Технологическая карта логопедического занятия по формированию лекси-ко-грамматических категорий и связной речи в старшей группе на тему: «Одежда. Поможем Буратино».
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа)
Технологическая карта логопедического занятия по формированию лексико-грамматических категорий и связной речи в старшей группе на тему: «Одежда. Поможем Буратино».
|
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologich_karta_zanyatiya_odezhda.docx | 257.08 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта логопедического занятия по формированию лексико-грамматических категорий и связной речи в старшей группе на тему: «Одежда. Поможем Буратино».
Цель: создание условий для совершенствования лексико- грамматического строя речи по теме «Одежда».
Задачи:
I. Коррекционно-образовательные:
1. Закреплять и расширять представления об одежде, ее назначении и частях, материалах, из которых она изготовлена.
2. Упражнять в образовании относительных прилагательных от существительных через игру с мячом.
3. Упражнять в правильном образовании существительных с уменьшительно-ласкательным значением через игровое упражнение «Развесим одежду».
4. Закреплять и развивать умение составлять описательный рассказ по мнемотаблице.
5. Обогащать словарь новыми словами: ателье, модельер, демисезонная, воротник, манжет, оборки.
II. Коррекционно-развивающие:
Развивать у детей:
- речевую активность, диалогическую речь через вопросы-ответы в беседе.
- творческое воображение в процессе изобразительной деятельности.
- зрительное и слуховое внимание.
- мышление, коммуникативные способности, осуществлять контроль над автоматизацией поставленных звуков в речи.
- умение согласовывать речь с движением, общую и мелкую моторику через выполнение игровых упражнений.
III. Коррекционно-воспитательные:
1. Формировать у детей навыки сотрудничества, самоконтроля, доброжелательности.
2. Воспитывать умение работать и играть в коллективе.
3. Воспитывать бережное отношение к одежде.
Технические условия: программа Microsoft PowerPoint
Используемое оборудование: мультимедийное оборудование (экран, проектор, музыкальный проигрыватель).
Материал к уроку (мероприятию с детьми, занятию):
для педагога: костюм Буратино, указка, мяч, тазы с водой, конверты с заказами, мнемотаблицы для составления описательного рассказа об одежде.
для детей: кукольная одежда из ткани и из бумаги по количеству детей, карандаши, фломастеры, восковые мелки по количеству детей.
Время мин | Элементы методической структуры мероприятия с детьми (занятия) | Наглядный дидактический материал (скриншоты интерактивной доски, слайды презентации и т.д.) | Содержание этапов занятия | Ожидаемый результат использования дидактического материала на каждом этапе мероприятия с детьми (занятия) | |
Скриншот/слайд | Действия учителя-логопеда | Действия воспитанников | |||
1-2 мин. | I. Вводная часть Вызвать у детей положительный эмоциональный настрой | - | Приветствует детей. | Встают в круг для приветствия. | Создание атмосферы психологической безопасности и готовности дошкольников принять предложенные задачи. |
18 мин | II. Основная часть - создание проблемной ситуации. Сюрпризный момент: появление героя Буратино. | К детям выходит герой Буратино, после беседы с детьми об одежде, он просит о помощи. В течение всего занятия герой является его участником, стимулирует мыслительную и речевую деятельность детей, а также создает эмоциональной настрой. | Учитель-логопед создает мотивационную ситуацию, которая помогла обозначить проблему, требующую решения - у воспитанников появилась заинтересованность в предстоящей деятельности (помочь Буратино). Задает вопросы, стимулирующие мыслительную и речевую деятельность детей, поощряет речевую активность детей. | Дети выдвигают гипотезы, предлагают способы решения проблемы, опираясь на имеющиеся знания и опыт. | Создается проблемно-ориентированная ситуация. Развивается диалогическая речь. |
- практическое выполнение заданий, направленных на решение поставленной проблемы. Игра «Скажи ласково» | Задание 1 | Учитель-логопед предлагает детям обратить внимание на одежду Буратино и акцентирует, что она изготовлена из бумаги. Задает вопросы, стимулирующие познавательную активность детей. | Дети выдвигают предположение, что бумажная одежда – непрочная, а одежда, изготовленная из ткани – прочная. | В ходе познавательно-исследовательской деятельности сделают вывод о том, что бумага в воде намокает и рвется, а ткань намокает, но сохраняет свою целостность. | |
Задание 2. | Учитель-логопед дает развернутый образец ответа: «Я вешаю курточку». Предлагает детям взять кукольную одежду, повесить ее на веревку сушиться, правильно называя существительные с уменьшительно-ласкательным значением Задает вопросы, стимулирующие познавательную активность детей. | Дети, опираясь на образец учителя-логопеда, развешивают одежду на веревку, составляя предложения по образцу. | Дети закрепят навык образования сущ-х с уменьшительно-ласкательным значением, составляя с ними предложения. | ||
Игра в кругу с мячом. - логоритмическое упражнение «В магазин мы пойдём » - предупреждение утомления, снятие напряжения. | Задание 3. | Учитель-логопед через игру с мячом предлагает вспомнит, из какого материала может быть изготовлена одежда и как она будет называться. Например, шуба из меха, она какая? - Это меховая шуба. Оказывает эмоциональную поддержку и помощь ребятам, которые затрудняются. | Дети по очереди выполняют игровое упражнение. | Дети закрепят умения образовывать относительные прилагательные от существительного по типу шелк – шелковый. | |
- | Совместно с детьми выполняет движения со словами. | Дети произносят текст и выполняют движения. | У детей снимется напряжение, утомление, они смогут правильно выполнять движения в соответствии со словами. | ||
