лексико-грамматических представлений и развитию связной речи в старшей группена тему: «Зима. Дикие животные зимой».

Конспект открытого занятия по формированию лексико-грамматических представлений и развитию связной речи в старшей группена тему: «Зима. Дикие животные зимой». Цель: развитие лексико-граммат...

Методическая разработка "Перспективный тематический план занятий по формированию лексико-грамматических представлений и развитию связной речи в старшей группе для детей с ОНР".

Эффективность коррекционной работы с детьми с ОНР по формированию лексико-грамматических представлений и развитию связной речи определяется четким планированием занятий, которое предполагает актуально...

Конспект логопедического занятия по формированию лексико-грамматических представлений и развитию связной речи в старшей группе для детей с ОНР по теме «Одежда».

Цель: актуализация коммуникативных возможностей детей с общим недоразвитием речи в ходе изучения темы «Одежда».Задачи: Коррекционно - образовательныеЗакрепление представлений об одежд...

Конспект логопедического занятия по формированию лексико-грамматических средств языка и связной речи в старшей группе для детей с ОНР. Тема: «Одежда»

Задачи: Активизировать, уточнить и расширить словарный запас по лексической теме «Одежда».Закрепить навык словообразования и словоизменения.Формировать умения различать по назначению, мате...

Занятие по формированию лексико-грамматических средств языка и связной речи в старшей группе компенсирующей направленности Тема: «Продукты питания»

Цель: закрепление знаний и словаря по теме.Коррекционно - образовательные задачи: закрепить и активизировать знания детей по теме «Продукты питания». Закрепить знания о классифик...