- продолжение практического выполнения заданий, направленных на решение поставленной проблемы. Игровое упражнение «Ателье» Составление описательного рассказа об одежде. | Задание 4. | Учитель-логопед предлагает детям разделиться на команды по три человека (деление на группы осуществляется ненавязчиво, с учетом индивидуальных особенностей детей и степени их успешности). Перед началом работы детей в подгруппах напоминает правила поведения и взаимного уважения. Формирует у детей навыки сотрудничества, умение работать в коллективе. Стимулирует взаимодействие детей в достижении результата. | Дети делятся на команды в зависимости от того какого цвета был у ребенка квадрат. Дети собирают разрезные картинки, при необходимости пользуются образцом на оборотной стороне конверта. Вспоминают названия элементов одежды: воротник, манжеты, карманы и т.д. | У детей продолжит развиваться зрительно-пространственное восприятие и представление; зрительное внимание. А также дети закрепят и расширять словарь по теме «Одежда». | |
Задание 5. На слайде представлена мнемотаблица для составления описательного рассказа об одежде. | Учитель-логопед дает образец составления описательного рассказа с опорой на мнемотаблицу, акцентируя внимание на том, что нужно отвечать полными предложениями. Задает вопросы, стимулирующие мыслительную и речевую деятельность детей, поощряет речевую активность детей. Первым составить рассказ было предложено ребенку с более высоким уровнем речевого развития, с целью оказания помощи детям с повышенной тревожностью и более низким уровнем речевого развития. Их рассказ являлся своеобразным образцом, на который они могли ориентироваться. Оказывает эмоциональную поддержку и помощь. Задает вопросы, стимулирующие познавательную активность детей. | Один из детей от каждой команды, опираясь на мнемотаблицу, составляет описательный рассказ об одежде. Остальные дети при необходимости помогают в составлении описательного рассказа, активизируют имеющиеся знания по теме «Одежда». | Дети закрепят навык составления описательных рассказов с опорой на мнемотаблицу. | ||
Создание эскизов одежды | - | Учитель-логопед предлагает детям на время стать модельерами и создать свой эскиз одежды. Детям был предложен выбор шаблонов одежды и материала (карандаши, фломастеры, мелки, штампы). Совместно с Буратино задает вопросы о том, эскиз какой одежды создает каждый ребенок. Оказывает эмоциональную поддержку каждому ребенку, отмечает интересные элементы одежды и выбор цвета. | В процессе изобразительной деятельности создают свои эскизы одежды для Буратино. | Осознают себя как участника творческого познавательного процесса. | |
2 мин. | III. Заключительная часть Помочь детям убедиться, что проблема решена Подведение итогов занятия, рефлексия. | На слайде представлены мнемоквадраты, которые символизируют этапы занятия. | Учитель-логопед совместно с буратино благодарит детей за за то, что они помогли герою узнать много нового об одежде. Учитель-логопед подводит итоги занятия. Использование приема мнемотехники, позволило детям легче систематизировать полученный на занятии знания, подвести итог и оценить свою деятельность. Выслушивает ответы детей, уточняет их. Положительно оценивает их деятельность. | Дети анализируют свою деятельность, делают выводы. | Дети смогут проанализировать свою деятельность и систематизировать поученные на занятия знания. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект логопедического занятия по формированию лекико-грамматических представлений и развитию связной речи в старшей группе на тему: ЗИМА
1. Активизация словаря имён существительных, прилагательных, глаголов по теме «Зима». 2. Учить составлять творческий рассказ, используя в речи предложения разных типов. 3. Обучение связности и логично...
Конспект открытого занятия по формированию лексико-грамматических представлений и развитию связной речи в старшей группена тему: «Зима. Дикие животные зимой».
Конспект открытого занятия по формированию лексико-грамматических представлений и развитию связной речи в старшей группена тему: «Зима. Дикие животные зимой». Цель: развитие лексико-граммат...
Методическая разработка "Перспективный тематический план занятий по формированию лексико-грамматических представлений и развитию связной речи в старшей группе для детей с ОНР".
Эффективность коррекционной работы с детьми с ОНР по формированию лексико-грамматических представлений и развитию связной речи определяется четким планированием занятий, которое предполагает актуально...
Конспект логопедического занятия по формированию лексико-грамматических представлений и развитию связной речи в старшей группе для детей с ОНР по теме «Одежда».
Цель: актуализация коммуникативных возможностей детей с общим недоразвитием речи в ходе изучения темы «Одежда».Задачи: Коррекционно - образовательныеЗакрепление представлений об одежд...
Конспект логопедического занятия по формированию лексико-грамматических средств языка и связной речи в старшей группе для детей с ОНР. Тема: «Одежда»
Задачи: Активизировать, уточнить и расширить словарный запас по лексической теме «Одежда».Закрепить навык словообразования и словоизменения.Формировать умения различать по назначению, мате...
Занятие по формированию лексико-грамматических средств языка и связной речи в старшей группе компенсирующей направленности Тема: «Продукты питания»
Цель: закрепление знаний и словаря по теме.Коррекционно - образовательные задачи: закрепить и активизировать знания детей по теме «Продукты питания». Закрепить знания о классифик...
Конспект открытого занятия по формированию лексико-грамматических представлений и развитию связной речи в старшей группе на тему: «Зима. Дикие животные зимой».
Конспект с элементами нейро-гимнастики...